Научная статья на тему 'Координация в системе государственного управления'

Координация в системе государственного управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4006
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВО / СOORDINATION / STATE GOVERNMENT / SYSTEM / STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бучакова Марина Александровна

Исследуется категория координации в системе государственного управления, ее воздействие на эффективность управленческого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the research of the category of coordination in the system of state government and its influence on the effectiveness of the governing process.

Текст научной работы на тему «Координация в системе государственного управления»

№ 326

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сентябрь

2009

ПРАВО

УДК 342

М.А. Бучакова

КООРДИНАЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Исследуется категория координации в системе государственного управления, ее воздействие на эффективность управленческого процесса.

Ключевые слова: координация; государственное управление; система; государство.

Системный подход к государственному управлению, как и к управлению в целом, его изучение имеют прежде всего методологическое значение. Этот подход ориентирован на анализ целостных интегративных свойств объекта, выявление его связей и структуры. Именно в нем синтезируются многие стороны диалектического метода, который позволяет выявить общие черты и особенности в функционировании государственного управления. Возрастание роли системного подхода обусловлено усложнением всех общественных процессов, необходимостью поиска адекватных форм для выражения сложных структур, их анализа, а также созданием тех организационных моделей, которые будут способствовать эффективному решению поставленных задач и претворению намеченных целей. Именно системный, или, как его иначе называют, организационный, подход к управлению, отмечает

B.И. Кнорринг, помогает определить, как должна быть организована система, чтобы она работала наиболее эффективно. Такой подход, по мнению автора, обеспечивает возможность изучения большого количества альтернативных вариантов, анализа ограничений и последствий принимаемых решений. Выбор метода управления ориентирован на ситуацию, т.е. на конкретные обстоятельства, факторы внешней и внутренней среды [1. С. 63].

Система как самостоятельная научная категория разрабатывается философией, механикой, математикой и другими науками.

Так, в философии системность рассматривается как атрибутивное свойство материи [2. С. 24], как принцип диалектического материализма [3. С. 172]. Системный подход в современной науке представляет собой форму конкретизации принципов материалистической диалектики и направление внедрения диалектического мышления в специальные науки.

В.С. Тюхтин отмечал, что «в системных исследованиях строится разветвленная сеть... моделей систем с учетом различной общности, разных типов, классов организованности и предметных областей явлений» [4.

C. 236]. Любые объекты и субъекты управления рассматриваются как взаимосвязанные совокупности их элементов. В этой связи значимая роль в системах отводится системообразующим связям, которые выступают характеристиками внутреннего и внешнего взаимодействия системы в целом и составляющих ее элементов. Именно они способствуют бесперебойной, четкой работе всей системы. Так, система государст-

венного управления поддерживает постоянные связи с обществом. Эти отношения находятся в постоянных прямых и обратных связях друг с другом.

Важным звеном в согласованности элементом системы и систем между собой выступает координация. Исходя из этимологического значения этого термина, координация означает согласование, приведение в соответствие [5. С. 364]. Толковые словари русского языка дают аналогичное понятие координации, определяя ее как «соотношение, согласованность, установление целесообразного соотношения между какими-то действиями» [6. С. 287]. У.Р. Эшби, один из основоположников теории систем, рассматривает координацию в контексте обеспечения устойчивости системы и структуры во взаимодействии со средой. Системный подход, по его представлениям, основан на принципах видения взаимосвязи части и целого, элемента и структуры, взаимосвязи системы и внешней среды. При таком подходе координация внутренних взаимодействий анализируется как процесс обеспечения целого посредством усиления интегративности составляющих его частей и элементов [7. С. 15-28].

Государство, являясь особо крупной системой и действуя в изменчивом окружающем мире, обязано адекватно реагировать на динамичные процессы в управляемых объектах, обеспечивать благополучие и развитие общества за счет постоянного совершенствования и оптимизации своих структур, а также совершенствуя координационные отношения между ними. Согласно мнению известного специалиста в области социального управления В.Г. Афанасьева, «координация - это определенная согласованность, пригнанность компонентов целого друг к другу, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает динамическое равновесие системы» [8. С. 11-12]. Ученый подчеркивает, что при наличии ярко выраженных отношений координации имеет место сложное переплетение причин и следствий, многообразие причин одного и того же следствия или множество следствий при той же самой причине» [8. С. 210-211].

Усиление координационных связей в системе государственного управления как в России, так и в западных странах обусловлено интенсивным поиском новых моделей административно-государственного управления. Кризис административного государства, выразившийся в снижении качества предоставляемых населению услуг, росте бюрократизма и несвоевременности при принятии решений, усилении дисфункционально-

сти в управлении и коррупции, привел к необходимости пересмотра идеологии государственного управления и концепции государства [9. С. 164-165].

Тенденции административных преобразований направлены на усиление координации в системе государственного управления, способствуют разнообразию координационных связей и созданию координационных органов управления. При этом координационные механизмы призваны обеспечивать согласованность действий органов публичной власти различных уровней.

В настоящее время координация приобретает новое звучание в связи с возрастанием ее значения в управленческой деятельности, что обусловлено усложнением управленческой деятельности, кардинальными изменениями в системе государственного управления. Конституционное провозглашение принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную одновременно предполагает совместные усилия и взаимодействие властей в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации. Согласование действий органов исполнительной власти с органами представительной власти, с Президентом Российской Федерации, а также между собой в процессе законотворческой деятельности выступает важным фактором эффективности осуществления государственной власти в Российской Федерации. При этом регулирование и координация как функции государственного управления выходят на первый план и становятся важнейшими объективными предпосылками осуществления административной реформы в России.

Любая структура сложной системы, включая и систему государственного управления, характеризуется иерархическими уровнями, ступенями управления, а также вертикальными и горизонтальными связями между собой. Большинство систем являются подсистемами систем высшего уровня, а также имеют свои подсистемы. Иерархическое построение вносит организационную упорядоченность в управление, обеспечивая соподчиненность и разграничение полномочий различного уровня [1. С. 66].

Так, координация в системе государственного управления предполагает взаимодействие между органами государственного управления одного уровня: министерствами, службами, агентствами. При этом осуществляется координация действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. Эффективность управления зависит во многом от согласованности действий органов государственного и муниципального управления, а также взаимоотношений публичных учреждений и частного сектора. Межотраслевое и межрегиональное сотрудничество органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по вопросам смежного значения основывается, как правило, на координационных началах. Они же являются основой взаимодействия как в пределах комплекса определенных отраслей, так и внутри отрасли. Международное партнерство в разных формах также предполагает согласование и учет мнения, интересов другой стороны.

Вопросы координации органов государственного управления и создаваемых ими межведомственных

форм сотрудничества регламентируются нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» несколько раз упоминает функцию координации в деятельности Правительства Российской Федерации. Например, определяются полномочия заместителей Председателя Правительства Российской Федерации координировать в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти (ст. 25). Устанавливаются приоритетные полномочия Правительства координировать деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения (ст. 43). Федеральные министры наделены полномочиями координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств (ст. 20), а Правительство Российской Федерации - полномочиями координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, непосредственное руководство которыми в соответствии с конституционными полномочиями осуществляет Президент РФ [10. Ст. 5712].

Определенное значение в дальнейшем усилении координационных связей имеют Указы Президента РФ и Правительства РФ, направленные на совершенствование государственного управления в части усиления согласованности в деятельности Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти. Так, Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» содержит основополагающие положения координационного характера во взаимоотношениях Президента РФ и Правительства РФ [10. Ст. 697]. Постановления Правительства РФ «О координационных и совещательных органах, создаваемых Правительством Российской Федерации» от 5 июля 1994 г. № 788 [10. Ст. 1389], «О правительственных и межведомственных координационных и совещательных органах, образуемых Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти» от 30 апреля 2004 г. № 226 [10. Ст. 1765], «Об упорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп, образованных Правительством Российской Федерации» от 16 апреля 2004 г. № 215 [10. Ст. 1658] заложили определенную правовую базу для создания и функционирования координационных и совещательных органов, образуемых Правительством РФ. Позднее деятельность координационных и совещательных органов была урегулирована постановлениями Правительства РФ от 27 октября 2007 г. № 709 [10. Ст. 5493], от 22 мая 2008 г. № 379 [10. Ст. 2461] «О координационных и совещательных органах, образованных Правительством Российской Федерации». Однако практика показывает, что чаще всего субъекты государственного управления действуют разобщенно, не создана действенная система их взаимодействия и координации. Отсутствие единых методологических подходов и общих законодательных

критериев в отношении системы государственного управления привело к тому, что каждый орган исполнительной власти имеет свой, «ведомственный»

взгляд на то, в каких структурных параметрах и в каком правовом режиме ему надлежит функционировать. В определенной степени такой подход оправдан, поскольку каждый орган государственной власти имеет свои задачи, цели, функции, формы и методы деятельности. Однако недостаточная регламентация координационных отношений в системе государст-

венного управления приводит к снижению эффективности деятельности указанных органов и дублированию осуществляемых функций.

Таким образом, координационные отношения направлены на согласование действий органов публичной власти, сопоставление целей, ресурсов, форм и методов деятельности для достижения общих целей. И во многом от того, насколько согласована (скоординирована) управленческая деятельность, напрямую зависит и ее эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления. М., 2006. 271 с.

2. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. М., 1976. 207 с.

3. ГороховВ.Т. Рецензия на книгу Аверьянова А.Н. «Система: философская категория и реальность» // Вопросы философии. 1977. № 8. С. 172-174.

4. Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. М., 1972. 236 с.

5. Словарь иностранных слов. М., 1955. 641 с.

6. Словарь русского языка. М., 1963. 821 с.

7. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М., 1959. 167 с.

8. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1968. 254 с.

9. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. М., 2008. 281 с.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51.

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.