Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР'

КОРПОРАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОРПОРАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорвина Таисия Андреевна

В статье рассмотрены процессы формирования и роли корпоративной компетенции персонала предпринимательских структур. Автором определены конкурентные преимущества, необходимые для реализации стратегии и достижения основных целей деятельности организации: экономических, научно-технических, производственно-коммерческих и социальных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР»

УДК 316.6:658

Т. А. Сорвина

Корпоративная компетенция как основа развития конкурентных преимуществ предпринимательских

структур

Т. А. Sorvina. Corporate competence as a basis for development of competitive advantages of business structures

В статье рассмотрены процессы формирования и роли корпоративной компетенции персонала предпринимательских структур. Автором определены конкурентные преимущества, необходимые для реализации стратегии и достижения основных целей деятельности организации: экономических, научно-технических, производственно-коммерческих и социальных.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, корпоративная компетенция, стратегическое управление, предпринимательские структуры

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The focus is on the generation and role of corporate competence of personnel of business structures as required by the organization for implementation of strategy and achievement of main objectives of activity: economic, scientific and technical, production-commercial and social.

Keywords: competitive advantages, corporate competence, strategic management, business structures

Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovsky pr., 44, lit. A

Современная концепция поддержания конкурентоспособности персонала предусматривает развитие корпоративной компетенции.

Объем и структура корпоративной компетенции, длительность жизненного цикла, мера совокупных затрат на рабочую силу, уровень и динамика эффективности труда персонала являются факторами, позволяющими достичь максимального эффекта на рынке труда в целях наиболее полного удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах.

Современная концепция носит системный характер и базируется на основных принципах развития человеческих ресуртов с учетом факторов и проблем, которые сдерживают повышение конкурентоспособности этих ресурсов.

Развитие корпоративной компетенции в организационном аспекте является, на наш взгляд, наиболее перспективным направлением поддержания конкурентоспособности предпринимательских структур и способствует повышению конкурентоспособности и адаптивности организации в рыночной среде.

Понятие «компетенция» появилось в 1994 г. благодаря работе К. Прахалада и Г. Хэмела «Конкурируя за будущее» [1, с. 214], которые определяют ключевые компетенции как набор взаимосвязанных навыков и технологий. Они позволяют фирме предоставлять своим клиентам существенную выгоду. По мнению авторов, ключевых компетенций не может быть много, их число ограничено.

Ключевые компетенции должны обладать тремя важнейшими свойствами: создавать основную ценность для потребителя, способствовать дифференциации

Таисия Андреевна Сорвина — доцент Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат экономических наук. © Т. А. Сорвина, 2010

№ 2(28) • 2010

Т. А. Сорвина

от конкурентов и обеспечивать возможности для компании быстро завоевывать новые рынки.

К. Хэмел и Г. Прахалад рассматривают ключевые компетенции как составную часть стратегического менеджмента, так как речь идет о формировании стратегической конкурентоспособности или инвестиционной привлекательности компании, что важно с позиций нашего исследования.

За рубежом вопросы управления корпоративной компетенцией стали темой для обсуждения в начале 1980-х гг. Причем взгляды исследователей существенно отличаются и до сих пор. Можно выделить, как минимум, три подхода к определению компетенции.

Первый подход, один из авторов которого Г. Каннак, определяет компетенцию как «рациональное сочетание знаний и способностей, рассматриваемых на небольшом промежутке времени, которыми обладают работники данной организации» [2, с. 27]. В рамках данного подхода акцент делается на развитие индивидуальных компетенций работников.

Второй подход основывается на утверждении, что компетенция включает в себя «помимо личных возможностей и способностей работников организации все те социальные процессы, которые имеют место в организации. Речь идет о корпоративной культуре, философии управления, внутреннем климате организации» [3, с. 34]. Основным инструментом создания корпоративной компетенции является организационное развитие.

Третий подход определяет компетенцию как характерную особенность компании, определяющую ее успех. Следовательно, для того, чтобы развивать компетенцию в рамках третьего подхода, требуется постоянное наращивание конкурентных преимуществ компании.

Отечественные специалисты развили понятие ключевых компетенций. Ю. Н. Соловьева приводит целый ряд определений компетенций, которые используются в современной литературе по стратегическому планированию. Она определяет тот вид деятельности, в котором организация проявляет себя наиболее лучшим образом; «набор умений и технологий, составляющих основу конкурентного преимущества фирмы; способности, вокруг которых можно выстроить бизнес-пространство; особого свойства информационный ресурс, содержащий опыт, знания о способе управления ресурсами и бизнес-процессами» [там же, с. 77].

Из приведенных определений можно сделать вывод о том, что компетенции являются основой конкурентного преимущества.

Э. Пенроуз конкретизировала свое понимание конкурентных преимуществ фирмы «как лучшее использование ресурсов, которое в современных условиях напрямую зависит от качества принимаемых управленческих решений» [4, с. 67].

Исследователи Л. А. Горид, В. И. Катенев и С. Ю. Полонский более глубоко раскрывают сущность компетенций, связывают их с нематериальными ресурсами, выделяя четыре основных элемента компетенций [2, с. 95].

Они считают, что компетенции фирмы — это ее нематериальные ресурсы, объединяющие специализированные знания и навыки персонала, организационные и управленческие способности, обеспечивающие их постоянное воспроизводство.

Развивая взаимосвязь компетенций и нематериальных ресурсов, указанные авторы утверждают, что нематериальные ресурсы и компетенции соотносятся как ресурсы и их качественные характеристики. Поскольку реализация компетенций связана с наличием материальных ресурсов, то существует тесная взаимосвязь между ресурсами бизнес-субъекта, его компетенциями и конкурентными преимуществами, которые трактуются авторами как реализованные на практике компетенции.

Предлагаемая Л. А. Горидом и др. взаимосвязь между ресурсами, компетенциями и конкурентными преимуществами вполне логична.

Логична и структура компетенций как совокупность знаний и навыков персонала, а также организационных и управленческих способностей компании, поскольку персонал отдельно от компании и ее управленческой инфраструктуры вряд ли может продемонстрировать свои компетенции в полную силу.

Определяя пути развития конкурентных преимуществ, предпринимательские структуры сталкиваются с проблемой формирования корпоративной компетенции.

Корпоративная компетенция представляет собой компетенцию персонала на уровне, необходимом организации для реализации стратегии и для достижения основных целей деятельности: экономических, научно-технических, производственно-коммерческих и социальных.

Развитие корпоративной компетенции может происходить в двух аспектах — автономном и организационном (корпоративном).

В автономном аспекте развитие корпоративной компетенции предполагает удовлетворение частных интересов отдельным наемным работником в формировании и повышении своих конкурентных преимуществ на рынке труда путем приращения знаний, умений, навыков, полномочий. Этот процесс идет независимо от частных интересов других участников трудовой деятельности.

В организационном (корпоративном) аспекте развитие компетенции персонала предопределяется связанностью и всеобщностью частных социально-экономических интересов всех субъектов трудовой деятельности, готовностью организации взять на себя обязательство по созданию необходимых условий для формирования и поддержания конкурентных преимуществ на рынке труда в интересах достижения целей и реализации своей миссии.

Характеристиками корпоративной компетенции в организационном аспекте являются:

• ее подчиненность требованиям развития организации, приоритетность мер, обеспечивающих социально-политическую стабильность в организации;

• создание экономических условий для поддержания каждым работником своих конкурентных преимуществ на рынке труда с учетом объема и структуры человеческого капитала;

• устранение (минимизация) неравенства в формировании конкурентных преимуществ у отдельных работников, возникающего по различным объективным причинам.

Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур на основе формирования корпоративной компетенции — это процесс направления усилий сотрудников фирмы на достижение стоящих перед данной фирмой целей.

Формирование конкурентного преимущества основывается на компетенциях и по существу тождественно разработке конкурентной стратегии как способа достижения превосходства на конкретном рынке.

Корпоративная компетенция способствует адаптации предпринимательских структур к изменениям характера конкуренции. Формирование корпоративной компетенции предпринимательских структур выступает необходимым условием для развития конкурентных преимуществ и реализации конкурентной стратегии в условиях динамичной среды бизнеса.

Литература

1. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.

№ 2(28) • 2010

М. В. Тютнева

2. Горид Л. А., Катенев В. И., Полонский С. Ю. Развитие маркетингового потенциала фирмы на базе стратегий интеграции. СПб.: Инфо-да, 2006.

3. Соловьева Ю. Н. Маркетинг взаимоотношений: маркетинговая компетентность и методология стратегических альянсов. СПб.: Инфо-Да, 2005.

4. Penrose E. The Theory of growth of the firm. N. Y.: John Wiley and Sons, 1959.

УДК 658.1:005

М. В. Тютнева

Специфические особенности построения системы сбалансированных показателей (ССП) на примере промышленного предприятия ЗАО «Гигровата»

M. V. Tyutneva. Peculiarities of building Balanced Scorecard on the basis of industrial enterprise ZAO «Gigrovata»

В статье рассмотрены основные методики внедрения и особенности построения системы сбалансированных показателей (ССП) на примере промышленного предприятия ЗАО «Гигровата». Автором изучен опыт оптимизации бизнес-процессов, внедрения ССП как одной из возможных концепций управления корпоративной стратегией.

Ключевые слова: система сбалансированных показателей, оптимизация бизнес-процессов, управление корпоративной стратегией

The article describes basic methods of implementation and features of Balanced Scorecard construction as an example of an industrial enterprise JSC «Gigrovata». The author studied the experience of optimizing business processes, implementation of the MTP as a possible control concepts of corporate strategy.

Keywords: balanced scorecard, optimization of business processes, management of corporate strategy

Контактные данные: 197376, Санкт-Пе- Contact information: 197376, Saint-Peters-тербург, ул. Льва Толстого, д. 7, оф. 114 burg, ul. L'va Tolstogo, 7, of. 114

В настоящее время для того, чтобы иметь возможность лучше своих конкурентов адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, превосходить их по качеству, скорости и гибкости предоставления услуг, по широте ассортимента или цене продукции руководителям промышленных компаний необходимо оперативное получение информации о деятельности компании для своевременного принятия управленческих решений. При этом большое значение имеет концептуальная и технологическая связь между стратегией и используемыми организационными решениями [1].

Общая система управления предприятием включает в себя ряд подсистем, реализующих функции управления отдельными видами деятельности: маркетингом, исследованиями и разработкой продукции, снабжением, производством продукции, обеспечением ее качества, финансами, производственными и трудовыми ресурсами.

Марина Викторовна Тютнева — менеджер компании «DEKO ltd Travel Company» (Санкт-Петербург).

© М. В. Тютнева, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.