Скворцова Т. А., Горбенко С. И., Сулейманов Х. А., Скворцов Р. Р.
КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
11.5. КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Скворцова Татьяна Александровна, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Место работы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Горбенко Сергей Игоревич, магистрант
Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Сулейманов Хасмагомед Аслудинович, магистрант
Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Скворцов Роберт Родионович, магистрант
Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Аннотация: в статье рассматривается субъектный состав корпоративных правоотношений. Особое внимание уделяется понятию и системе корпоративных организаций в России. Предлагаются пути совершенствования системы некоммерческих корпораций.
Ключевые слова: корпоративные отношения, субъект корпоративных отношений, корпорация, корпоративная организация, некоммерческая корпорация.
CORPORATE ORGANIZATION AS A SUBJECT OF CORPORATE RELATIONS
Skvortsova Tatyana A., PhD at Law, associate Professor, associate Professor, civil law Department Work place: Rostov State University of Economics (RSUE)
Gorbenko Sergey I., master student
Study place: Rostov State University of Economics (RSUE)
Suleymanov Khasmagomed A., master student
Study place: Rostov State University of Economics (RSUE)
Skvortsov Robert R., master student
Study place: Rostov State University of Economics (RSUE)
Annotation: the article discusses the subjective part of the corporate relations. Special attention is paid to the notion and the system of corporate associations in Russia. Suggests ways of improving the system of non-profit corporations.
Keywords: corporate relations, the subject of corporate relations, Corporation, corporate organization, non-profit Corporation.
В условиях реформирования российского корпоративного законодательства особого исследования заслуживает рассмотрение корпорации как субъекта корпоративных отношений.
Для этого вначале определим тех субъектов, которые могут участвовать в названных отношениях. Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) никак прямо не ограничивает перечень этих субъектов. В научной среде по поводу круга лиц, относимых к таковым, не существует единого мнения. Дискуссия о субъектном составе корпоративных отношений во многом связана со спорами об их правовой природе.
Например, Е.А. Суханов последовательно настаивает на сугубо частноправовой природе корпоративных отношений, исходя из которой «субъектами этих отношений являются исключительно субъекты гражданского права, а сами отношения, складывающиеся между участниками корпораций, а также между ними и корпорациями, безусловно, отвечают всем признакам отношений, составляющих предмет гражданского права... Именно частные собственники создают корпорации за счет объединения имущественных взносов и в дальнейшем участвуют в их деятельности и в управлении ими (в этом же каче-
стве в соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ в корпоративных отношениях участвуют и публично-правовые образования)» [1].
Таким образом, Е.А. Суханов не включает органы публичной власти и иных субъектов государственного регулирования в состав участников корпоративных отношений.
Иную позицию высказывают исследователи, придерживающиеся мнения о частно-публичной природе корпоративных отношений. Так, О.М. Шевченко отмечает, что «в ряде случаев управление корпоративной организацией не может осуществляться без санкционирования уполномоченным субъектом, обладающим публично-правовым статусом, отдельных актов по осуществлению управленческих действий» [2, с. 41]. Например, сделки, связанные с приобретением крупных пакетов акций (долей), действия по слиянию, присоединению, созданию хозяйственных обществ, если они подпадают под понятие экономической концентрации, в ряде случаев осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа; эмиссия ценных бумаг корпоративными организациями, за отдельными исключениями, осуществляется только при условии регистрации их выпусков (дополнительных выпусков) в Банке России и т.п. В таких случаях невозможно вырвать отно-
Проблемы экономики и юридической практики
6'2017
шения публично-правового характера с участием государственных регуляторов из цепочки корпоративных действий.
Полагаем, что наиболее обоснована первая точка зрения, поскольку в настоящее время, как уже нами отмечалось, корпоративные отношения отнесены к сфере гражданско-правового регулирования и имеют частноправовую природу.
На наш взгляд субъектами корпоративных отношений являются только лица, обладающие право- и дееспособностью и в связи с этим способные иметь гражданские права и обязанности. К таким субъектам следует отнести в первую очередь саму корпорацию, также лиц, являющихся учредителями (участниками, членами) корпорации, физических и юридических лиц, входящих в состав органов управления корпоративной организации.
По мнению А.Ш. Хабибулиной в структуре корпоративных отношений можно выделить, к примеру: отношения между участниками (акционерами) и самой организацией (акционерные правоотношения); отношения между лицами, входящими в состав органов юридического лица, и самой организацией; отношения между физическими лицами - членами структурных подразделений юридического лица [3, с. 16].
Наряду с названными некоторыми авторами выделяются отношения между органом корпорации и корпорацией исходя из тезиса о наличии у органа корпорации некоторых признаков самостоятельного субъекта права [4, с. 143]. Немалое значение при этом имеют ссылки на зарубежное право [5, с. 29]. Например, в английском праве с членами руководящего органа заключается агентский договор [6, с. 194].
В российском праве п.1 ст. 53 ГК РФ: «Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (пункт 1 статьи 182) в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом» не определяет наличие или отсутствие у органа юридического лица статуса самостоятельного субъекта. Буквальное толкование указанной нормы дает возможность предположить отсутствие такого статуса.
Таким образом, анализ действующего гражданского законодательства не позволяет отнести к правосубъектным участникам корпоративных отношений органы корпоративных юридических лиц, в связи с чем, нельзя включать в состав корпоративных правоотношений отношения между органом корпорации и корпорацией. В качестве субъектов корпоративных правоотношений здесь будут выступать лица, являющиеся членами органов корпорации, обладающие соответствующей право-и дееспособностью, действующие от имени названных органов и несущие ответственность в определенных законодательством случаях.
Рассматривая корпорацию как участника корпоративных отношений следует определить ее сущность. Как отмечает Е.А. Суханов «в основных западноевропейских континентальных правовых системах под корпорацией принято понимать общность частных лиц, добровольно (на основе сделки) созданную ими для достижения общих целей путем внесения и совместного использования имущественных вкладов» [1]. Исходя из этого автором выделяются следующие обязательные признаки корпорации: «наличие общности лиц (ип^е^йа ре^опагит); договорный (добровольный) характер ее создания; совместная (общая) цель участников; внесение (объединение) и совместное использование участниками вкладов в любой форме» [1].
В российской правовой литературе в качестве основного признака корпорации, как правило, называется объединение капиталов. Е.С. Антонова пишет, что определение корпорации с акцентом именно на объединение капиталов в наибольшей степени соответствует современным реалиям [7, с. 24].
Т.В. Кашанина полагает, что «корпорация - это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) и осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность» [8, с. 138].
Другие исследователи к корпорациям причисляют любые интегрированные формирования с образованием или без образования юридического лица [9, с. 60].
Специалисты, занимающиеся исследованием государственных и муниципальных образований, утверждают, что само государство можно считать «общественной корпорацией» [9, с. 61]. По мысли Г. Алимурзаева, «муниципальное образование также представляет собой форму своеобразной территориальной корпорации, причем с соответствующими преобразованиями отношений собственности» [10, с. 19].
Полагаем, что в силу своей публичности РФ, субъекты РФ, муниципальные образования не являются, по сути, корпорациями. Как отмечает В.С. Белых, публичные образования обладают специальной правоспособностью, которая в силу публично-правовой природы этих образований не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права [11, с. 34].
Приведенные точки зрения на корпорации свидетельствуют о том, что в российской юридической литературе не выработаны четкое и единообразное определение их сущности и основные признаки.
В решение указанной проблемы внес ясность российский законодатель. Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» была модернизирована глава 4 ГК РФ, при этом законодатель впервые определил признаки и виды корпораций в отечественной правовой системе.
При сохранении традиционного деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации в действующей редакции ГК РФ юридические лица также классифицируются на корпоративные и унитарные [12]. Корпорациями являются организации, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган управления. К данным организациям отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также некоторые некоммерческие.
В статье 65.1 ГК РФ в новой редакции законодатель исчерпывающим образом определил, какие юридические лица являются корпорациями. Таковыми признаются хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Перечень именуемых корпоративными организаций в действительности оказывается более развернутым, если прило-
Скворцова Т. А., Горбенко С. И., Сулейманов Х. А., Скворцов Р. Р.
КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
жить к тексту статьи 65.1 ГК РФ легальную классификацию юридических лиц, представленную в статье 50 ГК РФ. Так, в корпоративной организационно-правовой форме потребительских кооперативов создаются жилищные, жилищностроительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
К числу признаваемых корпорациями общественных организаций законодатель отнес политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления.
Ассоциации (союзы) как корпоративные объединения юридических лиц и (или) граждан, создаваемые для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, а также для достижения общественно полезных и иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей имеют следующие разновидности: некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты.
Корпоративно-правовая форма товариществ собственников недвижимости не исчерпывается товариществами собственников жилья, а, как справедливо отмечается в юридической литературе, выступает конструкцией добровольного объединения в юридическую личность собственников любого недвижимого имущества [13, с. 20]. Не случайно в соответствии с поправками в ГК РФ, вступающими в силу с 1 января 2019 г. [14] к товариществам собственников недвижимости ГК РФ будут относиться садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества, которые сейчас относятся к числу потребительских кооперативов.
Следует особо обратить внимание на такие виды организаций как адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами. В действующей редакции ст. 50 ГК РФ эти организации выделены как отдельные формы юридических лиц. Вместе с тем, они не указаны в качестве корпоративных в ст. 65.1 ГК РФ, а также не включены в перечень некоммерческих корпораций в п. 1 ст. 123.1 ГК РФ. Но о том, что это корпоративные юридические лица свидетельствует расположение норм о них в ст. ст. 123.16-1 и 123.16-2 в параграфе 6 «Некоммерческие корпоративные организации» главы 4 ГК РФ.
Ранее адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, не выделялись как самостоятельные организационно-правовые формы, но в связи с внесением изменений в ГК РФ стали признаваться таковыми, но не были включены законодателем в ст. 65.1 ГК РФ в качестве корпоративных либо унитарных, в отличие от нотариальных палат, которые поименованы и в ст. 50 ГК РФ как самостоятельная организационно-правовая форма и в ст. 65.1 ГК РФ как корпоративная организация.
Считаем, что эта недоработка законодателя должна быть устранена и предлагаем дополнить перечень корпоративных юридических лиц, закрепленный в п.1 ст. 65.1 ГК РФ, адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями, являющимися юридическими лицами. Одновременно необходимо дополнить перечень некоммерческих корпораций, содержащийся в
п. 2 ст. 123.1 ГК РФ, указанными организационно-правовыми формами юридических лиц.
Таким образом, сейчас в отечественном правопорядке на уровне ГК РФ установлены критерии отнесения юридических лиц к числу корпораций и закреплена исчерпывающая классификация корпораций, как коммерческих, так и некоммерческих. Причем в положениях, касающихся корпораций (в том числе и некоммерческих), установлены единые права участников и правила управления (ст. ст. 65.2 и 65.3 ГК РФ), что является весьма положительным моментом.
В то же время необходим системный подход к выделению корпоративных организаций и формированию их перечня.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,86%.
Список литературы:
1. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. - М.: Статут, 2014. // СПС « Консул ьтант Пл юс».
2. Шевченко О.М. Банк России как регулятор корпоративных отношений // Предпринимательское право. 2014. № 4.
3. Хабибуллина А.Ш. Категория «управление юридическим лицом» с позиции науки гражданского права // Юрист. 2013. № 13.
4. Рожкова М.А. Корпоративные отношения и возникающие из них споры // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2005. № 9.
5. Федосеев С.В. К проблеме правосубъектности органов управления акционерным обществом // Законодательство. 2010. № 7.
6. Родионова О.М. Механизм гражданско-правового регулирования в контексте современного частного права. - М.: Статут, 2013.
7. Антонова Е.С. Понятие, содержание и особенности корпоративных прав // Юридический мир. 2000. № 11.
8. Кашанина Т.В. Корпоративное право (право хозяйственных товариществ и обществ): Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.
9. Петров Ю. Реформа рыночных институтов и создание социального рыночного хозяйства // Российский экономический журнал. 2000. № 4.
10. Алимурзаев Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики // Российский экономический журнал. 1999. № 3.
11. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности / Отв. ред. В.С. Белых. - Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
12. Шиткина И.С. Вопросы корпоративного права в Проекте Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ // Право и бизнес: сборник статей I ежегодной международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В.С. Мартемьянова / Под ред. И.В. Ершовой. - М.: Юрист, 2012.
13. Микрюков В.А. Формирование высшего органа управления корпорации // Законодательство и экономика. 2015. № 4.
14. Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. № 169. 02.08.2017.
15. Федеральный закон от 13.07.2015 № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»» // Российская газета. № 154. 16.07.2015.
16. Шатковская Т.В., Науменко Ю.А. Становление понятия «субъект права» в международном уголовном праве (к 70-летнему юбилею Нюрнбергского процесса) // Юристъ - Правоведъ. 2016. № 5 (78).