Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ'

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Правовая культура / корпоративная культура / Российская Федерация / космическая отрасль / организация «Роскосмос» / Legal culture / corporate culture / Russian Federation / space industry / Roscosmos organization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.Д. Петренко В.В. Сафронов

Достижение целей и реализации функций в космической отрасли невозможно без формирование корпоративной культуры. Корпоративная культура в данной отрасли играет важную роль. Космической отрасли необходимо формировать и развивать корпоративную культуру, чтобы добиться взаимопонимания и слаженной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE CULTURE IN THE AEROSPACE INDUSTRY

Achievement of goals and implementation of functions in the space industry is impossible without the formation of a corporate culture. The corporate culture in this industry plays an important role. The space industry needs to shape and develop a corporate culture to achieve mutual understanding and teamwork.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ»

УДК 34

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

В. Д. Петренко Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация,660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: vlpetr2000@icloud.com

Достижение целей и реализации функций в космической отрасли невозможно без формирование корпоративной культуры. Корпоративная культура в данной отрасли играет важную роль. Космической отрасли необходимо формировать и развивать корпоративную культуру, чтобы добиться взаимопонимания и слаженной работы.

Ключевые слова: Правовая культура, корпоративная культура, Российская Федерация, космическая отрасль, организация «Роскосмос».

CORPORATE CULTURE IN THE AEROSPACE INDUSTRY

V. D. Petrenko Scientific supervisor V.V. Safronov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: vlpetr2000@icloud.com

Achievement of goals and implementation of functions in the space industry is impossible without the formation of a corporate culture. The corporate culture in this industry plays an important role. The space industry needs to shape and develop a corporate culture to achieve mutual understanding and teamwork.

Keywords: Legal culture, corporate culture, Russian Federation, space industry, Roscosmos organization.

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву, совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении [1].

Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и пронизывает правовые отношения, законность и правопорядок, регулирует поведение людей, выступает инструментом достижения социальной стабильности.

Правовая культура непосредственно оказывает влияние на корпоративную деятельность организаций.

В свою очередь, корпоративная культура - это набор моделей поведения, приобретенных организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, доказывавших свою эффективность.

Это наисложнейшая совокупность различных систем, которые касаются как руководителя, так и персонала в целом. Это правила игры внутри компании, нормы и ценности, которыми

руководствуются сотрудники при межличностном общении. Корпоративна культура не может быть универсальной, она должна учитывать специфику деятельности компании, состав коллектива ее сотрудников, взаимоотношения с клиентами.

От ее развития зависит многое - уровень мотивации персонала, имидж компании среди клиентов и репутация в качестве работодателя.

Не стоит забывать про документы, которые играют важную роль в регламентации корпоративной культуры и в процессе управления персоналом. В них отражается и фиксируются ценности компании. Одной из основных функций документов является коммуникативная функция. Анализируя информацию, содержащуюся в документации, можно выявить основные представления руководства относительно процесса управления, понять, насколько забюрократизирована организация.

К таким документам относят:

- должностные инструкции специалистов;

- корпоративный кодекс деловой этики;

- штатное расписание;

- правила трудового распорядка, приказы и тд.

Придерживаясь принципов высокой социальной ответственности, например, ПАО «Роснефть» уделяет особое внимание созданию благоприятной социальной среды на предприятиях.

Деятельность компании для создания благоприятной социальной среды включает:

- постоянное улучшение социально-бытовых условий на производстве, в том числе в удаленных регионах при ведении деятельности в сложных климатических условиях;

- организацию экстренной медицинской помощи на объектах Компании;

- систему охраны здоровья персонала, поддержку и продвижение здорового образа жизни;

- корпоративную пенсионную программу и проект социальной поддержки ветеранов.

Не является секретом тот факт, что наличие корпоративной культуры, самым существенным образом отражается на ее успешности и внутреннем моральном состоянии всего коллектива.

Без наличия корпоративной культуры в обычной организации или же в аэрокосмической индустрии, говорить о том, что данная организация будет успешно справляться со своей основной и дополнительной деятельностью не приходиться.

Понимая всю важность и необходимость постоянного поддержания на должном уровне корпоративной культуры в организации, наиболее успешные руководители, уделяют этому вопросу массу внимания и всех необходимых средств.

Носителем корпоративной культуры в компании являются абсолютно все - от простой уборщицы, до генерального директора.

По данным Forbes, более 50% руководителей отметили, что корпоративная культура влияет на креативность, прибыльность, темпы роста организации и на производительность компании. Ведь она помогает формировать команду талантливых сотрудников, которые приведут бизнес к успеху.

Основа корпоративной культуры закладывается непосредственно владельцем компании. Создавая компанию он уже делится своими знаниями о мире, своими пожеланиями по подбору сотрудников и обустройству рабочего пространства.

Развитая, сильная корпоративная культура должна превращать работу в образ жизнь. Вот почему нужна общая для всех сотрудников система ценностей, а также стандарты, обеспечивающие уверенность сотрудников в идеи компании. Таким образом, сотрудники будут знать, какие действия приведут организацию к успеху, а какие - к неудаче.

Корпоративная культура российской космической системы строится на 5 базовых ценностях:

- уважение к людям;

- честность;

- ответственность;

- профессионализм;

- сотрудничество [6].

На основании всего вышесказанного необходимо отметить, что к наиболее типичным мероприятиям корпоративной культуры в аэрокосмической индустрии в организации «Роскосмос» относят:

1. Ведение постоянной работы по «сплочению» всего коллектива работников, с такой целью, чтобы все они чувствовали себя единой командой. Это могут быть обучающие, праздничные и мероприятия тимбилдинга.

Учебная деятельность является основной целью развития конкретных навыков, которые необходимы сотрудникам в их повседневной деятельности. Внутрикорпоративное обучение может быть основано на разных принципах, но преследовать цель они будут одну: создание особой атмосферы, развитие духа взаимной поддержки и солидарности между компаниями. Примером обучающего мероприятия являются конференции, организуемые крупными компаниями. Это большое событие, которое они готовили несколько месяцев. А также регулярные корпоративные тренинги и деловые игры разного формата.

Праздничные мероприятия часто имеют цель не только развлечь коллектив, но и помочь его сплочению. Это могут быть классические корпоративные праздники, выезды за город, тематические вечера, семейный отдых, дни посвящения в профессию, юбилеи и т.д.

Типы мероприятий по тимбилдингу стали выделять совсем недавно. Умение работать в команде - настолько важный навык в современном бизнесе, что над его созданием ведется серьезная работа, в том числе специальные корпоративные мероприятия, полностью посвященные командной работе. Варианты тимбилдинга выглядят еще более разнообразными. Помимо классических тренингов, часто используются спортивные соревнования, поскольку командный дух достигает небывалых высот.

Формы тимбилдинга могут быть весьма разнообразными. Почувствовать себя единой командой можно во время спортивных подходов или в процессе решения сложных шуточных задач [2].

Применение данного метода в виде «сплочения коллектива» возможно только при наличии сильного и волевого лидера, таким образом, разработка корпоративной культуры в организации требует системной и постоянной работы в подготовке и поиске таких ценных рабочих кадров.

Дополнительно ко всему вышесказанному также необходимо отметить следующее, под термином «сплочение коллектива» понимается не только наличие безусловного лидера, либо лидеров в коллективе, но и требует постоянного вникания во все проблемы и разного рода сложные жизненные ситуации своих работников.

Как правило, такого рода работа ведется только в средних и крупных организациях, в то время как малые предприятия такую важную работу по факту всегда игнорируют, что неизбежно сказывается на итоговых результатах их работы.

Таким образом, ведение постоянной работы по «сплочению» всего коллектива работников, с целью, чтобы все они чувствовали себя единой командой, поможет создать дружную атмосферу в команде и сплоченный коллектив.

2. Также применяется развитая и прозрачная система мотивации сотрудников и формирования самомотивации.

Мотивация сотрудников - один из способов повышения производительности труда. Она содержит ряд стимулов, определяющих поведение конкретного сотрудника компании.

Мотивация проводятся для объединения интересов организации и сотрудников. То есть организации нужна качественная работа, а персоналу- достойная заработная плата.

Основные этапы по внедрению системы мотивации персонала в организацию заключаются в выполнении следующих мероприятий:

- постановка целей и задач;

- организация рабочей группы;

- разработка программ вознаграждения за достижение поставленных целей;

- подготовка документации;

- анализ работы подчиненных предприятия [3].

Таким образом, благодаря правильному подходу к проведению мероприятий по стимулированию сотрудников, организация может получить положительный результат, а именно:

- повышение качества и производительности руда;

- появление командного духа у сотрудников;

- быстрое развитие компании.

3. Выступления руководства компании тоже играют важную роль. На выступлениях подробно обсуждаются корпоративные ценности, правила и цели организации.

С одной стороны, выступление лидера - одно из мощных, энергичных и эффективных средств формирования корпоративной культуры, а с другой - сложный инструмент, требующий тщательной подготовки.

Выделяют несколько видов выступлений руководителя перед сотрудниками:

- презентация планов, перспектив развития и новых проектов;

- поздравления и приветственные речи на корпоративных мероприятиях;

- отчеты за период, подведение итогов [5].

Цель таких выступлений - воодушевление сотрудников, сформирование гордости за компанию и ее успехи, показать перспективы развития.

4. Участие в профессиональных чемпионатах и конкурсах

Молодые ученые и специалисты ежегодно участвуют в научно-технических конференциях, семинарах, форумах, конкурсах и других отраслевых мероприятиях, способствующих их творческому и профессиональному развитию.

Кроме того, проводятся внутренние профессиональные конкурсы. Один из них -«Лаборатория проектов», организованный Советом молодых ученых и специалистов РКС совместно с инновационным центром. Молодые специалисты при поддержке экспертов компании разрабатывают проекты, где рассматривают создание новой инновационной продукции или рационализаторские предложения. Прорывные идеи имеют большие шансы быть вписанными в инвестиционный план РКС с последующей скорой реализацией. Победители конкурса отправляются в Крым - в школу проектного управления «Техноспецназ».

5. Обучение персонала профессиональным навыкам.

Успех на пути достижения важнейших целей организации во многом зависит от того, в какой степени персонал осведомлен о стратегических целях и насколько он заинтересован и подготовлен к работе по их достижению.

Чтобы снизать риск того, что сотрудники, которые учатся или повышают свою квалификацию за счет организации, многие компании разрабатывают и внедряют систему моральных, психологических и организационных мер по обеспечению безопасности и удержанию сотрудников в компании. Разработка и внедрение специальных программ, обеспечивающих работникам, дает более широкие возможности для профессионального развития после завершения обучения, а также актуальность полученных знаний и навыков [4].

Так, обучение персонала является важнейшим инструментом, с помощью которого руководство получает возможность повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать влияние на формирование корпоративной культуры.

6. Каналы внутренней коммуникации

В компании РКС существует внутри корпоративный портал, где сотрудники могут узнать новости, получить необходимую им в работе информацию, забронировать конференц-зал, сделать заявки, найти контакты нужного специалиста в телефонном справочнике и многое другое. Ежемесячно выходит корпоративная газета об успехах и достижениях коллектива, социальной политике компании, карьерных возможностях, профессиональном развитии, интересных проектах, и людях РКС.

Кроме того, в социальных сетях Facebook, Instagram и Вконтакте открыты каналы, рассказывающие о результатах работы коллектива - современных технологиях космического приборостроения, спутниковой навигации, дистанционного зондирования Земли и другом.

Поэтому, эффективная работа организации «Роскосмос» в аэрокосмической индустрии должна определяться в значительной степени сплоченностью персонала, надежностью и привычностью, доверительными, гармоничными и взаимовыгодными отношениями между руководством и сотрудниками компании.

Библиографические ссылки

1. Сафронов В.В. Теория государства и права: в 2 ч 2: учебное пособие / В.В. Сафронов: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т - Красноярск, 2011. - 144 с.

2. Иванов И.С. Краткий курс финансового права: учебное пособие. - Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018.

3. Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, С.Н. Апенько, А.И. Мерко. Мотивация персонала: учебное пособие. 2010. С 190.

4. М.И. Магура, М.Б. Курбатова. Организация обучения персонала компании: учебник. 2003.

5. Е.А. Скриптунова. Выступление руководителя перед коллективом как инструмент развития корпоративной культуры. Интернет-журнал «Офис-файл», №12. 06.03.2017. URL: http://aximaconsult.ru (дата обращения 15.03.2021).

6. АО «Российские космические системы». Корпоративная культура в аэрокосмической индустрии. Интернет-журнал, 2021. URL: http://russianspacesystems.ru/career/korporativnaya-kultura/ (дата обращения 11.04.2021).

© Петренко В. Д., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.