Научная статья на тему 'КОНЪЮНКТУРА РЫНКА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ'

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / КОНЪЮНКТУРА / НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / МАКРОСТРУКТУРА / ИНФЛЯЦИЯ / ЭКОНОМИКА / MARKET / FORECASTING / CONJUNCTURE / NON-FOOD PRODUCTS / MACROSTRUCTURE / INFLATION / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пятницкая А.С.

Статья посвящена анализу ситуации на рынке товаров непродовольственного типа. Приводятся индексы цен на продукцию и оценка качества. В статье рассматривается и анализируется установление цен на непродовольственные товары и конъюнктура рынка в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET OF NON-FOOD PRODUCTS

The Article is devoted to the analysis of the situation in the market of non-food products. Product price indices and quality assessment are given. The article discusses and analyzes the pricing of non-food products and market conditions in General.

Текст научной работы на тему «КОНЪЮНКТУРА РЫНКА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ»

УДК 338.1

Пятницкая А. С.

студент 3 курса

факультет «Экономика сервис и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донской государственный технический университет

РФ, г. Шахты

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ Аннотация: Статья посвящена анализу ситуации на рынке товаров непродовольственного типа. Приводятся индексы цен на продукцию и оценка качества. В статье рассматривается и анализируется установление цен на непродовольственные товары и конъюнктура рынка в целом.

Ключевые слова: рынок, прогнозирование, конъюнктура, непродовольственные товары, макроструктура, инфляция, экономика.

Pyatnitskaya A.S.

3rd year student, faculty of Economics, service and entrepreneurship»

Institute of service sector and entrepreneurship (branch) Don state technical University G. Mines, Russia THE MARKET OF NON-FOOD PRODUCTS Abstract: the Article is devoted to the analysis of the situation in the market of non-food products. Product price indices and quality assessment are given. The article discusses and analyzes the pricing of non-food products and market conditions in General.

Keywords: market, forecasting, conjuncture, non-food products, macrostructure, inflation, economy.

Под конъюнктурой рынка понимается финансовая обстановка, складывающаяся на рынке, характеризующаяся перемещением процентных ставок, соотношением спроса и предложения, объёмами продаж и рыночной активностью. Поскольку потребительский рынок достаточно динамичная сфера экономики, его конъюнктура наиболее подвержена колебаниям экономической среды. Товары и услуги считаются важнейшим социально -экономическим критерием оценки экономического развития страны и благосостояния ее населения.

Потребительский рынок характеризуется, прежде всего долей в его составе продовольственных и не продовольственных продуктов. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы. Например, в составе непродовольственных товаров выделяются: бытовые товары, электроприборы, хоз.товары, текстиль, обувь, одежда, ювелирные изделия и т.п.

Отличие рынка не связанного с продовольствием состоит в первую очередь в более широком ассортименте, высокой степени обновления,

существенным изменением спроса под воздействием моды и более четком разграничении товаров в соответствии с их функциональным назначением. Но также существуют и сложные моменты, например прогнозирование потребления непродовольственных товаров. Прогнозирование спроса -является определением возможного будущего спроса на товары и услуги с целью лучшей адаптации хозяйствующих субъектов к текущим рыночным условиям. Для этого требуется учет следующих факторов (Табл. 1)

Таблица 1. - Прогнозирование спроса непродовольственных товаров

Категория товаров Факторы

Непродовольственные - величина рационального потребления - предполагаемый уровень потребления - износ существующего товара у населения для его замены - и т.д

Что касается установления цен на товары непродовольственного типа, наблюдается нестабильная ситуация, так как с каждым годом на отдельные виды продукции цены растут, а на другие либо остаются прежними, либо снижаются.

В 2016 году товарная макроструктура розничного товарооборота по сравнению с предыдущими годами претерпела некоторые изменения. Так, доля непродовольственных товаров составила 50,8 % (в 2014 году - 41,1 %), т. е. отмечено увеличение доли продаж непродовольственных товаров на 9,7 %, что на 0,8 % превысило прогнозируемый уровень. Эти показатели на момент 2016 года прогнозировали положительные тенденции в развитии товарной макроструктуры.

Темпы роста цен на непродовольственные товары в декабре 2018 г., как годовые, так и месячные (с исключением сезонности) по сравнению с предыдущими годами, снизились на 0,1 п.п. Это было связано с динамикой цен на нефтепродукты, формировавшихся в условиях действия соглашений между Правительством и крупнейшими нефтяными компаниями. Так, годовые темпы прироста цен на бензин снизились на 1,7 п.п. (до 9,4%). Годовые темпы удорожания других непродовольственных товаров повысились на 0,1 п.п. (до 3,4%). При этом месячные темпы с поправкой на сезонность, по оценке, остались на уровне, характерном для апреля-ноября 2018 г. (0,3%). Это может свидетельствовать о том, что ожидания повышения цен на товары данной категории придётся на 1 января 2019 г. Следует отметить, что качество непродовольственных товаров российского производства и импортных товаров так же носит неустойчивый характер. Более того, качество импортной продукции более неустойчиво, чем продукция российского производства, даже при условии, что доля качественных товаров российского производства в целом на одном уровне с

товарами привезёнными из других стран.

Анализируя 2018 г. и 2019 г. , можно отметить, что возрастание цен на отдельные виды товаров из категории непродовольственные, несущественное. (Табл.2)

Таблица 2. - Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров, %_

Непродовольственные товары Январь 2019г. к Январь 2018г. к

декабрю 2018г. январю 2018г. декабрю 2017г. январю 2017г.

Ткани 100,2 101,7 100,2 103,4

Одежда и белье 100,1 102,4 100,1 102,9

Трикотажные изделия 100,2 102,6 100,1 103,1

Обувь 99,8 101,6 100,0 104,0

Моющие и чистящие средства 100,5 103,4 100,3 100,9

Табачные изделия 100,8 109,9 100,9 108,5

Электротовары и другие бытовые приборы 100,5 103,9 100,3 99,5

Телерадиотовары 100,2 99,2 100,5 98,2

Строительные материалы 100,5 105,2 100,2 103,1

Бензин 100,8 109,8 100,4 106,9

Медикаменты 100,8 105,2 100,3 96,0

В январе из числа наблюдаемых непродовольственных товаров наиболее заметный рост цен отмечался на отдельные виды продукции, такие как: табачные изделия (повышение на 9,1%), бензин (9%), строительные материалы (4,7%) и медикаменты (4,4%). Так, валидол стал дороже на 10,5%, корвалол - на 1,8%, настойка пустырника, алмагель, линекс, метамизол натрия, супрастин, перевязочные материалы - на 1,0-1,6%. Среди прочих наблюдаемых непродовольственных товаров на 1,0-1,6% подорожали легковые автомобили, дизельное горючее, газеты, журналы, уголь, дрели электрические, некоторые виды мебели, моющие и чистящие средства, предметов галантереи, садоводства и товаров для животных. На протяжении четырех месяцев продолжалось снижение цен на газовое моторное топливо. В январе оно подешевело на 8,1%. Одновременно на 0,30,7% дешевле стали флеш-накопители USB, телефоны, некоторые виды одежды для детей школьного и дошкольного возраста, трикотажных изделий, обуви, теле-радио товары.

Анализируя сложившуюся ситуацию на рынке непродовольственных товаров, можно сделать вывод, о том, что в целом положение не стабильно. Это объясняется высокими уровнями инфляции, изменением курса валюты,

в последствие которых образуются скачки цен, в некоторых случаях недоступностью товаров для потребителя из-за малого заработка и другое. Так же для повышения спроса на товары данной категории, российским производителям необходимо улучшить качество продукции, чтобы наш товар, постепенно вытеснял зарубежный.

Использованные источники:

1. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров: теоретические основы. - М.: ИНФРА-М, 2012 г.

2. Теплов В.И. и др. Коммерческое товароведение. - М.: Дашков и К, 2017. -620 с.

3. Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза хозяйственных товаров: Учебно -практическое пособие для бакалавров / С.А. Вилкова, Л.В. Михайлова и др. -М.: Дашков и К, 2015.

4. Ильина, М.Г. Товароведение непродовольственных товаров: Практикум: Учебное пособие для нач. проф. образования / М.Г. Ильина. - М.: ИЦ Академия, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.