Научная статья на тему 'КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
581
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / Россия / Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 г. / Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики / Ассоциация коренных малочисленных народов Севера / Сибири и Дальнего Востока РФ / Ледков Г.П. / Комитет Государственной Думы по делам национальностей / коренные малочисленные народы / традиционный образ жизни / виды традиционной хозяйственной деятельности / промышленные предприятия / образование / Институт народов Севера / кочевая школа / родной язык / социальное развитие / оленеводство / традиционное рыболовство / промысловая охота / тундровики / Ямало-Ненецкий автономный округ. / Arctic / Russia / fundamentals of state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2035 / Ministry of the Russian Federation on development of Far East and the Arctic / the Association of indigenous minorities of the North / Siberia and the Far East of the Russian Federation / G.P. Ledkov / the State Duma Committee on nationalities / indigenous peoples / traditional lifestyles / traditional economic activities / industry / education / the Institute of the peoples of the North / nomadic school / native language / social development / reindeer herding / traditional fishing / commercial hunting / tundra / Yamal-Nenets Autonomous district
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Журавель В.П?

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Ключевые слова: Арктика, Россия, Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 г., Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Ледков Г.П., Комитет Государственной Думы по делам национальностей, коренные малочисленные народы, традиционный образ жизни, виды традиционной хозяйственной деятельности, промышленные предприятия, образование, Институт народов Севера, кочевая школа, родной язык, социальное развитие, оленеводство, традиционное рыболовство, промысловая охота, тундровики, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Keywords: Arctic, Russia, fundamentals of state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2035, Ministry of the Russian Federation on development of Far East and the Arctic, the Association of indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation, G.P. Ledkov, the State Duma Committee on nationalities, indigenous peoples, traditional lifestyles, traditional economic activities, industry, education, the Institute of the peoples of the North, nomadic school, native language, social development, reindeer herding, traditional fishing, commercial hunting, tundra, Yamal-Nenets Autonomous district.

Введение

В Российской Федерации к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока относятся 42 этноса, численность каждого из которых составляет менее 50 тыс. человек. Их общая численность составляет 247 тыс. человек2.

Непосредственно из 2 млн. 502 тыс. человек, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), представителей коренных малочисленных народов насчитывается 82,5 тыс. человек3.

Они проживают в семи субъектах АЗРФ в экстремальных природно-климатических условиях, осознают себя самостоятельными этническими общностями. Для них характерен традиционный, в том числе кочевой, образ жизни и традиционное хозяйствование, которое регулируется полностью или частично их собственными обычаями, традициями, а также специальным законодательством.

Законодательство Российской Федерации направлено на сохранение самобытного традиционного образа жизни, который ведут эти народы, с одной стороны, и обеспечение их устойчивого развития - с другой.

Среди основных векторов реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера выделяются следующие ключевые направления:

- сохранение традиционного образа жизни, поддержка и поощрение разнообразия культурных традиций и традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера;

- повышение доступности образовательных услуг для коренных малочисленных народов, в том числе с учётом необходимости использования родного языка в образовательном процессе;

- модернизация системы здравоохранения и медицины в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера;

- содействие повышению занятости коренных малочисленных народов Севера, развитие их традиционной хозяйственной деятельности;

- развитие институтов гражданского общества в среде коренных малочисленных народов Севера, различных форм самоуправления.

Из общего массива основных видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов к занятиям лиц, проживающих непосредственно в условиях Арктического региона, относятся животноводство, в том числе кочевое (оленеводство); традиционное рыболовство, в том числе морской зверобойный промысел; промы-

1 Журавель Валерий Петрович - к.п.н., доцент, в.н.с., руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН. E-mail: zhvalery@mail.ru

2 Журавель В.П. Права коренных народов российской Арктики: проблемы и решения // Арктика и Север. 2018. - № 30. - С. 77.

3 Лукин Ю.Ф. Арктическая энциклопедия: население Арктики. - http://narfu.ru/aan/Encyclopedia_Arctic/Ency clopedia_Popula tion. pdf; Тишков В.А., Новикова Н.И., Пивнева Е.А., Степанов В.В. Коренные народы российской Арктики: история, современный статус, перспективы. - http://docplayer.ru/26670607-Korennye-narody-rossiyskoy-arktiki-istoriyasovremennyy-status-perspektivy-1.html

словая охота; собирательство (заготовка, первичная переработка пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).

Вопросы взаимодействия с промышленными предприятиями, проблемы здравоохранения

и образования

Следует констатировать, что промышленная деятельность в среде обитания коренных малочисленных народов привела к кризису в традиционных отраслях и обострила социальные проблемы. Стоит отметить, что масштабное освоение Арктического региона не должно нарушать самобытного уклада жизни коренных северян, неразрывно связанного с природой. Так, из 540 тысяч человек, проживающих Ямало-Ненецком автономном округе, 48 тысяч - это представители коренных народов Севера — ненцы, ханты, селькупы, причём 19 тысяч тундровиков ведут кочевой образ жизни. За последние 8 лет численность коренных народов, кто ведет традиционный уклад выросла на 30 процентов1. В связи с этим необходимо формировать особую государственную политику в отношении устойчивого развития по сохранению их самобытной культуры, языка, ремесел, промыслов и исконной среды обитания.

Остается важным развитие диалога между коренными народами и промышленными компаниями. Следует отметить, что в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов ведётся активное промышленное освоение территорий, которое вытесняет малочисленные народы со своих исконных земель, ограничивает, а иногда делает невозможным осуществление привычного и традиционного образа жизни2. Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ О.Н. Епифанова в декабре 2017 г. в ходе семинара-совещания Комитета по делам национальностей отметила, что у коренных малочисленных народов особая миссия. «Именно эти народы, — отметила она, — сегодня являются последним барьером на пути ресурсодобывающих компаний, которые безжалостно эксплуатируют природу. Эти народы — напоминание о связи человека и окружающей среды»3. Все эти вопросы часто являются причиной конфликтов и судебных разбирательств. В этих условиях федеральным и региональным органам власти и управления, общественным организациям необходимо постоянно проводить мониторинг положения коренных народов Севера в районах промышленного освоения на основании ряда определённых индикаторов и своевременно принимать решения по исправлению ситуации в лучшую сторону.

Одна из серьёзных социальных проблем коренных народов Севера - крайне высокий уровень мортальности вследствие алкоголизации, инфекционных и онкозаболеваний и суицидов. Высокий уровень потребления спиртных напитков в северных регионах России значительно усугубляется спецификой структуры и форм потребления: преобладание крепких спиртных напитков, «ударные дозы», низкое качество алкогольной продукции, значительные объём фальсификатов, недостаточное питание и т. д. Под влиянием указанных обстоятельств и в силу крайне неблагоприятных социально-экономических условий, особенно характерных для северных регионов, а также биологических особенностей северных этносов, последствия неумеренного потребления алкоголя для аборигенных народов оказываются более тяжелыми, а интенсивность их проявлений — более высокой4. По мнению Н.Г. Хайруллиной, приводимые статистические данные не могут быть объективным показателем уровня распространённости пьянства и алкоголизма, поскольку основная часть страдающих этой болезнью не фиксируется никакими службами. Между тем на основании количества официально регистрируемых и находящихся под диспансерным наблюдением алкоголиков и наркоманов можно сделать вывод, что распространение алкоголизма продолжается5. Эта проблема порой в СМИ и общественном мнении преувеличивается или занижается, исходя из обстановки или партийных предпочтений. Минздрав России и региональные власти пытаются решить эту проблему, снизить её злободневность.

Среди коренных малочисленных народов остро стоят вопросы образования. Ее положительные и проблемные вопросы, в последнее время находятся в фокусе внимания ряда исследователей6, органов исполнительной и законодательной власти. Некоторые учёные необходимость улучшения образования и воспитания коренных малочисленных народов обосновывают тем, что для части населения характерны «утрата этнокультурного своеобразия, размывание

1 Вершинин И.С. Социально-экономические факторы развития арктических регионов// Вестник Института мировых цивилизаций. - М., 2020. - Т.11, № 1. - С. 57.

2 Кряжков В.А. Правовое регулирование отношений между коренными малочисленными народами Севера и недропользователями в Российской Федерации // Государство и право. - М., 2014. - № 7. - С. 27-39; Сморчкова В.И. Практика взаимодействия коренного населения и промышленных компаний в Арктике // Государственная служба. - М., 2015. - № 4. - С. 63-67.

3 Епифанова напомнила об особой миссии коренных малочисленных народов России. 11.12.2017. - https://www.pnp.ru/poli tics/epifanova-napomnila-ob-osoboy-missii-korennykh-malochislennykh-narodov-rossii.html

4 Мельников А.В. Медико-демографические вопросы коренного населения западных территорий ХМАО-Югры // Демографический потенциал стран ЕАЭС: сб. ст. VIII Уральского демографического форума / Отв. ред. А.И. Кузьмин. Т. 2. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. - С. 429-433.

5 Хайруллина Н.Г. Проблема алкоголизма в среде коренных малочисленных народов севера // Современные проблемы науки и образования. 2015. - № 1 (ч. 1). 27.05.2015. - http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=19337

6 Малышева Е.В., Набок И. Л. Образование коренных малочисленных народов Арктики: проблемы и их перспективы развития // Общество. Среда. Развитие. 2015. - № 1. - С. 139-144; Терехина А.Н. Кочевые школы: ограничения или возможности? // Этнографическое обозрение. 2017. - № 2. - С. 137-153; Егоров В.Н. Социально-педагогические особенности организации учебно-воспитательного процесса в школах коренных народов Крайнего Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета. 2013. - Т. 10, № 3. - С. 103-106.

этнического самосознания, породившие маргинальные настроения и разнообразные формы девиантного поведения (от бродяжничества и алкоголизма, нежелания работать до суицида и преступности)1.

Поэтому в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 № 164, обращается внимание на обеспечение доступности качественного дошкольного, начального общего и основного общего образования, среднего профессионального и высшего образования, услуг в сфере культуры, физической культуры и спорта в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов .

В настоящее время дети коренных малочисленных народов, живя в школах-интернатах, отрываются от традиционных корней, забывают язык и свои обычаи. На многих площадках (конференциях, совещаниях, заседаниях, форумах) Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (АКМНСС и ДВ РФ, Ассоциация) ставила перед федеральными и региональными государственными органами власти вопросы внесения изменения в Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации», обеспечивающие возможности для получения образования детьми, ведущими с родителями кочевой традиционный образ жизни, разработки образовательных программ для кочевых школ и детских садов как особого типа образовательной организации, способствующей сохранению и развитию традиционных отраслей народного хозяйства в условиях кочевья.

Одной из основных проблем в образовательных организациях коренных малочисленных народов является «старение» педагогических кадров, нехватка молодых преподавателей родных языков, литературы и культуры, трудности с поступлением в учебные заведения, в том числе в Институт народов Севера при Российском государственном педагогическом университете им А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). Этот вопрос нашел свое отражение 29 ноября 2019 году в г. Нальчике на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям3. По итогам выступления заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей, Президента Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Ледкова Г.П., Президентом РФ В.В. Путиным было дано соответствующее поручение (пункт 7 и 8)4.

Так, в соответствии с пунктом 7, было поручено Минобрнауки России, Минпросвещения России, ФАДН России при участии Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»: а) проанализировать практику изучения языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в качестве родного языка в системе общего образования, а также определить необходимое количество соответствующих педагогических работников; б) по результатам анализа, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, обеспечить дополнительную подготовку педагогических работников, осуществляющих преподавание родного языка из числа языков народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также литературы этих народов на родном языке, в том числе в рамках целевого обучения, осуществляемого на базе Института народов Севера федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена».

В соответствии с пунктом 8, было поручено Минобрнауки России подготовить совместно с Минпросвещения России, ФАДН России, Общероссийской общественной организацией «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и представить предложения об оказании дополнительных мер социальной поддержки лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, обучающимся в российских образовательных организациях высшего образования по программам, предусматривающим изучение языков и культур этих народов.

В рамках выполнения указанных поручений Ассоциация вместе с ответственными ведомостями подготовила предложения в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации об оказании дополнительных социальных мер по поддержке лиц, относящимся к коренным малочисленным народам, в том числе: оплату проезда от места учёбы к месту проживания один раз в год в размере фактических расходов, обеспечение питанием; материальное обеспечение (одежда, обувь, мягкий инвентарь); выплата единовременного денежного пособия выпускникам; ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей; дополнительная социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, студентов из малоимущих семей.

С целью повышения квалификации педагогических кадров, осуществляющих преподавание родного языка, литературы и культуры Ассоциация также предложила на базе РГПУ им. А.И. Герцена создать Всероссийский научно-образовательный ресурсный центр развития и модернизации образования коренных малочисленных народов Арктики, Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, восстановить 12 бюджетных мест на эвенкийское отделение Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова.

В 2020 г. была проведена серия мероприятий, направленных на решение вопросов образования коренных малочисленных народов российского Севера. Так, 13 мая Ассоциация успешно провела Межрегиональное онлайн-совеща-

1 Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. Образование на Севере как фактор развития коренных малочисленных народов // Современные проблемы науки и образования. 2013. - № 5. - С. 253-254.

2 Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164. - http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/f8ZpjhpAaQ0WB1zjywN04OgKШm AvaM.pdf

3 Заседание Совета по межнациональным отношениям. 29.11.2019. http://www.kremlin.ru/events/president/news/62160

4 Перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям. 16.01.2020. - http://www.kremlin.ru/ acts/assignments/orders/62618

ние «Новые проекты в преподавании родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», в котором приняли участие учителя родных языков, литературы и культуры, специалисты сферы образования, представители общественных организаций, учреждений науки и профессионального образования, языковые активисты из 16 субъектов Российской Федерации. 8 июня в формате видео-конференции состоялась заседание Рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию, в котором участвовали свыше 100 человек из Исландии, США, Канады, Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции, а также представители Арктического совета атабасков, Международной ассоциация алеутов, Международного совета гвичинов, Циркумполярного Совет инуитов. Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ на мероприятии представляли Юрий Ха-танзейский, Фаина Леханова и Антонина Горбунова. Совместно с представителями Федерального агентства по делам национальностей они рассказали о продвижении Международного проекта «Дети Арктики: дошкольное и школьное образование», одной из основных целей которого является проведение исследований, направленных на оценку и повышение качества системы дошкольного и школьного образования 1.

Органы власти в последнее время активизировали мероприятия, направленные на внедрение информационных технологий в образовательный процесс, в том числе при дистанционном обучении. Педагогический состав нацеливается на планомерную работу по подготовке учащихся для учёбы в вузе в городских условиях.

Главной культурной ценностью для коренных народов, по мнению депутата Госдумы Г.П. Ледкова, являются их традиционные знания, объединяющие широкий спектр представлений о взаимодействии с природой и месте человека в природном и общественном окружении, навыков повседневной жизни. Их прочные связи с природной средой позволяют умело распознавать угрозы, вызванные потеплением климата и другими экологическими изменениями. К сожалению, в практике многих государств, в том числе России, этот вклад остается незаметным.

С учётом потребностей ведения традиционного образа жизни более всего коренным народам требуется подготовка учителей родного языка, специалисты в области оленеводства (зоотехники), рыболовства (переработчики рыбной промышленности). Нужны врачи, фельдшеры, квалифицированные специалисты в сфере обеспечения деятельности территорий традиционного природопользования, а также рабочие, мастера и инженеры в нефтегазовой сфере.

Следует отметить, что совершенствование системы образования коренных малочисленных народов решает и проблему их языков, так как существует потенциальная угроза их исчезновения. Наиболее успешно вопросы образования, культуры коренных народов решаются исполнительными и законодательными органами Ямало-Ненецкого автономного округа.

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Российской Федерации

Много внимания уделяется развитию институтов гражданского общества в среде коренных малочисленных народов Севера. В марте 2017 г. на VIII съезде Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого и седьмого созывов Григорий Ледков единогласно был избран его президентом на второй срок. До избрания в Госдуму он работал председателем сельскохозяйственного производственного кооператива «Тазовский» в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. В настоящее время он является заместителем Комитета Государственной Думы по делам национальностей, возглавляет подкомитет по законодательному обеспечению защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, входит в состав Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Является руководителем постоянной делегации Государственной Думы в Северном Совете - региональной организации сотрудничества парламентариев Северной Европы - Дании, Исландии, Норвегии и Финляндии. В соответствии с распоряжением Президента РФ от 15 января 2020 г. Ледков Г.П. включен в состав рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации.

Сегодня АКМНСС и ДВ РФ:

- имеет специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЕС080С), является активным участником сессий Рабочих групп ООН по вопросам коренных народов и проекту Декларации по правам коренных народов, а также сессий Комиссии по правам человека и Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов;

- является Постоянным участником Арктического совета, чьи эксперты занимаются в различных рабочих группах и программах;

- имеет статус наблюдателя в Управляющем Совете Программы ООН по окружающей среде;

- имеет статус наблюдателя при Комитете интеллектуальной собственности и генетических ресурсов, традиционных знаний и культуры Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Ассоциация в последние годы значительно активизировала свою общественную деятельность, повысив авторитет и влияние в рамках деятельности Арктического совета, занимает принципиальную позицию по защите законных интересов и прав коренных малочисленных народов.

Ассоциация поддерживает деятельность, направленную на изучение вопросов культуры, традиций и образования коренных малочисленных народов. Следует отметить, что 18 июня 2020 г. Президент России подписал указ о

1 Информация получена из Отдела права и международного сотрудничества Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

присуждении Государственной премии РФ в области науки и технологий за 2019 г. члену-корреспонденту Российской академии наук, директору федерального государственного бюджетного учреждения науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук Головнёву Андрею Владимировичу «за вклад в изучение культурного наследия народов Арктики»1. Андрей Головнёв — признанный в России и за рубежом специалист в области антропологии и этнологии Арктики, в течение 40 лет проводивший полевые работы на Ямале, Таймыре, Гыдане, Полярном Урале, Русском Севере, Чукотке, в Югре, Якутии, Скандинавии, на Аляске и в других областях Арктики и Субарктики. Фундаментальные исследования он сочетал с научно-прикладными разработками и их популяризацией средствами кинематографа и музейно-выставочной деятельности.

В экспертном сообществе АКМНСС и ДВ РФ имеется перечень решений, которые надо в ближайшее время принять на федеральном и региональном уровнях. О них на научной конференции «Современная Арктика: вопросы международного сотрудничества, политики, экономики и безопасности» в Институте Европы РАН говорил в своем выступлении советник президента АКМНСС и ДВ РФ В.С. Истомин.

Наиболее актуальными, на взгляд Координационного совета АКМНСС и ДВ РФ, являются следующие вопросы:

- проблемы в традиционном рыболовстве в части приоритетного доступа к рыбопромысловым участкам, расширения субъектов традиционной хозяйственной деятельности, видов и объёмов квот;

- проработка правовых механизмов, обеспечивающих создание и функционирование территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов;

- создание действенного механизма учёта мнения коренных народов при принятии решений о промышленном освоении территорий, которые являются территориями традиционного проживания. На сегодняшний день коренные народы в большинстве своём исключены из процессов принятия решений;

- оценка воздействия проектов промышленной деятельности на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных народов и порядок возмещения убытков, причинённых в результате хозяйственной деятельности промышленных компаний;

- увеличение объёмов финансирования, направленных на поддержку коренных народов, с проработкой механизма системы общественного контроля за поступающими денежными средствами;

- восстановление регулярного статистического наблюдения социально-демографического и экономического положения коренных малочисленных народов. Речь идёт о наблюдении за демографической ситуацией, состоянием здоровья, образовательным уровнем, занятостью, доходами и иными направлениями, характеризующими качество жизни коренных малочисленных народов.

Часть этих вопросов находится в стадии окончательного решения.

Заключение

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к настоящему времени сумели сохранить свою уникальную самобытность, культуру, язык, ремесла и промыслы, приверженность к традиционному образу жизни. Традиционный уклад жизни практически не изменился за века.

Следует отметить, что в условиях активной промышленной деятельности исконная среда обитания коренных малочисленных народов подвергается негативным воздействиям, что в ряде случаев ведёт к полной утрате территорий и акваторий, на которых осуществляются традиционные виды хозяйственной деятельности. Изымаются значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий, часть используемых прежде промысловых рек и водоёмов теряет своё рыбохозяйственное значение.

Оптимистический сценарий развития коренных малочисленных народов наблюдается в таких субъектах, как Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия) и Ханты-Мансийский автономный округ. Успех достигается ассигнованиями за счёт добычи энергоресурсов крупными компаниями в этих регионах.

Несмотря на существующие недоработки, в Российской Арктике в результате самодостаточной общественно-государственной, этнонациональной политики постепенно складывается работающая система, обеспечивающая соблюдение прав коренных малочисленных народов, их традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности. Необходимо указать, что законодательное обеспечение само по себе никак не решит проблем аборигенов без принятия соответствующих программ развития, подкрепленных реальным финансированием.

В связи с этим важно изучать опыт решения подобных проблем в странах Арктического совета, в деятельности которого статус «постоянного участника» наряду с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации предоставлен ещё пяти организациям коренных народов: Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов. Данный опыт нашел своё отражение в недавно изданной в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова книге «Этнонациональные процессы в Арктике: тенденции, проблемы и перспективы»2, которая получила высокую оценку экспертов и практических работников.

1 Указ о присуждении Государственных премий в области науки и технологий 2019 года. 18.6.2020. - http://www.kremlin.ru/ acts/news/63519

2 Верещагин И.Ф., Зайков К.С., Тамицкий А.М., Трошина Т.И., Соколова Ф.Х., Харлампьева Н.К. и др. Этнонациональные процессы в Арктике: тенденции, проблемы и перспективы: моногр. / Под общ. ред. Н.К. Харлампьевой. - Архангельск: САФУ, 2017. - 325 с.

Важно продолжать и совершенствовать правоприменительную практику в области обеспечения коллективных прав коренных малочисленных народов, обеспечивать им возможности для традиционного природопользования и ведения привычного образа жизни, учитывать их интересы при принятии управленческих решений по освоению арктических территорий, а также разрабатывать и вводить в действие механизмы компенсации нанесённого ущерба.

В настоящее время Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ проводит значительную подготовительную работу по международному сотрудничеству в рамках предстоящего председательства Российской Федерации в Арктическом совете 2021-2023 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.