УДК: 336.13
КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И СНИЖЕНИИ РИСКОВ
ПРИМЕНЕНИЯ ДКП
Скалкин В.В., к.э.н., доцент Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия
Минина Т.И., к.э.н., доцент Российский технологический университет - МИРЭА, г. Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются особенности конвенциональной денежно- кредитной политики, бюджетно-налоговой политики в свете теории взаимодействия экономических и политических рынков. Анализируется роль конвенциональной политики и денежно- кредитной политики как продуктов политического рынка. Авторы подчеркивают, что конвенциональная денежно- кредитная политика влияет на динамику спроса и предложения, что, в свою очередь, влияет на цели экономической политики - выпуск, занятость, ценовая стабильность, состояние платежного баланса. Упоминается влияние конвенциональной ДКП на сторону предложения. Выявляется связь лагов конвенциональной денежно- кредитной и налоговой политики с рисками несвоевременного применения данных политик. Заключительный анализ проводится с позиций исторической перспективы развития экономической мысли.
Ключевые слова: конвенциональная денежно- кредитная политика, кредитная политика, риски применения ДКП, бюджетно- налоговая политика, лаги денежно кредитной политики, экономические риски, развитие рыночной теории и экономической мысли.
Под монетарной (денежно- кредитной) политикой в общем смысле подразумевается контроль центрального банка над денежной массой в экономике. Монетарная политика использует влияние изменения количества денег на рынке для изменения процентных ставок и влияние на общие траты. Фискальная политика использует изменения в правительственных тратах и налогах для воздействия на общие траты [18]. Целью монетарной политики является поддержка стабильного развития экономики. Механизм подобной политики заключается в том, что в периоды экономического спада государством
увеличивается объем денежной массы, при подъеме экономики - сдерживается. Поэтому монетарную политику рассматривают как разновидность стабилизационной
(антициклической) политики, она используется, главным образом, для воздействия на
экономику, прежде всего, в краткосрочном периоде.
Большинством современных экономистов монетарная политика рассматривается в качестве наиболее демократического инструмента государственного регулирования национальной экономики [15, с.85], что является признаком работы политического рынка.
В мировой практике существуют четыре общепризнанных цели монетарной политики:
1. стабильный уровень совокупного выпуска (производства);
2. полная занятость ресурсов;
3. стабильный уровень цен;
4. равновесие платежного баланса.
Монетарная политика, воздействуя на
совокупный спрос, влияет на экономическую конъюнктуру [3, с. с. 374].
Как уже было сказано ранее, монетарная политика - это один из инструментов в руках государства для влияния на экономику в целом.
Проведением данной политики занимается специально назначенный орган власти. В нашей стране это Центральный банк Российской Федерации, в Америке Федеральная Резервная Система. В каждой стране существует соответствующий орган.
Как и остальные виды макроэкономической политики, монетарная политика имеет в своей основе несколько важнейших целей:
• оказание непосредственного влияния на инфляцию;
• увеличение числа занятого населения;
• увеличение темпов экономического роста;
• сглаживание циклических колебаний экономики;
• контроль платежного баланса государства.
По видам монетарную политику можно разделить на экспансионистскую и ограничительную.
Первая приводит к увеличению совокупного спроса. Обычно она проводится в кризисные времена, чтобы взбодрить экономику и ведет к увеличению количества денег в обращении в экономике страны. В свою очередь домохозяйства получают больший доход и, следовательно, больше тратят. Организации получают больше денег от домохозяйств из-за роста спроса на их продукцию. Государство получает больше налогов в казну, снижается процентная ставка по кредитам в банках, что подстегивает домохозяйства и организации брать больше кредитов, а процентная ставка по банковским депозитам уменьшается, вынуждая меньше сберегать и больше тратить.
Основными мерами воздействия при данном виде монетарной политики являются:
• снижение процента резервных требований;
• снижение учетной ставки;
• скупка регулирующим органом ценных бумаг.
Ограничительная политика ведет к уменьшению совокупного спроса. Она проводится для уменьшения темпов инфляции,
проводится в основном в период бума и ведет к уменьшению количества денег в экономике страны. В свою очередь, домохозяйства получают меньший доход и, следовательно, меньше тратят, организации получают меньше денег от домохозяйств, из-за роста спроса на их продукцию, государство получает меньше налогов в казну, повышается процентная ставка по кредитам в банках, что делает кредит для домохозяйств и организаций более дорогим, а процентная ставка по банковским депозитам растет, вынуждая больше сберегать и меньше тратить.
Основными мерами воздействия при данном виде монетарной политики являются:
• увеличение процента резервных требований;
• повышение учетной ставки;
• продажа регулирующим органом ценных бумаг.
Как и любая макроэкономическая политика, кредитно-денежная политика имеет свои преимущества и недостатки.
К преимуществам можно отнести следующее:
• Отсутствует задержка по времени, так называемый лаг. В данном случае имеется в виду, что государственные ценные бумаги имеют высокую ликвидность, а также высоконадежны, и решение об их покупке или продаже осуществляется моментально, поскольку на рынке всегда найдется продавец или покупатель в лице населения или банков, желающий соответственно продать или купить ценные бумаги.
• Отсутствует эффект вытеснения. Стимулирующая монетарная политика, в отличие от фискальной, не приводит к вытеснению, а наоборот, оказывает стимулирующий эффект на рынок инвестиций и других автономных расходов, сильно зависящих от процентной ставки.
• Имеет мультипликативный эффект. Рост расходов из-за увеличения предложения денег и снижения процентной ставки ведет к увеличению совокупного выпуска. Помимо
этого, существует и банковский мультипликатор. Например, когда клиент открывает счет в банке, ему выдается банковская карта. Часть денег с расчетного счета идет в центральный банк в качестве резервов. На оставшуюся часть банк выдает другому клиенту кредит. Таким образом, количество денег в экономике
мультипликативно возрастает.
К недостаткам монетарной политики можно отнести следующие факты:
• Инфляция. Пожалуй, самый весомый недостаток монетарной политики - это инфляция. Она может возникнуть при осуществлении стимулирующей монетарной политики, так как рост предложения денег ведет к увеличению цены на товары и услуги. Многие экономисты считают, что есть смысл проводить только сдерживающую кредитно-денежную политику, а в качестве подъема экономики стоит использовать стимулирующую фискальную политику.
• Наличие внешнего лага. Как было сказано ранее, решение об увеличении предложения денег регулирующий орган принимает быстро, однако далее существует несколько этапов, на которых может возникнуть сбой:
1. Нет никаких гарантий, что, увеличив резервы, банки выдадут больше кредитов, так как домохозяйства могут отказаться брать больше кредитов.
2. Существует зависимость между эластичностью спроса на деньги и изменениями процентной ставки и количества денег в экономике. Если кривая спроса неэластична, то незначительное изменение количества денег ведет к существенному падению процентной ставки. И наоборот, при эластичном спросе значительное увеличение количества денежной массы приведет к незначительному снижению процентной ставки.
3. В свою очередь, нужно оценивать эластичность на рынке инвестиций, так как значительное уменьшение ставки процента
может привести к меньшему увеличению инвестиций.
4. Наконец, если на предыдущих шагах все прошло благополучно, то рост совокупных расходов не обязательно увеличит совокупный выпуск. Такая ситуация возможна при полной занятости населения, когда совокупное предложение является вертикальной прямой и соответствует уровню потенциального объема производства.
• Наличие побочных эффектов. При увеличении денежной массы в стране, снижается процентная ставка, следовательно, хранить деньги становится менее выгодно, это приводит к снижению количества депозитов в банках, т.е. снижается коэффициент депонирования, который равен отношению наличных денег к депозитам. Также падение процентной ставки делает кредиты более дешевыми, а значит, менее выгодными для банков. Это снижает их заинтересованность и ведет к увеличению избыточных резервов. Идет рост коэффициента резервирования (отношение суммы резервов к сумме депозитов) и коэффициента депонирования. Данный рост уменьшает силу мультипликатора.
• Существование дилеммы целей денежно-кредитной политики. Данная проблема означает, что регулирующему органу приходится выбирать между контролем ставки процента и количеством предложения денег, так как эти величины обратно зависимы. То есть, если центральный банк выбирает политику контроля процентной ставки на заданном уровне, тогда при увеличении спроса на денежную массу, ему придется увеличить предложение денег. Соответственно наоборот, поддержание на одном уровне предложения денег требует активного воздействия на уровень процентной ставки. Для того чтобы снизить процентную ставку, регулирующий орган будет вынужден увеличить количество предложение денег, тем самым подъем экономики может перерасти в инфляционный бум. В кризисный период поддержание процентной ставки может вызывать не меньшие проблемы: спрос на
деньги из-за кризиса в экономике упадет, и центральному банку придется сократить предложение денег, при этом создав еще больший спад совокупного спроса.
• Проведение фискальной политики за счет монетарной. Когда государство имеет дефицит бюджета и хочет увеличить свои расходы, оно может провести эмиссию денег, выпустить долговые ценные бумаги и продать их населению, то есть осуществить внутренний заем либо продать ценные бумаги иностранному контрагенту, тем самым осуществив внешний заем. Однако не всегда могут быть проведены последние два способа, как, например, это было в 20-е годы ХХ века в СССР. Тогда правительство активно использовало «печатный станок» на покрытие дефицита бюджета. Как показала история, ни к чему хорошему это не привело: прирост денежной массы в апреле 1924 года к январю 1923 составил 11 200 раз.
В проведение монетарной политики активную роль играют банки. Они представляют собой финансовых посредников, которые используют ликвидные активы клиентов банка для финансирования инвестиций субъектов, нуждающихся в кредите. У банков нет необходимости удерживать все средства клиентов в форме активов, обладающих высокой ликвидностью. Поэтому большую часть средств клиентов банки инвестируют в низколиквидные активы. Остальная же часть средств должна быть зарезервирована в регулирующем органе. Данные денежные средства не находятся в обращении.
Если рассматривать упрощенный
бухгалтерский учет в банке, то в актив банки записывают суммы выданных кредитов и хранящиеся в центральном банке резервы, в пассив же будет записана сумма вкладов клиента.
Для эффективной деятельности
коммерческих банков центральный банк осуществляет за ними наблюдение и контроль. Это необходимо для того, чтобы смягчить банкротство банков для клиентов. Во-первых, все вклады страхуются. Это означает, что при
ликвидации банка вкладчик получит гарантированную сумму в размере, установленном регулирующим органом. Страхование уменьшает вероятность бегства вкладчиков из банка, так как они в любом случае получат свои деньги. Во-вторых, правительство требует иметь на балансе банков значительно больше активов в сравнении с суммой размещенных вкладов. Тем самым у руководства банков не будет излишней мотивации вкладываться в рискованные инвестиции. В-третьих, все банки обязаны держать резервы в регулирующих органах.
От коммерческих банков стоит перейти к роли центрального банка. Это специальный регулирующий орган, обеспечивающий контроль коммерческих банков и проводящий монетарную политику. Регулятор может проводить денежно-кредитную политику, используя три инструмента: обязательное резервирование, процентную ставку и операции на открытом рынке. Первый и второй инструменты действуют по известному механизму: те банки, что не могут удовлетворить требования центрального органа, занимают средства у других банков под установившийся рыночный процент.
Коммерческие банки также могут занять средства у регулятора по ставке рефинансирования, но данный процент обычно чуть выше рыночного, чтобы не поощрять кредитование у центрального банка. На данный момент в развитых странах центральные банки осуществляют монетарную политику, по большей части опираясь на третий инструмент -операции на открытом рынке.
Как и коммерческие банки, центральный банк имеет активы, представленные государственными ценными бумагами, обязательства представлены денежной массой в обращении и резервами банков страны. При проведении операций на открытом рынке регулятор покупает или продает государственные ценные бумаги. При покупке он платит за ценные бумаги, увеличивая счета данных банков дополнительной денежной
массой, которая увеличивает резервы банков. При продаже регулятор наоборот уменьшает банковские резервы. Поскольку за нынешними деньгами не стоит никакой реальный товар, регулятор может в один момент создать нужное количество средств. Прямого действия покупка или продажа государственных ценных бумаг регулирующим органом не оказывает на монетарную политику, но увеличение резервов банков ведет к выдаче большего числа кредитов и соответственно увеличению предложения денег, уменьшение резервов банков ведет к сокращению кредитов и уменьшению предложения денег. Соответственно изменяются и процентные ставки.
Рассмотрим предложение денег и мультипликативный эффект, в условиях, когда у населения существуют наличные деньги, а банки имеют норму резервирования меньше единицы.
M = {(cu + 1)/(cu + res)}*BASE где M - предложение денег; cu - норма депонирования; res - норма резервирования; BASE - денежная база. Первое слагаемое и есть денежный мультипликатор. Мультипликатор будет больше 1, при условии, что норма резервирования меньше 1, то есть в стране имеется частичное резервирование. При росте нормы депонирования, то есть, когда население переводит свои депозиты в наличность и не хранит деньги в банках, значение денежного мультипликатора снижается, следовательно, снижается и предложение денег. Но на величину мультипликатора также влияет и норма резервирования: при увеличении нормы резервирования регулятором, происходит снижение денежного мультипликативного показателя, предложение денег сокращается.
На денежную базу, как говорилось ранее, оказывает центральный банк, а именно покупка и продажа ценных бумаг.
Во времена Великой депрессии ХХ века падение цен во многом объяснялось сокращением предложения денег. В начале 30-х
годов люди стали более недоверчивыми к банковской системе, поэтому переводили банковские депозиты в наличность (коэффициент депонирования увеличивался). Но и сами банки осторожничали и повышали норму резервирования, чтобы в случае «бегства из банка» вернуть клиентам их деньги. Два этих фактора влияют на денежный мультипликатор: он сокращался, а с ним сокращалось и денежное предложение. Государство было вынуждено значительно увеличить денежную базу, но даже ее прирост не помог увеличить предложение денег из-за противодействия мультипликатора.
Проводником национальной денежно-кредитной политики выступает центральный банк, взаимодействующий с коммерческими банками с помощью таких инструментов, как ставка рефинансирования, под которой подразумевается норма процента, под который центральный банк даёт кредиты коммерческим банкам. Кроме того, в мировой практике могут применяться и иные ключевые ставки: межбанковские, репо, дисконтные и др. Повышая данную ставку, центральный банк делает кредит более дорогим, что снижает уровень денежной массы, а следовательно, помогает снизить инфляцию, однако может усилить спад производства.
Понижением ключевой ставки центральный банк делает кредит более дешёвым, увеличивая число заёмщиков и стимулируя их экономическую активность, что, с одной стороны, способствует подъёму производства, но, с другой, может привести к росту инфляции. Таким образом, центральный банк путём изменения ставки процента может регулировать экономику, ограничивая или стимулируя производство и потребление. Однако далеко не всегда практика изменения ключевой ставки является эффективным инструментом монетарной политики. Так, в большинстве развитых стран объемы кредитов, которые коммерческие банки получают от центробанка, обычно невелики. Например, в США он обычно не превышает 2-3 % общей величины банковских резервов с. [3, с.374], так как обычно
ФРС предоставляет кредиты в виде дисконтного окна только в тех случаях, когда установлено, что банк действительно имеет затруднения, вызванные объективными причинами, и нуждается в помощи. Более того, эти кредиты они не могут выдавать клиентам.
Кроме того часть своих средств коммерческие банки должны держать в виде резервов в центральном банке. С помощью изменения нормы обязательных резервов центральный банк также может оказывать влияние на общее количество денег в обращении. Увеличение нормы обязательных резервов ведет к уменьшению денежной массы, уменьшение - напротив, приводит к росту денежной массы.
Таким образом, перед правительством встает вопрос: как добиться поставленной задачи с наименьшими потерями, то есть с наименьшим падением производства и реального ВВП. Существует два противоположных подхода к вопросу снижения инфляции. Первый подход состоит в постепенном снижении темпов роста денежной массы, а второй - в резком сокращении денежной массы (этот подход принято называть шоковой терапией) [3, с.375].
При проведении центральным банком стратегии постепенного снижения инфляции сначала происходит незначительное сокращение темпа роста денежной массы, что приводит к небольшому сдвигу кривой совокупного спроса вниз (рис. 1). В результате экономика в краткосрочном периоде перемещается из первоначального равновесия Е0 в точку Е1, в которой инфляция ниже первоначальной, но также меньше и производство, правда, в силу незначительного сдвига кривой совокупного спроса, производство сокращается не очень сильно. Затем, в силу снижения инфляции, происходит пересмотр инфляционных ожиданий в сторону понижения, и одновременно продолжается политика постепенного снижения темпа роста денежной массы, в силу чего кривая совокупного спроса вновь сдвигается вниз. В результате экономика переходит в точку Е2, где инфляция еще ниже, но по-прежнему
сохраняется небольшое отклонение
производства от уровня полной занятости. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнут желаемый темп инфляции п'. Таким образом, при движении к целевому темпу инфляции уровень безработицы будет немного выше естественного уровня, и, в целом, рассматриваемая политика не будет сопровождаться глубоким спадом.
В качестве альтернативы постепенному подходу используется так называемая шоковая терапия, заключающаяся в резком снижении темпов роста денежной массы до уровня, который обеспечивает значительное снижение темпа инфляции. Однако резкое сокращение денежной массы неизбежно приводит к глубокому спаду в экономике.
щ)
АО<к А$0 -
АГК \ А1> \ // =
Б?
/ / ¡V
У
У, У*
Рис. 1. Снижение инфляции путем постепенного снижения темпа роста денежной массы (случай
статических ожиданий) [13, с.192] Вследствие резкого снижения темпов роста денежной массы политика шоковой терапии уже на первом этапе приводит к заметному сокращению инфляции, при этом снижаются и инфляционные ожидания, что приводит к значительному сдвигу и кривой совокупного предложения, а это, в свою очередь, способствует дальнейшему снижению инфляции до желаемого уровня (рис. 2).
: т,
■■ т
АОоч
А1_)| Бо /АВ1(тГ =
——Ет) (----/-
! /
ь.
Щ)
Рис. 2. Снижение инфляции путем резкого снижения темпа роста денежной массы (случай
статических ожиданий) [13, с.192] Таким образом, при шоковой терапии экономика гораздо быстрее приходит к требуемому уровню инфляции, но потери в сфере производства могут быть гораздо большими (рис. 3, 4).
гтостеп е [ 11 юе с и н же I ;ие
время, 1
Рис. 3. Динамика темпа инфляции при альтернативных вариантах снижения (случай статических ожиданий) [13, с.194]
Рис. 4. Динамика темпа выпуска при альтернативных вариантах снижения (случай статических ожиданий) [13, с.194]
При этом А. Фридман называет ряд факторов, уменьшающих величину потерь от политики снижения инфляции при прочих равных условиях:
1. заблаговременное объявление о проведении политики снижения инфляции;
2. высокая степень доверия государству;
3. преобладание краткосрочных трудовых контрактов;
4. если динамическая кривая совокупного предложения более крутая, это приводит к большему падению темпа инфляции и меньшему сокращению выпуска при сдвиге вниз кривой совокупного спроса [13, с.194].
Один из наиболее гибких и эффективных методов регулирования денежного обращения в развитых странах, как отмечает Т.Ю. Матвеева, являются операции на открытом рынке, представляющие собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг (казначейских векселей, краткосрочных государственных облигаций) [3, с.377].
Таким образом, инъекции в банковские резервы, как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к достаточно быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем иные инструменты монетарной политики, а потому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.
Под фискальной политикой в целом понимается деятельность государства в сфере налогообложения, а также регулирование государственных расходов и бюджета. Фискальная политика так же, как и монетарная, направлена на обеспечение полного использования ресурсов и неинфляционного роста национального производства. К фискальной политике относятся дискреционная и автоматическая фискальные политики.
Дискреционная фискальная политика подразумевает сознательное регулирование государством налогообложения и
государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.
Под автоматической фискальной политикой понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.
Государственный бюджет представляет собой баланс доходов и расходов государства на определенный промежуток времени (чаще всего - год), основной финансовый план страны, приобретающий силу закона и обязательный для исполнения после его принятия
законодательным органом (Парламентом, Государственной Думой, Конгрессом и т.д.) [3, с.424]
Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от
непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы. Основные рычаги этого влияния — регулирование налогообложения и федеральных и региональных расходов.
Налоги, как известно, главный источник доходов государственного бюджета. Так, посредством налогов промышленно развитые государства получают в государственный бюджет от 27-29% ВВП (в США и Японии) до 53% (в Швеции) [15, с. 91].
Вместе с тем, налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса: потребительские и инвестиционные расходы. Поэтому они оказывают косвенное влияние на совокупный спрос, т.к. снижение налогов увеличивает совокупный рост, а повышение налогов снижает совокупный спрос [3, с.410].
Механизм налогового воздействия на экономику также на первый взгляд прост: если в экономике наблюдается высокий уровень инфляции, то для её снижения необходимо уменьшить денежную массу в обращении, для чего государством увеличиваются налоги, тем самым снижается экономическая активность фирм и населения - опять же это может привести к спаду производства и потребления.
Если изначально в экономике страны наблюдается спад производства и потребления, то государством уменьшается налоговое бремя, что способствует оживлению экономики, появлению дополнительных средств для производства товаров и росту потребительской активности населения, но, в свою очередь, это может привести к росту инфляции в силу увеличения денежной массы в обращении.
В принципе, регулирующие функции налоговой системы во многом зависят от того, насколько рационален уровень ставок обложения. Поэтому для экономистов на определенном этапе вполне логичным стал вопрос о рациональных и предельных ставках налогообложения. Анализом налоговой нагрузки занимаются сторонники теории предложения, которые пришли к выводу, что гораздо эффективнее с помощью налогов воздействовать не на совокупный спрос, а на совокупное предложение. В итоге была выведена очевидная закономерность: снижение налогов ведет к росту располагаемого дохода и, следовательно, к увеличению предложения на рынках труда и капитала, к росту инвестиций. Результатом становится общий экономический подъем.
Таким образом, налоги - это не только основной источник доходов государства и средство перераспределения национального дохода, но и важный инструмент стабилизации экономики.
Регулирование государством собственных расходов также может способствовать преодолению спада производства. Так, в периоды кризиса в экономике государство вынуждено прибегать к увеличению расходов на поддержку тех предприятий и отраслей хозяйства, которые особо нуждаются в ней, расширяет государственные закупки товаров и услуг (к примеру, госзаказ оборонным предприятиям), стимулируя производителей к развитию производства и тем самым, сокращая безработицу.
Государственный бюджет может иметь три различных состояния: сбалансированное,
дефицит, профицит. Основная цель бюджетной политики заключается в достижении баланса доходов и расходов. Отметим, что профицитный бюджет - это достаточно редкое явление в экономике. Считается, что при профиците бюджета недостаточно задействуются возможности экономического развития и повышения благосостояния населения, что ведет к увеличению спроса. Относительно же дефицита государственного бюджета экономисты пока не пришли к единому мнению, является ли бюджетный дефицит злом. Кейнсианская школа утверждает, что умеренный бюджетный дефицит, напротив -благо для экономики, так как он дает возможность увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования
государственных расходов. Однако по оценкам экспертов МВФ, дефицит, который превышает 2,5% ВВП, считается настораживающим.
Существует два традиционных способа финансирования бюджетного дефицита: во-первых, денежно-кредитная эмиссия; во-вторых, выпуск государственных займов. Использование первого способа усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск
государственных ценных бумаг является более целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой денежной эмиссии. Размещение государственных займов среди юридических и физических лиц не сопровождается увеличением количества денег в обращении, т.е. носит неинфляционный характер. Однако за счет своей доходности государственные облигации выводят свободные финансовые ресурсы из экономики, повышают ставки банковских кредитов и вытесняют частные
капиталовложения с финансового рынка.
Напомним, что в международной практике под структурным дефицитом подразумевается дефицит вследствие превышения уровня госрасходов над поступлением налогов, который очищен от фаз экономического цикла.
Циклический дефицит, в свою очередь, равен дополнительным государственным
заимствованиям, сделанным в период экономического спада, или уменьшенным заимствованиям, сделанными в период экономического подъема.
Соответственно, бюджетный дефицит равен сумме структурного дефицита и циклического дефицита или профицита» [7].
Развитие государственного кредита сопровождается созданием структуры управления государственным долгом. К важнейшим мероприятиям в этой области относятся следующие: определение размеров новых займов, сроков их выпуска, размеров процента по обязательствам казначейства, способы размещения облигаций, а также рефинансирование, конверсия и консолидация государственного долга. Крупные бюджетные дефициты и вызванный ими государственный долг могут породить ряд серьезных проблем для экономики. Поэтому экономически
продвинутые страны перешли в настоящее время от политики дефицитного финансирования к бюджетной политике, основанной на так называемой теории стороны предложения (supply side economics).
Как показывает практика, меры государственного регулирования нередко сталкиваются с большими трудностями из-за того, что их проведении существуют лаги. Лагами экономической политики принято называть те периоды времени, которые проходят от момента осознания необходимости государственного вмешательства денежных или бюджетных властей в работу финансовых и товарных рынков, до того момента, когда это вмешательство приносит конкретные
результаты.
Наличие лагов является причиной появления рисков того, что меры принятые для уменьшения спада, вступают в силу тогда, когда спад уже преодолен, или меры, принятые для того, чтобы охладить перегретую экономику, вступают в силу тогда, когда экономика уже находится в состоянии спада. Все сказанное
усугубляет и без того тяжелое состояние экономики в период рецессии. Это можно назвать неадекватно применяемой ДКП.
Принято выделять внутренний и внешний лаг [16, с 397].
Внутренний лаг - это период времени от момента осознания необходимости
экономической политики до начала ее реализации; внешний - время, прошедшее с момента начала реализации экономической политики до появления конкретных результатов.
С точки зрения внутреннего лага, несомненные преимущества имеет денежная (монетарная) политика, так как ее проведение требует только решения центрального банка. Изменение бюджетно-налоговой (фискальной) политики, наоборот, может занять несколько месяцев, поскольку требует решения правительства и утверждение его законодательным органом. И, напротив, с точки зрения внешнего лага преимущество имеет бюджетно-налоговая (фискальная) политика, так как она влияет непосредственно на производство. Результатов же кредитно-денежной политики можно ждать довольно долго [16, с 397].
Нередко возникают ситуации, когда экономическая политика начинает применяться, когда тенденции уже изменились - политика, направленная против спада может начаться, когда экономика уже вышла из рецессии, тогда она будет чрезмерно стимулироваться; и наоборот, ограничительная политика может начаться, когда пик подъема экономики уже пройден, тогда эти меры только усугубляют спад.
Выводы
Классическая теория саморегулирующейся рыночной экономики исходит из того, что рыночные механизмы автоматически приводят конкурентную систему к равновесному состоянию; колебания цен, процентной ставки и эластичность соотношения цен и заработной платы обеспечивают полную и эффективную занятость, успешный экономический рост. Государство должно лишь охранять
конкурентную систему, поддерживать покупательную способность денег и бездефицитность бюджета, не вмешиваясь в функционирование экономики.
В истории экономической мысли появлялось много течений, которые утверждали, что рынок нуждается в регулировании. И действительно, с течением времени менялись и структуры рынка, и способы его регулирования, и функции государства. Это в итоге привело к появлению различных моделей национальных экономик. К тому же непрерывные институциональные изменения воздействовали на экономику, в результате чего изменялась роль государства в экономике. Томас Гоббс утверждал, что без деспота- государства невозможно
существования общества, и наступит борьба всех против всех. Адам Смит заложил основы рыночной экономики и показал, что свободный рынок формирует институты регулирования и координации без участия государства. Карл Маркс, анализируя современный ему капитализм, показал развитие противоречий, ставящих под угрозу само существование экономики и государства. Концентрация и транснационализация производства изменили поведение микроэкономических агентов. Предположения классиков о том, что рынок регулирует все сам, нуждались в дополнительном развитии. Так, Джон Мейнард Кейнс открыл новую эпоху в развитии экономической науки, разработав и обосновав стратегию макроэкономического политического активизма.
Таким образом, то, что товарный рынок не может регулировать социальные отношения в обществе, ведет к неравенству, безработице и другим явлениям, получившим в литературе название «провалов рынка» [11]. Как показано в статье, провалы рынка на самом деле являются отсутствием рынка, т.к. условия справедливого обмена между сторонами - участниками в описанных контекстах не соблюдаются. Обоснованный Дж. Кейнсом политический активизм приводит к более активной работе рынка политических услуг, на котором и
вырабатываются меры по координации и регулированию экономики.
Регулирование рынка, координация деятельности его основных участников позволяет совокупности товарных и финансовых рынков наиболее эффективно функционировать и развиваться. В развитии этого процесса регулирование направлено на те сферы, где экономические рынки сами не могут справиться или справляются в недостаточной степени без рынков политических услуг, которые и обеспечивают эффективную денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику.
Наконец, применение как конвенциональной денежно-кредитной так и бюджетно-налоговой политик несет в себе серьезные риски того, что из за эффектов лага - периода времени между принятием решения, сбора необходимой информации, принятия необходимых
законодательных мер, и их осуществления, принятые меры могут принести вред экономике.
Список источников и литературы
1. Бланшар О. Макроэкономика / [пер. с англ.]; науч. ред. пер. Л.Л.Любимова; Гос. ун- т
— Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом Гос. ун-т а — Высшей школы экономики, 2010.
— 671 , [1] с.
2. Макроэкономика. / Бернанке Б. Абель Э., 5-е изд. - СПб.: Питер, 2010.
3. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. -511с.
4. Матризаев Б.Д. NewNormal и макроэкономические проблемы устойчивого роста в новых условиях // Муниципальная академия, 2017 №2, с.92-99
5. Минина Т.И., Думанишева К.М. Денежно- кредитная политика и трансмиссионный механизм // Вопросы экономических наук, 2017 №1, с. 35-38
6. Минина Т.И., Клименко Н.А. Основные проблемы и направления денежно- кредитной политики России в условиях введения
международных санкций. //Экономика. Налоги, Право, №3 (июнь) 2017г, с. 52-59.
7. Минина Т.И., Скалкин В.В. Субнациональные стабилизационные фонды как средство повышения эффективности публичных финансов //Финансовый бизнес (журнал ВАК), 2017 №5
8. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1994.- 736с
9. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.
10. Ойкен В. Основные принципы экономической политики / Вальтер Ойкен; Перевод с нем. Л. А. Козлова, Ю. И. Куколева; Общ. редакция Л. И. Цедилина, К. Херрманн-Пиллата; Вступ. ст. О. Р. Лациса 493 с.
11. Скалкин В.В., Журавлева И.А. Проблемы и возможности применения корректирующего налога к ординарным транзакциям в оптимизационной модели фискальной политики. // Аудит и финансовый анализ. 2016 №6, с. 40-43
12. Стиглиц Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к поствашингтонскому консенсусу // Вопросы экономики.-1998.-№8.-С.4-34
13. Фридман А.А. Курс лекций по макроэкономике. - М.: МФТИ, 2002. - 267 с.
14. Фридмен и Хайек о свободе. - Минск: Полифакт - Референдум, 1990.-126 с.
15. Чаусовский А.М. Экономическая политика. - Донецк, КИТИС, ДонГУ, 2000. -150 с.
16. Шагас Н.Л., Туманова Е.А. Макроэкономика. - М.: Изд-во Московского университета, 2006
17. Шлезингер Артур М. Циклы американской истории. М.1992
18. Krugman P., R. Wells Macroeconomics -2006 - 476 p.
19. Roosevelt T. Message to Congress, 8 December 1908