Научная статья на тему 'Координация системных взаимодействий в процессах управления региональным развитием'

Координация системных взаимодействий в процессах управления региональным развитием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косиненко Екатерина Владимировна, Гишев А. Г.

В работе актуализируется внимание на проблеме координации процессов синтеза управляющих воздействий в элементах и подсистемах системы управления регионом. Предложена обобщенная схема управления региональной социально-экономической системой, учитывающая многокомпонентность системы и объекта управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косиненко Екатерина Владимировна, Гишев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Координация системных взаимодействий в процессах управления региональным развитием»

Косиненко Е>В., Гишев А.Г., МГТУ, г. Майкоп

КООРДИНАЦИЯ СИСТЕМНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

В работе актуализируется внимание па проблеме координации процессов синтеза управляющих воздействий в элементах и подсистемах системы управлении регионом. Предложена обобщенная схема управления региональной социально-экономической системой, учитывающая мяогокомп опент ностъ системы и объе кта у правлен ия

Усложнение территориальных производственно-технологических комплексов и системы экономических отношений, обусловленное техническим прогрессом и переходом на рыночные принципы функционирования привело к изменению требований к качественным характеристикам процесса управления. Алек ватное усложнение струклуры и функционального содержания систем управления региональным развитием актуализирует проблем].! координации в пространстве и времени отдельных управляющих воздействий, направленных на формирование условий и предпосылок интенсификации сои издъно-э коп омического развития региона. Совершенствование механизма координации процессов управления актуализируется в связи с переориентацией систем управления региональным развитием на долгосрочное планирование, предъявляющее специфические требования к процедурам принятия решений. Указанные проблемы не имеют в настоящее время статистически значимог о опыта их решения, что обусловливает необходимость совершенствования существующего механизма координации процессов принятия управленческих решений. Направления развития данного механизма определяются свойствами организационно-структурной и процедурной составляющих, а также системой мотивации регионального менеджмента, в совокупности обеспечивающие согласованность во времени и сбалансированность по ресурсам компонентов общего вектора управления региональной экономикой.

Скоординированность отдельных управляющих воздействий, вырабатываемых различными компонентами региональной системы управления может быть достигнута на основе использования единого информационно-модельного базиса, предоставляющего возможности адаптации к исследованию проблем конкретных сфер и подсистем региона, сохранения проявлений позитивных системных эффектов функционирования региона. Методологическая основа решения данной проблемы может быть сформирована на основе системного подхода и когнитивного анализа. Необходимость симбиоза указанных подходов обусловлена свойствами объекта управления региональной социально-экономической системы, его сложноечью. существенно ограничивающей спектр возможных способов формализации, необходимой для реализации процедур координации в региональной подсистеме управления, научного обоснования механизмов управления.

С учетом сделанных замечаний и с целью определения роли и места процедур координации в системе управления, обобщенная схема взаимодействия системы и объекта управления в процессах соразвития может быть схематично представлена следующим образом (рисунок 1).

На рисунке объект управления представлен состоящим из нескольких подсистем, которые могут выделяться по признакам принадлежности определенным территориям с однородными и специфическими условиями (например, равнинная и предгорная части Республики Адыгея, сельские и городские муниципальные образования), либо некоторым особым свойствам процессов воспроизводства (экологическая, социальная, экономическая подсистемы региона, отраслевое деление экономики и др.). Возможность выделения данных подсистем в объекте управления стала инструментом решения проблемы обеспечения необходимых качеств подсистемы управления, что потребовало увеличения ее сложности. Очевидно, выделение различных подсистем в каждом из представленных на рисунке блоков не является универсальным, учитывая многообразие задач управления региональным развитием.

Информационная основа разработки управленческих решений также не способна обеспечить нормальный режим согласования их частных составляющих в пространстве и времени. Данный факт подтверждается многочисленностью научных исследований, посвященных проблеме синтеза совокупности индикаторов, отражающих состояние всех сфер регионального

развития 11, 2], Разнородность информационных массивов, вызванная разной размерностью, временем наблюдения, несопоставимостью значений не позволяет обеспечить полноту отражения ситуации, о предел иль направления, интенсивность и временные характеристики управ-ляюших воздействий. Это требует восполнения недостающих фрагментов за счет привлечения экспертов.

Рисунок 1. Обобщенная схема управления региональной социально-экономической системой.

Совокупность информационных массивов, дополненная знаниями экспертов образует информационную модель региона. В каждой из представленных на рисунке ). подсистем управления на основе данной информационной модели реализуются алгоритмы функционирования, конечным результатом которых являются управленческие решения. Для пы деления наиболее существенных проблем разработки указанных управленческих решений рассмотрим этапы со ответствующего процесса.

Существует множество различных моделей разработки и принятия управленческих решений [3]. Наиболее традиционной является рациональная модель, смысл которой раскрывает-с я следующими основными этапами:

- определение исходных данных, сбор информации;

- выделение проблемы;

- формирование системы целей и ограничений;

- разработка множества альтернатив;'

- оценка альтернатив;

- выбор альтернативы;

- реализация управленческих мероприятий и контроль за ходом выполнения (мониторинг объекта управления);

Как следует из данного алгоритма, успешность его реализации определяется выполнением следующих предпосылок:

- может быть собрана вся необходимая информация, причем она является неискаженной, то есть имеется полная, репрезентативная и достаточно точная информационная модель региона;

- проблема может быть точно и однозначно определена;

- цели независимы и неконфликтны. Данный факт особенно важен, если учесть многообразие выделяемых функционально различных и разноориентированпых подсистем управления, поскольку в каждой из них возможно существование собственных целей, различное понимание целей иерархически более высоких уровней управления регионом;

- может быть создано полное множество альтернатив. С учетом множественности подсистем управления региональным развитием, сформированные в каждой из них альтернативы могут оказаться (помимо взаимоувязанных и дополняющих друг друга) несовместимыми. Так, например, при управлении сферой туризма могут быть сформулированы альтернативные варианты реализации регионального рекреационного потенциала, ориентированные на различные формы (экологический туризм, горнолыжный, массовый и эксклюзивный и пр.). Отдельные виды могут вступать в противоречие с планами развития лесной и деревообрабатывыающей промышленности, производстве стройматериалов (например, эксплуатация нерудных ресурсов);

- существует точная количественная связь между каждой альтернатипой и целями;

- может быть выбрано лучшее ю имеющихся варишггов в смысле всех поставленных целей.

Последние два этапа могут быть реализованы столь же эффективно» насколько точна

информационная модель региона.

Рациональные модели принятия решений в зависимости от степени формализации этого процесса делят на решения со слабой (нечеткой) и сильной (четкой) структурой [4]. Для формирования решений со слабей структурой не формализуются цели и ограничения. Кроме тою, не описывается влияние на них каждого из вариантов решений.

При принятии серьезных, т.е. дорогостоящих, важных, имеющих долгосрочные последствия решений без детальной формализации, как правило, обойтись нельзя. Поэтому для такого рода решений существенно детализируется блок ' Оценка и выбор".

Укрупненный алгоритм выбора решения с четко выраженной структурой:

- формирование множества переменных и параметров в составе разрешающих переменных, значения которых свободно выбираются ЛИР (множество, из которого будет осуществляться выбор);

- множество внешних или экзогенных переменных, которые не контролируются ЛПР;

- множество параметров, значения которых считаются вполне определенными и также не зависят от ЛПР;

- разработка системы целей, которые будут учитываться при принятии решений;

- формализация целей, синтез системы критериев;

- описание связей целей, переменных и параметров, т.е. формирование модели;

- в общем случае требуется разработка методов оценки результатов вариантов решений для возможности выбора из них наилучшего.

Очевидно, что ожидания выполнения в реальной жизни этих и перечисленных выше предпосылок и предположений тге вполне обоснованы. Известна критика Саймона по этому ьо просу, состоящая из трех основных блоков [4]:

Проблемы целей - их много, они взаимосвязаны и противоречивы, цели нижних уровней не являются формальной детализацией целей верхнего уровня, существует множество не-формализуемых политических целей. Следовательно, в реальной жизни реализуется не объективная, а субъективная рациональность.

Проблемы менеджеров - ограниченность времени на принятие решений, ограниченность знаний и способностей менеджеров, необходимость принятия решений в условиях отсутствия и неточности информации, тенденция к избежанию риска.

Проблемы организации - с с изменение в процессе разработки и принятия решения, квазиразрешение предыдущих конфликтов, наличие назревающих конфликтов.

Каждый из перечисленных блоков проблем обусловлен несовершенством механизмов координации, наблюдаемых в различных сферах. В соответствии с данным разделением можно рассматривать координацию целей элементов и подсистем управления региональным развитием, координацию деятельности менеджеров (на уровне межличностных взаимодействий), координацию процессов функционирования организации специального вида - системы регионального управления.

Использование других признаков алгоритмизации процесса разработки управленческих решений предложено Г. Минцбергом: «Принятие решений - это не то, что Вы об этом думаете» [4]. Отличие предложенных им моделей состоит в том, что надо отказаться от излишней формализации. от идеи, что решение всегда предшествует действию, а также локализовано во времени.

Общие черты трех моделей Минцберга: это модели формирования идеи решения; дескриптивный подход; признание трех параллельно существующих моделей формирования идеи решения, Указанные модели формирования идеи решения представляют собой обобщение анализа взаимодействий в системе субъект управления - объект управления с различной степенью участия ЛПР. Их ключевые этапы [}:

b. «Сначала думаю»:

- определение проблемы;

- диагностика проблемы;

- проектирование вариантов решения;

- выбор решения.

c. «Сначала вижу»:

- подготовка;

- инкубирование;

- просветление;

- верификация.

<1 «Сначала делаю»:

-действие;

- выбор;

- закрепление.

Представленные модели отличаются также степенью формализации исследуемой ситуации. вариантов разрешения проблем управления.

Таким образом, системность взаимодействий различных подсистем региона должна учитываться в системе управления на основе специальных механизмов координации. Несовершенство современных информационных моделей функционирования сложных региональных систем требует их дополнения эспертными знаниями. Полученные в результате этого информа ци он но-когнитивны е модели представляют собой основу разработки управленческих решений, обеспечивают возможность координации отдельных этапов процедур синтеза управляющих воздействий в различных подсистемах управления региональным развитием.

Литература:

1. Когут Л.Е., Рохчин В Л Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. - СПб.: ИСЭП РАН, 1995. - 143 с.

2. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. -СЛ15.: ИСЭП РАН, 1994. - 87 с.

3. Литвак Ь.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. - 2-е изд. - М.: Дело, 2001. - 392 с.

4. Титова Н.Л. Разработка управленческих решений: курс лекций. Москва, 2004. источник: ЬШз:/7ес5остап.ебц.ги/ёЬ/т5е/206853.Ьпп1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.