Научная статья на тему 'Корпоративная педагогика в вузе: подготовка бакалавров к обучению и воспитанию персонала в организациях'

Корпоративная педагогика в вузе: подготовка бакалавров к обучению и воспитанию персонала в организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИЯ "ОБУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМАНДОЙ" / THE TECHNOLOGY "INTERNATIONAL TEAM TEACHING" / CORPORATE EDUCATION / CORPORATE TRAINING AND EDUCATING / CORPORATE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петряков П. А.

Показан опыт преподавания нового учебного курса «Корпоративная педагогика» в межфакультетской группе бакалавров, представляющей различные направления подготовки. Раскрываются сущностные характеристики корпоративной педагогики как новой отрасли педагогического знания об обучении и воспитании взрослых в организациях различного типа. Представлена методика преподавания учебной дисциплины международной командой преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная педагогика в вузе: подготовка бакалавров к обучению и воспитанию персонала в организациях»

УДК 378.14

КОРПОРАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА В ВУЗЕ: ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

П.А.Петряков

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, pap15@yandex.ru

Показан опыт преподавания нового учебного курса «Корпоративная педагогика» в межфакультетской группе бакалавров, представляющей различные направления подготовки. Раскрываются сущностные характеристики корпоративной педагогики как новой отрасли педагогического знания об обучении и воспитании взрослых в организациях различного типа. Представлена методика преподавания учебной дисциплины международной командой преподавателей.

Ключевые слова: корпоративная педагогика, корпоративное обучение и воспитание, корпоративная культура, технология «Обучение международной командой»

The article shows the experience of teaching of a new training course «Corporate Education» in the interfaculty group of bachelors representing various branches. The article analyses inherent characteristics of corporate education as a new branch of educational knowledge about training and educating of adults in organizations of various type. The methodology of teaching of academic discipline by the international team of lecturers is described.

Keywords: corporate education, corporate training and educating, corporate culture, the technology «International team teaching»

В процессе многоуровневой подготовки специалистов в области образовательного менеджмента студенты, желающие в дальнейшем связать свою судьбу с управлением образовательными системами и образовательными процессами в организациях различного типа, изучают в НовГУ новую отрасль науки

— корпоративную педагогику. Бакалавры трех направлений подготовки («Педагогика», «Менедж-

мент», «Технологическое образование») объединились в межфакультетскую студенческую группу для того, чтобы приобщиться к миру новых категорий и терминов, интерпретирующих процесс непрерывного образования человека, его профессионального и личностного развития, обучения и воспитания в организации. Как спроектировать образовательное пространство обучающейся организации? Какими способами можно сформировать ее корпоративную культуру? В чем особенности корпоративных образовательных программ и корпоративных университетов?

Эти и многие другие вопросы находятся в центре внимания нового учебного курса «Корпоративная педагогика». В чем его отличие от традиционных педагогических дисциплин, изучаемых студентами университета?

Со времен античной Греции термин «педагогика» воспринимается как наука и искусство воспитания и образовании ребенка, своеобразное детовож-дение, т.е. целенаправленное руководство личностным развитием подрастающего человека. Сегодня в мировой практике утвердилась система непрерывного образования, обеспечивающая каждому индивиду условия для свободного развития его образовательных, интеллектуальных и деятельностных возможностей на протяжении всей его жизни. Такой вид образования является главным ресурсом динамично развивающегося постиндустриального общества. При этом непрерывное образование понимается не как административное соединение разнотипных учебных заведе-

ний в интегрированную систему, а как продуманная вариативная система предоставления образовательных услуг, позволяющая индивиду воспользоваться ими в соответствии со своими личностными потребностями и запросами в различные периоды жизни. Непрерывность образования — это прежде всего высокая гибкость, посредством которой обеспечивается индивидуальный вектор роста и развития каждому обучаемому [1].

Традиционно образовательную функцию реализуют учреждения общего и профессионального образования. В этих учреждениях педагоги осуществляют прежде всего «легитимные» виды непрерывного образования, основанные на требованиях государственного стандарта, а также оказывают широкий спектр услуг, сообразующихся с меняющимися образовательными потребностями, включая неформальное и дополнительное образование, а также народное просвещение.

Однако образовательный маршрут взрослого человека не завершается получением аттестата зрелости или диплома о профессиональном образовании. Он продолжается в новых условиях, когда основным видом деятельности индивида становится трудовая, профессиональная деятельность, связанная со сложным и противоречивым этапом социализации взрослого человека. На этом этапе его деятельность осуществляется не в вакууме, а в определенном пространстве, наполненном разными видами взаимодействий между различными индивидами и группами. Эти взаимодействия имеют как деловой (формальный), так и межличностный (неформальный) характер и оказывают существенное влияние как на эффективность производственной деятельности в целом, так и на социально-психологический климат в трудовом коллективе. Обозначить это пространство взаимодействий мы можем как организацию.

В общей педагогике термин «организация» означает, прежде всего, целенаправленную деятельность субъектов педагогического процесса, ориентированную на решение определенных учебновоспитательных задач, а также создание условий для творческой самореализации учащихся: например, организация внеклассной работы школьников, организация досуговой деятельности подростков и т.д.. Термин «организация» может иметь и более узкую направленность, например организация содержания предмета. Рассматриваемое понятие может указывать также на функционирующие объединения школьников и студентов, имеющих общую цель и осуществляющих, как правило, функции самоуправления в образовательном учреждении, например ученическая, студенческая организации.

В корпоративной педагогике понятийносемантическое поле рассматриваемого термина значительно расширяется, обозначая в различных ипостасях то пространство, в котором реализуются педагогические функции и задачи. Данные функции осуществляются в организациях различными специалистами, работающими в системе «человек-человек». К числу таких специалистов могут относиться менеджеры различного уровня; психологи; специалисты кадровых служб, по управлению и работе с персона-

лом; мастера производственного обучения; преподаватели учебных центров и др.

В корпоративной педагогике организация понимается как социальный институт, прерогативой которого становится непрерывное образование сотрудников. В процессе изучения дисциплины «Корпоративная педагогика» студенты знакомятся с особенностями, закономерностями, технологиями образовательного процесса в различных организациях. В процессе обучения они должны на теоретическом и практическом уровнях осмыслить те процессы и функции организации, которые имеют значимую педагогическую составляющую: корпоративное обучение, повышение квалификации, наставничество, профессиональное консультирование и др.

Необходимость включения в учебные планы корпоративной педагогики связана с потребностью организаций в специалистах, способных осуществлять корпоративное обучение и воспитание персонала и оказывать педагогическое влияние на сотрудников организации и складывающуюся в ней систему социальных отношений. Сегодня во всем мире растет количество организаций, рассматривающих развитие персонала как насущную необходимость, как фактор успеха [2]. Это связано с рядом причин.

Во-первых, интенсивно развивается экономика, основанная на знаниях, и внедряются инновационные технологии в промышленное производство. Поэтому процесс профессионального образования является более длительным по времени и охватывает различные этапы развития профессионала, а также более широким по содержанию образовательной деятельности, включающей создание организационнопедагогических условий для обучения персонала внутри организации, различные формы повышения его квалификации и переподготовки.

Во-вторых, происходит глобализация и интернационализация экономических отношений, интеграция российских предприятий в мировое и европейское социально-экономическое пространство. Идет активный процесс создания совместных предприятий с участием иностранного капитала, улучшается инвестиционный климат, мир превращается в рынок без границ. Вместе с тем сохраняется высокий уровень конкуренции между странами, и в этой конкурентной борьбе лидируют те, кто имеет разветвленные и рассчитанные на долгосрочную перспективу программы непрерывного образования. Только постоянное обучение персонала может обеспечить производительность труда и ответить на вызовы мирового рынка.

В-третьих, корпоративное образование персонала является важнейшим средством достижения стратегических целей организации. Корпоративный характер образования обеспечивает идентификацию работников с организацией и приобщение их к ценностям корпоративной культуры, традициям, символам и ритуалам организации [3].

Ряд зарубежных авторов связывают необходимость непрерывного корпоративного обучения с приходом в ближайшем будущем к управлению нового поколения, которое они часто называют поколением Х (это те, кому сейчас 25-35 лет). К.Рейнес в книге

«Впереди поколение Х: практическая книга для менеджеров» характеризует это поколение следующим образом: «... самостоятельные, со скептическим складом ума, опытные финансисты, им присущи сбалансированные отношения к распределению времени на работу и личную жизнь, не торопятся жить, не торопятся связывать себя с работодателями, не признают безусловных авторитетов, не пугаются разнообразия, технически очень хорошо подкованы». Согласно П.Саппалу, представители этого поколения «сами отлично заводятся, если их стимулировать интеллектуальными, интересными заданиями. Они будут трудиться всю ночь, чтобы закончить такую работу, но дайте им что-нибудь скучное, и вы увидите, как они уходят» [4].

На основе анализа развития педагогических функций отечественных и зарубежных организаций студенты рассматривают центральную категорию корпоративной педагогики: корпоративное профессиональное образование, которое представляет собой синтез процессов корпоративного обучения и корпоративного воспитания персонала, обеспечивающих в своем ценностно-смысловом и содержательном единстве реализацию стратегических целей корпорации и профессионально-личностное развитие сотрудников. Следовательно, ведущими компонентами корпоративного профессионального образования являются корпоративное обучение и корпоративное воспитание.

Корпоративная педагогика в НовГУ изучается в рамках междисциплинарного модуля «Введение в образовательный менеджмент», позволяющего выпускникам бакалавриата продолжить изучение образовательного менеджмента в магистратуре. С участием российских и западноевропейских экспертов был разработан диагностический инструментарий для отбора выпускников бакалавриата в магистратуру, а также определено содержание компенсаторных и подготовительных модулей для кандидатов, не имевших возможность изучать корпоративную педагогику. Практически все содержание учебного курса пронизывает международный контекст рассмотрения проблематики корпоративной педагогики. Так, учебная программа предусматривает изучение организационного поведения сотрудников в гетерогенных организациях, знакомит студентов с педагогическими аспектами менеджмента разнообразия, также рассматриваются проблемы поликультурного воспитания персонала организаций в различных странах. Основой такого воспитания является привитие толерантности к иному, инородному, чужому, диалогическое взаимодействие с представителями других культур. В содержание обучения бакалавров включены компаративные исследования в области образовательного менеджмента и корпоративной педагогики, рассматривающие их ведущие концепции в сравнительно-сопоставительном ключе. При этом особый акцент делается на изучении такой важной составляющей корпоративной педагогики, как формирование корпоративной культуры организации. Студенты анализируют различные типы корпоративных культур (патерналистский, полиэтнический, гетерогенный, коллективистский, индивидуалистический, предпринимательский, партисипативный, иерархический), сло-

жившиеся в разных странах, сравнивают их, выявляют доминирующие педагогические ценности, существующие образовательные проблемы [5].

Дидактико-методической основой международной многоуровневой программы подготовки бакалавров стала концепция «обучение на основе исследования» (forschendes Lernen), получившая широкое распространение в системе высшего образования европейских стран и предполагающая высокую степень исследовательской активности студентов при освоении ведущих идей и компонентов содержания образования. Дидактическая организация модуля представляла собой комбинацию присутственной фазы, на которой осуществлялось интенсивное взаимодействие преподавателей и студентов, и индивидуальной, самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов, а также фазы индивидуального и группового консультирования обучающихся преподавателями и студентами-тьюторами. Присутственная фаза предполагала проведение аудиторных занятий в виде пятичасовых тематических погружений с использованием многообразных методов и технологий обучения. К таковым можно отнести вводную проблемноориентированную мини-лекцию преподавателя, моде-рацию работы в малых группах, учебные проекты, организационно-деятельностные и ролевые игры, мастерские будущего, презентации продуктов самостоятельной работы с использованием новых информационных технологий, сопровождаемые рефлексивным анализом достигнутых результатов учебной и научноисследовательской деятельности. В ходе организационно-деятельностных и ролевых игр студентами моделировались различные педагогические ситуации, решая которые бакалавры апробировали различные методы корпоративного воспитания. Таким образом, практико-ориентированное обучение способствовало усвоению нового знания об индивидуальноориентированных и социально'-ориентированных методах корпоративного воспитания.

Важной методической особенностью организации обучения бакалавров стало использование инновационной образовательной технологии «Обучение международной командой» (International team teaching). Эта команда объединяла специалистов в области педагогики из различных стран, что обеспечивало международный и межкультурный характер обучения студентов. Были проведены блочные семинары-погружения в рамках таких модульных элементов курса «Корпоративная педагогика», как корпоративный университет, модели и методы корпоративного обучения, технологии корпоративного воспитания, способы формирования корпоративной культуры и др. В них студенты обучались на основе сравнительно-сопоставительного анализа теории и практики профессионального корпоративного образования в России и Германии.

Изучение этих модульных элементов сопровождалось многодневной ориентационно-деятельностной игрой: студенты создавали свои виртуальные организации («Досуговый центр», «Центр социальной помощи», «Международный центр образовательного туризма» и др.), в которых они осваивали роли педагогов

организации, принимавших сложные управленческие решения и аргументировавших их в открытой дискуссии. Практически все теоретические положения, изучавшиеся в данном курсе, адаптировались к специфике созданных студентами организаций и активно апробировались в смоделированных ими организационных структурах. Активная деятельность будущих педагогов, разрабатывающих миссию и стратегию своей организации, программы корпоративного обучения персонала и формирования корпоративной культуры, позволяла выявить определенный дефицит теоретических знаний и практических умений, которые необходимо было в сжатые сроки восполнить для продолжения игры. Таким образом, существенно повышалась мотивация к учебной деятельности, и само обучение приобретало ярко выраженный практико-ориентиро-ванный характер. Международный состав команды усилил компаративистский подход к изучаемому учебному материалу и позволил студентам не только расширить диапазон своих специальных знаний, но и повысить поликультурную компетентность.

По завершении курса с помощью методов анкетирования и интервьюирования нами была выявлена оценка студентами процесса их обучения. В опросе приняло участие 56 бакалавров, изучавших курс корпоративной педагогики в 2007 — 2009 гг. Все опрошенные в целом позитивно оценили обучение по данному курсу и выразили удовлетворенность достигнутыми результатами. Их ожидания, связанные с изучением корпоративной педагогики, оправдались по следующим позициям:

— интересное содержание образования, высокий уровень преподавания — 52 человека;

— широкие возможности для самореализации и творчества — 48 человек;

— модульная система обучения, организация занятий в виде тематических погружений — 42 человека;

— высокая компетентность и креативность преподавателей — 51 человек;

— интересные задания для самостоятельной работы — 16 человек;

— командный дух, групповая кооперация, благоприятный социально-психологический климат — 54 человека;

— привлечение иностранных специалистов к преподавательской деятельности — 40 человек;

— возможность использовать оригинальные иноязычные источники — 17 человек;

— возможность обучения за рубежом — 17 человек.

Не оправдались же в полной мере ожидания студентов по поводу количества:

— экскурсий на предприятия и в другие организации — 29 человек;

— специалистов кадровых служб предприятий, приглашенных на занятия — 18 человек;

— видеоматериалов, отражающих педагогические ситуации, связанные с корпоративным обучением и воспитанием — 10 человек.

По мнению студентов, в процессе обучения значительное развитие у них получили следующие компетентности: педагогическая (50 человек), научно-исследовательская (15), организационно-управленческая (26), коммуникативная (53), социальнопсихологическая (52), межкультурная (34 человека).

На основе анализа данных опроса бакалавров можно сделать вывод о том, что студенты вполне удовлетворены качеством преподавания нового курса и готовы его пропагандировать среди бакалавров других университетов. Не все из них уверены в том, что по окончании вуза они смогут использовать компетенции, приобретенные в процессе изучения корпоративной педагогики, в реальной профессиональной деятельности, но все студенты признали полезность освоенных знаний и умений для будущей карьеры.

Таким образом, апробация нового курса «Корпоративная педагогика» выявила его значительные возможности в формировании у студентов спектра социальных и профессиональных компетенций, что документально получило отражение в международном сертификате университета Хильдесхайма (Германия). Международное признание учебных достижений студентов является свидетельством углубляющегося процесса интернационализации образования в Новгородском государственном университете.

1. Педагогика открытости и диалога культур / Под ред. М.Н.Певзнера, В.О.Букетова, О.М.Зайченко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 261 с.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов Изд. 6-е, перераб., доп. Н.Новгород: НИМБ, 2007. 1100 с.

3. Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. С.Жильцова под ред. Т.Ю.Ковалевой. Изд. 3-е. СПб.: Питер, 2008. 336 с.

4. Цит. по: ОиА В., ОЛЬеу Б.-М., Ьавке 8. В1Шип§втапа§е-теп1 МипсЬеп und Мепп^ 2006. 8.365.

5. Певзнер М.Н., Петряков П.А. // Педагогическое образование и наука. 2008. №5. С.76-80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.