Научная статья на тему 'Корпоративная культура профессионалов: попытка описания'

Корпоративная культура профессионалов: попытка описания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
187
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВОДИТЕЛЬ / ВРАЧ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Харченко Елена Владимировна

В данной статье рассматривается профессиональная культура на примере преподавателя, водителя и врача. Анализируется понимание профессионала у носителей русской культуры. Предлагается новый подход к структурированию полученных данных о конкретных профессиональных культурах на примере ассоциативного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Харченко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура профессионалов: попытка описания»

УДК 007 316.722

Е.В. Харченко

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛОВ: ПОПЫТКА ОПИСАНИЯ

Корпоративная культура, профессионал, профессиональная культура, преподаватель, водитель, врач, ассоциативный эксперимент.

В данной статье рассматривается профессиональная культура на примере преподавателя, водителя и врача. Анализируется понимание профессионала у носителей русской культуры. Предлагается новый подход к структурированию полученных данных о конкретных профессиональных культурах на примере ассоциативного эксперимента.

Базируясь на трактовке корпорации как объединения, союза, создаваемого на основе профессиональных или сословных интересов, под корпоративной культурой профессионалов мы понимаем культуру, формируемую специалистами какой-либо области деятельности в течение длительного времени и передающуюся вместе со специфическими знаниями.

Любая культура включает в себя регулятивные элементы: идеалы, нравственные нормы, традиции, обычаи и т.п., - в совокупности они и составляют социальные нормы поведения, соблюдение которых является непременным условием сохранения сообщества как интегрированного целого.

Подобную мысль высказывает и исследователь организационной культуры

Э. Шейн: «Культура группы может быть определена как паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых групп-пой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем» [Шейн, 2002: 32].

В.Л. Бенин трактует культуру как освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач [Бенин

http://www.gumer.info/bibliotek Викв/Реёаа оа/Веп1п/01.рЬр].

Профессиональная культура имеет несколько толкований. В энциклопедическом словаре по культурологии различаются культура профессиональная (термин применяется в социологии и культурологии для характеристики социально-профессионального качества субъекта труда и представляет собою степень овладения работниками достижениями науки и техники, что представляет собою личностный аспект культуры труда), профессиональная культура (которая характеризует уровень и качество профессиональной подготовки) и профессиональная субкультура (термин, употребляемый в социологии и культурологи; это система общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержанием работы и той ролью, которую в обществе играют ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка).

В.Л. Бенин пишет о том, что в философской и социологической литературе нет единства в толковании понятия «профессиональная культура»: одни ученые используют его при рассмотрении механизма социализации личности, другие противопоставляют его понятию «общая культура», третьи, наоборот, видят в нем часть общей культуры личности. Сам он дает следующее определение: «Культуру профессиональную составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение

которым делает специалиста каждого конкретного вида труда мастером своего дела» [там же]. Далее автор приводит предлагаемые в культурологической литературе восемь основных моментов, в силу которых профессиональная группа становится субъектом профессиональной культуры:

• являясь порождением взаимодействия общего, частного и единичного разделения труда, она выступает монопольным обладателем качественно особого вида профессиональной деятельности;

• только на уровне профессиональной группы можно фиксировать создание возможностей для реализации индивидуальных сущностных сил личности;

• профессиональная группа способна продуцировать культурные ценности, в той или иной степени отличные от ценностей, вырабатываемых другими профессиональными группами;

• в среде профессиональной группы формируются нормы нравственного поведения ее членов;

• именно в лоне профессиональной группы происходит формирование и развитие профессионального сознания и самосознания;

• профессиональная группа является носителем особого, присущего только ей типа и стиля профессионального мышления;

• принадлежность индивида к той или иной профессиональной группе накладывает отпечаток на его эстетическое отношение к действительности;

• профессиональная группа может рассматриваться и в качестве носителя профессионального мировоззрения.

А.Н. Быстрова пишет, что «профессиональная культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в области конкретной деятельности, владение необходимой в данной отрасли производства техникой, специальные теоретические знания, прямо или косвенно связанные с производственной деятельностью, а также моральные нормы и

правила, необходимые в системе производства... Профессиональная культура находится на стыке общей культуры человека и его специальной подготовки, поэтому в нее входят и те критерии, которые определяют отношения в процессе производства, и требования, существующие в обществе вне производства» [Быстрова, 2000: 63-64].

Нам показалось интересным

определение, данное на сайте http://www.culturologv-blog.ru: «Профессиональная культура - это универсальная система, включающая профессиональные знания и ценности, которые в виде образцов и норм, принятых в конкретной профессиональной области, регулируют профессиональную деятельность».

И.М. Модель рассматривает культуру профессиональной группы как модификацию общей культуры в условиях трудовой профессиональной деятельности [Модель, 1993]. В его работе говорится, что профессиональная группа

складывается на основе:

а) идентичности социально-экономических условий труда;

б) тождества содержания их труда;

в) наличия адекватных по содержанию и объему специальных знаний, необходимых для профессиональной деятельности;

г) применения на практике общих приемов и способов этой деятельности.

Далее автор рассматривает обстоятельства, позволяющие профес-сиональной группе стать субъектом профессиональной культуры: «Во-первых, являясь порождением взаимодействия общего, частного и единичного разделения труда, она выступает монопольным обладателем качественно особого вида профессиональной деятельности. Во-вторых, только на уровне профес-сиональной группы можно фиксировать создание возможностей для реализации индивидуальных сущностных сил личности. В-третьих, профессиональная группа способна продуцировать культурные ценности, в той или иной степени отличные от ценностей, вырабатываемых другими профес-

сиональными группами. В-четвертых, в среде профессиональной группы формируются нормы нравственного поведения ее членов. В-пятых, именно в лоне профессиональной группы происходит формирование и развитие профессионального сознания и самосознания. В-шестых, профессиональная группа является носителем особого, присущего только ей типа и стиля профессионального мышления. В-седьмых, принадлежность индивида к той или иной профессиональной группе накладывает отпечаток на его эстетическое отношение к действительности. Наконец, профессиональная группа может рассматриваться и в качестве носителя такой важной составляющей культуры, как профессиональное мировоззрение. Именно наличие последнего признака завершает социальную консолидацию профес-

сиональной группы как субъекта» [Модель, 1993: 23-24]. Таким образом, И.М. Модель определил профессиональ-ную культуру как категорию, характери-зующую степень овладения профес-сиональной группой, ее представителями специфическим видом трудовой деятель-ности в любой сфере общественного производства. В этом качестве профес-сиональная культура

служит мерой и способом формирования и реализации социальных сил субъекта деятельности.

Очень интересное понимание профессиональной культуры дано в работе Г.М. Кочетова. Профессиональная

культура рассматривается им в качестве при-кладного понятия, элемента модели личности специалиста с высшим

образованием, а признаками, свидетель-

ствующими о наличии профессиональной культуры у специалиста, выступают:

• знание свойств продукта и запросов потребителя;

• способность прогнозирования специалистом последствий своих действий;

• ответственность за свои действия

[Кочетов, 1975: 73-77].

Одним из критериев сформированной культуры можно считать возможность выделить ее представителя благодаря

наличию характеристик, закрепленных за

представителями конкретной группы. Этот образ отражает наиболее характерные черты представителей культуры и, в свою очередь, влияет на межкультурные коммуникации, поскольку собеседник знает этот образец и в зависимости от него разрабатывает свою стратегию поведения. Не случайно униформа часто является своеобразной «визитной карточкой» представителей таких профессий, как врач, медсестра, стюардесса, военный и др.

Однако, с точки зрения психолингвистического направления, при изучении межкультурного взаимодействия особое место отводится специфическому сознанию, особой картине мира, отличающейся у носителей определенной культуры, в том числе и профессиональной. На это обращают внимание и многие ученые, занимающиеся профессионализмом, профессиональной культурой.

Так, В.Л. Бенин в своей работе говорит о том, что профессиональная культура предполагает совокупность специальных знаний и опыта их реализации в профессиональной деятельности. Ее специфическим проявлением является формирование профессионального типа мышления, накладывающего специфический отпечаток на весь образ мышления и поведения человека. Первые догадки на этот счет были высказаны еще в средние века Ибн Синой, сравнившим, говоря современным языком, взгляд профессионала с лучом света, падающим на цветные предметы и производящим в зрении впечатление, не во всех отношениях соответствующее этим предметам. В Новое время аналогичные взгляды развивал и пропагандировал Клод Г ельвеций. Современная психология экспери-ментально установила, что «профес-сионалы, принимающие свою профессию как образ жизни, приобретают особое видение окружающего мира, особую его категоризацию, особое отношение к ряду объектов, а иногда и особые свойства перцепции,

оптимизирующие взаимо-действие с этими объектами» [Ханина, 1990].

Мы согласны с Е.А. Климовым, который говорит, что не следует сводить идею профессионализма только к представлению о высоком уровне умелости профессионала [Климов, 1996: 386]. Он пишет, что

«профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции («отдачу»), но и необходимейшие и, как правило, сложные и многообразные внутренние, в частности психические функции». К этим внутренним функциям Е.А. Климов относит и построение образа будущего результата деятельности, и некоторое «вынашивание» представлений о путях и способах, вариантах достижения этого результата, и эмоциональную пред-настройку к работе, и общее сознание защищенности в обществе, уверенность в завтрашнем дне, и удовлетворенность ситуацией в семье, «дома», и «больной зуб», и многое, многое другое, включая и образ окружающего мира вообще». Профессионализм понимается им «не как просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенная системная организация сознания, психики человека» [Климов, 1996: 386-387].

Таким образом, можно говорить о том, что корпоративная культура профессионалов исследуется в рамках разных научных парадигм, но до сих пор нет четко выработанного подхода к данному объекту исследования. Одной из причин этого является, на наш взгляд, то, что само понятие «профессия» до сих пор трактуется неоднозначно.

Существует несколько подходов к определению понятия «профессия». В словаре С.И. Ожегова профессия - основной род занятий, трудовой деятельности. [Ожегов, 1983: 557]. Это так называемый общий, деятельностный подход. Его развивают в своих трудах психологи (А.А. Леонтьев, М.С. Каган и др.).

Праксиологический взгляд на понятие профессии можно найти в трудах социологов. Еще в 20-е годы нашего столетья С.Г. Струмилин писал, что профессия «есть совокупность приобретенных

школьной или внешкольной выучкой специальных трудовых навыков, совмещаемых обычно в одном лице и объединяемых общим названием, например, слесарь, столяр, скрипач» [Струмилин, 1957: 12]. Этой же точки зрения

придерживаются социологи, разрабатывающие проблемы промышленной социологии, среди которых Ю.Л. Неймер,

В.Г. Подмарков, И.Н. Сиземская, ГА. Чередниченко, В.Н. Шубкин и др. В целом они понимают профессию как совокупность знаний и трудовых навыков, принадлежащих конкретному человеку. Здесь особо подчеркивается качество практической подготовки к профессиональному труду.

Поскольку для нас было важно выявить актуальные значения данного понятия для современных студентов, мы выбрали метод свободных дефиниций . При анализе полученных толкований оказалось, что чаще всего профессионал определяется через синонимы и качества, далее следуют знания, действия и умения, а замыкают опыт и образование, занимающие незначительную часть.

Субъект, качество (51): дока 3//мастер своего дела// специалист// ас в своём деле// профессионал и есть// человек, обладающий высокими профессиональными качествами// рабочий высокого класса// виртуоз в определённой сфере// специалист высокого класса, мастер в своей области// мастер// лучший в профессии// автомобилист// человек, любящий свою профессию и достигший в ней вершин// лучший в профессии// своего дела// специалист в какой-то профессии// человек, достигший вершин своей профессии// специалист высокой квалификации// занимающийся своим делом// в своём деле// мастер своего дела// профессионал своего дела// тот же мастер, только лучше// мастер// человек, сделавший какое-либо занятие своей профессией// Жан Поль Бельмондо// мастер в определённой сфере

Было опрошено 100 респондентов, получено 8 отказов/ Собрал материал Г.Н. Кудрук, обработка

наша.

деятельности// спец// компетентный и обладающий устойчивой репутацией

специалист// специалист в какой-либо

области// опытный человек// человек, асс// футболист, обладающий всеми навыками современного футбола// человек к

которому нет претензий// классный человек// специалист широкого профиля// маэстро// человек- мастер на все руки// человек, чья профессия ему по духу// отстранённый от всего, кроме своего

дела, всё остальное его не интересует// профи// специалист// тот, кому ничто не сможет помешать// состояние души// знаток дела// высшая степень мастерства в любой сфере деятельности// мастер своего дела// работник экстра класса// специалист.

Знания (22): человек, знающий своё дело от А до Я, немного суховат// человек любого рода деятельности, полностью разбирающийся в ней// человек, знающий свою профессию// знающий своё дело// знает всё в своей области// человек, владеющий знаниями и навыками в профессии// знающий досконально свою работу, делающий её уверенно// знающий свою работу// человек знающий своё дело// хорошо разбирающийся в какой-либо области человек// знающий всё в своей сфере деятельности// обладающий обширными знаниями и умело применяющий их на практике// знает дело ОТ и ДО и работает в любом состоянии// тот, кто хорошо владеет своей профессией// знающий своё дело очень даже хорошо// человек, обладающий знаниями в какой-либо области// человек, обладающий знаниями и навыками в определённой сфере// человек отлично знающий свой и не свой род деятельности// всё знающий в своей области специалист// знающий своё дело// хорошо знающий свою профессию// в совершенстве знает своё дело.

Действия, умения (13): человек,

который качественно и правильно делает свою работу// тот, кто владеет своей профессией// профессионально, мастерски владеет своей профессией// человек, овладевший нормами профессиональной

деятельности// хорошо владеющий своей профессией// работает хорошо// мастерски, грамотно владеющий своей профессией человек// умения// человек, имеющий отличные специальные навыки// человек хорошо делающий свою работу// мегачеловек, умеющий всё!// человек, который профессионально занимается каким-либо делом// хорошо умеющий делать что-то.

Опыт (4): человек, имеющий большой опыт работы в определённой сфере деятельности// человек с опытом и навыками, идеально выполняющий свою работу// достигший успехов в своей сфере деятельности// человек, проведший в деле значительное время и достигший высокого уровня.

Образование (3): человек,

разбирающийся в каком-либо деле и имеющий специальное образование// специально подготовленный и качественно на высоком уровне работает// человек, получивший высшее образование и достаточный опыт работы, чтобы выполнять её хорошо.

Это исследование позволяет говорить о том, что есть определенные параметры, необходимые для того, чтобы считать человека профессионалом. Можно предположить, что они будут значимы и при анализе профессиональной культуры.

При изучении корпоративной культуры профессионалов каждый исследователь сталкивается с проблемой анализа полученных данных. Эта проблема стоит перед гуманитарными науками в целом. Очень важно выделить параметры структурирования материала, которые могли бы отделить одну профессиональную культуру от другой. Мы предлагаем структурировать материал с опорой на логические уровни, предложенные Р. Дитлсом [Дитлс, 2000: 230-236]. В этом случае весь полученный материал располагается на шести уровнях. Первый уровень - окружение - включает вещи, инструменты, внешний вид, как показывает практика, это самый объемный уровень, возможно, это связано с тем, что именно этот уровень является для человека

Таблица 1

Преподаватель, учитель

Уровень Что включает Профессия -преподаватель, учитель Ассоциации

Окружение (внешние ограничения) Вещи, инструменты, место работы. Институт, университет, доска, мел, указка, компьютер. Внешний вид. Школа (47), класс (21), кафедра, школы. Указка (35), доска (18), мел (12), книга (6), парта (5), тетрадь (4), журнал (3), тетради (3), школьная доска (3), дневник, доска, доска школьная, звонок, книги, папка, парта. Очки (8), худой (3), глаза, костюм, сумка.

Поведение (специфическое поведение) Действия и поступки. Проведение уроков, чтение лекций, проверка контрольных работ, прием зачетов и экзаменов. Добрый (2), замученный, любимый, суровый.

Способности Умения и навыки. Добывать знания, работать с информацией, понятно объяснить учащимся, оценить действия обучаемых Математики (2), рисования (2), музыки, пения, русского языка, танцев, физики.

Убеждения и ценности Мировоззрение, мировосприятие Профессиональная этика Доброжелательный, интеллигентный, культурный, талантливый.

Я- идентификация Наименования Преподаватель, гуру, Учитель, препод, научный деятель, урокодатель Наставник (4), бедный (2), женщина (2), помощник (2), ангел, друг, интеллигент, любимец, не зануда, педагог, пожилой, человек с глобусом, энтузиаст.

Миссия Общественная значимость Передача социального опыта Терпение (4), знания (3), работа (3), строгость (3), бедность (2), скука, наказ, нищета, тепло, ум.

Таблица 2

Водитель

Уровень Что включает Профессия -водитель Ассоциации

Окружение (внешние ограничения) Вещи, инструменты, место работы. Транспортное средство, дорога. Внешний вид. Машина 84; автомобиль 31; руль 28; дорога 17; автобус 12; баранка 7; колесо, такси 5; бензин, грузовик 4; светофор 3; троллейбус, авто, автомобиль 2, Верхонки, горизонт, дороги, Жигули, запах, кабина, камаз, кепка, кресло, майка, машина-грузовик, модель, мотоцикл, на колесах, остановка, права, грязный 2, грязная одежда, чистый.

Поведение (специфическое поведение) Действия и поступки. Управление машиной, ремонт машины. Пьяный 2, грубый, ремонт, ДТП, крутой, серьезный, угрюмый.

Способности Умения и навыки. Внимание, осторожность Внимательный, осторожный, строгий.

Убеждения и Мировоззрение, Профессиональная -

ценности мировосприятие этика

Я-идентификация Наименования Мужик Шофер 8; мужчина 3, человек за рулем 2; гонщик, мужик, папа, сорвиголова, чайник.

Миссия Общественная значимость Перевозка людей и вещей. Грязь 4; опасность 2, скорость, смекалка.

Таблица 3

Врач

Уровень Что включает Профессия - врач Ассоциации

Окружение (внешние ограничения) Вещи, инструменты, место работы. Больница, поликлиника, белый халат, шприц, градусник, фонендоскоп. Халат 45; больница 43; укол, фонендоскоп 10; белый халат, шприц 8; градусник, палата, хирург 5; кабинет, лекарства, поликлиника, скальпель 4; больной, таблетки 3, зубы, лекарство, очки, поликлиника, рецепт, тонометр 2; аптека, больные, волосатые руки, запах валерьянки, запах лекарств, здание поликлиники, инструмент, красный крест, крест, операционная, осциллограф, очки (халат), пациент, больница, машина скорой помощи, сердце, скорая помощь, слушалка, стетоскоп, таблетка, термометр, скальпель, шпатель.

Поведение (специфическое поведение) Действия и поступки. Лечение, помощь, забота о пациенте. Доброжелательный 2, внимательный, заботливый, ответственный, равнодушный, циничный.

Способности Умения и навыки. Компетентность Детский, зубной 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Убеждения и ценности Мировоззрение, мировосприятие Профессиональная этика Добрый 6.

Я-идентификация Наименования Целитель Терапевт 3; волшебник, док, доктор, Доктор Айболит, издеватель, лекарь, лор, медик, медсестра, окулист, психиатр, помощник, психотерапевт, стоматолог, тетка, хирург, целитель.

Миссия Общественная значимость Милосердие, забота о здоровье людей. Боль 8, помощь 4, доброта, надежда 2, тревога, здоровье, медицина, милосердие, надежность, необходимость, неопределенность, панацея, уважение, усталость, чистота.

подсказкой, ориентировкой, которая позволяет при первом контакте сразу же отнести человека к какой-либо профессиональной культуре. Второй уровень -поведение - выявляет особенности поведения (что для нас важно - и

речевого), как правило, выявляется через определения, социально одобряемые и

социально порицаемые качества профессионала. Третий уровень -способности - дает представление о

специфических знаниях, умениях и навыках, сформированных при обучении данной специальности. Четвертый уровень

- убеждения и ценности - тесно связан с профессиональной этикой, мировоззрением и мировосприятием членов группы. Пятый - идентификация - проявляется в наименованиях, часто свидетельствует о роли и статусе специалистов. Шестой - миссия - определяет общественную значимость носителей

данной корпоративной культуры, их вклад в существование общества.

Легко заметить, что высшие уровни подчиняют себе низшие, поскольку от того, кем себя считает конкретный преподаватель (научным деятелем или урокодателем), зависят его ценности, убеждения, способности, поведение и даже внешний вид. Приведем пример использования данного подхода при изучении корпора-тивной культуры преподавателей, водителей и врачей.

В приведенных таблицах проиллюстрирована предлагаемая классификация на примере результатов ассоциативного эксперимента, однако при изучении корпоративной культуры преподавателей мы использовали анкетирование разных групп, провели фокус-группу со студентами, использовали Интернет-источники. Предварительный анализ позволяет говорить о произошедших изменениях в корпоративной культуре

преподавателей: изменение статуса

специалистов, возрастание роли внешнего вида и др.

Предложенную структуру профес-

сиональной культуры можно использовать для анализа корпоративных культур,

отслеживания их изменений, а также при

обучении, введении в специальность.

Литература:

1. Бенин В. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Викв/Реёаа оц/Вешп/01 .рЬр Проверено 16.04.2009.

2. Быстрова А.Н. Мир культуры

(Основы культурологии). - М: «ИВЦ

Маркетинг» - Новосибирск: «ООО Изд-во ЮКЭА», 2000. - 214 с.

3. Гендерные отношения и гендерная политика в вузе: сб. статей/ Под ред. Е.Г. Трубиной, М.А. Литовской. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. - 358с.

4. Дитлс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. - СПб.: «Питер», 2000. - 320с.

5. Климов Е.А. Психология

профессионала. - М.: Издательство

«Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400с.

6. Кочетов Г.М. Механизмы процесса

профессионализации. - Томск: Изд-во

Томского государственного университета, 1975. - 153с.

7. Модель И.М. Профессиональная культура муниципального депутата: Теоретико-социологический анализ. -Екатеринбург: УрГТУ,1993. - 197с.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 14-е изд., стереотип. - М.: «Русский язык», 1983. -816 с.

9. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. - М.: Госполитиздат, 1957. - 123с.

10. Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология, 1990. - N3. - С. 3238.

11. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. - СПб: Питер, 2002.

- 315с.

12. [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://www.culturologv-blog.ru/

professionаlnаvа-i-nаrodnаvа-kulturа/ Проверено 16.04.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.