Корея1
Х.К. Ким
Ким Хан Ки — член наблюдательного комитета глобальной инициативы по действиям против бедности, Корея (Global Call to Action Against Poverty Korea (GCAP Korea), директор отдела по экономической политике гражданской коалиции по экономической справедливости (Citizen's Coalition for Economic Justice (CCEJ); E-mail: [email protected]
В предлагаемой вашему вниманию статье автор анализирует тенденции неравенства в Корее, причины его возникновения и его влияние на экономическое развитие страны. В статье также даны рекомендации по сокращению неравенства.
После проведения неолиберальных экономических реформ в Корее выросло неравенство доходов. Сократились возможности трудоустройства, снизилось качество труда, ухудшилась система перераспределения доходов. Основными причинами роста неравенства послужили рост количества специалистов, работающих на временных контрактах, старение население и формирование недостаточно эффективной системы распределения доходов. В результате роста неравенства увеличился разрыв между бедными и богатыми, крупными компаниями и предприятиями малого и среднего бизнеса. В течение нескольких лет правительство Кореи проводило политику, направленную на интенсивный экономический рост, преимущества от которой получали крупные корпорации, не уделяя достаточного внимания программам социальной поддержки уязвимых групп населения.
По мнению автора, Корее необходима «экономическая демократия», гарантирующая справедливый экономический рынок с соблюдением прав, а также конкуренцию.
Для сокращения неравенства правительству необходимо провести реформу налогообложения, упразднить дискриминацию в отношении временных работников, проводить эффективную социальную политику, направленную на повышение благосостояния населения; провести необходимые изменения законодательства; привлечь к реализации программ сокращения неравенства неправительственные организации.
Ключевые слова: Корея, неравенство, коэффициент Джини, тенденции развития неравенства, причины неравенства, распределение доходов, неравенство доходов, государственная политика по преодолению неравенства
Key words: Korea, inequality, Gini coefficient, trends in inequality, causes of inequality, income distribution, income inequality, government policies on inequality
Тенденции неравенства в Корее
Для Кореи актуальна проблема неравенства и увеличивающегося разрыва между богатыми и бедными, который усугубляет негативные социальные последствия, проявившиеся в результате ускоренного внедрения неолиберальной модели развития экономики после финансового кризиса 1997 г. По мере нарастания разрыва между эко-
1 Перевод странового доклада выполнен м.н.с. Центра международных сопоставительных исследований на основе методологий ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) А.П. Шадриковой под редакцией д.полит.н., директора ИМОМС НИУ ВШЭ М.В. Ларионовой.
номическим потенциалом различных секторов экономики, отраслей и предприятий, росли и диспропорции в уровне занятости и доходов населения. В этой связи отчетливо проявились сокращающиеся возможности трудоустройства, снижение качества труда и увеличение разрыва в доходах, возросло количество работающих бедных, что впоследствии привело к ухудшению системы распределения.
С одной стороны, экономическое неравенство возникает ввиду различных экономических решений отдельных субъектов: предприятий, индивидов. С другой стороны, оно отражает различия в экономической активности, развитии и структуре экономики. Неравенство становится проблемой, когда ухудшается система распределения доходов. Данный процесс начался в стране с 1990 г., когда рост неравенства доходов усилился под воздействием резких перемен в экономической среде после финансового кризиса. Впоследствии это привело к тому, что неравенство стало развиваться в условиях низких темпов роста экономики, что негативно сказалось во время недавнего экономического спада.
Причины неравенства в Корее
Со времен финансового кризиса уровень неравенства вырос из-за увеличения числа временных трудовых контрактов в результате реструктуризации предприятий и увеличения разрыва в доходах между отраслями экономики. Данная ситуация существенно отличалась от механизма распределения доходов и экономического роста, существовавшего до финансового кризиса. Согласно недавним исследованиям, на ухудшение распределения доходов повлияли не только отраслевые и экономические факторы, но и демографические изменения, а именно резкое старение населения и рост числа одиночных домохозяйств.
Экономическое неравенство представляет собой явление, при котором экономические единицы распределяются по уровню доходов в результате изменений в их внутренней и внешней среде. Изменения, сопровождающие экономическое развитие, глобализацию и торговую экспансию, технологическое развитие и институциональную политику, служат катализатором экономического неравенства. Различия в возможностях экономических субъектов, такие как уровень развития технологий, объем производства, уровень образования и здоровья сотрудников, определяют различие экономических результатов.
Другой ключевой причиной экономического неравенства является так называемый эффект перераспределения благ, возникший в процессе экономического развития в прошлом, который не оказался эффективным в распределении экономических результатов от продвинутых секторов экономики к развивающимся.
Со времен финансового кризиса главным фактором, ухудшающим структуру рынка труда, стало нежелание предпринимателей нанимать сотрудников на постоянный контракт из-за возросших расходов на человеческие ресурсы. Это, в свою очередь, увеличило количество работников с временными контрактами и низкой заработной платой. В сравнении с другими развитыми странами Корея имеет неудовлетворительные результаты в части справедливого перераспределения доходов и предоставления малообеспеченным слоям населения образования и профессиональной подготовки. Существующая на данный момент система перераспределения недостаточна: она усложняет для бедных возможности адаптации к изменяющимся обстоятельствам, что приводит к еще более существенному разрыву в уровне доходов между классами.
Последствия неравенства в Корее
Согласно исследованию Национального бюро статистики 2010 г., коэффициент Джини в городской местности у домохозяйств с двумя и более членами составил 0,315 — это самый высокий показатель за весь период проведения исследования (с 1990 г.). Значение так называемого «индекса неравенства доходов», который равен отношению доходов 20% наиболее обеспеченных жителей к уровню 20% наименее обеспеченных, составляет 4,82, что превышает показатель 1990 г. (3,72).
Помимо постоянно увеличивающегося видимого экономического разрыва, серьезной проблемой становится несправедливое перераспределение собственности, в частности недвижимости. Данные по степени концентрации земельных собственников в 2005 г. показывают, что 1% наиболее обеспеченных жителей (примерно 140 тыс. человек) владели около 45% всей налогооблагаемой земельной собственности, 5% наиболее обеспеченных жителей (примерно 700 тыс. человек) владели 59% земли, и 10% наиболее обеспеченных жителей (или 1,4 млн человек) владели 72% всей земельной собственности. В 2006 г. ситуация с распределением земельной собственности, в том числе необлагаемых налогом земель, ухудшилась: 1% наиболее обеспеченных жителей (или 140 тыс. человек) имели в своем распоряжении 51,5% всех частных земель, 5% наиболее обеспеченных (700 тыс. человек) владели 82,7% земель, что на 17,5% больше, чем за последний двадцатилетний период.
Изучение темпов роста индексов объема производства, выражающих изменение в объеме произведенной продукции за определенный период времени, показало увеличивающийся разрыв между крупными предприятиями и предприятиями малого и среднего бизнеса. Отношение в объеме производства между этими двумя типами предприятий сократилось с 9,2% в 2004 г. до 1,4% в 2006 г. Тем не менее индексы объема производства увеличивались в последующие три года и составили 3,6% в 2007 г., 4,2% в 2008 г. и 6,9% в 2009 г.
Феномен поляризации между крупными предприятиями и малым и средним бизнесом типичен в условиях экономической концентрации крупных компаний. Уровень концентрации конгломератов, осуществляющих свою деятельность в рамках целых секторов экономики, с 2002 г. значительно вырос. Индекс концентрации топ-50 компаний увеличился с 35,7 % до 44,7% в 2008 г., а индекс концентрации топ-100 компаний вырос с 42,5% до 51,1 %.
Более интенсивной стала также концентрация экономической мощи компаний. Совокупные активы 15 крупнейших компаний увеличились до 329,1 трлн корейских вон (около 296 млрд долл. США, 55,6%), земельные активы выросли до 44,8 трлн корейских вон (около 40 млрд долл. США, 115,1%), объем продаж увеличился до 334,4 трлн корейских вон (примерно 300 млрд долл. США, 59,1%), и чистая прибыль возросла до 24,3 трлн корейских вон (около 21,9 млрд долл. США, 59,5%) в период с 2007 г. по 2010 г., что продемонстрировало более высокую концентрацию экономической мощи, чем когда-либо.
Возможные пути преодоления неравенства
Во-первых, Корее необходима «экономическая демократия», которая гарантирует справедливый экономический рынок с соблюдением прав, а также конкуренцию. Для достижения этой цели необходимо провести корпоративную реформу посредством укрепления инвестиционного законодательства, а также разделения банковской и торговой
деятельности, создания справедливой торговой системы путем принятия положений о штрафных санкциях2, справедливого налогообложения, равной оплаты за равные трудовые затраты и упразднения дискриминации в отношении временных работников.
Во-вторых, правительству Республики Корея необходимо проводить политику, направленную на повышение национального благосостояния. Эта политика должна способствовать упразднению неравенства, и в то же время обеспечить устойчивый рост и повышение уровня жизни граждан. Такие меры по регулированию занятости, как сокращение продолжительности рабочего дня, позволят ввести разделение труда между несколькими работниками, расширят возможности государственного жилищного сектора и страхования здоровья для большей части населения, обеспечат бесплатное дошкольное образование и позволят совершенствовать механизмы отчислений в пенсионную систему для решения проблемы старения населения.
Эффективность современных мер преодоления неравенства
Политика правительства бывшего президента Ли Мен Бака в 2008—2012 гг. была ориентирована на наращивание темпов промышленного роста в целях решения проблем экономического неравенства. Меры, направленные на устранение неравенства, включают развитие социальной защиты, гарантию взаимовыгодной поддержки роста как крупных, так и мелких предприятий, обеспечение возможностей для обучения и профессиональной подготовки и трудоустройства для уязвимых групп населения. Тем не менее правительство Ли Мен Бака последовательно проводило политику роста, основанную на поддержке крупных компаний, что включало также налоговые льготы для богатых и проект «Четыре великие реки»3, цели которых были ориентированы на «прогресс» без учета социальных, экономических и экологических последствий. В результате выгоду получили несколько крупных конгломератов, и за счет произведенных ими выплат наиболее обеспеченным гражданам разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными рос ускоренными темпами. Более того, социальная политика в отношении среднего и малоимущего класса велась неэффективным образом.
Ключевые задачи на будущее
Поскольку экономическое неравенство является приоритетной проблемой для Кореи, «экономическая демократия» с 2012 г. стала главным вопросом в повестке дня. В ходе президентских выборов в декабре 2012 г. многие кандидаты выразили приверженность идее «экономической демократии». В этом контексте для преодоления неравенства в Корее рекомендуется:
2 Штрафные санкции, также известные как денежное возмещение, могут быть назначены присяжными (коллегией присяжных или судьей при отложении дела судом присяжных) дополнительно к имеющимся санкциям, которые компенсируют убытки пострадавшей стороны в результате нанесения ущерба обвиняемым или ответчиком по делу. Штрафные санкции являются способом наказания в гражданском иске и основаны на теории, что пострадавшие общественные и индивидуальные интересы могут быть удовлетворены за счет дополнительных санкций с ответчика.
3 Four Major Rivers Project — многоцелевой проект «зеленого роста» в регионах четырех главных рек Кореи (Ханган, Нактонган, Кымган и Енсанган). Проект был инициирован бывшим президентом Ли Мен Баком как часть «Новой экологической программы» (Green New Deal (2009 г.)), предполагающей сохранение водных ресурсов для решения проблем нехватки воды; контроль над наводнениями; улучшение качества воды и восстановление экосистем; создание многофункциональных пространств для местного населения; и региональное развитие территорий у рек.
• Выполнить предвыборные обещания относительно «экономической демократии» и общественного благосостояния в течение президентского срока.
• Национальной Ассамблее, независимо от действий правящей или оппозиционных партий, необходимо внести поправки в соответствующие законы, так как обязательства исполняются посредством законодательства.
• Организациям гражданского общества необходимо участвовать в аудите, критике и проверке законодательного процесса Национальной Ассамблеи и выполнения правительством обещаний по «экономической демократии».
Литература
1. The Causes of Economic Polarization and Policy Tasks // Economic Research Institute, 2004.
2. Challenges Korea's Income Inequality: The Trend and Major Issues. URL: http://www.kdi.re.kr/ kdi_eng/announcements/notice_read.jsp?seq_no=22431&board_div=01 (date of access: 24.05.2013).
3. Degree of Distribution of Landholding // Ministry of Government Administration and Home Affairs, 2005.
4. The Index of High Risk Small and Medium Business // Korea Federation of Small and Medium Business, 2010.
5. KDI-OECD Joint Conference on Korea's Social Policy // Korea Development Institute. 2013.
6. Korea National Competitiveness Report // Ministry of Strategy and Finance, 2011.
7. Policy Suggestions of the 18th Presidential Election // CCEJ, 2012.