УДК 378
КОРЕЕВЕДЕНИЕ В РОССИИ: ОТКРЫТИЕ И ВЗГЛЯД НА МАГИСТРАТУРУ ПО КОРЕЕВЕДЕНИЮ В КАЗАНСКОМ (ПРИВОЛЖСКОМ) ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Гилязеев Б.Э., *Хайрутдинов Р.Р., Хабибуллина Э.К., Ко Ен Чоль
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. С расширением международных контактов, изучение культуры, религии и искусства страны изучаемого языка играет не менее важную роль, чем изучение самого языка. Учащийся должен понимать взаимодействие культуры и языка, и видеть связь между родным языком и изучаемым языком. Однако изучение своей культуры, религии и искусства зачастую отделяются от языка. Поэтому для эффективного изучения культуры, религии и искусства каждый университет составляет оптимальный учебный план. Учебный план должен составляться с учетом социальных изменений при этом, отвечая на потребности учащегося, а также он должен соответствовать эпохе, региону и культурной среде.
Целью данного исследования является сравнение российских и корейских учебных планов по таким дисциплинам как: культура Кореи, религия Кореи и искусство Кореи. За основу российских учебных планов мы взяли учебные планы Казанского (Приволжского) федерального университета.
Ход исследовательской работы:
1. Введение, общие сведения об учебном плане;
2. Анализ и сравнение учебных планов по дисциплине «культура Кореи»;
3. Анализ и сравнение учебных планов по дисциплине «религия Кореи»;
4. Анализ и сравнение учебных планов по дисциплине «искусство Кореи»;
5. Выводы по проделанной работе.
Ключевые слова: учебный план, культура Кореи, искусство Кореи, религия Кореи, дисциплина, образовательное содержание, Казанский федеральный университет, корейский язык.
Для цитирования: Гилязеев Б.Э., Хайрутдинов Р.Р., Хабибуллина Э.К., Ко Ен Чоль. Корееведение в России: открытие и взгляд на магистратуру по корееведению в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Казанский вестник молодых ученых. 2019. Т. 3. № 1 (1). С. 21-30.
Благодарности: Данная работа осуществлялась при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (АКБ-2016-INC-2230003).
1. Введение
История востоковедения в России насчитывает около 200 лет. Правда, исследований по Корее было мало по сравнению с исследованиями Китая и Японии. Однако после 1990 года в отношениях России и Кореи произошло много изменений, и расширялся академический обмен между двумя странами. В частности, поддержка Корейского Фонда и Академии Корееведения в Корее в значительной степени способствуют расширению исследований в области корееведения и изучения корейского языка.
С момента своего основания в 1804 году Казанский федеральный университет продолжает свои исследования в области востоковедения, за исключением начала XIX по начало XX века, когда исследования в области корееведения не ведутся. С 2005 года интерес к исследованиям Кореи вновь растет.
На 2018 года Казанский федеральный университет является единственным университетом в России, где на бакалавриате изучают корейский язык и литературу Кореи, историю Республики Корея и КНДР, экономику Республики Кореи и КНДР, перевод и переводоведение: английский и корейский языки, а число изучающих корейский язык студентов насчитывает 300 человек. Кроме того, именно в Казанском федеральном университете (Приволжский район, Россия) ведутся исследования, связанные с корееведением по таким направлениям как: история Кореи, литература Кореи, культура Кореи, экономика Кореи и общество Кореи.
В то же время в К(П)ФУ до сентября 2018 года набор велся только на бакалавриат, где можно было изучать корейский язык. С сентября 2018 года на профиле «Мировая политика и международный бизнес» будет включен корейский язык, и выпускники бакалавриата смогут поступать на магистратуру и вести исследования в области корееведения.
Цель данного исследования - сделать общий обзор на историю востоковедения и корееведения в целом и в Казанском (Приволжском) федеральном университете, а также представить видение второго скачка исследований по корееведению в К(П)ФУ.
К тому же, целью этого исследования является предоставление информации для абитуриентов и информации о карьере после окончания магистратуры К(П)ФУ по профилю «Мировая политика и международный бизнес» с корейским языком.
Для выполнения цели данного исследования использовались данные, найденные в интернете, в исследовательских работах, в планах результатов исследований и отчетах.
Содержание исследования состоит из знакомства с востоковедением и корееведением в России и Казанском (Приволжском) федеральном университете, знакомства и взгляда на магистратуру с корееведением в Казанском федеральном университете и выводов.
2. История российского востоковедения и корееведения и роль Казанского (Приволжского) федерального университета
История корееведения в России идёт вместе с Казанским (Приволжским) федеральным университетом. В 1804 году русский император Александр I основал Казанский Императорский университет для исследований и образования в области востоковедения. Через этот университет начались исследования по востоковедению. После 1830 года кафедра востоковедения, а вместе с ней исследователи, студенты и библиотека переехали из Казанского Императорского университета в Санкт-Петербургский государственный университет.
Ситуация в отношении Чосона была впервые известна в 1858 году благодаря путешествиям Гончарова И.А., который познакомил русский народ с жизнью и культурой корейцев. 1874 году Пучилло М.П. был издан российско-корейский словарь. В 1897 году корейский язык начали изучать в Санкт-Петербургском государственном университете. С 1899 года в центре исследований востоковедения в университете Владивостока началось изучение корейского языка в целях содействия обмену и сотрудничеству между двумя странами [1].
С другой стороны, для того, чтобы обучать корейцев, которые приехали в Приморский край в 1864 году, были открыты начальные школы, а после этого, чтобы воспитать учителей для этих школ, корейцы отправлялись на обучение в Казанскую инородческую учительскую семинарию в г. Казань. Благодаря ученикам этой семинарии впервые 27 января 1904 года в Казанском университете был издан «Опыт краткого русско-корейского словаря», насчитывающий 5 тетрадей [2].
Ниже приведена информация об этом.
Во введении этого словаря указано, что К.Ф. Кан учился на 3 курсе в «Казанской инородческой учительской семинарии», полное название этой школы «Казанская инородческая учительская семинария», а адрес её г. Казань, ул. Ш. Марджани, д. 26Э. Основана школа была в 1872 году, и до 1918 года обучалось в ней 1000 человек. В 1919 году школа объединилась и стала носить имя «Восточная академия», а после данная школа стала казанским педагогическим институтом, с 1 сентября 2011 года институт объединился с Казанским (Приволжским) федеральным университетом.
Одной из причины открытия учительских семинарий является указ 1870 года «Об учительских семинариях», в котором было указано, что целью создания является воспитание учителей начальных школ для повышения национального образования, а также, что плата за обучение лежит на администрации региона или на студенте [3].
Впервые корейцы прошли необходимую процедуру и стали преподавателями в 1885 году, такими корейцами были Ю Николай и Ким Константин. Они окончили корейскую школу в селе Янчихэ, и получили спонсорскую помощь в деревне Благовещенске на обучение в Иркутской учительской семинарии, после окончания обучения, они вернулись в Благовещенск и стали
преподавателями. Позже было решено не отправлять студентов в далекий Иркутск, а отправлять студентов в Казанскую иногороднюю учительскую семинарию, которая находится ближе [4].
Казанская учительская инородческая семинария была открыта 1872 году на основе «Правил о мерах по образованию инородцев» (1870 г.) с целью подготовки педагогов для работы в двуязычных начальных училищах, способствовавших христианизации населения и сближению инородцев с русским населением. Выпускникам предоставлялось также право стать священнослужителям. Наряду с общеобразовательной и педагогической подготовкой предусматривались переводческая практика, церковное пение на родном языке, работа в переплётной, кузнечной, столярной и слесарной мастерских [5].
Русско-корейский словарь, находящийся в архиве К(П)ФУ, составил человек Чосона после трех лет обучения в Казанской учительской семинарии К.Ф. Кан и другие студенты, которые помогали ему в этом. А в 5 книге произношение японских чисел было написано воспитанником подготовительного класса Андреем Константиновым Ханом.
Также если посмотреть информацию об этой школе [5] то можно убедиться, что составление книг входило в образовательный процесс, а каждый студент выпускного курса должен был составить работу о своём родном языке.
Благодаря сохранившемуся словарю можно проследить историю российского корееведения, которая развивалась вместе с Казанским (Приволжским) федеральным университетом.
3. Знакомство и взгляд на магистратуру по корееведению в Казанском (Приволжском) федеральном университете
На сегодняшний день Институт международных отношений, истории и востоковедения является одним из элитарных и успешных современных инновационных образовательно-научных центров Казанского (Приволжского) федерального университета, где готовят специалистов для различных отраслей.
Здесь обучается около 4-х тысяч студентов, из них более 500 граждан из 38 стран мира. Научно-педагогическую деятельность в Институте ведут более 400 преподавателей, из них более 30 докторов и 200 кандидатов наук.
Одной из ключевых целей Института является подготовка творческой личности и успешного в карьере профессионала. Наши выпускники работают в государственных и муниципальных органах власти, занимают ключевые должности в международных отделах крупных компаний, международных организациях, в системе МИДа РФ, в востребованных областях экономики и науки. И это - одна из главных составляющих высокой репутации нашего Института.
Основываясь на базовом образовании, университет фокусируется на практике студентов и предоставляет студентом возможность стажировки в национальных организациях, культурных организациях и международных компаниях.
Институт международных отношений, истории и востоковедения имеет многопрофильную структуру отделений и кафедр, характерную для ведущих центров мировой науки и образования. Здесь реализуется многоуровневая си-
стема высшего образования (бакалавр - магистр - аспирант - кандидат наук -доктор наук).
Высшая школа международных отношений и востоковедения ведет подготовку бакалавров и магистров по международным отношениям, востоковедению и африканистике, зарубежному регионоведению. В процессе учебы студенты изучают фундаментальные курсы по истории и теории международных отношений, дипломатии, геополитике, истории стран Азии и Африки, общественно-политической мысли стран востока, теории и практике перевода, экономике стран Азии и Африки. Кроме того, они получают хорошую подготовку по иностранным языкам. Ведется преподавание английского, немецкого, французского, испанского, турецкого, арабского, персидского, корейского, китайского, японского, вьетнамского, индонезийского языков, языков суахили и хинди.
В Российской Федерации традиционно период обучения в университете составлял 5 лет, а после выпуска предоставлялся диплом специалиста, который давал возможность сразу поступать на аспирантуру. После открытия России была принята европейская система, а в 1992 году был утвержден закон РФ об образовании (№№ 3266 / от 10.07.1992), который открывал бакалавриат и магистратуру в России [6]. Так в университетах России появилась магистратура.
С июня 2016 года Академия Корееведения при Министерстве образования Кореи утвердило проект «по развитию корееведения за границей» в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Тема исследований «Преподавание корееведения в Татарстане и южных Регионах России. /Научные исследования/Научно-исследовательская база: Казанский (Привоолжский) федеральный университет» насчитывает 10 участников из Кореи и России.
Так, с первого сентября 2016 года центр корейского языка в К(П)ФУ преобразовался в НОЦ Центр исследований Кореи «Корееведение» и начал проводить исследования по корееведению (Область: История, культура, литература, экономика и общество Кореи), международные научно-практические конференции по корееведению, печатать сборники конференций, сборник студенческих статей, открывать дисциплины по корееведению, проводить лекции по корееведению для соседних школ и университетов, печатать статьи в международных ведущих рецензируемых журналах, выдавать стипендию лучшим студентам бакалавриата и магистратуры и др.
Кроме того, в результате предложения о необходимости создания магистерской программы, связанной с корееведением, было решено в 2018 году добавить корейский язык в профиль «Мировая политика и международный бизнес».
Профиль «Мировая политика и международный бизнес» появился на специальности «41.04.05 Международные отношения» в 2016 году. В 2016 году по данному профилю предусматривалось заочное обучение, а в 2017 появился выбор между заочным и очным обучением.
Таблица 1
Ситуация с профилем «Мировая политика и международный бизнес»
Год 2016 год 2017 год 2018 год
Формаобучения Заочная Заочная и очная Очная (2 года), Заочная (2 года 6 месяцев)
Область Английскийязык Английский, турецкийязыки Английский, турецкий, корейский (новый) языки
Количествостудентов - Очно: 15 человек / Заочно: 2 человека Ожидаемыйнабор: 25 человек
Ниже приведен учебный план магистратуры с профилем «Мировая политика и международный бизнес» на 2017 год [6].
Таблица 2
Учебный план магистратуры 2017 г. (Международные отношения. Профиль: мировая политика
и международный бизнес)
Курс Предмет Часы
Базоваячасть
Анализмеждународныхситуаций 18
Мегатренды мировой политики и глобальная безопасность 18
Региональные подсистемы международных отношений в XXI веке 18
Урегулирование международных конфликтов: теория и современные практики 18
Методология аналитических исследований международной деятельности 36
Академическаякоммуникация 108
Вариативнаячасть, обязательныедисциплины
Иностранныйязык 1 (английскийязык) 90
Иностранныйязык 2 (корейскийязык) 18
1 Международнаяпромышленнаякооперация 18
Международные финансовые рынки и финансовые институты 26
Мировые товарные рынки и торговая политика 18
Международныйрынокуслуг 30
Глобальныетранснациональныеорганизации 30
Вариативная часть, дисциплины по выбору
Международные экономические объединения и организации / Экономическая политика стран Юго-Восточной Азии 12
Экономическая политика Евразийского экономического сообщества / Эко- 12
номическая политика стран Южной Азии
Практика и научно-исследовательская деятельность
Научно-исследовательскаяработа 30
Базоваячасть
Современныемеждународныеотношения 18
Актуальныепроблемымеждународногоправа 18
Мировая экономика и международные экономические отношения 18
Вариативнаячасть, обязательныедисциплины
Иностранныйязык 1 (английскийязык) 90
Иностранныйязык 2 (корейскийязык) 18
Вариативная часть, дисциплины по выбору
2 Экономические объединения стран Латинской Америки / Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) 18
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанское 18
экономическое сотрудничество (АСЕАН и АТЭС) / Экономические объединения стран Африки
Содружество независимых государств / Экономическая политика Европей- 18
ского союза
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) / Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР) 18
Тематики диссертационных работ на магистратуре следующие:
- международные мероприятия;
- анализ международных событий;
- международная экономика, политика и социальные отношения между Россией и Кореей.
Ниже приводится будущая карьера выпускников профиля «Мировая политика и международный бизнес» [7].
—на дипломатической службе (в качестве дипломатических работников в системе МИД РФ)
- -в государственных органах Российской Федерации (ФСБ РФ, МВД РФ, Министерство энергетики РФ)
- -в государственных органах других государств (для иностранцев) качестве дипломатических работников
- на государственной службе в других государствах (для иностранцев);
- в системе министерств и государственных комитетов субъектов РФ;
- в неправительственных международных организациях - в качестве дипломатических работников;
- в коммерческих (Газпром, Роснефть, Лукойл, ТАИФ);
- некоммерческих общественных организациях международного профиля;
- поступление на аспирантуру в России по следующим областям: международные отношения, история, история международных отношений, политология;
- обучение за рубежом, например, в Корее.
Исследования в области корееведения в мире находятся на втором этапе. Пришло то время, когда корееведение начало перерастать в глобальную академическую дисциплину.
Мы думаем, что Казанский (Приволжский) федеральный университет должен сделать попытку для создания хорошей академической базы для продвижения корееведения. Для того, чтобы это получилось, необходимо воспитать новое поколение специалистов в области корееведения. В дополнение к программе бакалавриата, необходимо систематически подготавливать специалистов, открывая магистратуры и аспирантуры.
Образование составляет человеческие факторы и факторы окружающей среды. Человеческий фактор олицетворяет преподаватели и старательные студенты, фактор окружающей среды олицетворяют учебные заведения и учебные материалы. Кроме того, для развития образования необходимо, чтобы нация, университет и общество работали вместе, а также расширяли стипендиальный фонд потому, что стипендию в нынешнее время получает только 1/3 часть студентов.
4. Заключение
Изучение в области корееведения в России напрямую связано с Казанским (Приволжским) федеральным университетом. Необходимо принимать во внимание непосредственный вклад в начало и продвижения корееведения в России ко-
рейскими студентами, которые приехали в Казань для подготовки к преподаванию в корейских начальных школах, открытых для корейцев в 1870-х годах, а также выпуск «Опыта краткого русско-корейского словаря» в 1904 году.
Мы считаем, что в мир глобализации и свободного использования интернета, необходим свободный доступ к различным исследованиям и методикам исследований. Кроме того, масштабы и содержание исследований по ко-рееведению, которые были раньше, и теперешняя методика исследований и содержание сильно изменились.
Мы думаем, что Казанскому (Приволжскому) федеральному университету необходимо представить видение будущего XXI века, помимо фундаментального изучения и понимания лексики и культуры через русско-корейские словари, а также передачи содержания первых исследований по корееведению.
Для развития специалистов по магистерской программе «Мировая политика и международный бизнес» в Казанском (Приволжском) федеральном университете прикладываются большие усилия по разработке учебного плана и выбору содержания образования, а также постоянно прилагаются усилия для поддержания качества образования, чтобы воспитать готовых к глобализации экспертов.
Литература
1. Ко Ен Чоль. «Статус корейского языка в России». Сеул: Форум по глобализации корейского языка и культуры. Университет Коре кибернетики, 2014 г.
2. Хайрутдинов Р.Р., Ко Ен Чоль. Корейский язык и социально-экономическое положение Кореи периода позднего Чосон на основе анализа русско-корейского разговорника 1904 года. Тамбов: Грамота. Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 6 (72), 2017.
3. Ко Ен Чоль, Хайрутдинов Р.Р., Хузина А.И. Образовательно-социальная роль учителей начальных школ на Дальнем Востоке России в 1860-1910-х годах: на основе рукописи «Опыт краткого русско-корейского словаря» 1904 года.
4. Граве В.В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье, тип. В.Ф. Киршбаума, 1912.
5. Казанская инородческая учительская семинария // Иске шэхэр. URL:http://old-kzn.ru/houses/read/kazanskaja-uchitelskaja-seminarija.html(дата обращения: 23.05.17)
6. Мировая политика и международный бизнес // КФУ. URL: https://kpfu.ru/imoiv/struktura/centr-magistratury-i-aspirantury/centr-magistratury/vysshaya-shkola-mezhdunarodnyh-otnoshenij-i-99872/mirovaya-politika-i-mezhdunarodnyj-biznes(дата обращения: 23.05.17)
7. Учебный процесс. Учебный план // К(П)ФУ. URL: https://kpfu.ru/do/uchebnyj-process/uchebnye-plany(дата обращения: 23.05.17)
Авторы публикации
Гилязеев Б.Э., студент 4-ого курса Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия.
Хайрутдинов Р.Р., канд. ист. наук, директор Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия. Email: [email protected]
Хабибуллина Э.К., канд. фил. наук, директор отделения «Высшая школа международных отношений и востоковедения» Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань. Email: [email protected]
Ко Ен Чоль, канд. пед. наук, профессор кафедры алтаистики и китаеведения Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия. Email: [email protected]
KOREAN STUDIESIN RUSSIA: THE LAUNCH AND THE LOOK AT THE MASTER'S DEGREE PROGRAMME IN THE FIELD OF KOREAN STUDIES AT THE KAZAN (VOLGA REGION) FEDERAL UNIVERSITY
Giliazeev B.E., *Khajrutdinov R.R., Khabibullina E.K., Ko Young Cheol
Kazan Federal University, Kazan, Russia
Abstract: From the history of Korean studies in Russia to the present day, Kazan (Volga region) Federal University is the key figure in the development of Korean studies, thus there is a new major on Korean studies launched in 2018.
Therefore, the aim of this study is to make an overview over the history of Oriental studies and Korean studies in general specifically in Kazan (Volga region) Federal University, and to present a vision of the second jump in a research on Korean studies in KFU. In addition, the purpose of this study is to provide an information for applicants and an information about the career after graduating from KFU Master's Degree in the field of "World Politics and International Business" with the Korean language.
The content of the study consists of an introduction to an Oriental studies and Korean studies in Russia and Kazan (Volga region) Federal University, an introduction and an overview of the Master's Degree Programme onKorean studies at the Kazan Federal University and conclusions.
Keywords: Oriental studies, Korean Studies, Kazan foreign teachers' seminary, the experience of a short Russian-Korean dictionary, Kazan (Volga region) Federal University, master's degree programme, world politics and international business.
For citation: Giliazeev B.E., Khajrutdinov R.R., Khabibullina E.K., Ko Young Cheol. Korean studies in Russia: The launch and the look at the master's degree programme in the field of Korean studies at the Kazan (Volga region) Federal University. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2019. Vol. 3. No. 1 (9). Pp. 21-30.
Acknowledgements: This work was supported by Seed Program for Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of The Academy of Korean Studies (AKS-2016-INC-2230003).
References
1. Ko En Chol'. «Status koreyskogo yazyka v Rossii». Seul: Forum po globalizatsii ko-reyskogo yazyka i kul'tury. Universitet Kore kibernetiki, 2014 g.
2. Khayrutdinov R.R., Ko En Cool'. Koreyskiy yazyk i sotsial'no-ekonomicheskoye polozhe-niye Korei perioda pozdnego Choson na osnove analiza russko-koreyskogo razgovornika 1904 goda. Tambov: Gramota. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki. № 6 (72), 2017.
3. Ko En Chol', Khayrutdinov R.R., Khuzina A.I. Obrazovatel'no-sotsial'naya rol' uchite-ley nachal'nykh shkol na Dal'nem Vostoke Rossii v 1860-1910-kh godakh: na osnove rukopisi «Opyt kratkogo russko-koreyskogo slovarya» 1904 goda.
4. Grave V.V. Kitaytsy, koreytsy i yapontsy v Priamur'ye, tip. V.F. Kirshbauma, 1912.
5. Kazanskaya inorodcheskaya uchitel'skaya seminariya // Iske shekher. URL:http://old-kzn.ru/houses/read/kazanskaja-uchitelskaja-seminarij a. html(data obrashcheniya: 23.05.17)
6. Mirovaya politika i mezhdunarodnyy biznes // KFU. URL: https://kpfu.ru/imoiv/struktura/centr-magistratury-i-aspirantury/centr-magistratury/vysshaya-shkola-mezhdunarodnyh-otnoshenij-i-99872/mirovaya-politika-i-mezhdunarodnyj-biznes(data obrashcheniya: 23.05.17)
7. Uchebnyy protsess. Uchebnyy plan // K(P)FU. URL: https://kpfu.ru/do/uchebnyj-process/uchebnye-plany(data obrashcheniya: 23.05.17)
Authors of the publication Giliazeev B.E., 4th year student of the Institute of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russia.
Khajrutdinov R.R., Candidate of Historical Sciences, Director of the Institute of International Relations Kazan Federal University, Kazan, Russia. E-mail: [email protected]
Khabibullina E.K., Candidate of Philological Sciences, Director of the Higher School of International Relations and Oriental Studies of the Institute of International RelationsKazan Federal University, Kazan, Russia. E-mail: [email protected]
Ko Young Cheol, Ph.D, Professor of the Institute of International RelationsKazan Federal University, Kazan, Russia. E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи 22.10.2018