Конъюнктура зернового рынка Оренбургской области
И.Н. Буробкин, д.э.н., профессор, член-корр. РАСХН;
А.Х. Курманова, аспирантка ГНУ, ВНИЭТУСХ
В рыночной экономике конкуренция заставляет товаропроизводителей изучать конъюнктуру товарных рынков. По стратегической значимости рынок зерна является одним из наиболее крупных сегментов продовольственного рынка. Сложная система экономических отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями зерна и организациями по его заготовке, хранению, промышленной переработке обусловливает необходимость его организации. Функционирование различных коммерческих структур по движению зерновой продукции развивает инфраструктуру рынка.
В России и Приволжском федеральном округе Оренбургская область является крупным производителем зерна. Благоприятные климатические условия и значительные размеры площадей пахотных земель позволяют специализироваться в производстве зерна высокого качества. По уровню производства зерна на душу населения Оренбургская область, наряду с Курганской, Орловской областями и Ставропольским и Краснодарским краями, входит в группу регионов страны, располагающих возможностью вывозить продовольственное зерно и продукты его переработки. Фактическое потребление зерновых продуктов на 1 человека в год в пересчете на муку по области составляет 138 кг, что существенно больше годовой нормы потребления (на 28 кг). В 2002 г. объем производства зерна Оренбургской области составил 3433,8 тыс. т, тогда как его использование на собственные нужды - 2805,0 тыс. т.
На зерновом рынке Оренбургской области действует свыше 640 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, занимающихся производством, реализацией и закупкой зерна. Площадь посевов, занятая под зерновые культуры, достигает 74% от всей посевной площади сельскохозяйственных организаций области.
Конъюнктура рынка зерна определяется как совокупность конкретных условий и взаимосвязей, сложившихся на рынке при его реализации в определенный период времени, и показывает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта. Исследование конъюнктуры включает сбор достоверной информации, анализ, оценку составляющих и параметров рынка, а также прогноз состояния рынка зерна.
Зерновой рынок области можно представить следующими сегментами - рынки продовольственного и фуражного зерна, муки, круп, комбикормов. На состояние рынка зерна оказывают влияние объемы его производства и переходящие запасы, формируемые из запасов зерна у сельских товаропроизводителей всех форм собственности и запасов зерна на элеваторах.
Конъюнктура зернового рынка складывается под влиянием различных факторов и зависит от сбалансированности спроса и предложения, емкости рынка зерна и продуктов его переработки, соотношения цен на продукцию, динамики ее производства. Под емкостью товарного рынка понимают возможный объем реализации при данном уровне и соотношении различных цен. Предложение на зерновом рынке области складывается из товарного зерна собственного производства и продуктов его переработки, ввоза зерна из других регионов и импорта, следовательно, емкость рынка зерна зависит от объемов производства зерна внутри области и состояния закупок со стороны.
Объем производства зерна зависит от множества условий: площадей, засеянных зерновыми, урожайности, наличия и состояния уборочной техники, погодных условий, потерь при уборке урожая.
Динамика валовых сборов в Оренбургской области за период с 1999 г. по 2002 г. представлена на рис. 1. Общая тенденция увеличения валовых сборов в области вызвана изменением структуры посевных площадей и колебаниями урожайности зерновых культур. В структуре валового сбора зерна наибольший удельный вес занимает яровая пшеница, что объясняется повышением на нее
отслЕширшоитшэюномжА
рыночного спроса. Оренбургская область располагает достаточным потенциалом для производства и поставки высококачественных товарных партий твердой и мягкой пшеницы.
1999г. 2000г. 2001г. 2002г.
Рис. 1 - Динамика валовых сборов зерна в Оренбургской области
Анализ данных о движении зерна в Оренбургской области за последние годы показывает существенное преобладание вывоза зерна за ее пределы над ввозом. Так, в 2002 г. объемы вывозимого зерна превышали его поступление более чем в 60 раз. Ввоз зерна на территорию области в 2002 г. оценивается на 7458 тыс. руб., при этом необходимо отметить, что 47% стоимости ввозимого зерна приходится на Курганскую область.
Стоимость вывозимого зерна за пределы Оренбургской области в 2002 г. составила 498406,4 тыс. руб., из нее 99% приходится на регионы Российской Федерации и только 1% - на экспортные поставки.
В структуре вывоза зерна из области в регионы Российской Федерации преобладают поставки в Центральный федеральный округ, на его долю приходится около 78% всей стоимости вывозимого зерна (рис. 2).
1. Реализация зерна сельскохозяйственными организациями Оренбургской области, (тонн)
Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Реализовано - всего 1154365 1652522 1651720 1686962
в том числе: Заготовительным 132264 141037 76430 56033
организациям и потребкооперации По другим каналам 1022101 1511485 1575290 1630929
(на рынке, через собственные орга-
низации торговли, в порядке оплаты труда)
организациями, выполняющими государственный заказ, в других каналах сбыта предлагаются более выгодные цены реализации. За исследуемый период наблюдается тенденция снижения цен производителей зерна. Средняя цена реализации пшеницы сельскохозяйственными производителями в 2002 г. складывалась на уровне 1974,86 руб./т, ржи - 1141,05 руб./т, ячменя - 1386,86 руб./т, что существенно ниже уровня цен 2000 и 2001 гг. (табл.
2).
2. Средние цены производителей зерна на реализованную продукцию (в рублях за тонну)
Зерновые культуры 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Пшеница Рожь Просо Гречиха Ячмень Овес 1955,57 1148,53 1127,61 5640.94 1439,83 1053.94 2732,24 1816.09 1729,23 5293,89 1734,17 1660.09 2757.45 1850,29 1916,96 2971,81 1856,39 1618.46 1974.86 1141,05 1522,11 2793,02 1386.86 1106,28
Уральский
Приволжский
ФО 5%
Северо-Западный ФО 2%
Южный ФО 2%
Сибирский
ФО 1%
Рис. 2
Центральный ФО 78%
Структура вывоза зерна из Оренбургской области в регионы РФ в 2002 г.
Рост предложения зерна на рынке привел к снижению цен. Индексы цен производителей на реализованную продукцию по отношению к предыдущему году на реализованную пшеницу составили - 0,90, на рожь - 0,94, на ячмень - 0,93 (табл.
3).
3. Индексы цен производителей зерна на реализованную продукцию (в среднем за год; в разах к предыдущему году)
Важной проблемой рынка зерна является использование его товарных ресурсов и выбор каналов сбыта. В 2002 г. объемы реализации зерна сельскохозяйственными организациями Оренбургской области составили 1687 тыс. т (табл. 1).
В структуре объемов продаж зерна около 3% приходится на организации, осуществляющие закупки для государственных нужд, а 97% - на другие каналы. По сравнению с заготовительными
Продукция 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Зерновые культуры - всего в том числе: 1,76 2,06 1,14 0,91
Пшеница 1,87 2,08 1,11 0,90
Рожь 1,10 1,39 1,31 0,94
Просо 1,38 1,83 1,12 1,12
Гречиха 1,49 1,44 0,98 0,87
Ячмень 1,56 2,28 1,25 0,93
Овес 1,12 1,42 1,12 0,94
Цены на продовольственную пшеницу 3 класса для закупки в региональные фонды на нача-ло 2003 г. были утверждены за тонну твердой пшеницы - 2860 рублей и мягкой пшеницы - 2530 руб-
лей. Фактические цены продаж за этот период составили за тонну твердой пшеницы 3 класса 3400 рублей, мягкой пшеницы 3 класса - 1950 рублей.
Одним из основных направлений развития аграрного сектора является создание организованных рынков и предоставление субъектам полной информации о конъюнктурных составляющих: объемах предложения, спроса, ценах, прогнозах импорта и экспорта зерна. В структурах управления сельским хозяйством необходимо и дальше развивать информационную систему о рынке зерна, что позволит товаропроизводителям выбирать выгодные каналы сбыта.
Важным элементом информационной системы рынка зерна является прогноз конъюнктуры, который ориентирует субъектов на стратегическое управление деятельностью и, соответственно,
разработку мер по использованию резервов, сокращению непроизводительных расходов и развитию позитивных тенденций с учетом возможностей и условий рынка зерна.
Литература
1. Алтухов А.И. Васютин А.С. Зерно России. — М.: Экондс-К, 2002. - 432 с.
2. Малыш М.Н. Аграрная экономика. — С.-Пб.: Изд-во «Лань», 2002. — 688 с.
3. Цены и ценообразование в рыночной экономике. Ч. 2. Цены и рыночная конъюнктура. Кн. 1. — С.- Пб., 1994. — С.18-23.
4. Цены в Оренбуржье: Статистический сборник / Оренбургский областной комитет государственной статистики. — Оренбург, 2003. — 220 с.
5. Ввоз (покупка) и вывоз (продажа) продукции и товаров в
Оренбургской области в 2002 году: Статистический сборник. Ч. 2.
/ Оренбургский областной комитет государственной статистики.— Оренбург, 2003. — 110 с.