Научная статья на тему 'Королевские обряды в средневековой Франции (по материалам французской периодики)'

Королевские обряды в средневековой Франции (по материалам французской периодики) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
878
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Royal ceremonies in France of the middle age (based on french newspaper)

The article «Royal ceremonies in France of the middle age (based on french newspaper)» is devoted to researches of the origin of royal power. These researches were published in French newspaper. The historians of the Western Europe are interesting in this theme nowadays. The French royal ceremonies were taken as the best example for studying.

Текст научной работы на тему «Королевские обряды в средневековой Франции (по материалам французской периодики)»

Т. И. Зайцева. Королевские обряды в средневековой франции (по материалам

Т.И. Зайцева

КОРОЛЕВСКИЕ ОБРЯДЫ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФРАНЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФРАНЦУЗСКОЙ ПЕРИОДИКИ)

Томский государственный педагогический университет

Классическая работа, посвященная королевским обрядам во Франции, принадлежит еще перу Марка Блока - это знаменитые «Короли-чудотворцы» (1924). Но сам Блок в дальнейшем, как известно, оставил эту проблематику и последующие два десятилетия своей творческой деятельности посвятил экономической и социальной истории. До недавнего времени не велись исследования королевской власти и в рамках основанной Блоком школы «Анналов», что было характерно для большей части социальных наук в других странах. В последние десятилетия - с конца 70-х гг. - происходит возрождение интереса к теории и практике королевской власти во Франции. В частности - в отличие от «эрудитской» историографии XIX - начала XX вв. - интенсифицируются исследования символических ценностей, церемониала и обрядов. В изучении слабо документированных эпох и обществ используются новые методы антропологизированной истории.

От изучения массовых явлений, коллективных ментальностей акцент снова переносится на сферу неповторимого, уникальных феноменов и казусов -особенно в сфере изучения политики. Феномену власти, за которым признается важнейшее место в человеческом обществе, отводится роль своеобразного ядра, центра исторического синтеза. Развиваются такие дисциплины, как политическая антропология, политическая семиотика, политическая теология.

Наблюдается сдвиг интересов историков, и в этой связи выходит множество работ в ряде стран, в первую очередь в Америке и Франции. Поднимаются самые различные проблемы: власть как феномен культурного принуждения; средства обеспечения авторитета и престижа власти; согласие современников на способ властвования; семиотика ритуала - не просто политического орнамента, но своеобразной знаковой системы; власть как способ коммуникации, средство самоидентификации населения [1].

Многочисленные темы позволяют изучать систему представлений о власти. Посвящение в сан и коронация; торжественный королевский въезд после коронации в Париж; похороны и погребение; менее выразительные формы - придворный этикет, эмблемы и изображения короля - отражают поиски

средневековыми суверенами способов выхода из повседневной рутины, символического выражения идеалов общности. Более чем тысячелетняя история французской монархии - до конца Старого порядка в XVIII в. - демонстрирует динамичное развитие ритуалов, переплетение традиционного наследства и новых доктрин.

Коронация являлась конститутивным актом королевской власти; уже в эпоху Каролингов она была средством выражения претензий французов на превосходство их королей. Более адекватным является использование выражения «посвящение в сан», так как помимо собственно коронации практиковалось еще и освящение церкви - миропомазание елеем, которое сообщало власти короля сакральный характер. Таким образом, одна церемония распадается на две составные части - символическую и юридическую; король должен был получить трансцендентное и человеческое признание. Хотя посвящение в сан существовало и у других наций, но ни в одной европейской стране не было создано конструкции подобной французской. Была распространена легенда, что елей, используемый для миропомазания королей Франции, тот же самый, которым в 500-м г. был крещен Хлодвиг. Крещение Хлодвига стало началом христианизации всего франкского народа, поэтому помазание королей связывает их персонально с важным событием национальной истории - с принятием христианской веры - и обеспечивает им особую милость Бога. На закате Средневековья миф об избранном народе и миф о провиденциальном освящении франкского королевства оживляются с каждым новым королевским посвящением в сан. Произносимые при этом слова «милостью Божьей» играют важную роль как в жизни короля, так и в жизни нации.

Посвящение в сан через миропомазание елеем и соборование смешивалось с церемониями, практикуемыми во время инвеституры епископов. В результате помазания королевская власть обретает черты священства. В действительности король не имел реальной священнической власти и права совершать таинства. Но зато посвящение в сан французского короля само воспринималось как таинство - очень частное, так как лишь один человек в государстве мог ее принять. В начале ХШ в. число церковных таинств было ограничено семью, но фран-

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 1(10). Серия: ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ

цузы продолжали веками воспринимать посвящение своего суверена в сан как еще одно, восьмое таинство.

Благодаря церемонии соборования, французские короли приобретали уникальную магическую власть - они являлись если не королями-священниками, то, по крайней мере, королями-чудотворцами. Представление об этом берет свое начало в ассоциации мифа о крещении Хлодвига и легенды о святом Марке, совершившем чудо исцеления «королевской болезни» - золотухи. Могиле этого регионального французского святого около Реймса приписывалась способность излечивать прокаженных больных. Постепенно распространяются представления, что благодаря производимому в Реймсе церемониалу короли также обретают способность «прикасаться и излечивать золотушных больных» на могиле святого Марка в присутствии собрания народа. Прикосновение вносит чудотворный элемент в посвящение в сан и в соборование. Из числа церемоний, практикуемых во Франции в средневековый период, посвящение в сан было наиважнейшим и просуществовало наиболее долго - оно практиковалось вплоть до 1825 г. Только после этой даты исчезает вера в силу королевского прикосновения.

Еще одним важным обрядом был торжественный въезд короля в Париж после его коронации в Реймсе. Своего полного развития этот ритуал, который ведет свое происхождение от торжественных сеньориальных въездов в свои владения, достиг в XIV в., когда он из церемонии местного значения превратился в один из важнейших королевских ритуалов.

Торжественный въезд короля в столицу в средневековую эпоху имел определенную идеологическую цель. Встреча парижанами своего суверена была средством выражения гражданской идентичности. Горожане одевались в голубое и красное -«парижские» цвета - и стремились продемонстрировать свое единство. Король же в этой ситуации

становился центром публичного выражения чувств. Через жесты, символы, цвета одежд и так далее подчеркивалось единство взаимных прав и обязанностей. В самом общем виде церемония представляла собой процессию горожан, направляющуюся за пределы города, и встречную процессию из короля и его приближенных, направляющуюся в город; а затем их объединение.

Каждый въезд имел и свое собственное значение, новации проникали в каждую новую церемонию, акцентировались или выбирались новые метафоры или образы для того, чтобы влиять на социальную жизнь и ориентировать в ней. К характерному для XIV в. призыву подтвердить прежние вольности и привилегии сословий в XV в. прибавляется стремление подчеркнуть роль парижского парламента, занявшего второе место по значению в государстве после короля. Происходит как бы символический договор между правителем и его народом.

Традиция торжественных королевских въездов просуществовала во Франции до XVII в., когда ее содержание изменилось. Встреча короля превратилась в грандиозный формализованный спектакль, который замкнулся в узкий круг официальных должностных лиц. Значение ритуала возросло, но забылись его исторические традиции. Единственной целью его осталось выражение величия короля и идеологии абсолютизма.

В «новой исторической науке» появилась не характерная для нее ранее заинтересованность в политической истории и стремление к взаимодействию с конституционной историей, изучавшей политические идеи, события, генезис институтов власти; проблема объединения уникального и массового. В этой ситуации представляется интересным обобщить результаты научных размышлений, используя существующий по этой теме комплекс исследований, находя взаимосвязь коллективных представлений и реальных исторических событий.

Примечания

1. Отражением описываемых процессов может служить рост доли публикаций по проблематике власти на страницах журнала Annales. Histoire, siences sociales. См, например: Bryant L.M. La ceremonie de l'entree a Paris au Moyen âge; Valensise M. Le sacre du roi: stratégie symbolique et doctrine politique de la monarchie française; Giesey R.E. Modeles de pouvoire dans les rites royaux en France \\ Annales. ESC., 1986, 3, p. 513-599; Boureau A. Les ceremonies royales françaises entre performance juridique et compétence liturgique \\ Annales. ESC., 1991,6, p. 1253-1264; Le politique au Moyen âge. Comptes rendus \\ Annales HSS, 1995, 3, p. 589-619; Piron S. Monnaie et majeste royale \\ Annales. HSS., 1996,2, p. 325-354.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.