Корпоративная культура на примере ОАО «Сыктывкарский водоканал» Corporate culture on the example JSC Syktyvkar water utility
Ковалев И.В.
к.э.н.
доцент кафедры Менеджмента и Маркетинга Ухтинский государственный технический университет
Россия, г. Ухта e-mail:[email protected]
Kovalev I. V.
Candidate of Economic Sciences associate professor of Management and Marketing Ukhta state technical university Ukhta, Russian Federation e-mail:[email protected]
О.В. Провоторова
магистрант кафедры Менеджмента и Маркетинга Ухтинский государственный технический университет
Россия, г. Ухта
Provotorova O. V.
master of department of Management and Marketing Ukhta state technical university Ukhta, Russian Federation
А.Д. Давыдов
магистрант кафедры Менеджмента и Маркетинга Ухтинский государственный технический университет
Россия, г. Ухта
Davidov A. D.
master of department of Management and Marketing Ukhta state technical university Ukhta, Russian Federation
Аннотация.
Важнейшим элементом внутренней среды организации является корпоративная культура, которая в значительной степени повышает эффективность работы. Корпоративная культура содержит в себе мощный потенциал позитивного влияния на трудовой коллектив, с помощью которого можно достичь высоких результатов как материального, так и морального плана. Представленные в данной статье предложения могут быть использованы на практике для совершенствования корпоративной культуры.
Annotation.
The most important element of the internal environment of the organization is the corporate culture, which greatly improves the efficiency of work. Corporate culture also contains a strong potential positive impact on their employees, which you can use to achieve high results, both material and moral plan. The proposals presented in this article can be used in practice to improve the corporate culture.
Ключевые слова: корпоративная культура, миссия, стратегия, ценности, артефакты.
Keyword: corporate culture, mission, strategy, values, artifacts.
Введение
Исследование корпоративной культуры актуально и представляет интерес, так как ее грамотное применение позволяет в значительной степени повысить эффективность деятельности организации и адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
Корпоративная культура - это важный фактор для успешного и эффективного функционирования организации, имеющий потенциал положительного влияния на трудовой коллектив. С помощью корпоративной культуры можно добиться высоких результатов как материального, так и морального плана, она указывает на желательное поведение сотрудников внутри организации и самой организации во внешней среде.
В основе корпоративной культуры лежат ценности, определяющие моральные принципы сотрудников, их трудовое поведение, правила межличностного общения.
Незаменимую роль играет корпоративная культура, благодаря которой сотрудники на подсознательном уровне усваивают основополагающие цели и ценности организации, становятся его частью.
В любой организации в процессе адаптации к внешней среде и к внутренним условиям деятельности формируется определенная культура поведения, которая является наиболее эффективной и разделяется большинством сотрудников.
Цель данной статьи - проведение анализа корпоративной культуры ОАО «Сыктывкарский Водоканал», повышение ее эффективности вследствие внедрения направлений по улучшению.
Корпоративная культура является совокупностью моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации.
К наиболее значимым характеристикам корпоративной культуры относится осознание сотрудником своего места, нормы поведения, культуры общения, делового этикета, трудовой этики.
В структуре корпоративной культуры можно выделить два основных уровня: поверхностный уровень и глубинный
уровень.
Поверхностный уровень (артефакты) включает в себя состояние и внешний вид зданий, помещений; внешний вид сотрудников; логотип и символику организации; документы, закрепляющие принципы корпоративной культуры организации.
Глубинный уровень (ценности) предусматривает миссию организации; основные принципы деятельности и ценности; условия труда; стратегию развития.
Следует отметить, что корпоративная культура требует постоянного совершенствования и развития.
Кроме того, основная забота руководства - это внешний облик организации, так как от этого во многом зависит успех ее деятельности в конкурентной среде.
В миссии заключается главное предназначение организации и смысл ее функционирования, основы взаимодействия во внутренней и внешней среде, базовые ценности, стратегия развития.
Стратегия развития организации - путь достижения поставленных целей и реализации задач, стратегия определяется спецификой, существующей культуры.
Корпоративная культура ОАО «Сыктывкарский водоканал»
Открытое акционерное общество «Сыктывкарский Водоканал» - одно из крупных предприятий города. Структура предприятия представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс. В штатном расписании 115 профессий рабочих и ИТР, в том числе технологи, энергетики, механики, химики, бактериологи, экономисты, программисты, проектировщики.
В настоящее время ОАО «Сыктывкарский Водоканал» обеспечивает питьевой водой жителей г. Сыктывкара, пос. Верхний Чов, пос. Нижний Чов, с. Выльгорт, а также промышленные предприятия города. Предприятие осуществляет транспортировку сточных вод на очистные сооружения АО «Монди СЛПК», проводит ремонтные, строительно-монтажные, наладочные и проектные работы на подведомственных объектах.
Протяженность сетей водопровода составляет 308,1 км, в том числе находящихся на балансе - 292,2 км, в аренде -4,9 км, на обслуживании - 11,0 км. Городской водозабор находится на левом берегу реки Вычегды. В его состав входят
ковшовый, русловый водозабор и насосная станция первого подъема производительностью 110 тыс. куб. метров воды в сутки.
Протяженность сетей канализации составляет 332,7 км, в том числе находящихся на балансе - 303,9 км, в аренде -5,6 км, на обслуживании - 23,2 км. ОАО «Сыктывкарский Водоканал» эксплуатируется 16 водопроводных и 27 канализационных насосных станций. В состав предприятия входит: парк автомобильно-тракторной техники - 104 единицы; водоразборные колонки - 65; водоразборные будки с электроподогревом - 53 и водоразборная будка.
Можно выделить следующие особенности производственной деятельности ОАО «Сыктывкарский Водоканал»:
- нестационарность выполняемых работ;
- многочисленный состав рабочих;
- высокая степень пространственной дифференциации выполняемых работ, а именно: удаленность объектов от офиса, отдаленность объектов друг от друга, частая смена объектов работы.
В ОАО «Сыктывкарский Водоканал» действует определенная корпоративная культура, которая выступает как средство мотивации сотрудников. В основе корпоративной культуры заложены ценности, определяющие моральные принципы сотрудников, их трудовое поведение, правила межличностного общения.
Существует внешний атрибут предприятия - эмблема, являющаяся элементом корпоративной культуры, которая располагается не только на фирменных бланках, но и на всех документах, автомашинах, спецодежде.
При приеме на работу в ОАО «Сыктывкарский Водоканал» новым сотрудникам предоставляется буклет с необходимой информацией о предприятии.
Формирование имиджа предприятия - важный элемент для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников.
Главным из направлений формирования имиджа и корпоративной культуры является работа с семьями сотрудников.
Как показывает практика, сотрудники - члены семейных трудовых династий работают лучше, более слаженно и ответственно, так как уже знакомы со спецификой предприятия, его корпоративной культурой и стараются не подводить близких людей. В связи с чем, на предприятии уделяется большое внимание детям сотрудников.
В ОАО «Сыктывкарский Водоканал» организуются новогодние детские подарки, материальная помощь в случае бракосочетания, рождения детей, при устройстве ребенка в детский сад, дети, окончившие полугодие и год с отличием имеют право на получение стипендии от предприятия.
Проводятся следующие мероприятия с детьми сотрудников и со всеми членами семьи:
- организация детского оздоровительного отдыха;
- проведение праздника детства 1 июня;
- организация творческих мероприятий;
- реализация проекта «Знания о воде, необходимости ее экономии - с детства!»;
- проведение экскурсий на производственные площадки Водоканала;
- трудоустройство детей на период летних каникул;
- проведение семейных развлекательных и спортивных мероприятий;
- поддержка детской команды по мини-футболу «Водоканалец»
Разрабатываются и изготавливаются плакаты с информацией об экономии воды. Всю печатную продукцию получают не только дети сотрудников предприятия, но и детские, и школьные библиотеки, а также детские сады города Сыктывкара.
Внимание руководителей предприятия к детям и семьям работников помогает выработать лояльность, повысить мотивацию, удержать квалифицированные кадры.
Таким образом, корпоративная культура, финансовая стабильность, опытный коллектив, система поощрения инициативы работников позволяет ОАО «Сыктывкарский Водоканал» предоставлять высококачественные услуги потребителям, одновременно обеспечивая стабильный состав компании, который играет важную роль в выполнении миссии предприятия.
Миссия предприятия формулируется следующим образом: «Чистая вода для здоровья граждан города без ущерба для окружающей среды».
Заключение
Основная черта корпоративной культуры предприятия - отсутствие единого шаблона морального стандарта для всех сотрудников.
Персонал предприятия, от руководителей того или иного подразделения до рядовых рабочих, условно делится на группы, к каждой из которых нужен свой подход, поэтому задачей корпоративной культуры является поддержание духа коллектива, при этом ничего не ломая, стремление к новому, создание условий для движения вперед.
Важной составляющей корпоративной культуры является система коммуникации (информационного обмена). Целесообразно тщательно проанализировать существующую систему коммуникаций и наметить пути ее совершенствования.
Кроме буклета с необходимой информацией о предприятии, при приеме на работу новых сотрудников, предлагается внедрение информационного фильма, который демонстрирует ценности, принципы работы, миссию и стратегию, культуру поведения, а также исторический очерк о предприятии.
Современные условия труда, производительность и качество выполняемой работы, все больше требуют соответствующей работоспособности, личных, психологических и деловых качеств. Учитывая то, что деятельность ОАО «Сыктывкарский Водоканал» непосредственно связано с населением (присутствует человеческий фактор) необходимо использовать психологическое тестирование на предмет эмоциональной стабильности и стрессоустойчивости сотрудников предприятия.
Для совершенствования корпоративной культуры должно быть предусмотрено проведение обучающих семинаров, вебинаров, курсов и лекций.
Работа по поддержанию корпоративной культуры многоаспектна, длительна и требует постоянного внимания со стороны руководства, следовательно, рациональным решением является разработка и внедрение «Программы развития корпоративной культуры». Данная программа должна содержать (кроме вышеперечисленных направлений) цели и задачи планируемых преобразований; объекты влияния; конкретные мероприятия по отдельным направлениям со сроками реализации; организационно-управленческое, финансовое, информационное обеспечение запланированных мер.
Список используемой литературы:
1. Макеев, В.А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации. / В.А. Макеев. - М.: Ленанд, 2015. - 248 c.
2. Колесников, А.В. Корпоративная культура / А.В. Колесников. - М.:Издательство Юрайт, 2017. - 167с.
3. URL: http://svodokanal.ru.