Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ'

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ(НЕФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / СТАНДАРТЫ ОТЧЕТНОСТИ / РЕЙТИНГ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шацкая И.

Инструментом, демонстрирующим уровень социальной ответственности бизнеса, является социальная отчетность или corporate sustainability reporting, т.е. корпоративная отчетность в области устойчивого развития.Публикация социальных отчетов позволяет компаниям улучшать деловую репутацию, повышать лояльность общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ»

Формирование среды, способствующей ведению здорового образа жизни, включает в себя развитие спортивной инфраструктуры и создание рекреационных зон, повышение доступности для населения услуг по профилактике воздействия факторов риска, социальную поддержку малообеспеченных слоев населения.

Безусловно, решение задачи по изменению «вредных» поведенческих установок, таких как курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, низкая физическая активность, требует выработки на национальном уровне стратегии и плана действий, направленных на сохранение здоровья населения и сокращение негативного воздействия факторов риска. Однако такие документы не должны оставаться формальной декларацией некоего набора целей по охране здоровья населения. Эти концептуальные документы должны подкрепляться конкретными программами, мероприятиями и иметь ресурсную базу, а также поддерживаться политической волей и приверженностью руководства, ответственного за реализацию таких программ на всех уровнях - от федерального до местного. Причем в данном случае исключительно важна роль местных сообществ и муниципальных органов власти, которые лучше других информированы о положении дел в области охраны здоровья конкретных групп населения.

E. KISELEVA, senior specialist of the Institute for Complex Strategic Studies

BEHAVIORAL RISK FACTORS AND HEALTH OLDER POPULATION

The author compares the prevalence of behavioral risk factors among older persons in Russia and European countries, and formulates recommendations for the prevention of risk factors. In particular, it proposes to develop a proactive policy to reduce the negative impact of behavioral risk factors, which include information on behavioral risk factors and ways to overcome them, the formation of new behaviors that reduce the prevalence of risk factors, the formation of an environment conducive to healthy lifestyles.

Keywords: behavioral risk factors, healthy lifestyles, health, older population, the negative impact, physical activity.

И. ШАЦКАЯ, кандидат экономических наук, научный сотрудник ИЭ РАН

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Инструментом, демонстрирующим уровень социальной ответственности бизнеса, является социальная отчетность или corporate sustainability reporting, т.е. корпоративная отчетность в области устойчивого развития. Публикация социальных отчетов позволяет компаниям улучшать деловую репутацию, повышать лояльность общества к

выпускаемой продукции, а также, в конечном итоге, увеличивать значения итоговых финансовых показателей.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социальная (нефинансовая) отчетность, стандарты отчетности, рейтинг компании.

Эволюция общественных отношений, социально-политического устройства и экономической мысли приводит к тому, что постепенно и в разной последовательности мировые державы перешагивают на новую ступень социально-экономического развития. Согласно теории постиндустриального общества, залогом современного общественного прогресса служит быстрое технологическое развитие, основанное на превращении науки в непосредственную производительную силу, а мерой такого прогресса выступает становление всесторонне развитой личности и расширение творческих возможностей человека1. На микроуровне влияние постиндустриальной модели выражается через внедрение, активацию и распространение механизма социальной ответственности и социального партнерства. Более того, социальная ответственность бизнеса приобретает роль основного фактора долгосрочного успеха любой предпринимательской структуры на рынках постиндустриального типа. При этом иллюстратором, демонстрирующим степень эффективности функционирования данного фактора, становится социальная отчетность предприятий.

Согласно определению, приведенному Всемирным бизнес-советом по устойчивому развитию (WBCSD), социальная отчетность - это добровольная презентация информации о социальной, экономической и экологической результативности за определенный период деятельности компании, стандартизированной в соответствии с одной из систем показателей результативности и представляемой в публичном доступе всем заинтересованным сторонам.

В отечественной интерпретации под социальной отчетностью чаще всего понимают публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

Нужно отметить, что само понятие «корпоративная социальная отчетность» используется преимущественно в российской практике, в то время как за рубежом употребляется термин corporate sustainability reporting, т.е. «корпоративная отчетность в области устойчивого развития».

В целях улучшения деловой репутации, повышения лояльности общества к выпускаемой продукции, а также, в конечном итоге, роста итоговых финансовых показателей, зарубежные компании приняли решение выпускать «нефи-

1 Иноземцев В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учеб. пособие. М.: Логос, 2000.

нансовые отчеты» около 20 лет назад. В основу первых стандартов составления корпоративных отчетов были положены показатели работы нескольких крупнейших компаний. Одновременно с этим, инвестиционные фонды США и Великобритании при формировании своих портфелей начали учитывать уровень социальной ответственности компаний-эмитентов ценных бумаг. Именно в то время - 1980-1990-е гг. - появились фондовые индексы для вложений в социально ориентированные компании.

Согласно исследованию аудиторской компании KPMG, только в 2005 г. из 250 крупнейших мировых компаний 52% составили представители социально-ответственного бизнеса.

Статистический обзор преимуществ публикации социальных отчетов позволяет привести следующие данные.

Так, согласно исследованию MORI (Международного института исследований рынка и общественного мнения), в 1998 г. 30% британцев покупали продукцию компаний, которые считались социально ответственными, а 28% - бойкотировали продукцию социально безответственных производителей. Годом позже американская Conference Board привела данные, согласно которым у компаний, реализующих концепцию социальной ответственности, доход на инвестированный капитал на 9,8% выше, чем у игнорирующих ее конкурентов, доход с активов больше на 3,55%, прибыль - на 63,5%2.

В России внедрение практики публикации социальных отчетов происходило несколько позднее - в XXI в. Так, в 2001 г. свою социальную отчетность представили всего две компании, в 2003 г. - пять. А по итогам 2005 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Агентство социальной информации насчитали уже более 20 таких компаний, среди которых "Газпром", ЛУКОЙЛ, Shell, ТНК-BP, РАО "ЕЭС России", "Сибнефть", "Русал", "Норильский никель" и др. К компаниям постепенно начали присоединяться и кредитные организации: одним из первооткрывателей КСО на российском рынке стал банк "Уралсиб", за ним Альфа-банк и ФИА-банк.3

На сегодняшний день мировая практика корпоративной социальной ответственности достигла того уровня развития, что корпоративная социальная отчетность запрашивается на законных основаниях соответствующими государственными органами в таких странах, как Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Франция и Великобритания. В России социальная отчетность представляется на добровольной основе.

Существует два базовых подхода к составлению отчетности, которые используются сегодня компаниями по всему миру.

2 Дмитриева Е. Корпоративная социальная отчетность. // Экономический еженедельник «Коммерсантъ-Деньги». 19.03.2007.

3 Там же.

Первый подход, который на сегодняшний день считается самым распространенным, — это предоставление нестандартизированного отчета. Данный отчет составляется в свободной форме, т.е. отражение тех или иных показателей деятельности в отчете полностью остается на усмотрении предприятия. Такой подход дает возможность самостоятельно определить объем и набор отражаемых данных и, следовательно, предоставляет большую свободу как с точки зрения содержания отчета, так и в плане ресурсов, которые предприятие готово выделить на подготовку отчета. Отчет в свободной форме может быть целесообразен для компаний, которые только начинают реализовывать программы устойчивого развития (экономическая, экологическая и социальная устойчивость) и отчитываться за них.

Второй подход - это применение стандартов, рекомендованных сторонними организациями, для составления и оценки отчетности. На сегодняшний день, распространение получили следующие базовые взаимодополняющие направления стандартизации социальной отчетности: руководства GRI по составлению отчетности (GRI Guidelines), система АА1000 (АА1000 Assurance Framework). Каждый из этих стандартов используется ведущими компаниями мира. Принципиальное отличие этих документов от стандартов серии ISO и SA заключается в том, что самым важным элементом социально-этической отчетности или отчетности в области устойчивого развития является взаимодействие с «заинтересованными сторонами», общественностью (стейкхолдерами - stakeholders).

GRI — это независимый институт, задачей которого является разработка и распространение применимого в международном масштабе Руководства по составлению отчетности в области устойчивого развития бизнеса (руководство GRI). Система GRI была создана в 1997 г. Коалицией за экологически ответственный бизнес (The Coalition for Environmentally Responsible Economies, CERES) в партнерстве с Программой ООН по окружающей среде (United Nations Environmental Programme, UNEP) для того, чтобы повысить качество, строгость и полезность отчетности в области устойчивого развития4. Инициативу поддержали и приняли в ней активное участие представители бизнеса, некоммерческих групп защиты интересов, организаций, специализирующихся в области учета, профсоюзов, инвесторов и многих других групп и организаций. Данное руководство предназначено для добровольного использования организациями в целях предоставления отчетности об экономических, экологических и социальных аспектах их деятельности. GRI предусматривает участие международных представителей бизнеса, аудита, инвестиционного сообщества, экологических, правозащитных, исследовательских и профсоюзных организаций.

4 Информация взята из русскоязычного варианта Руководства по отчетности в области устойчивого развития // www.nccg.ru

В январе 2004 г. в Москве был официально представлен вариант руководства GRI на русском языке.

В стандарте GRI отмечается, что любая организация может использовать его в качестве неформального пособия или осуществлять рекомендации Руководства поэтапно. С другой стороны, организация может избрать более сложный уровень подготовки отчета, обеспечивающий отчету статус «в соответствии». На этом уровне отчетности открытость является тем механизмом, который позволяет обеспечить баланс между необходимой гибкостью и сопоставимостью отчетов различных организаций.

Руководство представляет собой четыре группы документов:

• основное руководство по составлению отчетности в области устойчивого развития бизнеса («Руководство»);

• отраслевые приложения;

• рекомендации по выпуску отчетности;

• технические протоколы.

Руководство разделено на три направления: экономическое, экологическое и социальное. Все прочие документы в комплекте GRI служат для внесения дополнений в отчетность и не являются обязательными.

Система АА1000 (АА1000 Framework) была разработана британским Институтом социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical Accountability ) в 1999 г. Стандарт предназначен для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций и предоставляет компаниям процедуру и набор критериев, при помощи которых может быть осуществлен социальный и этический аудит их деятельности. Главной особенностью стандартов АА1000 является их ориентированность на процессы в области социальной ответственности (в отличие от GRI, которые предоставляет требования к набору показателей и качеству самой отчетности).

Кроме того, базовым принципом АА1000 является участие всех заинтересованных сторон в процессе совершенствования деятельности организации. Организации, использующие какую-либо часть стандартов АА1000, берут на себя обязательство:

1. выявлять и изучать оказываемое ими социальное, экологическое и экономическое воздействие и соответствующие показатели своей деятельности, а также мнение об этом заинтересованных сторон;

2. учитывать запросы и потребности заинтересованных сторон и соответствующим образом реагировать на них в политике и практической деятельности организации;

3. предоставлять заинтересованным сторонам отчет о своих решениях, действиях и их последствиях.

Основополагающим стандартом Системы АА1000 является AccountAbility 1000, определяющий процессы, через которые должна пройти организация, для того чтобы появилась возможность оценивать уровень ее социальной от-

ветственности. Стандарт представляет собой динамическую модель процесса постоянного улучшения показателей устойчивости. Основное предназначение стандарта — определение шагов для каждой стадии процесса с целью достижения общей эффективности.

В соответствии с АА1000 такими стадиями являются:

1. Планирование: организация определяет текущие ценности, цели и задачи в сфере социальной ответственности.

2. Учет: определены рамки процесса, собрана и проанализирована информация, установлены цели в плане эффективности действий, составлен план улучшений.

3. Отчетность и аудит: составлен отчет, процесс подготовки верифицирован аудиторской организацией, отчет представлен заинтересованным сторонам, получены мнения о данных, представленных в отчете.

4. Внедрение: в организации разработаны структуры и системы для поддержки процессов учета, отчетности и аудита и интеграции их в деятельность предприятия.

5. Вовлечение заинтересованных сторон: каждая из перечисленных выше стадий сопровождается обязательным вовлечением заинтересованных сторон в процесс.

В ходе верификации отчета по стандарту АА1000 аудиторская организация должна сформировать свое мнение на основе имеющихся фактов, которые предоставляет отчитывающаяся организация, и сравнить его с мнениями заинтересованных сторон.

Нужно отметить, что осуществление предпринимательской деятельности на базе принципов корпоративной социальной ответственности, а также наличие или отсутствие у нее социальной отчетности оказывает влияние на мнение рейтинговых агентств. Практически все ведущие рейтинговые агентства -Moody"s, Standard & Poor"s, Fitch и ведущие аудиторские компании -PricewaterhouseCooper, Ernst & Young - в своих отчетах и рекомендациях делают акцент на социальной ответственности бизнеса. К примеру, согласно методике присвоения рейтинга Standard & Poor s, прозрачность подразумевает обязательное раскрытие как финансовых, так и нефинансовых показателей. Далее, при наличии нефинансового отчета, производится анализ содержания раскрываемой информации, в ходе которого рассматриваются отчеты о социальной политике и о защите окружающей среды. Отсутствие или недостаточная полнота предоставленной компанией нефинансовой информации прямо сказывается на ее рейтинге5.

5 ОАО "Сибирьтелеком" получило не самый высокий рейтинг - «5». В кратком обосновании рейтинга корпоративного управления этой компании указывается на то, что отчетность компании по социальным и экологическим вопросам недостаточно структурирована и подробна в сравнении с международными стандартам.

Процесс составления социального отчета можно назвать трудоемким, к тому же период, затрачиваемый на обработку всей информации, используемой в ходе его составления, может занимать длительное время. Это одна из причин, по которой крупные компании выпускают отчет не раз в год, а реже (к примеру, раз в два года), что чаще всего становится еще одним фактором, занижающим рейтинг компании. По этой причине в настоящее время все большее распространение получают специализированные агентства, предоставляющие услуги консультантов по составлению социальной отчетности, которые проводят всю работу - от сбора информации о деятельности компании до приведения текста отчета в удобный для читателя вид.

Развитие и интенсификация мероприятий в рамках концепции социальной ответственности бизнеса становится неотъемлемой частью социально-экономической политики многих государств и затрагивает макро-, мезо- и микроуровень экономической системы. Эффективность реализуемого алгоритма многоуровневых институциональных преобразований зависит от уровня развития самого общества, его ориентированности на отношения социального партнерства и взаимоуважения.

Залогом стабильности социальной структуры общества в целом и ее корпоративной составляющей должна служить продуманная, ориентированная на долговременную перспективу стратегия, в рамках которой цели бизнеса тесно увязываются с жизненными интересами сотрудников компаний, их клиентов и общества в целом. Немаловажная роль при этом должна отводиться корпоративной социальной отчетности как ключевому информатору об уровне развития социальной компоненты.

I. SHATSKAYA, candidate of economic sciences, research officer

of the Institute of economics of the Russian Academy of sciences THE CORPORATE SOCIAL REPORTING

The tool, enable to demonstrate a level of social responsibility of business, is the social reporting or corporate sustainability reporting, i.e. the corporate reporting in the field of a sustainable development. The publication of social reports allows the companies to improve business reputation, to raise loyalty of a society to its production, and finally, to increase values of total financial indicators.

Keywords: corporate social responsibility, the social (not financial) reporting, reporting standards, a company rating.

И. ЗАГИДУЛЛИНА, 429

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.