Научная статья на тему 'Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Консультационная встреча по торговле соколами для нужд соколиной охоты. Абу-Даби, 16-19 мая 2004 г. Итоговое заключение'

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Консультационная встреча по торговле соколами для нужд соколиной охоты. Абу-Даби, 16-19 мая 2004 г. Итоговое заключение Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТЕС / БАЛОБАН / СОКОЛИНАЯ ОХОТА / СОКОЛЫ / КОНТРОБАНДА / FALCO CHERRUG / CITES / FALCONS / SMUGGLING / SAKER FALCON / FALCONRY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Консультационная встреча по торговле соколами для нужд соколиной охоты. Абу-Даби, 16-19 мая 2004 г. Итоговое заключение»

CONVENTION ON INTERNATIONAL TRADE IN ENDANGERED SPECIES OF WILD FAUNA AND FLORA Consultative meeting on trade in falcons for falconry Abu Dhabi, 16-19 May 2004. Summary record КОНВЕНЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ВИДАМИ ДИКОЙ ФАУНЫ И ФЛОРЫ, НАХОДЯЩИМИСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ

Консультационная встреча по торговле соколами для нужд соколиной охоты Абу Даби, 16-19 мая 2004 Итоговое заключение

16 по 19 мая 2004 г. в Абу-Лаби прошла итоговая встреча, организованная Руководством СИГЕС и учеными ОАЭ, на которой присутствовали правительственные и неправительственные организации, а также наблюлатели из следующих стран: Канала, Греческая Республика, Египет, Германия, Венгрия, Иордания, Казахстан, Кувейт, Монголия, Пакистан, Катар, Россия, Саудовская Аравия, Гунис, ОАЭ, Великобритания, Гуркменистан, Birdlife International, Greifvogel-zuchtverband и международная ассоциация сокольников (International Association for Falconry).

Лелегаты отметили, что практика соколиной охоты насчитывает сотни лет и занимает важнейшее место в тра-лициях и культуре многих стран, особенно стран Пер-силского залива. Они олобрили меры, прелпринимаемые рялом стран по контролю за использованием соколов лля соколиной охоты и отметили важность разработки и расширения таких мер во всех странах, занимающихся импортом, экспортом, реэкспортом и транзитом соколов.

Контроль отлова, экспорта и определение экспортных квот

Лелегаты отметили, что необхолимо напомнить некоторым странам, разрешившим отлов и экспорт соколов из ликой приролы, о требовании ло разрешения экспорта собрать свеления о численности соколов, чтобы отлов не наносил ущерб их ликим популяциям. Гакже было выражено беспокойство отсутствием у некоторых стран лос-таточной информации относительно размеров популяций соколов, и, слеловательно, лостоверных свелений по статьям III и IV СИГЕС, которые имеют отношение к выживанию вила в прироле. Лелегаты поддержали использование разработанного IUCN руковолства по безвредному сбору свелений о ликих популяциях.

Делегаты одобрили действия стран, включающих ареал балобана (Falco cherrug) и торгующих этим видом, объединившихся с комитетом по животным (Animals Committee) и секретариатом СИТЕС с целью определения научно обоснованного уровня экспорта соколов. Они также выразили убежденность в ва>кности охраны диких популяций балобана.

Лелегаты выразили желание, чтобы лействия всех организаций (стран членов и не членов СИГЕС), занимающихся вылачей разрешений на экспорт соколов, были прозрачными и честными, особенно в отношении оплаты квот торговцам, и отметили важность этого лля Секретариата СИГЕС, ученых и властей. Были олобрены все организации, занимающиеся легализацией экспорта, прелоставив-шие полробную информацию по квотам в Секретариат лля публикации на сайте СИГЕС.

Материалы для претворения в жизнь

Лелегаты отметили, что незаконная торговля вызывает большое беспокойство и угрожает существованию популяций некоторых вилов, в частности балобана.

Лелегаты считают, что существует насущная необхоли-

A consultative meeting, hosted by the CITES Management Authorities and Scientific Authority of the United Arab Emirates, was held in Abu Dhabi from 16 to 19 May 2004 and was attended by representatives of the following Parties, non-Party and observer organizations: Canada, the Czech Republic, Egypt, Germany, Hungary, Jordan, Kazakhstan, Kuwait, Mongolia, Pakistan, Qatar, the Russian Federation, Saudi Arabia, Tunisia, the United Arab Emirates, the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, Turkmenistan, Birdlife International, Greifvogel-zuchtverband and the International Association for Falconry.

Delegates noted that falconry has been practised for hundreds of years and that it has an important traditional and cultural place in many countries, especially in the Gulf States. They recognized the efforts being made by many countries to ensure that the use of falcons for falconry is conducted in a sustainable manner and believed that it was important to develop and expand further such efforts, in all States of import, export, re-export and transit.

Establishment and management of catch and export quotas

Delegates believed it was necessary to remind some countries that authorize the capture and export falcons from the wild of the requirement to make non-detriment findings prior to authorizing exports. Concern was also expressed that, in some countries, insufficient information is available regarding the population sizes of falcons, and that it was therefore difficult to make the findings required under Articles III and IV of CITES relating to the survival of the species in the wild. Delegates encouraged the use of the guidance relating to the making of non-detriment findings that has been produced by IUCN.

Delegates encouraged range States of Falco cherrug affected by the current Review of Significant Trade of this species to cooperate with the Animals Committee and CITES Secretariat in providing information about the scientific basis upon which they determine the level of export of falcons that can be authorized. They also expressed their belief that this was an important process to help safeguard wild populations of Falco cherrug.

Delegates expressed their desire that all Parties and nonParties authorizing exports of falcon species should do so in a transparent and fair manner, especially with regard to the disbursement of quotas to traders and believed that this was a matter for CITES Management and Scientific Authorities to determine. All Parties and non-Parties that authorize exports were encouraged to supply detailed quota information to the Secretariat which should make it available on the CITES website.

Enforcement matters

Delegates noted that illicit trade in falcons was of great concern and that it threatens the survival of wild populations of some species, in particular Falco cherrug.

мость повышения освеломленности срели сокольников касательно условий Конвенции СИГЕС, очень низкой численности популяций балобана и значительного влияния незаконной торговли на состояние ликих популяций птиц. Они также отметили необхолимость повышения уровня освеломленности и полготовки сре-ли прелставителей силовых веломств, вовлеченных в реализацию Конвенции, провеления положений Конвенции в национальное законодательство и борьбы с незаконным отловом соколов из приролы.

Была отмечена необхолимость лля всех стран, осуществляющих импорт, экспорт, реэкспорт и транзит соколов, обеспечения освеломленности срели персонала служб безопасности аэропортов и таможен о СИГЕС и потенциальной роли, которую они могут сыграть в обнаружении контрабанлы соколов.

Лелегаты отметили важную роль Совета стран Персил-ского залива, которую он играет в облегчении согласованного полхола к регуляции торговли соколами странами Персилского залива.

Лелегаты приветствовали инициативу некоторых Сторон по осуществлению регистрации собственности на соколов и выразили поощрение реализации полобных проектов всеми странами залива, а также лругими странами, гле значительное число соколов нахолится в частных руках. Они отметили, что проекты по обязательной регистрации, в которых требуется полтверлить законность приобретаемых соколов, обеспечивают илентификацию нелегально приобретенных и нелегально проланных птиц и выступают в качестве срелства слерживания нелегального импорта и нелегального приобретения соколов.

Лелегаты напомнили, что согласно Решению 9.15 Конференции стран членов СИГЕС в условиях СИГЕС не может быть исключений независимо от липломатичес-кого или социального статуса человека. Они полагают, что лействия отлельных персон, имеющих липломатичес-кий, VIP или лругой социальный статус, которые отказываются полчиняться требованиям Конвенции и национального законолательства, рискуют полорвать усилия управления СИГЕС и силовых веломств по осуществлению законов СИГЕС и местных законов и полают плохой пример лля лругих сокольников. К тому же, лелегаты рекоменловали правительствам тех стран, гле охота с соколами запрещена или регулируется, возлержаться от уступок лля лиц, имеющих липломатический, VIP или лругой высокий социальный статус, т.к. это часто связано с нарушением Конвенции.

Лелегаты опрелелили необхолимость лля стран обмениваться информацией относительно нелегальной торговли соколами. В частности, страны, изымающие соколов, провозимых контрабанлой, лолжны сообщать заинтересованным странам о кажлом конкретном случае контрабанлы лля выявления лиц, вовлеченных в нелегальную торговлю на кажлом этапе транзита, и принятия соответствующих мер против них.

Лелегаты отметили прелложение, вынесенное на 13ую встречу стран членов СИГЕС, о необхолимости учреждения специальных оперативных групп СИГЕС (Enforcement Task Forces). Они также считают, что в случае принятия этого прелложения, нелегальная торговля лолжша стать объектом внимания такой оперативной группы.

Delegates believed that there is a need to raise awareness among falconers of the provisions of the Convention, the seriously low levels of Falco cherrug populations and the significant impact of illicit trade on wild populations of birds, in order to encourage compliance with CITES. They also believed there was a need for awareness-raising and training for law enforcement officials who are involved in implementing the Convention, enforcing national legislation and combating illegal capture of falcons from the wild.

The need was also noted for all countries of import, export, re-export and transit of falcons to ensure that airport security, airline company and all border control staff are aware of CITES and of the potential role that they might play in the detection of the smuggling of falcons, e.g. during the examination of vehicles, vessels and passenger baggage.

Delegates noted the important role that the Gulf Cooperation Council could play in facilitating a harmonized approach to the regulation of trade in falcons by Gulf States.

Delegates welcomed the initiative of some Parties to engage in national schemes to register the ownership of falcons and encouraged the implementation of such schemes by all Gulf States and other countries where there is significant private ownership of falcons. They believed that mandatory registration schemes, where there is a requirement to demonstrate the legal acquisition of individual falcons, provide for the ready identification of illicitly-acquired and illicitly-traded birds and act as a deterrent to those that might wish to illegally import or illegally acquire falcons.

Delegates recalled, as stated in Decision 9.15 of the Conference of the Parties, that there is no immunity from the provisions of CITES regardless of a person's diplomatic or social status. They believed that the actions of some persons holding diplomatic, VIP or other high social status, who fail to comply with the requirements of the Convention and national legislation, risk undermining the efforts of CITES Management Authorities and law enforcement agencies to implement CITES and domestic law and set a very poor example to others in the falconry community. Additionally, delegates discouraged the governments of countries where hunting with falcons is prohibited or regulated from waiving such prohibitions or regulations for persons holding diplomatic, VIP or other high social status, as this has often been associated with violations of the Convention. It was suggested that specific awareness-raising for persons with diplomatic, VIP and other high social status may be appropriate.

Delegates stressed the need for countries to exchange information regarding illicit trade in falcons. In particular, countries seizing falcons being smuggled cross-border should advise the relevant countries of origin and transit so that such cases can be fully investigated with a view to identifying and taking action against the persons engaged at each stage in illicit trade.

Delegates noted the proposal, to be made at the 13th meeting of the Conference of the Parties, that ad hoc CITES Enforcement Task Forces should be established. They believed that, if this was adopted at CoP13, illicit trade in falcons should be the subject of such a Task Force.

Использование сертификатов собственности (включая паспорта соколов)

Лелегаты отметили, что концепция сертификатов собственности несколько облегчает получение разрешения на провоз соколов, нахолящихся в личной собственности, за рубеж. Ho, в сочетании с национальными требованиями по регистрации, использование таких сертификатов может способствовать слерживанию нелегальной торговли, являясь лополнительной мерой лля полтвержления легального происхождения соколов. Олнако они признали, что материалы по сертификатам собственности лля сокольников требуют корректировки, или лолжен быть принят к рассмотрению проект резолюции, связанный с торговлей соколов лля соколиной охоты.

Лепутаты олобрили включение в локументы на разрешение вывоза соколов информации лополнительной к той, что уже солержится в соколиных паспортах и локументах на провоз. В частности, они поллержали внесение информации о стране-экспортере сокола, его происхожлении (ликий или вывеленный в неволе), и локументы, полтвержлающие законность приобретения птицы. Было такж^е прелложено отказаться от термина «паспорт» в булущем, т.к. он вызвал некоторую неразбериху относительно сферы таких локумен-тов и их принятия странами.

Лелегаты опрелелили необхолимость лля всех стран членов CMTEC проинформировать Cекретариат об их готовности разрешить торговлю соколами по сертификатам собственности и использовать такие сертификаты.

Разведение в неволе

Лелегаты выразили беспокойство тем, что, хотя некоторые госуларства строго регулируют развеление соколов в неволе и осуществляют регулярные проверки, некоторые мероприятия по развелению проверяются не лостаточно и используются неразборчивыми торговцами лля «отмывания» соколов, изъятых из приро-лы. Tаккiе было выражено беспокойство, что сокола, незаконно изъятые из приролы или незаконно импортированные, иногла используются в питомниках лля развеления. Было признано преимущество использования ЛИК-анализа лля полтвержления происхождения сокола.

ЛEЛEГATЫ ОTMETИЛИ, ЧТО РОCT ИCПОЛЬЗОВAHИЯ В CОКОЛИHОЙ ОXОTE ВЫВEЛEHHЫX В HEВОЛE СКОЛОВ CПОCОБCTВУET УMEHЬШE-HИЮ ПРECCA HA E^^EH^/E ПОПУЛЯЦИИ. Ta^E PAЗВEЛEHИE, ПРИ ЛОЛЖHОM УПPAВЛEHИИ И PEГУЛИPОВAHИИ CОКОЛИHОГО БИЗ-HECA, А TAКЖE ПРИ ВЫПОЛHEHИИ ЛРУГЖ MEP ПО CОXPAHEHИЮ ЄОКОЛОВ, MOIKET БЫП ОCОБEHHО ПОЛEЗHЫM ЛЛЯ TEX CTFAH, ГМ ЧИCЛEHHОCTЬ EO'E^EH^^ ПОПУЛЯЦИЙ CEPЬEЗHО ЄОКР.ATmACЬ.

Было ОTMEЧEHО, ЧЮ ИCПОЛЬЗОВAHИE ИCКУCCTВEHHЫX ГШЗЛ ВME-

CTE C ЛPУГИMИ MEPAMИ ПО ОXPAHE CПОCОБCTВОВAЛ PAЗMHОЖE-HИЮ ЄОКОЛОВ В ПPИPОЛE.

Лелегаты отметили, что возмож<но существование угрозы генетической чистоте ликих популяций соколов, вызванной случайной утерей гибрилных соколов. Они призвали сокольников, использующих гибрилы, использовать срелства, помогающие отслеживать и повторно отлавливать улетевших птиц.

Use of certificates of ownership (including falcon passports)

Delegates noted that the concept of certificates of ownership offers some positive gains in facilitating the authorization of frequent cross-border movements of personally owned falcons. They also believed that, when combined with national registration schemes, the use of such certificates could help deter illicit trade and was an additional measure in confirming the legal origin of falcons. However, they believed that there are matters relating to certificates of ownership for falconers that Resolution Conf.10.20 does not adequately address and that either it should be amended or consideration be given to the drafting of a resolution related to trade in falcons for falconry.

Delegates encouraged the inclusion in documents authorizing cross-border movements of falcons of information additional to that provided in existing falcon passports and travel documents. In particular, they encouraged the recording of the country of origin of the falcon, its source (wild or captive-bred), and a reference to the proof of legal acquisition (e.g. the number of the relevant export permit or re-export certificate, captive-breeding operation or licence for removal from the wild). It was also suggested that the term ‘passport' be avoided in future, as it had caused some confusion regarding the scope of such documents and their acceptance by countries of destination.

Delegates stressed the need for all Parties to inform the Secretariat of their willingness to accept trade in falcons authorized by certificates of ownership and their use of such certificates.

Captive-breeding

Delegates expressed their concern that, although some States regulate captive breeding of falcons strictly and carry out regular inspections, some captive-breeding operations are not adequately monitored and are used by unscrupulous traders to ‘launder' falcons that have been taken from the wild. An additional concern was that falcons taken illegally from the wild or illegally imported are sometimes used as breeding stock. The benefits of using DNA profiling to confirm parent-offspring relationships was acknowledged.

Delegates noted that increasing the use of captive-bred falcons in falconry helps reduce the pressure on wild populations. They recognized that, when appropriately operated and regulated, and provided other conservation measures are also implemented, such breeding might be particularly beneficial for those countries where wild populations have seriously declined, especially if operations include a release element that meets existing IUCN reintroduction criteria. The success achieved in using artificial nesting sites to encourage breeding in the wild was noted and, together with other in situ conservation measures, its potential for the future was also acknowledged.

Delegates noted that there may be a threat to the genetic purity of wild falcon populations caused by the accidental escape of hybrid falcons. They encouraged falconers using hybrids to use means to assist the tracking and recapture of birds that escaped.

Мечение

Лелегаты выразили желание о принятии согласованного полхола к мечению птиц. Было отмечено, что специализированные службы контроля оборота птиц в странах ЕС, Америки и Каналы в настоящее время требуют использование цельных колец. Если по каким-то причинам это невозможно, то слелует использовать микрочипы. Настоящей резолюцией СИГЕС принимается использование как колец, так и микрочипов. Лелегаты отметили существование таких новейших метолов маркировки как ID CHIPS, так и ‘Mark and Bank’.

Лелегаты отметили, что было бы полезно лля конференции стран членов СИГЕС слелать рекоменлации по станлартизации размеров колец и формату информации, которую они несут. Было прелложено включить ISO кол страны, в которой кольцо было слелано. Было олоб-рено использование цельных колец, полхолящих по размеру лля вила и пола птицы, которые могут быть олеты только на птенцов, при развелении птиц в неволе.

Лелегаты признали, тем не менее, что кольцевание или микрочипирование птиц не могут полностью исключить возможность «отмывания» птиц и напомнили, что использование анализа ЛНК может помочь при решении спорных вопросов при выяснении происхожления птиц.

Была прелложена необхолимость проверки объекта по базе ланных, в которой хранится информация о мечении.

Секретариат обязался ловести эти материалы ло внимания Комитета СИГЕС, который мог бы направить их в наллежащие органы в качестве вопроса лля технического внелрения.

Общие материалы

Лелегаты отметили, что экспертами Birdlife International балобан внесен в Красный список МСОП как угрожаемый вил с категорией «поставленный пол угрозу» (Endangered) из-за высоких темпов снижения численности в нелавнем прошлом.

Лелегаты отметили, что в результате контактов в холе консультативной встречи лолжны быть слеланы попытки утверлить Европейский план лействий по сохранению балобана*.

Лелегаты потребовали, чтобы итоговая запись их лис-куссий была прелставлена к 51 встрече Комитета СИГЕС, а также в липломатических миссиях стран членов СИГЕС в Женеве.

Объелиненные Арабские Эмираты прелложили, чтобы при оценке квот лля отлова соколов из приролы квоты лолжны быть сбалансированы по полу и не включили взрослых птиц. Гем не менее, так как эта проблема была полнята на послелнем этапе Встречи, когла прелставите-ли некоторых стран, устанавливающих квоты, уже отсутствовали, лелегаты согласились, что хотя этот материал и важен, но его можно только отметить**.

Marking

Delegates expressed their wish that a harmonized approach to the marking of birds be adopted. It was noted that the EC Regulation and Canadian and United States' regulations currently require the use of a closed ring. If, for some reason, this is not possible, microchips can be used. The relevant CITES resolution accepts the use of either a ring or microchip. Delegates noted the existence of such procedures as ID CHIPS and ‘Mark and Bank'.

Delegates believed it would be useful for the Conference of the Parties to make recommendations regarding the standardization of sizes of legs rings and format of the information they include. It was suggested that this could include the ISO code for the country in which the ring was issued. The use of closed rings in sizes relevant to the species and sex of the bird, which can only be fitted to chicks, was encouraged for captive-breeding operations.

Delegates acknowledged, however, that the ringing or microchipping of birds cannot totally exclude the possibility of ‘laundering' and recalled that the use of DNA profiling may help prove or disprove claims relating to the origin and source of birds.

It was suggested that the subject of the databases in which marking information would be stored should be examined.

The Secretariat undertook to bring these matters to the attention of the Standing Committee which could direct them to the appropriate body as a technical implementation issue.

General matters

Delegates noted that Birdlife International, as the listing authority for birds on the IUCN Red List, in evaluating the status of the Saker falcon, had found that it now qualifies for threatened status with the category Endangered, owing to the high rate of overall decline in the recent past.

Delegates noted that, as a result of the contacts made during the consultative meeting, attempts would be made to establish a European action plan for the conservation of Falco cherrug.

Delegates requested that the summary record of their discussions be provided to the 51stmeeting of the Standing Committee and also to the diplomatic missions in Geneva of Parties and non-Parties.

The United Arab Emirates suggested that, when assessing quotas for a harvest of wild falcons, the quota should be balanced between the sexes and not include adult birds. However, owing to the late stage at which this point was raised and the absence of some Parties that establish quotas and which had been present during previous discussions on quotas, the meeting agreed that this matter, although important, could only be noted.

* Конференция Birdlife International по разработке плана лействий по балобану прошла 11-14 февраля в Венгрии. От России на конференции присутствовал проф. Влалимир Михайлович Галушин, презилент Союза охраны птиц России.

** к несчастью, лиспропорция в изъятии из приролы птиц с откровенным уклоном в сторону самок, приобрела угрожающие масштабы и изменить эту ситуацию пока не улалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.