Научная статья на тему 'Корпоративная система подготовки и повышения квалификации кадров в крупных компаниях'

Корпоративная система подготовки и повышения квалификации кадров в крупных компаниях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND TRAINING / КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / CORPORATE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / КОМПАНИЯ / КОРПОРАЦИЯ / CORPORATION / ПЕРСОНАЛ / PERSONNEL / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / КОРПОРАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CORPORATE COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Олег Борисович

Изложены предпосылки создания в крупных компаниях собственных корпоративных систем подготовки и повышения квалификации кадров, прежде всего, специалистов и руководителей. Это обусловлено наличием у крупных корпораций собственных, порой уникальных, политик, стратегий, целей и задач, а также спецификой организационно-технической и бизнес-деятельности. Система повышения квалификации в крупной корпорации показана на примере ОАО «Российские железные дороги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORPORATE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND TRAINING OF PERSONNEL IN A LARGE COMPANY

The article reveals the preconditions for creating corporate training systems and personnel development of specialists and managers in a large company. This is due to the fact that large companies have their own policy, strategies, scopes and objectives and they also have specific efficiency and business activities. Russian Rail Ways is used as an example of the corporate system of professional development and training of personnel in a large company.

Текст научной работы на тему «Корпоративная система подготовки и повышения квалификации кадров в крупных компаниях»

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37

О.Б. Иванов

Корпоративная система подготовки и повышения квалификации кадров в крупных компаниях

Изложены предпосылки создания в крупных компаниях собственных корпоративных систем подготовки и повышения квалификации кадров, прежде всего, специалистов и руководителей. Это обусловлено наличием у крупных корпораций собственных, порой уникальных, политик, стратегий, целей и задач, а также спецификой организационно-технической и бизнес-деятельности. Система повышения квалификации в крупной корпорации показана на примере ОАО «Российские железные дороги».

Ключевые слова: подготовка и повышение квалификации кадров, корпоративная система повышения квалификации, компания, корпорация, персонал, обучение, корпоративные компетенции.

Рассматривая обозначенную проблему, прежде всего, следует остановиться на вопросе: зачем же нужна внутрикорпоративная система повышения квалификации? Почему нельзя сразу воспользоваться знаниями и навыками выпускников университетов, бизнес-школ (включая самые престижные), а также специальных, профильных высших учебных заведений?

Потому что, как показывает практика, современная система университетского образования имеет серьезные недостатки. Нередко получаемые знания не имеют необходимой связи с реальной жизнью. Система перегружена преподавателями, которые не в состоянии идти в ногу со временем, в том числе и потому, что оторваны от запросов бизнеса, реальной практики. Их курсы базируются только на книжных знаниях.

Вузы, даже при хорошей общетеоретической подготовке, не дают набора знаний и компетенций, необходимых для обеспечения эффективного функционирования конкретного бизнес-процесса (причем как на уровне самой бизнес-единицы, так и на уровне всей бизнес-структуры) и, как следствие, выпускники не адаптированы к специальным потребностям компаний. В результате, происходит выпуск

© Иванов О.Б., 2014

122

Корпоративная система подготовки и повышения квалификации кадров

массы высокообразованных специалистов с ограниченным мышлением и далеких от практической реализации полученных знаний.

Несмотря на стандарты, программы довольно различны и требования к качеству образования выпускников разных учебных заведений также не одинаковы. Даже в профильных вузах подготовка ведется по различным программам и учебным планам. Программы также меняются во времени, знания актуализируются, и выпускники даже одного учебного заведения разных лет порой говорят «на разных языках». В образовательном процессе острой является проблема терминологических расхождений.

Кроме того, знания устаревают. Этим и обусловливается необходимость создания в компании собственной системы постоянного (непрерывного) повышения квалификации, причем всего контингента по синхронизированным программам. При разработке для различных категорий и уровней контингента собственных специальных программ они должны быть взаимоувязаны идеологически, методологически, технологически, терминологически.

Еще раз следует подчеркнуть, что внутрикорпоративное повышение квалификации должно быть непрерывным, своевременно реагировать на любые вызовы, изменения внешней среды, рыночной ситуации, международного и национального законодательства, отражать технологические, организационные, структурные изменения внутри компании. Кроме того, система повышения квалификации должна учитывать мировые тенденции, лучшую зарубежную практику и передовой отечественный опыт, а также внимательное изучение практики конкурентов.

Обращаясь к практике построения корпоративной системы подготовки и повышения квалификации кадров в крупной компании можно взять за образец организацию работы в указанной сфере ОАО «Российские железные дороги». В настоящее время в холдинге создана такая целостная система, которая охватывает все категории работников, учитывает запросы компании и ее бизнес-единиц, включает все формы обучения. При этом система продолжает развиваться и совершенствоваться.

Следует отметить, что если на уровне рабочих кадров и специалистов младшего звена она достаточно традиционна и консервативна, то для квалифицированных специалистов и руководителей всех уровней она многопрофильна, разнообразна и учитывает все современные тенденции.

Для создания эффективной и сбалансированной модели управления персоналом в ОАО «Российские железные дороги» сформирована система единых корпоративных требований к персоналу (ЕКТ), что является важнейшей идеологической составляющей и основой корпоративного управления компанией.

Система единых корпоративных требований состоит из четырех блоков: «корпоративные компетенции», «профессиональные компетенции», «потенциал и мобильность», а также «результативность и опыт работы».

123

Корпоративная система подготовки и повышения квалификации кадров

Первый блок — Модель корпоративных компетенций ОАО «РЖД» — это набор компетенций, знаний, полномочий, необходимых сотрудникам компании в различных сферах деятельности и на различных уровнях должностей для успешного выполнения функций, направленных на достижение компанией своих стратегических целей.

Корпоративные компетенции:

• определяют, как основные ценности бренда и стратегические приоритеты компании должны проявляться в профессиональной деятельности и поведении сотрудников;

• формируют единые корпоративные требования для всех сотрудников холдинга вне зависимости от сферы деятельности и с учетом должностного уровня;

• отражают повышение требований к управленческому стилю руководителей на различных уровнях с учетом возрастания компетенций в зависимости от расширения сферы деятельности и повышения ответственности по мере должностного роста.

Разработанная и официально принятая в ОАО «РЖД» Модель корпоративных компетенций компании представлена на рисунке 1.

Вторым блоком системы единых корпоративных требований является модель профессиональных компетенций. Она устанавливает и определяет области специальных знаний и навыков, которыми должны обладать работники для успешного выполнения своих функциональных обязанностей, реализации тактических решений и стратегических целей для обеспечения эффективной текущей деятельности компании, а также ее высокой конкурентоспособности на рынке.

Сюда относятся, в зависимости от целей, стоящих перед подразделением холдинга, и его потребностей различные виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировки.

Повышение квалификации направлено на развитие имеющихся или освоение новых компетенций, необходимых для профессионального развития специалистов и руководителей в рамках того же вида профессиональной деятельности в целях повышения ее эффективности.

Системная работа в указанном направлении проводится на основе ежегодно утверждаемых Плана переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов холдинга «РЖД», Плана дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов ОАО «РЖД» в вузах железнодорожного транспорта, Плана оказания консультационных услуг ОАО «РЖД» по тематике развития персонала, Плана повышения квалификации работников ОАО «РЖД» на базе АНО «Корпоративный университет ОАО «РЖД».

С целью закрепления на практике профессиональных знаний и умений проводятся стажировки, в ходе которых изучаются инновационные

124

Ценности Модель Корпоративные компетенции по уровням

компетенций Раоочне н специалисты Уровень 4 Руководители Уровень 3 Ру ков о д нтелн Уровень 2 Руководители Уровень 1

Профессиональные компетенции

Ком нетентность Способность к развитию

Мастерство Помощь в развитии Развитие сотрудников Управление развитием

К лненто-ор нентнрованность Ориентация на интересы клиентов Ориентация на интересы клиентов при организации работ Формирование системы работы с клиентами Внедрение культуры ориентации на клиента

Корпоративность н ответственность Ответственное мышление Рациональное мышление Системное мышление Стратегическое мышление

Работа в команде Формирование командно ста Обеспечение командной работы в компании

Целостность Нацеленност ь на результат

Качество н безопасность Работа с высоким качеством Управление исполнением Организация рабочего процесса Управление эффективн оетью

Обеспечение безопасности

Обновление Креативность н ннвов а цнонвост ь Инициативность Поддержка инициатив Формирование инновационной среды

Лидерство Способность К лидерству Лидерство как стиль руководства

Рисунок 1. Модель корпоративных компетенций ОАО «РЖД»

Корпоративная система подготовки и повышения квалификации кадров

Корпоративная система подготовки и повышения квалификации кадров

технологии подразделений холдинга «РЖД», передовых российских компаний, лучшая зарубежная практика, приобретаются и развиваются профессиональные и управленческие навыки.

В третьем блоке системы ЕКТ — потенциал и мобильность — собрана совокупность параметров, необходимых для успешного профессионального и карьерного роста работника. Прежде всего, это способность к обучению и развитию, творческое мышление, дисциплинированность, высокая самодисциплина, стремление к профессиональной карьере и продвижению в компании, морально-этические качества. Сюда же относится мобильность, готовность к переезду в случае кадрового назначения (что очень важно для системообразующего холдинга, имеющего почти 1,2 млн работников, обладающего сетью железнодорожных путей, превышающей 85 тысяч километров, расположенных в большинстве регионов страны).

Указанные критерии оцениваются исходя из интересов компании, самого работника и с учетом мнения непосредственного руководителя, для чего формируется специально подготовленный, структурированный набор вопросов. Измерение профессионального и интеллектуального потенциала сотрудника осуществляется на основе анкетирования и тестирования.

Четвертый блок единых корпоративных требований к персоналу включает такие параметры, как результативность и опыт. Здесь для оценки индивидуальных качеств, профессиональных характеристик и способностей сотрудника разработаны специальные индикаторы, определяющие уровень успешности работника в достижении результатов и целей его деятельности, решении задач, находящихся в сфере его ответственности. Кроме того, данный блок предполагает оценку квалификации, профессионального кругозора и опыта сотрудника, его управленческой практики.

Надо подчеркнуть, что важнейшим элементом компетентностного подхода является оценка руководителей на входе (до обучения) и на выходе — после завершения курса, что позволяет оценить эффективность пройденных программ и способности слушателя.

Таким образом, внедрение компетентностного подхода и системы единых корпоративных требований к сотрудникам холдинга являются важнейшим направлением в сфере управления персоналом.

Особое место в системе повышения квалификации в холдинге отводится Корпоративному университету ОАО «РЖД», который создан в 2010 году для обеспечения системы дополнительного корпоративного образования руководящих кадров и управленческого резерва в соответствии со «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» и «Стратегией развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года». Важно подчеркнуть, что деятельность Корпоративного университета ОАО «РЖД» строится с учетом методологии Международной ассоциации корпоративных университетов.

126

Корпоративная система подготовки и повышения квалификации кадров

Стратегическая цель его создания — повышение управленческой эффективности руководителей холдинга через решение следующих главных задач:

- обеспечение системного и планомерного развития руководителей, входящих в целевые категории;

- формирование единых подходов к управленческой деятельности у представителей целевых категорий;

- обучение формированию эффективных управленческих команд, работающих в ключевых направлениях деятельности холдинга;

- повышение уровня корпоративных компетенций и управленческих навыков в соответствии со спецификой бизнеса;

- формирование корпоративной культуры у руководителей целевых категорий, а также стиля управления, основанного в большей степени на лидерских качествах;

- создание высокопотенциального кадрового резерва и работа с ним;

- воспитание у руководителей всех уровней и ведущих специалистов компании креативного мышления и инновационных подходов в работе.

Особенностью и важным аспектом повышения квалификации кадров в Корпоративном университете является то, что обучение осуществляется по корпоративным целевым и индивидуальным программам. Слушатели проходят курсы корпоративного управления, стратегического планирования, управления ресурсами и бизнес-системами, предпринимательства, управления проектами и другие дисциплины, необходимые для современной эффективной управленческой деятельности. Особое место в системе отводится программе «Корпоративный лидер».

Сегодня именно Корпоративному университету отводится ключевая роль в построении на основе компетентностного подхода системы бизнесобразования руководителей в холдинге.

В настоящее время в целях расширения охвата контингента управленческого персонала компании корпоративным бизнес-образованием осуществляется построение и развитие региональной филиальной сети Корпоративного университета. На обучение в филиалы отбираются кандидаты из числа руководителей II уровня управления, показавшие лучшие результаты тестирования по корпоративным компетенциям, которое они проходят в специально организованных региональных центрах оценки и мониторинга персонала.

Данная оценка работников производится по единым критериям и стандартам, создаются объемные портреты, описывающие профессиональные, деловые и морально-этические характеристики работников, при этом каждый параметр оценки дополняет остальные. Полученные результаты ложатся в основу формирования кадрового резерва и планирования повышения его квалификации.

127

Корпоративная система подготовки и повышения квалификации кадров

Сегодня именно Корпоративному университету отводится ключевая роль в построении на основе компетентностного подхода системы бизнесобразования руководителей в холдинге.

Кроме корпоративного университета обучение руководителей ОАО «РЖД» проводится в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, российских и зарубежных бизнес-школах и других образовательных учреждениях по программам МВА, Executive MBA и другим образовательным целевым и корпоративным программам.

Еще одним важным, неотъемлемым блоком непрерывной системы повышения квалификации является самостоятельная работа по получению и обновлению знаний, профессиональному и управленческому развитию сотрудников на основе индивидуальных планов под руководством непосредственного руководителя. Этот процесс строится по принципу замкнутого круга — реализовав индивидуальный план, слушатель формирует новый план на более высоком качественном уровне; исполнив его, он формирует новый план следующего, еще более высокого уровня, и так далее.

Таким образом, созданная в ОАО «Российские железные дороги» сбалансированная система переподготовки и повышения квалификации кадров позволяет эффективно воздействовать на повышение экономических и производственных показателей, меняет парадигму управленческого мышления и индивидуальную карьеру сотрудников через формирование индивидуальной образовательной траектории на основе внедрения системы непрерывного образования.

Литература

1. Иванова С.В. Развитие системы непрерывного образования в сфере бизнеса: новые решения // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2013. № 2. С. 122-135.

2. Устав автономной некоммерческой организации «Корпоративный университет ОАО «РЖД» от 26 марта 2010 г. № 605р.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. При подготовке статьи использованы внутренние документы ОАО «РЖД» по вопросам обучения, повышения квалификации и развития персонала.

References

1. Ivanova S.V. Development of the System of Continuous Education in the Sphere of Business: New Solutions. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice], 2012, no.2, pp. 122-135. (in Russian).

128

Корпоративная система подготовки и повышения квалификации кадров

2. The Statute of the Autonomous Nonprofit Organization «Corporate University «RZD» of 26 March 2010 № 605R. (in Russian).

3. Federal Law of 29 December 2012 № 273-FZ «On education in the Russian Federation». (in Russian).

4. The internal documents of JSCo «Russian Railways» on education, training and

staff development are used in the article.

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.