ем, т.к. ранее такие пары исследователями не отмечались. Большая редкость смешанных пар на сравнительно обширной территории сим-патрии этих видов свидетельствует об эволюционной отдалённости последних. Подтверждением сказанному является неоплодотворённость яиц в кладке описанной смешанной пары.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 456: 13-15
Кормовое поведение хохотуньи Larus cachinnans и черноголового хохотуна L. ichthyaetus на озере Алаколь в штормовую погоду
Н. Н. Березовиков
Лаборатория орнитологии и герпетологии, Институт зоологии Центра биологических исследований Министерства образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Академгородок, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 19 сентября 2008
На озере Алаколь частые штормы при шквалистом ветре сильно и надолго ограничивают кормовую активность многочисленных чаек — Larus ichthyaetus, L. cachinnans, L. ridibundus, крачек - Sterna hirun-do, S. albifrons, Hydroprogne caspia, Gelochelidon nilotica, Chlidonias niger, Ch. leucopterus, Ch. hybrida, больших бакланов Phalacrocorax carbo и других водяных птиц. Большая их часть, особенно водоплавающих, в это время перемещается на лагунные озера, отгороженные от озера щебнисто-галечниковыми береговыми валами или стеной высоких тростников (Березовиков 2007). Чайки и крачки вынуждены пережидать штормовую погоду на островах и мысах, при этом хохотуньи и озерные чайки охотно концентрируются на пляжных участках и кормятся в полосе прибоя.
Во время поездки на лодке вокруг озера Алаколь с 12 по 20 июня 2008 (длина маршрута 350 км) мы, застигнутые штормом, были вынуждены в течение 4 суток пережидать непогоду на западном берегу у Чёрной косы (45°59' с.ш. 81°3Г в.д.), на которой располагается крупная колония черноголовых хохотунов, хохотуний и речных крачек. В одном из заливов на вдающейся в озеро щебнистой косе постоянно держалось кормовое скопление из 15-25 хохотуний и 5-12 черноголовых хохотунов. Сбившись в плотную группу, чайки внимательно следили за набегающими волнами, с шумом разбивающимися о берег.
Каждый прилив и отлив воды вызывал среди них оживление. В это время то одна, то сразу две-три птицы срывались с места и, зависая над накатывающейся на косу пенистой водой, схватывали мелкую рыбёшку и сразу же заглатывали её. Иногда чайка быстро летела навстречу набегающей волне, выхватывала клювом с её гребня крупную мертвую рыбу (леща Abramis brama или судака Stizostedion lucioperca) и старалась торопливо улететь в сторону, иногда теряя её. Нередко за ней сразу же увязывались две-три другие чайки, пытавшиеся отбить добычу, и в случае потери подхватывали её с воды, но тут же сами подвергались настойчивым атакам других чаек.
Поведение чаек изменяется, когда ветер усиливается и на низкий берег одна за другой начинают идти двухметровые волны, подтапливая низкие места. В это время волны приносят из залива множество мальков и мелкой рыбы. В такие моменты по 10-25 чаек зависает над временно возникшим мелководьем на высоте 1.5-3 м, часто махая крыльями и характерно опустив вниз лапки. То одна, то другая чайка снижается и выхватывает замеченную рыбёшку. Активная ловля идёт до тех пор, пока не завершается отлив и не будет выловлена вся рыба в оставшихся лужах.
Как хохотунья, так и черноголовый хохотун в период штормовой погоды в подобных местах держатся смешанными трофическим группами, совершенно не конфликтуя между собой и используя однотипные приёмы добычи рыбы. По всей видимости, в описанном заливе находилось нерестилище и место нагула рыбы, т.к. в соседних лагунах подобные ассоциации чаек совершенно отсутствовали.
В дни перед штормом, во время водного маршрута вдоль западного побережья Алаколя, кормовые концентрации черноголовых хохотунов и хохотуний встречались во всех заливах с глубинами в 1-2 м вдоль кромки затопленных тростников, известных как места нереста и нагула рыбы (Carassius gibelio, Perca schrenki, Cyprinus carpio, Abramis brama, Stizostedion lucioperca). Хохотуны были видны всюду сидящими на воде в одиночку и группами по 2-5 особей. Примечательно, что во всех местах, где по берегам есть рыбацкие станы, рядом обязательно плавает несколько хохотунов. Когда рыбаки выплывают на проверку сетей, черноголовые хохотуны вместе с хохотуньями слетаются и сидят в 50-100 м от рыбацкой лодки скоплениями до 10-30 особей, ожидая выброшенной мёртвой рыбы. Это одна из характерных картин ала-кольского побережья в последнем десятилетии.
Вместе с тем, 13 июня в мелководном заливе Чубар-Тюбек, наблюдая за коллективной «рыбалкой» кудрявых Pelecanus crispus и розовых P. onocrotalus пеликанов и больших бакланов, мы видели множество слетевшихся хохотуний, которые занимались массовым клептопарази-тизмом, отбирая у бакланов пойманную рыбу. Подобное явление ранее
нами было описано для колоний больших бакланов на алакольских островах (Березовиков 2006).
Литература
Березовиков Н.Н. 2006. Клептопаразитизм хохотуньи Larus cachinnans в колониях большого баклана Phalacrocorax carbo на озере Алаколь // Рус. орнитол. журн. 15 (328): 805-806. Березовиков Н.Н. 2007. Лагунные озёра - важнейшие местообитания водоплавающих и околоводных птиц Алаколь-Сасыккольской системы озёр // Биоразнообразие животного мира Казахстана, проблемы сохранения и использования. Алматы: 118-120.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 456: 15-16
О появлении мухоловки-белошейки Ficedula albicollis в Приокско-Террасном заповеднике
М. М. Заблоцкая
Второе издание. Первая публикация в 2008*
Приокско-Террасный заповедник расположен на пологом южном склоне левого берега реки Оки в 12 км восточнее Серпухова и в 100 км южнее Москвы. Заповедник находится в северном подрайоне подзоны широколиственных лесов, у его южной границы (Алёхин 1947).
В 1992 году впервые зарегистрировано появление на территории Приокско-Террасного заповедника мухоловки-белошейки Ficedula albicollis. 21 мая и 1 июня 1992 поющий самец белошейки отмечен во вторичном смешанном осиново-берёзовом лесу с примесью дуба и сосны в северо-западном углу заповедника. 23 мая 1992 поющий самец зарегистрирован в сосняке зеленомошном со вторым ярусом из молодняка лиственных пород (дуб, берёза, липа) в южной части заповедника, граничащей с луговой поймой Оки.
В 1993 году единичные поющие самцы отмечены 18 мая в ельнике сложном, в северной части заповедника вблизи водораздельной территории. В 1995 году единичные белошейки встречены во второй половине лета (18 июля) в участке берёзового леса в центре заповедника и
* Заблоцкая М.М. 2008. О появлении мухоловки-белошейки (Г1свйи1а а1ЫсоШв (Тетт.) в Приокско-Террасном заповеднике // Редкие виды птиц Нечерноземного центра: Материалы 3-го совещания «Редкие виды птиц Нечерноземного центра» (Москва, 1-3 декабря 2000 г.). М.: 262.