Научная статья на тему 'КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ'

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЪЮНКТУРА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ПОКАЗАТЕЛИ / ВВП / СПРОС ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / CONJUNCTURE / FOOD MARKET / INDICATORS / GDP / CONSUMER DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аниканова В.А.

Статья посвящена конъюнктуре рынка продовольственных товаров. Поднимаются такие темы, как признаки продовольственного рынка, общехозяйственные факторы на рынке, и рассматривается ситуация на продовольственном рынке. Повествуется о взаимосвязи объемов ВВП и общехозяйственной конъюнктуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET CONDITIONS OF FOOD PRODUCTS

The Article is devoted to the conjuncture of the market of food products. Such topics as signs of the food market, General economic factors in the market are raised, and the situation in the food market is considered. The article tells about the relationship between GDP and General economic conditions

Текст научной работы на тему «КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ»

УДК 338

Аниканова В.А. студент 3 курса

факультет «Экономика, сервис и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал

ДГТУ) Россия, г. Шахты КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ Аннотация: Статья посвящена конъюнктуре рынка продовольственных товаров. Поднимаются такие темы, как признаки продовольственного рынка, общехозяйственные факторы на рынке, и рассматривается ситуация на продовольственном рынке. Повествуется о взаимосвязи объемов ВВП и общехозяйственной конъюнктуры

Ключевые слова: конъюнктура, продовольственный рынок, показатели, ВВП, спрос потребителей.

Anikanova V.A. student

3 course, faculty of Economics, service and entrepreneurship» Institute of service and entrepreneurship (branch of DSTU)

Russia, Shakhty MARKET CONDITIONS OF FOOD PRODUCTS Abstract: the Article is devoted to the conjuncture of the market of food products. Such topics as signs of the food market, General economic factors in the market are raised, and the situation in the food market is considered. The article tells about the relationship between GDP and General economic conditions

Key words: conjuncture, food market, indicators, GDP, consumer demand.

Первым эподом анализа состояния конъюнктуры на продовольственном рынке считается исследование производства продовольствия в государстве. Непосредственно свое изготовление, как главное условие производственной защищенности государства является основой формирования стратегических запасов и текущих товарных фондов, и предложений на продовольственном рынке. Анализ способствует поиску проблем функционирования продовольственного рынка, выявлению состояния продовольственной безопасности и формирования средств для их поддержания и укрепления [1, с. 92].

Главным аспектом благосостояния рынка продовольственных товаров и, соответственно, положительной конъюнктуры является увеличение емкости рынка, достаточное количество средств с целью организации изготовителям производственного процесса, а потребители обладают возможностью приобретать всевозможные товары, которые им необходимы в желаемом количестве и по легкодоступным ценам.

Конъюнктура рынка является группой факторов внешней и внутренней среды, которые оказывают непосредственное или косвенное влияния на

рынок продовольственных товаров. Таким образом конъюнктура обусловливается как сформировавшаяся на рынке в конкретный промежуток времени структура спроса и предложения, учитывающая уровень и структуру стоимости, запасов, действие внешних и внутренних факторов. При подробном изучении состояния рынка продовольственных товаров чаще всего проводится анализ производства скота, птицы, мяса, скоромных продуктов, зерна и хлебопродуктов. При проведении исследования конъюнктуры рынка продовольственных товаров охватывается обширная область производственных, технико-экономических и ценовых вопросов.

На рисунке 1 представлены признаки продовольственного рынка.

Признаки развитого продовольственного рынка являются

уд овл етв ор енны й спр о с

ор ганизационное объединение пр оизводителей

организационное объединение посредников и поставщиков

активизация спроса потребителей

гибкость системы отношений в цепочке «производство -потребление»

сочетание невмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов рынка с его регулированием на региональном и национальном уровнях

Рисунок 1 - Признаки продовольственного рынка

Ситуация на рынке продовольственных товаров, как и любого другого рынка подчинена законам цикличности развития. Любой цикл состоит из фаз упадка, депрессии, оживления и роста. Однако, сложившиеся в настоящее время в России экономические условия и главным образом воздействие на внутренний рынок международных санкций, вводимых с завидной регулярностью странами запада в отношении нашей страны, создали ситуацию, когда внутренний рынок продовольственных товаров в своем развитии отошел от классических путей развития. Например, такие факторы как имеющее место в настоящее время на рынке падение изготовления продукции и снижение производственно-ресурсного потенциала не сопровождается классическим увеличением и уменьшением стоимости. Это вызвано тем, что идет сброс поголовья скота, снижение посевных площадей, значительное увеличение недогрузки производственные силы. В этом основное различие нынешнего упадка в продовольственном комплексе Российской Федерации от циклического упадка. Это не циклический, а социально-финансовый кризис.

На рисунке 2 представлены показатели конъюнктуры рынка

производственных товаров.

Рисунок 2 - Показатели конъюнктуры рынка К общеэкономическим признакам относятся динамика размеров ВВП, индексы индустриального и сельскохозяйственного изготовления, загруженность и действительная прибыль населения. Данные показатели дают характеристику состояния общехозяйственной конъюнктуры. При увеличении ВВП, индустриального и аграрного производства, занятости формируются отличные предпосылки для благоприятной конъюнктуры на продовольственном рынке, поскольку, в свою очередность, возрастает прибыль жителей и реальная потребность в продуктах питания.

Показатели внутренних взаимоотношений определяют характеризуют положение на государственном и региональном рынках. Они заключаются в данных о розничной и оптовой торговле, реальном спросе населения, перемещении товарных резервов, внутренних транспортировках. Увеличение товарооборота розничной и оптовой торговли, при сопоставлении цен, говорит о хорошей конъюнктуре на продовольственном рынке [2, с. 131].

Реальный спрос населения обусловливается индексом стоимости жизни, индексом увеличения прибыли, дифференциацией доходов населения, индексом цены набора необходимых продовольственных товаров. Сравнение индекса прожиточного минимума, а кроме того индекса цены необходимого потребительского набора с индексом прибыли и потребительских цен позволяет сделать выводы об изменении реального спроса населения, а также о его влиянии на конъюнктуру рынка.

Увеличение товарных запасов повествует о возникших затруднениях в реализации продовольствия, связанных со снижением спроса. Это указывает на ухудшение конъюнктуры. Но расформирование запасов свидетельствует об увеличении спроса и совершенствовании конъюнктуры.

Оборот во внешней торговле характеризуется показателями ввоза и вывоза в границах Российской Федерации, и кроме того экспорта и импорта за ее границы аграрного сырья и готового продовольствия.

Характеристики кредитно-денежной области значимы с целью оценить общехозяйственную конъюнктуру внутри государства и его регионах. К ним принадлежат курс акций, размер учетного процента, число банкротств и банковские депозиты. Выполненное исследование позволяет оценить и понять следующее. Продовольственный рынок - это необходимое структурное звено каждой рыночной экономики и принадлежит к ресурсному типу рынков. Продовольственный рынок является концепцией общественно -экономических взаимоотношений субъектов хозяйствования в плане производства, обмена, распределения и потребления продуктов питания.

Использованные источники:

1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. - М.: Экономика, 2011

2. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М., Высш. шк.: Инфра-М - 2016

3. Берман Б., Эванс Дж. Р., Маркетинг - М., Экономика - 2017

4. Кныш М.И., Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. Маркетинг: Учебник для ВУЗов. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.