Научная статья на тему 'Коренное население Аляски и проблемы патернализма'

Коренное население Аляски и проблемы патернализма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
259
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Таксами Н. Ч.

The articic deals with the political issue of the Alaska State —the interrelations between the Local Governments and the State Federal Government. This problem is studied in the international context as self-determination and self-ruling are becoming major concerns for the native population in many countries all over the world. The Alaska case gives us the most interesting example of the variety of forms of local governments and local authorities meeting various needs of the aboriginal population both in rural and urban districts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Native population of Alaska and the problem of paternalism

The articic deals with the political issue of the Alaska State —the interrelations between the Local Governments and the State Federal Government. This problem is studied in the international context as self-determination and self-ruling are becoming major concerns for the native population in many countries all over the world. The Alaska case gives us the most interesting example of the variety of forms of local governments and local authorities meeting various needs of the aboriginal population both in rural and urban districts.

Текст научной работы на тему «Коренное население Аляски и проблемы патернализма»

2003 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 2, вып. 1 (№2)

КРАТКИЕ НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Н. Ч. Таксами

КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ АЛЯСКИ И ПРОБЛЕМЫ ПАТЕРНАЛИЗМА

На современном этапе особое внимание историков, политологов, этнографов и представителей других социальных и общественных наук привлекает Арктический регион. Проживая в хрупкой экологической системе в течение многих столетий, коренное население этого района создало уникальную по своей сути культуру, называемую многими специалистами арктической цивилизацией. Особый тип природопользования, специфические черты материальной и духовной культуры, а также богатые природные ресурсы делают изучение данного региона особо актуальным как с экономической, так и с политической точек зрения. Возможности управления природно-экономическими (в первую очередь, земельными), а также социально-политическими ресурсами Арктики должны пройти комплексное изучение и анализ с тем, чтобы, с одной стороны, экономическое и социальное развитие региона продолжалось, а с другой — хрупкая арктическая экосистема была по возможности сохранена и поддержана.

История любого государства непосредственно связана с историей народов, его населяющих, и тем положением, которое эти народы занимают в нем. Особенно это важно при изучении современной новейшей истории. Здесь на первом месте стоят территориальные вопросы, включающие как землепользование, так и вопросы в более широком плане — политические, о правах того или иного народа на землю.

Опыт многих государств показывает, что попытки декларировать однонациональность государства, либо насильственное навязывание официальной политики государства аборигенным населениям рано или поздно приводят к необходимости распутать клубок противоречий: экономических, политических, социальных и правовых. Так, например, в Финляндии, Швеции и Норвегии в 70-х годы XX в. остро встала проблема саамского населения, определения его политического и юридического статуса, сохранения этого этноса и его культуры. До сих пор в этих странах остро стоит вопрос о присвоении саамскому языку статуса государственного (второго или третьего государственного).

Близким по культуре арктическим народам Северной Америки и Российского Дальнего Ввстока является коренное население Японских островов — айны. До конца XX в. Япония рассматривалась японскими и зарубежными историками и политологами как государство однонациональное. Вся внутренняя и внешняя политика этой страны основывалась на этом тезисе. Почему же сегодня остро воспринимается в стране айнский вопрос о статусе коренного населения и его правах на землю? Насколько связан он с территориальным вопросом Курильских островов?

В качестве примера необходимо остановиться на ситуации с коренным северным населением в России, в частности на примере севера Сибирского и Дальневосточного регионов, где проживают 26 малочисленных коренных народностей. Опыт государственной политики предыдущих десятилетий свидетельствовал о том, что прямолинейные попытки модернизации ведут не к адаптации аборигенного населения, а к маргинализации и всевозрастающей дезадаптации народов и что выход из ситуации состоит не столько в экономическом патернализме, сколько в превращении этих народов в самостоятельный объект отношений в регионах их обитания. А это, в свою очередь, невозможно без специальной законодательной базы, создание которой должно включать и подобный опыт зарубежных стран.

Часть Арктического региона — Аляска, 49-й штат Америки, является на сегодняшний день одним из наиболее ярких примеров того, как государство пытается разрешить проблемы коренного населения и их права на владение и использование территорий. В конце XX в. численность аборигенного населения Аляски составляла около 64 тыс. человек: на западном и северном побережье насчитывалось 53% коренного населения, на юго-востоке, во внутренних районах и на юге центральной Аляски проживали

© Н. Ч. Таксами, 2003

индейцы (34%), на юго-западе, вдоль полуострова Аляска и на Алеутских островах — алеуты (12,7%)', Из этого следует, что все сегодняшние проблемы штата — политические, экономические, социальные, правовые и другие так или иначе связаны с его этнической спецификой.

В 1959 г. Аляска получила статус штата, подпадая таким образом под федеральную юрисдикцию. Основным отличием судьбы коренного населения Аляски от судеб коренного населения других штатов является то, что жители Аляски никогда не жили в резервациях2. Поэтому формирование законодательства по правам и статусу коренного населения Аляски, а также по правам на землю и урегулирование отношений с федеральной властью шли своим особым путем.

Расположенн ые в уникальной северной среде органы местного самоуправления Аляски являются относительно молодыми. Значительное влияние на их формирование было оказано в последние десятилетия XX в.: это быстрый рост численности населения, открытие и разработка огромного нефтяного района в Прадо Бэй, экономический бум, длиною в десятилетие, принятие федерального законодательства по урегулированию требований коренных жителей Аляски на землю.

Специфика органов местного самоуправления Аляски по сравнению с другими штатами заключается и в том, что за последние десятилетия Аляска получила достаточно развитую коммуникационную и транспортную системы, быстро осваиваемые природные ресурсы, рост населения и подъем экономики и как неотъемлемую часть — развитие политических институтов. Аляска стала менее изолированной от остальной части Соединенных Штатов (как никогда ранее за всю свою историю). Как следствие сельские местные органы власти теперь менее изолированы от городских властей штата. Новое явление на Аляске сегодня — все большая интеграция ее политических институтов, которые приобретают все большее сходство с политическими институтами «нижних 48» штатов.

Возрастающая интеграция городских и сельских правительственных институтов Аляски не означает объединения их интересов. С одной стороны, в подтверждение того, что они являются частями единой системы во главе с правительством штата, они в некоторых вопросах разделяют интересы государственной политики по отношению к местным властям ''например, превращение платы за использование природных ресурсов в государственную финансовую поддержку местных социальных и экономических программ). Но, с другой стороны, они соревнуются между собой за доступ к благосостоянию штата в виде природных ресурсов. В этом смысле эта тема на самом деле является более глубокой и более уязвимой в связи с тем, что соревнование и конфликт между городским и сельским населением включает в себя вопросы межэтнической справедливости, вопросы не только и не столько экономического и социально-административного порядка, сколько взаимоотношений между сельскими коренными жителями (аборигенами) и городским белым населением3.

Таким образом, если обращаться к изучению местных органов самоуправления на Аляске, необходимо выделить некоторые из их отличительных черт.

Во-первых, в большинстве случаев органы местного самоуправления находятся на ранних стадиях своего организационного и политического развития, так как Аляска —еще молодой штат. Отсюда и их определенная слабость как политических единиц. Во-вторых, городские общины являются открытыми социально-политическими системами: население большинства урбанизированных региональных центров проживает здесь непостоянно и достаточно мобильно. В-третьих, и большие и маленькие общины очень чувствительны к воздействию внешних экономических и политических факторов, они находятся в зависимости от стоящих над ними органов власти и в вопросах фондов, и услуг, и инструкций. В какой-то степени они зависят от разработки природных ресурсов на их территориях. В-четвертых, органы местного самоуправления, будучи поддержаны центральным правительством, играют видную политическую и экономическую роль в урбанизированных общинах, поддерживают частные организации—по всей территории сельской Аляски доминируют частные корпорации коренного населения и квазиправительства. И, наконец, в-пятых, органы местного самоуправления подвержены сильному межрегиональному соперничеству и конфликтам4.

В изучении достаточно молодых и гибких по своей сути органов местной власти на Аляске необходимо выделить несколько направлений, рассмотрение которых в рамках данной статьи и в последующих исследованиях поможет дать наиболее полную картину социальной, политической и экономической жизни одного из штатов Америки. На наш взгляд, деятельность органов местной власти является серьезным опытом в формировании взаимоотношений между государством (органами государственной власти) и коренными народами данного региона (аборигенными корпорациями, советами и др.). При этом одним из основных является вопрос развития возможностей органов местного самоуправления и местной автономии. Совсем недавно, в конце XX в., органы местного самоуправления получили большую свобода в своих действиях и доступ к налоговым и другим статьям доходов штата. Это, в свою очередь, влечет за собой проблему централизации и децентрализации в изменяющейся системе органов власти штата и системе местного самоуправления. Вопрос заключается во взаимодействии и изменяющемся балансе между доминированием правительства штата и контролем местных органов власти. Органы власти обоих уровней усилили свои возможности, а влияние федерального

правительства на органы управления на Аляске уменьшилось. За исключением большого количества аборигенных поселений в сельской местности, в остальных населенных пунктах штата органы местного самоуправления Аляски получили большую возможность получать доходы от налогов, регулировать отношения с другими субъектами региона и широко развивать сферу услуг и коммуникаций в своих населенных пунктах. Это расширение возможностей на местном уровне во многом зависело от событий в ресурсном благосостоянии штата.

Нельзя оставить в стороне и рассмотрение увеличивающихся возможностей местных органов власти, связанных с событиями опять же в области ресурсного благосостояния штата — правительство штата распределило доходы от нефтяных разработок по органам местного самоуправления. Это явление должно быть рассмотрено в двух налравлениях: с одной стороны, это исторически сложившаяся связь между разработкой природных ресурсов и развитием органов местного самоуправления Аляски, с другой—это рассмотрение влияния, которое оказывает увеличение или уменьшение денежного потока на формирование органов местного самоуправления и их политику.

Таким образом, в современном мире зачастую особо остро стоят политические вопросы, а также вопросы, связанные с самоопределением и самоуправлением коренного населения той или иной страны, того или иного региона. Подобного рода проблемы связаны со многими факторами внутренней жизни страны и оказывают большое влияние на международную обстановку, на взаимоотношения между государствами, формирование политических органов и международных организаций. В сегодняшней экономической и политической ситуации в России, когда идет двоякий процесс: формирования органов федеральной власти и органов местного самоуправления (в том числе и среди народов Сибири и Дальнего Востока), живущих и ведущих свое хозяйство в сходных с Аляской климатических и природных условиях, особенно важно изучение опыта других стран.

Summary

The articic deals with the political issue of the Alaska State —the interrelations between the Local Governments and the State Federal Government. This problem is studied in the international context as self-determination and self-ruling are becoming major concerns for the native population in many countries all over the world. The Alaska case gives us the most interesting example of the variety of forms of local governments and local authorities meeting various needs of the aboriginal population both in rural and urban districts.

1 Лопуленко H.A. Американский опыт урегулирования проблем коренного населения. М., 1996.

С.4.

2 И в американской, и в отечественной литературе указывалось несколько причин, среди которых были и особенности традиционного хозяйства, и то, что эти земли не представляли интереса для крупного фермерского хозяйства.

3 Morehouse Т. A., McBeath G.A., Leask L. Alaska's urban and rural governments. Lanham. 1984.

4 Таксами H. 4. Аляска в системе государственности. СПб., 2001. С. 84.

Статья поступила в редакцию 21 октября 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.