УДК 930.85
КОРЕЙСКАЯ ПОП-КУЛЬТУРА В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Степанова В.С., Панченко О.Л.
[email protected] Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. Корейская культура в течение последних двух десятилетий активно завоевывает сердца миллионов людей по всему миру и Россия не оказалась в стороне. Уже несколько лет россияне смотрят корейские сериалы и слушают корейскую музыку, но поп-культура не ограничивается одним лишь этим. На самом деле это коммерческие и идеологическое предприятие, с помощью которого в конце 90-х было решено поднимать экономику страны. Сюда входит не только музыка и кинематограф, а еще и косметика, мода, кулинария, туризм, спорт, СМИ и многое другое. Целый национальный проект, на развитие и продвижение которого власти Южной Кореи тратят большие деньги. «Корейская волна» проходила в три этапа: сначала были сериалы, после подключилась музыка, третьим этапом стало общее увлечение корейской культурой, а сейчас говорят и о четвертой волне, которая связана с медиакоммуникацией. Вот так незаметно, шаг за шагом Корея заставила весь мир пользоваться своей продукцией, путешествовать в свою страну и пропагандировать корейскую культуру. И, несмотря на то, что многие россияне, приобретающие корейские товары, совсем не заинтересованы в Южной Корее как в стране, они все же стали частью общего потока «Корейской волны».
Ключевые слова: корейская волна, Халлю, поп-культура, туризм, Южная Корея.
Введение
Зарубежная поп-культура в России, и ее влияние на устоявшиеся привычки населения - явление далеко не новое и уже имело место быть в нашей истории. Россияне учат иностранные языки, едят национальные блюда другой страны, интересуются зарубежной модой, книгами, фильмами, шоу и развлечениями.
Во времена Петра I в России наблюдалась «немецкая волна», в основном она была североевропейской, но с преобладанием английской и голландской над немецкой составляющей. Уклад российского дворянства навсегда изменили бритые бороды, мужские парики, кофе, язык и прочие заморские утехи.
В эпоху Наполеона наблюдалась «французская волна». Язык, философские учения, книги. Манеры поведения, одежда, еда и вина.
Во времена СССР наблюдалась «британская волна», с бондианой1 и битломанией2. Широкого распространения эта волна из-за коммунистов не получила, но и ликвидировать ее тоже не удалось.
И вот, несколько лет назад, а именно в период с 2010 до 2012 год произошел так называемый «корейский бум». За довольно короткий срок Южная Корея успела захватить сердца тысячи людей по всей нашей стране. Сначала разберемся с тем, как же все-таки называть данное явление.
1 Бондиана - место действия новелл о Джеймсе Бонде.
2 Битломания (англ. Beatlemania) — термин, возникший в 1960-е годы, описывающий состояние сильной, граничащей с сумасшествием, любви к группе «Битлз» (The Beatles).
Обзор литературы
Изучению феномена корейской поп-культуры посвящен ряд работ современных авторов. Данный феномен разобран в работах А.Н. Ланькова [2], Л. Чэна (Cheng) [6], Д. Шима (Shim) [10]. Отдельные аспекты рассмотрены в работах Е.В. Аигиной [1], Р. Кима (Kim) [7]. Некоторые особенности корейской культуры отражены в других работах [4; 5; 8; 9].
Методы исследования
В статье использован теоретический анализ источников, анализ данных статистики, обзорный анализ информационных ресурсов. Применены методы исторического и сравнительного анализа. Ведущим методом выступил кросс-культурный анализ.
Результаты исследования
Само понятие «поп-культура» (или массовая культура) зародилось в 3040-х годах прошлого столетия, а серьезно его изучать начали только в 1960-е гг. Массовая культура имеет множество научных формулировок. И все они базируются на одном и том же: под этим явлением они понимают широко распространенные в каком-либо обществе разные культурные элементы. Приставка «поп» культура приобретает в том случае, если она становится широко известна среди всех слоев населения, доступна и понятна каждому, а также привлекает внимание новизной и яркими образами. В средствах массовой информации приставку «поп» интерпретируют как сокращение от слова популярный. Корейская волна или Халлю3 - понятие далеко не новое, но до нас дошло только в 10-е годы XXI века [1; 5]. Оно относится к распространению современной культуры Южной Кореи по всему миру. Этот термин начали использовать в середине 1990-х гг., его авторами стали журналисты из Пекина, которые были поражены столь быстрорастущей популярностью в Китае южнокорейской индустрии развлечений.
Отчего же такое масштабное культурное явление получило столь сильный толчок? В начале 1990-х гг. для развития страны был разработан 10-летний план, один из пунктов которого включал глобализацию корейской культуры [2]. Тогда, конечно, имелась в виду культура классическая. У корейцев в основе стояло желание изменить у иностранцев ассоциации со своей страной (Корейской войной, воинственным соседом - Северной Кореей, достижениями технопрома: автомобили, компьютеры и бытовая техника), они хотели, чтобы мир узнал об их искусстве и богатом духовном наследии. Но в 1997 году, когда экономический кризис поразил и Южную Корею и вера в процесс индустриальной модернизации пошатнулась, в стране быстро начало распространяться так называемое «со-циетальное»4 движение. Его представители считали, что путь к преодолению кризиса лежит в привлечении иностранных инвестиций в индустрию шоу-
3 Халлю - (англ. На11уи, кор. корейский, Щ- волна, бум, вихрь).
4 Социетальный - самый широкий уровень социальной системы, означающий рассмотрение общества как совокупности наиболее сложных и крупных систем с развитыми и разветвленными социальными структурами, институтами и организациями, которые тесно связаны друг с другом и взаимодействуют, выполняя многочисленные функции.
бизнеса, ведь, именно эта индустрия хорошо окупается, а также в развитии экспорта медиаконтента и сферы сопутствующих услуг. То есть «Корейская волна» зародилась естественным образом, а правительство, почувствовав потенциал, вовремя поддержало и обеспечило комфортные условия для продвижения [7; 10]. Стоит сказать, что первая прибыль пошла уже через несколько лет, когда о моде на все корейское заговорили все. Экономика страны не только встала на ноги, но и пошла в уверенный рост, особенно, кстати, за счет туризма, который получил бурное развитие с 1990-х годов. Министерство культуры на его базе создало Корейское агентство креативного контента5, вместе они задействуют все направления «Халлю» для того, чтобы усилить интерес иностранцев к корейскому культурному туризму. Руководство Южной Кореи разумно считает, что «Корейская волна» содействует созданию благоприятного представления о стране за рубежом, повышает конкурентоспособность государства и, в конечном итоге, делает корейские товары более популярными. А это уже считается прямой экономической выгодой. Поддержка «Корейской волны» до сих пор считается одним из самых важных направлений государственной политики. По некоторым данным, Сеул - столица Южной Кореи в настоящее время оказывает финансовую поддержку развитию поп-культуры страны в размере более миллиарда долларов ежегодно [9]. Для сравнения: в других странах эта цифра по данному направлению в несколько десятков раз меньше [10].
Корейская волна стала распространяться в Китае и Юго-Восточной Азии в 2000-х, в Японии в 2003-2005-м, а с 2005-го перешла на Средний Восток, Восточную Европу, Латинскую Америку и Африку. Двигателем Корейской волны во время экономического кризиса 1990-х были сериалы, в 2000-х K-pop стал играть главную роль, к 2010-м годам относят третью волну, которая связана с общим увлечением корейской культурой. Забегая вперед, можно сказать, что сейчас говорят уже о четвертой волне, которая, в свою очередь, связана с социальными медиа и генерацией пользовательского контента.
В докладе Института экономических исследований «Sumsung»6 Корейская волна расценивается как инструмент, вовлекающий иностранцев в продажи корейских товаров [8]. Изначально иностранцы становятся потребителями музыки и сериалов. Затем покупают косметику, одежду, аксессуары и посещают Корею, после приобретают корейскую электронику и предметы быта и, наконец, предпочитают корейский образ жизни и культуру.
Если сравнить политику Кореи с политикой ее азиатских соседей, то мы увидим, что Южная Корея изначально представляла контент, который максимально приближен к мировым тенденциям массовой культуры, без сильного углубления в свой локальные или идиоматические культурные
5 The Korea Creative Content Agency (KOCCA) - южнокорейское правительственное агентство, которое связано с Министерством культуры, спорта и туризма и отвечает за управление культурным контентом. В рамках сотрудничества с Экспортно-импортным банком Кореи агентство предоставляет кредиты небольшим компаниям, производящим такие культурные продукты, как телешоу, фильмы, игры и анимационные сериалы.
6 Институт экономических исследований Самсунг (Samsung Economic Research Institute (SERI) - это аналитический центр частного сектора в Южной Корее, охватывающий различные области, от высокотехнологичного сектора страны до исследования проблем и тенденций, формирующих экономическую и деловую среду в Восточной Азии. Он был создан в 1986 году как часть Samsung Life Insurance.
особенности. Подобная мера «обезличивания» продукта очень логична с точки зрения долгосрочной перспективы из-за ослабления или отсутствия культурного отторжения страны, являющейся импортером. Более того, популярность, которая основана на необычных культурных особенностях или экзотике, вскоре начинает приедаться и становится обыденным или даже надоедливым. Это также упрощает процесс локализации культурных продуктов на другие языки.
Говоря о нашей стране, шторм если и не накрыл Россию с головой, то уж точно мягко подмял под себя. Конечно, интерес к Южной Корее россияне начали проявлять примерно в то же время, что и другие страны, но так как в нашу страну данное явление пришло все -таки с опозданием, то только в 2012 году Корея обратила на себя внимание россиян после выхода нашумевшего хита «Gangnam Style» певца PSY7. Видео -ролик стал самым просматриваемым на «YouTube»8 и удерживал эту позицию в течение 5 лет. На данный момент клип посмотрели больше 3 миллиардов человек. Следующий всплеск интереса российской молодежи к корейской поп-культуре был отмечен после выступления на Универсиаде 2013 года в Казани популярной корейской группы EXO9.
Несмотря на то, что данному явлению было придумано специальное название - Халлю, многие российские фанаты не употребляют его в своей речи и считают устаревшим и немодным, ассоциируя его с началом 2000-х годов.
Халлю являет собой яркую демонстрацию глокализации10, когда тенденции современной мировой культуры сливаются с новыми способами выражения национальной культуры. Тогда появляется творческая форма культурной гибридизации, которая позволяет поддерживать местную культуру в мировом контексте. По мнению некоторых исследователей, в «Корейской волне» происходит еще и смешение западной и азиатской культур, что дает больше возможностей для ее дальнейшего развития в культурном и экономическом отношении.
Так поп-культура в наши дни включает в себя кинематограф и мультипликацию, музыку, литературу, дизайн, средства массовой информации (включая комиксы и Интернет), рекламу, туризм, спорт, моду, кулинарию, медицину и множество других элементов. Поп-культура Южной Кореи имеет свою историю, определеннее особенности подготовки и продвижения продуктов, внутреннюю структуру и большое количество последователей особенно в странах Восточной Азии [4; 6].
7 Пак Чэ Сан - южнокорейский исполнитель и автор песен, выступающий под псевдонимом PSY . Известен своими юмористическими видеоклипами и концертными выступлениями.
8 YouTube - видеохостинговый сайт, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. Пользователи могут загружать, просматривать, оценивать, комментировать, добавлять в избранное и делиться теми или иными видеозаписями.
9 Exo - южнокорейско-китайский бойзбенд, основанный в Сеуле в 2011 году компанией S.M. Entertainment. Коллектив дебютировал в 2012 году в составе 12 человек, поделённых в две саб-группы: Exo-K и Exo-M, выпускающих музыку на корейском и китайском языках.
10 Глокализация - это процесс экономического, социального, культурного развития, характеризующийся сосуществованием разнонаправленных тенденций: на фоне глобализации вместо ожидаемого исчезновения региональных отличий происходит их сохранение и усиление.
K-POP MUSIC. Артисты поют и танцуют во многих стилях и направлениях. Это элементы западного электропопа, хип-хопа, современного ритм-н-блюза, технопопа, танцевальной музыки. Обычно тексты песен на корейском языке (музыканты периодически поют и на японском и китайском языках, так как в группах могут участвовать и иностранные участиники), но с припевом на английском. Практически все выступления сопровождаются первоклассными хореографическими номерами. Большинство песен, конечно, про любовь, но исполнители затрагивают в своих тестах и такие важные темы как: дискриминация, издевательства, независимость, обратная сторона славы, дружба, борьба с обществом и многое другое. Клипы необычайно красочные, сочные и зажигательные, отличаются масштабностью, со своим сюжетом и хореографией. Несмотря на то, что корейская музыка имеет свой определенный стиль, она не оторвана от музыкального мира планеты. С корейскими исполнителями сотрудничают такие звезды как: Bruno Mars, Akon, Skrillex, Baauer, M.I.A, CD9, Kanye West, Will.i.am, Missy Elliot, Anna Kendrik, Snoop Dogg, Steve Aoki, Nicki Minaj, Years & Years, Black Eyed Peas, Diplo и другие.
K-POP COVER DANCE. Так как особенностью k-pop является именно аудиовизуал, то здесь не обойтись без зажигательных танцев и ультрамодных луков. Фанаты начали перетанцовывать хореографию своих любимых групп, выкладывать в сеть, а после и принимать участие в танцевальных соревнованиях. Во многих городах России на довольно высоком уровне проводятся cover dance фестивали. Например, K-pop Cover Dance Festival - организован при поддержке корейской телевизионной сети MBC11. Отбор участников проходит в несколько этапов: онлайн-отбор, выступление в своей стране, выступление победителей предыдущего этапа в Южной Корее. На последнем этапе судьями являются сами звезды корейской сцены.
K-DRAMA. Следующим по популярности направлением корейской культуры являются корейские телесериалы, их называют дорамы. Они не были бы так популярны, если бы просто копировали западные фильмы и сериалы и их вариации сюжетов. Корейское телевидение смогло нащупать уникальный рецепт успеха.
Жанры самые разнообразные - это и ситкомы12, и романтические комедии, и просто комедии, и слезливые драмы, и детективы, и вампирские саги, и мистические и исторические сериалы, и экшн, и шпионские триллеры. Есть и ремейки западных или китайских многосерийных фильмов, но уже со своими особенностями. Дорамы - это неординарность, тонкий восточный юмор и глубина вопросов, которые поднимают режиссеры. Здесь можно увидеть универсальные конфуцианские ценности - уважение к старшим, ориентированность на семью, верность долгу и родине. Нельзя не отметить и актерский состав, главные герои все до единого будто сошли с обложек модных журна-
11 Munhwa Broadcasting Corporation (MBC) — южнокорейская телевизионная сеть. По состоянию на 1992 год, это один из трёх основных телеканалов Южной Кореи (вместе с KBS1 и KBS2).
12 Комедия положений, также ситуационная комедия, ситуативная комедия, или ситком (англ. situation comedy, sitcom), — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия.
лов. И, конечно, самое главное, идеальный образ мужчины протагониста. Они заботливые, добрые, уважают женщин и готовы ради своей единственной на все. Естественно, это не может не привлекать прекрасную половину человечества. К слову, идеальный экранный образ там и остается, в реалиях все обстоит немного иначе.
K-COSMETIC/ K-BEAUTY. Корейская косметика сейчас набирает все большую и большую популярность, хотя нельзя сказать, что до этого ее не оценивали по достоинству, просто раньше ее сложно было достать. А сегодня уже почти во всех магазинах есть отдельные стеллажи с корейской косметикой, хотя, конечно, цена в определенной степени дороже, чем при покупке в самой Корее. И все же корейская косметика пользуется спросом. Она эффективна, экологична и экзотична. Корейские производители выпускают средства, отталкиваясь от основных запросов потребителей и в соответствии с основными требованиями к изготовляемой косметике. Выпускаются косметические средства для ухода за волосами, кожей лица и тела для разных возрастных групп, а также декоративная косметика. Все баночки и флакончики имеют свой особый яркий дизайн, а внешний вид декоративной косметики сейчас можно выбрать самому, собрав его из представленных вариантов деталей разных форм, цветов и размеров.
K-TOURISM. Несомненно именно увлечение корейской музыкой и сериалами для большинства людей стало причиной посетить Южную Корею. Немалое количество фанатов стремится побывать на концертах, приобрести фан-атрибутику, посетить места съемок различных сериалов, фильмов и развлекательных шоу, посмотреть на здания музыкальных агентств, где есть вероятность увидеть своего кумира. На этом их желания не ограничиваются. Начиная проникаться корейской культурой, туристам становится интересно посетить исторические достопримечательности, объекты, отражающие национальные особенности страны, принять участие в сезонных фестивалях и праздниках.
Для россиян в Южной Корее даже открыли специализированный центр. Он занимается популяризацией туристического направления, который связан с Халлю [3]. Уже более 60 стран вовлечено в корейскую волну и, поэтому Национальная организации туризма Кореи решила добавить в этот список и Россию, в связи с чем, и открывает K-Style Hub13. В его работе будут принимать участие туристические и культурные организации, которые продвигают корейскую волну в России и привлекают российских туристов в такие популярные районы Южной Кореи, как Дондэмун14, Мёндон15, Инсадон16.
13 K-Style Hub - предоставляет информацию для удовлетворения всех туристических потребностей, от туристского инфо центра, выставок и конгресс-хола до информации о медицинском туризме и Халлю. Центр также стремится предоставить информацию о корейской культуре и еде, а также приглашает принять участие в традиционных мероприятиях.
14 Рынок Дондэмун - один из крупнейших оптово-розничных рынков Кореи. На территории рынка и в его окрестностях расположено более 20 торговых центров, около 30 тыс. магазинов и более 50 тыс. фирм-производителей.
15 Улица Мёндон становится самым посещаемым местом среди иностранных туристов, здесь расположено более 100 магазинов косметики, а спрятавшиеся в каждом переулке магазинчики удивляют широким выбором недорогих вещей.
16 Улица Инсадон - это широкая прогулочная дорога, с многочисленными переулками по обеим сторонам. Внутри этих переулков расположены магазины, галереи, традиционные рестораны, чайные дома и кафе.
Стоит сказать, что подобный опыт работы с другими странами уже имеется: в связи с проведением такой работы туристы смогут рассчитывать на значительные скидки на жилье, шопинг, рестораны и трансфер. Для иностранцев даже организовали специальный рейс из столицы в другие города Кореи, который назвали K-Shuttle. После зимней Олимпиады 2018 года в Пхёнчхане работа в этом направлении получила расширение.
Стоит упомянуть, что НОТК в своих рекламных роликах про туризм в Южную Корею использует известных актеров и певцов для привлечения большего числа фанатов.
K-COMICS. Манхва (^Э) или корейский комикс. Манхва похожа на японскую мангу17 или китайскую маньхуа18, но со своими особенностями сюжета и жанров, на которые повлияла тяжелая новейшая история Кореи. Текст и графика согласуется с корейской культурой и историей. По настоящему популярными манхва становятся после экранизации их сюжетных линий в фильмах, телесериалах или анимации. В отличие от манги, манхва развилась до авторских зарисовок и манхва-сериалов, которые распространяются по Интернету.
K-DESIGN. Является очень широким определением, к нему относятся все виды корейского индустриального дизайна от корейской одежды и книжных иллюстраций до автомобилей и всевозможных гаджетов. Корейские дизайнеры одежды, графические дизайнеры и дизайнеры-иллюстраторы создали свой собственный узнаваемый стиль, который сейчас востребован по всему миру.
Сейчас постепенно набирают силу мода и корейская кухня. Стоит упомянуть, что музыка и сериалы являются движущей силой «Корейской волны». Общеизвестно, что реклама с участием знаменитостей это хороший маркетинговый ход. Достаточно одной из звезд разрекламировать определенный продукт или просто невзначай, но заметно им пользоваться, то вскоре он приобретет популярность. Это работает во всех направлениях Халлю.
Обсуждения и заключение
В современной России корейская поп-культура представляет собой широкое явление. Несмотря на некоторое отставание в трансляции культурных образцов, в сравнении с западными странами, российское население в последние годы уверенно принимает корейскую поп-культуру в различных ее проявлениях. В других странах корейская волна представлена более широким спектром входящих в нее элементов. Это и социальные сети и медиа, корейская классика, полнометражные фильмы, анимация, кухня, мода, медицина.
В России такого сильного потока не наблюдается, все-таки существует культурный вкус народа и азиатская культура еще не совсем нам понятна и
17 Манга — японские комиксы. Манга, в той форме, в которой она существует в настоящее время, начала развиваться после окончания Второй мировой войны, испытав сильное влияние западной традиции, однако имеет глубокие корни в более раннем японском искусстве.
18 Маньхуа— китайские комиксы. Под этим понятием объединяют все комиксы, выпущенные в Китае (включая Тайвань и Гонконг), а также переводы японской манги на китайский язык.
интересна. Но, несмотря на это, россияне все-таки вовлечены в корейскую волну, хоть им и не интересна корейская культура сама по себе, их привлекает надежная и интересная продукция: машины, бытовая техника, телефоны, косметика и многое другое. Можно сказать, что Халлю это процесс признания существования Южной Кореи в России. Все-таки наиболее заметным эффектом «Корейской волны», несомненно, является улучшение национального имиджа страны.
Литература
1. Аигина Е. В., «Халлю-туризм («Корейская волна») как новое направление развития туризма в Республике Корея», Вестник РМАТ. № 1. С. 4-6, 2017.
2. Ланьков А. Н., «Быть корейцем», Москва: АСТ, с. 344-348, 2006.
3. Национальная туристская организация Кореи. URL:http://kto.visitkorea.or.kr/eng.kto (Дата обращения: 17.01.2019).
4. Феномен современной поп-культуры Республики Корея («корейская волна»).URL: http://studbooks.net/507381/kulturologiya/fenomen_sovremennoy_kultury_respubliki_koreya_koreys kaya_volna (Дата обращения: 01.02.2019).
5. Что такое Халлю? Корейская волна, захлестнувшая весь мир. URL: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/76984/ (Дата обращения: 04.02.2019).
6. Cheng L., «The Korea Brand: The Cultural Dimension of South Korea's Branding Project in 2008», SAIS U.S.-Korea Yearbook, № 1, рр. 73-85, 2008.
7. Kim R., «Searchers and Planners: South Korea's Two Approaches to Nation Branding», SAIS U.S.-Korea Yearbook, № 4, рр. 147-162, 2010.
8. Korea's Tourism Branding & Communication Strategy. URL: http://hofare.ru/index_90.php (Дата обращения: 05.02.2019).
9. OECD Tourism and the Creative Economy, OECD Studies on Tourism / OECD Publishing, 2014. P. 141-153. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264207875-en (дата обращения: 28.12.2018).
10. Shim D., «Hybridity and the rise of Korean popular culture in Asia», Media, Culture & Society, № 28(1), pp. 25-44, 2006.
KOREA POP-KULTURE N RUSSIA: MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT Stepanova V. S., Panchenko O. L.
[email protected] Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia
Abstract: Over the past two decades, Korean culture has been actively conquering the hearts of millions of people around the world and Russia has not been sidelined. For several years now, Russians have been watching Korean TV shows and listening to Korean music, but pop culture is not limited to this. In fact, this is a commercial and ideological enterprise, with the help of which in the late 90s it was decided to raise the country's economy. This includes not only music and films, but also cosmetics, fashion, cooking, tourism, sports, media and more. A whole national project, the development and promotion of which the South Korean authorities are spending a lot of money. The «Korean Wave» took place in three stages: first there were serials, after the music was joined, the third stage was the general enthusiasm for Korean culture, and now they are talking about the fourth wave, which is associated with media communication. So quietly, step by step, Korea made the whole world use its products, travel to its own country and promote Korean culture. And, despite the fact that many Russians purchasing Korean goods are not at all interested in South Korea as in the country, they nevertheless became part of the overall flow of the «Korean Wave».
Keywords: «Korean Wave», Hallyu, pop-culture, tourism, South Korea.
Дата поступления 28.03.2019