Научная статья на тему 'Короткометражный фильм как метод воспитания режиссера'

Короткометражный фильм как метод воспитания режиссера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1697
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ / ИСКУССТВО / СТУДЕНТЫ / КИНОПЕДАГОГИКА / РЕЖИССУРА / SHORT FILM / ART / DIRECTING / FILM EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Байракимов Алдияр Бахытжанович

В статье дано определение короткометражного фильма. Раскрывается значимость короткометражного кино в становлении молодых режиссеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SHORT FILM AS KIND OF DISCIPLINE FOR DIRECTOR’S OWN EDUCATION

The concept for a short film and the meaning for becoming young directors is defined in the article.

Текст научной работы на тему «Короткометражный фильм как метод воспитания режиссера»

электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 2 2016

УДК 791

КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ РЕЖИССЕРА

Байракимов Алдияр Бахытжанович

магистрант

Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова

Алматы (Казахстан)

Аннотация. В статье дано определение короткометражного фильма. Раскрывается значимость короткометражного кино в становлении молодых режиссеров.

Ключевые слова: короткометражный фильм, искусство, студенты, кинопедагогика, режиссура.

A SHORT FILM AS KIND OF DISCIPLINE FOR DIRECTOR'S OWN EDUCATION

Bairakimov Aldiyar Bahytzhanovich

student

Kazakh National Academy of Arts named after T. Zhurgenov

Almaty (Kazakhstan)

Abstract. The concept for a short film and the meaning for becoming young directors is defined in the article.

Key words: short film, art, directing, film education, students.

Воспитание режиссера - процесс сложный и длительный. Известный кинорежиссер С.А. Герасимов, чье имя носит Всероссийский государственный университет кинематографии (бывший ВГИК), в свое время был удостоен звания академика Академии педагогических наук СССР за разработку нового направления в педагогике - кинопедагогики. Свою важнейшую педагогическую и режиссерскую задачу С. Герасимов формулировал коротко: «Постижение реального человека в реальной исторической среде» [1]. Он правомерно считал, что кинорежиссер, в силу приобретенных навыков управления творческим коллективом, является наставником и просто обязан быть педагогом, потому что экран обладает колоссальной силой воздействия не только на безликую массу зрителей, но, что важно, на каждого отдельного человека, формируя и мировоззрение, и прививая определенный вкус. Так или иначе, открыто, впрямую или завуалировано, но экран в любом виде - в качестве кинематографа, телевидения, медиасредства несет в себе ген дидактики (от греч. didaktikos - поучающий), предлагая зрителю поразмышлять над проблемой, понять ситуацию или занять определенную моральную, философскую или политическую позицию, извлекая уроки для своей частной или общественной жизни. Французский театровед П. Пави по поводу истории воспитательного аспекта в искусстве пишет: «Притязания дидактической поэзии восходят к глубокой древности; в классической ее форме «Поэтического искусства Горация (XIV в. до н.э.) она сочетает полезное с приятным, стремясь поучать публику. В средние века поучение рассматривается как религиозное воспитание; в эпоху Возрождения различные поэтики сходятся в том, что литература должна носить нравственный характер. Период классицизма также подчиняется этому принципу... В XVIII в. буржуазный морализм побуждает таких теоретиков как Вольтер, Дидро или Лессинг, выстраивать сюжет таким образом, чтобы нравственное содержание представлялось особенно ясным. Лессинг требует от поэта «строить фабулу так, чтобы она служила пояснением и

подтверждением великой нравственной истины»; Шиллер превращает сцену в «нравственный институт. Современная эпоха менее открыта подобного рода дидактическому дискурсу с тех пор, как политика длительное время компрометировала искусство, будь то во время нацизма, сталинизма или в официальном искусстве демократий» [2].

Однако современному кинорежиссеру, чтобы достичь уровня властителя дум, приходится начинать с малого - с короткометражных фильмов в рамках получения профессии. И даже в тех случаях, когда режиссер официально не проходит обучение в киношколе, все равно его путь в большое искусство лежит через короткометражный фильм.

«Короткометражный фильм - кинофильм, не превышающий размерами 4-5 частей (т.е. 40-50 минут)» [3]. По утвердившейся в пленочном, «мокром» (по типу проявки пленки) кинематографе 1 т.н. часть была равна 10 минутам экранного времени, теперь же, в эпоху цифровой камеры, понятие «короткометражный фильм» практически безразмерно - от нескольких секунд до 50 минут экранного времени. В силу технических обстоятельств в первые годы существования кинематографа все фильмы были короткометражными и лишь впоследствии, с развитием кинотехники, стали появляться полнометражные фильмы, разрастающиеся порой до нескольких серий. Но короткометражный фильм оставался всегда в арсенале кинопроизводителей и продолжает развиваться как самостоятельная форма киноискусства. Назвать все виды и жанры короткометражных фильмов - задача непростая: это и документальные (хроника, киноочерк, кинозарисовка т.п.), и научно-популярные (учебные, фильмы-лекции, наблюдения и фиксация различных процессов), и мультипликационные, и художественные.

Жанровый и тематический диапазон короткометражных игровых фильмов широк - от кинофельетона, поэтический киносказки и киноновеллы до кинорекламы и киноплаката. В короткометражных фильмах нередко используются элементы трагикомедии; в некоторых случаях

форма короткометражного фильма оказывается настолько емкой и популярной, что, например, именно короткометражные фильмы в 60-е годы ХХ в. сделали грузинский кинематограф узнаваемым и любимым во всем мире.

В киноинститутах и киношколах все студенческие учебные работы бывают короткометражными. В исключительных случаях студенты пробуют сразу создать полнометражный фильм, но при окончательном монтаже он, как правило, возвращается к изначальному учебному формату - к короткому метру, поскольку учебные работы определяют особенности драматургии: предельная четкость замысла, ясность и лаконизм в изложении сюжета. В СССР, в свое время, существовали специальные кинотеатры для демонстрации короткометражных фильмов, киностудии запускали в производство режиссеров-дебютантов, формируя сборники короткометражных фильмов определенной тематики, например, сборники комедий или лирических историй. Тотальное распространение телевидения позволило неограниченно демонстрировать короткометражные фильмы, как отдельные произведения, так и в составе других программ. В настоящее время на киностудии «Казахфильм» функционирует подразделение «Дебют», в котором начинающие кинорежиссеры, выпускники вузов Казахстана, России, Франции и США получают возможность снять на бюджетные деньги свои первые, уже не учебные, короткометражные фильмы. Демонстрация короткометражных фильмов также происходит на различных кинофестивалях, как республиканского, так и международного уровня. Оберхаузен и Мангейм в ФРГ, Эдинбург в Великобритании и ряд других престижных конкурсов короткометражных фильмов часто счастливо определяют всю дальнейшую судьбу режиссера. Также в рамках различных Международных кинофестивалей, например, в Каннах, в Москве и т.д., проводятся конкурсы короткометражных фильмов. Международные студенческие кинофестивали, например, МКФ ВГИКа, казахстанские «Бастау» и «Звезды Шакена» были созданы специально

для короткометражных работ дебютантов. Ежегодно в мире проводятся сотни фестивалей короткометражных фильмов. Студенты всего мира имеют возможность заявить о себе, поделиться своим творчеством с зарубежными коллегами. Нередко на таких фестивалях молодых режиссеров замечают и победителям начинают предлагать более масштабные проекты.

В Казахстане молодые режиссеры обращаются за помощью в самую крупную киностудию страны - «Казахфильм». За период ее существования было создано немало кинофильмов, в том числе и короткометражных. «Чем меньше простора для фантазии, тем сильнее будет ее сила», уверял своих студентов и слушателей американский драматург Роберт Макки, и в короткометражном фильме первым ограничением является хронометраж, когда уместить мощь драматургического замысла в ограниченном времени и есть проявление ремесла. Создатели такого вида кино обязаны убрать все мелкое и лишнее, чтобы родилось произведение искусства.

Уже в рамках учебного процесса в Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова создают короткометражные фильмы. Которые с полным правом можно отнести к полноценным произведениям киноискусства, о чем свидетельствуют награды на кинофестивалях различного уровня. Вот, например, короткометражный фильм «113-ый» оператора-режиссера Талгата Бектурсынова: один объект, два персонажа и прекрасное визуальное наполнение фильма. В заточении психиатрической лечебницы главный герой выражает свои чувства и мечты, рисуя на стенах своей палаты, - в них изображено желание обрести свободу. И герой этого достигает. Дипломный фильм Айнур Смаиловой «Коке» рассказывает об осознании первой большой утраты в жизни главного героя. Маленький мальчик не понимает, что происходит, но постепенно внешние факторы заставляют его менять реакцию на смерть близкого человека: забирают сначала вещи отца, а затем увозят и его

тело... От эпизода к эпизоду мы чувствуем, как приближаемся к катарсису, к выплеску наших чувств. Сам зритель не был героем этих двух драматичных историй, но был рядом с персонажами. И чувство эмпатии из сцены в сцену набирает силу. А это и есть одна из главных задач режиссера: заставить зрителя сопереживать герою. Этому и учатся молодые авторы, снимая свои первые короткометражные фильмы.

Каждый год в Казахская национальная академия искусств им. Т.К. Жургенова выпускает несколько десятков дипломированных режиссеров для кино и телевидения. На протяжении пяти лет они обязаны каждый год снимать курсовые работы, пробовать кино на вкус, экспериментировать, а по окончании учебного процесса должны защитить приобретенные знания, сняв дипломный фильм. Но даже учебные фильмы показывают хороший результат. Например, курсовая работа «Луч утренней зари» студента 4-го курса Дархана Тулегенова повествует о нелегкой жизни подростка, который борется не только с внешними факторами, которые его не устраивают, но и с самим собой. Конечно, немало сложностей выпало на долю режиссера в процессе создания этой картины. Малый бюджет, работа с актерами-подростками в сочетании с уже довольно известными мастерами экрана и т.д. Но подобные трудности закаляют художника перед большими боями. Эта работа стала лауреатом международных кинофестивалей. Дипломный короткометражный фильм «На другой стороне» Бейбита Онера был проспонсирован киностудией «Казахфильм». Картина снята стильно, динамично, с иронией. Автор предлагает свой взгляд на различные ситуации и дает свободу героям, словно говорит: «вот что получается, если выбрать тот или иной путь». Короткометражный фильм студентки академии искусств Венеры Каиржановой «Чародейные хлебцы», снятый на третьем курсе, впечатляет своим художественным решением. Это была первая работа режиссера с художником-постановщиком, благодаря чему режиссеру удалось рассказать историю красочно и кинематографично.

Каждая из представленных в данной статье картин отличается по манере подачи, стилю и жанру. Но в каждой из них мы видим уникальность автора, прикасаемся к проблемам, к которым он не равнодушен. Молодые режиссеры заявляют о себе именно через короткометражные фильмы. Это их билет в мир большого кино, а счастливым он окажется или нет, покажет время.

Список использованных источников

1. Герасимов С. Кинопедагогика. Собр. соч. Т. 2. М.: Искусство, 1983.

2. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.

3. Кино. Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.