Научная статья на тему 'Корпоративная культура как инструмент управления человеческими ресурсами'

Корпоративная культура как инструмент управления человеческими ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2777
838
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура как инструмент управления человеческими ресурсами»

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Леоновец О.К., к.п.н.

Тольяттинский государственный университет

Рассматриваются некоторые определения и дается трактовка понятию «корпоративная культура» в современных экономических отношениях

.Корпоративная культура - это «система материальных и духовных ценностей, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, во взаимодействии с окружающей средой»1.

Корпоративная культура - «специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела»2.

Корпоративная культура - это «система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в компании двигаться в одном направлении как единому целому»3.

Корпоративная культура - это «набор наиболее важных положений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих

„4

людям ориентиры их поведения и действий» .

Корпоративная культура - «сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях»5.

Корпоративная культура - это «идеи, интересы, и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные сотрудниками. Корпоративная культура - это то, как люди относятся к работе. Это клей, который держит, это масло, которое смягчает.... Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее части, и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения.» .

Культура предприятия - это «вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими»7.

«Под культурой организации следует понимать уникальную возможность норм,

ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ

объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных - 8

перед ней целей» .

1 Управление персоналом / под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - М.: ЮНИТИ, 1998.- 321 с. С. 112.

2 Радугин, А.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления / А.А. Радугин, К.А.

Радугин. - Воронеж: Из-во ВГУ, 1995. - 232 с. С. 86.

3 Собчик, Е.Н. Корпоративная культура: Из опыта работы с крупными коммерческими организациями. www/ug.mug.ru

4 Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2001. - 322. С. 32.

5 Базаров, Т.Ю. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура / Т.Ю. Базаров. - М.: Логос, 2004.224 с. С. 75

6 Ферган, Б. Формирование и развитие корпоративной культуры предприятия. www.emd.ru

7 Джакус, Э. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение / Э. Джукас. - М.: Центр, 2001 -215 с.

8Зотов, А.Д. Корпоративная культура как фактор формирования и развития кадрового потенциала

Корпоративная культура - это «комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции»9.

«Корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения»10.

«Культура организации - это все то, что для последней типично: ее характерные черты, превалирующие отношения, сформировавшиеся образцы принятых норм поведения»11.

Корпоративная культура - это «набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющий тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации» .

«Корпоративная культура есть совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию, и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта»13.

Несмотря на широкий спектр определений, корпоративную культуру сегодня, как видим, рассматривают в двух аспектах: как одну из организационных составляющих и как внутриорганизационный и рыночный инструмент управления. В первом случае мотивация сотрудников, разделяемые ценности, принятое поведение, стиль одежды и оформление офисов, стиль руководства и взаимодействия и т.п. являются отражениями корпоративной культуры. Во втором случае - корпоративная культура выступает как внутренний и внешний PR, корпоративный стиль, система стимулирования, этический кодекс.

Рассматривая корпоративную культуру как инструмент управления, нужно сказать, что сегодня во многих компаниях она становится важнейшим элементом системы мотивации. В современном мире, когда темп жизни все убыстряется, особо остро ощущается потребность в удовлетворенности той деятельностью, которую осуществляет человек. При этом традиционные кнут и пряник работают лишь до определенного уровня зрелости сотрудника как личности и его положения в организации.

Ведущие мировые специалисты справедливо утверждают, что работать с немотивированным персоналом стоит дорого. При этом опрос, проведенный в ряде стран Запада, дал интересные результаты: человек мотивируется зарплатой не больше, чем на 15 %, а 85 % приходится на какие-то другие мотиваторы14.

Известный консультант агентства «Шведские экономические и финансовые консультанты проектов по международному развитию» Кристер Ферлинг, говоря о результатах исследования мотивации работников компании SKF, отмечает, что практически по всему миру у работников, для которых вопросы выживания решен, список приоритетов примерно одинаков. На первом месте стоит команда (группа), с которой работает человек; на втором - интересная работа. Зарплата занимает лишь седьмое место15.

предприятия: дис. канд. соц. наук: защищена 12.04.2000: утв. 24.09.2000 / А.Д. Зотов. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2000. - 151 с. С. 34.

9 Шейн Э. Организационная культура и лидерство: Построение, эволюция, совершенствование / Э. Шейн; пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. - СПб.: Питер, 2002. - 336 с. С. 17.

10 Шольц К. Американский менеджмент на пороге XXI века / К.Шольц. - М.: Экономика, 2003. - 319 с.

11 Зотов, А.Д. Корпоративная культура как фактор формирования и развития кадрового потенциала предприятия: дис. канд. соц. наук: защищена 12.04.2000: утв. 24.09.2000 / А.Д. Зотов. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2000. - 151 с. С. 34.

12 Там же. С. 35.

13 Там же. С. 36.

14 См. Бурмистров, А.К. Какие методы повышения мотивации персонала является наиболее действенными? / А.К. Бурмистров, Н.Д. Газенко // Управление персоналом. - 2003. - №7. - С. 23 - 25.

15 См. Волгин, Н.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт зарубежных стран) /

Интересно, что при проведении исследования на российских предприятиях, на вопрос «Что мотивирует Вашего директора?» большинство рабочих ответили: «Деньги». В свою очередь топ-менеджеры заявили, что их мотивируют возможность развития на работе и ряд других факторов, а зарплата стоит лишь на одиннадцатом - четырнадцатом месте. При этом топ-менеджеры считают, что рабочих мотивируют, прежде всего, деньги16. Такое взаимное непонимание, характерное для Российских предприятий, крайне осложняет управление.

Мотивация персонала является мощным инструментом конкурентной борьбы и получения прибыли. Но как показывает анализ до создания эффективных мотивационных систем на большинстве отечественных предприятий еще далеко. По данным опроса, проведенного летом 2003 года в 100 компаниях Санкт-Петербурга, самым популярным методом стимулирования является повышение заработной платы (так считают 93 % опрошенных). На втором месте стоит возможность карьерного и профессионального

17

роста, а затем - улучшение условий труда и мероприятия по сплочению коллектива .

Однако Россия не может не испытывать влияния мировых тенденций развития. Пришедшие на наш рынок западные фирмы показали впечатляющие результаты работы с персоналом, когда конкурентоспособность компании определяется не только качеством продукции, но и уровнем сервиса, который, в свою очередь, зависит от степени приверженности работников ценностям компании. Также подсчитано, что после увольнения работника лишь 20 % информации, собранной им за время работы, остается в компании в виде документов, остальное уходит вместе с ним18.

Сегодня забота предприятия о сотрудниках является одним из востребованных средств мотивации и выступает основным показателем высокого уровня корпоративной культуры, а также это фактор формирования имиджа организации в глазах ее клиентов, деловых партнеров и общественности. Как пишет В.В. Зотов, «черты корпоративной культуры отражаются в сотруднике - витрине компании, на которую смотрит клиент и одна из главных управленческих задач - сделать эту витрину привлекательной»19.

Авторы большинства книг по корпоративной культуре сходятся во мнении, что главным результатом ее формирования является изменение отношения сотрудника к компании, в которой он работает. Классификация сотрудников, описанная в книге «Пятая дисциплина» Питером Сенге, подразумевает изменения отношения к фирме от нелояльного, когда работник вставляет палки в колеса своим коллегам, до так называемого состояния приверженности компании, когда у него есть понимание, что от

его действий зависит будущее компании и он делает не только то, что положено, но и

20

является инициатором перемен .

В современных условиях кадры являются важнейшим ресурсом, и руководители должны стремится к тому, чтобы их подчиненные были патриотами своей организации. Развитие патриотизма, в свою очередь, требует системного подхода, включающего идеологические лозунги, разъяснительную работу, популяризацию стратегии, групповые обсуждения важных для организации вопросов, демонстрацию успехов компании, освещение ее перспектив и стоящих перед ней проблем.

Все это заставляет отечественные компании активнее внедрять новые системы

Н.А. Волгин. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 326 с.

16 См. Волгин, Н.А. Мотивационная основа эффективности труда / Н.А. Волгин // Человек и труд. - 2003. -№4. - С. 34 - 35..

17 См. Гущина, И.А. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда / И.А. Гущина // Общество и экономика. - 2003. - №1. - С. 24 - 27.

18 См. Там же.

19 Зотов, А.Д. Корпоративная культура как фактор формирования и развития кадрового потенциала предприятия: дис. канд. соц. наук: защищена 12.04.2000: утв. 24.09.2000 / А.Д. Зотов. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2000. - 151 с.

20 См. Кардашов, В.П. Мотивация персонала: теория и практика / В.П. Кардашов // Человек и труд. - 2003. -№10. - С. 45 - 46.

работы с кадрами, обращаться к технологиям мотивации персонала, сочетающим сложные методы оплаты труда с нематериальным стимулированием работников.

Важнейшими принципами создания новой системы мотивации на предприятии являются согласование интересов компании и сотрудника и индивидуальный подход в формировании мотивационного пакета, что, в свою очередь, вызывает к жизни новую парадигму управления, основывающуюся на равноправии внешнего потребителя и работника.

В связи с этим неслучайно, что привлечение персонала сегодня все чаще строится на информировании о преимуществах работы в компании: стабильность, возможность творческой самореализации, профессиональный рост, заработная плата. Но не менее важны для будущих сотрудников, как и для покупателей товара определенного брэнда, и неосязаемые характеристики компании. В.В. Зотов в связи с этим пишет: «Если компания поймет, что в глазах потенциальных сотрудников лучше всего выделяет ее на фоне конкурентов, то она сумеет привлекать нужных ей людей с гораздо меньшими затратами»21.

Таким образом, подводя итог сказанному необходимо отметить, что корпоративная культура сегодня - это действенный инструмент управления человеческими ресурсами.

Библиографический список

1.Базаров, Т.Ю. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура / Т.Ю. Базаров. - М.: Логос, 2004.- 224 с.

2.Бурмистров, А.К. Какие методы повышения мотивации персонала является наиболее действенными? / А.К. Бурмистров, Н.Д. Газенко // Управление персоналом. -2003. - №7. - С. 23 - 25.

3.Волгин, Н.А. Мотивационная основа эффективности труда / Н.А. Волгин // Человек и труд. - 2003. - №4. - С. 34 - 35.

4.Волгин, Н.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт зарубежных стран) / Н.А. Волгин. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 326 с.

5.Гущина, И.А. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда / И.А. Гущина // Общество и экономика. - 2003. - №1. - С. 24 - 27.

6.Джакус, Э. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение / Э.

Джукас. - М.: Центр, 2001. - 215 с.

7. Зотов, А.Д. Корпоративная культура как фактор формирования и развития кадрового потенциала предприятия: дис. канд. соц. наук: защищена 12.04.2000: утв. 24.09.2000 / А.Д. Зотов. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2000. - 151 с.

8.Кардашов, В.П. Мотивация персонала: теория и практика / В.П. Кардашов // Человек и труд. - 2003. - №10. - С. 45 - 46.

9.Радугин, А.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления /

А.А. Радугин, К.А. Радугин. - Воронеж: Из-во ВГУ, 1995. - 232 с.

10. Собчик, Е.Н. Корпоративная культура: Из опыта работы с крупными коммерческими организациями. www/ug.mug.ru

11. Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2001. - 322.

12. Управление персоналом / под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - М.: ЮНИТИ, 1998.- 321 с.

13. Ферган, Б. Формирование и развитие корпоративной культуры предприятия. www.emd.ru

14. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: Построение, эволюция, совершенствование / Э. Шейн; пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. - СПб.: Питер, 2002 -336 с.

21 Зотов, В.В.

15. Шольц К. Американский менеджмент на пороге XXI века / К.Шольц. - М.: Экономика, 2003. - 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.