Научная статья на тему 'Корпоративная библиотека в структуре современной организации'

Корпоративная библиотека в структуре современной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ БИБЛИОТЕКА / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / РАЗВИТИЕ СОТРУДНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Екатерина Сергеевна

Даётся определение научающейся организации как организации, способной к обучению своих сотрудников в процессе обмена информацией в ходе трудовой деятельности организации. Местом получения информации и обмена ею служит корпоративная библиотека. Даётся определение корпоративной библиотеки как структурной единицы организации. Определяется значимость корпоративной библиотеки в повышении эффективности работы сотрудников. Корпоративная библиотека характеризуется как единая информационная среда для обеспечения взаимопонимания между сотрудниками как показателя целостности коллектива и приверженности всех сотрудников компании к единой информационной базе. Приведён пример компании, где корпоративная библиотека служит неотъемлемой структурной частью организации. Отмечается влияния корпоративной библиотеки на процесс трансляции информации в организации, коммуникацию и эффективную работу сотрудников, а также на непрерывное обучение, развитие и самореализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная библиотека в структуре современной организации»

КОРПОРАТИВНАЯ БИБЛИОТЕКА В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Екатерина Сергеевна РОМАНОВА,

аспирантка кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью факультета государственной культурной политики, Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия

e-mail: new-star5@yandex.ru

Даётся определение научающейся организации как организации, способной к обучению своих сотрудников в процессе обмена информацией в ходе трудовой деятельности организации. Местом получения информации и обмена ею служит корпоративная библиотека. Даётся определение корпоративной библиотеки как структурной единицы организации. Определяется значимость корпоративной библиотеки в повышении эффективности работы сотрудников. Корпоративная библиотека характеризуется как единая информационная среда для обеспечения взаимопонимания между сотрудниками как показателя целостности коллектива и приверженности всех сотрудников компании к единой информационной базе. Приведён пример компании, где корпоративная библиотека служит неотъемлемой структурной частью организации. Отмечается влияния корпоративной библиотеки на процесс трансляции информации в организации, коммуникацию и эффективную работу сотрудников, а также на непрерывное обучение, развитие и самореализацию.

Ключевые слова: научающаяся организация, корпоративная библиотека, единая информационная среда, развитие сотрудников.

CORPORATE LIBRARY IN THE STRUCTURE OF MODERN ORGANIZATION

E. S. Romanova, doctoral student the Department of management of information and library activities, Faculty of State Cultural Policy, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: new-star5@yandex.ru

The definition of a learning organization is as an organization capable of training their employees in the process of exchange of information in the course of the work organization. The place of receipt and exchange of information is the corporate library. The definition of the corporate library as a structural unit of the organization. The importance of the corporate library in improving the efficiency of the employees is determined. The corporate library is characterized as a unified information environment for ensuring mutual understanding between employees, as an indicator of the integrity of the team and the commitment of all employees of the company to a single information base. The example of the company is shown where the corporate library serves as an integral structural part of the organization. The influence of the corporate library on the process of information transmission in the organization, communication and effective work of employees, as well as on continuous training, development and self-realization.

Key words: learning organization, corporate library, unified information environment, employee development.

Сейчас, после многолетнего затишья, у практических деятелей в организациях вновь приобретают популярность корпоративные библиотеки. С усилением конкуренции между компаниями роль внутриорганизационного интеллектуального капитала растёт, в то же время при текучести кадров существует реальная угроза потери знаний. Одним из способов достижения стабильности в деятельности организаций становится создание корпоративных библиотек. Опора на собственную информационную базу даёт возможность компаниям развивать свой персонал, проводить исследования, анализировать специфику отрасли, быть конкурентоспособными на рынке. Вот почему многие организации выделяют корпоративную библиотеку в качестве одной из приоритетных структур в рамках организации по совершенствованию внутренних коммуникаций и развитию своего персонала. Одним из показательных примеров является сеть центров международной торговли (ЦМТ), представленных во всех странах мира (в стандарт организационной структуры обязательно включена библиотека).

В условиях информационной цивилизации, когда объём информации возрастает с каждым годом в геометрической прогрессии, для того чтобы быть профессионалом, знающим свое дело, уметь гибко использовать полученную информацию и применять её на практике, необходимо постоянно совершенствоваться и обучаться. Роль корпоративной библиотеки возрастает в контексте теории умного работника, провозглашенной Питером Друкером, прародителем современной теории менеджмента, - работника, продуцирующего и распоряжающегося информацией. Сегодня, в период затянувшегося мирового и отечественного экономического кризиса, первостепенное значение приобретает теория «научающейся» организации. Подход к обучению в организации без отрыва от производства тождественен концепции научающейся организации, то есть организации, в которой имеет место непрерывное обучение сотрудников на уровне системы с целью создания и управления знаниями, что приводит к улучшениям в результатах деятельности компании. Термин learning organization можно перевести как научающаяся организация, где learning - научение. В организациях при создании условий обучения предполагается использовать термин «научение». Таким образом, научающаяся организация - организация, которая создаёт условия для непрерывного обучения и развития всех работников и, находясь в процессе постоянного самосовершенствования, изменяет таким образом внутреннюю и внешнюю среду организации.

В настоящее время концепция научающейся организации приобретает всё большую популярность в бизнес-среде. Научающаяся организация способна совершенствовать умения и навыки сотрудников на индивидуальном и коллективном уровнях. В рамках такой организации обучение происходит не только в традиционных формах в виде семинаров, тре-

нингов, но и в процессе трудовой деятельности, когда работники обмениваются своими знаниями и используют полученные знания и экспертные суждения для повышения организационной эффективности.

А. Ортенблад разработал типологию положений о научающейся организации. Он выделил четыре понимания концепции научающейся организации. Первое - традиционное понимание организационного научения, нацеленное на сохранение нового знания в организации. Второе - концепция, рассматривающая научающуюся организацию как организацию, в которой сотрудники обучаются на рабочем месте. Третье понимание научающейся организации - создание организационных благоприятных условий для обучения персонала. Четвертое понимание - структура научения, рассматривающая научающуюся организацию как гибкую систему [4]. Применяя типологии А. Ортенблада, дадим расшифровку его концепции на примере корпоративной библиотеки в организации.

В действующем Модельном стандарте деятельности общедоступной библиотеки, утверждённой Министерством культуры Российской Федерации, библиотека определена как информационная и культурно-просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организационным фондом документов, предоставляемых пользователям. Опираясь на это положение, определим корпоративную библиотеку как структурное подразделение организации, ориентированное на выполнение информационных и культурно-просветительских функций и нацеленное на повышение эффективности работы организации. Фонд корпоративной библиотеки - это прежде всего собрание книг, периодических изданий и других информационных источников для развития корпоративного сообщества сотрудников, стремящихся к созданию, приобретению, передаче и использованию знаний в практической работе. Материалы корпоративной библиотеки нужны не только для самообразования, но и для создания единой информационной среды, обеспечивающей взаимопонимание между сотрудниками.

Аккумулируя практические знания, корпоративная библиотека служит оперативным источником получения информации на рабочем месте для сотрудников разных специальностей. Понимая эффективность наличия в структуре организации собственной библиотеки с единым информационным фондом, инициатором создания библиотек в организациях является руководящий состав. Одним из принципов комплектования фонда является такой, в соответствии с которым добавление литературы происходит после внутреннего рецензирования руководителями, то есть в библиотеке нет «случайных» книг с неоднозначным контекстом, а сотрудники явно видят, какие книги ему советует работодатель. Это свидетельствует о том, что в компании создана информационная среда, объединяющая руководство и персонал единой информационной составляющей. Кроме того, кор-

поративная библиотека создаёт условия для коммуникаций, генерации и интеграции новых идей, что положительно влияет на эффективность работы организации. Это могут быть обсуждения новой информации и приобретённого опыта в профессиональной области, а также внутрикорпоративное средство сплочения и усвоения базовых ценностей компании, смягчение иерархических границ и налаживание взаимопонимания между руководителями и подчинёнными, формирование положительного морального психологического климата в коллективе. Для организаций с корпоративной библиотекой в структуре характерен непрерывный стратегический процесс, параллельный оперативной деятельности компании.

Начало библиотеки «Яндекс» заложил один из основателей компании - Илья Сегалович. На тот момент это был единственный шкаф в кабинете. Фонд составляла литература по профильному бизнесу основателя и нескольких сотрудников, которые принесли книги из домашних библиотек. Библиотеку как внутреннее подразделение запустили в 2009 году под руководством отдела персонала. Сейчас в библиотеке представлены разные рубрики: как научно-техническая литература про искусственный интеллект, языки программирования, так и художественная литература, словари, путеводители по разным странам. Фонд состоит из печатных книг, материалов конференций, электронных книг и статей. Всего в библиотеке 5 961 экземпляр, 3 852 книги. Учёт книг и прочтений ведется с помощью FRID-метки, которая занесена во внутреннюю систему. Когда сотрудник собирается взять книгу, он отмечает её в библиотеке с помощью метки и считывателя в специальном аппарате, таким образом фиксирует книгу за собой. Возвращая книгу, прикладывая её к аппарату, она списывается с сотрудника и закрепляется за определённой полкой в библиотеке.

С начала основания библиотеки зарегистрировано 17 988 историй прочтения, в среднем это 2 248 прочитанных книг в год, 187 прочтений в месяц. Также, сотрудники могут оставить заявку на заказ книг, если она необходима для работы. Каждый месяц заказывают около 30-40 новых экземпляров. Отдельно от корпоративной библиотеки в компании действует система обмена книгами - буккроссинг (в системе не фиксируется).

Так, компанию «Яндекс» по праву можно назвать читающей, а ориентируясь на цифры прочтений, библиотеку - важной структурной частью организации.

Подводя итог, хочется отметить, что научение посредством корпоративной библиотеки разработано таким образом, чтобы сотрудники могли обучаться на рабочем месте. Корпоративная библиотека в этом случае даёт возможности для непрерывного образования и профессионального роста. Плюсом признано считать поощрение диалога, обсуждение полученной информации, знаний, генерацию идей и принятие решения по их внедрению; стимулирование сотрудничества и совместного научения в

группах. Работа в группах позволяет общаться, использовать различные стили мышления, что способствует расширению кругозора и видению новых идей, что напрямую влияет на эффективность деятельности организации. Применение полученных знаний на практике позволяет видеть, каким образом результат деятельности сотрудников влияет на организацию в целом, сотрудники несут ответственность за достижение целей и выполнение задач в организации. Показатели эффективности на уровне сотрудников влияют на показатели эффективности на уровне организации. Единственным условием результатов деятельности, связанных с приобретением новых знаний, является наличие системы по приобретению и обмену знаниями, а именно - наличие корпоративной библиотеки в организации.

Литература

1. Друкер П. Ф. Менеджмент. Вызовы XXI века. - Москва : Манн, Иванов и Фер-бер, 2012. - 235 с.

2. Клюев В. К., Дементьева Н. Ю. Лидерские качества как важнейшие составляющие профессиональной деятельности специалиста в области биб-лиотечно-информационной деятельности // Культура и образование. - 2013.

- № 2-4 (11). - С. 39-44.

3. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. - Москва : Инфра-М, 2002. - 346 с.

4. Лобанов И. В. Современная миссия и основные приоритеты развития Московского государственного института культуры // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2015.

- № 3 (18). - С. 5-9.

5. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки. Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти. - Москва, 2014.

6. Ortenblad A. A. Typology of the Idea of Learning Organization. - Management Learning. - 2002. - Vol. 33. - N. 2. - Pp. 213-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.