Научная статья на тему '«КОРЕЙСКАЯ ВОЛНА» В ГЕРМАНИИ'

«КОРЕЙСКАЯ ВОЛНА» В ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
263
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная Германия / Республика Корея / «корейская волна» / этапы распространения / направления / особенности восприятия / перспективы развития / modern Germany / the Republic of Korea / the "Korean wave" / stages of distribution / directions / features of perception / development prospects

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евдокимова Татьяна Васильевна

В статье рассматривается процесс распространения «корейской волны», или Халлю, в Германии на современном этапе. Главное внимание уделено характеристике поп-культуры. Анализируются причины популярности данного направления корейской культуры и степень его влияния на современное немецкое общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"KOREAN WAVE" IN GERMANY

The article deals with the process of spreading the "Korean wave", or Hallyu, in Germany at the present stage. The main attention is paid to the characteristics of pop culture. The reasons for the popularity of this direction of Korean culture and the degree of its influence on modern German society are analyzed.

Текст научной работы на тему ««КОРЕЙСКАЯ ВОЛНА» В ГЕРМАНИИ»

Введение

Германию и Республику Корея связывают давние связи. 2023 год занимает особое место в истории германо-корейских отношений. Федеративная Республика Германия (ФРГ) и Республика Корея (РК) будут праздновать 140-летнюю годовщину со дня установления официальных дипломатических отношений в ноябре 1883 г., когда между двумя странами был подписан «Договор о торговле, дружбе и мореплавании» [1, С. 265]. В 2023 г. также исполняется 60 лет соглашению о найме 1963 г. между Федеративной Республикой Германии и Южной Кореей. Первые двести корейцев прибыли в Германию шахтерами. Сегодня в Германии проживает около 50 000 человек с корейскими корнями в Берлине, Бохуме, Дортмунде, Госларе, Дуйсбурге и Франкфурте. Германия является третьим по величине инвестором в Южной Корее, 300 компаний напрямую представлены на Азиатском полуострове. В немецких и немецко-корейских компаниях работает более 80 000 корейских рабочих [2]. Связи РК с немецкой экономикой растут: только в 2020 г. Германия стала четвертой по величине страной-импортером Южной Кореи, уступив только Китаю, США и Японии [3].

Но что знают немцы о корейцах и Корее? До недавнего времени Корея для большинства из них была неизвестной страной. Немногие могли вспомнить чемпионат мира 2002 г., который проходил в Корее и Японии. Немцы в основном ассоциировали Корею с известными брендами Samsung и LG (например, мобильные телефоны и телевизоры), производителями автомобилей Kia и Hyundai.

Привести примеры сотрудничества, взаимовлияния двух стран в культурной области намного сложнее. Можно, например, вспомнить о корейском Томасе Манне. На кладбище Грефельфингер в Мюнхене есть не совсем обычное надгробие. Надпись на его лицевой стороне выполнена на немецком, а на обратной стороне – на корейском языке. Это могила корейского писателя Ли Ми Рыка, известного в Германии под именем Мирок Ли. Известность в немецких литературных кругах ему принес автобиографический роман «Течет река Амноккан», изданный в 1946 г. Сразу после его выхода он был признан лучшим романом на немецком языке. Выдержки из романа «Течет река Амноккан» вошли в немецкие школьные учебники [4]. Примером проникновения идей немецкой культуры в Корею можно назвать деятельность Син Гек Хо, одного из создателей «корейского экономического чуда», основателя компании Lotte («Лотте»), более 70 лет руководившего крупнейшим семейным бизнесом Южной Кореи. Название компании «Лотте» связано с юношеской романтической увлеченностью Син Гек Хо Гете: Лотта, или Шарлотта – героиня известного произведения немецкого поэта «Страданий юного Вертера».

И все же эти примеры единичны. Немцы имели крайне ограниченные представления о Корее, корейцах вплоть до начала 2010-х гг. Ситуация изменилась с проникновением «корейской волны» в Германию. Цель статьи заключается в том, чтобы, опираясь на немецкие средств массовой информации, используя историко-генетический, историко-сравнительный методы и критического анализа материалов Интернета, проанализировать процесс распространения Халлю в Германии и влияние современной корейской культуры на немецкое общество.

Результаты исследования

В августе 2012 г. немецкая газета «Berliner Zeitung» поместила статью под названием «Танцуем как Ким Чен Ир», которая рассказывала о всемирной популярности корейского певца из Южной Кореи Psy на Ютубе [5]. Его отдаленное сравнение с Ким Чен Иром в «Berliner Zeitung» в 2012 г. свидетельствовало о том, насколько неизвестной была корейская культура на Западе в целом и, соответственно, в Германии в начале 2010-х гг., насколько беспомощными были репортажи о южнокорейской поп-звезде, которая ассоциировалась с, казалось бы, единственным известным человеком из Кореи – северокорейским диктатором Ким Чен Иром [6]. Но именно это выступление стало триггером, побудившим Запад обратить внимание на «страну утреннего спокойствия», как еще называют Корею.

Журналист Давид Хольцапфель, обращаясь к читателям издания «Augsburger Allgemeine», заявил: «Бесчисленное количество людей во всем мире выросли на южнокорейском хите исполнителя PSY. Но мало кто из вас мог догадаться в этот момент, что ЧТО-ТО приближается к нам из Кореи» [7]. Медиа-исследователь и историк культуры Аннекатрин Кохоут, обозначила это «ЧТО-ТО» так: «…несколько странный танец, напоминающий лихорадочные движения верхом», получивший название Gangnam Style, был «чем-то вроде вторжения “корейской волны” в Германию». «Всего за 30 лет, – считает ученый, – Корея пережила индустриализацию и модернизацию, на которые Европе потребовалось более двух столетий. Сеул теперь является медиа-столицей, производящей популярную культуру для всего мира. Для нас, исследователей популярной культуры, это, в свою очередь, означает, что мы наконец-то должны обратить свой взор: с Запада на Восток» [8]. Так в немецком лексиконе наряду с понятием «немецкая волна» («Deutsche Welle» – немецкая теле-радиокомпания), которое немцы знают хорошо, появилось новое словосочетание «корейская волна», или Халлю.

Термин «Халлю» впервые был придуман китайскими СМИ в 1998 г., чтобы обозначить внезапный энтузиазм китайской молодежи в отношении корейской поп-продукции, главным образом, к южнокорейской популярной музыке (K-pop) и телесериалам (драмам), что потом распространилось на соседние азиатские страны. С наступлением эпохи цифровых технологий и социальных сетей «корейская волна» также распространилась на такие области, как кино, мода и еда. «Корейская волна» стала ключевым словом, означавшим «брендирование нации», то есть превращение государства в бренд [9]. С начала 2000-х гг. отдельные культурные области в Министерстве культуры РК получили приставку «К»: появились термины «К-pop» и «К-драма». Была сформулирована цель трансформации К-культуры в универсальную культуру, распространяющуюся за пределами национальных границ с помощью государственной финансовой поддержки и маркетинга.

«Корейская волна» прошла два этапа. Первый, Халлю 1, датируется с 1997 по 2007 гг. и был в основном связан с экспортом сериалов и фильмов в другие страны Восточной Азии. Эти культурные продукты считаются основными движущими силами первой «корейской волны». Второй этап наступил с 2008 г., когда экспорт продуктов культуры, таких как фильмы, музыка, включая игры, превысил импорт, т.е. Южная Корея стала ведущей незападной страной в области экспорта товаров и услуг культурного назначения. В центре внимания находилось уже не только кинопроизводство, но и корейская поп-музыка, или сокращенно K-pop, и технологические продукты видеоигры. Изменились каналы распространения Халлю 2: развитие Интернета внесло значительный вклад в распространение корейской поп-культуры, когда корейские фильмы, сериалы и музыка в основном транслировались онлайн. Социальные сети считаются одним из важнейших факторов успеха для роста «корейской волны» [10].

Первоначальная реакция основных СМИ на появление корейской поп-культуры в Германии характеризовалась дистанцированием немецких новостных агентств от международных. Халлю 1. практически не затронула Германию, что не в последнюю очередь было связано с редкой доступностью корейских дорам, а также с проблемой немецких субтитров.

Однако южнокорейские популярные группы уже имели место в начале 2000-х гг. Именно К-pop, этому музыкальному ответвлению «корейской волны», принадлежит заслуга «открытия» РК для Германии. В 2005 году Yoon Band , одна из самых успешных рок-групп Южной Кореи, приехала в Германию с тремя концертами. Она прославилась своим хитом «Oh! Pilseung Korea” во время чемпионата мира 2002. Другими признаками того, что «корейская волна» достигла Европы, а значит, и Германии, были концерты следующих групп: в 2011 году успешная группа BIGBANG получила награду MTV Europe Music Award в номинации «Лучшая международная группа»; в 2011 году группа K-pop под названием JYJ дала концерт на Tempodrom в Берлине. В 2012 году группа BEAST приехала в столицу Германии, чтобы дать свой единственный концерт [11].

Выступление PSY в 2012 году немецкие СМИ восприняли исключительно как недолговечный феномен для вечеринок, который метался вверх и вниз по трекам с Gangnam Style (на март 2023 года клип имеет более 4,7 млрд. просмотров на видеохостинге YouTube и больше 5,3 млн комментариев – от Т.Е.). Более глубокому смыслу, скрывающемуся за попсовым фасадом веселого фарса, уделялось мало внимания. Кроме того, западная аудитория просто еще не была знакома с корейскими звездами. Ученый-культуролог и писатель Сун Чжун, характеризуя этот период, отмечал, что «редко можно было увидеть корейскую поп-культуру в повседневной жизни в каком-либо отдельно взятом городе за пределами Азии» [6].

За 10 лет ситуация изменилась. К концу 2010-х годов корейская поп-музыка, сериалы и фильмы стали популярными на Западе и в Германии. Если до этого корейская поп-культура существовала только как субкультура на Западе, то теперь она продемонстрировала свое самостоятельное, «собственное лицо». Psy доказал ошибочность установки, что южнокорейские группы должны каким-то образом стереть корейскую идентичность, чтобы добиться успеха в США или за границей.

В 2018 году BTS (популярная южнокорейская поп-группа «пуленепробиваемые парни») стали первой корейской группой, которая возглавила альбомный чарт Billboard США; первой группой из Южной Кореи, номинированной на премию «Грэмми» в 2021 г. Фильм «Паразиты» получил приз в четырех номинациях на «Оскаре-2020», включая первую неанглоязычную работу в категории «Лучший фильм». «Игра в кальмара» (2021), сериал о социальной несправедливости, достиг самых высоких показателей просмотров на Netflix и стал первым неанглоязычным сериалом, который возглавил международные чарты с рейтингом лайков более 140 миллионов домохозяек.

Немецкие исследователи корейской поп-культуры задаются вопросом причин их популярности, ведь, казалось бы, корейские группы и сериалы вступают в противоречие с ценностями западного человека. С европейской точки зрения, стандартизация, связанная с индустрией K-pop, противоречит стремлению к творческой автономии и стойкой вере в гениальность. Дисциплинированность, униформенный вид и выраженная точность исполнения айдолов (звезды поп-музыки), выработанная в результате ежедневного труда, идут вразрез с идеалом западной поп-звезды, противоречат господствующему требованию аутентичности. В то время, как поклонники западной поп-культуры часто высмеиваются как люди, которые влюбились в свою звезду и пассивно потребляют его работы, поклонники K-pop часто имеют отчетливое представление о себе как активных участниках, вносивших свой вклад в успех своих кумиров. (Правда, встречаются так называемые сэсан-фанаты, которые преследуют своих кумиров и распространяют личную информацию в Интернете, или фанаты, которые являются противниками вступления в брак с их любимым участником группы.) Имеются серьезные отличия от западных взглядов и приоритетов и по содержанию К-pор, когда, например, в корейских дорамах в центре внимания оказываются такие традиционные ценности, как верность, человечность, справедливость, уважение, вежливость, связь между индивидуальной, семейной и социальной ответственностью [8].

В связи с вышеизложенным Ю Дже Ли, профессор корееведения и директор факультета корееведения Тюбингенского университета в Германии говорит, что не может объяснить феномен последних десяти лет. С одной стороны, такие сериалы, как «Игра в кальмара», или такие фильмы, как «Паразиты», находят отклик за границей; с другой стороны, в самой Корее они не так популярны. Аналогичная ситуация складывается с модой и музыкой. Из чего профессор Ли делает предположение: «Должен быть есть код, который нравится людям за границей». По мнению профессора, для Запада корейская культура чужда; он рассматривает процесс ее распространения как «потребление инопланетян» (…европейцами – от Т.Е.). Однако вместе с тем, считает Ли, Корея, как капиталистическая и промышленно развитая страна, не настоль чужда Западу, чтобы быть сдерживающим фактором для сближения с ней. Кроме того, рынок корейской культуры высоко конкурентоспособен и капиталистически организован при поддержке компаний и государственного сектора. «В репрезентативном рейтинге самых культурно влиятельных стран мира Южная Корея в 2021г. заняла седьмое место» [7].

Можно встретить и другое объяснение, почему в настоящее время молодые люди в Германии больше интересуются K-Pop культурой, а не, например, тхэквондо. Хотя музыка изначально незнакома немецким вкусам, большинство слушателей по существу не понимает язык, огромный успех корейской поп-культуры в последние годы эксперты «Халлю» объясняют тем, что это – «просто “классный контент”, это – просто весело, эта музыка» [12, S.50]. И не только. K-pop основан на большом успехе групп 1990-х, таких как Take That или Spice Girls, и современной невероятно сложной хореографии корейских исполнителей. В результате музыка в определенной степени находит отклик у западной публики. Музыка K-pop незнакома и в то же время она какая-то экзотическая. Именно это делает весь «микс» культур особенно привлекательным. В результате BTS теперь бьют старые рекорды, установленные, например, когда-то Beatles или Майклом Джексоном, по количеству хитов номер 1 за короткий промежуток времени [12, S.50].

Новаторский успех Psy способствовал росту интереса ко всему корейскому. И, прежде всего, к языку. Более 80 миллионов человек говорят на корейском языке в Южной и Северной Корее, Китае, Японии и США. Также язык входит в число 13 крупнейших языков и является одним из самых систематизированных и научных языков [13]. Например, крупнейшее приложение для изучения языков Duolingo сообщило о резком росте желающих изучать корейский язык после запуска сериала «Игра в кальмара» (2021) за первые две недели – на 40 процентов в США и на 79 процентов в Великобритании. В Duolingo корейский – самый востребованный язык после хинди.

«Корейские школы в Германии eV» существуют с 1974 года и в настоящее время представлены в 28 городах. В дополнение к полным классам для корейских детей, большинство школ также предлагают курсы корейского языка для взрослых в возрасте 16 лет и старше. 220 корейских университетов являются предметом изучения со стороны Немецкой службой по академическому обмену DAAD [3]. Все больше людей хотят изучать корееведение в университете в Тюбингене, но пока в вуз могут принять только четверть абитуриентов.

Для Германии Корея стала вторым по важности экспортным рынком в Азии. От еды до товаров для красоты и моды, товаров для дома и, конечно же, товаров K-pop; рынок корейских товаров находится на подъеме.

Карл Лагерфельд, известный немецкий модельер, рано осознал потенциал южнокорейских мегаполисов. В 2014 году он приехал в Сеул на свое шоу Chanel Cruise. Это укрепило уверенность в себе, и корейских модельеров уже давно с интересом принимают в Европе и США. Корейские лейблы, такие как Lie от Chung Chung Lee и Greedilous от Younhee Park, являются гостями недель моды по всему миру [7]. Лейбл Ader Error, созданный творческим коллективом в Сеуле в 2014 году, считается корейским аналогом бренда Vetements. Его коллекции теперь находятся в таких магазинах, как Andreas Murkudis в Берлине или Park на Мондшайнгассе в Вене [9].

Все больше и больше ресторанов и магазинов с корейским влиянием открывают свои двери, в том числе Soul Kitchen и Itaefong в Нюрнберге. Особенно популярны пибимпап, кимчи и рамен. Крупные азиатские рынки, такие как GoAsia, на станции метро Lorenzkirche, предлагают разнообразные продукты, из которых можно приготовить все это дома, в частности, корейский рамен. Обычай совместного приготовления кимчи, называемый кимчжан, был объявлен ЮНЕСКО объектом нематериального всемирного наследия [14].

Все большую популярность набирают цифровые игры корейская косметика (klairs, mizon и т. д.), пластическая хирургия смартфоны, видеоигры, шоу талантов Pro7 "Певец в маске", Mokbang (видеохостинг, когда люди снимают себя во время еды), Dalgona Coffee («перевернутый» капучино) и т.д. Все больше и больше немецких танцевальных школ, таких как Академия Flying Steps в Берлине, где предлагают уроки танцев K-Pop в дополнение к проверенным курсам хип-хопа и современного искусства. Получили известность клубы K-pop, такие как The Private Room в Штутгарте, клуб Kent в Гамбурге или культовый клуб Spindler&Klatt в Берлине.

И это все является продуктами Халлю, получившими свое быстрое распространение благодаря современным информационным технологиям, интернету. Их продвижению во многом способствовали немецкоязычные фан-сообщества, важную роль в создании которых сыграли социальные сети не только потому, что они позволяют фанатам лучше общаться в сети, но и потому, что Instagram, Twitter и Co позволяют создать новый уровень близости к корейским звездам, за которыми можно следить через их «личные» профили. Это также дает поклонникам, например, возможность заглянуть в оригинальные корейские теле- и радиопрограммы или передовицы журналов, где везде присутствует реклама корейских товаров.

За последние 10 лет K-pop стал серьезным музыкальным жанром массового рынка для западного рынка, превратился в сложное, коммерчески жизнеспособное глобальное явление настолько важное, что такие заголовки, как BTS, вызывающие резкое падение цен на акции, теперь включены в деловой раздел консервативной «Frankfurter Allgemeine Zeitung». В Германии со смешанными чувствами восприняли известие о перерыве в деятельности группы в июне 2022 г., который привел к резкому падению цен на акции южнокорейской развлекательной компании HYBE. Потому что, как и в случае с почти любой действующей нишевой тенденцией, в Германии было лишь вопросом времени, когда экономика воспользуется растущим влиянием BTS, Blackpink, Twice, Girls’ Generation, Eхо и Ко, чтобы донести его до более широких масс.

В настоящее время в Германии получил распространение веб-сайт, где можно получить подробную информацию о корейской культуре, традициях, образе жизни, тенденциях, поп-музыке и т.д. [11]. И не только узнать, но и купить. Первый в Германии интернет-магазин K-Pop (DAEBAK) [15] был открыт Томасом и Ренатой Фанк в 2012 г., поскольку у их дочери Надин были проблемы с получением товаров от ее любимых групп. Только три года спустя во Франкфурте-на-Майне был создан магазин, ставший местом паломничества поклонников K-pop из Германии и других стран. В 2020 г. возник NOLAE.DE, еще один немецкий интернет-магазин K-pop, который теперь работает по всей Европе и предлагает более 4000 товаров.

Доказательством того, что «корейская волна теперь достигла центра Германии, а значит, и немецкой торговли» [12, С. 14] стали события мая 2022 г. 14-15 мая 2022 г. состоялся первый европейский K-pop фестиваль "KPOP Flex" в парке Deutsche Bank во Франкфурте-на-Майне, в котором принимали участие бой-бэнд Monsta X и девичья группа Mamamoo. Немецкие фанаты называют «безумием» их динамичные выступления со сложной хореографией, основанные на хип-хопе, поп-музыке и техно. Концерт изначально планировался на один день и был продлен по многочисленным просьбам [16]. По словам пользователя Twitter, который подытожил события тех выходных, Германия оказалась разделенной на две части, когда «половина немцев смотрела Måneskin, другая половина – Mamamoo». То есть одни смотрели «прошлогодних победителей конкурса “Евровидение”, представивших свой новый сингл европейской публике на 66-м конкурсе шансона в этом году в Турине», а другие – «корейскую женскую группу из четырех человек, примерно в то же время выступавшую на сцене KPOP». Как заметил корреспондент «Frankfurter Allgemeine Zeitung» Кристиан Ритмюллер, восторг фанатов немецкого футбольного клуба «Eintracht» (44 тыс. человек) был адресован не своим футболистам, а Халлю [17]. За два дня "KPOP Flex" во Франкфурте-на-Майне посетили 70 000 человек.

Говоря о популярности Халлю, нельзя не признать, что за продуктами Халлю, предназначенными для продажи, стоит индустрия, требующая от своих звезд предельной дисциплины. «Мягкая сила» корейской волны за пределами Кореи превращается внутри государства в «жесткую силу» для ее участников. Айдолы поп-музыки (мужские и герлз-бэнды) проходят стажерскую практику в продюсерских компаниях (т.н. развлекательных компаниях) еще детьми и воспитываются там безупречными поп-машинами, так как от них зависит экономика Южной Кореи. (Одни только BTS приносят казне 5 миллиардов долларов в год – от Т.Е.) Самоубийства происходят снова и снова из-за высокого давления на звезд и сексуальных домогательств [9]. Всегда есть случаи киберзапугивания, самоубийства и депрессии, которым подвержены айдолы [14]. Концерты, проводимые корейскими группами, не всегда безопасны для их фанатов. Более 150 молодых людей погибли, когда в октябре 2022 г. на вечеринке в честь Хэллоуина в районе ночной жизни Итхэвон в Сеуле (Южная Корея) вспыхнула давка. Миллионы людей по всему миру узнали узкие улочки и бары из сериала Netflix «Watch Itaewon Class», хита 2020 г.

Заключение

Итак, первоначальные прогнозы немецких СМИ о превращении «корейской волны» в «бабочку-однодневку» не оправдались. Она уверенно распространяется в Германии, увеличивая число своих сторонников среди поклонников, прежде всего, корейской поп-культуры, ставшей средством, прежде всего, «межкультурного маркетинга».

Какова дальнейшая судьба корейской волны? Немецкие СМИ считают, что южнокорейские сериалы, косметика, мода и гастрономия и, прежде всего, поп-музыка из Сеула покорили мир и смягчили, если не сломили, гегемонию поп-культуры, которая ранее была сформирована англо-американским Западом [17]. Однако Пейчи Чанг, преподаватель в рамках программы культурологии в Китайском университете Гонконга, считает, что культурное влияние Кореи вряд ли сможет уравновесить такие сверхдержавы, как США или Китай. …в конце концов, с силой оружия трудно бороться словами» [18].

Но, может быть, стоит уйти от оценки культурной политики Южной Кореи исключительно на основе ее сравнения с западной культурой, романтизированного представления о творческом гении, создавшем ее? Например, немецкие продюсеры, режиссеры, эксперты и поклонники K-pop, представленные в документальном фильме Виолы Леффлер и Мемо Джефтича «Король культуры Кореи», пытаясь понять феномен K-культуры, правомерно считают, что для создания выдающихся произведений требуется больше, чем муза, творческая сила и креативность, а именно благоприятная политическая среда, систематический маркетинг и дисциплина с раннего возраста. «Южнокорейская поп-культура усовершенствовала дальнейшее развитие проверенных концепций, форматов и стилей повествования и, благодаря стремлению к инновациям и экспериментам, создала эстетику, которая очаровывает аудиторию и критиков во всем мире» [19].

Кроме того, у корейской поп-культуры, есть, несомненно, не только рыночная сторона. Например, помимо поверхностной сюжетной линии фильмов, которая часто воспринимается, как отполированная или вульгарная, за совершенством корейских поп-видео и драматических сериалов скрывается импульс, который может объяснить их привлекательность для западных потребителей, уставших от хардкорных триллеров и сериалов об апокалипсисе: K-Culture помогает проявлять те человеческие эмоции, которые утешительно воздействуют на человека [16]. Многие корейские дорамы – это популярные сказки. Их ответственные, благородные герои олицетворяют собой «добро», которое должно противостоять «злу». Хотя это может звучать как китч для лиц, живущих в условиях постмодернизма, популярность этого жанра также можно рассматривать как выражение стремления к доброй воле и общности, возникшего в условиях многочисленных кризисов современности. Таким образом, K-pop как «миссионер восточноазиатских культурных ценностей» в восточноазиатском регионе пользуется своей «мягкой силой», чтобы распространить традиционные ценности и на Западе.

То есть «корейская волна» приобретает свое собственное лицо, формируемое продуманной политикой корейского правительства, системой маркетинга и талантливыми, дисциплинированными актерами. Это дает основание для серьезного научного исследования современного корейского феномена немецкими учеными вслед за академическими исследованиями Халлю в Азии, в Европе и Северной Америке.

Список литературы

1. Мусинова, И.А. Первые германо-корейские контакты и их роль в установлении официальных дипломатических отношений между Германией и Кореей / И.А. Мусинова – Текст: непосредственный // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2018. Т. 8, №3(28). С. 265-271.

2. 50 Jahre deutsch-koreanisches Anwerbeabkommen IN DEUTSCHLAND ANGEKOMMEN – Текст: электронный // Goethe.de: Website. – URL: https://www.goethe.de/de/kul/ges/20368707. html (дата обращения: 26.02.2023).

3. Sehnsucht nach Südkorea "Koreanische Welle" erreicht neuen Höhepunkt. – Текст: электронный // IfT: Website. – URL: https://www.erfolg-im-beruf.de/vocatium-news/sehnsucht-nach-suedkorea (дата обращения: 26.02.2023).

4. Ein Stück Korea für Gräfelfing. – Текст: электронный // Hallo-München: Website. – 2019. – 28 März. – URL: https://www.hallo-muenchen.de/muenchen/wuermtal/muenchen-graefelfing-ahnenzeremonie-schriftsteller-mirok-stueck-korea-wuermtal-11943683.html# (дата обращения: 26.02.2023).

5. Youtube-Hit Psy: Tanzen wie Kim Jong-Il. – Text: elektronisch // Berliner Zeitung: Website. – 2012. – 7 Aug. – URL: https://www.berliner-zeitung.de/politik-gesellschaft/youtube-hit-psy-tanzen-wie-kim-jong-il-li.34695 (дата обращения: 26.02.2023).

6. Kohout, A. Hallyu und die Globalisierung von K-Pop (Teil 1) / A. Kohout. – Text: elektronisch // sofrischsogut: Website. – 2021. – 3 Mai – URL: https://sofrischsogut.com/2021/03/15/hallyu-und-die-globalisierung-von-k-pop (дата обращения: 26.02.2023).

7. Warum ist Südkoreas Kultur im Westen gerade so beliebt? – Text: elektronisch // Augsburger Allgemeine: Website. – 2021. – 20 Nov. – URL: https://www.augsburger-allgemeine.de/kultur/Kultur-aus-Fernost-Warum-ist-Suedkoreas-Kultur-im-Westen-gerade-so-beliebt-id61060776.html (дата обращения: 26.02.2023).

8. Kohout, A. Wenn Social Media ein Kunstwerk wär / A. Kohout. – Text: elektronisch // Die Zeit online: Website. – 2022. – 3 Oktober – URL: https://www.zeit.de/kultur/2022-09/k-pop-koreanische-welle-hallyu/komplettansicht/ (дата обращения: 26.02.2023).

9. K-Pop und Kimchi: Der Hype um Korea. – Text: elektronisch // DerStandard: webst. – 2021. – 1 November. – URL: https://www.derstandard.de/story/2000130668026/k-pop-und-kimchi-der-hype-um-korea (дата обращения: 26.02.2023).

10. Unger, C. Kultur als Wirtschaftsmacht am Beispiel der Koreanischen Welle. K-Pop als Teil von Hallyu / C. Unger. – Text: elektronisch // grin.com: Website – URL: https://www.grin.com/document/ 1038808 (дата обращения: 26.02.2023).

11. Korea Welle. Das Blog über die koreanische Kultur, Tradition, Lifestyle, Trends, K-Pop und mehr! URL: https://koreawelle.wordpress.com/2013/03/24/ist-die-koreanische-welle-in-deutschland-angekommen (дата обращения: 26.02.2023).

12. Kultur Korea. Hallyu. Spezialausgabe. 2022. – Berlin: Koreanisches Kulturzentrum Kulturabteilung der Botschaft der Republik Korea, 2022. – 87 с.

13. K-Dramas (Teil 2). – Text: elektronisch // SOFRISCH SOGUT: WEBSIT – 2021. – 4. Dez. – URL: https://sofrischsogut.com/2021/04/12/k-dramas-teil-2 (дата обращения: 26.02.2023).

14. K-Pop, K-Beauty, K-Fashion: Was du über "Hallyu" wissen solltest. – Text: elektronisch // fein-raus: Website. – 2022. – 30 Sept. – URL: https://www.fein-raus.de/k-pop-k-beauty-k-fashion-was-du-ueber-hallyu-wissen-solltest-2aa78eff-1017-4be4-b129-05b14ba37f2d (дата обращения: 26.02.2023).

15. DAEBAK. URL: https://www.daebak.de/ (дата обращения: 26.02.2023).

16. K-Pop-Boom und Serien-Manie: Südkoreas sanfte Macht – Text: elektronisch // Migazin: Website. – 2022. – 19 Mai. – URL: HTTPS://WWW.MIGAZIN.DE/2022/05/19/ KOREANISCHE-WELLE-K-POP-BOOM/ (дата обращения: 26.02.2023).

17. Riethmüller, Ch. Koreanische Welle im Fußballstadion. / Ch. Riethmüller. – Text: elektronisch // FAZ: Website. – 2022. – 15 Mai. – URL: https://www.faz.net/aktuell/rhein-main/k-pop-festival-in-frankfurt-begeistert-die-massen-im-waldstadion-18032312.html (дата обращения: 26.02.2023).

18. Kaack, S. Die sanfte Macht der Welle – Südkoreanische Kulturexporte / S. Kaack. – Text: elektronisch // Südostasien: Website. – 2021. – 17 Mai. – URL: https://suedostasien.net/interviews-korean-wave-die-sanfte-macht-der-welle/ (дата обращения: 26.02.2023).

19. Kultur-King Korea: Wie die südkoreanische Popkultur die Welt erobert. – Text: elektronisch // ZDF: Website. – 2023. – 26 Feb. – URL: https://www.zdf.de/kultur/kulturdoku/kultur-king-korea-kulturdoku-100.html (дата обращения: 26.02.2023).

References

1. Musinova, I.A. Pervye germano-korejskie kontakty i ih rol' v ustanovlenii oficial'nyh diplomaticheskih otnoshenij mezhdu Germaniej i Koreej/ I.A. Musinova – Tekst: neposredstvennyj // Izvestija Jugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Istorija i pravo. 2018. T. 8, №3(28). P. 265–271.

2. 50 Jahre deutsch-koreanisches Anwerbeabkommen IN DEUTSCHLAND ANGEKOMMEN – Tekst: jelektronnyj // Goethe.de: Website. – URL: https://www.goethe.de/de/kul/ges/20368707. html (data obrashhenija: 26.02.2023).

3. Sehnsucht nach Südkorea "Koreanische Welle" erreicht neuen Höhepunkt. – Tekst: jelektronnyj // IfT: Website. – URL: https://www.erfolg-im-beruf.de/vocatium-news/sehnsucht-nach-suedkorea (data obrashhenija: 26.02.2023).

4. Ein Stück Korea für Gräfelfing. – Tekst: jelektronnyj // Hallo-München: Website. – 2019. – 28 März. – URL: https://www.hallo-muenchen.de/muenchen/wuermtal/ muenchen-graefelfing-ahnenzeremonie-schriftsteller-mirok-stueck-korea-wuermtal-11943683.html# (data obrashhenija: 26.02.2023).

5. Youtube-Hit Psy: Tanzen wie Kim Jong-Il. – Text: elektronisch // Berliner Zeitung: Website. – 2012. – 7 Aug. – URL: https://www.berliner-zeitung.de/politik-gesellschaft/youtube-hit-psy-tanzen-wie-kim-jong-il-li.34695 (data obrashhenija: 26.02.2023).

6. Kohout, A. Hallyu und die Globalisierung von K-Pop (Teil 1) / A. Kohout. – Text: elektronisch // sofrischsogut: Website. – 2021. – 3 Mai – URL: https://sofrischsogut.com/2021/03/15/hallyu-und-die-globalisierung-von-k-pop (data obrashhenija: 26.02.2023).

7. Warum ist Südkoreas Kultur im Westen gerade so beliebt? – Text: elektronisch // Augsburger Allgemeine: Website. – 2021. – 20 Nov. – URL: https://www.augsburger-allgemeine.de/kultur/Kultur-aus-Fernost-Warum-ist-Suedkoreas-Kultur-im-Westen-gerade-so-beliebt-id61060776.html (data obrashhenija: 26.02.2023).

8. Kohout, A. Wenn Social Media ein Kunstwerk wär/ A. Kohout. – Text: elektronisch // Die Zeit online: Website. – 2022. – 3 Oktober – URL: https://www.zeit.de/kultur/2022-09/k-pop-koreanische-welle-hallyu/komplettansicht/ (data obrashhenija: 26.02.2023).

9. K-Pop und Kimchi: Der Hype um Korea. – Text: elektronisch // DerStandard: webst. – 2021. – 1 November. – URL: https://www.derstandard.de/story/2000130668026/k-pop-und-kimchi-der-hype-um-korea (data obrashhenija: 26.02.2023).

10. Unger, C. Kultur als Wirtschaftsmacht am Beispiel der Koreanischen Welle. K-Pop als Teil von Hallyu / C. Unger. – Text: elektronisch // grin.com: Website – URL: https://www.grin.com/document/ 1038808 (data obrashhenija: 26.02.2023).

11. Korea Welle. Das Blog über die koreanische Kultur, Tradition, Lifestyle, Trends, K-Pop und mehr! URL: https://koreawelle.wordpress.com/2013/03/24/ist-die-koreanische-welle-in-deutschland-angekommen (data obrashhenija: 26.02.2023).

12. Kultur Korea. Hallyu. Spezialausgabe. 2022. – Berlin: Koreanisches Kulturzentrum Kulturabteilung der Botschaft der Republik Korea, 2022. – 87 p.

13. K-Dramas (Teil 2). – Text: elektronisch // SOFRISCH SOGUT: WEBSIT – 2021. – 4. Dez. – URL: https://sofrischsogut.com/2021/04/12/k-dramas-teil-2 (data obrashhenija: 26.02.2023).

14. K-Pop, K-Beauty, K-Fashion: Was du über "Hallyu" wissen solltest. – Text: elektronisch // fein-raus: Website. – 2022. – 30 Sept. – URL: https://www.fein-raus.de/k-pop-k-beauty-k-fashion-was-du-ueber-hallyu-wissen-solltest-2aa78eff-1017-4be4-b129-05b14ba37f2d (data obrashhenija: 26.02.2023).

15. DAEBAK. URL: https://www.daebak.de/ (data obrashhenija: 26.02.2023).

16. K-Pop-Boom und Serien-Manie: Südkoreas sanfte Macht – Text: elektronisch // Migazin: Website. – 2022. – 19 Mai. – URL: HTTPS://WWW.MIGAZIN.DE/2022/05/19/ KOREANISCHE-WELLE-K-POP-BOOM/ (data obrashhenija: 26.02.2023).

17. Riethmüller, Ch. Koreanische Welle im Fußballstadion. / Ch. Riethmüller. – Text: elektronisch // FAZ: Website. – 2022. – 15 Mai. – URL: https://www.faz.net/aktuell/rhein-main/k-pop-festival-in-frankfurt-begeistert-die-massen-im-waldstadion-18032312.html (data obrashhenija: 26.02.2023).

18. Kaack, S. Die sanfte Macht der Welle – Südkoreanische Kulturexporte/ S. Kaack. – Text: elektronisch // Südostasien: Website. – 2021. – 17 Mai. – URL: https://suedostasien.net/interviews-korean-wave-die-sanfte-macht-der-welle/ (data obrashhenija: 26.02.2023).

19. Kultur-King Korea: Wie die südkoreanische Popkultur die Welt erobert. – Text: elektronisch // ZDF: Website. – 2023. – 26 Feb. – URL: https://www.zdf.de/kultur/kulturdoku/kultur-king-korea-kulturdoku-100.html (data obrashhenija: 26.02.2023).

Дата поступления / Received

Дата принятия в печать / Accepted

©Евдокимова Т.В., 2023

©Evdokimova T.V., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.