Научная статья на тему 'КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
копинг-стратегии / совладающее поведение / механизмы психологической защиты / защитно-совладающее поведение / межличностные отношения / социометрический статус / дошкольный возраст / тяжёлое нарушение речи / coping strategies / coping behavior / psychological defense mechanisms / protective coping behavior / interpersonal relationships / sociometric status / preschool age / severe speech impairment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бовсуновская А.А., Черенёва Е.А.

В работе представлены данные исследования особенностей копинг-стратегий детей старшего дошкольного возраста с ТНР, имеющих низкий социометрический статус в группе ДОУ, а также выявлена закономерность защитно-совладающего стиля реагирования у данных детей на стрессовые ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING STRATEGIES FOR BEHAVIOR OF OLDER PRESCHOOL CHILDRENWITH SEVERE SPEECH DISORDERS

The paper presents data from a study of the features of coping strategies of older preschool children with TNR who have a low sociometric status in the pre-school group, and also reveals a pattern of protective and coping style of response in these children to stressful situations.

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 159.922.7 Бовсуновская А.А., Черенёва Е.А.

Бовсуновская А.А.

студент 4 курса кафедры специальной психологии Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева (г. Красноярск, Россия)

Научный руководитель: Черенёва Е.А.

д.псих.н., профессор кафедры специальной психологии Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева (г. Красноярск, Россия)

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация: в работе представлены данные исследования особенностей копинг-стратегий детей старшего дошкольного возраста с ТНР, имеющих низкий социометрический статус в группе ДОУ, а также выявлена закономерность защитно-совладающего стиля реагирования у данных детей на стрессовые ситуации.

Ключевые слова: копинг-стратегии, совладающее поведение, механизмы психологической защиты, защитно-совладающее поведение, межличностные отношения, социометрический статус, дошкольный возраст, тяжёлое нарушение речи.

Предпосылками различного рода расстройств у людей в большинстве случаев выступают повседневный стресс и бытовые трудности, нежели разовые, но серьезные потрясения. Такие ежедневные ситуации (микростресс), оказывающие психоэмоциональную нагрузку на человека, в долгосрочной

перспективе и при условии прибегания к неэффективным дезадаптивным копинг-стратегиям, способны пагубно воздействовать на психофизиологическое здоровье человека.

Именно поэтому социальная окружающая среда в условиях дошкольного учреждения, настроенная агрессивно или безэмоционально по отношению к ребенку, имеет предпосылки к таким нарушениям здоровья и развития ребенка, как: невротические или соматические расстройства, различного рода девиации, а также в целом психологического здоровья личности [5]. Изучением бессознательных реакций и осознанных усилий по адаптации к стрессовой ситуации занимались в широких кругах специалисты разных направленностей: психологи, социологи, психоневрологи и многие другие. Этой тематике посвящены научные труды таких ученых, как: Р.М. Грановской, А.В. Запорожца, А.И. Захарова, Д.Н. Исаева, Б.Д. Карвасарского, Г.А. Урунтаевой, Э.Э. Ульяновой, Е.Р. Исаевой и многих других. Однако направление изучения копинг-стратегий в зависимости от низкого социометрического статуса в группе старших дошкольников относится к мало рассматриваемой области дошкольного образования. Особенную важность имеет исследование детей с тяжелыми нарушениями речи, так как они изначально имеют психолого-педагогические особенности в личностной сфере и особенно в коммуникативных связях при выстраивании межличностных отношений.

Под «копинг-стратегиями» («стратегиями преодоления», «стратегиями совладания») подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки, отражающие готовность индивида разрешать трудные жизненные ситуации. Смысл такого поведения заключается в приспособлении к определённым обстоятельствам [1].

Изучая копинг-стартегии как способ преодоления стресса, важно упомянуть, что зачастую его либо соотносят, либо противопоставляют такому процессу неосознанного реагирования как «механизмы психологической защиты». Обобщая труды ученых, рассматривающих этот вопрос, можно выделить, что на стрессовую ситуацию первым отвечает именно механизм

защиты, который помогает снять первичное напряжение, а далее включается копинг, как реакция и преодоление этой ситуации. Психологическая защита говорит о том, что у личности закончились ресурсы для решения проблемы, а копинг работает для ресурса.

Исаева Е.Р. в своих трудах по психологической защите личности системно изучает копинг, выделив три подхода к пониманию его сути:

- Первый, основанный на работах психоаналитика N. Нааn (1965, 1974) и являющийся самым ранним, рассматривающий копинг с точки зрения динамики Эго и использования её для ослабления психического напряжения,

- Второй, в основе которого лежат работы Р. Моос и Дж. Шеффер, (1993), описывающий копинг с точки зрения личностных черт и связывающий его с относительно постоянной предрасположенностью индивидуума, устойчивым стилем реагирования на стресс определенным образом практически независимо от типа воздействия,

- Третий, основанный на работах Р. Лазаруса и С. Фолкмана (1984, 1987), характеризующий копинг с точки зрения динамики когнитивных и поведенческих усилий личности, направленных на снижение влияния стресса. Р. Лазарус утверждал, что главным образом определяет стиль совладания со стрессом сама стрессовая ситуация, а не личность индивида. В данном подходе стратегия совладания реализуется посредством различных динамических реакций на стрессовые ситуации.

Сама же Е.Р. Исаева утверждает, что бессознательные защитные механизмы психики и сознательные приемы преодоления стресса - это неразделимое сочетание защитно-совладающих процессов личности по адаптации к стрессовой ситуации. Таким образом, именно ведущая структура психологической защиты индивида имеет свойство оказывать воздействие на когнитивную способность оценки стрессовой ситуации. Также это влияние распространяется и на выработку тех совладающих стратегий, которые соответствуют преобладающим механизмам защиты человека, задавая тем самым направление для формирования копинг-поведения [2]. В нашей работе мы

опирались именно на эту теорию общности и неразрывности механизмов защиты и копинг-механизмов, как единого целого.

Важно отметит, что копинг-поведение отличается своей способностью к изменчивости и пластичности в течении жизни, в отличие от механизмов защиты. Такой защитно-совладающий стиль личности можно условно разделить на два вида, в зависимости от преобладания либо механизмов защиты, либо копинг-стратегий: адекватный-гибкий, позволяющий человеку легко и эффективно справиться с возникшей стрессовой ситуацией, и незрелый-ригидный, который несет деструктивный характер преодоления стрессовой ситуации и имеет пагубное влияние на личность [3].

Также важно рассмотреть виды копинг-стратегий в зависимости от их конструктивности преодоления стрессовых ситуация предложенные И.Г. Сизовой и С.И. Филиппченковой (Рис. 1).

Конструктивные приспособительные стратегии

Конструктивные преобразующие стратегии

Неконструктивные стратегии преодоления

изменение собственных характеристик личности (чтобы не относить неудачу к самому себе, человек принимает на себя определённую роль)

позитивное

истолкование ситуации

идентификация со сча стливчиками

коррекция ожидании и надежд

антиципирующее преодоление(человек начинает думать о тех негативных изменениях в жизни, которые могут произойти с ним, и представлять своё поведение в них)

предвосхищающая печаль

фиксация на эмоциях

(борьба с

эмо цио нальными

нарушениями,

вызванными

тр авмиру ющим

событие)

уход или бегство из трудной ситуации стратегия отрицания

Рис. 1. Классификация копинг-стратегий (И.Г. Сизова и С.И. Филиппченкова).

Исходя из всей важности рассматриваемой нами проблематики аспектов возрастной и социальной психологии, нами было проведено экспериментальное

исследование с целью изучения характерных особенностей копинг-стратегий старших дошкольников с ТНР с низким социометрическим статусом.

В исследовании участвовали 42 ребенка 6-7 лет с ТНР на базе МБДОУ города Красноярска.

В качестве диагностического инструментария нами были выбраны следующие методики:

- Для диагностики межличностных отношений с целью выявления социометрических статусов детей. Использовалась методика социометрии «Капитан корабля» в разработке Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой.

- Для диагностики защитных механизмов и копинг-стратегий применялись: Карта оценки детских защитных механизмов (авторская модификация Е.В. Чумаковой методов Р. Плутчика и К. Перри), Опросник копинг-стратегий детей младшего возраста (авторская модификация И.М. Никольской, адаптированного метода Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского).

На основании полученных данных социометрической диагностики Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой двух подготовительных групп, мы выявили, что низкие социометрические статусы составляют 45% детей (15 детей), а высокие -55% детей (18 детей). Разница между высокими и низкими социометрическими статусами составляет всего 10%. Что уже отображает актуальность данного исследования и говорит нам о наличии критичного процента детей группы риска по межличностным отношениям в группах дошкольного учреждения.

Карта оценки детских защитных механизмов по Р. Плутчику и К. Перри позволила нам выявить, что чаще других детям с ТНР с низким социометрическим статусом свойственны механизмы психологической защиты (МПЗ) - «Вытеснение» и «Регрессия» (20%).

Данный механизм относится к группе примитивных и отображает эмоциональную и личностную незрелость детей. В адаптационной теории Р. Плутчика, такой механизм развивается у детей в следствии эмоционального симбиоза с родителями, перетекающего в инфантилизацию ребенка [2].

У детей группы «Отверженные» - «Проекция» (45%). Налчаджян А.А. подчеркивал, что защитный механизм проекции является дезадаптивным и в случае нарушенных межличностных отношений, повлекших отвержение одного из членов коллектива, приводит к усугублению положения ребенка и поляризации изначально несовместимых установок, что влечет за собой еще большее затруднение выхода из статуса «Отверженный» и усилению стрессу [4].

Одинаково используемый механизм защиты обоих статусов -«Вытеснение» («Игнорируемые» - 19%, «Отверженные» - 22%). Вытеснение является крайней формой отрицания. Дынный механизм относится к категории дезадаптивных и несет эффект накопления негатива. Причина подобного вытеснения - намерение избежать дискомфорта, которое вызывается неприятным пережитым опытом. Из-за этого ребенок с таким видом защиты находится в постоянной тревоге, может проявляться нервозность, робость, инертность и пассивность. Накопленные негативные эмоции в последствии преобразуются в эмоциональный импульс на ситуацию и выходят ответом на окружающих в виде истерик, криков, агрессивных проявлениях (драки, порча имущества).

Согласно результатам исследования копинг-стратегий поведения по методике В.М. Ялтонского и Н.А. Сироты, дети со статусом «Игнорируемые» наиболее часто придерживаются такого копинг-поведения как: «Остаюсь сам по себе, один» (63%), «Борюсь, ломаю или швыряю вещи» и «Делюсь произошедшим с кем-то» (54%). Дети со статусом «Отверженные», в подавляющем большинстве, выбирали такое копинг-поведение как: «Плачу и грущу», «Кусаю ногти, расчесываю/щипаю/бью себя» и «Играю во что-нибудь» (75%), «Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное» (50%).

Теперь же по этой методике можно выявить факторы (копинг-стратегии), к которым относятся стратегии поведения (компоненты). Таким образом, по полученным данным обе группы детей с низким социометрическим статусом прибегают к аффективно-деструктивным стратегиям реагирования (30%), но при

этом наблюдаются ее отличия в направленности: у детей со статусом «Игнорируемые» - во вне (драки), у детей со статусом «Отверженные» - на себя (аутоагрессия).

В ходе беседы с игнорируемыми детьми, а также по результатам исследования, дети проявляют агрессивное поведение посредством драк со сверстниками. Что подтверждается в методике «Карта оценок детских защитных механизмов» о том, что дети с МПЗ «Регрессия» и «Вытеснение» склонны вымещать, импульсы накопившегося эмоционально-негативного опыта, на окружающих.

Отверженным детям так же, как и игнорируемым, присущи аффективно-деструктивные стратегии реагирования, но это действие направлено на себя. Также этим детям присущ компонент «Дразню кого-нибудь». Два этих компонента аутоагрессия и дразнение имеют неразрывную связь с проекцией. Отверженные дети в группе находятся в условиях изоляции, их не берут в игру, их не выбирают для выполнения совместных заданий, сверстники испытывают пренебрежительное отношение, поэтому всю эту ситуацию такие дети воспринимают как угрозу. Они чувствуют это отвержение и отвергают в ответ, в частности могут дразнить. Но так как находиться в такой обстановке тяжело и идет накопление негативных эмоций, из-за постоянной борьбы и недоверия, отверженные дети в силу незрелости личности и эмоциональной сферы прибегают к аутоагрессии.

Заключение: в ходе исследования характерных копинг-стратегий поведения детей старшего дошкольного возраста с ТНР с низким социометрическим статусом мы увидели, что: у детей со статусом «Игнорируемые» преобладают механизмы регрессии и вытеснения, которые соотносятся и проявляются в стратегии аффективно-деструктивного реагирования и преодоления неприятной ситуации, направленное во вне. У детей со статусом «Отверженные» преобладают механизмы защиты проекции, вытеснения и отрицания, соотносящиеся и проявляющиеся в стратегиях

аффективно-деструктивного реагирования на себя и переключением с помощью ухода в игру.

Таким образом, можно сделать вывод, что обе группы отличаются между собой проявлениями бессознательного и осознанного реагирования на стрессовые ситуации, но схожесть двух групп заключается в неконструктивных дезадаптивных способах реагирования и совладания со стрессовыми ситуациями, что доказывает гипотезу нашего исследования.

Успешность адаптации и характеристики адаптированности дошкольников с ТНР зависят не только от особенностей психического развития, сколько от психологического и эмоционального климата социальной среды, в которой они находятся и принятия личности воспитанника, свободы проявления себя. В свою очередь защитные механизмы и копинг-стратегии имеют непосредственное влияние на личностное развитие и формирование вторичных и третичных дефектов, влияющие на выстраивание межличностных отношений и коммуникативных связей на протяжении всей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Головина, С.Г. Роль психологической защиты в социально-психологических процессах в детском возрасте // Журнал прикладной психологии. 2003. № 6. С. 44—48;

2. Исаева, Е.Р. Защитно-совладающий стиль и его роль в психологической адаптации личности / Е.Р. Исаева, Л.И. Вассерман // Психологические проблемы самореализации личности. - Вып. 8 / под ред. Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. - С.206-216;

3. Набиуллина, Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом: учеб. пособие. Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003. — 98 с;

4. Налчаджян, А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с. — (Психологическое образование);

5. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. - М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с

Bovsunovskaya A.A., Chereneva E.A.

Bovsunovskaya A.A.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev

(Krasnoyarsk, Russia)

Scientific advisor: Chereneva E.A.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev

(Krasnoyarsk, Russia)

COPING STRATEGIES FOR BEHAVIOR OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

Abstract: the paper presents data from a study of the features of coping strategies of older preschool children with TNR who have a low sociometric status in the pre-school group, and also reveals a pattern ofprotective and coping style of response in these children to stressful situations.

Keywords: coping strategies, coping behavior, psychological defense mechanisms, protective coping behavior, interpersonal relationships, sociometric status, preschool age, severe speech impairment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.