Научная статья на тему 'Корейская диаспора России в контексте государственной национальной политики'

Корейская диаспора России в контексте государственной национальной политики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
894
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА / УРОВЕНЬ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ / ДОБРОВОЛЬНОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ РЕСПУБЛИКА / НАРКОМНАЦ / КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР / СТАТУС ДЕПОРТИРОВАННОГО НАРОДА / СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / РЕПРЕССИВНАЯ ПОЛИТИКА / PEOPLE'S COMISSARIAT OF NATIONALITIES / "SPECIAL SETTLER" / KOREAN DIASPORA / LEVEL OF MULTIETHNICITY / VOLUNTARY RESETTLEMENT / FORMATION OF ETHNIC IDENTITY / FAR EASTERN REPUBLIC / CULTURAL-NATIONAL AUTONOMY / ETHNO-POLITICAL FACTOR / STATUS OF DEPORTED ETHNIC GROUP / REPRESSIVE POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ким Г. П.

Модель пересечения государственной политики и этнических запросов корейского народа, не являющегося коренным в России, показательна во многих аспектах. Отношение к национальным меньшинствам, в том числе и к корейцам, регулировалось центральными органами власти как в дореволюционный, так и в советский периоды. Двойственность политики Советского государства по отношению к корейской этнической общности особенно остро проявилась в 30-40-е годы. Началом восстановления исторической справедливости стало специальное Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О реабилитации российских корейцев».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KOREAN DIASPORA IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE STATE'S ETHNIC POLICY

The model of intersection of state policy and ethnic demands of the Korean diaspora (non-indigenous in Russia) is representative in many aspects. The attitude towards Korean ethnic minority as well as other ethnic minorities was regulated by the central authorities both in pre-revolutionary and Soviet periods. The duality of the Soviet policy toward the Korean ethnic group became apparent in 1930s-1940s. The special resolution of the Supreme Soviet of the Russian Federation On exculpation of the Koreans in Russia marked the beginning of restoration of historical justice.

Текст научной работы на тему «Корейская диаспора России в контексте государственной национальной политики»

УДК 947 (045)

КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

© 2011 Г.П. Ким

Оренбургский государственный университет

Поступила в редакцию 30.11.2010

Модель пересечения государственной политики и этнических запросов корейского народа, не являющегося коренным в России, показательна во многих аспектах. Отношение к национальным меньшинствам, в том числе и к корейцам, регулировалось центральными органами власти как в дореволюционный, так и в советский периоды. Двойственность политики Советского государства по отношению к корейской этнической общности особенно остро проявилась в 30-40-е годы. Началом восстановления исторической справедливости стало специальное Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О реабилитации российских корейцев».

Ключевые слова: корейская диаспора, уровень полиэтничности, добровольное переселение, формирование национальной идентичности, Дальневосточная республика, Наркомнац, культурно-национальная автономия, этнополитический фактор, статус депортированного народа, спецпереселенцы, репрессивная политика.

Корейская диаспора за более чем 140-летний период своей российской истории органично вошла в многонациональную структуру страны. Отличительной особенностью российского социума всегда являлся высокий уровень полиэтничности, превышающий в настоящее время мировой показатель более чем в три раза (17% против общемирового индекса иноэтничности в 5%). На всех этапах сложной отечественной истории в России наращивалось этническое, т.е. культурное и конфессиональное многообразие, которое не стерли активные ассимиляционные процессы. В этом плане корейцы представляют интересную модель пересечения государственного и этнического интересов для народа, не являвшегося коренным на территории России, но перенесшего все испытания, выпавшие на долю страны.

Уже первые полвека проживания на российской земле показали, что корейцы в основном относились к России как к новой родине. Так, принимая российское подданство, они, в отличие от китайцев, переходили в православие. 17 мая 1888 года вступил в действие закон, облегчавший условия легализации корейских и китайских переселенцев в стране. Приамурский генерал-губернатор получил на 10 лет право принимать указанные выше народы в российское подданство при условии согласования с министром внутренних дел1. Такой факт, что в 1914 году предполагалось отметить полувековую дату добровольного переселения корейцев в Россию, наглядно свидетельствует о мирном и добрососедском проживании на Дальнем Востоке этого народа, активной его интеграции в российское

Ким Галина Петровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России. Е-mail: [email protected]

общество. Исполнению замысла помешало начало I мировой войны.

Юбилейные издания 2004 года2 дают достаточно широкое представление о российском ко-рееведении в прошлом и настоящем, основных трудах и персоналиях этого направления исследований в отечественной науке. Вклад отдельных ученых в разработку корейской тематики вызывает неподдельный интерес и глубокое ува-жение3. Однако вопрос о влиянии национальной политики России на корейскую диаспору не относится к числу хорошо разработанных в отечественной историографии.

Развитие революционного движения в России в конце XIX - начале XX века показало вовлеченность в этот процесс широких народных масс разных национальностей, в том числе и корейцев. Они были активными участниками революционных событий в Приморье и других районах Дальнего Востока и Сибири, внесли свой вклад в широкое партизанское движение в указанных регионах. В когорте борцов за установление Советской власти есть и корейские имена: Ге Бон У, Кан Сан Дин, Ким Ген Чен, Ли Дон Хви, Пак Чин Сун и др.

С начала установления Советской власти на территории страны государственная национальная политика реализовывалась в 1917-1924 гг. через Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац)4. После его роспуска национальными проблемами в 1925-1938 гг. занимались отдел национальностей и Совет национальностей ЦИК Союза ССР. Органы такого рода были насущно необходимы хотя бы потому, что из 136, 9 млн. человек населения страны (1922) примерно половину (около 65 млн.) составляли

невеликороссы. Партия большевиков, не имея опыта национального строительства государства, столкнулась с целым рядом проблем, решение которых имело как позитивные, так и негативные стороны5.

Позитивные аспекты проявились, например, в развитии национальных культур и образования, в создании промышленности в союзных республиках и т.п. Негативные явления в первую очередь объяснялись отсутствием положительного опыта национальной политики многонационального государства. Так, например, границы национальных структур при создании СССР устанавливались без должного учета вековых традиций.

В последние полтора десятилетия советская национальная политика вызвала многочисленные споры и дискуссии как в отечественной науке, так и в зарубежной6. Проблема роли и значения этнополитического фактора в истории ХХ века, безусловно, не может быть замкнута сама на себе хотя бы потому, что она прямо проецируется на процесс распада советского многонационального государства. Трудно не согласиться с мнением Джереми Смита о том, что «постоянно растущий объем литературы по вопросам национальной политики и национальной идентичности выдвигает на первый план задачу разработки модели, позволяющей выделить государственную политику как фактор, способствовавший или препятствовавший формированию национальной идентичности»7.

Характеристика особенностей национальной политики советского государства по отношению к корейцам в хронологическом плане начинается с национальной политики Дальневосточной республики /ДВР/. Самое общее представление об этом государственном образовании таково: демократическая республика в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в 1920-1922 гг., буферное государство между Советской Россией и Японией8. Уникальность осуществления в ДВР практики культурно-национальной автономии пока остается за рамками серьезных исторических трудов.

Обзор литературы по данной теме, сделанный И.В. Нам, следует признать вполне объективным, определяющим приоритетные направления исследований. Рассматривая опыт культурно-национальной автономии в России на примере ДВР, автор выделяет из полиэтничного пласта населения региона многочисленные группы пришлых этнических меньшинств, в том числе и корейцев, сопоставляет основные этапы и мероприятия культурно-просветительских этнических организаций. Очень важным следует считать уточнение, что «пришлые национальные меньшинства либо оставались вне поля зрения исследователей, либо политика в отношении них, осуществляемая на

основе культурно-национальной автономии, подавалась преимущественно в критическом свете, как не соответствующая большевистской национальной политике»9.

С мая 1917 по ноябрь 1921 года корейское население ДВР вовлекалось в работу Всероссийского корейского национального союза, переименованного в 1919 г. во Всекорейский национальный совет; подкомиссии Учредительного собрания по туземным делам; Министерства национальных дел, где был создан в числе прочих корейский отдел; областных национальных отделов коллегий и т.п.

Работа национальных организаций и областных отделов, крайне затрудненная условиями гражданской войны и японской интервенцией, тем не менее давала определенные результаты: были организованы национальные школы, печатные издания на языках национальных меньшинств. В перспективе предполагалось открыть в областных центрах национальные театры, библиотеки, издать учебники для национальных школ и т.п.

По мере усиления большевиков в руководстве ДВР практика национального строительства все более соответствовала большевистской теории решения национального вопроса в Советской России. Вследствие этого 12 октября 1922 года Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение упразднить ДВР, что положило начало массовым арестам некоммунистических лидеров и активистов национальных движений. Некоторые национальные лидеры еще продолжали надеяться на осуществление идеи автономии. Например, кореец-коммунист Хан Менше в декабре 1922 года обратился в высшие органы РСФСР - РВС, Нар-комнац, Наркомат по земледелию - с предложениями о национально-культурном самоопределении корейцев. Но с отменой Конституции ДВР, являвшейся гарантом воплощения идеи культурно-национальной автономии, уже нельзя было надеяться на рассмотрение подобных проектов.

По предположениям некоторых исследователей, именно к этому времени относятся первые подходы к вопросу о депортации всех корейцев из Приморья10. Вполне возможно, что подъем национального самосознания и этнической мобилизации корейского народа серьезно насторожил Сталина и его окружение. Пресечение этих явлений было осуществлено антиконституционными репрессивными акциями 1937-1938 гг.

Двойственность политики Советского государства в отношении этнических общностей продолжала осуществляться по отношению к корейской диаспоре и после депортации в Среднюю Азию и Казахстан. С одной стороны, участие корейцев в установлении советской власти, в советском государственном строительстве, в под-

нятии экономики районов проживания неоспоримо. С другой - корейцы стали первыми жертвами репрессий, учинявшихся по политическим мотивам и национальным признакам.

Сам факт принудительных мер властей повлек за собой определенный статус «спецпереселенца без права свободного передвижения». Следует также отметить, что в определении статуса депортированного корейского народа в исследовательской литературе нет единства. Так, В. Бердинских характеризует спецпоселения как акции прежде всего национально ориентированные, осуществляющие политику кнута для целых народов, внедряющие страх в кровь и гены нации. Процесс перевода корейцев на режим спецпоселения ученый датирует летом 1945 года. Капитуляция Японии прекращает этот процесс, следовательно, по мнению В. Бердинских, корейцы так и не стали спецпоселенцами, формально считаясь «административно высланными»11.

А.Х. Рахманкулова, обращаясь к вопросу об использовании трудового потенциала депортированных народов в Узбекистане в конце 1930-х - 1940-е годы, утверждает: «во всех официальных документах того периода депортированные народы определялись как «спецпереселенцы», что помимо жесткого надзора означало целый ряд мер по ограничению их гражданских прав». Среди народов, насильственно высланных в Узбекистан, первыми были корейцы, их численность в республике в октябре-ноябре 1937 года составляла 74,5 тысячи (16307 семей)12. В исторической памяти корейского народа навечно запечатлелись картины этой трагедии: «Помню, как нас гнали пешком 45 километров до железнодорожной станции Анучино, где сутки держали под проливным осенним дождем вдоль железнодорожного полотна, а потом погрузили в теплушки... по 4 семьи и привезли в город Беговат Узбекской ССР..»13.

На двойственность статуса корейцев указывает и крупнейший исследователь проблемы депортации российских народов Н.Ф. Бугай14.

Процессы размещения, устройства и адаптации переселенцев в новой природной и этнической среде проходили чрезвычайно тяжело. «В назначенное время пригнали военные машины, нас погрузили и повезли до ближайшей железнодорожной станции. Там погрузили в товарные вагоны. Ехали 25 дней. Привезли большую часть нашего колхоза, образовавшегося в 1929 году, в пустынные степи Кзыл-Ординской области во второй половине ноября. Днем было тепло, а ночью уже холодно. Стали рыть землянки на зиму..»15.

В местах нового поселения распадались сложившиеся на Дальнем Востоке корейские трудовые коллективы, люди становились нищими,

часто просто гибли. Данные переписи населения 1939 года свидетельствовали: в 1938 году из каждой тысячи корейцев умерло 42, а детская смертность составила 200 человек на каждую тысячу - умер каждый пятый ребенок! В настоящее время ряд историков и демографов выразили сомнение в объективности некоторых данных этой переписи, так как она должна была скрыть масштабы сталинского геноцида. Количество же умерших в горестном «дальневосточном экспрессе» никогда никем не учитывалось.

В.Б. Жиромская, анализируя демографическую ситуацию в стране в период с 1926 по 1939 г., определяет её как очень сложную. Большие изменения в численности и размещении населяющих Россию народов, по мнению исследователя, «в значительной степени. были связаны с интенсивными миграционными потоками населения, в том числе насильственными».16

Выселение сопровождалось дополнительными репрессиями. Уже на следующий день после принятия Постановления о высылке корейцев нарком внутренних дел Н. Ежов приказал начальнику НКВД Дальневосточного края Г. Люш-кову ускоренным порядком разобраться со всеми корейцами, ведущими антисоветскую пропаганду, сводившуюся в основном к недовольству необоснованным выселением, подозреваемыми в шпионаже, в связях с заграницей, в ведении контрреволюционной деятельности. Часть подозреваемых арестовали в Дальневосточном крае, остальных - в эшелонах и на месте высылки. Вот лишь один пример: Пак Антон Семенович, 1917 г. р., крестьянин, член ВКП(б) с ноября 1930 г. по март 1935 г. 13 марта 1935 года исключен из рядов партии Сахалинским обкомом ВКП(б) за распространение антисоветской клеветы об отношении партии и советской власти к корейцам. Дважды А.С. Пак пытался доказать необоснованное исключение из партии, но безуспешно.

Арестован он был после переселения в Казахстан в июне 1938 года. Обвинен в проведении шпионской деятельности в пользу Японии, антисоветской агитации и по статье 58-6 УК РСФСР постановлением тройки УНКВД от 29 сентября 1938 года приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 3 октября того же года.

Реабилитирован А.С. Пак посмертно в 1989 году с восстановлением в рядах КПСС с ноября 1930 года.17

Страшная 58-я статья, конечно, не делила людей по национальности или гражданству, горькую участь репрессивной политики Советского государства разделили в стране миллионы.

Великая Отечественная война стала общим испытанием на стойкость, преданность Родине, проверкой лучших человеческих и гражданских

качеств. Для депортированных народов и этот период явился продолжением сталинской национальной политики. Корейцы также обращались в военкоматы с заявлениями о зачислении их добровольцами в действующую армию. Отказы воспринимались как недоверие со стороны советской власти, ущемление гражданских прав, патриотических устремлений. Выявленные современными историками факты участия корейцев в боевых действиях, проявления самоотверженности и героизма, удостоенных самых высоких наград, не могут считаться полными, т.к. зачастую в силу объективных причин национальную принадлежность приходилось скрывать. Так, в 1942-1946 годах трудоспособное корейское население призывалось только в трудовые армии и рабочие батальоны. Деятельность таких подразделений, где вместе с корейцами находились немцы, финны, крымские татары, регламентировалась специальной инструкцией НКВД СССР от 24 декабря 1942 года. Тяжелейшие условия труда, несоблюдение режима содержания, массовые инфекционные заболевания были в те годы естественным явлением18. Однако несмотря ни на что гражданский долг воспринимался корейцами как посильный вклад в победу над фашизмом. Впервые трудармейские формирования стали изучаться как специфический элемент производительных сил советского общества и одно из проявлений национальной политики по отношению к депортированным народам с начала 2000-х годов.

Окончание войны порождало надежду на отмену надуманных оснований для «особого» режима депортированных народов. Однако ведомство Берии даже усугубило их участь, «навечно» закрепив в местах новых поселений. Преступные действия властей продолжались внутри страны и за рубежом и в послесталинский период 19.

Послевоенная история дает немало примеров, подтверждающих стремление корейцев доказать причастность к своей второй Родине. В 1946 году по Указу Верховного Совета СССР в гражданстве восстанавливались те, кто утратил его в силу разных причин: имели прежде гражданство Российской империи, не смогли продлить советское гражданство, обрели другое гражданство в связи с браком и др. Большое количество реэмигрантов из Китая прибыло в страну в 50-е годы прошлого века в период освоения целины. Были среди них и корейцы, обращавшие свои помыслы к СССР как к родине, с которой имели кровные связи.

В Центре документации новейшей истории Оренбургской области хранится несколько десятков дел реэмигрантов из Китая, переданных в начале 90-х годов в ЦДНИ ОО в составе фон-

да УФСБ по Оренбургской области20. Анализ рассматриваемых дел, сопоставление дат, фактов, упоминавшихся в них, свидетельствуют о том, что решения реэмигрантами принимались сознательно. Многие честно изложенные в автобиографиях эпизоды могли быть истолкованы не в их пользу: нелегальный переход границы, утрата советского гражданства, служба в царской и белой армиях, работа в иностранных фирмах, браки с иностранцами, родственники, выехавшие в страны Европы, Америку, Австралию. Во всех делах эта информация выделена проверяющими органами.

Связь с родственниками, оставшимися в России, прерывается в основном в 30-е годы. По ряду косвенных обстоятельств можно предположить, что их судьбы трагически оборвались в годы репрессий.

Закон «О реабилитации репрессированных народов», принятый в июне 1991 года, повлек за собой многочисленные дискуссии, продолжавшиеся на протяжении длительного времени. Только 1 апреля 1993 года появилось специальное Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О реабилитации российских корейцев».

Прошедшие со дня принятия этого документа 15 лет позволяют сделать некоторые выводы: . узы гражданственности, патриотизма, общей исторической памяти объединяют разные поколения россиян вне зависимости от национальных характеристик;

. корейцы - граждане России имеют статус, основанный на ст. 13 Закона «О гражданстве РФ». Вернувшиеся в страну после 28.11.92 г. приобретают гражданство РФ по собственному ходатайству;

. корейцы имеют высокий показатель по уровню высшего образования (по отношению к численности диаспоры в России), но школа с корейским этнокультурным компонентом в стране всего одна;

. создано общероссийское объединение корейцев в г.Москва;

. в ряде республик, краев и областей созданы национально-культурные центры;

. начали издаваться газеты и журналы на корейском языке;

. усиливаются контакты с зарубежными корейцами - в КНДР и Республике Корея

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Нестерова Е. Китайцы на российском Дальнем Востоке: люди и судьбы //Диаспоры. Независимый научный журнал. М., 2000. №1.

2 Серия «Российское корееведение в прошлом и настоящем». Т.1 Жизнь и труд посвятившие Корее. М, 2004. Т.2. Корееведение в России: история и современность.

М., 2004.; Бугай Н.Ф. Испытание временем. М., 2004; Бугай Н.Ф. Корейцы в Союзе ССР - России: ХХ-й век. История в документах. М.:ИНСАН, 2004, и др.

3 Ли В.Ф. «Белая книга» о депортации корейского населения России в 30-40-х годах. М.: Интерпракс,1992; Бугай Н.Ф. Выселение советских корейцев с Дальнего Востока //Вопросы истории 1994. №6; Бугай Н.Ф. Социальная натурализация и этническая мобилизация (Опыт корейцев России). М., 1998; ПакБ.Д. Корейцы в СССР. М., 2004 и др.

4 Чеботарева В.Г. Наркомнац РСФСР: свет и тени национальной политики 1917-1924. М., 2003.

5 Хмара Н.И. Из опыта национально-государственного строительства в СССР (1920-е-1930-е годы) // Отечественная история. 2006. №3.

6 Новая имперская история постсоветского пространства: Сборник статей (Библиотека журнала «Ab Imperio»). Казань, 2004; Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. М.: Изд-во «Социально-политическая мысль», 2005.

7 Смит Джереми. Оценка советской национальной политики: к построению количественной модели // Новая имперская история постсоветского пространства: Сборник статей (Библиотека журнала «Ab Imperio»). Казань, 2004.

8 Советский Энциклопедический Словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981.

9 Нам И.В. Культурно-национальная автономия в России: опыт Дальневосточной республики // Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. М.: Изд-во «Социально-политическая мысль», 2005.

10 Нам ИВ. Указ. соч. С.184; Сон Ж.Г. 1920-1930-е годы. Народ и власть: трансформация взаимодействия (на примере корейской этнической общности) // Власть

и общество в России: опыт истории и современность. 1906-2006 гг. К 100-летию российского парламентаризма. Материалы Всероссийской н/п конференции. Краснодар, 2006.

11 Бердинских В.А. Спецпоселенцы: политическая ссылка народов Советской России: фотодокументы. Научный проект «Репрессированные народы». Киров: Кировская областная типография, 2003.

12 Рахманкулова А.Х. Об использовании трудового потенциала депортированных народов в Узбекистане в конце 1930-х-1940-е годы // Этнографическое обозрение, 2006, №5.

13 Полевые материалы автора, 1992, тетрадь 1: воспоминания Кима А.А., 1932 г.р.

14 Бугай Н.Ф. Выселение советских корейцев с Дальнего Востока // Вопросы истории. 1994. №6.

15 Полевые материалы автора, 1992, тетрадь 1: воспоминания Кима П.И., 1912 г.р.

16 Жиромская В.Б. Демографическая история России в 1930-е годы. Взгляд в неизвестное М., 2001.

17 Ким Г.П. История репрессий корейцев в 30-е годы ХХ века в устных рассказах и документах // Проблемы этнической истории и культуры российских корейцев. Материалы областной научно-практической конференции, посвященной 140-летию добровольного переселения корейцев в Россию. Оренбург, 2005.

18 Сон Ж.Г. Российские корейцы: проблема призыва в Красную Армию и участие в трудовом фронте (1937-1945 гг.) // Великая Отечественная война в контексте истории ХХ века. Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2005; Рядовая история рядового корейца // Корё Сарам. Выпуск первый, 1992.

19 Кан А.С. Постсоветские исследования о политических репрессиях в России и СССР // Отечественная история. 2003. №6.

20 ЦДНИ ОО. Ф.8003. Оп.2. ДД.1-31.

THE KOREAN DIASPORA IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE STATE'S ETHNIC POLICY

© 2011 G.P. Kim

Orenburg State University

The model of intersection of state policy and ethnic demands of the Korean diaspora (non-indigenous in Russia) is representative in many aspects. The attitude towards Korean ethnic minority as well as other ethnic minorities was regulated by the central authorities both in pre-revolutionary and Soviet periods. The duality of the Soviet policy toward the Korean ethnic group became apparent in 1930s-1940s. The special resolution of the Supreme Soviet of the Russian Federation "On exculpation of the Koreans in Russia" marked the beginning of restoration of historical justice.

Key words: Korean diaspora, level of multiethnicity, voluntary resettlement, formation of ethnic identity, Far Eastern Republic, People's Comissariat of Nationalities, cultural-national autonomy, ethno-political factor, status of deported ethnic group, "special settler", repressive policy.

Galina Kim, Candidate of History, Associate Professor, Russian History Department. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.