Научная статья на тему 'КОРАНИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В ХОРОВЫХ СОЧИНЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ'

КОРАНИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В ХОРОВЫХ СОЧИНЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Коран / аяты / таджвид / хоровой цикл / хоровой концерт / хоровая миниатюра / Ш. Шарифуллина / Р. Калимуллина / М. Шамсутдинова / С. Зорюкова / Koran / verses / Tajwid / choral cycle / choral concert / choral miniature / Sh. Sharifullina / R. Kalimullina / M. Shamsutdinova / S. Zoryukova

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шириева Надежда Велеровна

Цель данной работы сконцентрировать взгляд читателя на хоровых сочинениях татарских композиторов, показать, что создание этих произведений было инспирировано непосредственно религиозной идеей, и эта идея проявилась на уровне использования коранических текстов. Материалом исследования послужило отчасти творчество С. Габяши, который в хоровом цикле «Ике заман» (1925) впервые в истории татарской музыки воспроизвел призыв на молитву «Аллаху акбар»; Ш. Шарифуллина, который, обращаясь к кораническому тексту, использовал первые шесть аятов (стихов) из 36-й суры «Йа-син в пятой части «Эфсен» («Заклинание») хорового концерта «Мунаджаты»), Р. Калимуллина («Ходай каршында без сынаулы» («Перед Господом мы в ответе»), «Элвидаг» («Прощай»), М. Шамсутдиновой (кантата «О, Эдэм балалары»), С. Зорюковой («Ялвару» («Мольба») для хора, альтовой флейты, контрабаса, препарированного рояля и ударных). Автор статьи приходит к выводу, что обращение к кораническим текстам современных татарских композиторов не только обусловлено желанием приобщиться к мусульманской духовной этике, но и осмыслить свое прошлое из настоящего, тем самым намечая соответствующий вектор музыкального развития в будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QURANIC TEXTS IN CHORAL WORKS MODERN TATAR COMPOSERS

The purpose of this work is to concentrate the reader’s gaze on the choral works of Tatar composers, to show that the creation of these works was inspired directly by a religious idea, and this idea manifested itself at the level of the use of Koranic texts. The research material was partly the work of S. Gabyasha, as well as works by Sh. Sharifullin, R. Kalimullin, M. Shamsutdinova, S. Zoryukova for choir, alto flute, double bass, prepared piano and percussion. The author of the article comes to the conclusion that the appeal to the Koranic texts of modern Tatar composers is not only due to the desire to join Muslim spiritual ethics, but also to comprehend their past from the present, thereby outlining the appropriate vector of musical development into the future.

Текст научной работы на тему «КОРАНИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В ХОРОВЫХ СОЧИНЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ»

УДК 78.087.68:168.522 (Вокальные произведения для хора /Гуманитарные науки. Культурология)

КОРАНИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В ХОРОВЫХ СОЧИНЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

© 2024 Н.В. Шириева Шириева Надежда Велеровна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой хорового дирижирования E-mail: taha1978@mail.ru Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова Казань, Россия

Статья поступила в редакцию 11.12.2023

Цель данной работы - сконцентрировать взгляд читателя на хоровых сочинениях татарских композиторов, показать, что создание этих произведений было инспирировано непосредственно религиозной идеей, и эта идея проявилась на уровне использования коранических текстов. Материалом исследования послужило отчасти творчество С. Габяши, который в хоровом цикле «Ике заман» (1925) впервые в истории татарской музыки воспроизвел призыв на молитву «Аллаху акбар»; Ш. Шарифуллина, который, обращаясь к кораническому тексту, использовал первые шесть аятов (стихов) из 36-й суры «Йа-син в пятой части «Эфсен» («Заклинание») хорового концерта «Мунаджаты»), Р. Калимуллина («Ходай каршында без сынаулы» («Перед Господом мы в ответе»), «Элвидаг» («Прощай»), М. Шамсутдиновой (кантата «О, Эдэм балалары»), С. Зорюковой («Ялвару» («Мольба») для хора, альтовой флейты, контрабаса, препарированного рояля и ударных). Автор статьи приходит к выводу, что обращение к кораническим текстам современных татарских композиторов не только обусловлено желанием приобщиться к мусульманской духовной этике, но и осмыслить свое прошлое из настоящего, тем самым намечая соответствующий вектор музыкального развития в будущее.

Ключевые слова: Коран, аяты, таджвид, хоровой цикл, хоровой концерт, хоровая миниатюра, Ш. Шарифуллина, Р. Калимуллина, М. Шамсутдинова, С. Зорюкова DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-94-107-113 EDN: CMJJVK

Введение. Развитие современного музыкального искусства Татарстана находится в русле актуальных социальных тенденций. Одной из них стало «восстановление в национальном сознании традиций мусульманской культуры, которые освободились от длительного официального идеологического давления» [3, с. 1]. Реабилитация ислама и связанное с этим процессом возрождение интереса к духовному наследию священных книг Корана и Сунны спровоцировало обращение татарских композиторов к сакральным мусульманским текстам.

Нужно оговориться, что музыкальное искусство в исламской культуре занимает сложное положение. Существует две точки зрения, сложившихся в мусульманстве по отношению к музыкальному искусству. Ортодоксальное духовенство воспринимает музыку негативно. Последователи же суфийских братств считают музыку частью своего религиозного культа, тем самым легитимизируя ее присутствие в духовной жизни мусульман. Изучение различных позиций касательно музыки исламских мыслителей

и богословов позволило сделать вывод о том, что отношение к музыке опосредуется морально-этическими нормами мусульманской культуры: греховной является та музыка, которая создана для развлечений, отвлекающих правоверного от праведной жизни.

История вопроса. Интерес исследователей к татарской хоровой музыке способствовал появлению множества научных изысканий. К ней обращались такие исследователи, как. Р.М. Ша-рипова [8], А. Н. Хасанова [7], Г. Н. Акбарова [1; 2], В. Д. Булгаков [4] Е. В. Коврикова и Н. Х. Нур-гаянова [5], М. П. Файзуллаева и Э. Ш. Галиул-лина [6] и другие.

Настоящая работа имеет целью обратить внимание читателя на хоровые сочинения татарских композиторов - на произведения, создание которых было инспирировано непосредственно религиозной идеей и в которых эта идея проявилась на уровне использования коранических текстов.

Методы исследования. В статье использованы метод структурного анализа, выявляющий

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 1 (94), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 1 (94), 2024

элементы музыкального языка, которые наиболее адекватно отражают специфику исламской традиции чтения Корана; метод семантического анализа, потребовавшийся для установления специфических интонационных и ритмических формул мусульманских молитв, включаемых в авторский текст; метод целостного анализа, позволивший увидеть в сочинении духовно-концертных композиций один из важнейших векторов развития современной татарской хоровой музыки.

Результаты исследования. В силу того что татарская культура неразрывно связана с исламской, особенности отношения татар к разным явлениям искусства также было регламентировано догматами религии. Однако уже на старте

татарской профессиональной музыки, в 20-е годы прошлого столетия, мы можем увидеть обращение композиторов к религиозным текстам. Так, композитор С. Габяши в хоровом цикле «Ике заман» (1925) в части под названием «Кичке азан» («Вечерний азан») впервые в истории татарской музыки в партии тенора соло воспроизвел призыв на молитву «Аллаху акбар» (Аллах велик - здесь и далее перевод автора).

Лишь спустя десятилетия после С. Габяши композитор Ш. Шарифуллин вновь обратился к кораническому тексту, использовав первые шесть аятов (стихов) из 36-й суры «Йа-син в пятой части «Эфсен» («Заклинание») хорового концерта «Мунаджаты». В переводе на русский язык эти аяты звучат так:

Йа. Син. Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты - один из посланников На прямом пути.

Он ниспослан Могущественным, Милосердным,

Чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами.

Открывается «Эфсен» формулой зикра (поминание Всевышнего Аллаха) «ЭгYЗY биллэхи минэ шэйтани рраж,им. Бисмиллэ^р рахмэнир рахим» («Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана. Во имя Аллаха Милостивого и

Милосердного») в партии басов. Это молитва, которой мусульмане предваряют чтение Корана и совершение любого дела, содержит просьбу защитить их от происков Шайтана и всяческого зла (Пример 1).

Пример 1. Ш. Шарифуллин «Эфсен»

Композитор организует ритмическое движение первого мотива, следуя нормам таджвида (Таджвид - правило орфоэпического чтения Корана, которое «предусматривает регулирование целого ряда параметров звучащего текста, среди которых можно выделить артикуляцию (произнесение отдельных слов, букв и знаков), длительность букв, слогов и слов, уместность и точность пауз, фразовых и смысловых ударений» [7, с. 44]). В дальнейшем, как пишет А.Н.

Хасанова, «в партитуре сочинения можно встретить разные варианты ритмического оформления рассматриваемых нами молитвенных строк: все они имеют чуть большее или меньшее количество расхождений с долготной схемой, определяемой таджвидом, и связаны в первую очередь с выравниванием протяжённости долгих и коротких слогов...» [7, с. 47]. Композиционно часть решена в сонорной технике, выбор которой сам композитор обусловливал

намерением «создать своеобразный звуковой, сонорный эффект огромной толпы людей, читающих вслух эту суру в большой и просторной, гулкой мечети» [9, с. 94].

Ш. Шарифуллин, с целью передать коллективное моление, внедряет в звучание divisi голосов, деля каждую партию на три. Голоса вступают поочередно от басов к сопрано посредством канонических имитаций. Постепенно

разрастаясь, двенадцатиголосная звучность, каждый голос которой является самостоятельным по мелодическому рисунку, достигает кульминации, образуя по вертикали кластер, а полифоническая фактура уступает место аккордовой. Здесь все партии в одном ритме, как бы утверждая, произносят начальную истиазу (мусульманская молитва, мольба к Аллаху о защите и покровительстве) (Пример 2).

Пример 2. Ш. Шарифуллин«Эфсен»

За опытом обращения к кораническим тек- поколение композиторов. Одним из ярких при-стам Ш. Шарифуллина последовало молодое меров может служить хоровая миниатюра для

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 1 (94), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 1 (94), 2024

женского хора Р. Калимуллина «Ходай Шарифуллина, предваряется распевом молитвы

каршында без сынаулы» («Перед Господом мы в «ЭгYЗY биллэхи минэ шэйтани рраж,им», однако

ответе») (1995) написанная на слова Н. Тарзема- звучит монодийно у меццо-сопрано соло (При-

нова. Хоровое звучание так же, как и у Ш. мер 3).

Пример 3. Р. Калимуллин «Ходай каршында без сынаулы»

V

Бис

А_ гу_зй бил_ Л8_ Ьи МИ_ Нг)_швй_ тан и_ ра_ жим,

,______J

мил_ jla_ Ьир_ рах_ ман_

и_ ра_ Ьим,

k

t-* --: b= — 1

3 - —94 - ^- —• -* --Л » i 4

Лишь после слов молитвы в партии солистки вокализируемую подголосочно-полифониче-появляются поэтические строки Н. Тарзема- скую ткань, служащую тембровым фоном для нова. Хоровая фактура представляет собой диалога двух женских голосов (Пример 4).

Пример 4. Р. Калимуллин «Ходай каршында без сынаулы»

Еще одним сочинением Р. Калимуллина для хора a cappella, написанным на текст из священной книги мусульман, является «Элвидаг» («Прощай»). В основу хоровой миниатюры лег текст молитвы (зикра) «Аль-уадаг», читаемой в месяц Рамадан.

Сочинение открывает соло сопрано со словами «элвидагу, элвидагу, шэhрирэхмэт,

элвидаг» - «прощай, месяц благодати, до свидания» (Пример 5).

Для сочинения характерным является прием формирования музыкальной фактуры из поли-фонизированных горизонтальных мелодических линий. Восточный (арабский) колорит создает попевка, в основе которой лежит второй тетрахорд гармонического минора (Пример 6).

Пример 5. Р. Калимуллин «Элвидаг»

Эл-ви-да - гу, эл-ви-да - гу, шаЬ- ри рэх-мэт эл-ви-даг. Пример 6. Р. Калимуллин «Элвидаг»

ля * ^ - J J J лэ- he

ля - и - лэ - he -W-р- -■ И- ч ил-лэл-л -м-сГ Ы=| а-Ьи

Ч 1 -1

лэ

лэ

he

В процессе развития музыкальной ткани «Элвидаг» содержит основные типы интони-этот мелодический сегмент транспонируется, рования коранических текстов - псалмодирова-передается в разные партии, усиливается дуб- ние и импровизационное орнаментированное лировками и инкрустируется в вертикали тер- вокализирование (Пример 7). цового и нетерцового строения.

Пример 7. Р. Калимуллин «Элвидаг»

Такбир (возвеличивание Аллаха в исламе) «Аллаху акбар» вслед за С. Габяши использует композитор М. Шамсутдинова в начале кантаты «О, Эдэм балалары» («О, дети Адама») (1993). Поручая звучание тембрам мужских голосов, поющих в унисон, композитор применяет для напева традиционную для мусульман ритмоформулу с более протяженным по звучанию слогом «ла» с слове «Аллаху» (Пример 8).

Еще одним сочинением, содержащим обращение к Всевышнему «Бисмиллэ», стало произведении С. Зорюковой «Ялвару» («Мольба») для хора, альтовой флейты, контрабаса, препарированного рояля и ударных. Идущая «из глубин души» сакральность слов подчеркивается приемом БргесНзитте у хора (Пример 9), переходя затем в орнаментированное пение (Пример 10).

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 1 (94), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 1 (94), 2024

Пример 8. М. Шамсутдинова кантата «О, Эдэм балалары»

Пример 9. С. Зорюкова «Ялвару» (1)

Tenor I

Tenor i

Э_гу_зу&ш_лэ_Ьими_}нэ_[шп ЕЙ_тяи_рра_ жим.

ü ш j j j J j j j

Э_г£_аубкл_лэ_Ьими n-< m i.-n тяи_рра_жим.

Пример 10. С. Зорюкова «Ялвару» (2)

) j

■Л fy t) } ,—. } . 'a—— а—s— -3--Г- .

$ м J Р Г J Р f Бис_ мил_ лвз_ хи - pjwx_ мвэ_ Jk h - . J-I Iff J_sl-*-0 -- ни_ |)]>»н_ к m к\ hJh г 'г XI IHM.

g " ' Р Г ' Р Р ' vrwizz-' 1 г |г ° 11

l)IIf_ НИЛ_ .1ЭЙ_ XII рр»Х_ MW_

,311 |5|3iJi>_

Выводы. Анализ написанных хоровых сочинений татарских композиторов позволил подчеркнуть особую роль священной книги мусульман в музыкальной культуре республики. Обращение к кораническим текстам, на наш взгляд,

не только обусловлено желанием композиторов приникнуть к источнику исламской духовной этики, но и осмыслить свое прошлое из своего настоящего, тем самым прочертив путь в будущее.

1. Акбарова, Г. Н. Духовные произведения композиторов Татарстана: новая жизнь традиции // Искусство, наука, практика. - 2022. - №37. - С. 66-75.

2. Акбарова, Г. Н. Современные духовные сочинения композиторов Татарстана как отражение духовной культуры татарского народа // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. - 2022. - №6. - С. 4-10.

3. Бордовская, Л. З. Традиции суфизма в татарской музыке: автореф. ... канд. иск. (17.00.02). - Казань, 2004. -23с.

4. Булгаков, В. Д. Хоровая музыка татарских композиторов: этапы развития, жанровый обзор, проблемы роста // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. -№ 20. -С. 206-210.

5. Коврикова, Е. В., Нургаянова Н. Х. Творчество современных татарских композиторов на основе этномузы-кальных традиций народов Поволжья// Культура и искусство. - 2017. - №11. - С. 56-64.

6. Файзуллаева, М. П, Галиуллина Э. Ш. Хоровые произведения Шамиля Шарифуллина как импульс к развитию профессиональной хоровой музыки в Татарстане // Манускрипт. - 2022. - Том 15, вып. 2. - С. 71-74.

7. Хасанова, А. Н. С. Габяши и традиции чтения молитв в музыке композиторов Татарстана // Музыка. Искусство, наука, практика. - 2019. - №2(26). - С. 42-53.

8. Шарипова, Р. М. Татарская хоровая культура XX века: история развития, композиторское творчество: дисс.канд. иск. (17.00.02). - Казань, 2011. - 306 с.

9. Шарифуллин, Ш. К. Комментарии [к нотному изданию] // Хоровые концерты: Мунаджаты. Деревенские напевы. — Казань: Татар.кн. изд-во, 2003. - С. 93-95.

QURANIC TEXTS IN CHORAL WORKS MODERN TATAR COMPOSERS

© 2024 N.V. Shirieva Nadezhda V. Shirieva, PhD in Art History, Associate Professor, Head of the Department of Choral Conducting E-mail: taha1978@mail.ru Kazan State Conservatory named after N.G. Zhiganov Kazan, Russia

The purpose of this work is to concentrate the reader's gaze on the choral works of Tatar composers, to show that the creation of these works was inspired directly by a religious idea, and this idea manifested itself at the level of the use of Koranic texts. The research material was partly the work of S. Gabyasha, as well as works by Sh. Sharifullin, R. Kalimullin, M. Shamsutdinova, S. Zoryukova for choir, alto flute, double bass, prepared piano and percussion. The author of the article comes to the conclusion that the appeal to the Koranic texts of modern Tatar composers is not only due to the desire to join Muslim spiritual ethics, but also to comprehend their past from the present, thereby outlining the appropriate vector of musical development into the future.

Key words: Koran, verses, Tajwid, choral cycle, choral concert, choral miniature, Sh. Sharifullina, R. Kalimullina, M.

Shamsutdinova, S. Zoryukova

DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-94-107-113

EDN: CMJJVK

1. Akbarova, G. N. Dukhovnye proizvedeniia kompozitorov Tatarstana: novaia zhizn' traditsii (Spiritual works of composers of Tatarstan: new life of tradition) // Iskusstvo, nauka, praktika. - 2022. - №37. - S. 66-75.

2. Akbarova, G. N. Sovremennye dukhovnye sochineniia kompozitorov Tatarstana kak otrazhenie dukhovnoi kul'tury tatarskogo naroda (Modern spiritual works of composers of Tatarstan as a reflection of the spiritual culture of the Tatar people) // Kul'tura v evraziiskom prostranstve: traditsii i novatsii. - 2022. - № 6. - S. 4-10.

3. Bordovskaia, L. Z., Traditsii sufizma v tatarskoi muzyke: avtoref. ... kand. isk.(17.00.02) (Traditions of Sufism in Tatar music: abstract. ...cand. claim (17.00.02). - Kazan',2004. - 23s.

4. Bulgakov, V. D. Khorovaia muzyka tatarskikh kompozitorov: etapy razvitiia, zhanrovyi obzor, problemy rosta (Choral music of Tatar composers: stages of development, genre review, problems of growth) // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2012. -№ 20. - S. 206-210.

5. Kovrikova, E. V., Nurgaianova N. Kh. Tvorchestvo sovremennykh tatarskikh kompozitorov na osnove etnomuzykal'nykh traditsii narodov Povolzh'ia (Creativity of modern Tatar composers based on the ethno-musical traditions of the peoples of the Volga region) // Kul'tura i iskusstvo. - 2017. - №11. - S. 56-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Faizullaeva, M. P, Galiullina E. Sh. Khorovye proizvedeniia Shamilia Sharifullina kak impul's k razvitiiu profession-al'noi khorovoi muzyki v Tatarstane (Choral works of Shamil Sharifullin as an impetus for the development of professional choral music in Tatarstan) // Manuskript. - 2022. - Tom 15, vyp. 2. - S. 71-74.

7. Khasanova, A. N. S. Gabiashi i traditsii chteniia molitv v muzyke kompozitorov Tatarstana (Gabyashi and traditions of reading prayers in the music of composers of Tatarstan) // Muzyka. Iskusstvo, nauka, praktika. - 2019. - №2(26). -S. 42-53.

8. Sharipova, R. M. Tatarskaia khorovaia kul'tura XX veka: istoriia razvitiia, kompozitorskoe tvorchestvo: diss.kand. isk. (17.00.02) (Tatar choral culture of the 20th century: history of development, composer's creativity: diss... cand. claim (17.00.02). - Kazan', 2011. - 306 s.

9. Sharifullin, Sh. K. Kommentarii [k notnomu izdaniiu] (Comments [to the musical edition]) // Khorovyekontserty: Munadzhaty. Derevenskie napevy. — Kazan': Tatar.kn. izd-vo, 2003. - S. 93-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.