Научная статья на тему 'Корпоративная культура как элемент внутриорганизационного маркетинга'

Корпоративная культура как элемент внутриорганизационного маркетинга Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
555
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ / CORPORATE CULTURE / INTERNAL MARKETING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Старикова А.Н.

Рассматривается значение развития корпоративной культуры на развитие организации и усиление ее конкурентного преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE CULTURE AS AN ELEMENT OF INTERNAL MARKETING

This article discusses the meaning of development of a corporate culture as an element of improvement and competitive advantage.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура как элемент внутриорганизационного маркетинга»

УДК 336.6

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО

МАРКЕТИНГА

А. Н. Старикова Научный руководитель - Н.В. Федорова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: aleksandra.star21@gmail.com

Рассматривается значение развития корпоративной культуры на развитие организации и усиление ее конкурентного преимущества.

Ключевые слова: корпоративная культура, внутриорганизационный маркетинг.

CORPORATE CULTURE AS AN ELEMENT OF INTERNAL MARKETING

A. N. Starikova Scientific supervisor - N. V. Fedorova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: aleksandra.star21@gmail.com

This article discusses the meaning of development of a corporate culture as an element of improvement and competitive advantage.

Keywords: corporate culture, internal marketing.

Современная глобальная бизнес-среда характеризуется обострением конкурентной борьбы и ростом значимости для компаний глубокого понимания и всестороннего удовлетворения потребностей клиентов.

В поисках эффективных конкурентных преимуществ компании начинают уделять более пристальное внимание вопросам совершенствования уровня обслуживания своих клиентов. При этом становится очевидным, что только повышения эффективности работы персонала, которые взаимодействуют с клиентами, недостаточно. Высокое качество удовлетворения потребностей клиентов должно обеспечиваться совместной работой всех структурных подразделений организации, которые последовательно вносят свой вклад в создание ценности конечного товара для потребителя.[1]

Исторически маркетинг возник как концепция, ориентированная на удовлетворение потребностей внешних по отношению к организации клиентов.

Новая концепция получила название внутреннего или внутриорганизационного маркетинга, поскольку рассматривает организацию как рынок, где каждый работник имеет своих внутренних поставщиков и внутренних потребителей результатов. Сотрудники выступают как внутренние клиенты организации, чьи потребности необходимо удовлетворять.[2] Рассмотрим несколько определений понятия внутриорганизационный маркетинга.

Berry and Parasuraman, 1991 Цель внутреннего маркетинга - создание таких условий работы, которые бы удовлетворяли потребности сотрудников.

Ballantyne, 1997 Процесс развития взаимоотношений внутри организации путем воодушевления сотрудников, избавления от ненужных норм и преодоления искусственных границ между подразделениями.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

Когда внутренний маркетинг рассматривается в терминах взаимоотношений, он выступает в качестве собирательного понятия для многих внутриорганизационных видов деятельности на различных уровнях. Внутренний маркетинг с точки зрения отношений - это процесс определения, установления, поддержки, расширения отношений с сотрудниками и другими внутренними потребителями.

В таком случае, явление корпоративной культуры в организации становится одним из наиболее эффективных средств для решения поставленных задач внутреннего маркетинга. Изучением корпоративной культуры занимаются такие исследователи как Э. Шейн, С. С.Фролов, Н. Н. Могутнова, В. А. Спивак, О. С. Виханский и другие. На основе анализа их мнений можно сформулировать следующие определение организационной культуры. Корпоративная культура— совокупность базовых представлений, ценностей и норм, присущих только данной организации, формирующихся в ходе совместной деятельности для достижения общих целей, приобретенных при решении проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые доказали свою эффективность, задающих ориентиры, проявляющихся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среде, формирующих чувство общей судьбы. Структуру корпоративной культуры можно представить следующим образом. (рис. 1). [3]

6, Культура внешней идентификации

6 1. Фирменный цвет 6 2. Товарный знак 6 3. Слоган 6 4. Логотип

Рис. 1. Структура корпоративной культуры

Мы видим, что основным элементом корпоративной культуры является философия фирмы, влияющая на все элементы. Под философией компании понимаются морально-этические нормы и принципы, которыми руководствуются сотрудники организации.

Ценности - устойчивые убеждения, среди которых каждая организация выстраивает свою иерархию приоритетов.

Культура внутренних коммуникаций говорит о способах и качестве распространяемой информации на предприятии.

Социально-психологическая культура определяет состояние межличностных и групповых отношений в компании.

Формирование событийной культуры как комплексного явления предполагает создание и управление следующими элементами: корпоративные мифы, легенды, байки, обряды, традиции.

Культура внешней идентификации включает фирменный цвет, товарный знак, слоган и логотип.

Таким образом, корпоративная культура это непрерывно осуществляемая, целенаправленная последовательность управленческих действий по развитию клиентоориентированности компании путем повышения лояльности работников к компании; организации сотрудничества всех ее подразделений. Чтобы компания стала интересной для своих клиентов, она в первую очередь должна стать интересной для своих работников. Использование средств внутреннего маркетинга направлено на то, чтобы сформировать партнерские отношения внутри организации, повысить степень осознанной поддержки идей, ценностей и инициатив компании со стороны сотрудников. Это и достигается с помощью формирования и развития в организации системы корпоративной культуры.

Библиографические ссылки

1. Роль корпоративной культуры в развитии организации.// Барашкина О. А., Неськина Н.В., Черкасова О.В.Югарев-оп1те.2015. №15 (56). С.1-10.

2.Неганова И. С. Внутриорганизационный маркетинг как фактор повышения конкурентоспособности предприятия. //Экономика региона. - 2008.-№04. - С.208-220.

3. Пантелеева Е. С. Корпоративная культура как маркетинговый ресурс // Концепт. - 2013. -№ 01 (17). - С.1-17.

© Старикова А. Н., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.