Научная статья на тему 'Координация работы промышленного транспорта в специальных экономических зонах'

Координация работы промышленного транспорта в специальных экономических зонах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губенко Владимир Константинович, Николаенко Ирина Владимировна, Канова Эмануеле

Проанализирована работа промышленного транспорта в специальных экономических зонах. В формировании предпроектных решений транспортных задач СЭЗ, как сложной системы, используется интегрированный логистический принцип и модель "лица принимающего решение" (ЛПР), которая позволяет решить задачи проектирования и координации работой транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Губенко Владимир Константинович, Николаенко Ирина Владимировна, Канова Эмануеле

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Координация работы промышленного транспорта в специальных экономических зонах»

ВЕСТНИК

ПРИАЗОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННО! О ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Вып.№8

1999 г

ТРАНСПОРТ

УДК 658.787

Губенко В.К. \ Николаенко И.В. \ Канова Э.:

КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА В СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

Проанализирована работа промышленного транспорта в специальных экономических зонах. В формировании предпроектных решений транспортных задач СЭЗ, как сложной системы, используется интегрированный логистический принцип и модель "лица принимающего решение" (ЛПР), которая позволяет решить задачи, проектирования и координации работой транспорта.

Анализ современных тенденций развития промышленных регионов Украины свидетельствует о приоритетности развития транспорта в специальных экономических зонах (СЭЗ).

Создаваемая в Приазовье специальная экономическая зона "Азов" состоит из трех географически не связанных между собой зон: Восточной промышл енной зоны, Западной и Южной зоны, общей площадью 314,9 га.

По заказу консорциума "Евроимпреза" (Италия) предпроектный анализ грузопотоков, транспорта и складских комплексов для "Интерпорта Мариуполь'" (Западная зона СЭЗ) выполнил Институт транспорта и логистики ПГТУ.

Часть функций по сбыту готовой продукции промышленных предприятий перекладывается на транспортно-складские комплексы СЭЗ. Работа транспорта в: СЭЗ подразумевает использование собственного парка вагонов и автомобилей промышленных предприятий для обслуживания транспортно-складских комплексов (ТСК), специализирующихся на транзитной переработке товаров с дальнейшим их экспортом.

Проанализированы современные тенденции интермодаль ных перевозок - предполагается использование крупнотоннажных контейнеров, съемных кузовов, полуприцепов и автодорожного состава с использованием нескольких видов транспорта.

Создание СЭЗ "Азов" влечет за собой: организацию взаимодействия видов транспорта; определение узких мест в цепи взаимодействия промышленного транспорта с ТСК СЭЗ; оценку транспортных факторов риска; нахождение решений гю оценке и управлению качеством перевозок.

Одним из важных условий планирования совместной работы промтранспорта и транс-портно-складских комплексов является обеспечение стабильности и надежности их функционирования. Гибкость связи ТСК с промтранспортом обуславливается возможными изменениями объемов, номенклатуры и сроков доставки грузов.

На рис. 1 представлена интегрированная логистическая система предприятий, промышленного транспорта и транспортно-складского комплекса СЭЗ.

В формировании предпроектных решений поставленных задач СЭЗ, как сложной системы, представляется целесообразным использование модели "лица принимающего решение" (ЛПР).

1 ПГТУ, д-р. техн. наук, проф.

2 ПГТУ, аспирант

3 Италия, доктор, президент консорциума "Евроимпреза"

Выработка решений для транспортного обслуживания СЭЗ осуществляется с учетом следующих факторов: множества целей множества имеющихся в наличии ресурсов (возможностей) С; множества ситуаций В.

\ \ Л

предприятие- \ \ промышленный \ N ТСКСЭЗ \

изготовитель J / транспорт J / ' /

L____/

Результирующая обратная связь (корректировка и улучшение)

Рис. 1 - Координация работы интегрированной логистической системы.

Таким образом модель ЛПР (М), которая приводит к множеству допустимых решений (X) задается отображением

М: В х С х Z —> X ( I )

Под ситуацией b понимается пара b=(s,sc), где s е S - множество состояний ЛПР; SceSc- множество состояний среды, функций и управлений в СЭЗ.

Отображение М модели СЭЗ каждой тройке (Ь,с,d),bе В,сeC,zeZ, ставит в соответствие решение х, принадлежащее множеству решений X.

Реализация решения приводит к определенному результату f е F, который определяется сложившейся в СЭЗ ситуацией b £ В и возможностями (ресурсами) с'е С .

а условиях L «Азов» естественно предполагать, что принятие решении осуществляется в условиях неопределенности и многокритериальности.

Под неопределенными состояниями грузопотоков понимаются события, характеризуемые тремя основными критериями - время, количество и качество:

- несвоевременное прибытие и отправление грузов.

- нарушение технических условий погрузки, транспортировки и складирования грузов.

- неисправность погрузочно-разгрузочной техники,

- неисправность подвижного состава;

- прибытие и отправление товаров в недостаточном количестве и качестве.

А сама неопределенность связана с отсутствием или недостаточностью информации о том или ином возможном исходе f 1= ^ в функционировании СЭЗ. И в то же время подразумевается, что набор возможных исходов F известен и явно или неявно предполагается, что вся другая информация также известна ЛПР.

В предпроектных началах системотехнического комплекса "Азов" проанализированы цели. ресурсы и возможные в условиях СЭЗ ситуации [1].

Объект проектирования СЭЗ - "транспорт",- относится к сложным объектам, потому что имеют место следующие условия:

1)размерность Дивектора проектных транспортных параметров очень велика;

2)вычисление значений критерия эффективности транспортного обслуживания требует большой загрузки памяти ЭВМ;

3) критерий эффективности W зависит от транспортных факторов риска

у б Y : W = F(x, у) ;

В случаях 1) или 2) задача проектирования не может быть решена с помощью непосредственно применяемых стандартных методов оптимизации. В ситуации 3) когда критерий эф- * фективности зависит от неопределенных риск-факторов задача еще сложнее. При этом анализ { деятельности предприятий Приазовья показывает, что их устойчивое положение определяется | вероятностью появления факторов риска [3]. ]

Перечисленные выше трудности, возникающие при проектировании транспортных про- ] цессов, приводят к необходимости разбиения задачи, на простые этапы. |

Декомпозиция (децентрализация) объектов, функций, задач СЭЗ состоит в разбиении всего транспортно-складского комплекса на подсистемы, обладающие требуемыми свойствами.

Общее определение декомпозиции на основе теории множеств состоит в том, чтобы представить отношение системотехнического комплекса R[D|, .... DK] произведением соотношений R] и R2. В свою очередь отношение называется произведением отношений R| и R2 если выполняется условие

(X RY)o [(X R, Z)f) (Z Rj Y)] (2)

После того как эти отношения Rt и R2 определены, систему можно представить совокупностью двух подсистем Ri[Db ... ,Dj, z] и R:[z,DT-i; . Д], связью в двух подсистемах являются параметры z.

Проектирование объектов СЭЗ разделим на два этапа: "внешнее" проектирование и "внутреннее".

На этапе "внешнего" проектирования основной проблемой является конкретизация целей и задач, которые должен решать ТСК в процессе своего функционирования, и предъявление требований к основным его характеристикам и качествам, обеспечивающим достижение целей.

Задачей "внутреннего" проектирования является реализация проекта в виде комплекса сооружений, транспортных коммуникаций, складов, технических устройств, узлов и агрегатов, представляющих сам объект в целом с определением основных проектных параметров, придающих объекту требуемые качества.

Будем считать, что критерий эффективности W функционирования проектируемого в СЭЗ объекта или процесса зависит лишь от его проектных параметров: W=F(x). Задача проектирования сводится, к поиску хотя бы одного ,т° , такого, что

F(x°) - шах. F(x) (3) :

хеХ

Задача проектирования транспорта ТСК связана с задачей управления, ибо при проектировании выявляются те параметры ТСК, которые подлежат регулированию.

Полагаем, что параметры с могут принимать значения из диапазона вН < 0 < 0В .

На этом этапе необходимо выбрать проектные параметры р транспортного комплекса таким образом, чтобы при любом 9еТ(Т - множество таких 9 . что 9Н < 0 < 9В) допустимость : бы ла гарантирована.

К числу основных задач управления транспортом ТСК в порядке их сложности можно отнести следующие:

1 Поддержание состояния грузопотоков, z е. Z с Z ;

2. Поддержание процесса транспортировки. y(t) е Y' с: Y: t е Т0 ;

То Т0

3. Изменение состояния грузопотоков: z'-> z";z\ z'e Z

4. Изменение хода процесса транспортировки: y'{t) —> v" (t ). у (t) е Y .

С учетом предложенной теоретической задачи, ведется практическая разработка предпро-ектных начал СЭЗ "Азов", в частности транспортно-с кладе ко то комплекса Западной зоны, его грузопотоков, транспортных объектов и коммуникаций [2].

Проектирование ТСК охватывает решение следующего круга, задач:

1 разработку структуры и функций вещественно-энергетический основы системы;

2)технологических процессов транспортировки, складирования и комиссионирования товара;

3) средств обслуживания и обеспечения,

4)методов и технических средств взаимодействия с рынками поставщиков и потребителей;

5^организации функционирования, включая методы и технические средства получения и обработки управляющей и учетно-отчетной информации правил и процедур ТС К.

Выходом системного проектирования транспортного обслуживания является документ, содержащий:

1) обоснование предлагаемых решений;

2) подробное описание работы всей системы;

3)четкое описание подсистем;

4)для каждой подсистемы: описание формы, числа и времени появления входов и выходов, описание функционирования, перечень перерабатываемы к грузопотоков и потребляемой мощности, возможные методы реализации предложенного способа переработки грузопотоков в пределах указанных ограничений и т.д.;

5)развернутые технико-экономические, экологические, инженерно-психологические, эстетические и другие задания на проектирование системы.

Выводы

1.Для успешного функционирования "Интерпорта Мариуполь" важным является планирование совместной работы промышленного транспорта и транспортно-складских комплексов на теоретической основе координации интегрированной логистической системы

2. Предложена модель планирования и управления материальными потоками.

3.Предлагается использовать метод "лица принимающего решение", позволяющий сформулировать и решить задачи проектирования гг координации работой транспорта в СЭЗ.

4. С точки зрения теоретических предпосылок к проектированию ЛРЦ СЭЗ сделаны рекомендации относительно практических действий по организации и координации работой промышленного транспорта и системы в целом для Западной зоны СЭЗ "Азов".

Перечень ссылок

1. Теоретические основы создания и управления СЭЗ «Азов» (Прсдпроектные начала систематического комплекса,)/Губенко В.К, ДергаусовМ.М., Мальцев Н.В., Лактионова O.E. Мариуполь: ПГТУ, 1999 - 149 с.

2. Губенко В.К, Тараненко A.M., Николаенко И.В Научно-исследовательская и предпроектная работа "Интерпорт г. Мариуполь" Раздел II. Анализ грузопотоков Мариупольского промышленного транспортного узла,- Мариуголь: ПГТУ, 1999,- 43 с.

3. Николаенко И.В. Факторы риска в управлении складами логистических систем (образовательная программа «Логистика Приазовья»), /7 Сборник трудов 20 международного научного симпозиума студентов и молодых ученых. Том 5 - "Менеджмент", часть I I, Zielona Gora, Май 1998 (Польша).- С. 242-245.

Губенко Владимир Константинович. Академик ПТ АНУ, д-р техн. наук, проф. кафедры "Промышленный транспорт", окончил Запорожский машиностроительный институт в 1959 году. Основные направления научно-исследовательской работы - специальный транспорт, рецик-линг, логистические системы, моделирование логистической системы морского порта, гармонизация транспортных систем, работа транспорта в СЭЗ.

Николаенко Ирина Владимировна. Аспирант кафедры "Промышленный транспорт", окончила ПГТУ в 1995 году. Основные направления научно-исследовательской работы - разработка математических моделей управления складскими процессами, транспортные технологии в логистических складских комплексах, анализ и оценка факторов риска в складской логистике. Канова Эмануеле. Доктор, президент консорциума "Евроимпреза" (Италия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.