Научная статья на тему 'КОПИРАЙТИНГ КАК ОДИН ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ВИДОВ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА'

КОПИРАЙТИНГ КАК ОДИН ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ВИДОВ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1535
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИРАЙТИНГ / ФРИЛАНС / ЭКОНОМИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МАРКЕТИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / БИЗНЕС / COPYWRITING / FREELANCE / ECONOMY / VOCATIONAL DEVELOPMENT / MARKETING / SOCIAL MEDIA / BUSINESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филипов Юрий Сергеевич

Данная статья посвящена описанию одной из самых популярных современных профессий - копирайтинга. Работа включает такие аспекты, как история и источники возникновения копирайтинга, его определения и виды, а также что важно в данном деле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPYWRITING AS ONE OF THE MOST POPULAR KINDS OF E-MARKETING

This article is devoted to describing one of the most popular modern occupations: copywriting. It also includes aspects such as history and origins of this profession, definitions, types of copywriting and what is important in this field.

Текст научной работы на тему «КОПИРАЙТИНГ КАК ОДИН ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ВИДОВ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА»

Копирайтинг как один из самых популярных видов интернет-маркетинга

Copywriting as one of the most popular kinds of e-marketing

Филипов Юрий Сергеевич

Студент 3 курса Факультет Экономический Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198 e-mail: [email protected]

Philipov Yuriy Sergeevich

3 term Student Faculty of Economics RUDN University st. Miklukho-Maklaya, 6, Moscow, 117198 e-mail: [email protected]

Научный руководитель Чернышева Анна Михайловна

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга экономического факультета Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198 e-mail: [email protected]

Scientific adviser

Chernysheva Anna Mikhaylovna PhD in Economics, an associate professor of Marketing

Faculty of Economics RUDN University st. Miklukho-Maklaya, 6, Moscow, 117198 e-mail: [email protected]

Аннотация.

Данная статья посвящена описанию одной из самых популярных современных профессий -копирайтинга. Работа включает такие аспекты, как история и источники возникновения копирайтинга, его определения и виды, а также что важно в данном деле.

Annotation.

This article is devoted to describing one of the most popular modern occupations: copywriting. It also includes aspects such as history and origins of this profession, definitions, types of copywriting and what is important in this field.

Ключевые слова: копирайтинг, фриланс, экономика, профессиональное развитие, маркетинг, социальные сети, бизнес.

Key words: copywriting, freelance, economy, vocational development, marketing, social media, business.

Копирайтинг за всю историю своего существования параллельно развивается вместе со СМИ, товарно-денежными и рыночными отношениями и, соответственно, рекламы. Сейчас понятие «копирайтинг» в основном носит модный и легкий оттенок, ассоциируясь у людей с успехом, свободой и деловитостью, поскольку это один из самых популярных современных способов заработка в сфере фриланса. Однако не стоит питать себя ложными надеждами в данной профессии, так как она требует не только усидчивости и предприимчивости от человека, но и четко отработанных профессиональных навыков, так называемых hard-skills.

В данной статье будут рассмотрены многие аспекты копирайтинга: от его предпосылок и до предназначения и перспектив развития этой сферы деятельности.

Сам копирайтинг является объектом данной работы, а способы и направления его развития - предметом.

Проблемой обозначено взаимное влияние копирайтинга и общества в целом друг на друга, поскольку профессия по написанию текстов менялась каждое десятилетие в ускоренном темпе, впитывая в себя главные тенденции и области маркетинга, но копирайтинг, в свою очередь, оказал воздействие на экономические и общественные структуры нашего мира и продолжает это делать, делая данную работу актуальной.

Цель поставлена как выявление прогнозов развития копирайтинга и его взаимодействия с другими областями маркетинга и фриланса на основе изученных и обработанных мною данных.

Итак, ремесло копирайтинга берет свои истоки еще во времена Древнего мира, когда купцам и работорговцам необходимо было как можно выгоднее отдать свой товар, будь то человек или шелковая ткань. Для привлечения и удобства клиентов на разных поверхностях были написаны сведения о продаваемом объекте и даже о его месте нахождения. Об этом свидетельствует один из сохранившихся документов в Британском музее - папирус, на котором оставлена информация о рабе. Текст и реклама были тогда простейшие: людям главное было дать понять, что человек, который пойдет им на услужение, хорошо видит, слышит, работает и много есть не просит.

Что касается современного копирайтинга, то многие эксперты и не последние люди в области рекламы по праву считают одним из основателей и «отцов» этой профессии Клода Хопкинса. Его заслуги состоят в том, что он начал привлекать потребителей к продукту, сначала изучив экономику потребительского поведения, ведь, не зная своего покупателя, невозможно создать то, что ему понравится.

Так, с конца XIX века в США начали нанимать профессиональных копирайтеров, которые повышали уровень продаж. В течение XX-XXI веков и по мере усиления развития медиапространства и интернета роль копирайтинга возрастала с невероятным темпом.

В России данная сфера продвигалась медленнее, чем в зарубежных европейских и странах, поскольку внедрение электронных и веб-технологий на советском и постсоветском пространстве приживалась не так хорошо, как заграницей. Все видели знаменитые зазывающие плакаты СССР, которые, хотя и не относились к продажам, но действовали эффективно.

В целом, собирая исторический опыт рекламы и копирайтинга, можно сказать, что это синтез не только экономических и творческих направлений, но и таких гуманитарных наук, как социология и психология.

Копирайтинг в принципе можно определить как процесс написания текстов и материалов с целью продвижения и продажи какого-либо продукта. Заголовки, слоганы, короткие описания к картинкам должны побуждать клиента к каким-либо действиям. Есть очень хорошее высказывание: «A weak headline can make your business bleed money», - Neil Patel, которая очень хорошо характеризует сущность и предназначение маркетинговых текстов. В переводе на русский она означает: «Слабый заголовок может заставить вам бизнес кровоточить деньгами».

Копирайтинг очень просто спутать с копирайтом. Чтобы запомнить разницу, необходимо обратиться к их оригинальным (англоязычным) названиям: copywriting и copyright. В первом основа writing ведет к понятию письма, то есть это и есть предмет нашего исследования. Во втором слово right придает определению связь с правами, то есть по сути это область юриспруденции, которая занимается интеллектуальной собственностью.

Как и любая сфера, копирайтинг имеет определенный набор функций. Во-первых, это мотивация потребителей к осуществлению чего-либо: перехода по ссылке, покупки, присоединения к сообществу, пожертвования и так далее. По сути привлечение внимания клиентов, как новых, так и существующих, - это прямое предназначение копирайтинга. Из этого уже следуют различные разветвления: увеличение продаж, повышение активности в социальных сетях, улучшение репутации, формирование бренда, поиск успешного партнерства.

Сама область написания текстов дифференцируется в зависимости от нужд и потребностей бизнеса. Это могут быть совершенно различные инструменты маркетинга.

Рерайтинг - обработка оригинального текста с целью редактирования его содержания без качественного изменения его наполнения. Это может быть полезно для тех, кто публикует новости или кому необходимо быстро и дешево заполнить контент. В Интернете сейчас бесчисленное количество сайтов и платформ, где расположено множество статей и постов, темы которых совпадают. Заказывать новые тексты для начинающих или малобюджетных компаний может быть дорого, а просто копирование у других может привести к бану или блокировке сайта, поскольку выведение сайта на первые страницы поисковиков зависит в том числе и от оригинальности контента. Однако злоупотреблять рерайтингом не стоит: лучше создавать свои собственные идеи, писать новые посты, чтобы быть по-настоящему конкурентоспособным и интересным.

Тексты для сайта. К данной деятельности как раз относится один из наиболее популярных способов наполнения контента. Новости, блог, специализированные статьи - все это может использоваться как по отдельности, так и вместе. Наиболее часто спрашивают тексты, относящиеся к узким профессиональным сферам

- так компания делает ближе своих потребителей к себе и продукту, тем самым подогревая и развивая спрос.

SEO (search engine optimization) - это развитие сайта и его продвижение по определенным поисковым запросам, целью которого является выход в топ поисковой выдачи. Для начала специалист анализирует тематические фразы, по которым он в дальнейшем будет ориентироваться, затем составляет семантическое ядро

- набор ключевых словосочетаний, которые определяют направленность сайта, то есть с помощью чего люди смогут найти контент определенного автора/компании. Писать такой текст сложнее, чем обычный, так как, помимо самого технического задания (требований и задач заказчика), необходимо вставить нужные фразы, но чтобы не получился практически бессвязный набор слов с феноменом заголовков платформы «Алиэкспресс».

Тексты для рассылок предназначены для оповещения клиентов и потребителей о каких-либо мероприятиях, проводимых компанией, или специальных офферов. СМС, e-mail, сообщения в социальных сетях от чат-ботов и т.д. Приглашения на вебинары или бесплатные интенсивы, которые мы нередко видим в мессенджерах, тоже являются частью этого.

Тексты для SMM (social media marketing) - контент для социальных сетей: посты (в том числе продающие), объявления, рекламные записи. Часто это используется для таргетинга, то есть чтобы привлечь подписчиков/потенциальных покупателей. Не секрет, что данная ниша является одной из самых популярных, поскольку социальные сети не прекращают расти в своих масштабах, вмещая в себя все больше различных функций. Так, во ВКонтакте сейчас можно уже не только вести чат, читать новости, смотреть видеоролики и фильмы, слушать музыку и все, то, к чему мы привыкли, но и заказывать такси, еду, оплачивать различные услуги напрямую и многое другое. Это все делает такие медиаплатформы привлекательными для рекламодателей и для самих бизнесов в принципе, потому что упускать огромную аудиторию, имея множество возможностей, нельзя. Как было написано выше, SMM-копирайтинг может работать не только в виде записей и объявлений, но и постов в сообществах компании. К тому же, сейчас все большую популярность набирает контекстная реклама, которая «между делом» внедряется в ленты потребителей и, соответственно, в их сознание. Многие люди просто устали от того, что им каждый день что-то показывают, предлагают и даже навязывают. Поэтому нейромаркетинг -относительно новое течение в мире продаж и экономики - смотрит на потребительское поведение с точки зрения подсознания и глубинных мотивов поведения. Однако это уже немного другая тема.

Спичрайтинг - это профессиональная подготовка текстов для устных выступлений. Данное направление требует высокоразвитых навыков риторики, обширных знаний языкознания, культурологии, стилистики, лексикологии и других смежных дисциплин. В сфере продаж это, естественно, используется для проведения

презентаций или переговоров по заключению сделки, а также с целью убедить людей (в основном массы) в какой-то определенной точке зрения, что является частью PR (public relations). Спичрайтинг - практически целая наука или целое искусство, как утверждают специалисты, поскольку необходимо четко соблюдать содержание эмоционального и рационального в речи выступающего, что зависит от личности самого спикера, его ценностей, ситуации, в которой ему необходимо будет говорить и, конечно же, аудитории.

Сторителлинг. Используется, скорее, как вспомогательный инструмент в статьях или SMM. Это написание историй с целью появления у людей эмоций и мыслительных процессов. В сторителлинге обычно присутствуют персонаж и какой-либо конфликт. На первых порах это был очень эффективный феномен, а сейчас ценность данного течения только возросла, поскольку каждому человеку хочется во что-то верить, особенно во что-то интересное, необычное, аутентичное. Типичный пример - пивоваренная компания «Тинькофф». Однажды на упаковках напитка появилась небольшая история о создании этого пива: будто бы оно было сварено по рецептам Порфирия Тинькова, поставщика самого Петра I. Однако, как позже выяснилось, это все неправда, а история была выдумана лишь в маркетинговых целях, как утверждает сам создатель компании Олег Тиньков. Людям нужны эмоции, сюжеты, персонажи: это помогает как бы оживлять продукт.

В целом все эти области очень важны и могут использоваться во фрилансе копирайтерами как вместе, так и в рамках узкоспециализированных направленностей. Последний вариант всегда оплачивается выше, поскольку заказчики (бизнесмены, блогеры) охотнее обращаются к тем, кто лучше разбирается и имеет больший опыт в какой-либо отдельной области. Аналогию можно провести с медициной - при повреждении ноги люди обращаются к травматологу, нежели к врачу общей практики. Конечно же, можно нарабатывать навыки и опыт в разных видах копирайтинга, но при занятии определенной ниши будет быстрее и выгоднее продвигаться на биржах фриланса.

В последнее время стремительно развивается такая перекрестная профессия, как копирайтер-маркетолог. Помимо написания текстов, продающих заголовков и объявлений, человек выполняет функции по определению целевой аудитории, созданию портрета идеального потребителя, чтобы точно знать, для кого писать текст: адаптация формулировок под возраст, гендер, социальную занятость и так далее; также копирайтер -маркетолог создает рекламу, определяет и ищет каналы связи с потенциальными клиентами, продумывает концепцию и конкурентные преимущества продукта для наполнения социальных сетей, продвижения продукта в целом и другая маркетинговая деятельность, которая может варьироваться в зависимости от полномочий и позиции профессионала.

Как было упомянуто парой сотен слов выше, копирайтинг требует грамотности, креативности и внимательности (к своим клиентам), то есть текст не должен содержать излишне много изысканных слов, но в то же время быть построен из правильных языковых конструкций и не содержать хотя бы элементарных ошибок. Однако чтобы человек захотел прочитать пост, объявление или статью дальше второй строки, следует писать не о нас, красивых и прекрасных, а о читателе, о его желаниях, а точнее даже о том, что он получит (в случае текста продающего характера). В конце у человека практически не должно остаться его внутренних возражений и общих вопросов по поводу продукта или услуги.

Хороший копирайтер умело демонстрирует в тексте уникальное товарное предложение, выстраивает доверие между двумя сторонами и, если надо, побуждает к каким-либо действиям.

Если говорить про продающие тексты отдельно, то здесь должен быть выполнен ряд требований, а точнее пунктов, которые будут действовать эффективно и стимулировать потребителей к продажам. Во-первых, необходимо описать товар, желательно вкратце и по делу: характеристики, количество, цену, особенности. Во-вторых, нужен сильный оффер, который будет словно сигналом для покупателя, чтобы уже более глубинно

изучить пост и сам товар/услугу. В-третьих, преимущества компании или каких-то характеристик: доставки, сборки и т.д. Также повышает активность потребителей упоминание, а точнее решение их проблем: когда компания закрывает боль какого-либо человека, он будет готов пойти именно к ним. Желательно добавить еще и небольшой бонус, в большинстве случаев он просто поднимает настроение и формирует лояльность клиента. Для постов продающего характера не рекомендуется слишком много расписывать слов и предложений. Какие -либо истории, красивые статьи можно использовать в качестве прогрева или поддержания целевой аудитории.

В целом качественный копирайтинг опирается на том, что необходимо знать, чего хочет покупатель той или иной компании. Разговариваться с людьми на одном языке - просто жизненно важный аспект для каждого, кто занимается текстами. Однако помимо грамотных, структурированных и понятных постов или статей, нужно учиться правильно упаковывать контент, что уже касается дизайна и визуального оформления, разрабатывать план-стратегию по публикации материалов, а также анализировать, что идет так, а что нужно подкорректировать, и многое другое.

Конечно же, не нужно забывать о разнообразии и динамике. Тексты в одном стиле под единым шаблоном, которые перманентно закрепились за компанией, могут надоедать читателям. Стоит постоянно следить за современными меняющимися тенденциями, а также приобретать все более новые навыки в прямой и смежных сферах деятельности письма, например, таких, как создание иллюстраций, верстка одностраничных сайтов, управление проектами и так далее. Только тогда востребованность будет по полной справедливости приносить специалисту деньги, а компании продажи и имидж.

Список используемой литературы:

1. Манн Игорь, Турусин Дмитрий. Точки контакта - 4-е издание - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. -

156 с.

2. Филип Котлер. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. -Альпина Диджитал, 2010. - 220 с.

3. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг / Гарри Беквит ; Пер. с англ. -5-е издание - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.