Научная статья на тему 'Конвергенция как способ повышения эффективности логистических систем'

Конвергенция как способ повышения эффективности логистических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военная логистика / Интернет вещей / «Индустрия 4.0» / конвергентный подход / логистизация / продукция военного назначения / цепь поставок. / military logistics / Internet of things / «Industry 4.0» / convergent approach / logistics / military products / sup- ply chain.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанов А. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конвергенция как способ повышения эффективности логистических систем»

Курбанов А.Х

д.э.н., доцент Военной академии материально-технического обеспечения

kurbanov-83@yandex.ru

КОНВЕРГЕНЦИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Ключевые слова: военная логистика, Интернет вещей, «Индустрия 4.0», конвергентный подход, логистиза-ция, продукция военного назначения, цепь поставок.

Keywords: military logistics, Internet of things, «Industry 4.0», convergent approach, logistics, military products, supply chain.

Несмотря на то, что логистический подход стал признаваться большинством участников цепи снабжения, российская логистика продолжает оставаться неоднородной как в научном аспекте, так и в практическом применении. По итогам 2016 года качество логистической инфраструктуры в России (по пятибалльной шкале) оценивается в 2,43 балла, простота организации международных поставок товаров - 2,45, качество логистических услуг - 2,76, возможность отслеживания грузов - 2,62, своевременность доставки - 3,15. Россия и раньше не была лидером по этим показателям, но сейчас ее позиции еще и падают. В сравнении с 2014 годом по совокупности показателей Россия спустилась с 90-й позиции на 99-ю, по качеству инфраструктуры - с 77-го места на 94-е. Только по показателю «качество логистики» Россия сдвинулась вверх на восемь позиций, с 80-го места на 72-е из 160 [12]. Это связано с одной стороны с тем, что представители научного сообщества и бизнеса используют множество (порой несовместимых между собой) различных логистических технологий, разрабатывают и применяют частные модели, методы, методики и алгоритмы, предназначенные для логистизации процессов материально-технического обеспечения потребителей [6; 10]. С другой стороны, незначительной продолжает оставаться роль государства, которому необходимо ускорить создание нормативной базы, необходимой для внедрения современных логистических технологий [9].

Логистические системы развиваются непрерывно, изменяются подходы к построению цепи снабжения, они становятся всё более интегрированными и гибкими с точки зрения всех участников логистических отношений. Большое будущее в сфере логистики предсказывается Интернету вещей [15]. Компании, стремящиеся использовать Интернет вещей в своей деятельности, должны ориентироваться на то, что необходимо не просто рассматривать вопрос о внедрении единого прецедента в рамках складской работы, транспортировки или доставки к месту назначения. Ключ к успеху лежит в понимании возможностей его применения в различных областях [15].

С точки зрения теории логистики Интернет вещей может соединять различные активы по цепи поставок, а затем анализировать данные, полученные из этих соединений для генерирования новых идей. Благодаря этому Интернет вещей позволяет логистическим услугам достигнуть более высоких уровней эксплуатационной эффективности, создавая индивидуальные, динамические и автоматизированные услуги для своих клиентов [15].

В свою очередь «Индустрия 4.0» так же обладает перспективами применения в логистической сфере. Одним из наиболее ощутимых аспектов четвертой промышленной революции является идея «сервис-ориентированного проектирования». Оно может варьировать от пользователей, использующих заводские настройки для производства собственных продуктов, до компаний, которые поставляют индивидуальные продукты индивидуальным потребителям (организуют пошив отдельных предметов одежды по индивидуальным заказам с учетом антропометрических характеристик заказчиков).

Потенциал такого вида производства огромен. Применительно к одежде, например, это означает, что, если какой-то предмет «знает» (это достигается наличием специальных датчиков вшитых, например, в подкладку), что скоро его сроки эксплуатации подходят к концу, он может уведомить фабрику, на которой будет поставлена в очередь задача произвести новый предмет. Когда придет время приобрести новую одежду (или обувь), она уже будет доставлена домой или в пункт выдачи заказов. Возможна также и гибкая доставка в случае, если клиент находится на работе или даже в другом городе.

Далее перейдем к особенностям функционирования ведомственных логистических систем. Рассмотрим их на примере системы материально-технического обеспечения (МТО) военной организации государства (Вооруженных сил Российской Федерации), которая функционирует в интересах обеспечения военных потребителей продукцией, работами и услугами. Систему МТО ВС РФ принято относить к числу наиболее масштабных. Она аккумулируют в себе все типичные проблемы логистических систем: иерархичность, территориальную разветвленность, большое количество номенклатурных позиций, высокую стоимость запасных частей и проч. [11]. Взаимодействие элементов системы МТО ВС РФ представляет собой сложный комплекс информационных процессов, охватывающих заказчика, потребителей, поставщиков, соответствующие отделы и службы, склады, арсеналы и т.д. Информационные процессы, протекающие в системе, как и любые информационные процессы, предполагают сбор, обработку, хранение и форми-

рование новой агрегированной информации о состоянии системы. На основе получаемой таким образом информации принимаются решения и предпринимаются соответствующие действия [4, 5]. Поэтому эффективность информационных процессов во многом определяет эффективность функционирования системы МТО ВС РФ [4]. В связи с этим внедрение логистических инноваций в военной сфере может быть ориентировано, прежде всего, на повышение эффективности информационных процессов (здесь просматривается прямая связь с коммерческими логистическими системами). К основным инновациям в этой области, по оценкам военных специалистов, следует отнести создание автоматизированных систем управления логистическими процессами в ВС РФ, внедрение средств автоматической идентификации продукции военного назначения, развитие системы каталогизации предметов снабжения ВС РФ и др. [8, 11]

Внедрение данной автоматизированной системы позволит обеспечить эффективное решение следующих основных задач [5, 8]: учет состояния, движения всего спектра материальных ресурсов (предметов снабжения, ГСМ, расходных материалов, военно-технического имущества и др.); сбор и оценка потребностей воинских формирований в материальных ресурсах, работах и услугах; оценка объемов закупаемых ресурсов; планирование выполнения работ и поставок ресурсов; рациональное расходование материальных средств; оценка затрат на МТО военных потребителей.

По нашему мнению, перспективным направлением развития управления логистическими процессами в ВС РФ является использование средств объективного контроля и сопряженных с ними программно-технических комплексов, предназначенных для сбора, хранения и обработки данных по наличию, потребности, учету движения и расхода материальных ресурсов. Данная технология позволяет регистрировать и передавать в органы военного управления данные о техническом состоянии, движении военной техники, расходе ГСМ, что обеспечивает высокую достоверность и актуальность сведений, необходимых для принятия решения по управлению МТО.

Если говорить о возможностях конвергенции коммерческой и ведомственной логистики, то необходимо исходить из того, что под конвергенцией нами понимается процесс сближения и поиска компромиссов между двумя логистическими подходами, которые обладают как одинаковыми, так и специфическими характеристиками. Коммерческие логистические системы более открыты и, как правило, готовы к быстрым изменениям, внедрению новых управленческих и технических инноваций. Ведомственные логистические системы, напротив, консервативны. Информация по обеспечению военных потребителей продукцией (номенклатура и объём материальных средств, подлежащих поставке или размещенных на объектах хранения), как правило, имеет ограничения в доступе. Тем не менее, современные реалии таковы, что конвергентный подход при оптимизации цепей поставок в ведомственных логистических системах предполагает возможное сближение различных способов оптимизации цепей поставок, используемых коммерческими компаниями, так или иначе встроенными в систему поставок продукции военного назначения.

Для формирования единого понимания направлений конвергенции при оптимизации цепей поставок в ведомственных логистических системах рассмотрим основные уровни, на которых возможно использование новых нетрадиционных для системы МТО ВС РФ технологий и подходов. Всего можно выделить три уровня:

1) стратегический уровень, на котором осуществляется решение задач, возникающих перед военными логистическими системами (развитие, администрирование логистической системы, выполнение основных управленческих функций для достижения её основных целей);

2) оперативный уровень (управление движением материально-технических ресурсов, необходимых для функционирования военной организации), основная задача которого состоит в обеспечении постоянного контроля над ходом выполнения производственных заказов и оказании необходимого воздействия на логистическую систему с тем, чтобы удерживать её параметры в заданных пределах для достижения поставленных перед организацией целей. На данном уровне можно выделить такие его основные функции управления движением потоков, как прогнозирование потребности, планирование поставок, координация действий, контроль выполнения поставок и анализ эффективности;

3) тактический уровень: получение материальных средств, транспортировка материальных средств, их грузопе-реработка, складирование и распределение.

Представленные нами уровни логистической системы были сопоставлены с возможными направлениями конвергенции коммерческой и ведомственной логистики. В результате была получена матрица применимости перспективных логистических технологий на конкретном уровне, в которой просматривается соблюдение принципа «задача-инструмент-решение» (см. табл.).

В рамках конвергенции коммерческой и ведомственной логистики нельзя забывать о том, что данный процесс обладает некоторыми особенностями, в первую очередь они будут связаны с необходимостью значительных инвестиций в развитие логистических систем, нахождение общих свойств и верификации принципов совместной работы. Второй особенностью является необходимость сохранения и защиты сведений по реальным объемам материальных средств, производимых и поставляемых в интересах военной организации государства и недопущение сбора, анализа и использования соответствующей в интересах разведывательных служб иностранных государств.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что для достижения целей внедрения конвергентного подхода при оптимизации цепей поставок в коммерческих и ведомственных логистических системах необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач:

- обеспечить гибкий подход к использованию существующих технологий для различных видов логистических систем;

- совместить элементы администрирования для обмена информацией между всеми участниками логистических процессов;

Таблица 1

Матрица оценки применимости перспективных логистических технологий в рамках конвергенции коммерческой и ведомственной логистики

Уровень логистической системы Используемые подходы (существующие и перспективные)

Ведомственные логистические системы Коммерческие логистические системы

Стратегический (планирование развития, администрирование логистической системы, выполнение основных управленческих функций) Администрирование логистической системы осуществляется централизованно, все решения принимаются после согласования на всех уровнях управления. Мероприятия планирования, как правило, носят краткосрочный и среднесрочный характер Используется как централизованный, так и децентрализованный подход. В логистических системах за счет высокой степени внедрения ИТ некоторые управленческие решения могут приниматься без участия человека. Существует возможность долгосрочного планирования в развитии логистических систем

Допускается расширение степеней автоматизации процессов МТО военных потребителей, разработка и внедрение алгоритмов и программ, целью которых является повышение степени автономности при выполнении некоторых административных задач в рамках планирования логистического обеспечения

Оперативный (прогнозирование потребности в материальных средствах, планирование поставок, координация, контроль и анализ эффективности логистических процессов) Задачи выполняются, как правило, с использованием классических технологий. Использование ИТ носит ограниченный, фрагментарный характер, что существенно снижает эффективность их использования, документооборот осуществляется на бумажных носителях. Мероприятия контроля и анализа логистических процессов предполагают непосредственное участие человека Широко используются ИТ-технологии. Применение современных логистических концепций делает возможным автоматическое пополнение запасов, перераспределение их между складами с учётом потребности. Процесс контроля и анализа эффективности логистических систем позволяет в реальном масштабе времени оценивать результативность логистических операций

В процессе конвергенции возможна адаптация технологий коммерческого канального распределения для обеспечения военных потребителей. Так, например, перспективным представляется внедрение Интернета вещей и элементов «Индустрии 4.0». Прогнозирование и планирование может осуществляться путём подключения всех потребителей в единую сеть, в результате чего увеличится степень достоверности потребности в материальных и технических средствах (она будет определять не нормативным методом, а расчетным, с учётом реального износа). При этом возможно отступление от централизованной модели обеспечения. Это приведет к сокращению количества элементов в цепочке поставок и снизит объем запасов, хранимых на складах. Контроль, анализ и оценка эффективности ведомственных логистических систем будут осуществляться полностью в автоматическом режиме

Тактический (получение материальных средств, их перевозка, переработка, хранение и выдача (продажа)) Существующая схема поставок материальных средств практически не подвергалась трансформации с середины ХХ века. Транспорт, склад, конечный потребитель связаны между собой операциями погрузки/разгрузки, приема/выдачи в определенные (установленные) сроки (периоды). В режиме реального времени конечному потребителю информация о наличии и количестве материальных средств, хранимых на складе, как правило, недоступна. Отслеживание их движения, за некоторым исключением, в логистической системе также невозможно Логистические операции, осуществляемые на «последней миле доставки» не рассматриваются изолированно. Всё, начиная с характеристик товара и его упаковки заканчивая отзывом конечного потребителя представляет собой единую систему, синхронизированную во времени и пространстве. Возможно отслеживание движения заказа по логистической системе, как по контрольным точкам его прохождения, так и в режиме реального времени. В зависимости от результативности деятельности система постоянно адаптируется к требованиям заказчиков

Тактический уровень логистической системы обладает существенными перспективами внедрения современных логистических технологий поскольку, в отличии от стратегического и оперативного, он непосредственно связан с конечными потребителями. Востребованным могут быть не только технические инновации, позволяющие отслеживать и контролировать перемещение (хранение) материальных средств в реальном масштабе времени, но управленческие решения, внедрение которых будет способствовать повышению эффективности системы доставки конечной продукции путем использования мобильных пунктов выдачи заказов, почтаматов, привлечения логистических операторов, имеющих развитую сеть филиалов и проч.

Источник: разработано автором на основе анализа работ [2, 4, 7, 8, 9, 13, 14, 15], результатов собственных исследований [5,

10, 11].

- сформировать систему конфиденциальной обработки данных закрытого характера (шифрование, защита информации и проч.);

- сфокусироваться на внедрении и использовании Интернета вещей путём создания целой сети умных активов, связанных между собой по всей цепи поставок.

Список литературы

1. Amazon запатентовал воздушные склады. N+1. - https://nplus1.ru/news/2016/12/29/Amazon-go-ahead

2. Адибекян О.А. Категориальность дивергенции и конвергенции // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. - № 1. -С. 225-230.

3. Антонян К.К. Конвергенция - магистральный путь социально-экономического развития современности // Статистика и Экономика. 2013. - № 2. - С. 8-12.

4. Бабенков В.И., Бабенков А.В. Критерии оценки эффективности логистических процессов в системе материально-технического обеспечения // Коммерция и логистика сборник научных трудов / Под ред. В.В. Щербакова, А.В. Парфенова и Е.А. Смирновой. -СПб., 2011. - С. 31-33.

5. Военная логистика: история, методология, современное состояние и перспективы развития: Коллективная монография / Под ред. д.э.н., доцента Курбанова А. Х. - СПб.: ООО «Копи-Р Групп», 2014. - 284 с.

6. Ворушилин Л. В., Курбанов А. Х. Может ли компания заниматься логистикой самостоятельно // Логистика. 2013. - № 12 (85). -С. 57-59.

7. Козин М.Н., Яковлев С.С. Государственное регулирование инновационным развитием страны: оптимальные пути и перспективы // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Рязань: АПиУ ФСИН, 2016. - С. 1224-1228.

8. Коновалов В.Б. Материально-техническое (тыловое и техническое) обеспечение силового компонента государства: направления интеграции и координации // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. Сборник научных трудов. - СПб.: СПбПУ, 2017. - С. 7-17.

9. Котляров И. Д. Услуга или манипулирование: взаимодействие Интернет-магазинов с потребителями // Интернет-маркетинг. 2016. - № 6. - С. 358-364.

10. Курбанов А.Х., Курбанов Т.Х., Шаламов Д.В. Эволюция инструментария логистики и его роль в принятии управленческих решений // Логистика. 2017. - № 7. - С. 40-44.

11. Курбанов А.Х., Мостовой А.А., Мартынов М.В. Концепция военной логистики в современных социально-экономических условиях // Логистика. 2012. - № 10 (71). - С. 55-59.

12. Лопатина Т., Перечнева И. Завести локомотив // Эксперт. - М., 2017. - № 45 (1051).

13. Плотников В.А. К вопросу о формировании сетевой экономики // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. Сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2014. - С. 225-228.

14. Плотников В.А., Самойлова Т.Д. Особенности управления резервами организаций торговли // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфере, технологии. 2017. - № 2 (32). - С. 50-53.

15. Internet of things in logistics. A collaborative report by DHL and Cisco on implications and use cares for the logistics industry, 2015. -http://www.dhl.com/content/dam/Local_Images/g0/New_aboutus/innovation/DHLTrendReport_Internet_of_things.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.