УДК 316.72
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
1 9
© А.Е. Кащаев1, Е.В. Попыловская2
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского,15
Современная эпоха, характеризуемая переходом от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, предполагает формирование качественно нового уровня системы управления, одним из проявлений которого становится становление корпоративной культуры. В статье рассмотрены содержание и функции корпоративной культуры в постиндустриальном обществе, выявлены особенности и проблемы ее становления в России. Табл. 2. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: корпоративная культура; постиндустриальное общество; человеческий капитал; социальное партнерство.
CORPORATE CULTURE AS QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF POST-INDUSTRIAL SOCIETY A.E. Kaschaev, E.V. Popylovskaya
Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.
The modern epoch characterized by the transition from the industrial to post-industrial development stage involves the formation of a completely new level of the control system. One of its manifestations is the formation of corporate culture. The paper considers the content and functions of the corporate culture in the post-industrial society, reveals its features and formation problems in Russia. 2 figures. 6 sources.
Key words: corporate culture; post-industrial society; human capital assets; social partnership.
Интерес к проблемам корпоративной культуры в России возник в 90-е годы прошлого столетия. Концепции корпоративной культуры были достаточно основательно проработаны на Западе, прежде всего в США. Почему вдруг проблема корпоративной культуры становится актуальной для нашего общества? Основанием для этого стал переход российского общества к рыночным отношениям (капитализму). Корпоративная культура возникает на определённом этапе в развитых капиталистических странах, когда существенному изменению подвергаются характер и организация общественного производства под мощным воздействием научно-технической революции и превращения науки в непосредственную производительную силу, а само общество переходит в стадию постиндустриального развития [5]. Вхождение ведущих западных стран, Японии и США в фазу постиндустриального развития с неизбежностью привело к преобразованию системы управления. В 1960-70 годы стали даже говорить о «революции менеджеров». В это время происходит переход от основных принципов технократического управления к принципам инновационного развития, требующим гибкости в постоянно меняющейся конкурентной среде. Изменение содержания управления предполагает и качественно новый уровень культуры труда. На смену организационной культуре, которая была присуща как капиталистиче-
ской, так и социалистической производственной организации приходит корпоративная культура, которая становится необходимым фактором для успешного функционирования организаций в постиндустриальный период развития общества. Корпоративная культура - это результат достаточно длительной эволюции традиций и норм, которые передаются внутри коллектива через духовные и материальные символы. Основная функция корпоративной культуры - интеграция членов организации вокруг единой цели на основе инновационного мотивационного механизма, в котором центральное место занимает самореализация и раскрытие творческого потенциала сотрудника. Природа возникновения, механизмы трансляции, содержание, функции и способы институциализации отличают корпоративную культуру от организационной. Организационная культура характерна для организаций экономики индустриальной эпохи, оценка эффективности которых определялась, прежде всего, количественными показателями: увеличением прибыли, снижением издержек, ростом производительности труда. Корпоративная культура возникает и функционирует в современных организациях постиндустриального типа, где формируется философия общей судьбы компании и её сотрудников. Девизом таких организаций выступает признание чужих потребностей для удовлетворения собственных. Другим свойством
1Кащаев Александр Евграфович, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социальных наук, e-mail: [email protected]
Kaschaev Alexander, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences, e-mail: [email protected]
2Попыловская Евгения Валерьевна, аспирант, тел.: 89086611122, e-mail: [email protected] Popylovskaya Evgeniya, Postgraduate, tel.: 89086611122, e-mail: [email protected]
корпоративной культуры является наличие социального партнёрства. Если последнее отсутствует, то, следовательно, корпоративная культура фактически остаётся на уровне организационной. Если основными способами трансляции организационной культуры выступают приказы и распоряжения, то в корпоративной культуре передача успешных моделей, ценностей, традиций сотрудникам происходит от руководства и через личный пример ветеранов компании.
Несмотря на различия, корпоративная и организационная культуры имеют общую основу - доминирующую в обществе культуру. Культура - это программа, задающая определённое поведение социальных систем, и с этой точки зрения происходит оценка человеческих поступков. Она существует в каждое конкретное время и для каждого социального общества как нечто постоянное, удовлетворяя потребности и запросы социума и его членов. Корпоративная культура - одна из форм проявления культуры общества, функционирующая по тем же самым законам, но при этом имеющая свои особенности.
Концептуальной установкой при анализе корпоративной культуры выступает понятие комплекса духовно-практических ценностей и действий в рамках позитивного корпоративизма, связанного с качественной стороной их проявлений и порождаемого экономической и политической демократией постиндустриальной цивилизации.
Природа корпоративизма органично связана с моделями организации общества, его социальными структурами. Своё начало корпоративизм берёт в коммунитарных формах социальной жизни: сельской общине, религиозных объединениях, ремесленных цеховых организациях. С усложнением социальных отношений и институтов модифицируется и система корпоративизма. В зависимости от условий социокультурной среды и производственно-хозяйственной деятельности корпоративизм мог проявлять себя в различных формах: это могло быть подчинение личности коллективу с целью обеспечения единства целевых установок коллектива, необходимости решения общих задач или для удовлетворения узкоэгоистичных интересов собственников. Другая форма корпоративизма базируется на принципах социального партнёрства и предоставляет свободу для проявления инициативы и творческой самореализации личности. Данная форма позитивного корпоративизма имеет прямое отношение к корпоративной культуре.
Достижение открытого партнёрства и интеграции основных социальных сил - это и есть насущная потребность общества, а корпоративная культура в этом плане превращается в качественную реализацию позитивного корпоративизма на основе системы ценностей социального партнёрства, разделяемых обществом и сообществом современных корпораций, которые определяют их поведение, характер деятельности, максимизацию корпоративного духа и менеджмента, с учётом социально-этической ответственности
[5].
Корпоративная культура отражает возрастающую роль личности работника в процессе производства, в
первую очередь работников, занятых умственным высококвалифицированным трудом, удельный вес которых неуклонно растёт в общей структуре совокупного рабочего благодаря техническому и технологическому оснащению содержания труда. В постиндустриальном обществе на первый план выходят такие качества работника, как осмысленное и творческое отношение к труду, способность принимать оптимальные решения в нестандартных условиях.
Переход социума в новую стадию постиндустриального развития обусловливается и тем обстоятельством, что при экспоненциальном росте населения Земли традиционные ресурсы и источники энергии близки к исчерпанию. В такой ситуации обеспечение экономического роста может быть реализовано за счёт инновационного ресурса. Решающим инновационным ресурсом является сам человек, постоянно повышающий свой образовательный, профессиональный уровень, готовый к изменению своего профессионального профиля, способный усваивать нужную информацию и работать с ней, создавая инновации.
Постиндустриальное общество характеризуется непрерывным совершенствованием научно-технического развития, преобладанием в экономике инновационного сектора с высокопроизводительной промышленностью, расширением производства сферы услуг (право, финансы, культура, здравоохранение, бытовое обслуживание и т.д.). Как следствие, постиндустриальное общество должно характеризоваться ростом качества жизни, повышением стоимости национального человеческого капитала. При возрастании роли человеческого фактора существенно изменяется сущность труда: на смену физическому труду приходит умственный высококвалифицированный труд. Это, в свою очередь, требует всевозрастающих инвестиций в работника, расходов на повышение его квалификации, на его образование. Повышается удовлетворённость трудом за счёт роста качества жизни, возможности творческой реализации личностных качеств. Преобладание культурного капитала над экономическим, взаимодействие и объединение различных социальных групп на основе социального партнерства, обеспечение общества гарантированными благами и свободой, снятие социального напряжения и развитие «очеловеченного» управления - такова логика появления корпоративной культуры. Корпоративная культура выступает, таким образом, сложным организационным феноменом, сочетающим в себе производственную, экономическую и социальную грани корпоративного производства, отражающим мотивационный механизм стратегической реализации инновационного потенциала данной корпорации. Она формирует образ компании, создаёт её имидж, играет главную роль в социальной адаптации сотрудников и решении проблем, связанных с социальным управлением.
В период, когда в секторе экономики повышается удельный вес информационных технологий, рыночная стоимость компании начинает определяться оценкой интеллектуального капитала её работников. Меняется
система управления, её структура всё больше тяготеет к самоорганизации, к новому уровню взаимодействия интересов компании и сотрудников. В постиндустриальном обществе первичным становится работник и его отношение к организации, основным средством эффективности предприятия выступает его творческий потенциал. Если основную долю сотрудников на предприятии составляют работники интеллектуальных профессий, то именно на таких предприятиях зарождаются инновационные проекты, а путь их реализации происходит гораздо быстрее, чем в больших корпорациях. В этих условиях организациям необходимо приспосабливаться, создавая и совершенствуя систему мотивации для своих сотрудников. Тем самым в рамках корпоративной культуры формируется культура трудового процесса, создаётся поле для самореализации сотрудников.
Критериями достижения постиндустриальной эпохи служат уровень и качество образования, науки и успешность применения знаний в области инноваций, реализация выпуска высокотехнологичной продукции. А это возможно лишь при создании и функционировании в организациях корпоративной культуры. Таким образом, корпоративная культура является качественной характеристикой организаций постиндустриального этапа развития общества. Именно корпоративная культура позволила корпорациям стран «Большой восьмерки» достичь столь высоко уровня эффективности и способствовала успешному вхождению в стадию постиндустриального развития. Лидером среди постиндустриальных стран являются США. Они постоянно увеличивают сектор услуг, перемещают свою обрабатывающую промышленность в страны третьего мира, удерживая рычаги управления у себя. Вместо обрабатывающей промышленности развиваются наукоёмкие производства, сфера услуг, где наиболее полно используется человеческий потенциал. Аккумулирование и развитие интеллектуального капитала в рамках корпоративной культуры позволило выйти целым отраслям на качественно новый уровень развития. Так, США занимают ведущее место в области здравоохранения по масштабам сосредоточенных в ней ресурсов. Число занятых в этой отрасли превышает 10 млн человек, а расходы страны на медицину составляют 16% ВВП, медицина обеспечена самым современным оборудованием. На США приходится больше половины всех созданных за последние 20 лет медицинских препаратов [4]. Врачи США являются самыми высокооплачиваемыми, в то время как в России зарплата врачей была ниже среднего, чем в развитых странах. Совокупные расходы на здравоохранение в России в 2006 году составляли 3,9% ВВП, в 2007 году - 4,4% ВВП. Расходы на медицинское обслуживание в России в 2007 году составили 493 дол. на человека, а в США эта цифра равнялась 7439 долларам [2].
Что касается науки, то в США она является одной из ключевых отраслей страны, стабильно удерживая лидерство по инвестициям в НИОКР. В 2011 году на долю США пришлось 34% мировых расходов в данной сфере (2,7% от ВВП страны) [4]._
В России в последние годы происходит постоянный рост расходов из федерального бюджета на гражданскую науку. Так, в 2000 г. они составляли 17,4 млрд руб. или 0,24% ВВП России, в 2011 году - 319 млрд руб. (0,58% ВВП) [6]. Несмотря на положительную тенденцию эти расходы значительно меньше, чем в постиндустриальных странах.
В рейтинге школьного образования PISA 2009, составленного OECD, на первом месте оказался Шанхай, на втором - Республика Корея, на третьем -Финляндия. Россия заняла 41-е место, причём показатели по сравнению с предыдущими годами ухудшаются.
В 2010 году список лучших высших учебных заведений мира, ежегодно представляемый группой специалистов Шанхайского университета (Китай), вновь возглавил Гарвардский университет (признаётся лучшим уже 8 лет подряд). В первой двадцатке доминируют учебные заведения США. В нее сумели попасть лишь два университета Великобритании - Кембридж и Оксфорд, и один университет Японии - Токийский университет. МГУ, по мнению шанхайских специалистов, занял лишь 77-е место (в рейтинге Times Higher Education 2009 года МГУ было отведено 155-е место). В рейтинге вузов 2012 года, также по версии Шанхайского университета, МГУ занял уже 80-е место [4, с. 710].
Показательны сведения о торговле России высокотехнологичной продукцией со странами НАФТА, представленные в табл. 1, 2 по статистическим данным UN COMTRADE по классификации SITCRev.32 [1].
Из приведённых в табл. 1 и 2 данных видно, что российский импорт высокотехнологичной продукции из стран НАФТА почти в 30 раз превосходит экспорт. При этом если импорт имеет тенденцию к росту, то российский экспорт в каждую из стран НАФТА находится на неизменном уровне. Такое положение обусловлено деградацией фундаментальной науки и образования. Большинство информационных технологий не производятся в стране, значительная часть производства не ориентирована на внутренний рынок. Россия попросту не производит конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию.
В России по-прежнему доминируют добывающая и энергетическая отрасли. Продажа сырья не обеспечивает инновационного развития, при этом страна теряет добавочную стоимость, которая создаётся при обрабатывающем производстве. Не секрет, что Россия продолжает оставаться в значительной степени сырьевой державой, а её стабильность обусловлена внешнеэкономической конъюнктурой цен на сырье, прежде всего, углеводородное. В 2007 году экспорт сырья достиг рекордной цифры - 85% [3].
Экономический кризис 2008-2009 годов особенно выявил проблемы, мешающие переходу России в
2База данных ООН содержит около 1,75 млн записей по международной торговле. Более 200 стран ежегодно предоставляют статистические данные об их международной торговле в United Nations Statistics Division. Данные охватывает информацию за 48 лет и более 6000 различных продуктов.
Таблица 1
Импорт России высокотехнологичной продукции из стран НАФТА в 2001-2010 гг., млн дол.*
Страна Год
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Канада 106 100 176 154 239 347 541 631 507 477
Мексика 7 10 12 14 23 61 80 108 54 80
США 1153 1201 1308 1322 1970 2460 3920 5549 4121 4663
Всего 1266 1311 1496 1490 2232 2868 4541 6288 4682 5220
*К табл. 1, 2: рассчитано по данным ии ООМТРДОБ [1].
Таблица 2
Экспорт России высокотехнологичной продукции в страны НАФТА в 2001-2010 гг., млн дол.*
Страна Год
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Канада 11,3 7,1 28,4 128,8 41,7 37,3 18,3 28,9 9,1 16,6
Мексика 2,2 2,1 5,0 2,6 17,8 1,7 1,1 5,9 14,9 42,9
США 215,8 142,5 122,4 118,2 157,6 187,6 228,5 183,7 169,1 214,5
Всего 229,4 151,7 155,8 249,6 217,1 226,6 247,9 218,5 193,1 274,0
постиндустриальную фазу. В стране отмечается сложная демографическая ситуация, дефицит инвестиций в человеческий капитал, сопровождающийся всё понижающимся уровнем качества образования населения и миграцией талантливых специалистов. В течение ряда лет происходит деформация трудового сознания. В стране практически не сложился средний класс, большинство крупных компаний находятся в руках олигархии. Эта «экономическая элита», сформированная на основе эгоистичных мотивов и коррупции, ориентирована на непроизводственное потребление. Прибыли компаний, достающиеся собственникам, не вкладываются в модернизацию производства, в социальную политику, в повышение квалификации персонала. В компаниях имеет место лишь организационная культура.
Процесс реформирования российского общества, направленный на включение общества в постиндустриальную цивилизацию, требует инновационного мировоззренческого ориентира. Прежде всего, пресечение тяготения в организационно-управленческой сфере, к надкорпоративным структурам с жёстким разделением персонала на управляющих и исполнителей. Исполнители в такой системе рассматриваются только как рабочая сила. Необходимо также освобождение капитала из криминально-деформированной системы отношений и направление его в сторону открытости, социальной демократии и свободной конкуренции.
Наследие административно-командной системы с жёстким контролем и привязкой к экономическим показателям всё ещё мешает освободиться от завышенного уровня авторитарности управленцев в большинстве отечественных предприятий, что мало способствует проявлению инициативы работниками. Вхождение России в постиндустриальное общество неизбежно должно привести и к позитивной трансформации личности. Рынок как свободная игра спроса и предложения делает востребованным конкурентоспособного специалиста. Современный работник должен
быть самостоятельным в принятии решений, ориентированным на построение карьеры, иметь соревновательный дух, устойчивость к кризисным ситуациям, уметь включаться в корпоративную культуру, гармонично соединять в себе права и ответственность. Это инновационный для нашей страны подход. Для российского менталитета и для социальной практики такая реформа - пока не до конца решённая проблема. Сказывается также то обстоятельство, что до недавнего времени в российских традициях сохранялось негативное отношение к богатству, нивелирование индивидуальных интересов. Именно корпоративная культура должна способствовать формированию инновационного мышления в обществе.
Корпоративная культура как качественная характеристика организаций постиндустриального общества призвана на основе социального партнёрства обеспечить рост управляемости социально-экономических систем, повысить социальную ответственность властно-управленческих систем, привлечь наёмного работника в управление делами компании, обеспечить рост благосостояния, формирование среднего класса и падение забастовочной активности. С её помощью может быть установлен плодотворный диалог бизнеса и государства, что создаст благоприятную почву для более эффективной социальной политики.
Очевидно, что последовательное становление корпоративной культуры будет способствовать более успешному продвижению России по пути в постиндустриальное общество. Для этого необходимы немалые усилия по консолидации основных социальных и экономических, политических и общественных сил общества: государства, политических партий, профсоюзов, классов, этносов, капитала, производителей и потребителей и т.д. Противоречивая ситуация в России в области становления и формирования корпоративной культуры лишь подчеркивает необходимость её дальнейшей реформы.
Гуманитарные науки
1. База данных ООН по международной торговле [Электронный ресурс]. URL: http://comtrade.un.org/db/ (дата обращения 9.03.2012).
2. Здравоохранение в России. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http: // www.gks.ru (дата обращения 9.03.2012).
3. Иноземцев В.Л. Конкурентоспособность России: мифы, иллюзии. Методы повышения // Россия и современный мир. 2008. № 1.
ский список
4. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. - М.:РУСАКИ, 2010. - 756с.
5. Капитонов Э.А. Корпоративная культура: наука и практика. М.: Альфа-Пресс, 2005. 352 с.
6. Финансирование науки из средств федерального бюджета. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http: // www.fsgs.ru (дата обращения 9.03.2012).