Научная статья на тему 'Корейский опыт формирования государственной политики в области охраны культурного наследия'

Корейский опыт формирования государственной политики в области охраны культурного наследия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1549
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЮНЕСКО / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / UNESCO / REPUBLIC OF KOREA / IMMATERIAL CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лазарева Ксения Вячеславовна

В статье рассматривается формирование и развитие государственной политики Республики Корея в области охраны культурного наследия. Проблема сохранения объектов культурного наследия в Республике Корея была отчетливо обозначена уже в 1960-е гг. и была направлена на распространение знаний о корейской традиционной культуре и на возрождение корейской идентичности. К началу XXI в. политика по охране культурного наследия получила законодательно оформленную основу, которая в настоящее время динамично развивается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOREAN EXPERIENCE IN THE FORMATION OF STATE POLICY IN THE FIELD OF CULTURAL HERITAGE PRESERVATION

The formation and development of the state policy of the Republic of Korea in the field of cultural heritage preservation is considered in the article. The problem of preservation of objects of cultural heritage in the republic of Korea was clearly marked in 1960ies and was directed at distribution of knowledge about Korean traditional culture and revival of Korean identity. By the beginning of the XXI century the policy on the cultural heritage preservation received a legislative basis which has been currently developing dynamically.

Текст научной работы на тему «Корейский опыт формирования государственной политики в области охраны культурного наследия»

YAK 314.122.62 ББК 63.3(2)6-36

K.B. ЛАЗАРЕВА

K.V. LAZAREVA

КОРЕЙСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

KOREAN EXPERIENCE IN THE FORMATION OF STATE POLICY IN THE FIELD OF CULTURAL HERITAGE PRESERVATION

В статье рассматривается формирование и развитие государственной политики Республики Корея в области охраны культурного наследия. Проблема сохранения объектов культурного наследия в Республике Корея была отчетливо обозначена уже в 1960-е гг. и была направлена на распространение знаний о корейской традиционной культуре и на возрождение корейской идентичности. К началу XXI в. политика по охране культурного наследия получила законодательно оформленную основу, которая в настоящее время динамично развивается.

The formation and development of the state policy of the Republic of Korea in the field of cultural heritage preservation is considered in the article. The problem of preservation of objects of cultural heritage in the republic of Korea was clearly marked in 1960ies and was directed at distribution of knowledge about Korean traditional culture and revival of Korean identity. By the beginning of the XXI century the policy on the cultural heritage preservation received a legislative basis which has been currently developing dynamically.

Ключевые слова: культурное наследие; ЮНЕСКО; Республика Корея; нематериальное культурное наследие.

Key words: cultural heritage, UNESCO, the Republic of Korea, immaterial cultural heritage.

В Республике Корея программы консервации и популяризации культурного наследия входят в число важнейших как для отдельных регионов, так и для страны в целом.

Законодательная база сохранения культурного наследия Республики Корея фактически восходит к законам, принятым японской администрацией в годы оккупации. В 1911 г. генерал-губернатором Кореи был издал закон «О храмах и кумирнях». Он предписывал инвентаризацию всех движимых и недвижимых буддийских объектов, подлежащих сохранению. В Японии подобный закон был принят еще в 1895 г. Но одновременно специальным указом было снесено 10 зданий дворцового комплекса Кёнбоккун в Сеуле и на их месте построен Дом генерал-губернатора Кореи.

Власти Японии стремились к нивелировке этнического самосознания и культурной самобытности Кореи. Тем не менее в 1916 г. вступил в силу закон «О сохранении руин и древностей Кореи». Под защитой оказались 385 реликвий и зданий [12, с. 223-245].

После освобождения от японской оккупации, Корея была разделена по 38-ой параллели. Корейская война 1950-1953 гг. закрепила разделение Корейского полуострова на два государства - КНДР и Республику Корею [4, с. 22]. Но еще в ноябре 1945 г. было учреждено Управление по делам бывшего королевского дома. Оно было создано с целью сохранения имущества и урегулирования вопросов по делам культурного наследия, при этом большая часть законов об охране культурного наследия осталась без изменений со времен японской оккупации.

Целенаправленная охрана культурного наследия страны началась в 1960-е гг. как реакция на разрушительный итог японского колониального правления и осознание на уровне власти и общества пренебрежительного отношения к традиционной культуре вследствие процессов индустриализации и модернизации.

В 1954 г. Республика Корея присоединилась к ЮНЕСКО. В 1961 г. было учреждено Управление по делам культурного достояния, которое вошло в состав Министерства образования как независимый орган. В его ведение было передано содержание и управление памятниками культуры различных эпох. Также Управление занималось созданием законодательной базы и регистрацией памятников культурного наследия. Официально цели Управления были продекларированы в 1965 г. на страницах первого выпуска журнала «Культурное наследие» («Мунхваджэ»).

В 1962 г., после прихода к власти военного режима Пак Чонхи, утверждается закон «Об охране культурного наследия» («Мунхваджэ похобоп») и составляется новый список объектов культурного наследия. Согласно этому закону «под концептом «культурное наследие» понималось: «Искусственно или естественно созданное национальное, этническое или всемирное наследие, имеющее выдающуюся историческую, художественную или научную ценность» [2].

Закон «Об охране культурного наследия» запрещал вывоз за пределы страны «национальных сокровищ», исключением являлось только вывоз экспонатов в рамках обменных программ, например, для выставки за границей, сроком не более чем на два года [2]. Принятие закона означало начало формирования правовой основы политики охраны культурного наследия в Республике Корея. Его цель - защитить и вернуть к жизни основы корейской национальной культуры. Это законодательство и сегодня действует в КНДР, дополненное отдельными положениям, касающимися защиты объектов культурного наследия [12, с. 223-216].

Согласно Закону 1962 г. было выделено четыре категории «культурного наследия»: материальное культурное наследие - архитектурные сооружения, рукописи, древние документы, картины, скульптуры; нематериальное культурное наследие - объекты культуры, обладающие высокой исторической или художественной ценностью (театральные постановки, музыкальные произведения, искусство танца, игровые практики, ремесленное искусство и др.); этническое культурное наследие - традиции, сезонные обряды, ежегодные празднества; памятные места - места, представляющие археологический интерес (храмы, древние погребения, раковинные кучи, крепости, дворцы).

В рамках программ, направленных на изучение и возрождение традиционных институтов корейской культуры, начинается возвышение правителей и героев военных сражений, которые защищали Корею от внешней интервенции. С этой целью из национального бюджета Республики Кореи выделяются средства на сооружение национальных кладбищ и военных мемориалов, а также памятников и мавзолеев, которые символизировали историческую память корейской нации.

В 1968 г. Управление по делам культурного наследия было переподчинено Министерству культуры и информации. В 1983 г. в нем было создано три отделения: по управлению культурным наследием, по его сохранению и по управлению королевскими дворцами и гробницами. В 1993 г. Управление перешло в юрисдикцию Министерства культуры и спорта и получило статус департамента, позже, в 1998 г., Управление было реформировано в Ведомство по делам культурного наследия и включено в состав Министерства культуры и туризма. Так, Управление стало моделью будущих административных органов по охране культурного наследия.

Важным шагом в сфере охраны объектом культурного наследия стала реализация государственных программ, направленных на возрождение традиционных ремесел и поддержку мастеров. Специальным указам было введе-

но почетное звание «Хранитель культурного наследия», которое присваивалось выдающимся мастерам [13, с. 180-188].

Следуя положениям плана «О долгосрочном возрождении культуры и искусства», который был принят корейским правительством в 1974 г., хранителям выплачивались стипендии в размере примерно 50% от среднемесячной заработной платы и гонорары за выступления и обучение стажеров. В начале ноября 1986 г. правительство также начало выделять средства ассоциациям, занимающимся сохранением культурного наследия. Увеличение бюджетов охраны культурного наследия было значительным. Только сумма средств на консервацию объектов культурного наследия возросла в десять раз по сравнению с предыдущим десятилетием [5, с. 46-61].

В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия [6]. Конвенция вступила в силу в 1975 г. В 1995 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО были внесены первые три памятника, находящиеся на территории Республики Корея: Буддийский храмовый комплекс Пульгукса и пещерный храм Соккурам; Монастырь Хэинса; Храм предков династии Чосон.

Начальным этапом формирования системы сохранения нематериального наследия Республики Корея можно считать 1973 г. К этому времени были пересмотрены критерии выделения объектов культурного наследия, основывающиеся на существующих в корейском обществе идеологических установках.

В 1975 г. при Управлении были созданы Институт культурного наследия и Национальный этнографический музей. В 1990 г. при Институте культурного наследия возникли: Институт Кенджу (Культурное наследие государства Силла), Институт Пуе (Культурное наследие государства Пэкче), Институт Чонвон (Культурное наследие провинций Северная Чхунчхон и Кан-вон); было открыто Отделение по сохранению реликвий Приморского района Мокпхо (провинция Южная Чолла); кроме того, в состав национального института вошел Научный Центр Сохранения [1; 10, с. 11463-1476].

Следующим этапом развития системы охраны объектов культурного наследия стал «период созревания» (1980-е гг.). В 1980 г. был создан негосударственный Фонд охраны корейского культурного наследия. Политика Фонда была сориентирована на распространение знаний о корейской традиционной культуре и на возрождение корейской самоидентичности. Важным направлением его деятельности стала организация гастролей корейских художественных коллективов, представляющих традиционною культуру.

На протяжении 1980-1990-х гг. в Республике Корея были приняты новые законы, регулирующих охрану объектов культурного наследия. Среди них закон «О сохранении культурных ценностей Республики Корея» (1982 г.). В нем фигурировало понятие «культурные ценности»: «Государственное, национальное и мировое наследие, имеющее историческую, художественную, научно-техническую и природную ценность, созданное природой и человечеством» [3].

В 1984 г. был принят закон «О защите традиционных сооружений» Он предусматривал сохранение и поддержание первозданной формы объектов, предоставляющих ценность с точки зрения истории, археологии, искусства. В 1987 г. был утвержден закон «О сохранении традиций Республики Корея», главная задача которого сводилась к поддержке и развитию национальной культуры.

В 1988 г. Республика Корея присоединилась к Конвенции ЮНЕСКО по охране Всемирного культурного и природного наследия. Был взят курс на расширение контактов Республики Кореи со странами Восточной Европы и Китаем. Во время президентства Ро Дэу 17 сентября 1991 г. Республика Корея вступила в ООН [7].

В годы президентского правления Ким Ён Сама 1993-1998 гг. была реализована программа «глобализации страны». Суть ее заключалась в том, что-

бы начать реформы (в том числе в образовании и культуре) с расчетом на достижение в этих областях международных стандартов. В 1993 г. на заседании Исполнительного комитета ЮНЕСКО Республика Корея выступила с предложением по созданию программы «Живых гуманитарных сокровищ». Исполнительный комитет ЮНЕСКО принял предложение, и в 1996 г. она вступила в силу [9, с. 12-15; 13, с. 180-188].

В феврале 1998 г. новым президентом Республики Корея стал Ким Дэч-жун (1998-2003 гг. деятельности), который продолжил линию на выстраивание дружественных отношений с соседними странами, в том числе с Японией. Тогда были отменены ограничения на распространение в Республике Корея продуктов японской массовой культуры. Сближению народов двух стран способствовал Чемпионат мира по футболу 2002 г., во время которого каждому из десяти корейских городов, принимавших турнир, было предложено организовать фестиваль под общим названием «Живой фестиваль в Корее 2002». Это дало возможность повысить узнаваемость Республики Корея в мировом сообществе и в том числе представить нематериальное культурное наследие в качестве регионального бренда.

На территории Республики Корея прошло четыре международных семинара под эгидой ЮНЕСКО. С 1998 по 2001 г. корейская национальная комиссия по делам ЮНЕСКО провела семь семинаров, которые способствовали привлечению представителей из 38-и стран-членов ЮНЕСКО к созданию Программы «живых гуманитарных сокровищ» [11, с. 1463-1476].

Заключительным этапом законодательного оформления системы охраны нематериального наследия стало принятие Конвенции об охране нематериального культурного наследия в 2003 г. на ХХХ11-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Конвенция вступила в силу 20 апреля 2006 г. Республика Корея ратифицировала Конвенцию в числе первых.

В 2006 г. Национальный этнографический музей Республики Корея инициировал проект «Год местного фольклора» с целью заложить основы для дальнейшей популяризации культуры каждого региона страны [10, с. 118121]. Рассчитанный на более чем 10 лет проект охватил всю страну, фокусируясь на каждом регионе по очереди в течение двух лет.

В 2007 г. расходный бюджет Управления культурным наследием Республики Корея превысил 427 млн долларов. При Институте культурного наследия помимо прочих было создано новое отделение - Институт культурного наследия Чюнгвон, - а Институт культурного наследия Чонвон был переименован в Институт культурного наследия Кая.

В апреле 2009 г. Национальный музей морских реликвий был реорганизован в Национальный исследовательский институт морского культурного наследия. Также в этот период учреждается Научный центр по сохранению культурного наследия при Институте культурного наследия.

К середине 2009 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО входили уже девять южнокорейских памятников культуры и один природный. В 2010 г. в «списке ожидания» ЮНЕСКО находилось семь культурных и природных памятников Республики Корея [8, с. 239-240].

Избранный президент Республики Корея в 2013 г. Пак Кын Хе (20132017) также поддерживала деятельность ЮНЕСКО. В декабре она выступила перед представителями государств-членов ЮНЕСКО и членами дипломатического сообщества в связи с 70-й годовщиной ЮНЕСКО, заявив, что Республика Корея будет сотрудничать с ЮНЕСКО в различных областях на период до 2030 г. Также был подписан Меморандум о взаимопонимании в развитии сотрудничества между ЮНЕСКО и Республикой Корея.

Сохранение национальных культурных памятников как объектов, отражающих единство корейского этноса, и в настоящее время является основой государственной программы по сохранению культурного наследия. К началу XXI в. политика по охране культурного наследия получила законодательно оформленную основу, которая в настоящее время динамично развивается.

Литература

1. Загорулько, А.В. Охрана археологического наследия в Республике Корея [Электронный ресурс] / А.В. Загорулько // Культурологический журнал. -Режим доступа: http://cr-journal.ru/rus/journals/284.html&j_id=20 (дата обращения: 22.04.2017).

2. Закон об охране культурного наследия Республики Корея №13249. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.law.go.kr/lsEfInfoP. do?lsiSeq=169514# (дата обращения: 23.04.2017).

3. Закон о сохранении культурных ценностей Республики Корея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.law.daum.net/precedent/law_view. asp? (дата обращения: 12.04.2017 г.).

4. Ким, Е.В. Корейцы Сибири: Этносоциальные и этнополитические процессы в XX-XXI вв. [Текст] / Е.В. Ким. - Новосибирск : Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2016. - С. 22.

5. Ким, Ч. Политика по делам культурного наследия Республики Корея [Текст] / Ч. Ким // Международный научный симпозиум Корейского национального университета культурного наследия, 2014. - С. 46-61.

6. Об охране всемирного культурного и природного наследия [Электронный ресурс] : Конвенция от 16.11.1972. - Официальный сайт UNESCO. - Режим доступа: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (дата обращения: 2.04.2017).

7. Курбанов, С.О. История Кореи: с древности до начала XXI в. [Текст] / С.О. Курбанов. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2009. - С. 680.

8. Симбирцева, Т.М. Владыки старой Кореи [Текст] / Т.М. Симбирцева. - М. : Изд-во РГГУ, 2012. - С. 239-240.

9. Хан, К. Роль Кореи в деле сохранения нематериального культурного наследия человечества [Текст] / К. Хан. - Koreana, 2012. - С. 12-15.

10. Han, M. The Year of Jeju Folklore - Reviving the Cultural Heritage of Nature's Paradise [Text] / М. Han // International Journal of Intangible Heritage. -2, 2007. - 118-121 p.

11. Howard, K. Living Human Treasures from a lost age : current issues in cultural heritage management [Text] / К. Howard. - Academy of Korean Studies : Song-nam, 2002. - 1463-1476 p.

12. Maliangkay, R.H. Handling the Intangible: The Protection of Folksong Traditions in Korea [Text] / R.H. Maliangkay. - Asian Folklore Studies (61), 2002. - 223245 p.

13. Yang, J. Korean Cultural Property Protection Law with Regard to Korean Intangible Heritage [Text] / J. Yang. - Museum International. - Vol. 56, 2004. -180-188 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.