Кондратюк Григорий Николаевич1.
КОРЕНИЗАЦИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ КРЫМСКОЙ АССР -КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
(20-30-Е ГОДЫ XX ВЕКА)
УДК: 811 514 19'73
В статье рассматривается коренизация и ее место в истории промышленности Крымской АССР. Прослеживается взаимосвязь промышленности и профессионально-технического образования. Изучена роль коренизации в осуществлении национальной политики межвоенного периода, с помощью которой должен был формироваться национальный пролетариат. Коренизация промышленности выражалась в выделении квот среди руководящих работников, подготовке инженерно-технического состава и квалифицированных рабочих из национальных кадров. Коренизация в промышленности должна была модернизировать отрасли крымской экономики и сформировать национальный пролетариат. Особое внимание в Крымской АССР в этих процессах уделялось крымским татарам.
Ключевые слова: Крымская АССР, национальная политика, коренизация, индустриализация, промышленность, образование, крымские татары.
Korenization in the industry of the Crimean ASSR - as one of the directions of national policy (20-30s of the XX century)
This article diskusses the korenization and its place in the history of the industry of the Crimean ASSR. The relationship between industry and vocational education is traced. The role of korenization in the implementation of the national policy of the interwar period, with the help of which the national proletariat was supposed to be formed, has been studied. The korenization of industry was expressed in the allocation of quotas among senior workers, the training of engineering and technical staff and skilled workers from national personnel. Korenization in industry was supposed to modernize the sectors of the Crimean economy and form a national proletariat. Particular attention in the Crimean ASSR in these processes was paid to the Crimean Tatars.
Keywords: Crimean ASSR, national policy, korenization, industrialization, industry, education, Crimean Tatars.
В курсе коренизации, провозглашенном XII съездом РКП(б) экономической составляющей национальной политики отводилась важная роль, поэтому не вызывает сомнения потребность в анализе этих процессов.
Изучение коренизации в промышленности, взаимосвязь коренизации и подготовки инженерно-технических работников системой профессионально-технического образования было начато ещё в 1920/30 годах. В частности, это работа Д. Полетаева [Полетаев, 1931]. Необходимо отметить публикации в периодической прессе межвоенного двадцатилетия, в частности в журнале «Экономика и культура Крыма» [Стахонова, 1930]. Однако, содержащиеся в них оценки носили пропагандистский характер, их авторы (Д. Полетаев, А. Стахонова, А. Хомяков, С. Карга, Я. Эмир-Велиев) являлись активными участниками процесса коренизации в Крыму. Новый этап в изучении коренизации в области экономики пришелся на 1950-1980-е годы. Это работы Д. Вирника, С. Бреева характеризующиеся большим объёмом фактических данных и использованием статистических показателей ^рник, 1951].
Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать место коренизации в промышленности Крымской АССР, в общем осуществлении национальной политики в
1 Кондратюк Григорий Николаевич, доктор исторических наук, профессор кафедры истории ГБОУ ВО РК КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь, Крым). E-Mail: konratjukkipu@gmail.com
межвоенное двадцатилетие. Проследить взаимосвязь процессов в промышленности и работы системы профессионально-технических учебных заведений, изменений социальной структуры общества.
При подготовке статьи использованы документы Государственного архива Автономной Республики Крым фонда П.-1 крымского обкома РКП(б)-ВКП(б), публикации в периодической печати 1920-1930-х годов.
Коренизация выступила многоаспектным явлением. Национальная политика обладает многими направлениями: административным, культурно-образовательным, экономическим.
В идеологии РКП(б) был сформулирован постулат о том, что якобы, в результате угнетения русским народом, другие народы отстали в своём развитии. Поэтому необходимо обеспечить для национальных меньшинств приоритетность их развития. Одним из таких приоритетов считалась необходимость ликвидации экономического отставания.
Важной задачей руководители РКП(б) считали формирование национального пролетариата. В социальной структуре национальных меньшинств Крыма преобладали крестьяне, для которых большевистская идеология была чуждой. Поэтому национальный пролетариат должен был обеспечить поддержку мероприятиям РКП(б).
Уже в 1924 году начал осуществляться комплекс практических мероприятий по коренизации в промышленности. В частности, перед крымскими профсоюзами ставилась следующая задача: «Учитывая отсутствие индустриального пролетариата из татарского населения, необходимо при заполнении брони на предприятиях и фабзавучах увеличить процент посылаемых из татарской молодёжи и подростков, чтобы обеспечить базу квалифицированных рабочих из татар» [ГААРК, Ф.П-1. Оп.1. Д. 322, л. 301].
Кадровая политика была в центре внимания обсуждения делегатов Всекрымского совещания татарских работников-коммунистов проходившем в Симферополе в апреле 1924 года. Центральный доклад был сделан представителем СНК Крымской АССР, в нём анализировался административный аспект политики коренизации, применение при подготовке документации крымскотатарского языка. В резолюции совещания в качестве первоочередных задач указывалась необходимость «продолжать и усилить работу по татаризации советского аппарата и реализации татарского языка...В местностях же, где преобладающим населением являются татары, на руководящих совпостах должны быть татработники, которые и будут являться резервуаром, откуда будут черпаться работники на руководящие посты. Поэтому основной задачей по татаризации должно быть комплектование татработниками соваппарата, главным образом, низового (сельского), как непосредственно, соприкасающегося с татарским населением» [Там же, л. 300].
В 1925-27 годах центр тяжести подготовки кадров для коренизации в промышленности был сделан на курсовой форме подготовки. В 1927 году были проведены курсы по подготовке работников крымских татар при Народном комиссариате финансов, Народном комиссариате юстиции, Наркомпочтеле [Ибраимов, 1927, с. 6].
На производственных предприятиях ЦСНХ и Наркомторга в январе 1927 года всего насчитывалось 3745 рабочих, из них 106 крымских татар, что составляло 2,8%. Через год, в январе 1928 года из общего числа 4843 рабочие крымские татары составляли 270 человек или 5,6% [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 636, л.42].
Секретарь ОК ВКП(б) Петропавловский в аналитической записке «Вовлечение татар в промышленность» указывает на основные направления увеличения количества крымских татар в промышленности: «Втягивание татар в промышленность должно идти основным образом по линии непосредственных возможностей вовлечения их в крымскую промышленность; в соответствии с ближайшими перспективами развития промышленности в Крыму, необходимо организовать посылку татар в промрайоны СССР для подготовки квалифицированной силы, на основе добровольного желания; направлять татмолодёжь в фабзавучи, создав материальные возможности и бытовые условия для них, в соответствии с потребностями крымской промышленности» [Там же, л. 61].
На XII областной партийной конференции, проходившей 27 января - 2 февраля 1927 года особое внимание было уделено коренизации в промышленности. В своём выступлении секретарь обкома ВКП(б) Петропавловский обращал внимание на «поднятие нового кадра национального пролетариата. Эта задача - поднятие нового кадра национального
пролетариат является важнейшей нашей задачей в решении национального вопроса ...так как национальный пролетариат спаян с пролетариатом других наций и с крестьянством своей национальности» [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 591, л. 25]. Участвовавшие в XIII областной партийной конференции, проходившей в Симферополе в 1927 году, констатировали, что по многим производственным объединениям процент коренизации невысок. Так, в Табактресте 1,6% от общего количества работающих, Кожтресте 7,3%, Консервтресте 2,9%, Полиграфтресте 10,5%, Сольтресте 7,9%. Всего же процент коренизации по крымской промышленности составлял 4% [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 598, л. 18].
Существовала установка о взаимосвязи коренизации в промышленности с характером автономии. Так, А. Стахонова в статье «О подготовке кадров» писала: «В условиях Крыма, как национальной республики, задача обеспечения кадрами из коренной национальности приобретает огромнейшее значение. С ещё большими трудностями придётся здесь столкнуться, чем при разрешении вопроса о социально-классовом составе контингента вузов и техникумов, так как обе задачи должны дополнять друг друга, а не исключать одна другую» [Стахонова, с.69].
В 1927-28 годах действовал специальный орган Областное совещание по вовлечению татар в производство. Эта структура обобщала опыт коренизации в промышленности. В отчёте руководители органа называют ряд причин неудач коренизации в промышленности: «сезонников-татар не закрепляют на производстве; имеющихся рабочих не квалифицируют, не подвигают их на лучшую работу, нет общежитий для рабочих из деревень, очень слабо поставлена культурная работа» [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 636, л. 66.].
Симферополе в 1929 году было проведено I Всекрымское совещание национальных меньшинств. Центральный доклад совещания назывался «Национальная политика партии и советской власти и задачи национального строительства в Крымской АССР». В докладе были сформулированы общеполитические установки в области национальной политики, в частности мысль о том, что «освободительная борьба угнетённых народов является маховым колесом для пролетарской революции» [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 912, л. 41]. В докладе были зафиксированы основные направления реализации национальной политики: «вся дальнейшая работа в области национального строительства в Крымской АССР должна быть построена вокруг выполнения следующих задач: а) усиление и улучшение качества партийного руководства всем делом социалистического и национального строительства в Крыму и повышение ответственности всей партийной организации за эту отрасль работы; б) создание кадров национального актива из пролетарских и полупролетарских элементов коренного населения и национальных меньшинств и выдвижение их на руководящую работу; в) последовательное проведение курса на вытеснение буржуазно-капиталистических элементов и ликвидации кулачества как класса.д) систематическая борьба со всякими проявлениями национализма под лозунгом «борьбы на два фронта» (против великодержавного шовинизма и местного национализма)» [Там же, л. 44].
Коренизация в промышленности реализовывалась по нескольким направлениям. Во-первых, определение квот среди руководящих работников. Во-вторых, подготовка инженерно-технического состава и квалифицированных рабочих. Для реализации этой задачи были вновь созданы школы ФЗУ и два института: медицинский и сельскохозяйственный. В апреле 1930 года по 11 отраслям промышленности ЦСНХ из общего количества 5063 человек, крымские татары составляли 575 человек или 11,4%. Для понимания сущности коренизации в промышленности важен анализ по уровню квалификации. Квалифицированные рабочие составляли 210 или 36,5%, неквалифицированные 219 или 38,1%, ученики 136 или 23,7%, обслуживающий персонал 10 человек или 1,7%. Таким образом, цифры однозначно говорят о преобладании неквалифицированного труда [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 1032, л. 5]. С тем, чтобы в достаточно краткие сроки изменить ситуацию, отдел кадров ЦСНХ заключил договор с НКТруда на комплектование курсов по подготовке рабочих в системе фабрично-заводского ученичества. Работа курсов осложнялась тем, что необходимо было постоянно обучать большие массы слушателей из-за огромной текучести кадров на предприятиях. Рубеж 1920/30-х годов характеризуется настоящей гигантоманией в привлечении рабочих на производство. «Сверхтемпы» индустриализации давали о себе знать и на предприятиях Крымской АССР.
Руководство крупных промышленных предприятий вынуждено было констатировать, что «на Госметзаводе за 8 месяцев ушло 8000 рабочих, на Севморзаводе -2600, в Горнопромтресте 3600 человек - что составляет от 50 до 70% к твёрдым заводским штатам» [Полетаев, 1932, с. 114].
С 1929/30 учебного года для реализации на практике планов коренизации в промышленности расширяется система профессионально-технического образования и увеличивается количество принимаемых учащихся. В докладе «Культурное строительство и задачи народного образования в реконструктивный период» на областном партсовещании о национальном строительстве указывалось: «По проекту НКПроса сеть техникумов индустриального образования, начиная с 30/31 года увеличится на 2 единицы...в 2 севастопольских школах 2 ступени вводятся чертёжно-конструкторский и электротехнический уклоны. Подготовка квалифицированных рабочих для промышленности НКПросом производится сетью низшего профтехнического образования в количестве 6 единиц. Приём будет устанавливаться в двойном размере» [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 907, л. 30].
В январе 1930 года динамика занятых крымских татар по отраслям промышленности характеризовалась такими показателями: в хозяйственных учреждениях 14 человек или 2,7%, в кооперативном секторе 6 человек или 2,8% [Хомяков, 1930, с.60].
Ход процесса коренизации неоднократно рассматривался на заседаниях Бюро крымского обкома ВКП(б). Руководители обкома определяли цифровые показатели привлечения представителей различных национальностей в хозяйственный, кооперативный, профсоюзный аппарат и органы государственного управления. По итогам заседания Бюро обкома 3 марта 1932 года было принято постановление «Об итогах коренизации государственного, кооперативного и хозяйственного аппарата в 1931 году и плане на 1932 год». Документ определил, что средний процент коренизации ко всему количеству служащих в национальных крымскотатарских районах Бахчисарайском, Судакском, Алуштинском районах 90%, Ялтинском 80%, Балаклавском 75%, Карасубазарском 60%. Во Фрайдорфском еврейском национальном районе 60%, Биюк-Онларском немецком районе 55% немцев, Ишуньском 55% украинцев [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д.1139, л. 69]. Необходимо отметить, что механическое определение цифр создавало проблемы, когда критерием в занятии должности становилась определённая национальность, а не уровень профессиональных знаний. Отчёт обкома партии отметил это как «перегиб». Обзор «политнастроений» отмечал такого рода установки, приводя высказывания низовых работников в Алупке: «Извращённое понимание татаризации порой проявляется не только среди крестьянства, но и среди советских работников, начиная с низов и кончая работниками областного масштаба. На одном из происходивших в местечке Алупка собрании одним из татар был выдвинут лозунг о татаризации на 100% «Крым только для коренного татарского населения и в аппарате управления должны быть только татарские люди, которым ещё дорога нация и магометанство». Эту точку зрения поддерживали 2 низовых советских работника» [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 636, л. 63].
Вопросы коренизации в промышленности рассматривались на областных партийных конференциях. На этих партийных форумах происходило формальное принятие решений о конкретных мероприятиях национальной политики в Крымской АССР. Принимаемые документы отражали изменения в работе местных партийных организаций в зависимости от того, как формировалась партийная стратегия в высших эшелонах власти. 20-24 января 1932 года в Симферополе проходила XVI областная партийная конференция. В своём выступлении секретарь крымской парторганизации Вегер говорил: «Последние полтора года характеризуются величайшим размахом национального строительства в Крыму.При этом мы исходили из трёх основных задач: во-первых, развёртывание и укрепление промышленности, как основного фундамента социалистической экономики Крыма, создание кадров национального пролетариата, воспитание прочного пролетарского костяка из коренной национальности» [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 1131, л. 28].
Одной из сложных в практическом решении проблем была подготовка врачей, агрономов, инженеров. В существующих вузах были определены квоты. Так, в сентябре 1933 года в Симферополе состоялось областное партийное совещание о состоянии партийно-массовой работы в вузах Крыма. Выступавший секретарь парторганизации Педагогического института
Измайлов отмечал: «Было намечено провести набор 150 человек, из них коренников намечали до 90%. Надо сказать, что процент коренизации нами остался не выполнен при выполнении % набора в целом» [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 1234, л. 13]. Схожая ситуация была в Медицинском институте. Секретарь парторганизации Симаков, отмечал, что «контрольная цифра данная обкомом выражается в 150 человек. Из коренного населения взяли 23-24%, т.е. имеем недовыполнение» [Там же, л. 40]. Представитель сельскохозяйственного института Самединов указал на то, что крымских татар вместо 90 человек приняли 39, что составляло 29% плана коренизации [Там же, л. 29].
В осуществлении процесса коренизации в промышленности в начале 1930 -х годов быстрее реализовывались нормативы по категории так называемых «ответственных работников», а наиболее сложная ситуация была с инженерно-техническими кадрами - там, где требовался опыт и специальные знания. Анализируя ход коренизации, её современник Д. Полетаев отмечал: «Серьёзное значение в деле коренизации имеют два вопроса: 1) вопрос обеспечения национальными кадрами в первую очередь узловых, решающих участков работы, какими являются промышленность, с/х аппарат, кооперация и учреждения, наиболее связанные с обслуживанием районов, особенно национальных. 2) вопрос правильной расстановки национальных кадров внутри системы» [Полетаев, 1932, с. 73].
На одной из партийных конференций было обращено внимание на необходимость развития системы рабочего образования для реализации коренизации в промышленности. Коренизация неквалифицированным персоналом не устраивала парторганы, требовалось подготовить квалифицированных рабочих и инженерно-технический персонал. Выступавший глава агитпропа крымского обкома Таксер в докладе «Культурное строительство в Крыму под углом решений XV партсъезда и XIII областной партконференции» говорил: «в ближайшее время разрешить вопрос о вечернем рабочем университете и о вечерних курсах по подготовке в ВУЗы рабочих и крестьян; НКПросу, ЦСНХ и Крымплану пересмотреть сеть культурных учреждений в сторону полной увязки их с пятилетним планом, имея в виду приспособление профтехнического и общего образования к развитию хозяйства Крыма, необходимость большего вовлечения татар и нацмен в профтехнические школы» [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 809, л. 13].
Власти составляли достаточно масштабные проекты подготовки инженерно-технического персонала через систему профессионального образования с выделением значительных финансовых ресурсов. Однако на подготовку специалистов требовалось время, а промышленным предприятиям кадры нужны были срочно. Выступая на IV Пленуме КСПС в декабре 1930 года С. Карга говорил: «Контрольные цифры проектируют организацию новых 15 техникумов (будет 27 вместо 12 в этом году) и 5 новых школ ФЗУ. Контингент учащихся в школах ФЗУ увеличивается с 408 до 1540 человек.Контрольные цифры намечают ассигнование специально на подготовку хозяйственных и культурно-политических кадров 8,5 миллионов рублей, что составляет около 40% всего бюджета народного просвещения по Крымской АССР» [Карга, 1931, с. 21].
В политике коренизации в промышленности основное внимание уделялось крымским татарам. Во-первых, были выделены квоты в административном аппарате местной и кустарной промышленности. Так, в 1930 году из общего количества 13521 человек управленцев в советском аппарате и промышленности крымские татары составляли 936 человек или 6,9%. Из них в государственных учреждениях работали 841 человек (7%), в кооперативном аппарате 58 человек или 5%, в сфере сельскохозяйственного кредита 37 человек или 19,1% [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 1032, л. 4]. При этом проще всего решалась проблема привлечения к административной работе или в терминах того времени «ответработе». Значительно сложнее дело обстояло со специалистами, так как инженерные, экономические и другие должности требовали специальных знаний. Так, в 1930 году в системе предприятий ЦСНХ насчитывалось 554 крымских татар, что составляло 7,7%. Наибольшее количество крымских татар насчитывалось в системе кустарной промышленности - 1067 работников или 11,8%. На транспорте 402 человека или 4,7%. На предприятиях Винтреста 134 или 31,6% от общего количества.
Особое внимание уделялось формированию национального пролетариата. На Керченском ГМЗ (государственном металлургическом заводе) работало 391 крымских татар, что
составляло 7,5% от общего количества работающих. На Севастопольском морском заводе 211 человек или 6% общей численности персонала. Таким образом, всего в крымской промышленности было занято 2760 крымских татар, составлявших 8,1% общего количества занятых [Там же, л. 4].
Начавшаяся индустриализация включала в себя и важные элементы национальной политики. Новый рабочий уклад жизни, изменение социальной структуры народов, живших в Крыму, рассматривались как важнейшие задачи национальной политики во взаимосвязи с индустриализацией. По мнению большевистских вождей, необходимо было изменить традиционный крестьянский уклад, рождавший национализм. На областном партийном совещании, посвящённом реализации национальной политики проходившем в Симферополе 10-12 ноября 1929 года первый секретарь обкома Живов говорил: «мы можем окончательно решить национальный вопрос, уничтожить экономическое неравенство отдельных национальностей только на путях социалистической индустриализации нашей страны» [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 870, л. 20]. Формируется и новый элемент идеологии национальной политики, делавшей акцент на обострении классовой борьбы. Все сложности и противоречия форсированной индустриализации, экономические потери объяснялись ростом классовой борьбы и деятельностью «буржуазно-националистических элементов». В своём вступительном слове Живов утверждал: «Если мы возьмём классовую борьбу в связи с национальной политикой, то мы увидим, что обострение классовой борьбы, усиление активности капиталистических элементов, проникнутых настроениями великодержавного шовинизма, вызывает неизбежный рост великодержавного шовинизма» [Там же, л. 21]. В партийной идеологии был сформулирован тезис о борьбе с «двумя уклонами»: великодержавным шовинизмом и местным национализмом.
Проведение коренизации в промышленности базировалось на идеологическом постулате о том, что ряд наций угнетался в бывшей Российской империи и это неравенство наций базируется на экономическом фундаменте. Устранив экономическое неравенство, удастся решить и национальные проблемы. Так, VI объединённый Пленум ОК и ОКК проходивший в мае 1931 года, рассмотрев вопросы национального строительства и подготовки кадров, принял ряд решений «по отношению индустриализации Крыма, насаждения в национальных районах промышленности и вовлечения в промышленность татар, создания туземного пролетариата» [Эмир-Велиев, 1931, с. 2].
В крымской партийной организации даже после разгрома групп «правых и левых» существовала острая дискуссия о конкретных мероприятиях политики коренизации. Основной вопрос - это соотношение национального и интернационального в проведении конкретных мероприятий. Дискуссия развернулась на областном совещании по вопросу коренизации аппарата и национальному строительству, проходившем в Симферополе 11 января 1931 года. Выступивший Кубаев говорил: «До 1928 года были причины задерживающие наше развитие. Миллифирковцы старались воспитывать нашу молодёжь в национальном духе. Наряду с этим наши татарские революционеры в свою очередь воспитывали нашу молодёжь в коммунистическом духе. Отсюда шла непрерывная, долгая борьба» [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 1074, л. 27]. Пройдёт совсем немного времени и Кубаев будет объявлен антипартийным деятелем, будет осуждена так называемая «кубаевщина». Руководители республики чётко понимали, что коренизация не является самоцелью, а служит задаче укрепления советской власти. Сделать эту власть привлекательной для многонационального крестьянства. Представитель молодой генерации большевиков Тархан в своём выступлении на областном совещании по вопросу коренизации аппарата говорил: «Вопрос коренизации, который стоит на сегодняшнем совещании, конкретным вопросом есть по существу вопрос укрепления диктатуры пролетариата в нашем Крыму. Потому что с таких процентов охвата руководящих органов соввласти, партии, профсоюзов, с таким большим процентом охвата за счёт коренного населения - это есть руководство социалистическим строительством» [Там же, л. 32].
Коренизация в области промышленности была тесно сопряжена с языковым вопросом. Эту проблему хорошо понимали партийные руководители. Один из руководителей агитпропа обкома И. Козлов в выступлении на областном совещании по вопросу коренизации аппарата говорил: «Беда наша заключается в том, что мы не знаем татарского языка и поэтому не
можем иметь тесной связи с трудящимися коренной национальности, не можем повседневно наблюдать происходящий процесс выращивания новых кадров и подготовки этих кадров» [Там же, л. 43].
Ключевым аспектом коренизации в области промышленности являлось решение кадровых вопросов. Это были не только требования к определённому уровню профессиональных знаний, но и лояльность специалистов по отношению к партийному режиму. Проводился подбор новых служащих, инженерно-технического персонала, которые бы своим выдвижением были бы обязаны советской власти. Партийный документ чётко определял приоритеты: «В крымских условиях проблема кадров включает в себя и задачу коренизации аппарата, вовлечение татар и нацмен в производство, подготовки научных марксистских кадров из коренного населения. В неразрывной связи с этой проблемой находится также вопрос о работе среди национальной интеллигенции» [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 1039, л. 225об.].
Необходимо отметить, что в процесс коренизации в промышленности был вовлечён целый ряд народных комиссариатов - НКТруда, НКПросвещения. Координирующим органом являлся СНК Крымской АССР. В апреле 1932 года СНК Крыма принял постановление о том, что при комплектовании состава учащихся школ ФЗУ «установить норму вовлечения коренного населения татар к общему количеству учащихся не менее 45%. Организовать широкую вербовку в специальные вузы татарской молодёжи, поставив на должную высоту довузовскую подготовку» [Полетаев, 1931, с. 111].
Рубеж 1920/30 годов характеризуется в коренизации в промышленности новым аспектом - так называемым «вредительством». Прошёл «шахтинский процесс» и борьба с мнимыми вредителями развернулась во всех регионах, в том числе и в Крымской АССР. Партийный пропагандист писала: «Проблема кадров - сугубо политическая проблема и она поставлена сейчас перед нами во всей своей широте...в области техники классовый враг наиболее силён, а мы наиболее слабы. Сейчас нужно использовать все пути и возможности, чтобы прорыв в кадрах ликвидировать в наикратчайшие сроки» [Стахонова, 1930, с.70].
Коренизация затрагивала и систему высшего образования. Была поставлена задача увеличить количество представителей различных национальных групп. Секретарь парторганизации педагогического института Измайлов в своём выступлении говорил, что «замена тесным образом была связана с окомунизированием и коренизацией, что встречало сопротивление со стороны реакционной части профессуры» [ГАРК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 1234, л. 14]. Подводя итоги совещания, секретарь обкома Надинский отмечал: «Нельзя забывать, что учебные заведения в первую очередь должны в Крыму готовить кадры из коренной национальности.Все знают важность коренизации, но ещё недостаточно осознали безусловную необходимость выполнения директив партии и парторганизаций на местах о коренизации» [Там же, л. 97].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в комплексе мероприятий коренизации преобразованиям в индустриальной сфере отводилось значительное место. Коренизация в промышленности должна была модернизировать отрасли крымской экономики и сформировать национальный пролетариат. Коренизация в промышленности включала комплекс дифференцированных мероприятий в условиях новой экономической политики и индустриализации 1930-х годов. Положительными её аспектами стали рост объёмов производимой продукции и замена устаревшего оборудования. Негативное проявление включает деформацию привычного уклада, традиций и обычаев народов Крыма связанное с формированием национального пролетариата.
Литература:
1. Вiрник Д. Економiчний розквгг Украшсько! РСР - торжество леншсько-сталшсько! нацюнально! полтики. Кшв, 1951; Бреев С. Развитие теории и практики образования без отрыва от производства в РСФСР (1917-1941). Саранск, 1973.
2. ГААРК (Государственный архив Республики Крым). Ф.П.-1. Оп.1. Д. 322. Л. 301.
3. ГАРК. Ф.П.-1. Оп.1. Д. 1032. Л. 4.
4. ГАРК. Ф.П.-1. Оп.1. Д. 1032. Л. 4.
5. ГАРК. Ф.П.-1. Оп.1. Д. 1032. Л. 5.
6. ГАРК. Ф.П.-1. Оп.1. Д. 1039. Л. 225об.
7. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 1074. Л. 27.
8. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 1074. Л. 32.
9. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 1074. Л. 43.
10. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 1131. Л. 28.
11. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 1139. Л. 69.
12. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 1234. Л. 13.
13. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 1234. Л. 14.
14. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 1234. Л. 29.
15. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 1234. Л. 40.
16. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 1234. Л. 97.
17. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 322. Л. 300.
18. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 591. Л. 25.
19. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 598. Л. 18.
20. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 636. Л. 42.
21. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 636. Л. 61.
22. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 636. Л. 63.
23. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 636. Л. 66.
24. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 809. Л. 13.
25. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 870. Л. 20.
26. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 870. Л. 21.
27. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 907. Л. 30.
28. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 912. Л. 41.
29. ГАРК. Ф.П.- 1. Оп.1 . Д. 912. Л. 44.
30. Ибраимов В. На пути самоопределения национальностей // Крым. 1927. №1(3).
31. Карга С. Народно-хозяйственный план Крымской АССР // Экономика и культура Крыма. 1931. №2.
32. Полетаев Д. Кадры в Крыму // Экономика и культура Крыма. 1932. №9.
33. Полетаев Д. На боевом участке национально-культурного строительства. Подготовка национальных кадров в Крыму. Симферополь, 1931.
34. Полетаев Д. Состояние коренизации и подготовки национальных кадров в Крыму // Экономика и культура Крыма. 1932. №5.
35. Полетаев Д. Состояние коренизации и подготовки национальных кадров в Крыму // Экономика и культура Крыма. 1932. №1-4.
36. Стахонова А. О подготовке кадров // Экономика и культура Крыма. 1930. №1.
37. Хомяков А. Подготовка национальных кадров // Экономика и культура Крыма. 1930. №2.
38. Эмир-Велиев Я. Итоги Пленума ОК и ОКК ВКП(б) // Экономика и культура Крыма. 1931. №4.