Научная статья на тему 'Корпоративная культура как элемент системы управления персоналом'

Корпоративная культура как элемент системы управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ВИЗУАЛЬНЫЙ И НЕ ВИЗУАЛЬНЫЙ УРОВНИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕРСОНАЛА / ЭЛЕМЕНТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / CORPORATE CULTURE / ORGANIZATIONAL CULTURE / VISUALANDNON-VISUALLEVELS OFCORPORATE CULTURE / INNOVATIVE ACTIVITY OF PERSONNEL / ELEMENTS OF CORPORATE CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Негрей А. В.

В статье рассмотрены различные подходы к трактовке понятия «корпоративная культура», а также точки зрения на соотношение понятий «корпоративная» и «организационная культура» и степень их распространенности в зарубежной и отечественной науке. Автор анализирует визуальный и не визуальный уровни корпоративной культуры и исследование, проведенное группой «Регион-М» по изучению элементов корпоративной культуры организации и их влиянию на эффективность деятельности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate culture as an element of the personnel management system

The article discusses the different approachesto the interpretation of the concept of «corporate culture», as well as points of viewon the relationship between the concepts of «corporate» and «organizational culture» and their incidencein the foreign and domestic science. The author analyzes the visual and non-visuall evels of corporate cultureand theresearchof group «Region-M» to study the elements of the corporateculture of the organizationand their impact onthe effectiveness of thecompany.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура как элемент системы управления персоналом»

Новый университет. 2014. № 7-8(41-42)

ISSN 2221-7347

УДК 332.132

А.В. Негрей

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

В статье рассмотрены различные подходы к трактовке понятия «корпоративная культура», а также точки зрения на соотношение понятий «корпоративная» и «организационная культура» и степень их распространенности в зарубежной и отечественной науке. Автор анализирует визуальный и не визуальный уровни корпоративной культуры и исследование, проведенное группой «Регион-М» по изучению элементов корпоративной культуры организации и их влиянию на эффективность деятельности компании.

Ключевые слова: корпоративная культура, организационная культура, визуальный и не визуальный уровни корпоративной культуры, инновационная активность персонала, элементы корпоративной культуры.

В настоящее время интеграция российской экономики в мировую экономическую систему обуславливает изменение традиционных подходов к процессам управления персоналом в целом, и корпоративной культуре в частности.

Современные условия ведения бизнеса способствуют рассмотрению понятия «корпоративная культура» как одного из основных элементов системы управления персоналом.

Эволюция подходов к трактовке категории «корпоративная культура» показывает, что наблюдается тенденция ее трансформации из спонтанно складывающегося феномена в инструмент целенаправленного воздействия управления персоналом. В связи с этим исследование вопросов данной проблематики становится актуальным как с точки зрения теории, так и практики управления персоналом.

Анализ дискуссий мирового сообщества показывает, что в науке до настоящего времени не сформирован единый теоретико-методологический подход к понятию «корпоративная культура». Так, в рамках социокультурного подхода корпоративная культура представляет собой совокупность корпоративных ценностей, обычаев и традиций организации и др. С точки зрения психологического подхода, корпоративная культура рассматривается как присущие сотрудникам организации модели поведения, стили общения на вертикальном и горизонтальных уровнях, нормы и правила поведения сотрудников, а также «легенды и мифы» о происхождении и этапах развития организации и т.д. В менеджменте делается акцент на влияние стиля руководства с позиций эффективности управления организацией.

Следует отметить, что существуют различные точки зрения на соотношение понятий корпоративная и организационная культуры, представленные в нижеследующей таблице.

Повышение эффективности развития хозяйствующих субъектов предопределяет использование современных механизмов, доказавших свою практическую значимость, одним из которых рассматриваются интеграционные процессы, являющиеся основой получения синергического эффекта.

Следовательно, организационная культура может рассматриваться как основополагающая категория, а корпоративная культура как современная ее форма.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что корпоративная культура является многоаспектной категорией, имеющей два уровня (рис.1).

© Негрей А.В., 2014.

DOI: 10.15350/2221-7347.2014.7-8.0020

104

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Соотношение понятий корпоративная и организационная культуры

Таблица

Соотношение понятий корпоративная и организационная культуры Диффузия понятий

1. Корпоративная культура тождественна организационной культуре Зарубежная наука и отечественные ученые (О.С. Ви-ханский, Л.В. Карташова, В.А. Спивак, Е.Д. Малинин, С.В. Иванова).

2. Корпоративная культура - часть организационной культуры Зарубежная наука и отечественные ученые (Ю.Д.Красовский, Б.З. Мильнер, Е.Г. Молл, В.В. Щербина).

Корпоративная культура - это культура больших производственных, торговых и т.п. объединений с определенной формой экономической и юридической структуры (корпораций). Мало распространен в России и за рубежом

Корпоративная и организационная культура - самостоятельные феномены. Наиболее распространенный в России и за рубежом

Источник: составлено автором

Два уровня корпоративной культуры

Внешние атрибуты

Внутренние ценности, нормы, офшы поведения, принятые в компании

Рис. 1. Уровни корпоративной культуры

Как видно из рисунка, уровни корпоративной культуры имеют различные механизмы формирования. На визуальный уровень влияют форма одежды, символы слоганы и т.д.[1], а на не визуальный - ценности, нормы поведения, стиль общения, т.е. ценностно-ориентационные и морально-этические нормы. Это создает ситуацию в организации, когда официально декларируемая руководством компании корпоративная культура не совпадает или даже противоречит реальным моделям поведения сотрудников. Другими словами, создается ситуация «Двойного стандарта».

105

Новый университет. 2014. № 7-8(41-42)

ISSN 2221-7347

По данным информационного портала HR-Portal [2] в организациях, уделяющих значительное внимание корпоративной культуре, наблюдается до 35% прирост конкурентоспособности (рис. 2).

Рис. 2. Прирост конкурентоспособности организации за счет корпоративной культуры

Исследовательской группой «Регион-М» было опрошено 100 сотрудников коммерческих организаций на предмет корпоративной культуры в их организациях. Около 80% респондентов указали в качестве элементов корпоративной культуры корпоративные праздники, 70% опрошенных - единую униформу.

Ответы на вопрос «Как использование элементов корпоративной культуры помогает Вам в работе?» и анализ ответов респондентов представлены ниже (рис. 3).

о ю 20 зо 40 50 бо 70

Рис. 3. Содействие элементов корпоративной культуры в организации

Следует отметить, что в рамках повышения эффективности функционирования корпоративной культуры организации делается акцент на инновационную активность персонала [3]. Это является отражением общемировой тенденции включения «человеческого фактора в систему управления», стремление опереться на развитие творческих способностей работников и их личностную самореализацию.

Одним из направлений влияния корпоративной культуры является повышение инновационной активности организации, что особенно актуально для типичных демографически проблемных регионов Центральной России [4-7].

106

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Таким образом, очевидно, что корпоративная культура это не только нормы, правила, ценности в организации, но и эффективный инструмент управления персоналом. Органам управления необходимо обратить на тот факт, что корпоративная культура в организации существует в любом случае, независимо от того, формируют ее целенаправленно или нет.

Библиографический список

1. Лапшова О.А. Психологическое содержание текста и его оценивание методами интент-анализа и психосемантики дис. ... кан. психол. наук /Лапшова О.А. - Москва: [б.н.], 2001 г.

2. Информационный портал »HR-Portal» [Электронный ресурс] URL http://hr-portal.ru/ (Дата доступа 27.06.2014)

3. Кондрашов В.М. Организация управления инновационной деятельностью на предприятиях: На примере приборостроительных предприятий Смоленской области: автореф. дис. ... кан. экон. наук / Кондрашов В.М. - Москва: [б.н.], 2002.

4. Шеломенцева М.В. Концепция формирования оценочных моделей воспроизводства трудовых ресурсов региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 3 (25). -С. 388-390.

5. Лапшова О.А., Шеломенцева М.В., Кондрашов В.М. Основные демографические вызовы XXI века. // Земля Смоленская и ее население (историко-статистический обзор в цифрах и фактах). Коллективная монография под ред. В.Д. Голичева - Смоленск: изд-во «Смоленская городская типография», 2013.

6. Лапшова О.А., Шеломенцева М.В. Инновационный потенциал трудовых ресурсов Смоленской области в условиях демографических ограничений // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2013. - Т. 174. - С. 222-226.

7. Михальченков Н.В. Демографические барьеры экономического развития Смоленской области// Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2012. - № 3. - С. 70-72.

Статья поступила в редакцию 30.06.2014.

НЕГРЕЙ Алина Владимировна - бакалавр направления «Менеджмент», Финансовый университет при Правительстве РФ (Смоленский филиал).

UDC 332.132

A. V. Negrey

CORPORATE CULTURE AS AN ELEMENT OF THE PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM

The article discusses the different approachesto the interpretation of the concept of «corporate culture», as well as points of viewon the relationship between the concepts of «corporate» and «organizational culture» and their incidencein the foreign and domestic science. The author analyzes the visual and non-visuall evels of corporate cultureand theresearchof group «Region-M» to study the elements of the corporateculture of the organizationand their impact onthe effectiveness of thecompany.

Keywords: corporate culture, organizational culture, visualandnon-visuallevels ofcorporate culture, innovative activity ofpersonnel, elements of corporate culture.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.