УДК 797.21
Понимасов Олег Евгеньевич
канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта,
СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: [email protected]
КООРДИНАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ
ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ
Аннотация
В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе координации технических элементов. Сформулировано понятие двигательных функций навыков прикладного плавания. Установлено, что наилучшая согласованность движений в индивидуальных комбинациях достигается посредством использования координирующих упражнений.
Ключевые слова
Функции навыков прикладного плавания, координация элементов, координирующие упражнения.
Особенности физических свойств воды приводят к тому, что в контексте обучения плаванию привычная функция локомоций, направленная на перемещение тела в пространстве, трансформируется как минимум в две взаимосвязанные функции - удержание тела у поверхности воды и поступательное продвижение в заданном направлении [2].
Реализация вышеназванных функций происходит на основе индивидуально сложившихся комбинаций элементов техники плавания, которые достаточно разнообразны и по внешнему проявлению, и по внутренней структуре [3].
Для того чтобы внутренняя структура техники плавания была целесообразно упорядочена, она должна обладать определенной системой координации элементов, основанной на целевой функциональности типологических комбинаций [4].
В исследовании приняли участие курсанты специализированного военного вуза, способные преодолевать 25 м дистанции с помощью индивидуальных локомоторных движений. Из их числа были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. С каждой группой было проведено 10 занятий по прикладному плаванию. Испытуемые ЭГ с 1-го занятия обучались координационному согласованию элементов техники плавания на основе движений способом брасс посредством освоения упражнений на координацию. С испытуемыми КГ проводилось начальное обучение технике плавания способом брасс целостно-раздельным методом [1].
В таблице 1 представлена динамика показателей техники плавания контрольной и экспериментальной групп, полученная в результате эксперимента.
Таблица 1
Динамика показателей техники плавания испытуемых экспериментальной и контрольной групп в
результате эксперимента
Исследуемые параметры Экспериментальная группа Контрольная группа
До После До После
эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
Скорость плавания, м/с 0,43±0,02 0,52±0,04 0,45±0,07 0,50±0,08
Длина проплываемой дистанции, м 33,1±0,7 175,4±1,3 38,3±0,4 102,5±1,0
Коэффициент координации, % 66,8±1,4 79,2±0,7 67,1±0,3 68,6±1,8
Анализ данных таблицы позволяет отметить общую положительную тенденцию в динамике показателей технической подготовленности испытуемых обеих групп. В обеих группах наибольшая положительная динамика отмечена в максимальной длине проплываемой дистанции, в меньшей степени изменилась скорость плавания. Существенное увеличение коэффициента координации наблюдалось у испытуемых экспериментальной группы, что свидетельствует о лучшей согласованности освоенных ими движений [5].
Таким образом, обучение технике прикладного плавания на основе функционально-координирующего метода позволяет достичь лучших показателей технической подготовленности обучаемых. Список использованной литературы:
1. Зюкин, А.В. Педагогические основы физической подготовки и спорта как средства военно-профессиональной ориентации молодежи и студентов : дис. ... докт. пед. наук / А.В. Зюкин. - СПб., 1999. -368 с.
2. Зюкин, А.В. Исследование уровня физической подготовленности сотрудников отряда специального назначения МВД России и влияния специального снаряжения на эффективность из профессиональной деятельности / А.В. Зюкин, А.Л. Цибаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 -С. 48-50.
3. Зюкин, А.В. Исследование физического развития и физической подготовленности допризывной молодежи / А.В. Зюкин, М.А. Бобела // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 - С. 23-27
4. Зюкин, А.В. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, А.В. Петренко // Научное мнение. - 2015. - № 4. - С. 102.
5. Зюкин, А.В. Показатели ориентации на военную службу у школьников и призывников / Зюкин А.В., Лайшев Р.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90) - С. 19-23.
© О.Е. Понимасов, 2015.
УДК 371.333:004
Романовская Светлана Николаевна
студент 2 курса магистратуры, направление подготовки «Прикладная информатика» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
E - mail: [email protected] Научный руководитель: С. М. Сейдаметова к.п.н., доцент кафедры «Прикладной информатики» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
г. Симферополь, Российская Федерация
ИНФОРМАТИКА КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Аннотация
В статье рассматривается анализ возможности применения междисциплинарных связей при изучении информатики в общеобразовательной школе, раскрыты пути взаимосвязи учебных дисциплин и информатики, определён инструментарий применения междисциплинарной интеграции на уроках информатики в общеобразовательной школе.