Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность бизнеса: отношение власти и общества'

Корпоративная социальная ответственность бизнеса: отношение власти и общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1985
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ / БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Е.В.

Проблема социальной ответственности бизнеса, его участия в социальном развитии территории в условиях глобализации и современной социально-экономической ситуации России приобретает все большую актуальность. Одним из ключевых факторов успешности корпоративной социальной ответственности является эффективное взаимодействие бизнеса, власти и общества. Анализируется один из аспектов этого взаимодействия, а именно отношение власти и общества к корпоративной социальной ответственности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность бизнеса: отношение власти и общества»

УДК 330.101.2

корпоративная социальная ответственность бизнеса:

отношение власти и общества

е. в. смирнова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры доциальной работы Е-mail: cmirnov@front.ru

ставропольский государственный университет

Проблема социальной ответственности бизнеса, его участия в социальном развитии территории в условиях глобализации и современной социально-экономической ситуации России приобретает все большую актуальность. Одним из ключевых факторов успешности корпоративной социальной ответственности является эффективное взаимодействие бизнеса, власти и общества. Анализируется один из аспектов этого взаимодействия, а именно отношение власти и общества к корпоративной социальной ответственности бизнеса.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность бизнеса, взаимоотношения власти, бизнеса и общества.

Проблемы корпоративной социальной активности и ответственности бизнеса в российской социально-экономической теории и практике приобретают все большую актуальность и уверенно занимают свое место среди наиболее обсуждаемых. Но если для многих зарубежных компаний социально ответственная деятельность давно стала неотъемлемой частью бизнеса, то в России это явление новое и развивающееся.

Если бизнес нацелен на устойчивое и долгосрочное развитие, на повышение инвестиционной привлекательности и улучшение репутации, на взаимовыгодное партнерство с властью и обществом, то социальная ответственность — обязательный атрибут такого бизнеса.

Кроме того, современная социально-экономическая ситуация в стране и регионах сегодня такова, что эффективное решение широкого спектра социальных

проблем возможно только при консолидации усилий власти, бизнеса и общества. В свою очередь, межсекторальные взаимоотношения во многом являются основой для эффективного развития корпоративной социальной ответственности (КСО) бизнеса.

В связи с новизной проблемы активного участия российского бизнеса в жизни общества и решении социальных проблем не утихают споры о роли и месте социальной ответственности, должного отношения к ней представителей самого бизнеса, властных структур и общественности.

Обращаясь к истории, отметим, что в США, Великобритании, Японии и Германии концепция социально ответственного бизнеса стала формироваться в конце 1960-х гг. и в начале 1970-х гг. В наиболее общем виде она сводится к тому, что бизнес должен заботиться не только о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и сам разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, а также в охране окружающей среды.

В России всерьез заговорили о социальной ответственности бизнеса после того, как Президент России В. В. Путин обратил особое внимание на эту проблему: «Социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ», — говорится в Послании Прези-

дента России Федеральному Собранию Российской Федерации (2006 г.) [7].

В следующем Послании (2007 г.) Президент РФ в числе стратегических планов страны наряду с укреплением роли России в международных делах, борьбой с коррупцией и терроризмом отметил необходимость формирования дееспособного гражданского общества и становления свободного и социально ответственного предпринимательства [8].

Отметим, что широкое использование формулировки «социальная ответственность бизнеса» началось после расширенного заседания правления Торгово-промышленной палаты РФ в декабре 2003 г. Тогда президент ТПП России Е. Примаков отметил, что, требуя от власти уничтожения административных барьеров, бизнес отдает себе отчет в необходимости участия в обновлении медицинских учреждений, развитии наукоемких отраслей, с которыми государству в одиночку не справиться. Бизнес-сообщество готово участвовать в развитии трудовых отношений, борьбе с бедностью, безнадзорностью детей, в стабилизации экологической ситуации и спасении памятников архитектуры.

Хотя федеральное законодательство до сих пор никак не регламентирует социальную ответственность, Президент РФ Д. А. Медведев в 2010 г., говоря о бизнесменах, «которые без всякой саморекламы, что, может быть, особенно важно, поддерживают дома ребенка, интернаты, вкладывают деньги в детский спорт и досуг», отмечает, что для поддержки социальных инициатив бизнеса «мы уже не первый год совершенствуем законодательство о благотворительной деятельности, однако проблемы в этой сфере остаются» [6].

Таким образом, актуальность, востребованность и необходимость поддержки этой деятельности со стороны государства не вызывает сомнений, проблему социальной ответственности бизнеса и его активного участия в решении социальных проблем территории пребывания власть не выпускает из своего поля зрения, считая ее сложным феноменом, формирование и развитие которого является важным стратегическим приоритетом социально-экономического развития современной России.

Социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Мировой опыт показывает, что социальная ответственность бизнеса вызревает по мере развития и бизнеса, и общества. В этом процессе четко различаются несколько стадий зрелости КСО.

Первая стадия из них связана с накоплением капитала и личностью, стоящей во главе бизнеса, которая претендует на распоряжение ресурсами, на льготы и преференции, управление более слабыми, и что немаловажно, на уважение к себе со стороны слабых и зависимых. Именно противоречие между формирующейся потребностью в общественном признании и его отсутствием движет развитие бизнеса по направлению к социальной ответственности. Г. Л. Тульчинский [10] называет эту стадию героическим периодом торжества «сильных личностей» — победителей в «войне всех против всех» за первоначальное накопление капитала.

Вторая стадия — стадия служения. На этом этапе главной проблемой становится самооправдание бизнеса перед обществом — в глазах государства, всех граждан. Обычно именно на этой стадии развиваются спонсорство, патронаж, благотворительность. Бизнес ищет общественного признания и уважения, демонстрируя свои возможности преимущественно с помощью шумных мероприятий, вкладывания средств в проекты, имеющие широкий резонанс. Но одноразовые акции не приносят долговременного результата, а за счет непрофильных трат снижается эффективность бизнеса.

И, наконец, третья стадия — стадия партнерства, когда бизнес переходит от самооправдания к развитию конструктивных социальных связей — социально ответственному партнерству, позиционированию бизнеса в социальной среде и в обществе в целом. Основным и наиболее эффективным инструментом социальной ответственности на этой стадии становятся социальные инвестиции, способствующих оптимизации условий развития бизнеса и бизнес-процессов.

Проблематика социальной ответственности затрагивается представителями и власти, и бизнеса. Однако каково понимание социальной ответственности жителями России, кто, на взгляд наших сограждан, является ее носителями? Вопрос не праздный. В поисках ответа автор обобщила результаты собственных исследований и результаты вторичного анализа исследований, проводимых Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ), Институтом экономики города и Российским союзом промышленников и

предпринимателей. По данным этих исследований, отношения общества и бизнеса в нашей стране складываются совсем непросто.

По большинству позиций ожидания населения расходятся с теми действиями, которые осуществляют крупные российские бизнесмены и корпорации. В то время, как россияне ожидают от бизнеса существенных вложений в социальную сферу, большинство компаний, по мнению опрошенных, стремятся ограничиться только видимостью социальной ответственности, прежде всего меценатской деятельностью, воспринимаемой большинством наших соотечественников скорее как подачка, пиаровская акция, нежели как исполнение бизнесменами своего долга перед обществом.

Является ли российский бизнес социально ответственным? 61 % опрошенных лиц ответили на этот вопрос отрицательно: российский бизнес таковым не является. Противоположной точки зрения придерживаются лишь 29 %. «Защитниками» бизнеса выступают в основном молодежь (18—34 года) и лица с высокими доходами. «Средний класс» как по доходам, так и по возрасту настроен к бизнесу и его социальным программам наиболее скептически.

Рассматривая влияние крупного российского бизнеса на жизнь страны, 62 % наших соотечественников находят это влияние позитивным и только 15 % — негативным.

Итак, можно с уверенностью констатировать, что в целом отношение к социальной ответственности бизнеса довольно скептическое. Однако в сознании россиян разделена оценка социальной

ответственности российских компаний и корпораций с их значением для страны в целом.

Важным аспектом в формировании отношения к корпоративной социальной ответственности является восприятие россиянами конкретных участников рынка. Газета «Труд» и Агентство политических и экономических коммуникаций на протяжении нескольких лет составляют рейтинг социальной ответственности российских компаний. Основываясь на этих и других данных [2, 5, 9], ряд представителей российского бизнеса можно по праву назвать лидерами этой сферы (табл. 1).

Список социально ответственных компаний уже традиционно возглавляют компании «ЛУКОЙЛ» и «Газпром». В десятке лидеров большинство предприятий топливно-энергетического и металлургического комплексов, причем замыкают ее банки. Исключением в 2009 г. стали две компании — «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» и «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг». Основным акционером (около 40 % акций) компании «Вимм-Билль-Данн» в это время был Deutsche Bank Trust Company Americas. «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» принадлежит Philip Morris International. Выходит, наибольшую социальную активность в России проявляют либо предприятия топливно-энергетического и металлургического комплексов, либо иностранные компании, работающие на территории нашей страны.

Интересны данные сравнительного анализа, позволяющие проследить динамику изменения отношения россиян к корпоративной социальной ответственности крупного бизнеса.

Таблица 1

Рейтинг социально ответственных российских компаний в 2009—2011 гг.

Место в рейтинге 2009 2010 2011

1 «ЛУКОЙЛ» «Газпром» «ЛУКОЙЛ»

2 «Газпром» «ЛУКОЙЛ» «Газпром»

3 «Вим-Билль-Данн Продукты Питания» «Норильский Никель» Роснефть

4 «Норильский Никель» Новолипецкий металлургический комбинат ТЭК — ВР

5 «НоваТЭК» «Транснефть» Сургутнефтегаз

6 «Транснефть» «НоваТЭК» Новолипецкий металлургический комбинат

7 «Татнефть» «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» «Транснефть»

8 «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Концерн «Энергоатом» «Норильский Никель»

9 Новолипецкий металлургический комбинат Банк ВТБ Башнефть

10 Альфа-Банк ржд Банк ВТБ

Таблица 2

Участие представителей крупного бизнеса в решении социальных проблем региона (города, области): реальное и желательное положение дел, %

№ п/п Проблема согласно опросу общественного мнения Бизнес реально участвует... Бизнес должен участвовать.

1 Создание новых рабочих мест 24 65

2 Предоставление дополнительного «социального пакета» работникам своих предприятий (медицинское, пенсионное страхование, детские сады, ясли, дома отдыха и др.) 8 33

3 Строительство городских социальных объектов (детские сады, школы, больницы, спортивные сооружения) 15 24

4 Финансирование научных и образовательных проектов (гранты, стипендии) 7 9

5 Благоустройство города, поселка (строительство дорог, вывоз мусора, озеленение) 16 19

6 Улучшение систем транспорта и связи 10 6

7 Осуществление специальных программ (борьба со СПИДом, наркоманией, беспризорностью) 7 6

8 Решение экологических проблем 9 5

9 Меценатство (помощь театрам, картинным галереям, отдельным деятелям культуры и искусства) 12 5

10 Проведение культурных, спортивных мероприятий 20 3

11 Восстановление и строительство религиозных сооружений 12 2

12 Затрудняюсь ответить 14 7

Анализируя динамику социальной активности нескольких компаний, имеющих высокий рейтинг на протяжении последних лет, можно сделать вывод о том, что большинство лидеров рейтинга после падения уровня социальной активности в 2010 г. (что можно связать с мировым финансовым кризисом) восстанавливают свои позиции в 2011 г. Отрадно, что актуальность корпоративной социальной активности для этих компаний не теряет своей актуальности.

Таким образом, в последние годы определились явные лидеры в сфере социальной активности. Необходимо отметить укрепление их позиций, произошедшее в течение последних лет, — увеличиваются доли опрошенных, считающих их социально ответственными. И параллельно с этим растет доля респондентов, для которых социальная ответственность не является обезличенной, а приписывается конкретным компаниям — участникам рынка. Это позволяет сделать вывод о том, что россияне конкретизируют свои представления о социальной ответственности.

Важным аспектом исследования общественного мнения россиян [11] о КСО бизнеса является сравнительный анализ взглядов россиян на социальные проблемы, в решении которых крупный российский бизнес должен принимать участие и реально это делает(табл. 2).

Социальная ответственность бизнеса для россиян выражается в активном участии бизнеса

в решении социальных проблем. Более того, наши соотечественники ждут от бизнеса решения проблем прежде всего в сфере его непосредственной ответственности, а уж затем участия в решении вопросов, находящихся в компетенции региональных и муниципальных органов. Среди приоритетных направлений участия крупного бизнеса в решении социальных проблем региона (города, области) россияне называют создание новых рабочих мест — 65 %, предоставление дополнительного «социального пакета» работникам своих предприятий — 33, участие в строительстве городских социальных объектов — 24, благоустройстве городов, поселков — 19 % [12].

Ожидания россиян в отношении таких проблем, как создание новых рабочих мест и улучшение социальных условий на предприятиях, существенно (в 3—4 раза) расходятся с оценками реального положения дел в соответствующих сферах и областях. И наоборот, отмечается активная роль бизнеса в таких важных, но неприоритетных для большинства россиян областях, как проведение культурных, спортивных мероприятий — 20 %, восстановление и строительство религиозных сооружений — 12 %. Ожидают же от бизнеса работы в этих направлениях лишь 3 и 2 % соответственно.

Несмотря на актуальность проблем борьбы с кризисом системы науки и образования, наркоманией, беспризорностью, наличием экологических уг-

роз в целом ряде регионов, россияне, тем не менее, не отмечают эти позиции в качестве приоритетных для крупного бизнеса (очевидно, считая, что эти общенациональные проблемы нельзя перекладывать на плечи бизнесменов).

В заключение следует отметить, что в настоящее время корпоративная социальная ответственность становится все более актуальной темой в современной России в связи с тем, что социальные преобразования в обществе успешны тогда, когда в них сознательно и ответственно участвуют наиболее значимые силы, к которым, бесспорно, относятся власть, бизнес и общество. Оправдывая ожидания друг друга, выстраивая взаимодействие на принципах социального партнерства, они могут обеспечить стабильное поступательное развитие нашей страны.

Список литературы

1. Доклад о социальных инвестициях в России в 2008 г. М., 2008.

2. Итоговый рейтинг социальной ответствен-нгости бизнеса в 2010 году // Труд. 23.12.2010.

3. Как заставить социальные инвестиции работать на ваш бизнес. М.: АКОС, 2007.

4. КричевскийН. А., Гончаров С. Ф. Корпоративная социальная ответственность. М., 2008.

5. Орлов Д., Маракушина А. Рейтинг социальной ответственности российских компаний в августе 2009 года. URL: http://www. advertology. ru.

6. Послание Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. Федеральный выпуск № 5350 (271). 01.12.2010.

7. Послание Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. Федеральный выпуск № 4063.

11.05.2006.

8. Послание Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. Федеральный выпуск № 4353.

27.04.2007.

9. Рейтинг социальной ответственности российских компаний за 2011 год. URL: www. apsc. ru.

10. ТульчинскийГ. Л. Бизнес в России. Проблема социального признания и уважения. М.: Вершина, 2006. С. 63—64.

11. Социальная ответственность бизнеса в интерпретации респондентов ВЦИОМ / URL: www. vremya. ru /2004/113.

12. Яковлева Е. Нельзя комфортно жить в нищей стране. URL: www. rg. ru/2004/07/09/ socotvetstvenost. html.

«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail:post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.