Научная статья на тему 'Коптские стелы V–VIII вв. с изображениями святых'

Коптские стелы V–VIII вв. с изображениями святых Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коптская стела / архитектурные блоки / коптские надгробия / покровители умерших / погребальный культ египетских христиан. / Coptic stele / architectural blocks / сoptic gravestones / patrons of dead / Egyptian Christian’s buried cult.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семенов Н. В.

Коптские стелы V–VIII вв. с изображениями святых могли носить различный характер и иметь различное предназначение. Это могли быть стелы, посвященные конкретному святому, установленные в память об этом святом, не обязательно на его могиле, как в случае со стелой св. Мины и, вероятно, со стелой апы Шенуде. Это могли быть плиты с рельефными изображениями, которые были частью архитектурного декора или общей архитектурной композиции. И это могли быть погребальные стелы, на которых изображался не умерший, а его святой покровитель. Такая практика в погребальном культе египетских христиан никак не освещалась в литературе, так что это наблюдение может стать темой для дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coptic Steles of V–VIIIth Centuries a.d. with Images of Saints

Coptic steles of V–VIIIth centuries a.d. with images of saints can be of a various character and various usages. It may be steles erected in memoriam, devoted to concrete saint and steles of this kind were placed not necessarily on a tomb of a saint, like stele of St. Mina. Images of saints can placed on architectural blocks. Also saints can be represented on Coptic gravestones as patrons of dead. 13 This practice of Egyptian Christian’s buried cult not covered in the literature, and can became theme for further research.

Текст научной работы на тему «Коптские стелы V–VIII вв. с изображениями святых»

Н. В. Семенов

Коптские стелы V-VIII вв. с изображениями святых

Коптские стелы V-VIII вв. с изображениями святых могли носить различный характер и иметь различное предназначение. Это могли быть стелы, посвященные конкретному святому, установленные в память об этом святом, не обязательно на его могиле, как в случае со стелой св. Мины и, вероятно, со стелой апы Шенуде. Это могли быть плиты с рельефными изображениями, которые были частью архитектурного декора или общей архитектурной композиции. И это могли быть погребальные стелы, на которых изображался не умерший, а его святой покровитель. Такая практика в погребальном культе египетских христиан никак не освещалась в литературе, так что это наблюдение может стать темой для дальнейших исследований.

Ключевые слова: коптская стела; архитектурные блоки; коптские надгробия; покровители умерших; погребальный культ египетских христиан.

N. V. Semenov Coptic Steles of V-VIIIth Centuries a. d. with Images of Saints

Coptic steles of V-VIIIth centuries a. d. with images of saints can be of a various character and various usages. It may be steles erected in memoriam, devoted to concrete saint and steles of this kind were placed not necessarily on a tomb of a saint, like stele of St. Mina. Images of saints can placed on architectural blocks. Also saints can be represented on Coptic gravestones as patrons of dead.

This practice of Egyptian Christian's buried cult not covered in the literature, and can became theme for further research.

Key words: Coptic stele; architectural blocks; œptic gravestones; patrons of dead; Egyptian Christian's buried cult.

Ярким свидетельством духовного наследия христиан Египта является ряд стел с рельефным изображением святых, встречающиеся наряду с изображениями христологического цикла или сюжетов из Ветхого Завета.

Рельефные изображения святых можно разделить на две группы. К первой относятся так называемые стелы in memoriam. Эти памятники не были надгробиями, подобно большинству коптских стел, их ставили в память о великих учителях, подвижниках и мучениках, принявших смерть за веру в Спасителя. К этой же группе можно отнести и рельефы на плитах, служивших, вероятно, декоративными панно (расположенными в плоскости фронтона, алтарной преграде и т.п. местах). Вторая группа включает в себя стелы, служившие в качестве надгробий, на которых изображались святые покровители усопших. К сожалению, только некоторые изображения святых на стелах можно идентифицировать с конкретными историческими личностями.

Временные рамки создания рельефов со святыми охватывают с V по VIII вв. н.э. Следует отметить, что стелы первой группы относятся ко времени не позднее середины VI в., некоторые из них создавались сразу по смерти святого, в то время как стелы второго типа сделаны не ранее середины VI в.

Детальный анализ изображений позволяет проследить формирование основных иконографических типов, косвенно эти рельефы дают представление также о сложении в коптской пластике различных орнаментальных мотивов.

Среди рассматриваемых рельефов в первую очередь мы назовем мраморную стелу с изображением святого мученика и чудотворца Мины, известного как на Востоке, так и на Западе своим заступничеством за обращающихся к нему в молитве (илл. 1)1. Святой Мина принял мученическую смерть во время диоклетиа-нова гонения на христиан, которое в Египте имело такой размах,

что копты стали вести от него отсчет летоисчисления (такой-то год эры мучеников, то есть с момента воцарения римского императора Диоклетиана - 29 августа 284 г. н.э.). Мощи святого Мины, по преданию, неоднократно терялись и были чудесным образом обретены в середине V в. [21; с. 26-81; 3; с. 18-29]2. На месте, где произошло чудесное обретение, был воздвигнут собор, а в дальнейшем город Абу Мена и монастырь, ставший крупнейшим центром паломничества в Египте.

Возвращаясь к стеле с изображением Мины, следует сказать, что она происходит из монастыря Св. Феклы в Эннатоне, недалеко от Александрии, и, вероятно, является копией со стелы или надгробия из более ранней церкви Св. Мины в Мариуте [21; с. 44, 65, р1. 8; 8; с. 3-12; 6; с. 9-10]. Стилистически рельеф вполне соотносится со временем постройки монастыря Абу Мена - первая половина V в. н.э. Отметим интересную деталь: отсутствие нимба вокруг головы святого - на произведениях пластики ГУ^ вв., когда канон еще не сформировался, нимбы у святых или персонажей священной истории изображались в редких случаях. Здесь мы можем говорить о влиянии традиций греко-римского искусства на ранневизантийские памятники, причем эти традиции в Александрии сохранялись дольше, чем в остальном Египте [17; с. 181-215, р1. LXVП-LXXVI; 19; с. 35-58]. Характерным для этого периода можно считать также изображение Мины на пиксиде из слоновой кости, происходящей из церкви Св. Павла в Риме, сейчас в Британском музее [12; п. 12; 18; с. 40; 6; с. 12]. Нельзя не сказать и о многочисленных ампулах с изображением Мины для святой воды или масла, которое, как правило, отливали из светильников, горевших у гроба мученика. При раскопках монастыря Св. Мины была обнаружена мастерская по изготовлению ампул. Ампулы получили широкое распространение в V-VП вв. от Европы до Центральной Азии [16; с. 18-21].

Другая стела, установленная т тетопат, связана с апой Шенуде - патриархом христиан-коптов и столпом египетского монашества [15; с. 220-221]3. На этой стеле V-VI вв., хранящейся в Музее Бодэ в Берлине [23; п. 1.4475; 6; с. 26], Шену-

де представлен в длиннополом одеянии, с посохом в руке, стоящим в проеме арки. Внизу надпись на коптском «апа Шенуде». Простыми средствами мастеру удалось передать жизненность и динамику образа святого. Возможно, резчик лично знал апу Шенуде и пытался придать изображению портретное сходство. В пользу ранней даты этого рельефа свидетельствует и отсутствие нимба. По свидетельству ученика Шенуде - Висы, преподобный был похоронен на холме в небольшой часовне, недалеко от Белого монастыря, создателем и настоятелем которого он был [7; с. 9-10]. Возможно, что рассматриваемая стела происходит именно оттуда.

Напомним, что изображения святых встречаются не только на стелах, но также и на плитах, служивших, вероятно, декоративными панно, состоящими из нескольких отдельных рельефов, как на фронтоне церкви Св. Девы в Минии, Средний Египет [13; с. 239]. В некоторых случаях не понятно, была ли плита самостоятельным произведением или частью композиции такого панно. В музее Бруклина хранятся две коптские плиты неизвестного происхождения - на одной изображена мученица Фекла, на другой египетский святой Сисиний [6; с. 27; 22; п. 70-71; 10; с. 274, р1. 22].

На стеле с изображением Феклы запечатлена сцена неудавшейся казни - дважды на Феклу выпускали голодных зверей, но они не трогали святую, покорно ложились у ее ног и лизали их4. В музее искусств Нельсона-Аткинса в Канзас-сити хранится круглый рельеф (имитация ампулы), где звери изображены именно лежащими у ее ног; на ампуле из собрания Лувра - аналогичное изображение святой со зверями, на обратной стороне изображение апостола Павла [18; с. 41]. Бруклинская стела выполнена, очевидно, позднее, чем эти ампулы - между VII и VIII вв. Довольно раннее (V в.) изображение св. Феклы известно нам по росписи купола в часовне Мира в некрополе Эль-Багауат в оазисе Харге (Верхний Египет) [4; с. 226-231].

Плита с изображением св. Сисиния из Бруклинского музея стилистически близка первой (с изображением Феклы), скорее всего

они были сделаны в одной мастерской и даже, возможно, для одного комплекса. В пользу такой точки зрения свидетельствуют общая трактовка рельефа, одинаково стилизованные листья.

Св. Сисиний входит в число воинов христовых, наиболее прославленным из которых является св. Георгий, как и другие святые воины - Филофей, Виктор, Мина, Теодор, изображавшиеся в большинстве случаев верхом, как это видно на иконах Деисуса с образами святых воинов из церкви Св. Меркурия в Каире. Но также известно, что образ св. Сисиния обладает мистическим и даже магическим оттенком. Св. Сисиний относится к иконографическому типу всадников, поражающих зло, представшее в одном из его обличий.

Считается, что на сложение данной иконографии повлияли изображения на магических амулетах, распространенных в период поздней античности и раннего христианства на территории Сирии, Палестины, Малой Азии и Египта [1; с. 331-338]. В собрании Эрмитажа находится инталия IV в., вероятно, сирийского происхождения, с подобным изображением [2; с. 71]. На лицевой стороне вырезан всадник на вздыбленном коне, поражающий копьем женщину, между головами всадника и коня изображена восьмилучевая звезда, по краю греческая надпись «Соломон», на обороте надпись «Печать Бога». Аналогичная инталия, происходящая из Египта, есть в Лувре [18; с. 22]. По-видимому, подобные амулеты связаны с магическим трактатом «Завещание Соломона» Г-ГГГ вв., написанном на греческом языке. В трактате говорится о магической печати, которую Соломону передает от Бога архангел Михаил, с помощью этой печати можно держать в повиновении демонов и обезвреживать их козни. Такие амулеты вписываются в культурно-исторический контекст раннехристианской эпохи - эпохи многочисленных синкретичных верований, общин гностиков и манихеев. Демоницу, изображенную на амулетах, можно отождествить с Овизут, упомянутой в Завещании Соломона, у коптов она носит имя Алабастрия или Алавастрия. На стеле ее поражает копьем св. Сисиний. Этот же сюжет представлен и в настенной росписи VI в. монастыря

апы Аполлона в Бауите, акварель с росписи выполнена Жаном Кледа, в 1904 г. проводившим раскопки монастыря [9; с. 4]. Сохранилась легенда о женщине по имени Милетина, чьих сыновей убивал демоница, но ее братья святые Сисиний и Синодор смогли победить ее. Имя Сисиний встречается на довольно раннем амулете с надписью, переведенной Л.-Г. Шлюмберже: «Беги, презренная, Соломон тебя преследует, Сисиниос, Сисина-риос» [20; с. 118]. В качестве аналогий образу св. Сисиния приведем два изображения на резных панно XIV-XV вв., украшающих алтарную преграду церкви Сергия и Вакха в Каире [14; с. 108]. На одном представлен св. Феодор, на другом св. Георгий, оба поражают демона в женском обличии. Стоит отметить, что в одном из древних апокрифических текстов брат Сисиния зовется Теодор, а не Синодор.

Еще одна плита с изображением святых воинов хранится в британском музее [6; р. 29]. На ней вырезаны в неглубоком рельефе два всадника, над одним - коптская надпись «Апа Кене», над другим - «Виктор». Плита, служившая архитравом или перемычкой, происходит из Сохага и датируется VИ-VШ вв. Дату косвенно подтверждает трактовка венка с растительным орнаментом, вырезанного в центре плиты - подобные рельефные изображения встречаются на нескольких коптских стелах VII в. [11; п. 8614]. Коптская надпись говорит о том, что здесь представлены настоятели монастыря, нашедшие трагическую кончину.

То, что настоятели монастыря представлены в виде святых во-инов5, говорит о том, что в данном случае мы имеем дело с изображением святых покровителей, как и на некоторых погребальных стелах, на которых, возможно, также изображались святые.

Две такие стелы, служившие в качестве надгробий, происходят из Саккары и относятся к VI-VII вв. [6; с. 27] (илл. 2). Одна представляет собой небольшую известняковую плиту, украшенную по краю орнаментом с изображением виноградной лозы, широко распространенным в коптском искусстве. В центре рельефное изображение человеческой фигуры в позе оранта. Под ней коптская надпись «Пахомий». Мнения исследователей по по-

воду этого изображения расходятся. В каталогах выставок обычно пишут, что здесь запечатлен усопший монах, носивший имя Пахомий, - тезка великого святого, но, на наш взгляд, есть одна деталь, позволяющая внести некоторую поправку в эту интерпретацию [18; с. 43]. Стела, скорее всего, служила надгробием, причем орнамент и трактовка человеческой фигуры не оставляют сомнений в том, что этот памятник был создан как минимум через двести лет после смерти Пахомия Великого, жившего в IV в. Однако вокруг головы имеется рельефно проработанный нимб, который несомненно указывает на святость изображенной личности. Логично было бы предположить, что здесь изображен не сам умерший, а его святой покровитель, то есть Пахомий Великий6.

Другая стела вв. из Саккары представляет собой неболь-

шую прямоугольную намогильную плиту с рельефным изображением апы Доротеоса, вероятно, настоятеля монастыря [6; с. 29]7.

На стеле апы Доротеоса также проработан нимб. Почти на всех коптских надгробиях с изображением человеческих фигур в позе оранта нимбы отсутствуют, так как в большинстве случаев изображался непосредственно умерший. Стелы из Саккары и еще несколько надгробных стел неизвестного происхождения, где также вырезан нимб вокруг головы, дают основание полагать, что на этих рельефах представлены не сами погребенные, а их святые покровители. Про стелы из Саккары следует сказать, что они выполнены в так называемом коптском стиле, расцвет которого приходится на V-VП вв., нашедшем свое совершенное выражение в декоре монастырей Бауита и Саккары.

Плоский рельеф, стилизация и орнаментальные мотивы заметно отличают эти две стелы из Саккары от рельефов с изображениями Мины и Шенуте.

Существует большое количество рельефов с изображениями святых, идентифицировать которых практически невозможно. Несколько стел с изображением безымянных святых воинов хранится в Музее Боде в Берлине, есть стела с изображением неизвестного святого в собрании ГМИИ им. Пушкина; во всех случаях опреде-

ляющим признаком того, что на этих стелах изображены святые, можно считать наличие нимба [2; с. 150].

Насколько известно, к числу не атрибутированных относится рельеф с необычным сюжетом (илл. 3)8. По всей видимости, рельеф является фрагментом стелы, по правому краю которой видны остатки смоделированной арки. В центре представлена фигура обнаженной женщины с распущенными волосами. Тело ее перекрывает предмет в форме полумесяца, слева около головы изображен прямоугольный предмет, над ним - какое-то животное. У ее ног -сфера с отходящими кверху волнообразными отростками - ветвями или лентами. На сфере и справа от головы женщины имеются надписи, прочитать которые, к сожалению, пока не удалось. По поводу изображения надо сказать, что аналогии нам не известны. Рельеф выполнен в упрощенной манере, поэтому определить время изготовления этого произведения довольно сложно. Скорее всего, оно выполнено не позднее V-VI вв. Вопрос интерпретации этого изображения остается открытым. Возможно, оно связано с какими-либо синкретическими или манихейскими верованиями. Если же предположить, что это стела изготовлена ортодоксальным христианином и здесь воплощен конкретный сюжет, то в качестве версии можно предположить, что перед нами сцена из жития Марии Египетской.

Известно, что святую встретил в пустыне преподобный Зо-сима, обнаженную и истощенную, с распущенными волосами. Она попросила дать ей что-нибудь из одежды прикрыть наготу и рассказала о своей жизни. Мария попросила в следующий раз причастить ее. Через год Зосима снова ее встретил и исполнил ее желание, сюжет запечатлен на иконе из церкви Св. Меркурия в Каире [15; с. 240]. Спустя год Зосима снова стал искать встречи со святой и нашел ее уже бездыханной. Зосима решил похоронить ее, но не смог выкопать в твердом грунте могилу, и тут он увидел льва, который лизал ноги святой, по просьбе Зосимы зверь лапами вырыл могилу для св. Марии. На одной из реплик популярной иконы Топография Палестины, хранящейся в Коптском музее в Каире, внизу имеются три клейма со сценами из

жития Марии Египетской. В первом справа клейме Зосима предает ей кусок материи, во втором он ее причащает, в третьем мы видим ее усопшей с сидящим рядом с ней львом. Животное на нашей стеле вполне может оказаться львом, кроме того, Мария единственная святая, которую изображали обнаженной на иконах восточнохристианского круга, и если на стеле и изображена святая, то это может быть только Мария Египетская. Сферу с ветвями или лентами можно интерпретировать как погребальный венок. Но еще раз повторю, что вышеизложенное всего лишь версия автора, и вопрос интерпретации данного изображения остается открытым.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что коптские стелы V-VП вв. можно условно разделить на несколько типов, в зависимости от их характера и предназначения: стелы, посвященные конкретному святому, установленные в память об этом святом (не обязательно на его могиле), например, стела св. Мины и, возможно, стела апы Шенуде; стелы с рельефными изображениями, которые были частью архитектурного декора или общей архитектурной композиции; погребальные стелы с изображением не самого умершего, а его святого покровителя. К сожалению, примеры подобной практики в погребальном культе египетских христиан в искусствоведческой литературе до сих остаются малоизученными, а потому могут послужить темой дальнейших всесторонних исследований. Рассматриваемые вместе, эти рельефы также дают представление об изменении стиля в V-VШ вв. в коптской пластике и демонстрируют сложение иконографии образов святых. Можно перечислить основные иконографические типы, встречающиеся в произведениях коптской пластики - изображение святого в фас, с молитвенно поднятыми руками, фигуру человека фланкируют изображения животных (Мина, Фекла, пророк Даниил); следующий тип представлен на ряде стел, где святые изображены в позе оранта (Пахомий, Доротеос); еще один иконографический тип представлен изображениями святых воинов верхом (Сиси-ний, Виктор, Теодор, Георгий); отдельную группу представляют изображения пеших святых воинов, очень часто они безымянны;

изображение Шенуде выделяется из вышеперечисленных иконографических типов, однако в дальнейшем в коптской иконописи можно встретить похожие образы, причем не только самого Ше-нуде, но и других святых.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Фотография стелы воспроизводится с негатива И. Билибина (Фотоархив ИИМК РАН).

2 Святой Мина родился в 285 г. в египетском городе Никиу, недалеко от Мемфиса. Поступив на службу в римскую армию в 15 лет, он получил назначение в Алжир. Мощи святого были спрятаны в одной из церквей. Когда гонения прошли, папе Александрийскому Афанасию было видение, и ангел повелел отвезти мощи святого в западную пустыню. Но у озера Мариотис верблюд, который вез ковчег с мощами, остановился, когда же его переложили на другого верблюда, он тоже не пошел дальше. Сопровождавшие решили, что это знак свыше, и захоронили мощи в этом месте. В V в. местонахождение могилы было забыто, и мощи были обретены дважды благодаря чудесному случаю. Как-то пастух бросил в одном месте больную овцу, однако она встала здоровая. Это стало известно людям, и они стали ходить к чудесному месту. Туда и отправил византийский император Флавий Зена (425-491) свою дочь, больную проказой. Она исцелилась, и ей было видение, что это ей помог святой, останки которого погребены здесь. И когда по ее приказу стали копать там, то действительно обнаружили утерянные мощи Мины.

3 Монах, создатель и настоятель Белого монастыря на берегу Нила в местечке Атрибис (Сохаг) в верхнем Египте, Шенуте прожил в полном обладании телесными силами и железной волей 118 лет (годы жизни 348-466); он пользовался безграничным авторитетом не только у своих иноков, несмотря на телесные наказания, но и у крестьян Египта, так как в годы лихолетья в стенах монастыря укрывалось до 10 тысяч человек, был настоящим народным лидером. Кроме того, он был первым коптским писателем: в монастыре сохранилась библиотека, где были найдены его проповеди, наставления; известно, что он переводил Библию и Евангелия на коптский. «Богатый, эмоциональный и красочный язык Шенуте остался непревзойденным образцом для последующих коптских писателей»,- писала про него востоковед А. И. Еланская. На иконе XVII в. из церкви Св. Шенуде в Каире он изображен в обла-

чении архимандрита и так же, как и на рассматриваемой стеле, с посохом, символом духовного авторитета. Известно, что в 431 г. он был выбран Кириллом Александрийским сопровождать его на Вселенский собор в Эфесе, где был осужден Несторий. Легенда гласит, что, когда Не-сторий обратился к Шенуде с уничижительной речью: что ты делаешь в этом собрании, ты не архимандрит, не епископ, а только монах, - патриарх Кирилл Александрийский тут же рукоположил его в архимандриты под всеобщее ликование.

4 Фекла не была египтянкой, но была очень почитаема в Египте, рядом с монастырем Мины существовал и монастырь Феклы, куда также стекались паломники. Святая первомученица равноапостольная Фекла родилась в городе Иконии. Она была обращена в веру самим апостолом Павлом. И за свое нежелание выходить замуж все время подвергалась нападкам и гонениям язычников. Так, в Антиохии она подверглась преследованиям некоего сановника Александра, пленившегося ее красотой. Святая Фекла отвергла его предложение вступить в брак и как христианка была осуждена на смерть.

5 Известно, что святой Виктор был воином Фиванского легиона во времена императора Максимиана, соправителя Диоклетиана (285310 гг. н.э.), принявшим смерть за веру вместе со многими другими воинами, служившими вместе с ним.

6 Родился преподобный Пахомий в конце ГГГ в. в Фиваиде. Там же была устроена его первая обитель. Пахомий был основателем общежитийного монашества. Легенда гласит, что монастырский устав ему вручил ангел в образе схимника. Со временем количество монастырей Пахомия выросло до 7, а число иноков и инокинь до 7 тысяч. Преподобный Пахо-мий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Правила эти соблюдались строжайшим образом. Скончался преподобный Пахомий в возрасте 53 лет, около 358 г.

7 Его святой покровитель Дорофей жил в Палестине в V в. и был известен своим аскетизмом и смирением, после себя он оставил дошедшие до наших дней изречения и наставления инокам.

8 Фотоархив ИИМК РАН. Фотография памятника была сделана художником Иваном Яковлевичем Билибиным в начале 1920-х гг., когда он жил и работал в Каире [5; с. 143-256].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Банк А. В. Гемма с изображением Соломона // Византийский Временник. Т. VIII. М., 1956. С. 331-338.

2. Искусство Византии в собраниях СССР. Т. 1. М., 1977.

3. Каковкин А. Я. Паломнический центр Абу Мина и его памятники: по материалам коптской коллекции Эрмитажа // Пилигримы на Востоке. СПб., 2001. С. 18-29.

4. Каковкин А. Я. Роль образа Святой первомученицы Феклы в росписи «часовни Исхода» в эль-Багавате // Византийский Временник. Т. 63 (88). М, 2004. С. 226-231.

5. Семенов Н. В. Деревянные резные панели из церкви Св. Варвары в Каире // Византийская идея. Византия в эпоху Комнинов и Палео-логов. СПб., 2006. С. 143-256.

6. Beckwith J. Coptic sculpture, 300-1300. L. : Oxford press, 1963.

7. Bell D. N. The Life of Shenoute by Besa. Michigan : Cistercian Publications, 1983.

8. Breccia E. D'un edifice d'epoque chretienne a el Dekhela et l'emplacement du Enaton // Bulletin de la Société royale d'archéologie d'Alexandrie. L., 1907. IX. P. 3-12.

9. Chassinat E. Fouilles a Baouit. Le Caire : Institut Francais d'archeologie orientale, 1911.

10. Cooney J. D. Late Egyptian and Coptic Art: An Introduction to the Collections in the Brooklyn Museum // Journal of the American Oriental Society. V 65. № 4. 1945. Р. 274.

11. Crum W. E. Coptic monuments : Catalogue general des antiguites egyptiennes du Musee du Caire. Le Caire : Service des Antiquites de l'Egypte, 1902.

12. Dalton O. M. Catalogue of the Ivory Carvings in the British Museum. L., 1909.

13. Gabra G., Eaton-KraussM. The treasures of Coptic Art in the Coptic museum and churches of old Cairo. Cairo ; NY. : The American University in Cairo Press, 2007.

14. Gabra G., Loon G. J. M., van. The Churches of Egypt. Cairo ; NY. : The American University in Cairo Press, 2007.

15. Gabra G., Scalova Z. Icons of the Nile Valley. Cairo : Egyptian International Publishing Company - Longman, 2001.

16. GrabarA. Les Ampules de Terra Sainte. Paris : Librairie C. Klinck-sieck, 1958. Р. 70.

17. Kitzinger E. Notes on early Coptic sculpture // Archaeologia or Miscellaneous Tracts, 87. L. : Oxford, 1937. P. 181-215.

18. L'Art copt en Egypte. 2000 ans de christianism. Paris : Gallimard,

2000.

19. Morey С. The sources of Medieval Style // Art bulletin, VII. Princeton : Princeton University Press, 1924. P. 35-58.

20. Schlumberger G. Mélanges d'archeologie Byzantine. Paris, 1895.

21. Ward Perkins J. B. The Shrine of St. Menas at the Maryut // Papers of the British school at Rome . L., 1949. XVII. n. s. IV. P. 26-71.

22. Wilber D. N. Pagan and Christian Egypt. Brooklyn : Brooklyn Museum, 1941.

23. Wulff O. Altchristliche und mittelalterliche buzantiniche und italieni-che Bildwerke. Bd. III. Teil 1. Berlin : Drug und Verlag von G. Reimer, 1909.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.