Научная статья на тему ' корейские «Гастарбайтеры» в Японии между двумя мировыми войнами (региональная дистрибуция)'

корейские «Гастарбайтеры» в Японии между двумя мировыми войнами (региональная дистрибуция) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Япония / корейские иммигранты / подёнщики / рецессия / общественные работы / инфраструктура экономического развития. / Japan / Korean immigrants / day laborers / recession / public works / built environment.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « корейские «Гастарбайтеры» в Японии между двумя мировыми войнами (региональная дистрибуция)»

Гайкин В.А.

к.и.н., с.н.с. Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток

Unara49@mail.ru

КОРЕЙСКИЕ «ГАСТАРБАЙТЕРЫ» В ЯПОНИИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИСТРИБУЦИЯ)

Ключевые слова: Япония, корейские иммигранты, подёнщики, рецессия, общественные работы, инфраструктура экономического развития.

Keywords: Japan, Korean immigrants, day laborers, recession, public works, built environment.

Исчезновение Кореи с политической карты мира в 1910 г. в результате аннексии и включение её в состав Японии не дало корейцам автоматически всех прав японского гражданина. Хотя после аннексии они и стали считаться «японскими подданными», но с немаловажным уточнением - «этнические корейцы», что подчёркивало их неравнозначность японцам. Их права были ограничены и регулировались различными указами и подзаконными актами. Как отметил американский исследователь Э.У.Вагнер, «корейские подданные Японии... не пользовались правами и привилегиями японских граждан»1.

Во время первой мировой войны бурное развитие экономики Японии, поставлявшей оружие, снаряжение, промышленные товары для воюющих держав, требовало значительных трудовых ресурсов, которые пополнялись пришлым корейским населением. У японцев появилась возможность переложить на ввезённых из Кореи «гастарбайте-ров» работу по известной формуле «3 D» - dirty, dangerous, difficult (грязная, опасная, тяжёлая). Только в первом полугодии 1917 г. оргнабор корейцев на различные предприятия Японии по их заявкам осуществлялся 21 раз. Мужчин было затребовано 4220 чел., женщин - 2370 чел. всего - 6590 чел.2. Основная часть корейских иммигрантов направлялась на самый большой и промышленно развитый остров Японии Хонсю. В ноябре 1917 г. чиновники министерства торговли и сельского хозяйства провели обследование рабочей силы в районе Кансай. Согласно полученным данным, корейские «гастарбайтеры» трудились здесь на металлургических заводах, текстильных фабриках, судостроительных верфях. В префектуре Осака на заводе «Кидзу кодзё» (компании «Сэтцу босэки») работали 1911 корейцев, на сталелитейном заводе «Сумитомо» - 1916 корейских рабочих. В префектуре Хёго на судоверфи «Кавасаки» - 1914 чел., сталелитейном заводе «Кобэ сэйтэцусё» - 1916 корейских «гастарбайтеров»3.

Осака становился центром корейской диаспоры в Японии. Газета «Осака майнити симбун» 26.12. 1917 г. писала: «Во всей префектуре Осака около 2000 рабочих корейцев, три четверти из них фабричные рабочие и грузчики. В самом городе Осака 1500 корейских рабочих. Около 90% корейцев - мужчины, женщин 150-160 чел., которые в основном работают на ткацких фабриках. Много, до 200 чел. в день, требуется подсобных рабочих на металлургические заводы, землекопов, зарплата которых составляет 50-60 сэн, строителей с низкой квалификацией на сооружение портов, дорог, укрепление берегов рек»4.

В быстро индустриализирующейся Японии росла потребность в угле и как следствие численность шахтёров. Значительную часть новых рабочих мест на шахтах стали занимать корейские иммигранты. К концу I мировой войны в 1918 г. число корейцев-шахтёров в Японии достигло 2480 чел., что составляло 11,1% численности корейцев в Японии (22411 чел.) Как отмечали специалисты японской компании «Хоккайдо танко кабусики кайся» («Хокутан»), «корейцы послушны, сильны физически, после обучения они в квалификации не уступают японцам»5.

Угольные месторождения в Японии - это в основном Хоккайдо (второй по величине остров Японии). На Хоккайдо первые 10 корейцев были ввезены из Владивостока в 1916 г. для работы на шахтах компании «Хокутан»6. Компания «Хоккайдо кисэн кабусики кайся» с 1917 г начала осуществлять вербовку «гастарбайтеров» в Корее для работы на шахтах этого острова. Большинство корейцев работало на шахтах, находившихся в г. Юбари и его окрестностях.

Специфический менталитет японцев, иерархичность их мировидения отразилась на отношении к рабочим -иммигрантам. По мнению авторов выполненного в МИДе Японии исследования «Положение корейцев в Японии в 1925 г.» (Тайсё дзюённэн тю ни окэру дзайрю тёсэндзин но дзёкё), «японцы рассматривали корейцев как низшую расу. Корейцы всегда чувствовали себя в Японии чужими». Зарплата корейцев была гораздо ниже оплаты труда японца,

1 Wagner E.W. The Korean minority in Japan 1904-1950. - New York: Institute of pacific relations, 1951. - P. 9.

2

Пак Кэн сик. Дзайнити тёсэндзин ундоси (Общественно-политическая история корейцев в Японии). - С. 55.

3 Там же, с. 55-56.

4 Там же, с. 56-57.

5 Кувахара Садахито. Киндай Хоккайдоси кэнкю дзёсэцу (Введение в изучение современной истории Хоккайдо). - Саппоро. 1982. - С. 230.

6 Там же, с. 225.

выполнявшего ту же самую работу в том же самом объёме. Так в 1917 г. в префектуре Фукуока на стекольном заводе «Осато» средняя зарплата рабочих японцев составляла 35 сэн, корейцев - 25 сэн. В порту г. Осака японцы-докеры зарабатывали в месяц 1 иену 20 сэн - 1 иену 30 сэн, корейцы - 90 сэн1.

Экономическая рецессия в Японии после окончания Первой мировой войны ударила в первую очередь по корейским трудовым мигрантам, ставшими амортизационным ресурсом, подпадавшим под сокращение и спасавшим от увольнения японских рабочих. Существование армии безработных поддерживалось благодаря, масштабным программам общественных работ, связанных с реализаций градостроительных проектов, строительства административных зданий, сети санитарно-гигиенических сооружений, шоссейных и железных дорог. Мэрии японских городов уже с 1923 г. рассматривали корейцев как основной контингент для (не фабричных) подённых работ. Как констатировал чиновник мэрии Осака: «Рынок подённого труда невозможно представить без корейских трудовых мигрантов»2.

В 1928 г. 54,7% подённых чернорабочих на стройках программы общественных работ в Токио были корейцами3. Примерно такая же ситуация была по всей стране - в Иокогама, Нагоя, Осака, Киото, Кобэ. Корейские иммигранты стали доминировать на объектах программы общественных работах «В секторе неквалифицированного строительного труда корейские подёнщики абсолютно необходимы. Реализация строительных проектов в рамках программы общественных работ без корейской рабочей силы была бы трудноосуществима»4.

Инструментом социального управления корейскими подёнщиками, обеспечивавшим их выход на рынок труда были рабочие общежития (хамба). «Хамба - это управляемое корейцем, общежитие для корейских рабочих, которое одновременно является для них и минибиржей труда. Японских строительных рабочих и разнорабочих обычно ищут в так называемых родобэя (рабочее общежитие), корейских чернорабочих, как правило, в хамба»5. Специалисты по социально-экономической истории Японии отмечают, что хамба и её внутренняя иерархия (воспроизводившая средневековую японскую систему ояката) была основным паттерном организации рабочих в горнорудной и строительной отраслях в новое время. Аналогичная (полуколониальная) система торговли существовала в XVIII веке в регионах Британии - Южном Уэльсе, населённом валлийцами и Шотландии, где она были запрещена указом правительства Британии только в 1831 г.

Результатом колониальной эксплуатации корейских строителей было создание в Японии между двумя мировыми войнами так называемой built environment - инфраструктуры экономического развития: городская инфраструктура (благоустройство городских территорий, муниципальное строительство), инженерная инфраструктура (канализация, водопровод, электросети), транспортная инфраструктура (автодороги, ж.д. магистрали).

Общая протяжённость канализационных сетей выросла с 2000 километров в 1912 г. до 20 000 километров в 1935 г. В одном только Токио - с 1000 км в 1912 г. до 5000 км в 1935 г. В Осака за тот же период рост с 116,5 километров до 2200 км. Между 1912 г. и 1937 г. протяжённость железных дорог увеличилась с 3000 км до 10 000 км. Количество железнодорожных станций - с 477 до 42556.

1 Пак Кэн сик. Дзайнити тёсэндзин ундоси (Общественно-политическая история корейцев в Японии). - Токио, 1979. - С. 61.

2

Осака си сякайбу тёсака. Хиятои родося мондай (Социальный отдел мэрии Осака. Проблемы подённых рабочих). 1924. -С. 6. Цит. по: Kawashima Ken. The proletarian gamble. Korean workers in interwar Japan. - Durham; London: Duke university press, 2009. -P. 6.

3 Токёси сякайкёку. Токёси сякайкёку нэмпо 1929 нэндо (Управление по социальной работе мэрии Токио. Ежегодник за 1929 год). - Токио, 1929. - С. 78. Цит. по: Kawashima Ken C. The proletarian gamble... p. 71.

4 Кётоси кёикубу сякайка. Кётоси ни окэру хиятои родося ни кансуру тёса (Социальный сектор отдела образования мэрии Киото. Обследование положения подёнщиков в Киото). - Киото, 1931. Цит. по Kawashima Ken C. The proletarian gamble. p. 7.

5 Мусанся симбун. 25.07.1928. - С. 43.

6 Kawashima Ken. The proletarian gamble. Korean workers in interwar Japan. - Durham; London: Duke university press, 2009. -

P. 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.