Научная статья на тему 'Коньюктура рынка свежих плодов'

Коньюктура рынка свежих плодов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕЖИЕ ПЛОДЫ / РЫНОК / КОНЬЮКТУРА / ФРУКТЫ / ОВОЩИ / ЦИТРУСОВЫЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслова Г. М.

Исследования рынка свежих плодов, в целом и цитрусовых, в частности. Изучение данных Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Изменения рынка плодов с учетом политической ситуации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коньюктура рынка свежих плодов»

Одной из главных проблем, требующих принятия безотлагательных решений на государственном, региональном и муниципальном уровнях, является проблема катастрофического старения экономически активного сельского населения и закрепления молодых кадров на селе. Нельзя сказать, что решению проблемы закрепления молодых кадров на селе не уделяется внимание.

Работодателю необходимо понять, что иметь дело с молодежью выгодно. Нельзя видеть в молодости только отсутствие опыта. Плюсов больше. К их числу относятся гибкость, мобильность, восприимчивость и легкость в обучении. Вчерашние студенты обладают образованием, которое соответствует реалиям новой экономической действительности. Они мыслят новыми категориями, хотят проявить себя и готовы трудиться, а, значит, способны принести пользу обществу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрова, С.Н. «Содействие трудоустройству выпускников: опыт Орловского государственного аграрного университета» /С.Н. Петрова, С.П. Климова// Материалы Одиннадцатой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (29-30 октября 2014 г.). - Кн. 1. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2014. - с. 166-170.

2. http://orel.regiontrud.ru/home/info/rinoktrud.aspx (Спрос на рабочую силу на регистрируемом рынке труда Орловской области в 1 полугодии 2015 г.).

3. http://www.orelsau.ru/student/employment/.

* * *

УДК: 339.13:634.1.076

КОНЬЮКТУРА РЫНКА СВЕЖИХ ПЛОДОВ

Г.М. Маслова, ассистент кафедры товароведения и экспертизы товаров ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»

E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследования рынка свежих плодов, в целом и цитрусовых, в частности. Изучение данных Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Изменения рынка плодов с учетом политической ситуации в стране.

Ключевые слова: свежие плоды, рынок, коньюктура, фрукты, овощи, цитрусовые.

Abstract. Studies of the market for fresh fruits in General and citrus in particular. The study data of the Federal customs service of the Russian Federation. Changes fruit market taking into account the political situation in the country.

Key words: fresh, fruits, market, conjuncture, fruits, vegetables, citrus.

Плоды - продукты кустарниковых и древесных пород растений.

Рынок свежих плодов сейчас, когда в России все шире развиваются рыночные отношения, становится главным фактором регулирования производства продукции садоводства. Рынок фруктов и овощей - один из наиболее перспективных рынков, обладающий огромными потенциальными возможностями развития и роста.

Плодовый рынок России можно разделить на две части, в зависимости от сезонности продукта и поставщика.

Первый сегмент рынка - это плоды с ярко выраженным сезонным характером предложения и спроса. Как правило, это продукция отечественного производства.

Второй сегмент - это импортируемые плоды, включая экзотические фрукты. Предложение и спрос на них более-менее постоянны, вне зависимости от времени года.

Российский рынок фруктов и овощей характеризуется устойчивой тенденцией к росту. Темпы увеличения объема рынка составляют примерно 20-30% в год. Преимущественно рост рынка осуществляется за счет увеличения импортных поставок продукции.

В основном Россия импортирует яблоки и бананы (в общем объеме поставок свежих плодов они занимают около 14%), наименьшая доля приходится на огурцы, лимоны, морковь и репу, капусту и перец и составляет по каждому продукту около 2% (рис. 1).

□ Яблоки □ Бананы □ Помидоры

□ Мандарины □ Апельсины □ Картофель

□ Груши □ Виноград □ Персики и нектарины

□ Лук □ Огурцы □ Лимоны

□ Морковь и репа □ Капуста □ Перец

□ Другие

Рисунок 1 - Объем поставок свежих плодов в 2014 - 2015 гг, %, (по данным Федеральной таможенной службы РФ)

На сегодняшний день конкуренцию бананам среди импортируемых в страну плодов составляют в первую очередь яблоки и цитрусовые. По данным Федеральной Таможенной службы России, на первом месте по объему импорта стоят цитрусовые, суммарно по мандаринам, апельсинам, лимонам, грейпфрутам и прочим фруктам этой категории. Яблоки и бананы близки к ним по статистике ввоза за 2014-2015 гг. Однако, в связи с вводом имбарго, в 2015 г. сократился объем импорта яблок за счет того, что перестали ввозить эти фрукты из Польши и некоторых других стран Европы.

Импорт из Турции в общем объеме российского импорта продовольствия составил в 2014 г. 4%. За десять месяцев 2015 г. Турция ввезла в Россию продовольствия на $1 млрд., в основном это помидоры и цитрусовые. В частности, в 2014 г. из этой страны было импортировано 366 тыс. тонн томатов, что составляет 43% от всего импорта томатов в Россию. «Эти объемы можно заместить продукцией из Ирана, Марокко, Израиля, Азербайджана, Узбекистана», - сообщил министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Заместить порядка 250 тыс. тонн цитрусовых, которые сейчас идут из Турции, предлагается за счет поставки из ЮАР, Марокко, Китая, Аргентины, Израиля, Абхазии, Грузии.

Турция является крупнейшим импортером российского подсолнечного масла и зерна. За 2014 г. Россия экспортировала в Турцию 5,8 млн. тонн зерна (пшеница, кукуруза, рожь), а также 616 тыс. тонн подсолнечного масла.

Как показал опрос потребителей, чаще всего из импортируемых плодов они приобретают цитрусовые фрукты и бананы. Из цитрусовых фруктов самым популярным у покупателей, в особенности в ноябре - январе, является мандарин, на втором месте находится апельсин, далее лимон и грейпфрут, все остальные виды цитрусовых на данный момент только набирают популярность потребителей.

По данным Федеральной таможенной службы в 2015 г. импорт мандаринов составил около 28% от общего объема ввезенных цитрусовых и превысил 770 тысяч тонн. Ведущие поставщики мандаринов в Россию: Марокко, Турция, Пакистан, Китай, Аргентина, Абхазия, Израиль.

За период 2012-2015 гг., более 25% импортных поставок цитрусовых пришлось именно на апельсины. Так в 2015 г. объем импортных поставок апельсинов составил более 630 тысяч тонн. Основные страны-поставщики апельсинов: Египет, Южная Африка, Турция, Марокко, Китай и другие.

Лимон является еще одним традиционным цитрусовым фруктом на Российском рынке. В 2015 г объем поставок лимонов составил около 690 тысяч тонн. Основные поставщики лимонов в Россию - это Турция, Аргентина, Южная Африка.

Грейпфруты в России занимают важное место в структуре импорта цитрусовых. Так, в 2015 г. доля грейпфрутов составила около 21% от общего количества ввозимых цитрусовых. Больше всего грейпфрутов в Россию поставляют такие страны, как Турция, Китай, Южная Африка, Израиль, Мексика, Египет, Марокко, Вьетнам, Аргентина.

Данные по объемам импорта цитрусовых плодов за 2012 - 2015гг. представлены на рисунках 2 - 5.

Рисунок 5 - Объем импорта цитрусовых плодов в 2015 г, %, по данным Федеральной таможенной службы РФ

Традиционно сезон потребления мандаринов в России с ноября по январь связан с новогодними праздниками. Именно для этого фрукта столь важно ощущение праздника, которое он дарит. Наиболее востребованы у покупателей относительно крупные мандарины, с ярко-оранжевой кожицей.

При большом разнообразии сортов апельсинов в странах, где выращиваются эти фрукты, внимание к разным сортам поставщики и потребители российского рынка стали проявлять очень недавно. Тем не менее, все чаще в рознице выделяют сорта апельсинов для приготовления сока и для употребления в свежем виде. В последнее время еще одной развивающейся тенденцией рынка стал рост популярности красных апельсинов.

Существенный рост поставок грейпфрутов в Россию за последние годы во многом связан с растущей популярностью здорового образа жизни, правильного питания и заботой о собственном весе среди российских потребителей, а также с общей тенденцией к разнообразию ассортимента продукции даже в традиционных категориях.

Наряду с обычными грейпфрутами в объемах поставок этого фрукта также учитывают поставки помело и свити, которые появились на российском рынке относительно недавно, а объемы поставок на данном этапе ежегодно увеличиваются в несколько раз.

Также необходимо отметить устойчиво растущую категорию «прочие цитрусовые», в которую вошли разнообразные экзотические виды цитрусовых: мосамби, кумкваты и прочие, набирающие все большую популярность у российских потребителей.

Как показали опросы потребителей на ряду с цитрусовыми они также предпочитают покупать бананы, которые входят в тройку самых популярных фруктов России.

Как и у многих других импортируемых фруктов на российском рынке у бананов присутствует сезонность поставок. По итогам 2014 и 2015 гг. сезонный спад, обычно связанный с присутствием на рынке местной продукции, наблюдался только в третьем квартале, в то время как в весенние месяцы объем импорта был сравним с пиковыми объемами поставок в конце года.

Бананы выращивают практически во всех странах мира с влажным тропическим климатом. Около 90% импорта этих фруктов в Россию приходится на Эквадор, кроме того, их привозят из Коста-Рики, Филиппин, Колумбии и Китая.

В последние годы российский рынок бананов стабильно прирастал на 3-5%. В последнее время российский потребитель переходит на более дорогие фрукты, и доля бананов в рационе наиболее обеспеченной части потребителей падает. Но общий рост потребления фруктов в России поддерживает рост объемов импорта бананов, хотя и меняет географию потребления. Смещение основных объемов потребления бананов в российские регионы ведет к дальнейшему дроблению рынка, поддерживая тенденцию разнообразия поставок.

Внимание к региональному потребителю совмещается с другой тенденцией - увеличению ассортимента внутри категории. Все чаще на прилавках России стали появляться красные бананы, более капризные в плане транспортировки, но привлекающие потребителя своей новизной. Сахарные карликовые бананы, или бэби-бананы, также можно найти в российских магазинах, а иногда - даже яблочные бананы.

В целом рынок свежих плодов, не смотря на политическую ситуацию в стране и ввод имбарго, успешно развивается. Появляются отечественные аналоги импортным фруктам и овощам. Заключаются договора с новыми поставщиками свежей плодоовощной продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», принят Решением Комиссии Таможенного союза, 2013 г.

2. ГОСТ Р 53596-2009 (ЕЭК ООН FFV-14:2004) Плоды цитрусовых культур для употребления в свежем

виде. Технические условия, Принят органом Росстандарт, Москва: Стандартинформ, 2010 г.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.