Научная статья на тему 'Корпоративная культура в социальном пространстве современного города'

Корпоративная культура в социальном пространстве современного города Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
186
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / КОМПАНИЯ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / СОТРУДНИКИ / CORPORATE CULTURE / VALUES / COMPANY INVOLVEMENT / STAFF

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартынов Егор Юрьевич

На сегодняшний день корпоративная культура имеет значение для развития любой организации. Это как определенная атмосфера, которую необходимо создавать, развивать и поддерживать. Но корпоративной культурой нужно еще и управлять, что является крайне актуально для компаний современных мегаполисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate culture in social space of the modern city

Today’s corporate culture is important for the development of any organization. It’s like a certain atmosphere you want to create, develop and maintain. But corporate culture is necessary also to control what is extremely important for companies of modern cities.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура в социальном пространстве современного города»

УДК 316.7:06

E. Ю. Мартынов

Корпоративная культура в социальном пространстве современного города

На сегодняшний день корпоративная культура имеет значение для развития любой организации. Это как определенная атмосфера, которую необходимо создавать, развивать и поддерживать. Но корпоративной культурой нужно еще и управлять, что является крайне актуально для компаний современных мегаполисов.

Ключевые слова: корпоративная культура, ценности, компания, вовлеченность, сотрудники

Egor J. Martynov

Corporate culture in social space of the modern city

Today's corporate culture is important for the development of any organization. It's like a certain atmosphere you want to create, develop and maintain. But corporate culture is necessary also to control what is extremely important for companies of modern cities.

Keywords: corporate culture, values, company involvement, staff

На сегодняшний день корпоративная культура имеет значение для развития любой организации. Она сплачивает коллектив, способствует его единству и цельности, организационной идентичности, но при этом ни в коей мере не утрачивается идентичность каждого входящего в него человека, не нивелируются его способности и талантливость. Именно корпоративная культура дает всем членам коллектива внутригрупповое представление об учреждении, вызывает патриотические чувства и чувства ответственности, способствует стабильности и преемственности1. Корпоративная культура - это атмосфера, которую необходимо создавать, развивать, поддерживать, а также управлять ею2.

Термин «корпоративная культура» появился в XIX в. и был сформулирован немецким фельдмаршалом Мольтке, который использовал его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. Со временем это понятие распространилось и на другие сферы.

На данный момент не существует одного единственного точного определения корпоративной культуры.

Во-первых, в отечественной традиции употребляются различные понятия: «организационная культура» и «корпоративная культура». Она отмечается в трудах представителей советской, а затем и российской школы. Здесь встречаются различия в понимании. Часть отечественных авторов отождествляют эти понятия, другие - находят смысловое различие. Так, в монографии О. Г. Тихомировой, отмечается: «под корпоративной культурой понимают ценности, нормы, убеждения и отно-

104

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел VI. Социокультурные изменения и экономическое развитие: анализ взаимовлияния

шения в корпорации как в некотором профессиональном сообществе, а культуру, свойственную сообществу, ограниченному рамками компании, называют организационной»3.

Во-вторых, в работах западных авторов, применяющих единый термин - «корпоративная культура» нет единства в его наполнении. Существует около двадцати зарубежных трактовок понятия. Все они объединены одним - наиболее значимыми элементами корпоративной культуры признаются ценности, нормы поведения. Ценности и другие элементы культуры не требуют доказательства, принимаются на веру, формируют корпоративный дух компании.

Современная корпоративная культура, не смотря на неоднозначность суждения, определяет смысл существования организации, и ее отношение к сотрудникам и клиентам; моральный и социальный климат, проявляющийся во внутренней атмосфере организации, взаимодействии с внешней средой; преобладающие ориентиры, лежащие в основе формирования целей организации и путей их достижения, систему взаимодействия персонала в организации. Без корпоративной культуры невозможно пространство организации, компании, предприятия современного города.

На сегодняшний день основными ключевыми компонентами корпоративной культуры по праву можно назвать4:

1. Стандарты поведения и система ценностей

Ценности организации - основное ядро существующей организационной культуры, на основе которых разрабатываются и формируются формы поведения и нормы в организации. Такие ценности, которые разделяются и декларируются основателями и самыми авторитетными членами организации, обычно становятся тем ключевым звеном, от которого фактически зависит сплоченность сотрудников, а также формируется единство действий и взглядов. Следовательно, это позволяет гарантировать достижение целей.

Очень трудно провести любой обобщенный перечень основных корпоративных ценностей. Социолог С. С. Фролов относит к ним: богатство (владение некими материальными благами, а также услугами), благополучие (обычно включает в себя безопасность и здоровье), образованность (информационный потенциал, знания и сформированные культурные связи), мастерство (некий профессионализм, который добыт в определенных видах трудовой деятельности), уважение (включает престиж, статус и репутацию). Также следует добавить справедливость, доброту, добродетель и иные нравственные качества5.

Все основополагающие ценности функционирующих компаний обычно воспринимаются с помощью их воплощения в виде рассказов, символов, девизов и церемоний.

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

105

Раздел VI. Социокультурные изменения и экономическое развитие: анализ взаимовлияния

2. Лозунги, девизы и символы

Главные ценности и убеждения обычно находят свое выражение не только в имеющихся и разработанных программных документах, сводах законов, книгах о внутрифирменных стандартах по принципам ведения и развития бизнеса, но и лозунгах, девизах и символах.

3. Легенды, мифы и их герои

Все современные развитые корпоративные культуры обычно вырабатывают достаточно разнообразную мифологию. Подобная мифология организаций существует в виде метаморфических историй и анекдотов, которые регулярно циркулируют. Связаны такие текстовки с основателем фирмы и призваны в живой, наглядной и образной форме довести до служащих сформированные ценности компании.

4. Традиции, ритуалы и мероприятия

Мероприятия, традиции и ритуалы обычно служат основным средством для наглядной демонстрации главных ценностей ориентаций организаций. Они также призваны напоминать сотрудникам о стандартах поведения, нормах взаимоотношений в коллективе, которые от них ожидаются.

5. Фирменный стиль

Корпоративный стиль компании - набор определенных графических принципов и форм для построения некой визуальной коммуникации. Все они объединены одной идеей и носят такую задачу: выделить организацию и создать узнаваемый образ. Очень часто - это определенный набор визуальных и словесных устойчивых сочетаний, которые гарантируют единство восприятия услуг, товаров и информации, которая исходит от компании или торговой марки непосредственно к конечному пользователю (потребителю)6.

Подводя итог, можно сказать, что корпоративная культура может играть мобилизующую роль для персонала, но иногда она является препятствием на пути перемен. Несомненно, что в ней имеются огромные преимущества, которые ни в коем случае нельзя терять. Сильная и влиятельная корпоративная культура способствует приобретению и сохранению конкурентного преимущества. Поэтому необходимо стремиться превратить постоянное самообновление в отличительную черту своей корпоративной культуры.

Так, корпоративная культура становится источником коммуникации между производителем и потребителем на рынке, становясь необходимым элементом в социальном пространстве современного города.

Во многих современных передовых российских компаниях все больше внимания уделяется проблемам формирования корпоративной культуры, внедрения ее ценностей, норм, образцов в сознание и поведение всех сотрудников. Это соответ-

106

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел VI. Социокультурные изменения и экономическое развитие: анализ взаимовлияния

ствует и мировой хозяйственной практике, в которой компании не жалеют средств на поддержание и развитие корпоративной культуры, на конкретные программы внедрения корпоративных ценностей и норм, на изменение способа мышления и стереотипов поведения персонала. Поэтому изучение корпоративной культуры является весьма перспективным направлением социальных исследований.

В российских условиях наиболее перспективными в этой области являются следующие вопросы:

1) Преодоление значительных остатков административно-командных и патерналистских отношений, которые были характерны в советских трудовых коллективах. При этом важно на новом уровне сохранить характерные для отечественной хозяйственной культуры нормы и традиции коллективизма.

2) В последние десятилетия становится все более очевидным, что национальная социально-экономическая культура - очень важный фактор мышления и поведения людей, а также современной хозяйственной жизни общества в целом. В разных странах социально-экономическое поведение людей, характер предпринимательства, организационные структуры бизнеса могут сильно отличаться. Поэтому необходимо развивать социально-философское изучение национальных особенностей культуры хозяйственных организаций, создавать обобщенный социальный портрет российского работника.

Можно сделать вывод, что формирование и последующее управление культурой - процесс сложный, многогранный, требующий больших затрат человеческих и материальных ресурсов; ведь культура транслируется не только внутри компании, но и во внешнюю среду, оказывая воздействие на развитие мегаполисов.

Примечания

1 Капитонов Э. А. Корпоративная культура: стратег. направления развития социал.-труд. отношений // Социс. 2010. № 9. С. 39.

2 Баренбойм П. Глобализация в сфере корпоративного управления: возможные негативные последствия // Актуальные проблемы корпоративного управления: сб. ст. М.: Юстицинформ, 2010. С. 25.

3 Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. М.: Инфра-М, 2011. С. 38.

4 Капитонов Э. А. Указ. соч. С. 48-56.

5 Баренбойм П. Указ. соч. С. 25.

6 Погребняк В. А. Культура организации как объект регулярного управления // Вопр. управления предприятием. 2012. № 1 (13). С. 59.

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.