Научная статья на тему 'Коренные народы и постоянное население северных территорий'

Коренные народы и постоянное население северных территорий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
672
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arctic Environmental Research
Область наук
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ЦИРКУМПОЛЯРНЫЙ ЭТНОС / СЕВЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Присяжный Михаил Юрьевич

Малочисленные народы Севера образуют единый циркумполярный этнос группу народов, обитающих вокруг северной полярной области Земли и, соответственно, занимающихся присущими этой области видами хозяйственной деятельности. В статье рассматриваются историко-географические факторы формирования населения северных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIGENOUS PEOPLES AND RESIDENT POPULATION OF THE NORTHERN TERRITORIES

Arctic indigenous peoples form a single circumpolar ethnicity a group of peoples living around the northern polar region of the Earth and, therefore, engaged in economic activities inherent in this area. The article considers historical and geographical factors forming the population of the northern territories.

Текст научной работы на тему «Коренные народы и постоянное население северных территорий»

УДК 911.3:316 (571.56)

ПРИСЯЖНЫЙ Михаил Юрьевич, кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой североведения Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, научный руководитель лаборатории экономико-географического мониторинга северных территорий (г. Якутск). Автор 130 научных публикаций

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ И ПОСТОЯННОЕ НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Малочисленные народы Севера образуют единый циркумполярный этнос - группу народов, обитающих вокруг северной полярной области Земли и, соответственно, занимающихся присущими этой области видами хозяйственной деятельности. В статье рассматриваются историко-географические факторы формирования населения северных территорий.

Коренные народы, малочисленные народы, циркумполярный этнос, Север

Согласно принципам устойчивого развития, принципу ориентированности на человека, проблема коренных народов имеет глобальное значение, т.к. речь идет о сохранении разнообразия культур как факторе устойчивости. Это обстоятельство и определяет процесс глобализации проблемы коренных, в т.ч. малочисленных народов Севера: алеутов, эскимосов, канадских индейцев, саами, ненцев, хантов, манси, кетов, селькупов, нганасанов, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, коряков, ительменов и др. [1]. Процессы взаимодействия культур и народов проходят на фоне ярко выраженной экстремальности как главного признака уникальности Севера [2].

Раньше, в период первичной колонизации, пришлое население могло просто вытеснять коренные народы физически, а в лучшем случае,

© Присяжный М.Ю., 2011

не заботиться об их судьбе. Это привело коренные народы на грань голодного вымирания из-за подрыва ресурсов поддержания жизни (дичи, рыбы, оленей), потери культуры и языка вследствие ассимиляционных процессов и отсутствия условий устойчивого развития на территории проживания. Но XX век вынудил государства, на чьих территориях обитали коренные народы, проводить определенную национальную политику, направленную на сохранение и (или) на возрождение народов, вовлечение их в техническую цивилизацию европейского образца [3]. В этом направлении возникли две противоположные теории, осуществление которых, пусть частичное, привело к возникновению нынешней ситуации в жизни коренных народов.

Первая теория, теория прогрессистов, стоит на том, что малочисленные народы должны

быть вовлечены в европейскую цивилизацию через внедрение в современную экономику. Эта теория в достаточно чистом виде осуществлена на Аляске, т.к. там оленеводства не было, охота также ограничена, а морской промысел зверя и рыбы был захвачен монополистами еще на заре американской колонизации. Алеутам и эскимосам пришлось привыкнуть к работе по найму в туристском бизнесе, лесоразработках, транспорте, сервисе. В крупной промышленности это мало удавалось из-за этнических конфликтов и низкой квалификации, а может быть, и менталитету (лат. те^аШ - умственный; здесь, по умственному настрою) представителей малочисленных народов [4]. Наиболее естественно вписались в современный мир саами на севере Европы, главным образом в Финляндии, они, в основном занимаясь оленеводством, пользуются всеми благами цивилизации в области образования, быта, бизнеса. Этому способствовала политика скандинавских стран, направленная на социально-экономическую поддержку своих северных соотечественников. В несколько меньшей мере это же удалось сделать датским властям в Гренландии [5].

Вторая теория, теория консерватизма, стоит на позиции сохранения традиционных занятий коренного населения. В наиболее чистом виде это удается делать на канадском Дальнем Севере, благодаря сохранению обширных пространств нетронутых земель, богатых дичью и рыбой и, главным образом, чрезвычайно малому количеству численности коренного населения. Здесь даже были случаи современного переселения людей в богатые дичью пустынные регионы.

На российском Севере из-за чрезвычайно высокой плотности населения в чистом виде ни то, ни другое не может быть внедрено. Здесь необходима политика срединная - сохранение и возрождение традиционной культуры при постепенном вхождении коренных народов в превалирующую, господствующую цивилизацию.

Малочисленные народы Севера образуют единый циркумполярный этнос - группу народов, обитающих вокруг северной полярной области Земли и, соответственно, занимающихся присущими этой области видами хозяйственной дея-

тельности. Единства языка у них нет, но ландшафт области предопределил единство хозяйственных и многих культурных традиций, традиций морали и поведения. Эти общие черты циркумполярной культуры до настоящего времени еще сохраняются благодаря наличию традиционных отраслей хозяйства, традиционной культуры, по причине относительно недавнего вхождения этих культур Севера в современную техногенную цивилизацию европейского толка. В конечном итоге, традиция - это концентрация исторического опыта народов, обеспечивающая приспособление к географической среде, и этот опыт не может исчезнуть в одночасье. Можно даже пойти дальше: этот опыт не должен вообще исчезнуть, ибо с потерей его человечество теряет одну из граней своей культуры. Важно понимание того, что северные народы накопили уникальный опыт приспособления к маргинальным и экстремальным условиям бытия человека как высшей формы жизни на Земле. Например, еще А.Ф. Миддендорф в середине XIX века писал относительно якутов, что общецивилизационным вкладом этого народа является продвижение рогатого скота и лошадей до полярного круга и выше. Каждый северный народ также имеет заслуги в освоении природы в самых суровых условиях бытия.

Распространение современной техники (современных средств связи, технического вооружения хозяйства, компьютеров и т.д.) способствовало изменению быта и хозяйственных традиций всех народов, населяющих нашу планету. Можно предположить, что естественная основа существования этносов и первопричина их различий постепенно сглаживается под воздействием техногенной цивилизации, особенно когда идет наложение одних видов освоения на другие, первые при этом используют более прогрессивные инструменты извлечения ренты из северных земель.

В настоящее время тип взаимоотношений этносов «слияние» является главным типом взаимоотношений между ними, хотя как раз этот тип является нежелательным в интересах всеземной цивилизации, т.к. подобное слияние может сгладить разнообразие. Тем более, что национальный состав современного населения

циркумполярного Севера весьма разнообразен. Точно установить число народов и народностей на каждый момент в условиях подвижности населения является сложной задачей. Население северных регионов, возможно, как нигде более подвержено циклическим изменениям, привязанным к природным и социально-хозяйственным циклам глобального масштаба. Мы были поражены, например, встретив в административном центре Северо-Западных территорий Канады Йеллоунайфе многочисленные эко-номико-расселенческие кластеры присутствия вьетнамского населения. В период интенсивного промышленного освоения северных территорий в годы существования СССР подобные кластеры присутствия украинцев и до сих пор делают этот народ вторым по численности в большинстве административно-территориальных образований арктической зоны России [6].

В российской части циркумполярного севера, например, считается, что только в одной Якутии живут и плодотворно работают представители более 100 национальностей. Формирование такого состава имело длительную историю и весьма разнообразную территориальную выраженность. Опираясь на наши исследования [7], рассмотрим эти историко-географические факторы более подробно на примере Республики Саха (Якутия).

Из указанного выше числа народов, однако, есть народы, которые составляют постоянный костяк населения Якутии. К ним относятся коренные народы, численность которых в процентах ко всему населению составляет: саха -более 45,0; эвенки - 1,5; эвены - 0,8; юкагиры - 0,1; чукчи - 0,1. Из других народов самым крупным является русский (около 40%).

Русские пришли в Якутию более трех веков назад, и многие из них осели в отдаленном суровом крае. Среди русского населения есть такие группы, о которых даже ученые не знают, когда и каким образом они оказались в республике. В частности, речь идет о жителях поселения Русское Устье в низовьях Индигирки в омываемом Восточно-Сибирским морем Ал-лаиховском районе.

Одни считают их потомками русских поморов, обитавших на севере европейской части

страны (земляки великого М.В. Ломоносова). Поморы очень давно, еще даже до землепроходцев, проникали по побережью Ледовитого океана далеко на восток. Так что русскоусть-инцы вполне могут быть потомками поморов. Все исследователи подчеркивают очень хорошо сохранившийся у них русский поморский говор, песни, танцы и обряды, хотя по укладу жизни они вполне похожи на своих соседей -представителей коренных народов: так же охотятся, рыбачат, ездят на собаках и даже одеваются. Есть изменения и в физическом типе, коренастость, черты лица и другие признаки длительного соседства с азиатской расой.

Вторая версия гласит, что русскоустьинцы являются потомками казаков-землепроходцев, которые почему-то бросили службу по сбору ясака, охране острогов и зимовий и стали заниматься промыслом. Большинство землепроходцев являлись выходцами из северной Руси, соседней с поморами. Много их вышло из Великого Устюга, города на р. Сухоне, притоке р. Северной Двины, в низовьях которой и жили поморы. Поэтому поморские элементы культуры русскоустьинцев вполне объяснимы.

В Якутии также много так называемых ямских русских, осевших по берегам р. Лены в XVIII веке, когда установилась постоянная связь Якутска с Россией по ямскому Иркутско-Якутскому тракту, где ямщики держали лошадей для срочных сообщений: почты, государственных курьеров и чиновников, а потом и ссыльных. Сначала они обеспечивались за счет соседних якутов, однако очень скоро местное население освободили от этого бремени. Ямские обзавелись семьями, землями, стали одновременно с главной службой и крестьянствовать. Они при хорошей сохраненности коренной культуры и внешнего вида переняли многое от местного населения: способы хозяйствования, язык, элементы поведения в природе вплоть до некоторых обычаев. И сейчас есть хорошо сохранившиеся ямские поселения типа Еланка, Синск, Кытыл-Дюра, Саныяхтах. В этих селах до сих пор еще доживают свой век старики, которые считают себя представителями особого этноса, не относящегося ни к якутам, ни к русским. Однако те ямские поселения, которые располо-

жены близ городов Якутск, Олёкминск, Ленск, начиная с 1960-х годов, полностью обрусели.

Много также потомков русских казаков, купцов, интеллигенции, священнослужителей и чиновничества, корни которых уходят в очень отдаленное прошлое. В Амгинском улусе, а также по Лене и Вилюю много потомков первых русских крестьян и более поздних ссыльных староверов, распространивших земледелие. Сейчас отдельного учета их потомства, разумеется, нет. Но вот цифра для размышления. К 1917 году в Якутии было 1,5 тыс. священнослужителей мужского пола. Допустим, что все они женились и дали такое же потомство, как и все нормальные люди того времени. На четвертом поколении, которое бывает за столетие, количество потомков, по обычному демографическому расчету, должно быть 84 тыс. чел. Это для Якутии огромная цифра. Конечно, некоторые из служителей церкви могли не достигнуть средней плодовитости, некоторые могли, особенно в годы гонений, где-нибудь сгинуть, уехать за пределы и т.д. Однако цифра впечатляет, если учесть, что были еще крестьяне, казаки, чиновники и другие слои русского населения [8].

Так что укоренившегося русского населения в Якутии должно быть много. Однако большинство русских, которые теперь составляют значительную часть населения Якутии (более 40,0%, а до середины 1990-х годов в течение почти 50 лет и вовсе преобладали в республике), конечно, являются мигрантами первого поколения и в значительной степени временными жителями. Они в основном проживают в горнопромышленных районах и в столице республики, составляя основу городского населения.

С учетом национального состава населения в Якутии функционируют два государственных языка - русский и якутский, а также пять официальных языков (языков обучения и делопроизводства) - эвенкийский, эвенский, юкагирский, чукотский и долганский. Рабочим языком объявлен английский, и это тоже веяние глобализации.

Эти меры коррелируют с политикой скандинавских стран в отношении культуры и языка саами, политикой центрального канадского правительства в отношении большого числа «первых наций» и др.

Действительно, исчезновение разнообразия приведет к нарушению устойчивого развития человечества. Это есть одна из азбучных истин современной науки. Поэтому процессы возрождения этнического своеобразия даже самых малочисленных народов должны находиться под неусыпным контролем государственной и международной политики современности.

На северных территориях России произошли в свое время процессы укрупнения сельских населенных пунктов, соответствующих политике перевода северных народов на оседлый образ жизни, казавшейся наиболее прогрессивной. Это привело к усилению разрушительных процессов, что особенно проявилось в этнической безработице и алкоголизме, а также в почти полной потере родного языка. Причем, наблюдается совершенно четкая зависимость: чем архаичнее (следовательно, экологичнее) хозяйство у этноса, тем больше он подвержен процессам разрушения. Через такой же этап прошли эскимосы, алеуты и индейцы. Этому есть объяснение. Любой естественный этнос настолько приспособлен к своей географической среде, что его работа в мастерской природы приносит ему пользу, не разрушая в то же время среды своего обитания. Нарушение природной среды и хозяйственного уклада, складывающегося столетиями, а для малочисленных народов Севера и тысячелетиями, приводит к кризису этноса. Вначале, правда, этот процесс стимулируется потерей среды обитания под влиянием индустриального развития [9].

Однако сегодня в условиях современного развития информационных систем, в условиях мобильности населения было бы утопией полагать, что северную цивилизацию можно сохранить и тем более возродить в первозданном виде. Следовательно, главной задачей дня является вхождение северных этносов в современную техническую цивилизацию с максимальным сохранением традиционной материальной и духовной культуры. А это возможно только через развитие образования. Образование, таким образом, оказывается важнейшим, экономически наиболее простым рычагом вхождения народов Севера в гло-

бальную систему человеческого бытия. Образование всегда обладает возможностью приспособления к потребностям бытия без больших расходов. А потребность бытия в отношении к коренным народам сегодня такова, чтобы они, не слишком далеко отрываясь от своих хозяйственных и культурных традиций, были бы органично вписаны в глобальную цивилизацию [10].

Ну и естественно, что важнейшей частью государственной политики развития северных территорий становится качество жизни корен-

ных жителей [11], что особенно актуально проявляется в годы оттока промышленности и временного приоритета традиционных форм и видов освоения над всеми другими типами освоения [12].

Таким образом, изучение историко-географических факторов формирования населения северных территорий позволяет, на наш взгляд, правильно выстраивать не только этно-демог-рафическую, но и культурно-образовательную и хозяйственно-освоенческую политику на этих обширных пространствах планеты.

Список литературы

1. ЛукинЮ.Ф. Арктическая солидарность // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2010. N° 4. С. 7-14.

2. РубцоваН.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2009. N° 5. С. 60-64.

3. Присяжный М.Ю. России необходимо изучать зарубежный опыт освоения северных регионов // География в школе. 2004. № 2. С. 25-27.

4. Он же. Хозяйственное освоение территории Зарубежного Севера: историко-географическое исследование процесса в пределах Аляски // Экономика. 1999. № 7.

5. АндреевЕ. Будущее Русского Севера // Обозреватель - Observer. 2007. № 1. С. 46-50.

6. Мисевич К.Н., Присяжный М.Ю. Миграция украинцев в регионы Азиатской России // Український географічний журнал. 2004. № 4. С. 75-83.

7. Присяжный М.Ю. Географические основания развития отдельных частей Якутии в кратких описаниях улусов, наслегов и населенных мест республики. Якутск, 2003.

8. МаксимовГ.Н. Родная Якутия: природа, люди, природопользование. Якутск, 2003.

9. Присяжный М.Ю. Проблемы освоения Усть-Янского района Якутии // География в школе. № 6. 1999. С. 25-26.

10. Максимов Г., Присяжный М. География и этнос - понятия вполне совместимые // Якутия. 2003. 8 февр. С. 4.

11. Присяжный М.Ю. Управление человеческим капиталом региона и оценка качества жизни населения // Креативная экономика. 2010. № 8. С. 128-133.

12. Он же. Проблемы совершенствования форм освоения регионов Севера в переходный период и на перспективу // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 3. С. 42-46.

Prisyazhny Mikhail

INDIGENOUS PEOPLES AND RESIDENT POPULATION OF THE NORTHERN TERRITORIES

Arctic indigenous peoples form a single circumpolar ethnicity - a group of peoples living around the northern polar region of the Earth and, therefore, engaged in economic activities inherent in this area. The article considers historical and geographical factors forming the population of the northern territories.

Контактная информация: e-mail: wirt@mail.ru

Рецензенты: ПремининаЯ.К., кандидат географических наук, доцент кафедры географии и геоэкологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Бызова Н.М., кандидат географических наук, профессор, заведующая кафедрой географии и геоэкологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.