Научная статья на тему 'Корпоративная отчетность и ее роль в управлении бизнесом'

Корпоративная отчетность и ее роль в управлении бизнесом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
корпоративная отчетность / бизнес / интегрированная отчетность / принципы формирования корпоративной отчетности / заинтересованные стороны / функции процесса управления / фундаментальные концепции интегрированной отчетности / инвесторы / профессиональная среда / corporate reporting / business / integrated reporting / principles of formation of corporate reporting / parties concerned / functions of the management process / fundamental concepts of integrated reporting / investors / professional environment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любовь Александровна Чайковская

Целью исследования является раскрытие особенностей и роли в управлении бизнесом корпоративной отчетности. Идеи по ее совершенствованию связаны с развивающейся экономической реальностью и направлены на удовлетворение потребностей все более широкой аудитории заинтересованных сторон (стейкхолдеров). В статье рассматриваются актуальные проблемы, имеющие отношение к существующей структуре корпоративной отчетности, направленной на распространение необходимого объема данных среди стейкхолдеров, а также особенности интегрированной отчетности, которая стремится объединить различные компоненты корпоративных информации. Методологической основой исследования выступили системно-функциональный и экономико-статистический анализ, сравнение. По итогам работы сделан вывод, что корпоративная отчетность является важным средством, с помощью которого компании общаются с заинтересованными сторонами в управленческой деятельности, в том числе в рамках исполнения своих обязательств. Результаты исследования могут быть использованы при сборе данных для подготовки и формирования корпоративной отчетности организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate Reporting and Its Role in Business Management

The purpose of the study is to reveal the features and role of corporate reporting in business management. Ideas for its improvement are connected with the developing economic reality and are aimed at meeting the needs of an ever wider audience of interested parties (stakeholders). The article deals with topical issues related to the existing structure of corporate reporting aimed at disseminating the necessary amount of data among stakeholders, as well as the features of integrated reporting, which seeks to combine various components of corporate information. The methodological basis of the study was a system-functional and economic-statistical analysis, comparison. Based on the results of the work, it was concluded that corporate reporting is an important means by which companies communicate with stakeholders in management activities, incl. In fulfillment of their obligations. The results of the study can be used in the collection of data for the preparation and formation of corporate reporting of organizations.

Текст научной работы на тему «Корпоративная отчетность и ее роль в управлении бизнесом»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-1-28-35 УДК 657.6(045) JEL М41, М49

(CC) ]

Корпоративная отчетность и ее роль в управлении бизнесом

Л.А. Чайковская

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия АННОТАЦИЯ

Целью исследования является раскрытие особенностей и роли в управлении бизнесом корпоративной отчетности. Идеи по ее совершенствованию связаны с развивающейся экономической реальностью и направлены на удовлетворение потребностей все более широкой аудитории заинтересованных сторон (стейкхолдеров). В статье рассматриваются актуальные проблемы, имеющие отношение к существующей структуре корпоративной отчетности, направленной на распространение необходимого объема данных среди стейкхолдеров, а также особенности интегрированной отчетности, которая стремится объединить различные компоненты корпоративных информации. Методологической основой исследования выступили системно-функциональный и экономико-статистический анализ, сравнение. По итогам работы сделан вывод, что корпоративная отчетность является важным средством, с помощью которого компании общаются с заинтересованными сторонами в управленческой деятельности, в том числе в рамках исполнения своих обязательств. Результаты исследования могут быть использованы при сборе данных для подготовки и формирования корпоративной отчетности организаций.

Ключевые слова: корпоративная отчетность; бизнес; интегрированная отчетность; принципы формирования корпоративной отчетности, заинтересованные стороны; функции процесса управления; фундаментальные концепции интегрированной отчетности, инвесторы; профессиональная среда

Для цитирования: Чайковская Л.А. Корпоративная отчетность и ее роль в управлении бизнесом. Учет.Анализ.Аудит = Accounting.Analysis.Auditing. 2023;10(1):28-35. DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-1-28-35

ORiGiNAL PAPER

Corporate Reporting and its Role in Business Management

L.A. Chaikovskaya

PLekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia ABSTRACT

The purpose of the study is to reveal the features and role of corporate reporting in business management. Ideas for its improvement are connected with the developing economic reality and are aimed at meeting the needs of an ever wider audience of interested parties (stakeholders). The article deals with topical issues related to the existing structure of corporate reporting aimed at disseminating the necessary amount of data among stakeholders, as well as the features of integrated reporting, which seeks to combine various components of corporate information. The methodological basis of the study was a system-functional and economic-statistical analysis, comparison. Based on the results of the work, it was concluded that corporate reporting is an important means by which companies communicate with stakeholders in management activities, incl. In fulfillment of their obligations. The results of the study can be used in the collection of data for the preparation and formation of corporate reporting of organizations.

Keywords: corporate reporting; business; integrated reporting; principles of formation of corporate reporting; parties concerned; functions of the management process; fundamental concepts of integrated reporting; investors; professional environment

For citation: Chaikovskaya L.A. Corporate reporting and its role in business management. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis.Auditing. 2023;10(1):28-35. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-1-28-35

BY 4.0

© Чайковская Л.А., 2023

введение

Интерес к процессам, происходящим в настоящее время в экономике и направленным на развитие интегрированных структур, все время растет. В данной связи требуется создание единого информационного пространства, ввиду чего выдвигаются условия по разработке и внедрению новых подходов к формированию современных видов отчетности, представляющей интерес и являющейся актуальной в области устойчивого развития корпораций. Последние стараются адаптироваться к изменяющимся требованиям к практике представления сведений для инвесторов, но в быстро меняющемся мире информационные материалы при принятии решений становятся все более разнообразными и динамичными.

В контексте множества определений термина «корпоративная отчетность» и отсутствия четких границ понятийного аппарата особо актуальным является формирование единой терминологической основы анализа корпоративной отчетности в научной и профессиональной среде [1]. В целом исследование направлено на раскрытие наиболее насущных проблемных вопросов, связанных с корпоративной отчетностью и рассмотрением ее важной роли в управлении бизнесом; в качестве методологической основы были использованы сравнение, системно-функциональный и экономико-статистический анализ.

результаты

Корпоративная отчетность как самостоятельное явление (в отличие от установленного на основании приказа Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций»1) получила свое развитие в России с постепенным переходом к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)2, их имплементацией в том или ином виде в различных отраслях экономики. Существенное различие между корпоративной и бухгалтерской отчетностями состоит в отсутствии у первой определенных регламентированных подходов к ее формированию (кро-

1 Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изм. и до-полн.). URL: https://base.garant.ru/12177762/?ysclid=lc8vedq rss124560120 (дата обращения: 04.12.2022).

2 Международные стандарты финансовой отчетности

(МСФО) URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleI

d=41&documentId=248939&ysclid=lc8wn8fr4d110040278

ме части, связанной с раскрытием бухгалтерской отчетности), и, таким образом, ее можно представить в более широком смысле: как охватывающую весь спектр видов деятельности любой компании, так и ограничивающуюся только регламентированными аспектами [2].

Необходимость четкого определения понятия «корпоративной отчетности» вместе с разнообразием мнений о том, что она в себя включает и кто является ее пользователями, неоднократно поднималась в профессиональных сообществах. Традиционно она рассматривалась в качестве важнейшей формы коммуникации между бизнесом и участниками рынка капитала. Информационные потребности инвесторов и других текущих и потенциальных поставщиков финансовых средств (далее «инвесторы») долгое время считались приоритетными. Другие заинтересованные стороны не согласны с этой точкой зрения на основе утверждения, что их капитал подвержен такому же риску, как и капитал инвесторов3.

Обобщение подходов к трактовке понятия «корпоративная отчетность» в научной литературе позволяет сделать вывод о том, что приведенные определения дают его общее понимание и определяют корпоративную отчетность как систему отчетов, которые всесторонне характеризуют деятельность компании.

На основе проведенного автором анализа установлено, что мнения ученых по этому вопросу существенно различаются. Так, Е. В. Никифорова [3], Р. Г. Каспина [4], А. Н. Хорин [5], И. Ф. Ветрова [6], Н. Г. Сапожникова [7] определяют корпоративную отчетность как систему отчетов, характеризующую финансово-хозяйственную деятельность предприятия на данное время и на перспективу для обеспечения качественной, достоверной информации различным инвесторам, в то время как Г. Андреева и Г. Антипина — как специфическое образование, члены которого объединены общей деятельностью и регулярно поддерживают друг с другом непосредственный личный контакт [8, 9]. О. Б. Фомина и М.В Фомин называют корпоративной отчетностью систему отчетов корпорации, которая включает совокуп-

3 What's next for corporate reporting: time to decide? ICAEW. 2017:4-7. URL: https://www.icaew.eom/-/media/corporate/ files/technical/financial-reporting/information-for-better-markets/ifbm-reports/whats-next-for-corporate-reporting. ashx (дата обращения: 04.12.2022).

ность финансовых и нефинансовых, системных и несистемных показателей, итоговой и плановой информации, обеспечивающей транспарентность деятельности организации и ориентированной на широкие группы заинтересованных лиц [10]. Представляется, что данное определение в наибольшей степени соответствует современной трактовке понятия «корпоративная отчетность», поскольку наиболее объемно и точно раскрывает его содержание и представляет корпоративную отчетность в качестве важнейшего информационного источника для заинтересованных сторон.

Для наиболее достоверного представления корпоративной отчетности необходимо руководствоваться принципами ее формирования (см. таблицу).

Только с учетом соответствия в полном объеме приведенным в таблице принципам корпоративная отчетность будет способствовать защите прав и интересов всех стейкхолдеров для принятия решений о будущих инвестициях, покупках или займах.

Роль корпоративной отчетности в системе управления бизнесом может быть определена с помощью ключевых функций процесса управления (рис. 1).

Она направлена на предоставление достоверных сведений об организации заинтересованным сторонам, тем самым обеспечивая ее большую подотчетность и прозрачность. Эта информация, если она полная, помогает в принятии решений, которые обеспечивают будущее компаний.

Дальнейшее развитие корпоративной отчетности в последнее время является предметом пристального внимания. Будучи грамотно составленной, она характеризуется содержанием, качеством и тем, насколько хорошо они сочетается друг с другом. Под содержанием следует понимать данные, которые компания решила сообщить. Качество относится к их глубине — использовались ли только качественные сведения или их подкрепляли количественными и ориентирами4. Корпоративная отчетность постоянно совершенствуется, меняется, чтобы соответствовать запросам все время расширяющегося круга пользователей, а также реагировать на внешние события. Практика отчетности не статична; ее

4 Corporate reporting: the competitive landscape. PWC. 2007. URL: https://www.pwc.co.uk/assets/pdf/corporate_reporting_ the_competitive_landscape.pdf (дата обращения: 04.12.2022).

всегда можно улучшить, и поэтому она должна адаптироваться к перманентно меняющейся деловой и нормативно-правовой среде.

Однако в рамках существующей структуры отчетности (направленной на распространение достаточного объема информации среди заинтересованных сторон) требуется более широкий охват, обеспечивающий создание ценности и информирование о факторах, влияющих на ее создание, что повысит уровень прозрачности и будет способствовать принятию надежных решений стейкхолдеров. Подчеркнем, что система интегрированной отчетности была создана вследствие стратегической потребности в ней [11].

В 2013 г. был принят Международный стандарт по интегрированной отчетности, в соответствии с которым она призвана объяснить инвесторам, как компания формирует стоимость в течение долгого времени5. Эта отчетность стремится соединить и объединить различные компоненты корпоративной, и ее можно представить в виде единого документа, где подробно изложен полный набор финансовых и нефинансовых данных об организации с целью получения о ней целостного представления. Таким образом, интегрированная отчетность раскрывает информацию о краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной способности компании создавать стоимость, включая материальные риски и возможности, связанные со всеми ее капиталами: финансовым, промышленным, интеллектуальным, человеческим, социальным и природным [12]. В качестве структуры такой отчетности следует выделить следующие элементы ее содержания: организационный обзор и внешняя среда, управление, бизнес-модель, риски и возможности, стратегия и ресурсы; эффективность и перспективы, а также руководящие принципы: стратегическая направленность и ориентация на будущее, связность информации, взаимодействие с заинтересованными сторонами, существенность, краткость, достоверность и полнота, постоянство и сопоставимость.

Предоставление интегрированной отчетности является для компании эффективным способом информирования всех заинтересованных сторон

5 Международный стандарт по интегрированной отчетности. URL: http://da-strateg.ru/wp-content/uploads/2015/09/ Mezhdunarodnyj-Standart-integrirovannoj-otchetnosti-osnovnye-polozheniya-1.pdf?

Таблица / Table

Принципы формирования корпоративной отчетности / Principles of formation of corporate reporting

Принцип / Principle Содержание / Content

Уместность / Relevance Финансовая информация является уместной, если инвесторы и кредиторы принимают различные решения, и эта информация помогает оценить прошлые, настоящие и предстоящие события компании, предсказать параметры будущей деятельности / Financial information is relevant when investors and lenders make various decisions, and this information helps to evaluate the past, present and future events of the company, to predict the parameters of future performance

Своевременность / Timeliness Как правило, чем актуальнее информация, тем она полезнее / As a rule, the more relevant the information, the more useful it is

Надежность / Reliability Чтобы пользователи могли полагаться на информацию в отчете, она должна быть непредвзятой и точной в своем представлении / For users to rely on the information in a report, it must be unbiased and accurate in its presentation

Достоверность / Veracity Данные достоверны, если пользователи на основе различных подходов приходят к единому заключению относительно конкретных показателей отчетности / Data is veracity if users, using different approaches, come to the same conclusion about specific reporting indicators

Правдивость / Truthfulness Данные, представленные в отчетности, должны соответствовать действительности / Reporting data must be true

Нейтральность / Neutrality Информация должна быть свободной от предвзятостей / Financial information must be free from bias

Сопоставимость / Comparability Пользователи хотят иметь возможность понять сходства и различия между элементами и между отчитывающимися субъектами. Последовательность может быть определена отдельно, как означающая сопоставимость между различными отчетами одного и того же предприятия или между разными отчетными периодами. Сравнительная информация за предыдущие годы часто помогает понять тенденции / Users want to be able to understand the similarities and differences between elements and between reporting entities. Consistency can be defined separately as meaning comparability between different statements of the same enterprise or between different reporting periods. Comparative information from previous years often helps to understand trends

Существенность / Materiality Информация будет считаться существенной, если ее отсутствие или искажение способны повлиять на решения, принимаемые пользователями на основе данного отчета. Различные корпоративные отчеты могут быть предназначены для разных групп пользователей, что может означать, что существенность информации для каждой из них может быть различной / Information will be considered "material" if its omission or misrepresentation is capable of influencing decisions made by users based on this report. Different corporate reports may be intended for different user groups, which may mean that the materiality of information for each of them may be different

Прозрачность / Transparency Обеспечивает полное раскрытие сделок, финансовые условия и результаты деятельности компании. Чем более прозрачен процесс составления корпоративной отчетности, тем легче получить и оценить природу и качество отчетов корпорации / Provides full disclosure of transactions, financial conditions and performance of the company. The more transparent the corporate reporting process, the easier it is to obtain and evaluate the nature and quality of corporate reports

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Рис. 1 / Fig. 1. Функции процесса управления и их взаимосвязь с корпоративной отчетностью / Functions of the management process and their relationship with corporate reporting

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Г

Создание стоимости / Creating value

T

- Стоимость -уменьшение, увеличение или трансформация капиталов

в результате коммерческой деятельности / Cost -decrease, increase, or transformation of capitals as a result of commercial activity.

- Стоимость создается для самой компании и для общества в целом / Value is created for the company itself and for society as a whole

1

1_

Концепции/ Concepts

1

Капиталы / Capitals

- Финансовые средства, имеющиеся у организации или поступающие через финансирование / Funding held by the organization or coming through funding.

- Производственные здания, оборудование / Industrial buildings, equipment.

- Интеллектуальный капитал: нематериальные активы (патенты, авторские права и др.) / Intellectual Capital: Intangible Assets (patents, copyrights, etc.).

- Человеческий капитал: компетенция сотрудников, их способности и опыт / Human capital: competence of employees, their abilities and experience.

- Социально-репутационный капитал: репутация, отношения между заинтересованными сторонами / Social and reputational capital: reputation, relationships between stakeholders.

- Природный капитал: возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы / Natural capital: renewable and non-renewable natural resources

1

Процесс создания стоимости / Value Creation Process

M

- Миссия

и стратегическое видение / Mission and strategic vision.

- Бизнес-модель (посредством которой создается стоимость как для самой компании, так и для общества в целом) / Business model (through which value is created both for the company itself and for society as a whole)

Рис. 2 /Fig. 2. Фундаментальные концепции интегрированной отчетности / Fundamental concepts of integrated reporting

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

о том, что она целостно рассматривает их интересы, и помогает ей продемонстрировать стратегию, управление, риски, трансформацию, перспективы, ключевые показатели эффективности и ценность с учетом воздействия внешней среды в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. На рис. 2 приведены фундаментальные концепции интегрированной отчетности: создание стоимости для организации и для стейкхолдеров, капиталы и процесс создания стоимости.

Отчетность данного вида способствует формированию стабильной компании, смещая акцент с краткосрочных финансовых целей на достижение долгосрочных стратегических и целей устойчивого развития. В настоящее время правильная коммуникация с заинтересованными сторонами выступает основой существования каждой организации, и именно интегрированная отчетность обеспечивает, в частности, более легкий доступ к информации, связывание данных, улучшение сопоставимости, а также вовлечение стейкхолдеров в процесс определения содержания отчета, что способствует построению надлежащего канала связи с ними, двустороннему общению и оправданию их законных ожиданий.

Между тем заметим, что интегрированная отчетность не лишена недостатков. Несомненно, раскрытие избыточного количества информации, особенно о процессе формирования стоимости, может привести к определенным проблемам в эффективном функционировании организации. Тем не менее недостатки, выявленные в будущем, могут быть преодолены посредством дальнейшей эволюции отчетности [13].

Возвращаясь к корпоративной отчетности, отметим, что обеспокоенность по поводу того, продолжает ли она выполнять свои задачи, усилилась из-за быстрых изменений в бизнес-среде в целом, в том числе появления в повестке дня вопросов, поднятых финансовым кризисом. На данный момент существует множество точек зрения на будущее корпоративной отчетности. На практике все большее число компаний находятся в процессе ее улучшения, что свидетельствует о нарастании импульса для изменений в направлении совершенствования коммуникации и повышения подотчетности6. Однако еще предстоит сформи-

6 The future of corporate reporting — creating the dynamics for change. Federation of European Accountants. 2015. 87 p. URL: https://www.accountancyeurope.eu/wp-content/uploads/

ровать общее мнение о том, в чем заключаются проблемы, и как адаптировать корпоративную отчетность для их устранения, чтобы добиться лучшего описания экономического положения и результатов деятельности организаций.

Пользовательская аудитория корпоративной отчетности постоянно растет, ширится и диверсифицируется. Предполагается, что в какой-то момент она достигнет масштабов общества в целом. В отчетности его потребности должны подобающим образом учитываться.

Правильная корпоративная отчетность свидетельствует о конкурентоспособности и превосходном корпоративном управлении. Компании должны более четко, открыто и эффективно вести переговоры о том, как они планируют устойчивый рост, с инвесторами и другими заинтересованными сторонами, которые требуют большей прозрачности в отношении стратегии, бизнес-моделей и рисков, а также коммерческих перспектив от предприятий и учреждений, с которыми они взаимодействуют. Таким образом, при переосмыслении существующих методов формирования и представления корпоративной отчетности следует ориентироваться главным образом на вновь возникающие запросы пользователей с целью ее ценности обеспечения ее ценности для управления бизнесом.

выводы

Корпоративная отчетность является жизненно важным источником информации о бизнесе для заинтересованных сторон, в числе которых инвесторы и кредиторы, и именно их интересы часто определяют установление определенных стандартов и правил. Так, инвесторы посредством полученных данных оценивают события, связанные с компанией, что позволяет им принимать взвешенные решения, убеждаясь в правильности выбора объекта для вложения средств, а кредиторам важна информация о состоянии задолженности в динамике.

При подготовке корпоративной отчетности организациям следует учитывать, что в качестве заинтересованных сторон выступает гораздо более широкая группа пользователей, а ее достоверность и прозрачность являются ключом к успеху и авторитету самой компании. Качественные отчеты,

FEECogitoPaper_-_TheFutureofCorporateReporting.pdf (дата обращения: 03.12.2022).

раскрывающие историю финансово-хозяйственной деятельности, в конечном счете могут выделить компанию среди других и укрепить доверие к ней.

В целом, следует отметить, что корпоративная отчетность является важным средством, с помощью которого организации общаются со стейкхолдерами в рамках своих обязательств по управлению. Но отражаемая в ней информация не всегда дает четкое и точное представления о факторах, обуславливающих стоимость бизнеса. Чтобы идти в ногу с развивающейся экономической

реальностью и удовлетворять потребности более широкой заинтересованной аудитории, в основе отчетности должны лежать идея развития организации как в части краткосрочной перспективы, так и с ориентиром на долгосрочные решения. Инвестиционное сообщество, регуляторы, инвесторы, кредиторы, наряду с собственниками и руководством компаний, в условиях неопределенности особенно нуждаются в полноценной и своевременной информации, представленной показателями корпоративной отчетности.

список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Шелякина А. С., Бобровская Т. В. Корпоративная отчетность как результат развития отчетной информации компании. Мат. XI Междун. науч. конф. «Студенческий научный форум — 2019». URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2019/5c7fb5957aac8.pdf

2. Комиссарова Ю. В. Состав и процесс формирования корпоративной отчётности. Молодой ученый. 2017;(47):59-62.

3. Никифорова Е. В. Методология корпоративной публичной отчетности. Автореф. дис. ... доктора экономических наук. М.: Финансовая акад. при Правительстве РФ; 2004. 48 с.

4. Каспина Р. Г. Концепция формирования корпоративной отчетности. Аналитическое и контрольное обеспечение управления инновационным развитием. Сборник научных трудов. Бариленко В. И., Мельник М. В., ред. М.: Финансовый университет; 2012. 188 с.

5. Хорин А. Н. Аудит корпоративной отчетности компаний. Аудиторские ведомости. 2007;(6):3-13.

6. Ветрова И. Ф. Корпоративная отчетность организаций АПК. Авторефеф. дис. ... канд. экон. наук. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ; 2005. 26 с.

7. Сапожникова Н. Г. Развитие методологии и практики корпоративного учета и отчетности. Автореф. дис. ... доктора экономических наук. Воронеж: Воронежский государственный университет; 2009. 48 с.

8. Андреева Г. М. Социальная психология (5-е изд., испр. и доп.). М.: Аспект Пресс; 2008. 363 с.

9. Алексеева И. В., Осипова Р. Г. Развитие ключевых характеристик дефиниции «Корпоративная отчетность». Международный бухгалтерский учет. 2015;12(354):25-34.

10. Фомина О. Б., Фомин М. В. Современные тенденции развития корпоративной отчетности. Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». 2014;(23):148-160.

11. Rukmani K. Integrated reporting — an analysis. Medium. 2021. URL: https://medium.com/@rukmani. kasi/integrated-reporting-an-analysis-c019f060de93.

12. Baron R. The evolution of corporate reporting for integrated performance. Background paper for the 30th Round Table on Sustainable Development (Paris, 25 June 2014). Paris: OECD; 2014. 35 p.

13. Matuszyk I., Rymkiewicz B. Integrated reporting as a tool for communicating with stakeholders — advantages and disadvantages. EPJ Web of Conferences. 2018;(35):06004.

references

1. Shelyakina A. S., Bobrovskaya T. V. Corporate reporting as a result of the development of the company's reporting information. Proc. XI Int. Scient. Conf. "Student Scientific Forum — 2019". URL: https://files. scienceforum.ru/pdf/2019/5c7fb5957aac8.pdf (In Russ.).

2. Komissarova Yu. V. Composition and process of formation of corporate reporting. Molodoi uchenyi = Young scientist. 2017;(47):59-62. (In Russ.).

3. Nikiforova E. V. Methodology of corporate public reporting. Dr. econ. sci. diss. Synopsis. Moscow: Financial Academy under the Government of the Russian Federation; 2004. 48 p. (In Russ.).

4. Kaspina R. G. The concept of corporate reporting. Analytical and control support for the management of innovative development. collection of scientific papers. Collection of scientific papers. Barylenko V. I., Melnik M. V., eds. Мoscow: Financial University; 2012. 188 p. (In Russ.).

5. Horin A. N. Audit of corporate reporting of companies. Auditorskie vedomosti = Auditor's sheets. 2007;(6):3-13. (In Russ.).

6. Vetrova I. F. Corporate reporting of agribusiness organizations. Cand. econ. sci. diss. Synopsis. Moscow: Financial Academy under the Government of the Russian Federation; 2005. 26 p. (In Russ.).

7. Sapozhnikova N. G. Development of methodology and practice of corporate accounting and reporting. Voronezh: Voronezh State University; 2009. 48 p. (In Russ.).

8. Andreeva G. M. Social Psychology (5th ed., rev. and add.). Moscow: Aspect Press; 2008. 363 p. (In Russ.).

9. Alekseeva I. V., Osipova R. G. Development of key characteristics of the definition "Corporate reporting". Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International accounting. 2015;12(354):25-34. (In Russ.).

10. Fomina O. B., Fomin M. V. Modern trends in the development of corporate reporting. Vestnik TvGU. Seriya "Ekonomika i upravlenie" = Bulletin of TvSU. Series "Economics and Management". 2014;(23):148-160. (In Russ.).

11. Rukmani K. Integrated reporting — an analysis. Medium. 2021. URL: https://medium.com/@rukmani. kasi/integrated-reporting-an-analysis-c019f060de93.

12. Baron R. The evolution of corporate reporting for integrated performance. Background paper for the 30th Round Table on Sustainable Development. (Paris, 25 June 2014). Paris: OECD; 2014. 35 p.

13. Matuszyk I., Rymkiewicz B. Integrated reporting as a tool for communicating with stakeholders — advantages and disadvantages. EPJ Web of Conferences. 2018;(35):06004.

информация об авторе / about the author

Любовь Александровна Чайковская — доктор экономических наук, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия

Lyubov' А. Chaikovskaya — Dr. Sci. (Econ.), Professor of the Basic Department of Financial Control,

Analysis and Audit of the Main Control Department of the City of Moscow, Plekhanov Russian University

of Economics, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-1292-402X

chaik4@yandex.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 27.12.2022; после рецензирования 11.01.2023; принята к публикации 17.01.2023.

The article was submitted on 27.12.2022; revised on 11.01.2023 and accepted for publication on 17.01.2023. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.