Научная статья на тему 'Конвергенция сервисов качества и защиты информации в сетях сотовой подвижной связи на этапе проектирования'

Конвергенция сервисов качества и защиты информации в сетях сотовой подвижной связи на этапе проектирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
294
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КАТЕГОРИЙ / ОТНОШЕНИЯ / МОРФИЗМЫ / СЕТИ СОТОВОЙ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / КАЧЕСТВО УСЛУГ / ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Максименко Владимир Николаевич

Основная проблема современного развития информационных технологий, на мой взгляд, заключается в сокращении жизненного цикла информационных систем. Это происходит за счет сокращения времени на этап проектирования, что приводит к появлению дополнительных уязвимостей в подсистеме безопасности и снижению качества оказываемых услуг. Поиск способов ускорения новых методов проектирования составляет основную проблему для разработчиков. Одним из инструментов ускорения является использование CASE-технологии, поддерживающей все стадии жизненного цикла на основе парадигмы: методология, метод, нотация, средства. Сочетание информационных, навигационных и телекоммуникационных технологий является основным материалом для проектирования современных информационно-телекоммуникационных систем, конкурентные преимущества которых определяются достигнутыми результатами в аспектах информационной безопасности и управления качества. Раздельное проектирование подсистемы информационной безопасности и подсистемы управления качеством удлиняет срок проектирования всей инфокоммуникационной системы. Рассматриваются вопросы конвергенции информационной безопасности и управления качеством на стадии проектирования защищенной информационной системы сети сотовой подвижной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Максименко Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конвергенция сервисов качества и защиты информации в сетях сотовой подвижной связи на этапе проектирования»

КОНВЕРГЕНЦИЯ СЕРВИСОВ КАЧЕСТВА И ЗАЩИТЫ

«и» __«и»

ИНФОРМАЦИИ В СЕТЯХ СОТОВОЙ ПОДВИЖНОМ СВЯЗИ

НА ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

DOI 10.24411/2072-8735-2018-10177

Максименко Владимир Николаевич,

МТУСИ, Москва, Россия, vladmaks@yandex.ru

Ключевые слова: теория категорий, отношения, морфизмы, сети сотовой подвижной связи, информационная безопасность информационно-коммуникационные услуги, качество услуг, параллельные алгоритмы.

Основная проблема современного развития информационных технологий, на мой взгляд, заключается в сокращении жизненного цикла информационных систем. Это происходит за счет сокращения времени на этап проектирования, что приводит к появлению дополнительных уязвимостей в подсистеме безопасности и снижению качества оказываемых услуг. Поиск способов ускорения новых методов проектирования составляет основную проблему для разработчиков. Одним из инструментов ускорения является использование CASE-технологии, поддерживающей все стадии жизненного цикла на основе парадигмы: методология, метод, нотация, средства.

Сочетание информационных, навигационных и телекоммуникационных технологий является основным материалом для проектирования современных информационно-телекоммуникационных систем, конкурентные преимущества которых определяются достигнутыми результатами в аспектах информационной безопасности и управления качества. Раздельное проектирование подсистемы информационной безопасности и подсистемы управления качеством удлиняет срок проектирования всей инфо-коммуникационной системы. Рассматриваются вопросы конвергенции информационной безопасности и управления качеством на стадии проектирования защищенной информационной системы сети сотовой подвижной связи.

Информация об авторе:

Максименко Владимир Николаевич, МТУСИ, доцент каф. ИБ к.т.н, доцент, Москва, Россия

Для цитирования:

Максименко В.Н. Конвергенция сервисов качества и защиты информации в сетях сотовой подвижной связи на этапе проектирования // Т-Сотт: Телекоммуникации и транспорт. 2018. Том 12. №11. С. 57-64.

For citation:

Maksimenko V.N. (2018). Convergence of services of quality and protection of the information in networks of cellular mobile communication at a design stage. T-Comm, vol. 12, no.11, pp. 57-64. (in Russian)

Введение

Привлекательность телекоммуникационной отрасли с точки зрения высокого спроса на все более сложные и разнообразные услуги в настоящее и рем я способствуют поиску принципиально новых решений и постановке все более сложных задач. Технологически к ним относятся: совершенствование сетей, интеграция технологий и различного телекоммуникационного оборудования, создание мультиссрвис-ных сетей следующего поколения, беспроводные способы передачи данных и т.д. С другой стороны, усиливающаяся конкуренция, все более высокие требования пользователей к многообразию, функциональности п качеству услуг, стимулируют применение новых методов проектирования систем и услуг для сокращения времени выхода на рынок.

Одним из результатов применения аппарата теории категории к задачам управления качеством услуг и информационной безопасности является возможность построения категории категорий алгоритмов с процедурным и функциональным параллелизмом задач управления качеством и информационной безопасности и высокопроизводительных вычислительных систем с адекватным отображением структуры алгоритмов в структуру вычислительной системы, что может трактоваться как правильное направление для перехода на уровень с меньшей степенью абстракции [1, 11, 13]. В качестве основного инструмента проектирования воспользуемся САЗЕ-технологией, поддерживающей все стадии жизненного цикла на основе парадигмы: методология, метод, нотация и средства в рамках объектно-ориентированного подхода [2].

Технологические возможности высокопроизводительных вычислительных систем и высокоскоростных цифровых каналов связи позволили перейти к решению сложных слабо и сильно связанных задач. В области телекоммуникаций к таким задачам относятся задачи оценки и управления качеством услуг [3, 4], задачи Обнаружения несанкционированного доступа и зашиты информационных ресурсов телекоммуникационных сетей [5], задачи обнаружения и предотвращения угроз национальной и террористической безопасности |6], посредством обработки больших объемов пользовательских данных, хранящихся в центрах обработки данных (ЦОД) или дата-центрах телекоммуникационных компаний в течение длительного времени. Сложность решения таких задач определяется необходимостью их решения в реальном масштабе времени или географической разнесенностью источников исходных данных. Географическая распределенность источников исходных данных для решения таких задач предполагает использование систем параллельной обработки, в виде распределенных или сосредоточенных вычислительных систем, эффективность которых зависит от количества параллельных ветвей и соотношения времени последовательной и параллельной обработки [7, 12 ].

Сеть сотовой подвижной связи представляет собой территориально распределенную информационную систему, предназначенную для оказания множества информационно-телекоммуникационных услуг множеству абонентов. При неограниченных ресурсах сеть совой подвижной связи функционирует как модель коллектива вычислителей при решении сложных несвязанных задач. В зависимости от степени ограниченности ресурсов функционирование сети сотовой подвижной связи может описываться моделью кол-

лектива вычислителей для решения слабосвязанных и сильно связанных задач. Классический метод проектирования информационных систем предполагает использование декомпозиции сложной системы ¡[а подсистемы с минимальным количеством внешних связей [12]. Это привело к тому, что подсистема защиты информации и подсистема управления качеством проектируются независимо друг от друга. Такой подход был справедлив для небольших систем, когда параллельные процессы, протекающие в информационной системе, не учитывали структурные особенности проектируемой системы и моделировались в виде последовательного процесса на одиночном вычислителе.

Для терр итор нально-распределенных систем такой подход становится не приемлемым. На этапе оказания слуги, показатели качества и информационной безопасности связаны между собой и зависят от принятых решений на всех предшествующих этапах жизненного цикла проектирования и эксплуатации сети сотовой подвижной связи. На этапе проектирования необходимо обосновать правильность выбора формального метода исследования, адекватного реальным процессам, протекающим в территориально распределенной информационной системе. В статье предлагаются результаты аначиза аспектов показателей качества сервисов и услуг сетевой и информационной безопасности, позволяющие утверждать о возможности сходимости этих подсистем к единому результату и использованию единого метода проектирования подсистем управления качества и информационной безопасности.

Определение понятий и сравнение показателей

информационной безопасности и качества услуг

Понятие «информационная безопасность» определяется как защищенность информации и объектов телекоммуникационной инфраструктуры сети сотовой подвижной связи (СПС) от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе пользователям информации и владельцам телекоммуникационной инфраструктуры [9]. Зашита информации - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

В законе «О связи» спектр интересов субъектов, связанных с телекоммуникационной инфраструктурой, сфокусирован на следующих категориях: целостности, устойчивости и безопасности сети связи. А интересы субъектов, связанных с использованием сетей связи, можно разделить на следующие категории: обеспечение доступности, целостности и конфиденциальности информационных ресурсов и ссти связи. Понятия доступности, целостности и конфиденциальности определены следующим образом: доступность - это возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу, целостность - это актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированных изменений, конфиденциальность - это защита от несанкционированного доступа к информации [9].

Таким образом, так как сети сотовой подвижной связи создаются для предоставления определенных информационных услуг, то если эти услуги пользователям становится невозможно оказывать, это наносит ущерб всем субъектам

информационных отношений: пользователям (абонентам), операторам сети СПС и государственным регулирующим службам [8].

Важность и сложность проблемы информационной безопасности состоит в том, что она является составной частью интегральной безопасности отдельного человека, группы лиц (корпорации) или государства в целом. Специфика информационной безопасности состоит в том, что она является составной частью информационных технологий - области, развивающейся очень высокими темпами, при этом современные технологии программирования не позволяют создавать безошибочные программы, что приводит к появлению уязвимостей информационной системы.

Информационная безопасность является относительно замкнутой дисциплиной, развитие которой не всегда синхронизировано С изменениями в других областях информационных технологий. Поэтому необходимо не только использовать уже известные, но и разрабатывать новые механизмы обеспечения информационной безопасности, используя достижения в смежных областях.

Другой, не менее замкнутой дисциплиной, не синхронизированной с изменениями в других областях информационных технологий, является качество услуг сетей сотовой подвижной связи. Понятие «качество услуг СПС» определяется как интегральный эффект показателей обслуживания, определяющий степень удовлетворенности пользователя уровнем качества услуг СПС [9]. Среди факторов, определяющих суммарный эффект предоставления услуги, выделен фактор, который имеет только техническую составляющую, а именно фактор обеспечения предоставления (зегуеаЭДйу) услуги, определенный как способность услуги быть предоставленной но запросу пользователя (в пределах заданных ограничений и иных существенных условий) и непрерывно предоставляться без чрезмерного ухудшения в течение требуемого времени [Е.800]

Такое определение отражает современное состояние международной стандартизации в области качества обслуживания и управления качеством. Обеспечение предоставления разделено на три стандартные составляющие: доступ к услуге, непрерывность и целостность услуги. Нижний уровень системы управления качеством обеспечивается стандартизацией технических требований к качеству в сетях сотовой связи в рамках ЕТ81, которая предусматривает оценку качества услуги исключительно по категориям доступности, непрерывности и целостности.

Применительно к качеству услуги СПС показатели качества услуги должны быть сформулированы в стандартизованных категориях «доступность», «целостность», «непрерывность»

Определения этих категорий даны в [9]: доступность услуги - показатели качества, характеризующие возможность как можно более быстрого предоставления услуги оператором, если абонент желает получить эту услугу.

непрерывность оказания услуги - показатели качества, характеризующие завершения предоставления услуги (по желанию пользователя или вопреки его желанию).

целостность услуги - показатели качества, характеризующие качество предоставляемой услуги непосредственно во время её получения конечным пользователем

При определении этих категорий для сетей СПС в упомянутом стандарте делается специальная оговорка, что они применимы в условиях, когда абонент уже получил доступ к сети. Это означает, что собственно процедуры регистрации абонента в сети относятся к информационной безопасности и в показателях качества учёту не подлежат.

Таким образом, идентификацию показателей качества услуги в стандартизованных категориях «доступность», «целостность», «непрерывность» можно осуществить, если осуществить функциональную декомпозицию свойств услуги, рассматриваемых как совокупность функций сети, обеспечиваемых для реализации свойств услуги, идентифицируемых для пользователя.

Специально выделяемым классом в сетях СПС являются инфокоммуникационные услуги, Инфокоммуникационной услугой называется услуга электросвязи, предполагающая автоматизированную обработку, хранение или предоставление информации по запросу с использованием средств вычислительной техники, как на входящем, так и на исходящем конце соединения [10, 14]. Этот класс услуг характеризуется тем, что предоставляется путём последовательного использования технологических свойств специальных серверов приложений и сетевых сервисов СПС. Услуги сети СПС, определяемые лицензионными требованиями, именуются сетевыми услугами связи. Благодаря стандартизованным технологическим решениям для сетей СПС сетевыми услугами являются услуга подвижной радиотелефонной связи, услуга передачи данных, а также услуга телематики. Таким образом, инфокоммуникационные услуги следует рассматривать как приложения, формируемые специальными серверами, которые предоставляются абоненту с использованием сетевых услуг. Такая комбинированная услуга определяется термином «абонентская услуга» по той причине, что именно её качество в техническом аспекте характеризует степень удовлетворённости ожиданий абонента.

В инфокоммуникационной услуге к сетевой составляющей услуги относится только доступ абонента в сеть оператора, сформулированная как часть лицензионных требований к сети СПС, остальная же часть услуги предоставляется с помощью серверов сети. Качество абонентской услуги определяется качеством па каждом шаге оказания услуги. Например, доступность абонентской услуги определяется не только доступностью сети, но и доступностью каждого из серверов, участвующих в процессе оказания услуги.

Для того чтобы оценить качество такой абонентской услуги в стандартизованных категориях (доступность, целостность, непрерывность), используют метод её декомпозиции на элементы, качество которых поддаётся оценке в указанных категориях качества. Для таких элементов вводится понятие «сервис». Ограничиваясь пока только техническими аспектами качества абонентской услуги, под сервисами понимаются отдельные технологические свойства сетевых элементов, с использованием и во взаимодействии которых предоставляется абонентская услуга. Сами сетевые элементы выступают в качестве ресурсов.

Общая логика взаимодействия указанных выше понятий и последовательность декомпозиции иллюстрируется на рис. 1.

T-Comm ^И2. #11-2018

Схема предоставления услуг согласно ТМ Forum Клиент

Гродукт

(сети, инфраструктура, элементы)

Рис. 1. Иерархическая структура для декомпозиции абонентской услуги

Логика такого подхода согласуется с рекомендациями eTOM (enhanced Telecom Operations Map), разработанных и совершенствуемых TMF(TeIeManagement Forum), которые лают основу для обобщенного подхода к декомпозиции, исходя из общих принципов полноты отражения и учёта отдельных модулей по относительно самостоятельным (с точки зрения оценки эффективности деятельности) отдельным направлениям деятельности предприятия связи, таким как информационная безопасность и качество услуг.

Для унификации подходов к смысловому наполнению отдельных модулей применима информационная модель SID [15], которая задаёт принципы организации информации относительно каждого из модулей и более подробно, чем в еТОМ, поддерживает иерархию уровней детализации информационных модулей, однозначно определяет связи между модулями смежных уровней.

Смысловое наполнение отдельных модулей производится в следующей последовательности:

- спецификация абонентской услуги на уровне «Product», исходя из задаваемых оператором её потребительских свойств, включаемых в абонентский договор на обслуживание (Customer Order),

- спецификация сервисов на уровне «Service» в части видов применения их отдельных свойств в конкретной абонентской услуге, формирования и использования отдельных сервисов. Спецификация такого рода производится путём последовательного анализа функций сети, на базе которых реализуются отдельные потребительские свойства абонентской услуги,

- спецификация элементов сети на уровне «Resource» в части реализации на их базе отдельных функций сети, выделения перечня и использования элементов в абонентской услуге.

Информационная модель S1D в рамках стандартов 1TU ориентирована на формализацию описания сложных процессов взаимодействия в задачах управления деятельностью крупных предприятий. Управление качеством предоставления услуг является одним из таких процессов. Комплексное управление качеством услуг в области связи подразумевает расширенный взгляд на услугу как абонентскую услугу, не

ограничивающуюся исключительно техническими аспектами. С практической точки зрения всё большее значение в деятельности операторов связи приобретают также такие аспекты оказания услуги как удовлетворённость абонента отработкой жалоб, степенью прозрачности выставления счетов и некоторые другие. Расширение спектра понятия качества абонентской услуги сверх его технических аспектов входит составной частью в концепцию Experience Quality. С точки зрения использования карты процессов еТОМ и информационной модели SID такое расширение означает необходимость включения в рассмотрение дополнительных модулей.

Использование карт еТОМ и информационной модели S1D не только даёт возможность осуществить последовательную декомпозицию абонентской услуги на составляющие сервисы для оценки качества в техническом аспекте, но и основу для расширения спектра признаков абонентской услуги, по которым проводится оценка качества.

Сравнивая определения понятий из области информационной безопасности и качества можно заметить, что определение понятия доступности в информационной безопасности включает в себя понятия доступа к услуге и непрерывности услуги в области качества. В случае если предоставление услуги пользователям становится невозможно, то это наносит ущерб всем субъектам информационных отношений. Целостность можно разделить на статическую (неизменность информации при выполнении простых услуг) и динамическую (корректное выполнение сложных действий -транзакций - при выполнении сложных услуг).

Если ранжировать категории информационной безопасности по важности, то практически для всех категорий субъектов информационных отношений на первом месте стоит доступность, практически не уступает ей по важности целостность и на третьем месте стоит конфиденциальность. Учитывая взаимосвязь между показателями информационной безопасности и качеством услуг, таким же образом можно ранжировать и показатели качества.

Из определений понятий «информационная безопасность» и «качество услуг» можно выделить критерии оценки: для информационной безопасности - «неприемлемый ущерб», а для оценки качества услуг - «потребительское свойство». На первый взгляд эти два критерия определяют необходимость решения совершенно разных задач, при решении которых пользуются совершенно разными методами. Очевидно, если находиться в замкнутой среде дисциплины только информационной безопасности или только дисциплины качества, то очень трудно найти взаимосвязи между ними. Поэтому необходимо перейти на уровень контекстных моделей с использованием нотаций универсального языка моделирования UML,

Контекстная модель подсистемы информационной

безопасности инфокоммупнкацношшй системы сети

сотовой подвижной связи.

Для разработки системы информационной безопасности и управления качеством необходимо комплексное стандартизованное средство моделирования и описания, которое включало бы в себя элементы проектирования и программной части, и сетевой структуры, и архитектуры всей систе-

T-Comm Vol.l2. #11-2018

7ТЛ

Концептуальная модель подсистемы управления качеством инфокоммуникационной системы сети сотовой подвижном связи.

Концептуальная модель работы системы управления качества в целом показана на рис. 3. Она иллюстрирует сущности, задействованные в процессе управления качеством, и отношения между ними. На диаграмме присутствует иерархия ресурсов, сервисов и услуг (продуктов). Инвентарь ресурсов/сервисов/услуг - база данных, содержащая данные (по сути, виртуальное представление) о входящих в неё сущностей. Это же, фактически, относится и к базе клиентов. Все эти базы используются системой управления качеством. Информация о ресурсах, сервисах и продуктах напрямую используется подсистемой мониторинга (так формируются субъекты мониторинга). Как видно на схемс, центральную роль здесь играет подсистема мониторинга. На основе данных, полученных в результате опроса ресурсов, она определяет итоговые показатели качества и регистрирует их отклонения (и, возможно, предполагает причины возникновения этих отклонений). Подсистема мониторинга оповещает о результатах своей работы соответствующие классы персонала.

Различные отклонения различных параметров приводят к разным рискам. Оценка рисков производится на основе базы клиентов, включающей 5 Ь А/В О А и другие данные, необходимые, в том числе, и для персонификации критериев качества. На основе злой оценки решается вопрос о дальнейших действиях.

Предполагаемый агент принятия решения (ответственное лицо, обозначено вне зависимости от структуры предприятия и названий отделов) принимает окончательное решение по выбору методов управления.

Методы управления могут быть как автономными (регулирование программными средствами оборудования), так и автоматизированными, используемыми техническим персоналом. В любом случае, они применяются к ресурсам сети.

Итоговые показатели качества услуг, накапливаемые системой мониторинга, направляются в отдел компании-оператора, отвечающий за планирование услуг. Этот отдел может принимать решения о повышении общих требований к качеству услуг, что отразится на используемых системой конкретных критериях. Таким образом, реализуется процесс глобального повышения качества услуг связи.

^Локация

^Координаты

%Тзриф

вырабатывает

Рекомеадацнн ^■Урошь качества

Нормативы используется

^Критерии качества

образует

Сервис сети

образует

Услуга связи (^Основные успуги <%№лути с ДОС ст.

^.вэ

Рис, 3. Концептуальная модель работы системы управления качества, включая процесс глобального повышения качества

Выводы

Представленные концептуальные модели информационной безопасности и управления качеством имеют общую структуру. Отличие заключается только в содержательной части наименования классов. В концептуальной модели информационной безопасности, заменив термины из области информационной безопасности на соответствующие термины из области качества, получим концептуальную модель подсистемы управления качеством,

В дальнейшем, при использовании этих концептуальных моделей, построение классов будет одинаковым. Различие будет только в отношениях наследования. Учитывая, что под понятием «информационная безопасность» понимают защищенность информации и объектов телекоммуникационной инфраструктуры сети сотовой подвижной связи от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера и включает в себя составляющие понятия «качество»,такие как «случайных» и «непреднамеренных» воздействий, то, очевидно, что информационная безопасность включает в себя показатели качества.

Литература

1. Максименко В.Н. Категорный подход к исследованию аспектов защиты информации и управления качеством сервисов и услуг и сетях сотовой подвижной связи // Т-Сотш: Телекоммуникации и транспорт. 2018. Том 12. №9. С. 41-49.

2. Гома X, иМ1_. Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений: Пер. с англ., М.:ДМК Пресс, 2011.704 с.

3. Максименко ВН. Качество услуг информационной безопасности на сетях сотовой подвижной связи // Мобильные системы. 2004. №10. С. 44-4Й.

4. Максименко ВН. Услуга определения местоположения абонента как средство защиты в ссти сотовой подвижной связи // Известия ЮФУ. Технические науки. 2007, №4 (76). С. 151-155.

5. Бельфер P.A.. Максименко В.Н. Подход к разработке концепции оценки уровня безопасности мобильных систем третьего поколения I Сборник трудов научно-практической конференции "Информационная безопасность" 28-31 мая 2002 г. Изд-во ТРТУ. С. 205-207.

6. Шелухин О.И. Самополобие и фрактал. Телекоммуникационные приложения. М.: Физмат из дат. 2008. 362 с.

7. Максименко В.Н., Филиппов A.A. Центр обработки данных в структуре системы управления качеством оператора сотовой связи И T-Comm: Телекоммуникации и транспорт, №6, 2008, С. 47-51.

8. Максименко В.Н. Афанасьев В.В. Волков Н.В. Защита информации в сетях сотовой подвижной связи. М.: Горячая линия-Телеком, 2007. 360 с.

9. Максименко В.Н, Кудин A.B., Ледовской А.И. Безопасность и качество услуг сотовой подвижной связи: Терминологический справочник, М.: I орячая линия-Телеком, 2007. 244 с.

10. Максименко ВН., Васильев М.А. Методика расчёта стандартизованных показателей качества дополнительных услуг па сетях подвижной связи // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2011. №4. С. 26-28.

11. Максименко ВН. Интеграция методов защиты информации и оценка качества услуг в сетях сотовой подвижной связи Материалы XI Международной научно-практической конференции "Информационная безопасность" 4.1. Таганрог, Изд-во ТТИ ЮФО, 2010. С. 236-240.

12. Еврешюв Э.В.. Косарев Ю.Г. Однородные универсальные вычислительные системы высокой производительности. М.: Наука, 1966. С. 307.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Максименко В Н. Построение категорий безопасности и качества услуг сетей сотовой подвижной связи / Материалы X Международной научно-практической конференции "Информационная безопасность" ч.2. Таганрог, Изд-во ТТИ ЮФО, 2008. С. 117-119.

14. ITU-T Recommendation Y.l 10 (06/98) Global Information Infrastructure principles and framework architecture.

15. ITU-T M.3190, Shared information and data model, SID.

CONVERGENCE OF SERVICES OF QUALITY AND PROTECTION OF THE INFORMATION IN NETWORKS OF CELLULAR MOBILE COMMUNICATION AT A DESIGN STAGE

Vladimir N. Maksimenko, MTUCI, Russia, vladmaks@yandex.ru

Abstract

The basic problem of modern development of information technologies, in my opinion, consists in reduction of life cycle of information systems. It occurs due to reduction of time for a design stage that results in occurrence additional y^3BMMOCTeM in a subsystem of safety and to reduction of quality of rendered services. Search of ways of acceleration of new methods of designing makes the basic problem for developers. One of tools of acceleration is use of the CASE-technology supporting all stages of life cycle on the basis of a paradigm: methodology, a method, the notation, means.

The combination of information, navigating and telecommunication technologies is the basic material for designing modern info-telecommunication systems which competitive advantages are defined by the achieved results in aspects of information safety and management of quality. Separate designing of a subsystem of information safety and a subsystem of quality management extends term of designing of all infocommunication system. In the given work questions of convergence of information safety and quality management on a design stage of the protected information system of a network of cellular mobile communication are considered.

Keywords: category theory, relations, morphisms, information security, service quality management, parallel algorithms, system exchange operators, quality of service, networks of cellular mobile communication, infocommunication services.

References

1. Maksimenko V.N. (2018). A categorical approach to the study of aspects of information protection and quality management of services and services in cellular mobile networks. T-Comm. Vol. 12. No. 9. pp. 41-49.

2. Hassan Gomaa. (201 1). Designing Concurrent, Distributed, and Real Time Applications with UML.: Translation With English. Moscow: DMK Press. 704 p.

3. Maksimenko V.N. (2004). Quality of information security services on cellular mobile networks. Mobile systems. No.10, pp. 44-48.

4. Maksimenko V.N. (2007). Subscriber location service as a means of protection in a cellular mobile communication network. Izvestiya SFU. Technical science. No. 4 (76), pp. 151-155.

5. Belfer R.A., Maksimenko V.N. (2002). The approach to the development of the concept of assessing the level of security of third-generation mobile systems Collection of works of the scientific-practical conference "Information Security" May 28-3 1, Publisher TSURE, pp. 205-207.

6. Sheluchin O.I. (2008). Self-similarity and a fractal. Telecommunication appendices. Moscow: Fizmatizdat 362 p.

7. Maksimenko V.N., Filippov A.A. (2008). Data center in the quality management system of a cellular operator. T-Comm. No.6, pp. 47-51.

8. Maksimenko V.N., Afanasyev V.V. Volkov N.V. (2007). Information security in cellular mobile networks. Moscow: Hotline-Telecom. 360 p.

9. Maksimenko V.N., Kudin A.V., Ledovskoy A.I. (2007). The safety and quality of mobile cellular services: A terminological reference. Moscow: Hotline-Telecom. 244 p.

10. Maksimenko V.N., Vasilyev M.A. (2011). The method of calculating the standardized indicators of the quality of additional services on mobile networks. T-Comm. No. 4. pp. 26-28.

11. Maksimenko V.N. (2010). Integration of information protection methods and assessment of the quality of services in cellular mobile networks. Materials of the XI International Scientific and Practical Conference "Information Security" Part 1. Taganrog, Publishing House of TTI SFD, pp. 236-240.

12. Evreinov E.V. Kosarev Yu.G. (1966). Uniform universal computing systems of high performance. Moscow: Science. P. 307.

13. Maksimenko V.N. (2008). Building categories of security and quality of cellular mobile services. Materials of the X International Scientific and Practical Conference "Information Security" Part 2. Taganrog, TTI SFD Publishing House, pp. 117-119.

14. ITU-T Recommendation Y.110 (06/98) Global Information Infrastructure principles and framework architecture.

15. ITU-T M.3I90, Shared information and data model, SID.

Information about author:

Vladimir N. Maksimenko, Associate Professor of the IB Department, Ph.D., MTUCI, Moscow Russia

7ТЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.