Научная статья на тему 'КОРАБЛИ РАЗВЕДКИ В СИСТЕМЕ БОЕВОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1960-1970 ГГ.)'

КОРАБЛИ РАЗВЕДКИ В СИСТЕМЕ БОЕВОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1960-1970 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
345
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / USSR / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / NAVY / МОРСКАЯ РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ РАЗВЕДКА / MARINE ELECTRONIC RECONNAISSANCE / БОЕВАЯ СЛУЖБА / COMBAT SERVICE / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ / DOMESTIC SCOUT SHIPS / КЛАСС / CLASS / ПРОЕКТ / PROJECT / ТИП / TYPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шель Вячеслав Вячеславович

В статье рассказывается о включении разведывательных кораблей в общую систему боевой службы Военно-морского флота Советского Союза.The article describes the inclusion of scout ships in the general combat service of the Navy of the Soviet Union.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шель Вячеслав Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРАБЛИ РАЗВЕДКИ В СИСТЕМЕ БОЕВОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1960-1970 ГГ.)»

В.В. ШЕЛЬ V.V. SHEL

КОРАБЛИ РАЗВЕДКИ В СИСТЕМЕ БОЕВОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР

Исторический опыт развития и применения отечественных разведывательных кораблей (1960—1970 гг.)

SCOUT SHIPS IN THE COMBAT SERVICE SYSTEM

OF THE USSR NAVY

Historical experience of development and application of Russian scout ships (1960—1970)

Сведения об авторе. Шель Вячеслав Вячеславович — докторант Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник, кандидат военных наук (Москва. E-mail: schell77@mail.ru).

Аннотация. В статье рассказывается о включении разведывательных кораблей в общую систему боевой службы Военно-морского флота Советского Союза.

Ключевые слова: СССР; Военно-морской флот; морская радиоэлектронная разведка; боевая служба; отечественные разведывательные корабли; класс; проект; тип.

Information about author. Vyacheslav Shel - Doctoral Candidate of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Colonel, Cand. Sc. (Mil.) (Moscow. E-mail: schell77@mail.ru).

Summary. The article describes the inclusion of scout ships in the general combat service of the Navy of the Soviet Union.

Keywords: USSR; Navy; marine electronic reconnaissance; combat service; domestic scout ships; type; project; class.

Важным условием обеспечения высокой боевой готовности Военно-морского флота (ВМФ) СССР в начале 1960-х годов стала систематически ведущаяся морская радиоэлектронная разведка (РЭР) сил вероятного противника. Она осуществлялась с целью заблаговременного вскрытия возможной угрозы с океанских и морских направлений и выработки адекватных ответных мер1.

КОРАБЛИ разведки ещё до организации боевой службы в ВМФ, с конца 1950-х годов, начали систематически, на постоянной основе совершать дальние походы в Атлантический и Тихий океаны. В 1960-е годы они были включены в общую систему боевой службы кораблей ВМФ. Разведывательные корабли (рзк) во

взаимодействии с надводными кораблями, подводными лодками, частями наземной разведки или самостоятельно решали разведывательные задачи в тех океанских районах и морских зонах, где этого требовала обстановка.

В начале 1960-х годов на рзк в целях скрытия их деятельности в дальних походах менялись на-

звания. Малый рзк «Кренометр» в походе 1960 года нёс имя «Вега», в 1962 году — «Шторм». Корабли «Рица», «Траверз» и «Лотлинь» могли носить названия соответственно «Мореход», «Шквал» и «Мираж». При подготовке к выходу в море на кораблях разрабатывались документы по легенде: судовые роли для личного состава, инструкции и другие документы прикрытия прямого предназначения судов. Экипажи рзк превращались по легенде в рыбаков, научных работников, преподавателей или курсантов мореходных училищ. Легендные документы тщательно изучались экипажами. Знания проверялись флагманскими специалистами на контрольном выходе. Выход рзк в море осуществлялся в ночное время. Непосредственно перед ним личный состав переодевался в гражданскую одежду. Документы личности, штатная документация и всё, что могло вызвать подозрение в принадлежности судна к ВМФ, сдавалось на берег.

Малый разведывательный корабль «Протрактор» (тип «Тунцелов»)

Легендирование рзк предусматривало не только наличие на борту, например, соответствующего рыбацкого реквизита, но и умение экипажа им пользоваться. Рыбаки часто приезжали учить морских разведчиков работе с тралами, искренне полагая, что обучают молодёжь, приехавшую на практику по рыболовно-промыс-ловому делу. Корабли разведки продолжали легендироваться до июля 1979 года, когда они получили бортовые номера и право выходить в море под военно-морским флагом как суда связи. Процессулегендирования уделялось повышенное внимание со стороны органов государственной безопасности. Вести открытые разговоры о том, чем занимаются суда в море, о деятельности экипажей и разных служб обеспечения, о средствах наблюдения и разведки не рекомендовалось2.

Наращивание сил морской РЭР обеспечивало значительное расширение районов деятельности рзк. Они направлялись в различные районы Мирового океана, где добывали информацию по деятельности военно-морских сил (ВМС) вероятного противника. С 1962 года рзк проекта «Океан» стали непрерывно вести разведку у восточного и западного побережий США с целью выявления деятельности авианосных ударных и противолодочных сил, атомных подводных лодок и особенностей испытания ракетного оружия американских ВМС. Для этого кораблям приходилось подходить к территориальным водам США на минимальное расстояние — 11—14 миль от побережья. У восточного побережья США американские патрульные силы сопровождали их до Большой Ньюфаундлендской банки, где передавали сопровождение канадским силам. Однако в районе банки переоборудованные траулеры присоединялись к большой группе однотипных советских рыболовных судов, и патрульные силы Канады, как правило, их теряли. Для рзк, действовавших в непосредственной близости от зон локальных войн и вооружённых конфликтов, вводились нормы, особенно когда зоны боевых действий враждующими сторонами не объявлялись.

Целесообразность нахождения рзк у восточного и западного побережий США была неоспоримо

доказана. Командование ВМФ, прежде с большой осторожностью относившееся к дальним походам рзк, убедилось в их безусловной необходимости и пользе. В период разгоревшейся «холодной войны» выявление разведывательных признаков осложнения международной обстановки стало первоочередной задачей разведки для рзк. Так, в 1962 году, в период Карибского кризиса, у восточного побережья США решали разведывательные задачи советские рзк «Теодолит», «Кренометр», «Гироскоп», «Траверз» и «Лотлинь».

В первой половине 1960-х годов состав и вооружение рзк в значительной мере обновились. В этот период были переоборудованы и введены в состав ВМФ СССР следующие малые рзк: построенные в Японии 2 судна типа «Тунцелов» — «Измеритель» и «Протрактор»; достроенный после Великой Отечественной войны в Венгрии и послуживший уже в Черноморском и Северном морских пароходствах сухогруз, получивший наименование «Магнит»; спущенное на воду на Средненевском судостроительном заводе (ССЗ) спасательное судно проекта 532 «СС-51» («Зубатка», «Гидролог»)3. Кроме этого, на Николаевском ССЗ им. 61 коммунара на базе корпуса китобойного судна типа «Мирный» проекта 393А были построены 4 малых рзк — «Решительный» («Щука», «Вертикал»), «Скумбрия» («Вал»), «Касатка» («Лоцман») и «Белуга» («Бакан»)4. Вошли в

состав ВМФ в 1966 году и 2 средних рзк, переоборудованных из морских буксиров-спасателей проекта 2030 шведской постройки — «Памир» («Кета», «Гидрограф») и «Арбан» («Чавыча», «Пеленг», «УТС-253»). Эти рзк имели следующие ТТХ: тун-целовы — водоизмещение 1050 т, скорость хода 14 узлов; сухогруз — водоизмещение 3340 т, скорость хода 11 узлов, дальность плавания 9500 миль; спасательное судно — водоизмещение 852 т, скорость хода 17,8 узла, дальность плавания 2560 миль, автономность 10 суток и экипаж 66 человек; китобои — водоизмещение 1278 т, скорость хода 17,2 узла, автономность 30 суток, дальность плавания 8700 миль и экипаж 79 человек; буксиры-спасатели — водоизмещение 2050 т, скорость хода 17 узлов, дальность плавания 15 тыс. миль, автономность 30 суток, экипаж 77 человек. Всё это подтверждает то, что командование ВМФ и разведки, с одной стороны, продолжало находиться в поиске проекта судна, которое по своим техническим и эксплуатационным характеристикам в максимальной степени отвечало бы всем требованиям, предъявлявшимся к рзк, а с другой — для быстрого наращивания их численности на флотах стремилось максимально охватить и переоборудовать в рзк все предоставленные для решения этой задачи суда.

Вместе с тем главный выбор был сделан в пользу рыболовных судов. Так, в 1965—1969 гг.

в состав ВМФ были включены 9 малых рзк проекта 502, переоборудованных из средних рыболовных морозильных траулеров типа «Маяк» постройки Киевского ССЗ «Ленинская кузница» и Ярославского ССЗ, — «Курс», «Анероид», «Курсограф», «Анадырь» («ГС-536», «Гирорулевой»), «ГС-242», «ГС-239», «Ладога», «Херсонес», «ГС-231». Эти корабли имели следующие ТТХ: водоизмещение 912 т, скорость хода 12 узлов, автономность 31 сутки, дальность плавания 8600 миль и экипаж 75 человек.

Однако по-прежнему слабым местом у большинства рзк оставалась невысокая скорость хода, что не позволяло им осуществлять длительное слежение за высокоманёвренными объектами вероятного противника, а одно-вальная энергетическая установка не всегда обеспечивала необходимую живучесть корабля. Так, в 1961 году ударом океанской волны был проломлен борт малого рзк «Зонд». К счастью, трещина пришлась на расходную топливную цистерну, которую удалось вовремя перекрыть, тем самым ликвидировав аварию. В 1962 году у малого рзк «Лотлинь» в районе острова Сент-Килда отвалилась одна из лопастей винта, корабль потерял ход, его начало сносить в иностранные территориальные воды. Только своевременно оказанная советским рыболовным судном, дизель-электроходом «Обь» и спасательным судном «СС-30» помощь по буксировке рзк спасла положение. В 1963 году на малом рзк «Булак» в Северном море из-за сильной качки оторвался от фундамента опорный подшипник гребного вала. Возникла опасность, что вал разо-

бьёт дейдвуд, — тогда неминуема катастрофа. Выдержка личного состава и умелое использование парусов помогли кораблю благополучно вернуться в базу. В 1964 году на малом рзк «Линза», находившемся на боевой службе в районе Бермудских островов, ударом волны оторвало гребной винт. Корабль потерял ход, а ураганный ветер и большая волна создали серьёзную угрозу жизни экипажа и корабля. Помощь оказал танкер «Пекин». На рзк пришлось отклепать оба якоря и подать якорь-цепи на танкер для буксировки. Только после этого танкер благополучно отбуксировал его на Чёрное море.

В 1967 году у восточного побережья США вышел из строя главный двигатель у малого рзк «Лотлинь». Подошедший на третьи сутки на помощь буксир оттащил его в район промысла, где рзк ошвартовался к борту плавбазы «Даурия». За 7 суток механики, используя запасные части и принадлежности с рыболовных судов, произвели ремонт, позволивший рзк идти самостоятельно средним ходом. В апреле 1968 года в Бискайском заливе малый рзк «Гироскоп» попал в шторм. Вышел из строя главный двигатель, после чего корабль начало сносить к побережью Испании. Подошедший на выручку сухогруз «Маршал Говоров» отбуксировал его в Северное море, куда был направлен средний рзк «Харитон Лаптев». Общими усилиями механиков обоих кораблей разведки двигатель был отремонтирован.

Как правило, в подобных ситуациях из штаба флота поступали радиограммы: «Начать уничтожение техники и документов»,

но экипажи рзк каждый раз сохраняли выдержку, спокойствие и выходили из почти критических ситуаций победителями. Кроме того, в Северной Атлантике не менее 2 раз в год бывает ураган с силой ветра 12 баллов и более. Поэтому отдельные рзк неоднократно с ним встречались. Но морские разведчики достойно и смело решали поставленные задачи и возвращались в базу.

Несмотря ни на какие обстоятельства, рзк составляли основу манёвренных сил разведки флота, могли действовать на всю глубину океанских районов и морских зон, длительно находиться в них и эффективно решать поставленные командованием задачи. Поэтому с середины 1960-х годов в целях скорейшего наращивания численности рзк в ВМФ часть гидрографических судов, строившихся на польских верфях, достраивались как корабли разведки по специальным проектам. В соответствии с разработанной документацией в заводских условиях они были переоборудованы в разведывательные корабли5. Так, в период 1965—1976 гг. в состав ВМФ вошли средние рзк: 12 проекта 861М — «Архипелаг», «Пелорус», «Кильдин», «Находка», «Лиман», «Селигер», «Ильмень», «Вега», «Экватор», «Юпитер», «Океан» и «Рыбачий»; 3 проекта 850М — «Харитон Лаптев», «Гавриил Сарычев» («Лосось») и «Семён Челюскин». Корабли этих проектов имели следующие ТТХ: 861М — водоизмещение 1560 т, скорость хода 17,3 узла, автономность 35 суток, дальность плавания 9700 миль и экипаж 84 человека; 850М — водоизмещение 3240 т, скорость хода 16,5 узла, автономность 120 суток,

дальность плавания 13 500 миль и экипаж 127 человек.

Поступление на флот средних рзк проекта 861М резко повысило возможности разведки ВМФ по слежению за корабельными соединениями вероятного противника на переходах морем. Для размещения экипажа и технических средств РЭР на рзк по эскизам производилось переоборудование служебных и жилых помещений. Несмотря на то что эти преобразования корпуса корабля вели к изменению метацентрической высоты, а следовательно, могли негативно влиять на остойчивость, всё равно важнее было разместить необходимое количество боевых постов разведки, указанное в распоряжении на поход. Оснащённые техническими средствами разведки, эти корабли успешно решали задачи в сложнейших условиях, находясь в море по нескольку месяцев. После того как зимой 1979 года затонули 2 гражданских рыболовных траулера проекта «Океан», главнокомандующий ВМФ своим приказом запретил направлять на боевую службу в зимний период рзк этого проекта. Тогда командованием разведки было принято решение направлять на боевую службу в осенне-зимний период манёвренные корабли проекта 861М. Один рзк проекта 861М был также у ПНР-«Навигатор», деятельность которого, безусловно, координировалась с советскими рзк во время существования Организации Варшавского договора.

Обладавшие водоизмещением в несколько тысяч тонн средние рзк проекта 850М, кроме того, имели неограниченную мореходность, большую автономность, а также отличные бытовые условия для экипажа. Дальность плавания позволяла находиться им в любом районе Мирового океана.Теперь при несении боевой службы в зоне разведки своего флота такие корабли имели возможность без дозаправки вместо возвращения в свой пункт базирования уйти на другой флот — автономность и дальность плавания обеспечивали решение такой задачи. Прекрасная кают-компания, вместительная столовая команды, каюты офицеров, кубрики, два пианино, сервизы, зелёные пуховые одеяла создавали уют на средних рзк проекта 850М, и они скорее

напоминали небольшие лайнеры, чем военные корабли. Прибывший на эти корабли личный состав не сразу понял, куда попал, особенно после службы на рзк с непростыми бытовыми условиями — класса «Логгер» и проекта 391А. Сначала эти рзк назывались экспедиционными океанографическими судами (эос), с 1977 года — океанографическими исследовательскими судами (оис)6.

При вводе в состав ВМФ кораблей разведки имел значение территориальный принцип распределения их по флотам. Так, часть рзк на Балтийском флоте (БФ) переоборудовалась из финских шхун, шведских и немецких судов, на Тихоокеанском флоте (ТОФ) — из японских шхун и кораблей, построенных на Хабаровском ССЗ, на Черноморском флоте (ЧФ) — из судов венгерской постройки. Корабли польской постройки, как правило, сначала перегонялись перегонными командами на БФ, в военно-морскую базу Балтийск, и только после сдачи курсовых задач и готовности их первых экипажей к межфлотскому переходу они осуществляли переход к назначенному постоянному месту дислокации на тот или иной флот.

Во время дальних походов рзк их экипажами порой предпринимались особенно дерзкие разведывательные действия. Так, в 1964 году малый рзк «Теодолит» получил задачу по разведке передового пункта базирования американских ракетоносцев — Роты (Испания), в том числе провести

её фотосъёмку. Сменив флаг и перекрасив фальштрубу, он под видом рыбацкого сейнера зашёл в порт. Когда береговая охрана Роты спохватилась, боевая задача была успешно выполнена и рзк успел беспрепятственно выйти в нейтральные воды. В январе 1965 года в районе к северо-западу от Ирландии малый рзк «Вертикал» осуществлял слежение за американским океанографическим судном «Даттон». Успешно совершив манёвр, рзк прошёл рядом с кормой американского судна и перерезал буксировавшийся им кабель магнитометра. В июне 1967 года малый рзк «Бакан» успешно решал разведывательные задачи в Средиземном море во время семидневной арабо-израильской войны. Кроме того, находившийся там же малый рзк «Траверз» входил в состав 5-й эскадры ВМФ, которая была сформирована на Средиземном море. Главной задачей на тот момент было слежение за авианосными и десантными соединениями вероятного противника и отработка организации наведения на них сил и средств оперативной эскадры, которую и решал рзк. В 1969 году при слежении за ракетоносцем «Сэм Рейбер» малый рзк «Теодолит» проигнорировал сигналы с подводной лодки об опасном маневрировании. С настойчивостью и дерзостью действовал рзк, пересекая курс атомохода и сближаясь на минимально возможную дистанцию.

Весомый вклад в разведку внесли рзк ТОФ «Анемометр»,

Средний разведывательный корабль «Семён Челюскин»

(проект 850М)

Средний разведывательный корабль «Рица» Малый разведывательный корабль «Вертикал»

(проект 1849) (проект 393А, тип «Мирный»)

«Анероид», «Пеленг», «Курсограф» «Дефлектор», «Барограф» и «Гидрофон», находясь в Тонкинском заливе во время войны во Вьетнаме 1964—1975 гг. Позиция для рзк выбиралась между районом боевого маневрирования американских авианосцев и побережьем Северного Вьетнама7. Советский рзк должен был своевременно определить подготовку палубной штурмовой авиации к ударам по берегу и доложить командованию8. Кроме того, рзк настолько серьёзно затрудняли действия авианосцев США, что это было предметом американских дипломатических протестов. Тем самым рзк оказали неоценимую помощь дружественному вьетнамскому народу, передавая информацию о приближении очередной волны бомбардировщиков и мешая боевому маневрированию авианосцев. И в других локальных войнах и вооружённых конфликтах советские рзк были всегда первыми в добывании наиболее ценной информации.

В период решения специальных задач рзк неоднократно подвергались провокационным действиям со стороны ВМС разведываемых стран. Корабли подвергались обстрелам, бомбардировкам, проводились воздействия на корпуса рзк — навалы,столкновения, имитации тарана. Например, 29 декабря 1959 года корейским малым рзк № 205 типа «БО-1» был обстрелян малый рзк «Унго», в результате чего среди членов его экипажа были раненые и один погибший. В сентябре 1967 года американский рзк «Баннер» пошёл на прямое столкновение с малым рзк «Анемометр», однако оба корабля серьёзных повреждений не получили. В 1968 году тот же рзк «Баннер» в Южно-Китайском море совершил

очередной преднамеренный навал на малый рзк «Измеритель». И в этом случае корабли серьёзных повреждений не имели. 3 октября 1969 года южновьетнамскими патрульными катерами был обстрелян малый рзк «Гидрофон». Зимой 1969/70 года при обстреле малого рзк «Протрактор» вьетнамским патрульным кораблём был ранен матрос. В 1970 году, пытаясь выдворить средний рзк «Пеленг» из района деятельности американской авианосной ударной группы в Южно-Китайском море, в районе Вьетнама, с авианосца взлетел самолёт палубной авиации А-4 «Скайхок», который произвёл бомбометание по курсу движения советского рзк. Однако прямых попаданий и повреждений корабль не имел. В итоге в 1960-х годах СССР и США регулярно обвиняли друг друга в создании инцидентов на море и в воздушном пространстве. Приводили примеры, когда корабли и самолёты стран сближались на недопустимое расстояние и совершали опасные манёвры.

После этих провокационных действий, а также инцидентов с американскими рзк «Либерти» (1967 г.) и «Пуэбло» (1968 г.) командование ВМФ СССР сделало соответствующий вывод:деятельность советских рзк в непосредственной близости от зон локальных войн и вооружённых конфликтов необходимо обеспечивать боевыми кораблями. Оперативное прикрытие рзк боевыми кораблями позволило бы им действовать более решительно для добывания необходимой информации. Однако на практике это не всегда удавалось осуществить. Были приняты также и другие меры по повышению боеготовности рзк в чрезвычайных ситуациях.

Приходилось рзк выполнять и другие задания, выходившие за рамки их основного предназначения. Так, малый рзк «Гироскоп» принял участие в операции по поиску обломков сбитого американского самолёта РВ-47, который 1 июля 1960 года вторгся в воздушное пространство СССР в районе Йоканьги. В 1961 году малый рзк «Траверз» участвовал в операции по поиску не вернувшейся в назначенный срок из полигона боевой подготовки подводной лодки «С-80». Малый рзк «Протрактор», находясь в центральной части Тихого океана в период с 6 декабря 1960 года по 21 апреля 1961 года, в течение 137 сутоквы-полнял правительственное задание по обеспечению запуска в космос и полёта Ю.А. Гагарина. В последующем рзк неоднократно участвовали в обеспечении запусков советских космонавтов: Г.С. Титова, А.Г. Николаева, В.В. Терешковой.

В сентябре 1967 года наведённый самолётами Ту-16 малый рзк «Вертикал» первым прибыл в район северо-восточнее Фарерских островов на помощь потерявшей связь во время пожара аварийной атомной подводной лодке «К-3» («Ленинский комсомол») и сопровождал её до территориальных вод СССР. Советские рзк с 1968 по 1974 год наряду с другими кораблями препятствовали проведению работ американскими кораблями и судами по поиску и подъёму советской ракетной подводной лодки К-129, затонувшей в марте 1968 года в центральной части Тихого океана. В мае 1968 года малый рзк «Траверз» принял участие в поиске обломков самолёта-разведчика у берегов Норвегии. Весной 1969 года 2 советских рзк постоянно находились

у м. Канаверал (Флорида, США) и вели разведку. В дни полёта «Апол-лона-10» с космического центра имени Д.Ф. Кеннеди (май 1969 г.) их число возросло до четырёх9. В марте 1970 года вышел в море по боевой тревоге средний рзк «Пелорус» для разведывательного обеспечения сил флота «красных» на крупномасштабных манёврах «Океан-70», одновременно ведя разведку деятельности ВМС вероятного противника в северовосточной Атлантике. Малый рзк «Эхолот» на манёврах вёл разведку в районах Холи-Лох, Рота.

В апреле 1970 года средний рзк «Харитон Лаптев» по приказанию командования прервал свою основную деятельность в этих же манёврах и принял непосредственное участие в спасении экипажа терпевшего бедствие после пожара атомохода «К-8» в Бискайском заливе10. Позже этим рзк в сложных метеоусловиях в южной части Датского пролива была произведена дозаправка подводной лодки «К-38» средствами регенерации и продовольствием. Полученные при заправке повреждения в корпусе привели к образованию течи в машинном отделении. Личный состав аварийной партии устранил её, и это не повлияло на ход выполнения разведывательных задач на поход. Вырвавшись из ледяной ловушки, рзк отправился в район Канаверал, где успешно произвёл разведку испытательного пуска межконтинентальной ракеты «Посейдон С3» с ракетной подводной лодки. Несмотря на противодействие американских кораблей,рзкудалось собрать в воде предметы, оставшиеся после запуска ракеты. Однако некоторые американские средства массовой информации стали отрицать это, другие — не написали ни строчки о данном событии. В 1970 году рзк «Архипелаг» в районе южнее Датского пролива осуществил поиск и подъём плававших предметов с самолёта «Антей».

С 1966 по 1972 год средний рзк «Харитон Лаптев» ежегодно в полигонах боевой подготовки Северного флота (СФ) проводил совместные работы с подводными лодками по замеру акустических полей, испытанию новой аппаратуры и забортных гидроакустических устройств. В работе принимали участие сотрудники

научно-исследовательских институтов и представители Министерства кораблестроительной промышленности. В ходе проведения мероприятий в районе Роты этот же корабль выполнил задачу по обеспечению прохода подводной лодки через Гибралтарский пролив.

Корабли разведки привлекались также к проверкам состояния системы связи и наблюдения, маскировки береговых объектов флота и радиообмена во внутрифлотских радиосетях. Они принимали участие в операциях по наведению многоцелевых подводных лодок флота на ракетоносцы в районе Холи-Лох. Разведывательные корабли обеспечивали перелёты и переходы через океан глав государств и членов правительства, докладывая обстановку в назначенных районах.

В 1969 году в состав ВМФ вошёл средний рзк«Рица» проекта 1849, переоборудованный из среднего морского сухогрузного транспорта «Березина» венгерской постройки. Он имел следующие ТТХ: водоизмещение 2178 т, скорость хода 10,7 узла, дальность плавания 3 000 миль и экипаж 26 человек. Примечательно, что этот корабль получил наименование одного из первых посыльных кораблей СФ класса «Логгер». Однако опыт переоборудования транспортов в рзк показал, что это не решает задачу по увеличению скорости хода, дальности плавания и улучшению манёвренности кораблей разведки. Поэтому от дальнейшего переоборудования транспортов в рзк командование ВМФ отказалось.

Таким образом, ещё до организации боевой службы в ВМФ рзк начали систематически, на постоянной основе совершать дальние походы. После включения их в общую систему боевой службы ВМФ рзк стали основой манёвренных сил разведки флота, могли действовать на всю глубину океанских районов и морских зон, длительно находиться в них и эффективно решать поставленные задачи. Приходилось рзк выполнять и другие задания, выходившие за рамки их основного предназначения.

Убедившись в огромной пользе рзк на боевой службе, СССР стремительными темпами наращивал их численность в ВМФ. При этом переоборудование в

рзк коснулось различных типов, проектов, классов кораблей и судов. Это разнообразие было обусловлено невозможностью получить что-то необходимое и устраивавшее разведки флотов в достаточном количестве. Однако главный выбор командования ВМФ и разведки был сделан в пользу рыболовных судов и их корпусов. Вместе с тем немалое количество рзк было переоборудовано из гидрографических судов.

ВМФ и разведкой были предприняты попытки скрыть разведывательную деятельность кораблей разведки, но по оборудованию мачт и надстроек всевозможными антеннами, а также по районам и характеру деятельности рзк оказались легкораспознаваемы.

1960-е годы были характерны регулярными взаимными обвинениями между СССР и США в создании инцидентов на море и в воздушном пространстве. Рост провокационных действий обусловил необходимость обеспечения деятельности рзк боевыми кораблями. Однако на практике это не всегда удавалось осуществить. Во избежание последующих инцидентов настоятельно требовались международные правовые нормы деятельности кораблей разведки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945—1991. СПб.: Историческое морское общество, 1996. С. 262.

2 Плутов В.В. История создания и боевой путь соединения кораблей радиоэлектронной разведки Северного флота. Кн. 1. 1951—1986 гг. М.: АИР, 2015. С. 393—395.

3 В скобках указаны последующие названия кораблей и судов или их бортовые номера (здесь и далее по тексту статьи).

4 Черноморский флот. Разведывательные корабли. См. интернет-ресурс: www.kchf.ru.

5 Савич В.П. «Архипелаг». Страницы летописи. СПб.: Человек, 2015. С. 3.

6 Павлов А.С. Военные корабли России 2001 г. (с указанием бортовых номеров). Якутия, 2001. С. 23, 24.

7 Фёдоров В.М. Военно-морская разведка: история и современность. М.: Оружие и технологии, 2008. С. 510.

8 38 бригада ОСНАЗ. Ветеранам 38 бригады кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота посвящается. См. интернет-ресурс: www.38brrzk.ru.

9 Железняков А.Б. Секреты американской космонавтики. М.: Эксмо, 2012. С. 434.

10 Данилов Л.Д. Ходили мы походами. Воспоминания о моей службе на ЭОС «Харитон Лаптев». М., 2008. С. 23. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.