Научная статья на тему 'Корпоративная культура как фактор эффективного функционирования предприятия'

Корпоративная культура как фактор эффективного функционирования предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1399
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Е.М., Федорова И.М.

В статье рассмотрено понятие корпоративной культуры и ключевые аспекты ее создания. Подчеркнута роль ее целенаправленного формирования во влиянии на эффективность деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура как фактор эффективного функционирования предприятия»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

УДК 3977

Е.М. Смирнова, И.М. Федорова

Студенты 3 курса Институт экономики, управления и финансов Марийский государственный университет Г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрено понятие корпоративной культуры и ключевые аспекты ее создания. Подчеркнута роль ее целенаправленного формирования во влиянии на эффективность деятельности предприятия.

Ключевые слова

Корпоративная культура, формирование корпоративной культуры, мотивация персонала.

Корпоративная культура - понятие, без которого не обходится деятельность ни одной организации. Впервые сформированное в отдельную ветвь в системе менеджмента на Западе, оно пришло и в Россию с усилением глобализации и сейчас постепенно внедряется в фирмах, основанных в нашей стране. На данный момент вопрос формирования корпоративной культуры не изучен полностью ни в теории, ни на практике, в чем и проявляется актуальность темы исследования.

Для успешного ведения дел руководство предприятия должно уделять внимание не только техническим и финансовым аспектам организации своей деятельности, но и взаимоотношениям между руководством и персоналом внутри фирмы. Именно поэтому менеджерам фирмы следует уделить большое внимание формированию корпоративной культуры, которую можно определить как совокупность принятых в организации ценностных установок, норм и образцов поведения, которые задают ориентиры деятельности сотрудников, определяют согласованность в работе и отличают одну фирму от другой. Нередко менеджеры не оказывают должного внимания важности формирования корпоративной культуры, однако проследить влияние данного фактора на «успешность» фирмы не составляет труда.

Во-первых, корпоративная культура является одним из инструментов мотивирования персонала предприятия к работе. Зачастую низкие показатели работы обусловлены недостаточной мотивацией сотрудников, что говорит о необходимости применения не только материальных, но и моральных методов стимулирования труда. Корпоративная культура создает благоприятный климат в организации, что побуждает работников стараться оправдать ожидания руководителя, выполняя возложенное на них задание в необходимом объеме и в срок. При этом большую роль играет положительное отношение менеджеров к подчиненным. Поощрение и вера в способность работника выполнить то, что от него требуется, сделает для эффективности деятельности куда больше, чем угроза неодобрения или штрафа.

Во-вторых, корпоративная культура оказывает большое влияние на имидж организации. Она является частью рекламы фирмы и ее деятельности, повышает её надежность в глазах партнеров и клиентов. Кроме того, потенциальные работники заинтересованы в том, чтобы трудиться на таком предприятии, где ценится труд и поддерживается «командный дух».

Наиболее эффективным считается формирование корпоративной культуры новой организации, нежели изменение существующей, которая в той или иной форме существует на каждом предприятии. Именно поэтому данному вопросу следует уделить большое внимание уже при «рождении» фирмы.

Создание корпоративной культуры условно можно разделить на четыре этапа:

1) определение миссии организации, базовых ценностей;

2) формулирование стандартов поведения членов организации;

3) формирование традиций организации;

4) разработка символики.

При этом важно уделять особое внимание следующим моментам:

а) организация деятельности.

152

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Большую роль при выборе пути формирования корпоративной культуры играет масштаб предприятия, отраслевая принадлежность, численность персонала и прочие факторы, которые являются отличительными признаками любого предприятия и влияют на организацию его деятельности.

б) стиль лидерства.

Данный аспект очень важен, поскольку нельзя просто заставить персонал следовать установленным нормам и принципам фирмы. Необходимо создавать такие стандарты поведения, которые не только бы отвечали ценностным ориентирам владельцев и руководителей организации, но и являлись приемлемыми и/или желаемыми для сотрудников.

в) система обратной связи.

Это означает, что формирование корпоративной культуры должно идти не только «сверху», т.е. со стороны руководства, но и «снизу» - от персонала фирмы. Разумеется, желательно, чтобы это происходило косвенно - например, через книгу «жалоб и предложений», проведение собраний и тренингов. Кроме того, большую роль играет личное общение менеджеров с персоналом.

При формировании корпоративной культуры важно не переусердствовать. Не стоит думать, что частое проведение мероприятий по поднятию «командного духа» или сильное навязывание традиций фирмы способствует развитию корпоративной культуры. Например, проведение ежемесячных корпоративных тренингов может утомить сотрудников. В то же время, отмена делового стиля по пятницам улучшит их отношение к месту работы и в то же время не понесет за собой дополнительных затрат.

В качестве примера удачного создания и развития корпоративной культуры можно привести ОАО «МТС» - крупнейшего оператора сотовой связи в России и странах СНГ. Различные ее проявления свидетельствуют о том, что руководство компании имеет ясное представление о важности благоприятного внутрифирменного климата и его влиянии на эффективность деятельности. Начавшийся в 2007-ом году проект «Фабрика идей» позволяет всем сотрудникам вносить свои идеи и предложения, которые рассматриваются на специальном комитете. Кроме того, проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия: Спартакиады, Дни Здоровья, футбольные дерби, шахматные турниры, чемпионаты и многое другое. Круглый год проходят различные онлайн-конкурсы, участие в которых может принять каждый желающий, не покидая рабочего места: например конкурс на лучший сюжет видео-ролика о компании. Отличительной особенностью «МТС» является набор «welcome pack», в который входит справочник «Добро пожаловать в МТС», «Азбука корпоративной культуры» (путеводитель по корпоративной культуре, реализованный в юмористической форме) и, разумеется, фирменные канцелярские принадлежности [1]. Данные мероприятия и проекты способствуют поднятию командного духа, а также повышают желание соискателей устроиться на работу именно в данной организации. Согласно «Рейтингу работодателей России 2014» [2], составленным компанией HeadHunter на основе опроса соискателей и исследования вовлеченности персонала, ОАО «МТС» занимает 4 место, что несомненно является очень хорошим показателем работы организации в плане формирования корпоративной культуры.

Исходя из вышесказанного, следует отметить большое значение формирования корпоративной культуры. При этом желательно не просто следовать «шаблонным» нормам и проводить плановые мероприятия, но и организовать такую культуру, которая отличала бы данную фирму от других и побуждала трудиться в ней. Также следует уделить внимание неформальному общению лидера фирмы с персоналом и прислушиваться к реакции людей на внутриорганизационные изменения, к идеям и предложениям всех сотрудников. Только полный комплекс мер по формированию и поддержанию организационной культуры

повысит эффективность деятельности предприятия. Список использованной литературы:

1. Корпоративная культура в компании http://planetahr.ru/publication/2643 [Электронный ресурс] - Режим доступа:

2. Рейтинг работодателей России 2014 http: //rating .hrbrand.ru/rating2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа:

© Е.М. Смирнова, И.М. Федорова, 2015

153

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

УДК 339.137.2

В.А. Сталаш

Студент 3 курса факультета инноватики и организации производства Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М.И. Платова

Г. Новочеркасск, Российская Федерация

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В

РОССИИ

Аннотация

Определяется сущность понятий конкуренции, конкурентоспособности и управления конкурентоспособностью предприятия. Рассматриваются три уровня управления конкурентоспособностью предприятия.

Ключевые слова

Конкуренция, конкурентоспособность, управление конкурентоспособностью, факторы

конкурентоспособности, предприятие.

Значимость усиления конкуренции промышленных предприятий выделяется из наиболее актуальных тенденций, которые характеризуют процессы глобализации экономики и развития рыночных отношений. Конкуренция, на современном этапе экономического развития, являясь движущей силой, понуждает производителей к поиску новых путей повышения своей конкурентоспособности.

«Конкуренция (от лат. concurrentia - сталкиваться) - состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике» [1, с. 28].

Основой конкурентоспособной экономики является конкурентоспособное производство. Вследствие чего конечной целью любой организации является, основанная на непрерывных и грамотных усилиях предприятия победа в конкурентной борьбе.

Вместе с тем «конкурентоспособность промышленных предприятий, товаропроизводителей, фирм, компаний можно определить как способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары или стремящимися проникнуть на рынки» [1, с. 34]. Иными словами конкурентоспособность показывает сравнение уровня развития предприятия с уровнем развития конкурентов по эффективности производственной деятельности и по степени удовлетворения продукцией или услугами потребности людей.

Выпуск конкурентоспособной продукции на предприятии в условиях развития рыночных отношений в России в настоящее время не является универсальным инструментом в борьбе за его конкурентоспособность. Реагируя на различные факторы, она может колебаться в достаточно широких пределах даже при неизменных качественных характеристиках продукции. Исходя из вышесказанного, конкурентоспособность предприятия можно представить в следующем виде (Рис.1)

Конкурентоспособность

технологий

Конкурентоспособность продукции, работ, услуг

Конкурентоспособность

предприятия

Рисунок 1 - Факторы, определяющие конкурентоспособность промышленного предприятия

Конкурентоспособность

кадров

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.