Р.Л. Папоян
КОНВЕЙЕРНЫЕ ЛЕНТЫ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ УГОЛЬНЫХ И ГОРНО-ДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Представлен обзор различных типов конвейерных лент, производимых фирмами «Гудиир» (США), «Таурус Эмерге» (Венгрия) и «Троллеборг» (Швеция).
Ключевые слова: метан конвейерные ленты.
1. Конвейерные ленты компании «Гудиир» (США)
Гранснациональная компания «Гудиир» со штаб-квартирой, расположенной в США, являющаяся мировым лидером по объемам производства и продаж конвейерных лент, выпустила в 1942 г. первую в мире конвейерную ленту, армированную стальными канатиками. С тех пор на заводах компании, расположенных в различных частях мира, под маркой «Гудиир» было изготовлено более 3,3 млн м конвейерных лент указанного типа. Компания предлагает широкий выбор конструкций конвейерных лент, что обеспечивает наилучшие показатели конвейерной системы для конкретного вида горных работ и наиболее неблагоприятных окружающих факторов. При этом безопасность и высокие рабочие характеристики конвейерных лент гарантируются совершенной структурой ткани лент и резиновыми смесями (компаундами), изготовляемыми компанией с применением системы строгого контроля качества на всех стадиях процесса изготовления лент, а также в ходе их окончательной приемки.
Компанией выпускается четыре основных типа конвейерных лент: «Глайд», «Лонгхол», «Коулфлекс» и «Флекстил».
1.1. Конвейерные ленты типа «Глайд»
Данный тип лент применяется, в основном, для условий подземных горных работ. Ленты имеют уникальную структуру армирующей ткани, которая повышает гибкость ленты и ее защиту от ударов. Ткань соткана из витых стальных канатиков в направлении основы (в продольном направлении) и уплотняющих канатиков в направлении утка (в поперечном направлении). Такая структура ткани увеличивает гибкость ленты при огибании ею барабанов ма-
лого диаметра и резко снижает износ поверхностного резинового слоя. Кроме того, витые канатики, имеющие запас длины, выпрямляются при ударах или увеличении натяжения ленты при ее прохождении через захваченный и зажатый между лентой и барабаном объект, а после этого снова восстанавливают свою исходную длину. Благодаря такой конструкции армирующая ткань способна демпфировать большие ударные нагрузки и сопротивляться износу при вдавливании кусков материала в ленту.
Синтетические армирующие слои и пряди стальных канатиков обрабатываются посредством уникального технологического процесса отпуска, зарегистрированного под фирменным названием «З-Т», стабилизирующего армирующую ткань лент при трех строго контролируемых параметрах — времени, температуре и натяжении. Такая технология обработки обеспечивает максимальную прочность армирующей ткани и гарантирует ее минимальное растяжение при работе, сохраняя при этом предельную гибкость и эластичность.
Все ткани, используемые в лентах «Глайд», обладают абсолютной влагостойкостью. Вода не оказывает на них никакого влияния. Они не плесневеют, не гниют, не теряют прочности и не дают усадки при эксплуатации во влажной среде на горных работах.
Известно, что одной из основных причин выхода конвейерных лент из строя является износ их бортов, возникающий при трении ленты о несоосные элементы конвейера. При этом, когда армирующая ткань оголяется, она начинает усиленно истираться и поглощать влагу, что приводит в конечном итоге к разрыву ленты. Для предотвращения такого вида износа лента «Глайд» имеет интегральную конструкцию бортов, в которой резина и армирующие пряди канатиков очень прочно сцеплены друг с другом, что предотвращает расслоение ткани и разъединение прядей канатиков даже при значительной несоосности элементов конвейера. Следует отметить, что уровень прочности механических соединений этих лент достигает уровня прочности вулканизированных стыков.
80
Таблица 1
Параметры лент
Модификация ленты
220 300 330 400 440 500 500 600 750 800 1000
Номинальное рабочее натяжение, кН/м 38,5 52,6 57,8 70,4 77,0 87,6 87,6 105,1 131,3 140,1 175,1
Число слоев ткани 2 2 3 2 4 3 2 3 3 4 4
Вес каркаса, кг/м2 3,96 3,97 5,08 5,03 6,45 5,13 5,82 5,72 6,70 8,16 8,85
Вес покрытия толщиной 0,79 мм, кг/ м2 1,03 1,03 1,03 1,03 1,03 1,03 1,03 1,03 1,03 1,03 1,03
Толщина каркаса, мм Ширина ленты (см) при удельном весе транспортируемого ма- 3,43 3,40 4,52 4,11 5,87 4,29 4,93 4,78 5,64 6,45 7,57
териала, г/см3: 0-0,96 91,4 106,7 121,9 121,9 152,4 137,2 121,9 152,4 152,4 182,9 182,9
0,97-1,6 Минимальные диаметры барабанов (см) при номинальном натяжении ленты, % от 91,4 91,4 106,7 106,7 137,2 121,9 106,7 137,2 137,2 152,4 182,9
номинального натяжения: более 80 60-80 40-60 менее 40 40,6 40,6 45,7 55,9 61,0 50,8 61,0 61,0 61,0 76,2 91,4
35,6 35,6 40,6 45,7 50,8 45,7 50,8 50,8 50,8 61,0 76,2
30,5 30,5 35,6 40,6 45,7 40,6 45,7 45,7 45,7 50,8 50,8
25,4 25,4 30,5 35,6 40,6 35,6 40,6 40,6 40,6 45,7 50,8
Все конвейерные ленты «Глайд» изготовляются из огнестойких бутадиен-стирольных резиновых компаундов и удовлетворяют требованиям Гостехнадзора США (Администрации США по технике безопасности и охране здоровья при ведении горных работ).
Кроме того, бутадиен-стирольные каучуки обладают высокой стойкостью к истиранию, абразивному износу, порезам и вдавливанию, а также обеспечивают высокую влагостойкость и стойкость к минеральным кислотам, что необходимо для длительного срока службы конвейерной ленты.
Основные технические характеристики конвейерных лент «Г лайд» приведены в табл. 1.
1.2. Секционные конвейерные ленты типа «Коулфлекс»
Армирующая ткань, используемая в этих лентах, представляет собой структуру с высокопрочным синтетическим кордом в направлении основы и нейлоновыми канатиками большого диаметра в направлении утка. Такая структура ткани обеспечивает прочность и объемистость, необходимые для того, чтобы лента могла выдерживать умеренные нагрузки при наличии в ткани одинарного армирующего слоя корда.
Синтетический корд основы ткани обладает высокой прочностью с минимальным растяжением, под нагрузкой, а расположение ткани в двух плоскостях позволяет достичь высокой прочности соединения лент, что практически исключает простои и резко сокращает расходы на техническое обслуживание.
Перед вплетением в армирующую ткань корд основы в лентах «Коулфлекс» слегка скручивается и завивается по всей длине в виде объемной волнистой линии. При прохождении ленты вокруг барабанов скрученный волнистый продольный корд выпрямляется, обеспечивая большую рабочую длину. Это, в свою очередь, снижает напряжение в кордовых нитях, работающих на растяжение, а также позволяет использовать барабаны меньшего диаметра и дает возможность создать компактную конструкцию конвейера, что очень важно при использовании его в ограниченном пространстве. Малый вес и уменьшенные общие размеры лент «Коулфлекс» с однослойной конструкцией армирующей ткани значительно облегчают техническое обслуживание конвейерных систем.
Двухплоскостная структура армирующей ткани в этих лентах обеспечивает их максимальное сопротивление разрывам, даже когда ткань подвержена износу на натяжном барабане, а тяжелые нейлоновые уточные канатики исключают образование складок ленты при ее набегании на натяжной барабан.
Резиновые компаунды, используемые в лентах «Коулфлекс», соответствуют и в ряде случаев превосходят требования стандартов на огнестойкость, утвержденные Г ортехнадзором США.
Основные технические характеристики конвейерных лент «Коулфлекс» приведены в табл. 2.
Таблица 2
Параметры лент Модификация ленты
220 330 385 440 550
Номинальное рабочее натяжение, кн/м Число слоев арми- 38,5 57,8 67,4 77,0 96,3
рующей ткани Вес каркаса, кг/м2 1 1 1 1 1
Толщина каркаса, мм 2,64 3,08 3,71 3,96 5,13
Вес покрытия толщиной 0,79 мм, кг/ 2,89 2,87 3,58 4,32 4,49
м2 Ширина ленты, см Минимальные ре- 1,03 1,03 1,03 1,03 1,03
комендуемые диаметры барабанов, 91,4 106,7 106,7 121,9 152,4
см 35,6 40,6 40,6 45,7 50,8
1.3. Конвейерные ленты типа «Лонгхол»
Эти ленты отличаются высокой прочностью и сопротивлением внешним воздействиям, что позволяет им работать в тяжелых условиях шахт. Ткани, армирующие ленты «Лонгхол», сотканы в направлении основы с синтетическими кордными нитями «Вита-корд». Перед введением в ткань эти нити обрабатываются по разработанной в компании «Гудиир» технологии тройного отпуска «3Т», которая обеспечивает максимальную прочность на растяжение и гарантирует минимальное удлинение ленты под нагрузкой. Благодаря использованию в лентах «Лонгхол» уточных нейлоновых канатиков большого диаметра, повышается эффективность защиты ленты и образуется массивность структуры, необходимая для уве-
личения сопротивления надрывам и продольным разрывам ленты. Кроме того, такая структура ленты обеспечивает возможность ее эксплуатации при максимальной нагрузке.
Армирующая ткань, используемая в лентах «Лонгхол», соткана по уникальному лапчатому рисунку, который обеспечивает возможность сквозного проникновения резины и гарантирует максимальное сцепление как между слоями армирующего корда, так и между покрытием и каркасом ленты.
Лапчатый рисунок армирующей ткани делает ее более податливой и улучшает гибкость ленты при ее огибании барабанов малого диаметра. Он позволяет также в максимальной степени использовать физические свойства каждого армирующего канатика, что повышает прочность ленты без увеличения ее веса. В свою очередь, малый вес позволяет быстрее и легче монтировать и перемещать конвейерные секции.
Высокое качество армирующей структуры ткани лент «Лонг-хол» и прочность ее лапчатой структуры обеспечивают максимальный срок службы соединяемых механическим способом стыков этих лент.
Ленты «Лонгхол» поставляются со стандартным сбалансированным покрытием или с тяжелым покрытием. Оба покрытия обеспечивают высокий коэффициент трения для защиты от износа натяжного барабана и надежный контакт с его поверхностью и имеют очень высокое сопротивление абразивному износу. Структура тяжелого покрытия обеспечивает повышенную защиту каркаса ленты и больший срок эксплуатации по сравнению с поливинилхлоридными типами покрытий.
Резиновые компаунды, используемые в лентах «Лонгхол», соответствуют или превышают требования, предъявляемые лентам стандартами на огнестойкость, утвержденными Гостехнадзором США. Специальные резиновые компаунды, применяемые в лентах «Лонгхол», имеют электрическое сопротивление Таблица 3
Параметры лент Величина параметра
Предельно допустимое натяжение, кН/м 1016
Номинальное рабочее натяжение, кН/м 105
Число слоев армирующей ткани 2
Толщина каркаса, мм 4,76
Вес каркаса, кг/ м2 5,82
Вес ленты, кг/ м2 11,73
Ширина ленты (см) при удельном весе транспор-
тируемого материала, г/см3:
0-0,96 137,2
0,97-1,6 121,9
Минимальные рекомендуемые диаметры бараба-
нов (см) при номинальном напряжении ленты, %
от ном. натяжения: 61
более 80 50,8
60-80 45,7
40-60 40,6
Менее 40
1 МОм или менее, что превосходит стандарты Ассоциации производителей резины США и Гостехнадзора США, а также значительно превосходит соответствующие значения проводимости поливинилхлоридных конвейерных лент. В лентах «Лонгхол» уменьшен риск статической электропроводимости и обеспечивается высокий уровень защиты при наличии в шахте взрывоопасных факторов — метана или угольной пыли.
Основные технические характеристики конвейерных лент «Лонгхол» приведены в табл. 3.
1.4. Конвейерные ленты типа «Флекстил»
Это единственный тип лент, который может использоваться при сверхвысоких натяжениях для работы в тяжелых условиях угольных шахт. Они хорошо зарекомендовали себя при транспортировке медных руд. Ленты «Флекстил» превосходят другие типы конвейерных лент в системах наземной транспортировки большой протяженности, а также в коротких системах с отвалообразовани-ем, в которых минимальное относительное удлинение является критическим параметром при проектировании. Максимальное удлинение армирующих стальных канатиков для лент «Флекстил» составляет всего 0,25 % при номинальном натяжении ленты, что позволяет спроектировать вполне приемлемый интервал для перемещений натяжных устройств различных типов ленточных конвейеров.
Ленты «Флекстил» обеспечивают такие прочностные характеристики, которые необходимы для бесперебойной работы
конвейеров в наклонных подземных выработках. Резиновые компаунды для лент «Флекстил» обеспечивают высокое сопротивление износу, разрезам и вмятинам, а также другим внешним механическим воздействиям, возникающим при погрузочных операциях.
Для максимального увеличения срока службы в лентах «Флек-стил» используются армирующие канатики из оцинкованной стали, состоящие из большого числа оцинкованных стальных проволочек и сконструированные так, чтобы были обеспечены высокая гибкость, незначительное удлинение и возможность надежного соединения концов армирующих канатиков между собой. Цинковое покрытие на канатиках играет роль связки между канатиком и изолирующей резиной и обеспечивает его защиту от коррозии, при этом изолирующая резина проникает в канатики, обеспечивая высокую прочность сцепления с ними, а также высокое сопротивление коррозии. Каждый оцинкованный армирующий канатик в лентах «Флекстил» предохраняется от повреждений и разрушения толстым слоем изолирующей резины. Поэтому в случаях, когда один из канатиков оголяется в результате повреждения наружного покрытия, влага, попадающая в место повреждения, не может проникнуть дальше в соседние канатики ленты.
Путем подбора диаметра и числа стальных армирующих канатиков может быть получен очень широкий диапазон уровней натяжений этих канатиков.
Основные технические характеристики конвейерных лент «Флекстил» приводятся в табл. 4.
86
Таблица 4
Параметры лент
Модификация ленты
ST ST ST ST ST ST ST ST ST ST ST ST
800 1000 1250 1600 2000 2500 3150 3500 4000 4500 5000 5400
Предельно допустимое натяжение, кН/м Номинальное рабочее на- 800 1000 1250 1600 2000 2500 3150 3500 4000 4500 5000 5400
тяжение, кН/м Номинальный диаметр ар- 120 150 187 240 300 375 472 525 600 675 750 810
мирующих канатиков, мм Расстояние между центрами армирующих канатиков 3,8 3,8 5,4 5,4 5,4 5,4 8,3 8,3 9,6 10,6 12,0 12,0
(шаг), мм Вес каркаса, кг/м2 17,5 13,9 21,7 16,9 13,5 11,4 19,5 17,5 20,1 20,4 27,9 26,0
7,3 7,8 10,7 11,7 13,2 15,6 2 1,0 22,0 25,9 28,8 29,8 30,8
1.5. Резиновые компаунды для покрытий конвейерных лент компании «Гудиир»
Компанией выпускается чрезвычайно широкий спектр наружных резиновых покрытий для конвейерных лент, обладающих высокими защитными и прочностными характеристиками. Созданы компаунды, обладающие высокой стойкостью к абразивному износу, разрезам и надрезам, ударам, низким температурам, умеренной жаре, отверждающему влиянию озона и распространению пламени.
Наиболее популярными компаундами для покрытий лент компании «Гудиир» являются смеси «Стеккер», «Премарк», «Стайл Б», «Стайл Б для низких температур», «Стайл Б Хот» и др. Например, «Стеккер» является высококачественным резиновым компаундом (класса 1 в соответствии с классификацией Американской ассоциации производителей резины), разработанным компанией с целью обеспечения очень высокой сопротивляемости разрезам и надрезам, а также абразивному износу. Покрытия для лент из этого компаунда являются наиболее эффективными для транспортирования твердых скальных пород, гранитов, тонкозернистой кремнистой породы, острых абразивных и других материалов.
Компаунд «Премарк» является износостойким компаундом класса 1, обеспечивающий большой срок службы лент при транспортировании абразивных материалов. Одновременно «Премарк» обладает высокой сопротивляемостью разрезам и надрезам.
Еще одним очень популярным среди заказчиков компаундом является «Стайл Б», который представляет собой резиновый компаунд класса 2, обеспечивающий высокое сопротивление износу и изгибам, гарантируя при этом высокий срок службы для конвейерных лент. Покрытия из этого компаунда хорошо себя зарекомендовали при транспортировании шлаков, железной руды, дробленых скальных пород, угля и других абразивных материалов. Существует также модификация компаунда «Стайл Б», хорошо зарекомендовавшая себя в отношении сопротивляемости абразивному износу при низких температурах (до -40° С).
Модификация компаунда «Стайл Б» — «Стайл Б Хот» представляет собой жаропрочное покрытие, имеющее высокую сопротивляемость абразивному износу. Этот компаунд выдерживает
температуру до 125° С при транспортировании кусковых материалов и до 95° С при транспортировании спекающихся материалов.
Еще один компаунд «ЛТОРС» выдерживает температуру до -45°С и рекомендован компанией для использования в случаях, когда одновременно необходимы такие свойства, как сопротивляемость к воздействию масел и сохранение гибкости лент при низких температурах.
2. Конвейерные ленты фирмы «Таурус эмерге»
(Венгрия)
2.1. Износостойкие конвейерные ленты
Лента «Taurus supreme» предназначена для наиболее тяжелых условий работы, при которых требуется высокая степень защиты от истирания, резания и долбления. Рекомендуется применять эту ленту для транспортировки тяжелых острых кусков материалов, таких как раздробленная горная порода, гранит, различные руды и минералы. Рекомендуемая толщина верхнего слоя ленты 5—8 мм.
Лента «Taurus SWR» характеризуется сверхизносостойкостью, позволяет транспортировать высокоабразивные грузы, идеально подходит для мелких, высокоабразивных материалов, таких как шлак, руды, фосфаты, кремниевые породы и т. п. Рекомендуемая толщина верхнего слоя ленты 5—8 мм.
Лента «Taurus Versatile» предназначена для широкого диапазона областей применения, за исключением самых тяжелых случаев. Характеризуется высокой устойчивостью к порезам, истиранию и ударам. Пригодна для транспортировки различных насыпных материалов, таких как раздробленная руда, известняк, гравий и т. п. материалы.
Рекомендуемая толщина верхнего слоя ленты 2—5 мм.
Характеристики каркаса лент «Taurus»
Тип каркасса........................ЕР
Число слоев ленты...................2—5
Прочность на растяжение, Н/мм.......200—3150
Максимальное рабочее натяжение......10 % от ном. прочности на
растяжение
Конечное удлинение, %.................10—15
Удлинение при раб. натяжении, %.......1—1,5
Ширина, мм............................400—1600
Ударопрочность ленты повышается за счет утолщенного верхнего слоя или полиамидного подушечного слоя.
Таблица 5
Характеристики покрытия лент «Taurus»
Тип покрытия Supreme SWR Versatile
Прочность на рас- 25 18 20
тяжение, мини-
мальная, МПа
Конечное удлине- 450 400 400
ние, минимальное,
%
Диапазон темпе-
ратур, °С от -45 до +60 от -45 до +60 от -45 до +60
2.2. Ленты с поперечными перегородками
Конвейеры с гладкими лентами могут перемещать насыпной материал под углом до 18°. При больших углах наклона конвейерная лента должна быть оснащена поперечными перегородками, предотвращающими сползание материала. Высота этих перегородок и их форма обусловлены углом наклона конвейера, который может доходить до 60° при транспортировке отдельных материалов.
В табл. 6 представлены формы перегородок и высота их при различной ширине основания.
Таблица 6
Геометрические формы перегородок
Форма перегородки Высота, мм Ширина основа-
ния, мм
20 20
35
50
55
60
70
90
40
60
100
50
80
80
2.3. Ленты с рифлеными бортами и поперечными перегородками
Ленты с рифлеными бортами пригодны для использования в конвейерах с углом наклона до 18°. Они обеспечивают большую грузоподъемность по сравнению с обычными лотковыми лентами. Ленты с рифлеными бортами поперечными перегородками применимы для крутонаклонных конвейеров.
Техническая характеристика
Высота рифленого борта, мм....................100
Ширина основания рифленого борта, мм .50
Высота перегородки, мм...........................90
Шаг установки перегородки.............по требованию
Лента движется по роликам диаметром 315 мм.
2.4. Огнестойкие конвейерные ленты
Предназначены для перемещения горячих грузов, отличаются высокой износостойкостью и находят широкое применение в цементной промышленности, металлургии и при добыче фосфатных
Техническая характеристика каркаса
Тип каркасса.....................................ЕР
Число слоев ленты................................3—5
Прочность на растяжение, Н/мм....................200—1600
Максимальное рабочее натяжение...................10 % от ном. проч-
ности на растяжение
Максимальное удлинение, %........................12—15
Удлинение при рабочем натяжении, %...............1—1,5
Ширина, мм.......................................400—1600
Толщина верхнего слоя, мм........................5—8
Таблица 7
Характеристики покрытия огнестойких лент
Тип покрытия Среднетем- пературный Горячий Высокотем- пературный Сверхвысоко- температурный
Температура переносимого материала, °С: средняя 110 150 180 200-220
максимальная 130 170 200 250
Прочность на растяжение, минимальная, МПа 10 10 10 10
Конечное удлинение, % 350 400 400 400
2.5. Огнестойкие и антистатические конвейерные ленты
Ленты «Taurus antiflame» и «Taurus FR» характеризуются са-могасящими свойствами. В основном они предназначены для безопасной работы в подземных выработках, а также рекомендуются для условий применения, где образуются электростатические заряды, и должен быть исключен риск пожара. Эти ленты предназначены для транспортировки горючих материалов в диапазоне температур от -30 до +60°С.
Лента «Taurus SCOF» — огнестойкая антистатическая и со средней степенью маслостойкости, производится для транспортировки горючих масляных или обработанных маслом материалов (в основном, в сельском хозяйстве).
Таблица 8
Тип каркаса ЕР PZ
Число слоев ленты 2—5 2
Прочность на растяжение, 200—1600 630-1250
Н/мм 10 % от номинальной 10 % от номинальной
Максимальное рабочее прочности на растя- прочности на растяже-
натяжение жение ние
Конечное удлинение, % 12—15 15—20
Удлинение при рабочем
растяжении, % 1—1,5 7
Ширина, мм 400—1600 800—1200
Возможность ис- Да Только с более тол-
пользования более толсто- стым отделочным сло-
го отделочного слоя ем
Рекомендуемая толщина 3-5 1 со
верхнего слоя, мм
Таблица 9
Характеристики покрытия лент
Тип Antiflame FR SCOF
Прочность на рас-
тяжение, мини-
мальная, МПа Конечное удлине- 15 15 15
ние, минимальное, % 350 350 350
3.1. Конвейерные ленты фирмы «Треллеборг»
(Швеция)
Конвейерные ленты марки «Трелламид» фирмы «Треллеборг» (Швеция) применяются на открытых разработках для конвейеров отвалообразователей различных типов и роторных экскаваторов.
Ленты армированы сверхпрочным синтетическим кордом «Арамид» и обладают высокой прочностью и низким коэффициентом растяжения. Эластичный каркас и специальное резиновое покрытие способны поглощать при ударах в 2 раза большее, чем обычные конструкции, количество кинетической энергии, что увеличивает срок службы ленты. Плотное расположение кордовых нитей улучшает механическое качество ленты и соот-
ношение между прочностью на разрыв и весом, защищает от повреждений острыми твердыми предметами.
Ленты «Трелламид» обладают следующими преимуществами:
• Армирующий корд «Арамид» не подвержен коррозии и не требует проведения ремонтных работ даже в случае повреждения защитного слоя.
• Низкий удельный вес при высокой прочности ленты сокращает количество стыковочных соединений ее концов. Ленты могут поставляться в рулонах значительно большей длины при том же общем весе.
• Уменьшение веса лент экономит потребляемую для приводов конвейеров электроэнергию.
• Легкость и быстрота соединения концов конвейерных лент примерно в 2 раза выше по сравнению с известными лентами, причем эта операция может выполняться даже в холодном состоянии.
Таблица 10
Сравнительная таблица с кордом «Арамид» и металлокордом
Удельная прочность, Н/мм Диаметр корда, мм Толщина верхнего/нижнего слоев, мм Удельный вес ленты, кг/м2
«Трелламид» 1,6 8/3 15
Д 1600
Металлокорд (стальной) ST 1600 4,8 8/5 30
Р6
Таблица 11
Техническая характеристика конвейерных лент «Трелламид»
Тип ленты Удельная прочность на разрыв (при запасе прочности 8), Н/мм Удельный вес ленты, кг/м2 Толщина ленты, мм Модуль упругости, Н/мм Минимальный диметр барабанов, мм привод- проме- конценого жуточ- вого ного
Д 630 80 1,8 1,6 14 900 500 300 450
Д 800 100 2,0 1,7 19 300 500 300 450
Д 1000 125 2,1 1,9 22 800 500 300 450
Д 1250 160 2,3 2,2 28 900 500 300 450
Д 1600 200 2,7 2,4 38 600 630 400 500
Д 1850 230 2,9 2,7 45 400 630 400 500
Д 2000 250 4,3 3,8 45 600 1000 500 800
Д2500 315 4,7 4,4 57 000 1000 500 800
Д 3150 400 5,4 4,8 76 500 1200 630 1000
Д 3600 450 5,7 5,2 86 600 1200 630 1000
3.2. Конвейерные резинометаллотросовые ленты со стальным кордом
Конвейерные ленты «Треллекс-Шольц» изготовляются на основе самой современной технологии. Каждая металлокордовая нить предварительно натягивается с целью уменьшения коэффициента вытяжки (примерно 0,2 %), обеспечивая прямолинейность ленты. Применяя вулканизацию под высоким давлением, обеспечивают максимальную адгезию (сцепление) стального корда с резиной и поверхностными слоями ленты. Диапазон сопротивления лент на разрыв от 500 до б300 Н/мм, ширина 3200 мм.
Все резинометаллотросовые ленты эксплуатируются с более короткими станциями натяжения, имеют меньший диаметр барабанов роликоопор. Стыковые соединения лент более прочные по сравнению с обычными многослойными лентами. Ленты, рассчитываются на основе запаса прочности (коэффициента безопасности) в соответствии со стандартом ФРГ ДИН-22131.
Ленты «Треллекс-Шольц» могут быть дополнительно снабжены нейлоновыми кордовыми нитями сложной структуры и конфигурации, а также защитным слоем из металлокорда на верхней и нижней поверхностях ленты, что предохраняет ее от продольных порезов и разрывов.
Для удаления инородных острорежущих металлических предметов верхний слой резинометаллотросовых лент «Треллекс-Шольц» через каждые 50 м снабжен защитными поперечными перегородками с электрической подпиткой.
Ленты выпускаются с резиновыми покрытиями высокой анти-абразивной стойкости классов <^», «X» и <^»; класса «К» с повышенным сопротивлением к перегреву и самовозгоранию, а также маслостойкими и термостойкими в соответствии со стандартом ФРГ ДИН-22131.
Использование резинометаллотросовых лент марки «Треллекс-Шольц» значительно снижает расход конвейерных лент и капиталовложений.
96
Таблица 12
Конвейерные ленты марки «Треллекс-Шольц»
Тип ленты Прочность на разрыв, Н/мм Диаметр металло-корда, мм Шаг между нитями металлокорда, мм Минимальная толщина нижнего/ верхнего слоев, мм Удельный вес ленты, кг/м2
ST 500Х 500 2,5 10 4/4 14,2
ST 630Х 630 3,0 12 4/4 15,2
ST 800Х 800 3,0 10 4/4 15,7
ST 1000 1000 3,8 12 4/4 17,8
ST 1250 1250 4,5 14 4/4 19,4
ST 1400Х 1400 4,5 12 4/4 20,2
ST 1600 1600 5,3 15 5/5 24,0
ST 1800Х 1800 5,3 13 5/5 24,9
ST 2000 2000 5,3 12 5/5 25,5
ST 2250Х 2250 6,4 15 5,5/5,5 29,3
ST 2500 2500 7,0 15 6/6 32,6
ST 2800Х 2800 7,2 15 6/6 33,8
ST 3150 3150 7,6 15 6,5/6,5 36,9
ST 3500 3500 8,2 15 7/7 40,8
ST 4000 4000 8,6 15 7,5/7,5 43,8
ST 4500 4500 9,5 16 8/8 47,6
ST 5000 5000 10,4 17 8/9 53,5
ST 5400 5400 10,6 17 8/9 54,1
ST 6300 6300 12,2 17 10/10 65,0
1. Временное руководство по эксплуатации подсистемы диспетчерского контроля и управления проветриванием (АТМОС) АСУТП шахты. - М.: Минуг-лепром СССР, 1980.
2. Местер И.М., Засухин И.Н. Автоматизация контроля и регулирования рудничного проветривания. - М.: Недра, 1974.
3. Святный В.А., Лазебик Р.М., Губенко Л.А., Передаточная функция выемочного участка как звена системы управления воздухораспределением. - В кн.: Управление вентиляцией и газодинамическими явлениями. Сборник научных трудов, Новосибирск: ИГД СО АН СССР, 1977, с. 51-59.
4. Бахвалов Л.А., Пучков Л.А., Кушнаренко М.В. Принципы построения микропроцессорных систем автоматического управления проветриванием угольных шахт // Изв.ВУЗов. Горный журнал. 1988. - №9. Н5И=i
Papoyan R.L.
CONVEYOR BELTS OF FOREIGN MANUFACTURE FOR COAL AND MINING ENTERPRISES
The review of the different types of conveyor belts prodused by «Goodyear» (USA), «Taurus Emerge» (Hungary) and «Trelleborg» (Sweden) is represented in this article.
Key words: conveyor belts.
Коротко об авторе
Папоян Р.Л. — кандидат технических наук, доцент. Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, [email protected]