Научная статья на тему 'КОРЕЙСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

КОРЕЙСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
68
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Корея / Центральная Азия / публичная дипломатия / формирование дружелюбных сообществ / корееведение / Корейский Фонд / корейский язык / Republic of Korea / public diplomacy / international popularization of Korean studies / the formation of friendly communities / Korean studies / the Korean Foundation / the Korean language

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Парубочая Елена Федоровна

Республика Корея (далее РК) активно занимается формированием своего имиджа на международной арене и работает над продвижением публичной дипломатии в ключевых странах, представляющих особый интерес для правительства страны. Действия корейского правительства нацелены на завоевание доверия у международного сообщества, которое формируется при постоянном взаимодействии с обществами других стран. Центральная Азия представляет особый интерес для Республики Корея, здесь проживает многочисленная корейская диаспора Работа с корейской диаспорой за рубежом считается ключевым инструментом в публичной дипломатии РК. «Коре-сарам» (этнические корейцы) имеют существенные представительства в республиках Центральной Азии, особенно в Узбекистане, Казахстане и Киргизии. Образовательное сотрудничество, контакты сфере культуры, форумная дипломатия способствуют усилению публичной дипломатии РК в Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOREAN PUBLIC DIPLOMACY IN CENTRAL ASIA

The Republic of Korea (hereinafter referred to as the RK) is actively engaged in shaping its image in the international arena and is working to promote public diplomacy in key countries of particular interest to the Government of the country. The actions of the Korean Government are aimed at gaining the trust of the international community, which is formed through constant interaction with the societies of other countries. Central Asia is of particular interest to the Republic of Korea, where a large Korean diaspora lives. Working with the Korean diaspora abroad is considered a key tool in public diplomacy of the Republic of Kazakhstan. Kore-saram (ethnic Koreans) have significant representative offices in the Central Asian republics, especially in Uzbekistan, Kazakhstan and Kyrgyzstan. Educational cooperation, cultural contacts and forum diplomacy contribute to strengthening public diplomacy of the Republic of Kazakhstan in Central Asia.

Текст научной работы на тему «КОРЕЙСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Введение

Публичная дипломатия – это действия актора, направленные на формирование системного диалога с зарубежной аудиторией в политических целях для получения поддержки общественного мнения, используя механизмы «мягкой силы». Республика Корея (далее РК) также использует инструменты «мягкой силы» и продвигает публичную дипломатию при активном содействие Корейского Фонда, созданного для продвижения интересов Сеула за рубежом. Действия корейского правительства нацелены на завоевание доверия у международного сообщества, которое формируется при постоянном взаимодействии с обществами других стран.

Согласно докладу “Global Soft Power Index” за 2023г. по уровню узнаваемости, репутации и влиянию, восприятию бренда страны во всем мире Республика Корея заняла 15 место из 121 страны, представленной в исследовании [16]. И хотя по сравнению с 2021 г. ее позиции незначительно изменились (11 место в мировом рейтинге), РК продолжает входить в первую двадцатку стран, успешно использующих «мягкую силу» и публичную дипломатию в своих национальных интересах.

В последние годы Республика Корея прошла серьезную трансформацию, добившись значимых результатов в своем внутреннем развитии, Южная Корея стала позиционироваться передовым государством, начала популяризировать свои достижения, параллельно продвигая привлекательный имидж страны в глазах мирового сообщества в целом, и в Центральной Азии (далее Центральная Азия) в частности.

Важность Центральной Азии для Кореи обоснована и зафиксирована Министерством иностранных дел РК. Прежде всего, отмечается территория, по площади пять республик ЦА в 18 раз больше Корейского полуострова, а благодаря энергетическим и природным ресурсам регион ЦА обозначен «еще одним Ближним Востоком». Нефть Казахстана, Узбекистан и газ Туркменистана являются основными природными ресурсами упомянутых стран, в то время как Кыргызстан и Таджикистан, как известно, богаты гидроэнергетикой. Основываясь на энергетическом потенциале, географическом положении и людских ресурсах, Центральная Азия является объектом геополитической конкуренции различных акторов, которые рассматривают центрально-азиатские республики в качестве рынка сбыта своей продукции, источник сырья. Республика Корея, наряду с другими внешнеполитическими игроками расширяет свое присутствие в регионе, используя различные инструменты.

В рамках исследования возникает необходимость выявить ключевые направления реализации публичной дипломатии Республики Корея в Центральной Азии и определить наиболее успешные.

Интересы Республики Корея в Центральной Азии

Корея и пять стран Центральной Азии установили партнерские отношения и запустили сотрудничество с момента установления дипломатических отношений в 1992 году. C этого момента стали выстраиваться различные направления взаимодействия, были организованы саммиты с Узбекистаном прошло 16, c Казахстаном провели 14 ,5 саммитов РК провела с Туркменистаном, 2 саммита ознаменовали отношения Кореи и Кыргызстана, 3 саммита прошли между РК и Таджикистаном. Прогресс во всестороннем региональном взаимодействии был достигнут благодаря ежегодному форуму сотрудничества Корея – Центральная Азия, который с 2007 года возглавляют заместители министров иностранных дел. Прежде всего, Секретариат Форума сотрудничества Корея – Центральная Азия, постоянный секретариат, созданный с целью содействия и укрепления многостороннего сотрудничества между РК и Центральной Азией было официально запущено Корейским фондом 10 июля 2017 года. Экспорт из Кореи в пять стран Центральной Азии составил 5,1 миллиарда долларов США, а импорт – 1,6 миллиарда долларов США. Совокупная сумма корейских инвестиций в Центральную Азию составила 5,7 млрд долларов США (2019 г.). Примерно 310 000 потомков корейцев проживают в Центральной Азии (Узбекистан 178 000, Казахстан 110 000, Кыргызстан 19 000, Туркменистан 1 000, Таджикистан 800). В 2017 году было отмечено 80-летие расселения корейской диаспоры в Центральной Азии [17].

В 2005 г. появилась первая стратегия «Всеобъемлющая Центрально-азиатская инициатива», которая определяла формат экономических отношений и взаимодействий в энергетической сфере с Таджикистаном, Киргизией и Туркменистаном. Национальные интересы Кореи определялись, прежде всего, экономическими интересами, и предполагали создание плацдарма для продвижения корейских товаров вглубь Евразии, а также обеспечение бесперебойных поставок энергетических ресурсов [15]. Центральная Азия для Республики Корея выступала, прежде всего, перспективным рынком сбыта собственных товаров и источником энергетических поставок. Для реализации поставленной цели было необходимо продвигать корейский бренд, формировать его узнаваемость и репутацию, налаживать тесные культурные и дипломатические связи. Для более системной работы в этом направлении правительство РК решило объединить пять республик Центральной Азии и создать совместную диалоговую площадку. В 2007 году был запущен формат многостороннего сотрудничества в рамках Форума «Республика Корея – Центральная Азия». Целью данного мероприятия стало расширение экономического потенциала сотрудничества партнеров, развитие инфраструктурных и инвестиционных проектов, параллельно реализуя проекты в области образования, культуры и науки, расширяя взаимодействия партнеров и укрепляя доверие между сторонами. В 2013 году для усиления многостороннего сотрудничества, Пан Кын Хе стал продвигать концепцию «Евразийская инициатива», которая подразумевала расширение сотрудничества РК – Центральная Азия, а именно усиление корейского инвестиционного, экономического и культурного влияния на Киргизию, Таджикистан и Туркменистан, что способствовало бы формированию «мирного и единого континента», интегрированного региона. Планировалось объединить все страны транспортными, энергетическими, торговыми, культурными и гуманитарными связями, чтобы усилить благосостояние республик. Эта идея соответствовала поступательному развитию Сеула с центрально-азиатскими странами и Южной Кореей [22]. В 2017 году в Сеуле был создан Секретариат Форума «Центральная Азия – Республика Корея», в рамках которого представители государственных компаний, бизнеса, а также специалисты из сферы образования и культуры стали проводить регулярные встречи для обсуждения ключевых аспектов сотрудничества.

В качестве примера углубленного многостороннего взаимодействия можно отметить последний Форум Республика Корея – Центральная Азия, прошедший в 2022 г., объединивший зам. министров иностранных дел и министров иностранных дел пяти центрально-азиатских стран и РК. Встреча проходила в г. Пусан, на ней обсуждали вопросы, связанные с экономической безопасностью, цифровыми технологиями, туризмом и здравоохранением [8]. Было выбрано шесть перспективных областей для сотрудничества в качестве приоритетных направлений на среднесрочную и долгосрочную перспективу, среди них: создание в ЦА комплексной логистики и налаживание системы перевозок; энергетика; модернизация и диверсификация промышленности; изменение климата и экология; здравоохранение и медицина; образование и культура. Публичная дипломатия способствует формированию доброжелательного отношения ко «всему корейскому» и улучшению понимания политики РК на общественном уровне других стран. Кроме этого, складывается узнаваемый «корейский бренд», который можно продвигать на зарубежном рынке, способствующий реализации национальных интересов Республики Корея. Таким образом, интерес РК к ЦА обоснован, возникает необходимость выявить инструменты публичной дипломатии, которые использовались правительством Республики Корея для расширения и укрепления связей с республиками Центральной Азии.

Инструменты публичной дипломатии РК

Публичная дипломатия РК ориентирована на формирование дружественно настроенных по отношению к РК сети сообществ, способных оказывать ей международную поддержку и формировать платформу для взаимодействия и международной поддержки Кореи. Публичная дипломатия также нацелена на продвижение корейского языка и корейских исследований за границей, продвижение «корейского бренда» через культурные и образовательные обмены. Профессор Сеульского университета Ли Гын подробно раскрыл составляющие публичной дипломатии РК. Он выделяет пять основных стратегий в реализации публичной дипломатии, первая из которых фокусирует внимание на национальной безопасности, создавая образ мирного и привлекательного государства. Эта стратегия связана со вторым направлением, предполагающим коллективную работу с зарубежными странами по продвижению «мягкой силы» и совместного отказа от использования инструментов «жесткой силы». Третья стратегия предполагала изменение образа мышления и поведения зарубежной аудитории посредством «мягкой силы» через передачу культурного или экономического опыта. В рамках четвертого направления осуществляется поддержание благоприятного международного климата, провождение параллели между культурными ценностями и традициями в целях укрепления и расширения сотрудничества между государствами. Последнее направление связано с получением ободрения и поддержки деятельности государства и правительства через публичную дипломатию внутри страны и за ее пределами [25].

Республика Корея обладает богатым разнообразием инструментов публичной дипломатии. В рамках образовательного направления речь идет о выделении грантов, стипендий на обучение в корейские университеты, в области культурного сотрудничества можно отметить различные мероприятия, реализуемые через Корейские культурные центры, Корейский Фонд, Корейское агентство международного сотрудничества, и большое разнообразие курсов корейского языка, а также предоставление безвозмездной помощи нуждающимся странам в рамках Официальной помощи в целях развития. Все направления публичной дипломатии РК курируются Министерство иностранных дел РК, Министерством культуры, спорта и туризма, Агентством по продвижению зарубежной культуры.

Основная деятельность по продвижению публичной дипломатии возложена на Корейский Фонд, который ставит своей задачей ̶ популяризацию исследований в области корейских исследований, поддержку научных и образовательных программ, связанных с РК. В крупные университеты мира при поддержке фонда отправляются преподаватели, продвигающие корееведение и предоставление образовательных материалов, выделение стипендий и грантов для подготовки молодых специалистов в области корейских исследований. Специальные грантовые проекты способствуют повышению квалификации иностранных ученых, владеющих корейским языком в Корее. Корейский фонд работает и в рамках среднего образования, продвигая семинары по корейской истории и культуре. Таким образом, благодаря целенаправленной работе Корейского фонда осуществляется целенаправленная поддержка тех, кто занимается популяризацией знаний о РК в сфере среднего и высшего образования. Среди инструментов публичной дипломатии проведение различных мероприятий в области культуры: фестивали, включающие выставки, кинопоказы, научные конференции. С целью всестороннего знакомства с Кореей иностранцами предлагаются программы выездных экскурсий, семинаров и лекций, знакомство с различными аспектами корейской истории, культуры и общества.

Продвижения корейской культуры и искусства, культурные обмены, организация международных выставок в престижных галереях и музеях при активной работе со СМИ способствуют популяризации информации о РК. Для привлечения внимания мировой общественности к стране организуется Корейский Фестиваль – ежегодное культурное мероприятие, которое празднуется в различных регионах, имеющих стратегическую значимость для корейской публичной дипломатии, и прежде всего там, где у РК ограниченный культурный обмен. Культурному просвещению способствует журнал «Кореану», который публикует новости культуры, искусства, рассказывает о выдающиеся корейских деятелях, знакомит с корейской кухней, рассказывается о стиле жизни и литературе. Издается он на девяти иностранных языках, в том числе русском. Помимо научных изданий для на молодежи выпускаются серии комиксов «Дальние и соседние страны» на испанском, французском, немецком и вьетнамском языках для привлечения интереса к РК.

Начиная с 2012 г. ежегодно издается «Халлю по всему миру», где рассказывает о группах Халлю и «корейских волнах» в различных странах. Кроме этого, появилось приложение «Гид по корейской кухне 800» на английском, испанском и китайском языках. Корейский Фонд, как основой актор, задействованный в продвижение публичной дипломатии содействует публикации изданий, популяризирующую информацию о РК, продвигая корейский бренд. Расширению культурного обмена способствует показ корейских сериалов. Корейский Фонд, как и другие акторы, продвигающие проекты в области публичной дипломатии, фокусирует внимание на формирование лидеров, которые в перспективе могут стать мировыми лидерами в разных областях. Для реализации данной задачи фонд финансирует программы, нацеленные на обмен опытом и повышение квалификации молодых специалистов в рамках программы “Global Challenger”.

Важным инструментом корейской публичной дипломатии является форумная дипломатия. Поддерживаются двусторонние и многосторонние форумы. Форумы организуются для формирования глобальной сети, которая позволит облегчить ориентацию будущих поколений, создать постоянный канал диалога на неправительственном уровне. Поддержка исследовательских институтов и центров в области корейских исследований, анализа политических вопросов, по мнению правительства РК, работает на повышение международного интереса к Корее и формирование пространства для диалога и сотрудничества официальных лиц.

Таким образом, инструменты публичной дипломатии, продвигаемые правительством РК довольно разнообразны, однако можно выделить наиболее востребованные, среди которых, образовательные проекты и гранты, культурные мероприятия и формная дипломатия, публикации и продвижение на зарубежных площадках различных изданий, музыкальных групп и корейских сериалов.

Инструменты публичной дипломатии РК в Центраьной Азии

Распад Советского Союза поставил центрально-азиатские независимые республики перед новой реальностью. Странам Центральной Азии пришлось выстраивать новый формат внешнеполитических связей, укреплять свой статус и положение на международной арене. Южная Корея признала независимость всех пяти республик и установила с каждой дипломатические отношения в период с 1991 года.

Сегодня корейская публичная дипломатия носит всесторонний характер. Для продвижения публичной дипломатии РК привлекаются для совместного сотрудничества неправительственные акторы, общественные организации, различные НПО, диаспоры, бизнес корпорации, а также и отдельные личности, способные оказывать влияние на политические процессы. Можно заметить, что, продвигая публичную дипломатию в Центральной Азии, Сеул, помимо традиционных инструментов, активно проводит работу с корейской диаспорой, проживающей на территории республик.

Публичная дипломатия РК выступает эффективным инструментом продвижения своего национального имиджа в данном регионе. Этому успеху сопутствуют определенные особенности стратегии публичной дипломатии и двусторонних отношений между странами в Центральной Азии. Узбекистан и Казахстан являются приоритетными странами в регионе с точки зрения корейского бизнеса, что также коррелирует с продвижением на их территориях различных программ в области публичной дипломатии.

Стоит отметить заметную роль таких влиятельных правительственных учреждений, как KOICA (Корейское агентство международного сотрудничества), KOTRA (Корейское агентство содействия торговле и инвестициям), Корейская Фонд, AKS (Академия корееведения) и OKF (Фонд зарубежных корейцев), которые предоставляют финансовую поддержку в проведении исследований, грантов, стипендий на обучение в Корее. Данные учреждения активно осуществляют всестороннее сотрудничество в рамках публичной дипломатии с корейскими предприятиями, бизнесом, университетами, больницами и другими частными организациями в продвижении их на узбекский рынок. Взаимное доверие и интерес – главные принципы особого стратегического партнерства [2]. Одной из целевых групп при реализации публичной дипломатии является молодое поколение, которое с интересом воспринимает корейскую культуру и язык. РК запустило деятельность Молодежного центра Синседэ, оказывающего поддержку диаспоры, содействующего трудоустройству молодых специалистов, организующего различные культурные мероприятия, семинары по публичной дипломатии, семинары по корейскому языку [1].

Рассматривая отношения Узбекистана и Республики Корея, можно подробно остановиться на приоритетном направлении сотрудничества между РУ и РК, речь идет о экономической и инвестиционной сферах, базирующиеся на таких двух важных документах, как «Совместная декларация о стратегическом партнерстве между РК и РУ» от 2006 года и «Совместное заявление о всестороннем углублении отношений стратегического партнерства» 2017 года. Что касается специальной стратегии публичной дипломатии, то в 2017 году, Шавкат Мирзиеев принял участие в южнокорейско-узбекском бизнес-форуме с участием руководителей экономических и финансовых структур Южной Кореи [19]. В ходе данной встречи были подписаны соглашения по ряду ключевых отраслей развития, таких как здравоохранение, развитие технологий, защита инвестиций, освоение космоса и многие другие социально значимые сферы.

Более того, в 2019 году двусторонний товарооборот увеличился на 27% по сравнению с 2018 годом, в том числе экспорт - на 30,1%. Кроме того, в 2019 году в Узбекистане было создано 198 южнокорейских предприятий. Фактически, по состоянию на 1 июля 2022 года, по данным Государственного комитета статистики, количество предприятий и организаций количество зарегистрированных в Узбекистане компаний с иностранным капиталом составляет 14 353. Ведущие иностранные компании с капиталовложениями в Узбекистане имеют следующие национальности: российская (2654 компании), турецкая (2032 компании), китайская (2011 компания), казахстанская (1161 компания) и южнокорейская (905 компаний) [11].

Республика Корея активно развивает инфраструктурные проекты на территории Узбекистана, а также развивает сеть предприятий по производству брендовой электроники, техники, косметики и фармацевтики. Яркими примерами такого сотрудничества можно считать совместную работу General Motors по производству автомобилей в трех городах Узбекистана; строительство, начавшееся с 2020 года единственного в ЦА кластера «Ташкент Фарма Парк»; поддержка с 2018 года узбекского торгового дома по работе с импортом и экспортом всей корейской и узбекской продукции; перспективный инвестиционный проект в Устюртский газо-химический комплекс и другие успешные взаимовыгодные проекты [11].

На сегодняшний день в Узбекистане действует несколько культурных центров в разных регионах страны; корейский язык изучают студенты в двенадцати высших учебных заведениях и в сорока восьми общеобразовательных учреждениях. Традиционно инструментом публичной дипломатии РК является взаимное сотрудничество между корейскими и узбекскими университетами. Примером одного из такого сотрудничества публичной дипломатии является открытие в 2014 году кампуса Университета Инха в Ташкенте и международного университета в Фергане [2].

Корейское образование считается престижным для узбекских студентов, что можно заметить по динамике поступления в корейские университеты. Так, с 2013 по 2019 год количество обучающихся из Узбекистана в Корее возросло с 600 до 7400 человек. Динами изменений демонстрирует, что система грантов, государственных и университетских стипендий, финансируемых Министерством образования РК, Корейским Фондом, Академией Корееведения, и другими организациями эффективно работает на популяризацию образования и имидж Республики Корея [24].

Кроме этого, в сфере интересов корейской стороны и система дошкольного образования. В ходе совместного дошкольного образовательного проекта, Южная Корея построила первый детский сад в Узбекистане, где дети получили возможность знакомиться с корейской культурой, народными инструментами, музыкой, танцами и культурой в целом. Южной Корее удается выстраивать диалог с Узбекистаном в образовательной области на долгосрочной основе. Доказательством служит системная помощь правительства РК университетам для открытия своих кампусов в Узбекистане, где происходит подготовка специалистов в различных областях, таких как технологии, бизнес, дошкольное образование, медицина, архитектура и дизайн, и других областях с перспективой социально-экономического развития. Постановление президента Республики Узбекистан о мерах по дальнейшему расширению и укреплению сотрудничества между Республикой Узбекистан и Республикой Корея [7].

Векторы развития сотрудничества Казахстана с РК также во многом пересекаются с Узбекистаном, но тем не менее находят и отличия между подходами публичной дипломатии к Казахстану. Так, с 2004 года правительство Кореи начало активно продвигать свою первую экономическую «Всеобъемлющую центрально-азиатскую инициативу». В 2009 года началась новая фаза сотрудничества Казахстана и Республики Корея. Лидеры двух стран обозначили начало развития стратегического двустороннего и многостороннего партнерства по ключевым направления, включающее в себя инфраструктурные, энергетические, цифровые, автомобильные, образовательные и культурные проекты, оформленные как инициатива «Новая Азия» корейским презентом Ли Мен Баком. Далее последовала «Евразийская инициатива» Пак Кын Хе, целью которой было вовлечение всех участников евразийского пространства в развитие экономического потенциала региона.

Мун Чжэ Ин предложил сотрудничать в рамках новой «Северной политики», которая включала в себя дальнейшее развитие важнейших сфер, а также вовлечение Северной Кореи в экономическое сотрудничество посредством публичной и экономической дипломатии. Помимо этого, Республика Корея запустила диалоговые площадки странами Центральной Азии через такие платформы, как Форум сотрудничества Корея-Центральная Азия с 2007 года, Деловой Совет Корея-Центральная Азия в 2020 году и Секретариат Форума сотрудничества Корея-Центральная Азия [12]. Казахстан обладает богатыми природными ресурсами, что привлекает корейских инвесторов вкладывать большие деньги в развитие добывающей промышленности. Тем самым Казахстан является лидером по инвестициям, а также экспортером, на которого приходится 51% центрально-азиатского экспорта в РК [1].

Стоит отметить, что в Казахстане инструменты публичной дипломатии Кореи стали работать еще с 1995 года, когда было подписано «Соглашение о культурном, научном и технологическом сотрудничестве». Формированию благоприятного имиджа Кореи в республике способствовало творчество «Халлю», которое ориентировалось на молодежь, традиционную музыку, гастрономию, образование, косметику, бытовую технику, товары электроники, а также через корейский культурный центр в Астане [20]. Благодаря положительному имиджу, страны с развитыми передовыми технологиями, Казахстан открыл в Алматы совместно с корейскими партнера уникальный медицинский центр “SmartHealth” [20].

Развитие науки и образования серьезно востребовано для внутреннего развития Казахстана. И в связи с этой необходимостью Казахстан заключил соглашение с Корейским Агентством международного сотрудничества (KOICA), которое выделило 10,2 млн. долларов США на развитие научно-технической базы в казахстанских университетах с 2010 г. Республика Корея организовала ряд экскурсий, семинаров и заграничных поездок для специалистов из Республики Казахстан, с целью повышения качества уровня образовательного сотрудничества, что в итоге способствовало установлению межвузовских связей и введению корейского языка в образовательную программу казахстанских университетов [18]. Южная Корея и Казахстан проводят активно тематические выставки, приуроченные к знакомым событиям в двусторонних отношениях. Примером могут послужить выставки «Золотая Земля человека, Казахстан» в Национальном центральном музее Кореи, организованным Национальным музеем Казахстана в период с 27 ноября 2018 по 28 февраля 2019 года; совместное празднование казахского праздника Наурыз 22-28 апреля 2019 года; 2022 год объявление Кореей года казахстанского взаимного культурного обмена и ряд других мероприятий [21]. Самым перспективным направлением, развитию которого способствует публичная дипломатия в Казахстане является помощь в привлечении и налаживании новых бизнес-контактов и развитие инвестиционного потенциала двух стран. На сегодняшний день, в Казахстане реализуются проекты таких компаний, как “LG Electronics”, “Kolon”, “Dongil Construction”, “KNOC”, “Lotte Confectionery” и другие. В 2019 по 2022 гг. с Мун Чжэ Ином было заключено 58 проектов, в рамках программы «Свежий ветер», которые включали в себя 10 направлений инвестиций в области строительства, транспорта, логистики, горнодобывающей промышленности, металлообработки, ИКТ, киберпространство, энергетика, здравоохранение и финансы [4].

Таким образом, Узбекистан и Казахстан рассматриваются Республикой Кореей как два стратегически приоритета, исходя из внешнеполитических интересов государства. По отношению к Узбекистану и Казахстану РК применяет схожую стратегию публичной дипломатии. И в Узбекистане, и в Казахстане высока роль корейской диаспоры, реализуется сотрудничество как в двустороннем, так и в многостороннем форматах. Однако, по количеству инвестиций Казахстан лидирует. Инструменты корейской публичной дипломатии выступают эффективным способом установления бизнес связей, продвижения своих товаров на региональный рынок, способствуют привлечению рабочей силы и формирования доверия и положительного образа Кореи в этих странах.

Если рассматривать киргизо-корейские отношения в контексте экономических отношений и публичной дипломатии, то стоит обозначить, что президент Республики Кыргызстана дважды посетил РК с официальным визитом в 1997 и 2013 гг., было заключено порядка 40 соглашения по ключевым сферам сотрудничества. Интерес корейского бизнеса к Киргизии резко возрос в 2010 г. из-за рестрикций Китая и потребности полезных редкоземельных материалов, используемых в производстве электроники. В 2011 г. РК разработала программу поиска полезных ископаемых в Республике Кыргызстан, где также присутствуют залежи золота и урана, что привлекает иностранных инвесторов развивать металлургическую отрасль в этой стране [2].

Республика Корея нацелена инвестировать в бизнес-проекты, связанные с развитием гидроэнергетики, туризма, строительства жилых домом, горнодобывающая промышленность и другие. Такой экономический подход к Кыргызстану со стороны РК обусловлен и мотивами публичной дипломатии. Инвестиции в развитие туризма напрямую относятся к целям публичной дипломатии РК. Так, корейские инвесторы развивают туризм, курорты и инфраструктуру в районе живописного места – озера Иссык-Куль, для привлечения большего числа туристов в данный регион [23].

Благоприятным фактором для РК стало объявление Правительством Таджикистана «Национальной стратегии развития на 2016-2030 гг.», где отмечен многосторонний формат сотрудничества по вопросам экономики, финансов и образования с различными странами, в том числе и с Южной Кореей. В 2021 году после встречи представителей МИД РК и Таджикистана объявили о развитии культурных и образовательных связей в практической плоскости. Для таджикских студентов была упрощена система выдачи виз; квота на получение образования с 2019 по 2021 гг. увеличилась с 9 до 18 человек. По оценкам Сеула, в 2019 году «Корейский уголок» по популяризации корейского языка, образования, культуры, корейских течений в большой Национальной библиотеке стал самым лучшим в Центральной Азии [10]. В рамках данных мероприятий корейские университеты приглашают к себе новых абитуриентов и локализируют корейскую учебную программу, материалы в национальные университеты в Таджикистане, которые заключили с ними соглашения. «Национальная стратегия развития на 2016-2030 гг.» также отражает необходимость развития дошкольного и университетского образования в Таджикистане, создании эффективной учебной программы, повышение качества образования, информатизация классов, а также равноправие в получение образования среди населения. Республика Корея стала активно инвестировать в образовательные глобальные проекты в Таджикистане. В апреле 2023 года корейский университет Сынканг, в рамках «Проекта поддержки образования» начал разработку инициативы замены лифтов в университетах Таджикистана, куда были привлечены две заинтересованные компании Avisena Group и Talco Group, обсудившие также дальнейшие совместное обслуживание данных оборудований и перспективы трудоустройства молодых специалистов в данной отрасли. Таким образом, наблюдается тесный запрос на развитие экономики и образования в Таджикистане при участии корейских специалистов.

Туркменистан является самой закрытой страной в Центральной Азии. Туркмено-корейские отношения носят прагматичный, политико-экономический характер. Укрепление двусторонних отношений началось с 2016 года, когда высокопоставленные чиновника двух стран провели раунд двусторонних переговоров, где обсуждались вопросы безопасности на Корейском полуострове, культурная, экономическая, инвестиционная и дипломатическая кооперация между двумя странами [3].

Республика Корея отметила позитивное и конструктивное политическое развитие корейско-туркменских отношений, после того как Туркменистан поддержал позиции Сеула по денуклеаризации Корейского полуострова. Также стороны подтвердили приверженность проводить частые встречи на официальном уровне. Туркменистан является одной из богатейших стран мира по запасам нефти и газа, что привлекает корейских инвесторов развивать нефтегазовый сектор. Правительство Туркменистана поставило цель построить три нефтеперерабатывающих завода и увеличить мощность уже существующих предприятий в шесть раз к 2030 году, привлекая иностранных инвесторов. Так, в 2009 году началось строительство на сумму 1,48 млрд. долларов крупного газоперерабатывающего завода от компаний “LG” и “Hyundai”. В 2015 году у Каспийского моря был построен нефтеперерабатывающий завод Туркменбаши, проинвестированный такими крупными компаниями, как “Hyundai Engineering” [5]. Культурно-образовательное сотрудничество между РК и Туркменистаном базируется на Соглашении о культуре и правах человека № 2418. На сегодняшний день в Ашхабаде существует только один Национальный университет мировых языков Азади, который специализируется на корейском языке и проводит дни Хангыля. В 2019 году был открыт Институт Седжонга при поддержке президента Фонда Кан Хен Хва и министра образования Турменистана. Первый туркмено-корейский словарь был издан в 2014 году при содействии университета Донг. Ежегодно по 10 студентов выпускается из университета Донг, но запланировано, что количество выпускаемых студентов увеличится до 40 человек. Два раза в год проводятся дни корейской культуры, в культурную программу которого, входят семинары по корееведеению, постановка спектаклей, проведения соревнований по тхэквондо, просмотры корейских фильмов, показов моды и другие[6]. Стоит отметить, что в Туркменистане действует цензура и не все корейское культурное присутствие может быть реализовано в полном объеме, однако РК имеет возможность работать и в этой стране.

Роль корейских диаспор

Для Республики Корея важную роль играет корейская диаспора. Работа с диаспорой считается ключевым инструментом в публичной дипломатии РК в рамках продвижения позитивного национального имиджа за рубежом. «Коре-сарам» (этнические корейцы) имеют существенные представительства в республиках Центральной Азии. Например, в Узбекистане корейская диаспора является крупнейшей диаспорой корейцев (178 000 человек) в Центральной Азии и пятой по всему миру. Эти люди хорошо интегрированы в узбекское общество и воспринимаются в Сеуле «послами» публичной дипломатии РК, поскольку занимают правительственные должности в государстве, имеют возможности содействовать культурному и экономическому сотрудничеству с Республикой Корея.

Особенностью публичной дипломатии РК в Узбекистане является то, что в рамках публичной дипломатии, она запускает ряд программ по вовлечению диаспоры в сотрудничество с их исторической родиной. Корейская диаспора помогает выстраивать взаимоотношения с местными жителями, повышать уровень доверия к «корейскому бренду», а также помогает узбекскому бизнесу выходить на корейский рынок. В 2019 году «коре-сарам» получили от правительства РК статус иностранного соотечественника, были внесены поправки в законодательство о положении въезда или выезда для этнических корейцев, которые уравнивали их в правах с местным населением, что раньше не входило в практику Сеула. Такая политика по привлечению «коре-сарам» отвечает еще одним скрытым национальным интересам, а именно возвращению корейцев на родину, с целью преодоления демографической ямы и повышения экономического благосостояния страны, за счет обеспечения рабочей силы. Таким образом, Корея уделяет особое внимание к диаспоре, что нельзя недооценивать в публичной дипломатии.

Сотрудничество РК и Казахстана затрагивает вопросы глобальной и региональной безопасности. Казахстан поддерживает Корею по вопросам денуклеаризации и демилитаризации Северной Кореи во всех форматах. В то время как Сеул продвигает идеи борьбы с терроризмом в Центральной Азии в целях формирования стабильного и процветающего данного региона. Как в Узбекистане, так и в Казахстане проживают «коре-сарам» (110 000 человек), целевая группа публичной дипломатии Кореи, которым уделяется должное внимание со стороны правительства в таком же формате, что и в Республике Узбекистан, но работа осуществляется через Ассоциацию корейцев Казахстана и Культурный корейский центр в Нур-Султане [20].

Граждане Казахстана проявляют не меньший интерес к Корее, что показывают нам данные об увеличении проживания казахов за рубежом с 2014 по 2021 гг. Количество возросло с 3000 до 30 000 за 7 лет. 2017 года профессор Ли Гын Чжун в Казахстане на открытом семинаре по публичной дипломатии отметил, что «сегодня для продвижения корейского имиджа необходимо все активнее вовлекать корейскую диаспору в экономические процессы, а также активно развивать сеть корееведение» [9].

Культурные и образовательные связи помогают устанавливать более тесные отношения между правительством и бизнесом РК и Киргизией. В 2001 году в Бишкеке был открыт Кыргызско-корейский центр доступа к информации и Корейский образовательный центр, который занимается продвижением корейского языка, корееведения, популяризацией корейского образования, бренда и взаимодействием с корейской диаспорой, которая насчитывает 19 000 человек. С 1989 года диаспора стремилась организоваться в различные ассоциации и организации и сотрудничать с остальными этническими корейцами СНГ, в целях сохранения корейской культуры и языка. Считается, что «Коре-сарам» традиционно служат мостом между РК и Южной Кореей по налаживанию связей.

Корейское образование является эффективным инструментом публичной дипломатии в Киргизии. При Администрации Ли Мен Бака и Мун Чжэ Ина основной акцент в корейско-киргизских отношениях делался на предоставление образовательных грантов, стипендий через программы Корейского Фонда, Глобальной корейской стипендии, Корейского агентства международного сотрудничества, Зарубежного фонда корейцев и другие. В целях углубления сотрудничества каждый год РК увеличивает количество квот для киргизских студентов. С 2019 года по 2021 было была увеличена квота с 19 до 36 человек

Публичная дипломатия развивается не так интенсивно в Ашхабаде, по сравнению с остальными странами в ЦА. Фактор диаспоры на сегодняшний день незначительный в Туркменистане (всего 1000 человек), так как там проживает самое небольшое число корейцев. Интерес к корейской культуре возник благодаря «Корейской волне», но все равно находится на самом низком уровне. Получение гранта или приглашения на учебу в Корею осуществляется через правительственные структуры, а не по линии специализированных фондов, как в остальных республиках. Еще меньше возможности использовать фактор диаспор в Таджикистане, где проживает всего около 800 корейцев. Здесь Сеул делает ставку на экономические связи, образовательные контакты для укрепления сотрудничества РК и РТ.

Заключение

Таким образом, инструменты публичной дипломатии, продвигаемые Республикой Корея довольно разнообразны. Правительство РК уделяет огромное внимание продвижению публичной дипломатии в регионе для расширения политического диалога и экономических связей. Формированию своего позитивного имиджа в регионе применяются разнообразные инструменты, среди которых формирование устойчивых политических контактов, этому способствует форумная дипломатия и регулярные встречи в рамках «Форума сотрудничества РК и ЦА». Наибольшим успехов в регионе пользуются образовательные проекты и культурные связи, формирующие благоприятное отношение к всему корейскому на общественном уровне. Свою роль вносит и вклад корейской диаспоры, на которую тоже делается ставка по линии корейского правительства. Однако, этот инструмент наиболее активно работает в Узбекистане, Казахстане и Киргизии, где проживает наибольшее число этнических корейцев. Продвижения корейской культуры и искусства, культурные обмены, организация международных выставок в престижных галереях и музеях при активной работе со СМИ, образовательные обмены и рабата с молодежью способствуют популяризации информации о РК и способствуют продвижению корейских брендов на центрально-азиатский рынок, а также способствует интенсификации экономических связей.

Список литературы

1. Ахматилина, А. Центральная Азия и Южная Корея: в поисках возможностей для наращивания сотрудничества. – 2021. – Текст: электронный. – URL: https://cabar.asia/ru/tsentralnaya-aziya-i-yuzhnaya-koreya-v-poiskah-vozmozhnostej-dlya-narashhivaniya-sotrudnichestva.

2. Взаимное доверие и интерес – главные принципы особого стратегического партнерства. Текст: электронный. – 2021. – URL: https://xs.uz/ru/post/vzaimnoe-doverie-i-interes-glavnye-printsipy-osobogo-strategicheskogo-partnerstva.

3. Группа Глобальной поддержки образования Лицзянского университета посетила Таджикистан (승강기대학교 글로벌 교육지원 사업단, 타지키스탄 현지 방문). – 2022. – URL: https://www.electimes.com/news/articleView.html?idxno=305344.

4. Корейско-казахстанское многогранное сотрудничество с текущим будущим (전문가오피니언_한국-카자흐스탄 간 다방면 협력의 현재와 미래). – 2022. – URL:https://www.kiep.go.kr/aif/issueDetail.es?brdctsNo=336602&mid=a10200000000&&search_option=&search_keyword=&search_year=&search_month=&search_tagkeyword=&systemcode=04&search_region=04011000&search_area=&currentPage=1&pageCnt=10.

5. Меморандум о взаимопонимании по созданию производственного предприятия (코리아모빌리티, 타지키스탄 가이유그룹과 10만평 규모 모빌리티 생산공장 설립 MOU 체결). – 2023. – URL: https://www.koreaittimes.com/news/articleView.html?idxno=121008.

6. План основных мероприятий МИД Республики Корея на 2019 г. (년 외교부 주요업무 추진계획 / 외교부. – 서울, 2019. – 2 쪽) URL: http://www.mofa.go.kr/www/brd/m_4080/view.do?seq=369060.

7. Постановление президента Республики Узбекистан о мерах по дальнейшему расширению и укреплению сотрудничества между Республикой Узбекистан и Республикой Корея. Текст: электронный. – 2019. – URL: https://lex.uz/acts/4381089.

8. Секретариат Форума «Центральная Азия – Республика Корея» // https://www.kf.or.kr/korcenRus/na/ntt/selectNttInfo.do?mi=1869&nttSn=114935&bbsId=1336.

9. Семинар по публичной дипломатии Корея-Казахстан 2017 (2017 한국-카자흐스탄 공공외교세미나). – 2017. – URL: http://canks.asia/2016-04-06-16-08-42/20-2017-5-5-6.html.

10. Состояние системы продвижения публичной дипломатии в Корее (우리나라 공공외교의 추진체계 현황과 개선과제). – 2022. – URL: https://www.nars.go.kr/report/list.do?cmsCode=CM0156.

11. Средне- и долгосрочная торговая стратегия Кореи Политическая экономия и торговая стратегия «мягкой силы» // 한국의 중장기 통상전략의 정치경제와 소프트파워 통상전략. – 2023. – URL: https://www.kiep.go.kr/.

12. Юн, Сок Хак. Национальный имидж Кореи в Центральной Азии (윤성학 중앙아시아에서 한국의 국가이미지) / Экономическое развитие. – 2010. – URL: https://www.kiep.go.kr/gallery.es?mid=a10101010000&bid=0001&list_no=1495&act=view.

13. Муратбекова, А. Казахстанско-южнокорейские отношения в свете визита Президента Токаева / Текст: электронный. – Институт евразийских исследований. – 2021. – URL: https://www.eurasian-research.org/publication/kazakhstan-south-korea-relations-in-the-light-of-the-visit-of-president-tokayev/.

14. 15 лет Форуму сотрудничества Республика Корея – Центральная Азия: достижения и задачи // https://www.kf.or.kr/korcenRus/na/ntt/selectNttInfo.do?mi=1869&nttSn=114935&bbsId=1336.

15. Country Partnership Strategy / ODA Korea. URL: http://www.odakorea.go.kr/eng.policy.CountryPartnershipStrategy.do.

16. “Global Soft Power Index” за 2023 г. // https://static.brandirectory.com/reports/brand-finance-soft-power-index-2023-digital.pdf.

17. Information on the Region. Central Asia // https://www.mofa.go.kr/eng/wpge/m_21618/contents.do.

18. Kazakhstan Sees South Korea as Ideal Partner in Pragmatic Diplomacy / The Astana Times. – 2023. – URL: https://astanatimes.com/2023/04/kazakhstan-sees-south-korea-as-ideal-partner-in-pragmatic-diplomacy/.

19. Khakimov, O. Uzbekistan – Korea: Prospects for Economic Collaboration. – 2021. – https://review.uz/en/post/uzbekistan-koreya-perspektiv-ekonomicheskogo-sotrudnichestva.

20. Kim, G. Korean-Kazakhstan Relations and Korea’s Public Diplomacy / Academia. URL: https://www.academia.edu/3167101/Korean_Kazakhstan_Relations_and_Koreas_Public_Diplomacy_.

21. Kosimov, A. Soft power of the Republic of Korea to the countries of Central Asia / Eurasian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2022. – URL: https://geniusjournals.org/index.php/ejhss/article/download/1362/1204/1379.

22. Choi, Kwang-jin. The Republic of Korea’s Public Diplomacy Strategy: History and Current Status. – URL: https://uscpublicdiplomacy.org/sites/uscpublicdiplomacy.org/files/The%20Republic%20of%20Korea%27s%20Public%20Diplomacy%20Strategy%20Web%20Ready_2.3.19.pdf.

23. Statistics Arrivals & Departures by year / Korea Tourism Organization. URL:https://kto.visitkorea.or.kr/eng/tourismStatics/keyFacts/KoreaMonthlyStatistics/eng/inout/inout.kto.

24. Steane, N. South Korea’s Public Diplomacy Actors in Uzbekistan / European Journal of Korean Studies. – 2022. – URL: https://www.researchgate.net/publication/366311983_South_Korea's_Public_Diplomacy_Actors_in_Uzbekistan.

25. Yun, Young Cho. Public Diplomacy and South Korea’s Strategies / The Korean Journal of International Studies. – 2012. URL: https://uscpublicdiplomacy.org/sites/uscpublicdiplomacy.org/files/The%20Republic%20of%20Korea%27s%20Public%20Diplomacy%20Strategy%20Web%20Ready_2.3.19.pdf.

References

1. Ahmatilina, A. Central'naja Azija i Juzhnaja Koreja: v poiskah vozmozhnostej dlja narashhivanija sotrudnichestva. – 2021. – Tekst: jelektronnyj. – URL: https://cabar.asia/ru/tsentralnaya-aziya-i-yuzhnaya-koreya-v-poiskah-vozmozhnostej-dlya-narashhivaniya-sotrudnichestva.

2. Vzaimnoe doverie i interes – glavnye principy osobogo strategicheskogo partnerstva. Tekst: jelektronnyj. – 2021. – URL: https://xs.uz/ru/post/vzaimnoe-doverie-i-interes-glavnye-printsipy-osobogo-strategicheskogo-partnerstva.

3. Gruppa Global'noj podderzhki obrazovanija Liczjanskogo universiteta posetila Tadzhikistan (승강기대학교 글로벌 교육지원 사업단, 타지키스탄 현지 방문). – 2022. – URL: https://www.electimes.com/news/articleView.html?idxno=305344.

4. Korejsko-kazahstanskoe mnogogrannoe sotrudnichestvo s tekushhim budushhim (전문가오피니언_한국-카자흐스탄 간 다방면 협력의 현재와 미래). – 2022. – URL:https://www.kiep.go.kr/aif/issueDetail.es?brdctsNo=336602&mid=a10200000000&&search_option=&search_keyword=&search_year=&search_month=&search_tagkeyword=&systemcode=04&search_region=04011000&search_area=&currentPage=1&pageCnt=10.

5. Memorandum o vzaimoponimanii po sozdaniju proizvodstvennogo predprijatija (코리아모빌리티, 타지키스탄 가이유그룹과 10만평 규모 모빌리티 생산공장 설립 MOU 체결). – 2023. – URL: https://www.koreaittimes.com/news/articleView.html?idxno=121008.

6. Plan osnovnyh meroprijatij MID Respubliki Koreja na 2019 g. (년 외교부 주요업무 추진계획 / 외교부. – 서울, 2019. – 2 쪽) URL: http://www.mofa.go.kr/www/brd/m_4080/view.do?seq=369060.

7. Postanovlenie prezidenta Respubliki Uzbekistan o merah po dal'nejshemu rasshireniju i ukrepleniju sotrudnichestva mezhdu Respublikoj Uzbekistan i Respublikoj Koreja. Tekst: jelektronnyj. – 2019. – URL: https://lex.uz/acts/4381089.

8. Sekretariat Foruma “Central'naja Azija – Respublika Koreja” // https://www.kf.or.kr/korcenRus/na/ntt/selectNttInfo.do?mi=1869&nttSn=114935&bbsId=1336.

9. Seminar po publichnoj diplomatii Koreja-Kazahstan 2017 (2017 한국-카자흐스탄 공공외교세미나). – 2017. – URL: http://canks.asia/2016-04-06-16-08-42/20-2017-5-5-6.html.

10. Sostojanie sistemy prodvizhenija publichnoj diplomatii v Koree (우리나라 공공외교의 추진체계 현황과 개선과제). – 2022. – URL: https://www.nars.go.kr/report/list.do?cmsCode=CM0156.

11. Sredne- i dolgosrochnaja torgovaja strategija Korei Politicheskaja jekonomija i torgovaja strategija “mjagkoj sily” // 한국의 중장기 통상전략의 정치경제와 소프트파워 통상전략. – 2023. – URL: https://www.kiep.go.kr/.

12. Jun, Sok Hak. Nacional'nyj imidzh Korei v Central'noj Azii (윤성학 중앙아시아에서 한국의 국가이미지) / Jekonomicheskoe razvitie. – 2010. – URL: https://www.kiep.go.kr/gallery.es?mid=a10101010000&bid=0001&list_no=1495&act=view.

13. Muratbekova, A. Kazahstansko-juzhnokorejskie otnoshenija v svete vizita Prezidenta Tokaeva / Tekst: jelektronnyj. – Institut evrazijskih issledovanij. – 2021. – URL: https://www.eurasian-research.org/publication/kazakhstan-south-korea-relations-in-the-light-of-the-visit-of-president-tokayev/.

14. 15 let Forumu sotrudnichestva Respublika Koreja – Central'naja Azija: dostizhenija i zadachi // https://www.kf.or.kr/korcenRus/na/ntt/selectNttInfo.do?mi=1869&nttSn=114935&bbsId=1336

15. Country Partnership Strategy / ODA Korea. URL: http://www.odakorea.go.kr/eng.policy.CountryPartnershipStrategy.do.

16. “Global Soft Power Index” za 2023 g. // https://static.brandirectory.com/reports/brand-finance-soft-power-index-2023-digital.pdf.

17. Information on the Region. Central Asia // https://www.mofa.go.kr/eng/wpge/m_21618/contents.do.

18. Kazakhstan Sees South Korea as Ideal Partner in Pragmatic Diplomacy / The Astana Times. – 2023. – URL: https://astanatimes.com/2023/04/kazakhstan-sees-south-korea-as-ideal-partner-in-pragmatic-diplomacy/.

19. Khakimov, O. Uzbekistan – Korea: Prospects for Economic Collaboration. – 2021. – https://review.uz/en/post/uzbekistan-koreya-perspektiv-ekonomicheskogo-sotrudnichestva.

20. Kim, G. Korean-Kazakhstan Relations and Korea’s Public Diplomacy / Academia. URL: https://www.academia.edu/3167101/Korean_Kazakhstan_Relations_and_Koreas_Public_Diplomacy_.

21. Kosimov, A. Soft power of the Republic of Korea to the countries of Central Asia / Eurasian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2022. – URL: https://geniusjournals.org/index.php/ejhss/article/download/1362/1204/1379.

22. Choi, Kwang-jin. The Republic of Korea’s Public Diplomacy Strategy: History and Current Status. – URL: https://uscpublicdiplomacy.org/sites/uscpublicdiplomacy.org/files/The%20Republic%20of%20Korea%27s%20Public%20Diplomacy%20Strategy%20Web%20Ready_2.3.19.pdf.

23. Statistics Arrivals & Departures by year / Korea Tourism Organization. URL:https://kto.visitkorea.or.kr/eng/tourismStatics/keyFacts/KoreaMonthlyStatistics/eng/inout/inout.kto.

24. Steane, N. South Korea’s Public Diplomacy Actors in Uzbekistan / European Journal of Korean Studies. – 2022. – URL: https://www.researchgate.net/publication/366311983_South_Korea's_Public_Diplomacy_Actors_in_Uzbekistan.

25. Yun, Young Cho. Public Diplomacy and South Korea’s Strategies / The Korean Journal of International Studies. – 2012. URL: https://uscpublicdiplomacy.org/sites/uscpublicdiplomacy.org/files/The%20Republic%20of%20Korea%27s%20Public%20Diplomacy%20Strategy%20Web%20Ready_2.3.19.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.